Происхождение и воспитание евгения онегина. Воспитание онегина

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни. Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, - беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Героя раздражает однообразие. Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум…

Онегин почувствовал себя лишним в великосветских гостиных. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Ему было:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Характер Онегина в романе показан в развитии, в движении. Отказавшись от шумного света, он стал писать и читать, но вскоре бросил и то, и другое, потому что «упорный труд ему был тошен». Он слишком долго жил в праздности, на всем готовом. Онегин стал затворником. Такое поведение – его необъявленный вызов свету и обществу деревенских помещиков. В деревне герой даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела.

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей.

Своим равнодушием Онегин нанес сердечную рану Татьяне. Конечно, его нельзя упрекать в том, что он не влюбился. Душевная черствость героя проявилась на именинах девушки. Он знал, что Татьяна любит его, но не пощадил ее чувств. Ухаживая за Ольгой, он заставил страдать не только Татьяну, но и Ленского. Онегин – эгоист, холодный, рассудочный человек. Поэтому он не выдержал испытания любовью и дружбой. Убийство Ленского ему нельзя простить. Недаром автор, комментируя состояние Онегина перед дуэлью, горько замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь.

Причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Дуэль – следствие равнодушия и боязни злого языка «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин стал пленником своего старого кумира – «общественного мненья». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только потрясение смогло изменить его.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин, «как дитя», влюблен в Татьяну:

…К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень…

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить…

И это именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова начал читать и читал уже «духовными глазами».

Онегин – особый человеческий тип, впервые выведенный в русской литературе – «лишний человек». «Пустое действие» - вот ключ к пониманию героя. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине, да и сам не достиг счастья.

В финале романа Пушкин оставляет героя на распутье. Однако можно предположить, что Онегин дорог автору способностью к поиску духовных ценностей, готовностью к действию, поступку.

Проблемы воспитания и образования в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Одним из основных вопросов, обсуждаемых в обществе в этот период и, как следствие, на страницах многих литературных произведений, был вопрос о воспитании и образовании современной молодежи.

В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г., Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».

По мнению поэта, воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрение. А воспитание человека в то время всецело зависело от общественной среды, от исторической ситуации, от социально-политической обстановки, от отдельных лиц, книг и т. д. В этой связи вопросы воспитания представляли огромный интерес, как для писателей, так и для читателей…

Поэтому проблема воспитания и образования в романе «Евгений Онегин» выступает одной из центральных, которая предопределяет судьбы главных героев.

Тематика образования и воспитания героев занимает одну из ведущих позиций в романе Пушкина и может быть прослежена на всем протяжении «Евгения Онегина». В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски - дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приемы, театр - место общения, сбора сплетен и демонстрации новых туалетов) или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников.

Безусловно, проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Научно-критическая литература в рассмотрении воспитания и образования Евгения сходится во мнении относительно того, что воспитание противоречиво.

С одной стороны, героя окружают с детства гувернеры, которые в домашних условиях дают ему все необходимое, чтобы вступить в свет. К слову, «Золотая молодежь» Москвы и Петербурга воспитывалась гувернерами - французами, остатками «Великой армии» Наполеона после Отечественной войны. Они брались в учителя музыки и танцев по определению, раз француз - значит, знает толк в искусстве. В то же время воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности:

Monsieur l"Abbi, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». Высшее общество вело именно такую, беззаботную и легкую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному течению. К этому обществу на первых страницах принадлежит и Онегин:

Спокойно стоит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он, бесспорно, умен и видит все недостатки, как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. При этом Онегин - тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой является миру немой укор:

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиной появился он…

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. Он читает труды экономиста Адама Смита, и затем в деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян, что явилось результатом его увлечения экономикой. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:

… Роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел явно он,

Что и в деревне скука та же.

По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онеги, который представляет собой «европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события. В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца, не воспитанные в нем в детстве и юности, нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света.

При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина, подчеркивая тем самым, что ничего не изменилось в обществе. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина -- Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Что же до семьи Лариных, то там вместо французских гувернеров, характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Чудесная няня воплощает связь героини с миром крестьянства и тем народным творчеством, которое щедро питает воображение «мечтательницы милой». Ведущие место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Недаром волшебные вымыслы народной наставницы уносят Татьяну от прозаического мира Пустяковых и Фляновых, столь чуждого ей. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже.

Следует отметить, что героиня зачитывается французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Героиня Пушкина, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать. Татьяна, как и ее мать, сестра, да и многие женщины того времени, зачитывалась романами популярных писателей, но не просто пробегала глазами по тексту, а переживала его, уединяясь с книгой в саду, мечтая о романтической любви и «прекрасном принце»:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, непристойный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Возвращаясь к литературе, стоит отметить также и то, что романов отечественных в ту пору еще почти не было, господствовала мода на французский язык. Проза наша, как заметил Пушкин, была «мало обработана». Душа же героини, весь строй ее мыслей и чувствований были обращены к родной, отечественной культуре, и сны ее были сотканы из русских сказочных образов.

Итак, Татьяна представляет собой в воспитательном плане полный антипод Онегину. Она не жила светской жизнью, не пропитана духом интриг и кокетства, а по-детски искренна и лишена светских предрассудков, что позволяет ей первой признаться в любви к Евгению.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность -- основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые в силу воспитания Татьяна с упоением слушала рассказ няни о ее любви), не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет:

Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Но «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Когда же Евгений вновь встречается с Татьяной, то понимает, насколько любит ее. Однако моральные качества берут у Татьяны верх над чувством, и она отказывает Евгению, в этом-то и заключается отличие в воспитании героев: один привык получать все, что захочет, другая же живет, руководствуясь нормами морали.

Таким образом, герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», доказали, что человек, оторванный от своей национальной почвы, воспитанный на европейский манер, может быть либо пустым и никчемным либо очень быстро разочароваться в жизни и не суметь найти себя, как, например, Евгений; Татьяна же, несмотря на то, что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в образ «идеальной женщины».

Главным героем романа Пушкина, именем которого и названо произведение, является молодой дворянин Евгений Онегин.

Сразу хочется сказать то, что Пушкин очень скупо описывает внешность Евгения Онегина. Лишь в самом начале романа Александр Сергеевич отметит, что у Онегина была модная на то время стрижка и одет он был, как лондонский денди.

Евгению было двадцать четыре года, родом он был из дворянской семьи, которая, к сожалению, разорилась. Он получил типичное домашнее образование. Немного владел латынью, знал классическую литературу, прекрасно владел французским языком. Главным его талантом было умение промолчать когда этого требовала ситуация или поддержать беседу, колкой цитатой или высказыванием. У Онегина были прекрасные манеры, он был остроумным и веселым человеком. Как и подобает молодому дворянину, Евгений вел разгульную жизнь. Он был частым гостем на балах и пиршествах, обедал в ресторанах, посещал театры. Онегин пользовался популярностью у противоположного пола.

Но очень скоро, такая жизнь наскучила Евгению. Вся та роскошь, что привлекала его, в один миг начала вызывать у парня отвращение. Онегин был умнее окружающего его общества, ему стали противны лицемерие и наигранные отношения. Евгением овладела «русская хандра».

Стараясь что-то изменить в своей жизни, Онегин пробует писать. У него ничего не получается, ведь «труд упорный ему был тошен». Евгений много читает, но это занятие тоже не приносит ему удовольствие. Находясь в деревне, он делает еще одну попытку побороть свою скуку. Онегин, дабы облегчить жизнь крепостных крестьян, отменяет барщину, вместо этого облагает их оброком. В результате такой реформы, крестьянам действительно стало легче жить, но на этом дело остановилось, ведь делалось оно «чтоб только время проводить».

Пушкин показывает нам, что Онегину не чужда работа, он не сидит на месте, а пытается что-то сделать. Виной всему становится воспитание, которое не предполагало нужность какого-либо труда. В характере Евгения Онегина показано борьба старых обычаев и новых порядков. Ярче всего эта борьба проявляется во взаимоотношениях с Татьяной и .

Ленский стал для Онегина лучшим другом. Они выделялись из толпы своим интеллектом, взглядами на жизнь, хотя и были очень разными людьми. Пушкин сравнивает их со льдом и пламенем. В последствие из-за своей не любви к окружающим, Онегин сгубил Ленского, убив молодого поэта на дуэли.

Влюбилась в Онегина с первого взгляда. Молодой скучающий дворянин стал героем ее романа. Ее сердце было наполнено любовью. Она решается первая рассказать о своих чувствах, написав Евгению письмо. Можно сказать, что Онегин поступил по отношению к девушке благородно. Он сразу сказал, что не готов для семейной жизни и попросил Татьяну придержать свои чувства. В дальнейшем Онегин был наказан за этот поступок.

Изображая Евгения Онегина, Пушкин показал нам человека, который имея определенные способности и задатки, не имеет смысла в жизни. Евгений не хочет жить, как живут остальные дворяне, но другому образу жизни он не обучен. Именно от безысходности он впадает в глубокую депрессию.

Становится понятно, что Пушкин не приемлет такой образ жизни. Он осуждает такой уклад жизни и общество, которое воспитывает таких людей. К сожалению, большинство молодых дворян в начале 19 века жили именно так, как жил Евгений Онегин.

Произведения Пушкина принадлежат истории литературы. В каждом из них есть отпечаток мысли самобытной, отпечаток, достойный внимания по своей новизне, ясности и красоте. Ум автора, от природы необыкновенно проницательный и острый, в сочинениях обозначался во всей своей силе.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — это энциклопедия нравов русского общества, произведение нового типа. До «Евгения Онегина» русское общество с романами в стихах не встречалось.

По меткому замечанию В.Г.Белинского, Пушкин взялся за роман в стихах, «когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе».

Познакомимся с главным героем, Евгением Онегиным. Впервые мы встречаемся с ним в первой главе романа:

«С героем моего романа
Без предисловий, в сей же час
Позвольте познакомить вас».

Каков он, герой романа Александра Пушкина?

С его характером, нравом, мыслями и чувствами автор знакомит нас постепенно, в течение всего повествования.

Онегин — молодой дворянин, аристократ. Воспитан в классических традициях тех времён: французские учителя, гувернёры. Учась «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», Онегин овладел довольно небольшим багажом истинных знаний. В разговоре мог «коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока».

«Пора надежд и грусти нежной» наступила довольно быстро. Евгений стал появляться в свете. Он был одет как подобает, острижен по последней моде. Он легко изъяснялся по-французски, отменно танцевал, умел вызвать улыбку дам «огнем нежданных эпиграмм», хранил в памяти анекдоты, читал Адама Смита…

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но Онегин – типаж противоречивый. Изучив рано «науку страсти нежной», он также рано охладел чувствами, стал равнодушен к большому свету и им постепенно начала овладевать хандра.

Под влиянием этой хандры Онегин запирается в своём кабинете и принимается за перо. Но ничего из этого писания не выходит, так как ему тошен упорный труд. Тогда он принимается за чтение, но из чтения также не выходит никакого толку, и он вынужден бросить книги.

Онегин успевает озлобиться против света и начинает презирать людей. В таком душевном настроении он попадает в деревню, где занемог его дядя. Здесь Онегин знакомится с романтиком Ленским и, несмотря на противоположность характеров, сближается с ним. Здесь же, в деревне, в семье Лариных, Онегин встречает задумчивую и мечтательную Татьяну, которая скоро в него влюбляется, и, следуя влечению своего сердца, откровенно в письме признается ему в любви. Онегин отвечает на чистосердечное признание девушки уверением, что он пережил игру страстей и заканчивает свою длинную проповедь сухим нравоучением:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет…»

После ссоры Онегин на дуэли убивает своего друга Ленского.

Продолжая томиться в «бездействии досуга», он оставляет деревню и начинает «странствия без цели». После двухлетних скитаний Онегин попадает в Москву, где встречает ту же Татьяну, но находит её уже равнодушной княгиней, неприступной дамой. Эта перемена, происшедшая с ней, так поразила Онегина, что он «влюбляется в Татьяну, как дитя» и начинает преследовать её своей любовью. На своё любовное признание он получает такой же чувствительный урок, какой некогда преподал Татьяне. Она отвечает ему, что хотя и любит его, но другому отдана и останется верна ему навеки.

В русской литературе такие типажи, как Онегин, причислены к «лишним людям». Путь Онегина долог и тернист. На этом пути он нигде не находит применения своим силам. Неспособность Онегина к результативному труду, настоящему делу – в этом кроется главная причина его душевного дискомфорта, бесконечной хандры и непрекращающейся скуки.

Онегин не способен посмотреть на жизнь с другой стороны, осознать принципы жизни на иных духовных началах.

Заключение

Пушкин обогнал своё время. Он создал совершенно уникальный роман. Роман в стихах. В нём мы следим за повествованием и, в то же время, наслаждаемся хрустальной чистоты стихами Пушкина.

Автор познакомил нас с Онегиным, человеком со сложным и противоречивым характером. Образ этого героя, по словам А.И.Герцена, «настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России».




Top