Происхождение пословицы «Делу — время, потехе — час. В чем смысл пословицы «делу время, потехе час»

Р усский язык – один из самых сложных и интересных языков мира. Он способен похвастаться множеством пословиц, поговорок и афоризмов с глубоким смыслом и интересной историей. Пословицы русского народа – сокровищница накопленной веками народной мудрости — описывают самые разные ситуации, способны дать мудрый совет в самых трудных жизненных вопросах.

_____


_____

Большое количество русских пословиц посвящено теме работы: как правильно трудиться, как добиваться поставленных целей, как отогнать лень и трусость от тела и души. Одна из самых распространённых пословиц из этой копилки – «Делу время – потехе час».

_____


_____

Почему пословицы так популярны?

Интересный вопрос. Ведь большинство людей, бессознательно используя эти крылатые выражения, не задумываются, насколько древними они могут быть, какая богатая история за ними стоит. Пословицы – значимая часть . Они ёмко, доходчиво интерпретируют простые (или не очень) жизненные ситуации, поэтому живут в народной памяти веками, сохраняя глубинный смысл. Именно поэтому человек, даже несведущий в этимологии (происхождении разных компонентов языка), услышав, что, дескать, делу время, а потехе – час, понимает всё без дополнительных пояснений.

Происхождение пословицы

Как же появилась на свет эта интересная народная мудрость, сопровождающая современного человека с самого детства? Кто первый произнёс эту фразу? История этой пословицы крайне интересна и познавательна.

В 20 веке популярности пословице добавила известная певица Алла Пугачёва, выпустившая в восемьдесят пятом году известную эстрадную песню — хит, автором музыки к которой выступил Раймонд Паулс. Но понятно: история пословицы гораздо древнее.

Многие исследователи, автором фразы «Делу — время, потехе час» называют русского самодержца Алексея Михайловича Романова, родителя великого российского императора Петра I. В 1656 г. была выпущена книга о правилах охоты с соколами, на странице которой очень любивший порядок во всех сферах жизни политик и записал эту фразу. На Руси с давних времён охоту, которой занимались не для добывания еды или заработка, называли «потехой». А для знати соколиная потеха в те годы являлась одним из самых популярных видов досуга. Поэтому царь, говоря о «потехе», имел в виду именно это развлечение.

Сам государь был страстно увлечён соколиной охотой. Соколиная охота царя и его придворной свиты была важным мероприятием, к коему множество людей, занятых в этом процессе, подготавливались за долгое время. На территории «домов сокольничьих» предместья Сокольники, а также в Семёновском да Коломенском сёлах жили — не тужили больше тридцати сотен пернатых охотников. За ними присматривали десятки десятков сокольников, то есть служителей. Соколов покупали в Сибири, на реке Волге, да транспортировали крайне осторожно: везли по одному в особенных возках, обитых войлоком.

А ведало делами соколиными да охотничьими, влиятельнейшее из государственных ведомств – Тайный приказ. Этот факт наглядно подтверждает то, что в годы правления Алексея Михайловича этой потехе придавалось, прямо скажем, чрезвычайно высокое значение.

Кстати, в той самой книге о правилах соколиной охоты, самодержец записал пословицу в несколько ином виде, чем мы привыкли произносить сейчас. Алексей Михайлович написал «Делу время и потехе час», а на данный момент чаще употребляется формы «Делу — время, а потехе час», или «Делу время, потехе час». Употреблением союза «и» увлечённый охотой отец государства хотел показать равную ценность для здравомыслящего человека обязанностей и увлечений, а ещё то, что следует находить время и силы и для того, и для другого.

Только вот этот подход к этимологии известного высказывания слишком поверхностен. Разыскания в более глубоких пластах истории литературного языка доказали, что Алексей Михайлович не являлся автором этой фразы. Поговорки подобного смысла в те годы уже прочно укрепилось в народной памяти и давно ходило среди людей в живой речи. Да и у соседних с Русью национальностей тоже уже были пословицы такого типа. Так что, вытвори царь такую штуку в наше время, его бы строго осудили за явный плагиат. Но в те времена понятия об авторском праве ещё не было, да оно никогда и не касалось – потому как найти автора фольклорного произведения обычно как минимум очень трудно. Царь вставил пословицу в книгу просто чтобы она (книга) стала красочнее, интереснее, легче понималась и запоминалась.

Безусловно, этот поступок учёного царя положительно сказался на дальнейшей судьбе пословицы: можно сказать, что именно этому человеку мы обязаны тем, что народная мудрость не только не потерялась в веках, но и стала использоваться более широко, чем раньше.

Однако давайте, всё-же, заглянем глубже в историю. В 17 столетии в народе ходила ещё пара пословиц, построенных по той же модели, что и наша исследуемая. Речь идёт о «Песне время и молитве час», да «Время нарядам и час красоте».

Фольклорное, а не авторское происхождение этой фразы доказывают и бытовавшие тогда у соседних наций пословицы: «Время на труд, время на пищу», «Время — работе, время игре» (чешские); «День для работы, час веселью», «Первым труд, а уж после игра» (болгарские); польская «Всему своё время» и ещё множество подобных образчиков народной мудрости. Кстати, приведённая последней, как польская, пословица известна носителям ещё множества языков, что доходчиво говорит о ещё большей древности изречения и об универсальности смысла этих мудрых слов.

Делу время, потехе час

Делу время, потехе час

Слова из сборника правил соколиной охоты под названием «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», который был составлен в 1656т. по приказу царя Алексея Михайловича (1629-1676). Впервые издан (1865) П. Бартеневым.

В конце предисловия к «Уряднику» царь сделал собственноручно приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час». Этот прилог (приписка) стал пословицей, которая иногда толкуется в смысле: делу - время, а потехе - только час из этого времени.

Царь имел в виду другое: он просто хотел сказать, что нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) уделять внимание, тоже отводить свое время. А чтобы избежать тавтологии, Алексей Михайлович для слова «время» нашел синоним - слово «час», которое в старорусском языке тоже означало время (как сейчас в современном польском). То, что «время» и «час» равнозначны, показывает другое место из «Урядника», где сказано: «Время наряду и час красоте...», то есть нужно уделять время и тому и другому.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Делу время, потехе час" в других словарях:

    Ср. Горохов... в качестве столоначальника... очень хорошо помнит мудрое изречение: делу время потехе час. Это изречение он имел в виду и при женитьбе, а именно: выпросился в двадцативосьмидневный отпуск с тем, чтобы всецело посвятить это время… …

    Дѣлу время, потѣхѣ часъ. Ср. Гороховъ... въ качествѣ столоначальника... очень хорошо помнитъ мудрое изреченіе: «дѣлу время потѣхѣ часъ». Это изреченіе онъ имѣлъ въ виду и при женитьбѣ, а именно: выпросился въ двадцати восьми дневный отпускъ съ… …

    Делу время, потехе час. От безделья и то рукоделье. См. ИГРЫ ЗАБАВЫ ЛОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича (1629 1676) была составлена Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути, то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к … Словарь крылатых слов и выражений

    Делу время и потехе час - крыл. сл. В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича (1629 1676) была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    делу время, а потехе час - посл. Нужно отдавать делам больше времени и внимания, чем забавам и развлечениям. 1. Современный смысл пословицы (приданный ей еще в XIX в.) ошибочен с исторической точки зрения. Возникновение ее связывается с книгой, составленной по приказу царя … Справочник по фразеологии

    - (Всему и молитве свое время.) Ср. Они за одним другого не забывают... У них пению время, а молитве час. У них Божие идет Богови, а Кесарево Кесареви. Они и живут, и думают, и любят... Лесков. Обойденные. 2, 6. Ср. Пению время и молитве час,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Пѣнію время, молитвѣ часъ. (Всему и молитвѣ свое время.) Ср. Они за однимъ другого не забываютъ... У нихъ пѣнію время, а молитвѣ часъ. У нихъ Божіе идетъ Богови, а Кесарево Кесареви. Они и живутъ, и думаютъ, и любятъ... Лѣсковъ. Обойденные. 2, 6 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ВРЕМЯ, род. и дат. времени, временем, времени, мн. времена, времён, временам, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время основные формы бытия. || Эта форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера… … Толковый словарь Ушакова

    В понятиях Святой Руси вся жизнь русского человека от рождения до смерти, день за днем, в будни и праздники была действом, события и дела текли по руслу многовековых обычаев и традиций, высоких нравственных понятий, среди привычных, необходимых и … Русская история

Книги

  • Делу время, потехе час , . ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС - говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках.…

19.12.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Представьте: вам предстоит важная задача. Такая, что придется хорошенько потрудиться. Но самое сложное – начать. Время еще есть. Вы никуда не спешите. Занимаетесь праздным досугом. Как бы отдыхаете, но без особого удовольствия.

Ведь мысли о предстоящей работе крутятся в голове, выводят из душевного равновесия и не дают расслабиться. А все, потому что надо было прислушаться к народной мудрости, которую содержит пословица «делу время, потехе час» .

Изречение используется в назидательном контексте. При этом слово «время» означает большую часть, а «час» - меньшую. Таким образом, на труд нужно тратить больше времени, чем на развлечения. Но пословица состоит из двух половин. Многие ошибочно считают ее гимном трудоголику, забывая про вторую часть: «а потехе час». Работать без передышки, как и отдыхать без труда – верный путь к саморазрушению и проблемам со здоровьем. Нужно искать баланс и гармонию.

Обратим внимание, в каком порядке выстроены части выражения. Сначала дело, а только затем потеха. Идея в том, что нужно хорошенько потрудиться, а потом уже предаваться развлечениям. Ни в коем случае не наоборот. Иначе это уже похоже на прокрастинацию. Отдыхать приятнее, когда устал.

В качестве яркой иллюстрации посмотрим на знакомый пример из студенческой жизни. Многие учащиеся предпочитают проводить семестр в праздном ожидании сессии. А потом за несколько недель пытаются наверстать упущенное. Срочно впихивают себе в голову сотни страниц мелкого текста. Заготавливают тысячи шпаргалок, забывая о сне и еде. Профессор, выставляя двойку в зачетную книжку, может с полным основанием заявить, что студент пренебрег делом в пользу потехи.

Происхождение пословицы «делу время, потехе час»

История пословицы берет свое начало на Руси. Алексей Михайлович – царь из династии Романовых, являлся большим фанатом охоты. В 1656 году был издан его свод правил «Урядник», где написано: «… помните: делу время и потехе час». Под «потехой» понималась охота с помощью соколов - главная забава дворянского сословия. Но похожие поговорки уже существовали до этого. Правитель лишь перефразировал их в документе для придания тексту художественной выразительности.

Смысл пословицы изначально был иной: и потеха и труд одинаково необходимы. «Время» и «час» тогда считались синонимами. Их употребили, чтобы избежать тавтологии – лексического повторения. Позже союз «и» заменили на «а», что обеспечило противопоставление одного другому. Стоит так же отметить, что в современной разговорной речи, выражение стало всё чаще применяться вообще без союза «а».

В поговорках и пословицах заключена мудрость поколений. Наши предки часто облачали свои мысли в форму аллегорического высказывания, чтобы сохранить наследие для своих детей и внуков. Но с течением времени поговорки часто теряют свою смысловую нагрузку, оставаясь просто пустой фразой, которая присутствует в пассивном лексиконе большинства людей. Активно использовать их в речи многим бывает проблематично по причине не знания точного значения, поэтому люди недооценивают роль подобных высказываний.

Исходя из того, что, изучив детальное значение отдельной пословицы можно не только пополнить свой словарный запас, но и научиться чему-то, предлагаю разобраться в пословице – «Делу – время, потехе – час». Ведь фраза из нескольких слов формулирует определённую мысль, которая скрывает в себе глубокий смысл, мудрость, урок или жизненный опыт.

Упомянутые выше слова принадлежат русскому князю династии Романовых, Алексею Михайловичу. Человек глубоко образованный и высокоинтеллектуальный, он, сам того не зная, изрёк истину, что получила широкое распространение и сохранила до нашего времени свой простой, но при этом гениальный смысл. Ведь, как известно, всё гениальное — просто. Смысл фразы заключается вовсе не в том, что на «потехи» следует отводить меньше времени, чем на «дело», как может показаться. Слово «час» отнюдь не означает меньшую долю, наоборот, может быть приравнено к слову «время». Используя синонимичные слова «время» и «час», Алексей Михайлович подчёркивает: и тому, и тому следует уделять одинаковое внимание. Таким образом, он акцентировал: важно правильно планировать своё время и не зацикливаться исключительно на одной составляющей своего распорядка.

В двадцать первом веке эта поговорка действительно является одной из наиболее актуальных, так как в прошлом течение жизни было куда более размеренным. Сейчас же люди всё время спешат, пытаются уложиться в сроки и не выбиться из графиков. Очень важно современному человеку уметь правильно составлять режим дня, так как это помогает всё успевать, чувствовать себя полноценно и бодро. Порой, окунувшись в рабочую рутину и чувствуя ответственность за возложенные на себя обязанности, мы пренебрегаем отдыхом, уверяя себя, что сейчас не самое подходящее время. Иным людям, наоборот, свойственно поддаваться лени, трудно сосредоточится на делах, когда так велик соблазн отвлечься на развлечения. Первый случай непременно приведёт к хронической усталости, а второй – к полному безделью. Оба варианта неблагоприятны для нас. Именно об этом предостерегают слова, сказанные уже много лет назад. В жизни должна быть гармония: работа тогда будет максимально продуктивной, а досуг тогда будет приносить наслаждение, когда оба фактора будут присутствовать и равноправно сосуществовать.

Следовательно, этимология этой поговорки заметно отличается от других, которые с первого взгляда, кажутся синонимичными. К примеру: «Сделал дело – гуляй смело», имеет совсем иную суть, хотя и также относится к поговоркам, призванным помочь нам в планировании и распределении своего времени. Если сформулировать значение рассматриваемой пословицы в нескольких предложениях, можно сказать следующее. Человеку свойственно увлекаться и сосредотачиваться на определённом виде деятельности, будь то работа или отдых — каждый имеет свою склонность. Но мудрость гласит: во всем должен присутствовать естественный баланс, а распорядок дня не является исключением.

Отводить время на досуг и труд нужно одинаковое не только для того, чтобы всё успевать и укладываться в срок, но и чтобы сохранить своё физическое и ментальное здоровье, то есть поддерживать тело и ум в тонусе. Делу — время, чтобы принести пользу обществу и самому себе, развить имеющиеся навыки и приобретать новые умения. Потехе — час, чтобы дать перерыв своему организму, нервной системе, разуму и наградить себя за проделанную работу.

Подводя итог, определённо можно сказать, что порой простая пословица скрывает в себе значение куда более глубокое, многогранное, а самое главное способное принести пользу для нас. Поэтому очень важно уметь учиться на опыте других, брать во внимание не только собственное мнение, но и истины, проверенные многими поколениями людей. Ведь в этом основное их назначение – сделать нашу жизнь проще и предостеречь от возможных ошибок.

«Делу – время, потехе – час» — отличный пример пословицы, чьё значение было неоправданно забыто. После детального изучения, мы понимаем, что она бесценна в своей уникальности, и нам следует обращаться к ней регулярно, во избежание нарушения правильного жизненного режима. Она учит нас не лишать себя всех прелестей жизни, ценить своё время и распоряжаться им с толком.

На этой странице: значение (толкование, объяснение) пословицы «Делу — время, потехе — час».

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Делу время, а потехе час

Делу время, а потехе час

Смысл этой пословицы как при употреблении в живой речи, так и в литературе вполне определенный. Н. С. Ашукин в своем справочнике «Крылатые слова» (М., 1966) приводит два литературных примера: из воспоминаний В. В. Вересаева, чья родная языковая среда - интеллигентский круг, и из статьи М. Горького - носителя народной, а точнее простонародной, языковой стихии. Эти примеры говорят о едином, общенародном понимании смысла пословицы.

Цитата из «Воспоминаний» В. В. Вересаева: «Началось учение - теперь в гости нельзя ходить… Это проводилось у нас очень строго: делу время, а потехе час. В учебное время - никаких развлечений, никаких гостей».

Цитата из М. Горького (статья «Об анекдотах»): «Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничении: „делу - время, а потехе - час“».

Смысл этой пословицы, которая утверждает, что делу следует посвящать основную часть жизни, а развлечениям - ограниченное время, полностью в традициях народной трудовой морали. Она стоит в том же ряду, что и другие пословицы о труде, приводимые В. И. Далем: «Гулять - гуляй, а про дело не забывай», «Не пиры пировать, коли хлеб засевать», «Маленькое дело лучше большого безделья»…

Но изречение царя Алексея Михайловича - прямой источник и почти полная копия народной пословицы (они отличаются только одной буквой) - имеет иное, чуть ли не прямо противоположное значение, и, если обратиться к обстоятельствам появления царского «крылатого слова», это становится особенно понятным.

Царь Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле, то есть на охоту. На Руси издавна охоту, если она не являлась промыслом, называли «потехой».

Царская соколиная охота была хорошо организована. В «кречетнях» в селе Коломенском и селе Семеновском, в «сокольничьих дворах» в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц. Их обслуживали сотни служителей-сокольников. Огромные средства тратились на соколиную охоту. Птиц доставляли издалека - с Двины, из Сибири, с Волги, каждую птицу везли «с бережением» в особом возке, обитом войлоком.

Одежды сокольников и снаряжение птиц поражали богатством - золотым шитьем, драгоценными камнями. Иностранцы, которых царь в знак особой милости приглашал на охоту, описывали ее восторженно.

Ведало царской охотой самое влиятельное учреждение в государстве - Тайный приказ.

Какое важное, можно сказать, государственное значение придавалось при дворе Алексея Михайловича соколиной охоте, рассказывает австрийский посланник Мейерберг. Однажды он попросил показать ему охотничьих кречетов. Прошло полгода, посланник потерял надежду, что его просьба будет исполнена, тем более что ему объяснили: птиц показывают только лицам приближенным и удостоенным особой милости.

Но полгода спустя, рассказывает Мейерберг, «в воскресенье на масленице… вдруг вошел к нам в комнату первый наш пристав и с великою важностью, как будто было какое-нибудь особенное дело, пригласил нас перейти в секретный кабинет наш. Вслед за нами явился туда царский сокольничий с 6 сокольниками в драгоценном убранстве из царских одежд (имеется в виду: пожалованных царем. - В.М .). У каждого из них на правой руке была богатая перчатка с золотыми обшивками, и на перчатке сидело по кречету. Птицам надеты были на голову новенькие шелковые шапочки (клобучки), а к левой ноге привязаны золотые шнурки (должики). Всех красивее из кречетов был светло-бурый, у которого на правой ноге блистало золотое кольцо с рубином необыкновенной величины. Пристав обнажил голову, вынул из-за пазухи свиток и объяснил нам причину своего прихода: что-де „великий государь, царь Алексей Михайлович (следовал полный его титул), узнав о нашем желании видеть его птиц, из любви к верному своему брату - римскому императору Леопольду - прислал к нам на показ 6 кречетов“».

В 1656 году по повелению царя было составлено подробнейшее руководство по соколиной охоте «Книга глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути».

В «Уряднике» описываются различные виды и правила «красныя и славныя птичьи охоты» с кречетами, соколами, копчиками и другими охотничьими птицами. Начинается же «Урядник» с обращения к читателю-охотнику:

«Молю и прошу вас, премудрых, доброродных и доброхвальных охотников, насмотритеся всякого добра; вначале - благочиния, славочестия, устроения, уряжения, сокольничья чина начальным людям и птицам их, и рядовым по чину же; потом на поле утешайтеся и наслаждайтеся сердечным утешением во время. И да утешатся сердца ваши, и да пременятся и не опечалятся мысли ваши от скорбей и печалей ваших.

И зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя и забавляет веселием радостным и веселит охотников сия птичья добыча. Безмерно славна и хвальна кречатья добыча. Удивительна же и утешительна и челига (челига - самец охотничьей птицы. - В.М .) кречатья добыча. Угодительна потешна дермлиговая (дермлига - мелкая птица из рода ястребов, отличается особым азартом при охоте. - В.М.) перелазка и добыча. Красносмотрителен же и радостен высокова сокола лёт. Премудра же челигова соколья добыча и лёт. Добровидна же и копцова добыча и лёт. По сих доброутешна и приветлива правленных ястребов и челигов ястребьих ловля; к водам рыщение, ко птицам же доступание. Начало же добычи и всякой ловле - рассуждения охотников временам и порам; разделение же птицам - в добычах. Достоверному же охотнику несть в добыче и в ловле рассуждения временам и порам: всегда время и погодье в поле.

Будите охочи, забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою, зело потешно и угодно и весело, да не одолеют вас кручины и печали всякие. Избирайте дни, ездите часто, напускайте, добывайте, нелениво и бесскучно, да не забудут птицы премудрую и красную свою добычу».

Алексей Михайлович был согласен с тем, что было написано в «Уряднике», потому что его увлечение охотой и преданность ей не знали границ. Вполне вероятно, что подьячий, «чин сокольничья пути», писавший «Урядник», просто повторял слова царя и его высказывания разного времени. Письма государя полны вопросов, приказов, забот и распоряжений, касающихся соколиной охоты.

В душе Алексей Михайлович и сам полагал, что для охоты «всегда время и погодье» и что на охоту нужно «ездить часто», как он обычно и поступал. Но возможно, в «Уряднике» - а что написано пером, как говорится, не вырубишь топором - уж очень очевидно проявилось предпочтение охоты-забавы всем другим, в том числе и государственным делам. Видимо, поэтому царь приписал (в подлинной рукописи «Урядника» писец указал: «написано царского величества рукою») свои замечания, которые озаглавил: «Прилог книжный или свой» (то есть собственное, авторское поучение).

«Правды же и суда, и милостивыя любве, и ратного строя, - написал царь, напоминая и о служебном долге, - николиже (не) позабывайте: делу время и потехе час».

Смысл заключительного высказывания Алексея Михайловича состоит в том, что необходимо заниматься и охотой, и делами. Сейчас слово «время» обозначает длительную протяженность времени, а «час» - ограниченный, небольшой его отрезок. В XVII веке эти слова выступали синонимами (остатки их синонимичности сохранились до сих пор, например в выражении: «наступило время чего-то» - «пришел час»). Кроме того, в царском афоризме на равноценность обеих его частей указывает соединительный союз «и».

Считая царскую охотничью потеху таким же важным занятием, как государственные дела, Алексей Михайлович имел для того некоторое основание, так как во время охоты, представлявшей собою многочасовую, а то и многодневную церемонию, происходили неофициальные встречи, велись приватные разговоры, решались незаносимые в протокол вопросы.

Хотя книга «Урядник» была рукописной и использовалась при дворе, списки ее были довольно широко распространены среди бояр и дворян, державших собственную охоту, поэтому и царская сентенция в этих кругах также была хорошо известна.

Петр I, в отличие от отца, к охоте относился прохладно, при нем царская соколиная охота пришла в упадок, и затем уже никогда больше не занимала в придворном обиходе такого места, как при Алексее Михайловиче.

Однако его афоризм из «Урядника сокольничья пути» продолжал свое существование в фольклоре. В отрыве от контекста он потерял свое обоснование и началось его новое осмысление.

«Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля отметил первый этап на пути его нового понимания. Началось с того, что выпал союз «и», у Даля пословица записана без него: «Делу время, потехе час».

Затем - видимо, в середине XIX века - союз появляется вновь, но это был уже не тот союз, а другой - не соединительный «и», а противительный «а», - закрепивший и утвердивший новое значение пословицы, ставшее общеупотребительным, то есть что делу следует уделять больше времени, чем потехе.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

144. Приговор по делу половцев Попробуем найти причину переходящей научной ошибки. По-видимому, привычная для обитателей Московской Руси ситуация, продлившаяся с XIV до конца XVIII в., т. е. до завоевания Крыма, была экстраполирована в древность. Трехсотлетняя война на

Из книги Глупость или измена? Расследование гибели СССР автора Островский Александр Владимирович

Глава 4. От слов к делу

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 7. Время войны и время мира Война – смысл жизни рыцаря. Конечно, будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим, и ему надлежало умерять свой вкус к войне, подчиняя его требованиям веры. Однако ни сам вкус, ни пристрастие к военным действиям от этого не

автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Глава 3 Время террора и время побед

Из книги Иисус, или Смертельная тайна тамплиеров автора Амбелен Робер

Глава I. Документы по делу Рассказы, записанные на пергаментах, истребляются теми, кто хочет сохранить невежество, но слова падают в души, как голуби, прилетающие издалека и присаживающиеся лишь затем, чтобы снова отправиться в путь. И это одна из форм правосудия. Морис

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

От иллюзий к делу В двадцать лет кажется, что противостоять откровенному злу надо непременно на баррикадах или героических демонстрациях на Красной площади. Это так смело и красиво! Жизнь, однако, устроена куда прозаичнее. Потерпев фиаско с планом внедрения в

Из книги Том 3. Судебные речи автора Кони Анатолий Фёдорович

автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец 11 сентября пошло по второму кругу. Поначалу с определенной тенденцией к смягчению, не потому, что доказательств измены не было (это мало кого волновало), а просто за скандальный повод уцепились оппоненты президента Адамса и «хозяев жизни» - демократы-либералы

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец Так все и кончилось. Особо отпетые лесовики дрались с американцами аж до 1913 года, но их действия все больше скатывались к бандитизму с легким, все более выцветающим политическим оттенком. Новым владельцам островов эта уголовщина головной боли не причиняла. Для

Из книги 5-ый пункт, или Коктейль «Россия» автора Безелянский Юрий Николаевич

Свидетель по «делу о космополитизме» «… А я тебя сегодня как раз порадовать пришел: нынче одного еретика жечь будут, так пойдем с тобою, посмотрим, повеселимся». Леонид Андреев. Рассказ «Правило добра» Там, кажется, ловят кого-то. И смута стоит на Руси. Юрий

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

По делу Ю. Роберта Оппенгеймера Оппенгеймер завоевал мировую славу «отца атомной бомбы» и пользовался этим положением, чтобы делать политические заявления и влиять на американскую ядерную политику. Но аргументы, казавшиеся кому-то трезвыми и обоснованными, другие

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

4.2.3. От слов к делу Как и все члены Президиума ЦК, Брежнев вел обильные записи в блокнотах, рабочих тетрадях и специальных книжках для заметок. С середины 1964 г. эти записи исчезают. На отдельных листках, правда, фиксируются указания и распоряжения Хрущева. Почти нет записей

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

9. Следствие по делу декабристов Всего к следствию было привлечено около 500 человек. Очень быстро половину отпустили - это были люди, которые ни в каком обществе никогда не состояли. Они угодили в списки в качестве пресловутых «друзей», на них показывали, как на членов




Top