Происхождение предков. Как узнать историю своей фамилии

В этой статье мы постараемся ответить читателям на вопрос "Зачем необходимо знать свою родословную". Любой материал, особенно, по теме "Для чего нужна родословная" лучше воспринимается под инструментальную душевную музыку. Чтобы максимально проникнуться атмосферой, рекомендуем в качестве музыкального сопровождения включить лиричные композиции, например, Бетховена или Баха.

Необходимость в изучении своего рода и обладании знаниями про историю семьи понимают на наших просторах отнюдь не все. Понятие "генеалогическое исследование " многим незнакомо. Наши соотечественники, общавшиеся с интеллигентными и продвинутыми жителями процветающей (в культурном плане) Европы не только на темы, связанные с деловыми интересами, но и более личные - наверняка, прониклись мыслями о знании своей родословной, воодушевившись идеей. В культурно-развитых государствах уважение к корням, предкам, происхождению рода, а также истории династии, прививаются с ранних лет. Однако, это тот самый случай, когда "лучше поздно, чем никогда". Если желаете знать свою родословную - значит, Вы шагнули на новую ступень духовного развития личности, что характеризует Вас с положительной стороны. Такие знания вселяют уверенность в собственные силы, а значит, сильный дух, трезвость мыслей, справедливое мышление не за горами. Знание родословной требуется для того, чтобы к дополнению имеющихся у Вас добрых намерений, появился стимул к развитию личности и внутренних качеств. Изучение генеалогии - сложное занятие, в процессе которого проводится поиск в метрических книгах церквей, исповедальных ведомостях, ревизских сказках и других исторических документах, но поверьте, все труды не будут напрасными.

Знание своих корней и происхождения предков

Так зачем всё-таки обладать уникальными знаниями и информацией о своей династии, зачем нужна родословная для детей, молодых, взрослых или пожилых людей? Дальнейший материал поможет ответить на вопросы, которые есть у заинтересованной аудитории. Знание прошлого своего рода, истории династии или корней предков, всегда было большой силой. У прошлого нет ни правых, ни виноватых. Оно лишь объясняет поступки людей, а также показывает перспективу будущего. Как парадоксально не звучит, но чтобы появились дополнительные шансы успешно обустроить будущее, нужно покопаться в прошлом. Родословная нужна, чтобы собрать воедино найденную в ходе генеалогических исследований информацию о своем происхождении и структурировать её. Кстати, купить родословную книгу и оформить материалы в привлекательную обложку Вы можете в соответствующем разделе нашего сайта сайт.

Выделим важные моменты:

1. Обладание ценными генеалогическими данными может открыть перед Вами удивительные перспективы, не попадавшие в поле зрения ранее.

2. Знание родословной связывает друг с другом поколения и века, дает человеку надежду на новое будущее.

3. Знать вековые имена и фамилии - есть определенная сила для потомков, используя которую, можно быстрее добиться нужных жизненных результатов.

В прошлом заключены не только подвиги с местонахождением героев и святых, но и сакральный дух предков, чьи корни не могут быть определены без проведения генеалогического исследования. В данной статье о том, зачем знать свою родословную , мы не будем углубляться в тему значений имен (напоминаем, что существует специальная наука "Ономастика"). Отметим лишь, а точнее процитируем великого персидского поэта Фирдоуси, писавшего тысячу лет назад: "Взять доброе имя с собой не забудь - к бессмертью оно открывает нам путь". Знаменательное высказывание, частично раскрывающее тему "Зачем нужна родословная".

Для чего необходимо знать свою родословную

Большой интерес для потомков представляет та часть знаний о родословной, где говорится, к какому сословию принадлежали их предки. Московское царство и Российская империя всегда были сословными государствами, с социально-правовыми группами населения, которые резко отличались друг от друга юридическим положением, правами и обязанностями в обществе. В психологическом плане важно знать достоверную информацию о своем родословии, а не иметь лишь поверхностное представление о происхождении. История гласит, что главными российскими сословиями являлись дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, отличавшиеся передачей прав и имущества по наследству. Сословия характеризуются относительной замкнутостью почти до конца XIX столетия. Дать ответ на вопрос, зачем знать свою родословную историю - всё равно, что окунуться с головой в изучение происхождения предков и исследование своих корней.

Нужна ли родословная - каждый решает в индивидуальном порядке, но культура обязывает знать свои корни и предков. Имя и фамилия человека никогда не были только сочетанием букв и просто пустым звуком. В них таятся интересные загадки, которые накладывают на их носителя совершенно четкий и определенный отпечаток, касающийся происхождения, сословия и даже профессии, а значит имущественного положения и социального статуса. Знание имен и фамилий, появившихся только в XVIII веке и часто происходивших от профессии, характера, национальности, вероисповедания, места жительства а также других факторов, на протяжении веков много давало осведомленным потомкам. Вековая информация и знание своей родословной, помогают определить круг родовых интересов, профессий, найти принадлежавшее роду движимое и недвижимое имущество и даже спрятанные в лихую годину драгоценные клады. Поколенная роспись и генеалогическое древо семьи (также называемое фамильным или родословным) - главные семейные документы, дающие уникальную и чудесную возможность заглянуть вглубь веков, ставших вдруг совсем своими. Вы ещё спрашиваете, зачем нужна родословная и для чего её знать? А вдруг Вам посчастливилось стать наследником богатств? Как говорится, невероятно, но факт...

Зачем знать своих предков и откуда тянутся Ваши корни

В завершающей части статьи "Нужно ли знать родословную" попробуем посмотреть на необходимость исследования истории рода с немаловажных, а для кого-то знаковых сторон. Три важные причины, зачем изучать происхождение своих предков:

а) Фактор здоровья.

Ещё в древней Руси обнаружили, а подтверждение получили современные ученые-генетики, что близкородственные браки с большой вероятностью приводят к физическим и психологическим отклонениям рождающихся детей. Обычно, такие браки заканчивается отсутствием жизнеспособности у младенцев. Чаще остальных в древние времена страдали от этого семьи монархов, а генетические болезни принимали практически регулярный характер. Если хотите, чтобы такие проблемы обошли Ваш дом стороной, следует получить больше знаний о происхождении своих любовных избранников или избранниц.

б) Духовный аспект.

Акцентируем внимание на этом пункте. Бытует мнение, что почет и уважение к своему роду могут увеличивать продолжительность жизни, а "Иваны, родства не помнящие", живут гораздо меньше, чем те люди, которые любят и уважают память предков. Зачем знать свою родословную? - Затем, чтобы дольше жить! Весомый аргумент, как ни крутите.

в) Религиозная причина.

Существует теория о том, что проклятье может быть наложено на весь род. Если у кого-то в роду давний предок совершил кровавое убийство (грех, свершенный на крови) или вообще, вырубил целое село, его родственникам не позавидуешь. В случае, когда обнаруживаются такие факты, рекомендуется покаяться в Божьем месте, попросить прощения за умерших предков и попытаться искупить родовые грехи благими делами (например, благотворительностью). Подумайте, возможно, отсутствие желанных детей, неудачи в работе или личной жизни, напрямую связаны именно с таким фактором? Согласитесь, не лишним будет обезопасить себя, получив нужные знания о своем родословии. После ознакомления с такими факторами Вы ещё не понимаете всю важность такой науки как генеалогия ? Тогда напоследок прочтите ещё несколько строк.

Интересует авторитетное мнение? Приводим цитату Александра Сергеевича Пушкина: "неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности ". Существует поверье, что ангелы-хранители - это наши предки, известные нам. Из него вытекает зависимость, что чем обширнее знание своей родословной и чем большее количество предков определено, тем больше у нас ангелов-хранителей, которые играют определенную роль в нашей жизни. Мы многое можем открыть в себе после того, как узнаем, кто были наши предки. Именно происхождение и корни объясняют индивидуальность человека, дают возможность понять, как удалось ему состояться в качестве личности, а также добиться успеха. Любой человек продолжает жизнь своих предков и все, что в нем есть, заложено его родом, а он сам - составная часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее.

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

В древние времена это считалось обязательным для этноса. Часто в роли предка за отсутствием реальной фигуры выступал зверь, не всегда являвшийся тотемом, Для тюрок и римлян это была волчица-кормилица, для уйгуров – волк, оплодотворивший царевну, для тибетцев – обезьяна и самка ракшаса (лесного демона). Но чаще это был человек, облик которого легенда искажала до неузнаваемости. Авраам – праотец евреев, его сын Исмаил – предок арабов, Кадм – основатель Фив и зачинатель беотийцев и т. д.

Как ни странно, эти архаические воззрения не умерли, только на место персоны в наше время пытаются поставить какое-либо древнее племя – как предка ныне существующего этноса. Но это столь же неверно. Как нет человека, у которого были бы только отец или только мать, так нет этноса, который бы не произошел от разных предков. И не следует смешивать этносы с расами, что делается часто, но безосновательно. Основой для соблазна является предвзятое мнение, согласно которому процессы расогенеза, вероятно, развивались в определенных районах мира и были обусловлены спецификой природной среды этих районов, 52 т. е. климатом, флорой и фауной географических зон. Тут налицо недопустимая подмена объекта, т. е. первичная раса произвольно приравнена в этносу. Разберемся.

В эпоху верхнего палеолита, когда в Европе господствовали субарктические условия, при высокой аридности климата долину Роны заселяли негроиды расы Гримальди, а в тропических лесах Африки обитала койсанская раса, совмещающая монголоидные и негроидные черты. Эта раса древняя, генезис ее неясен, но оснований считать ее гибридной нет. Негроиды-банту вытеснили койсанийцев на южную окраину Африки в эпоху вполне историческую – около I в. н. э., а позднее процесс продолжался вплоть до XIX в., когда бечуаны загнали бушменов в пустыню Калахари. Вместе с тем в Экваториальной Америке не возникло негроидности, хотя природные условия ее близки к африканским.

Аридную зону Евразии населяли европеоиды кроманьонского типа и монголоиды, но к схожести расовых признаков это не повело. В Тибете монголоидные боты соседили с европеоидными дарами и памирцами, а в Гималаях – гурки с патанами. Но сходность природной среды на расовый облик не повлияла. Короче говоря, следует признать, что функциональная связь антропологических особенностей между различными популяциями и географическими условиями населяемых ими регионов не ясна. Более того, нет уверенности, что она вообще наличествует в природе, тем более что это мнение идет вразрез с достижениями современной палеоантропологии, строящей расовую классификацию не по широтным зонам, а по меридиональным регионам: атлантическому, к коему причислены европеоиды и африканские негроиды, и тихоокеанскому, к которому отнесены монголоиды Восточной Азии и Америки. 53 Эта точка зрения исключает воздействие природных условий на расогенез, ибо обе группы формировались в разных климатических зонах.

Этносы, наоборот, всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособлении себя к ландшафту и ландшафта к себе. Однако в обоих случаях мы сталкиваемся с этносом как с реально существующим явлением, хотя причина возникновения его ясна.

Да и не надо сводить все многообразие изучаемой темы к чему-либо одному. Лучше просто установить роль тех или иных факторов. Например, ландшафт определяет возможности этнического коллектива при его возникновении, а новорожденный этнос изменяет ландшафт применительно к своим требованиям. Такое взаимное приспособление возможно лишь тогда, когда возникающий этнос полон сил и ищет для них применения. А затем наступает привычка к создавшейся остановке, которая для потомков становится близкой и дорогой. Отрицание этого неизбежно ведет к выводу, что у народов нет родины, понимаемой здесь как любимое всем сердцем сочетание ландшафтных элементов. Вряд ли кто-либо с этим согласится.

Уже одно это показывает, что этногенез – процесс не социальный, ибо спонтанное развитие социосферы лишь взаимодействует с природными явлениями, а не является их продуктом.

Но именно тот факт, что этногенез – процесс, а непосредственно наблюдаемый этнос – фаза этногенеза, и, следовательно, нестабильная система, исключает любые сопоставления этносов с антропологическими расами, а те^ самым с любыми расовыми теориями. В самом деле, принцип антропологической классификации – сходство. А люди, составляющие этнос, разнообразны. В процессе этногенеза всегда участвуют два и более компонентов. Скрещение разных этносов иногда дает новую устойчивую форму, а иногда ведет к вырождению. Так, из смеси славян, угров, алан и тюрок развилась великорусская народность, а образования, включавшие монголо-китайских и маньчжуро-китайских метисов, часто возникавшие вдоль линии Великой Китайской стены в последние две тысячи лет, оказались нестойкими и исчезли как самостоятельные этнические единицы.

В Средней Азии в VII в. жили согдийцы, а термин «таджик» еще в VIII в. значил «араб», т. е. воин халифа. Наср ибн Сейяр в 733 г., подавляя восстание согдийцев, был вынужден пополнять свои редевшие войска хорасанскими персами, уже принявшими ислам. Набрал он их много, и потому персидский язык стал господствовать в его арабской армии. После победы, когда мужчины-согдийцы были убиты, дети проданы в рабство, а красивые женщины и цветущие сады поделены между победителями, в Согдиане и Бухаре появилось персоязычное население, похожее на хорасанцев. 54 Но в 1510 г. судьбы Ирана и Средней Азии разошлись. Ираном овладел тюрк Измаил Сефеви, ревностный шиит, и обратил персов в шиизм. А Средняя Азия досталась узбекам-суннитам, и жившее там персоязычное население сохранило старое наименование «таджик», чему до падения бухарской династии Мангытов в 1918 г. никакого значения не придавалось. Когда же в бывшем Туркестанском крае были образованы Узбекская и Таджикская республики, то потомки хорасанских персов, завоевателей VIII в., жившие в Бухаре и Самарканде, при переписи записались узбеками, а потомки тюрок, завоевателей XI и XVI вв., жившие в Душанбе и Шахрисябзе, – таджиками. Оба языка они знали с детства, были мусульманами, и им было безразлично, как их запишут. За последние 40 лет положение изменилось: таджики и узбеки оформились в социалистические нации, но как рассматривать их до 20-х годов, когда религиозная принадлежность определяла этническую (мусульмане и кафиры), а родов у таджиков не было? И ведь оба этнических субстрата: тюрки и иранцы – были в Средней Азии «импортными» этносами тысячу лет назад – срок, достаточный для адаптации. Видимо, здесь действует определенная закономерность, которую надлежит вскрыть и описать. Но ясно, что общность происхождения не может быть индикатором для определения этноса, потому что это – миф, унаследованный нашим сознанием от примитивной науки первобытных времен.

С давних пор родовые прозвища и имена использовались, чтобы подчеркнуть принадлежность человека к его семье. Прежде она могла обозначать профессиональную деятельность, характерные черты внешности или личностной натуры ее обладателя. Вот почему узнать историю происхождения фамилии для исследователей означает выяснить множество интересных и важных сведений ее носителей. Кем они были, чем занимались и где жили – вся эта информация может быть скрыта и зашифрована в названии вашего рода.

Если прежде прозвища использовали для практических целей и могли забыть с течением времени или по обстоятельствам сменить, то фамилия в современном понимании имеет совершенно иное значение. Она напрямую связана с родословной , историей рода и преемственностью поколений. К сожалению, мы зачастую воспринимаем ее как должное. С детства носим ее, не задумываясь о том, какие тайны семьи в ней скрыты. Ее редко рассматривают как повод для гордости, так как сейчас ее получает каждый с самого рождения. А ведь раньше это было привилегией лишь дворянских особ и знатных родов. Это было своеобразное отражение превосходства знати и единства членов семьи.

Отдать дань уважения своим предкам, почтить их память, укрепить родство и семейные узы можно и в наши дни. Стоит лишь приложить немного усилий и выяснить, как узнать историю своего рода по фамилии. Онлайн-сервисы бесплатно предлагают доступ в архивы, где собраны большие списки с подробным описанием предполагаемого места, причины и приблизительного времени происхождения, вплоть до указания века. Можно воспользоваться ими, или же обратиться к специалистам, которые помогут вычислить ваши корни, расскажут, почему род был назван именно так и даже составят генеалогическое древо.

Если же у вас достаточно терпения и энтузиазма, попробуйте узнать значение своей фамилии самостоятельно. Как это сделать, вы узнаете из нашей статьи, где мы собрали разнообразные полезные советы на эту тему.

Как узнать происхождение своей фамилии: бесплатный экскурс в историю

Для начала давайте вспомним, как формировались прозвища наших предков в Древней Руси. Мы называем их именно прозвищами, так как к современному определению фамилии их отнести невозможно. Они давались, чтобы было проще узнать человека или обратиться к нему, менялись с течением времени. Что касается подневольных крестьян, у них вообще смена родового названия могла меняться по прихоти барина. Особенно любили развлекаться хозяева, придумывая обидные и оскорбительные клички. Например, урожденный Игнатов (по имени предка), становился Щербаковым (по внешнему признаку – отсутствию передних зубов).


Узнать значение своей фамилии, связанной с самими древними корнями, проще всего тем, чьи предки жили в районе Великого Новгорода. Летописи, ведущиеся примерно с XIII века, указывают, что именно там зародились самые первые родовые прозвища. В древних архивах есть упоминания новгородцев, которые погибли в Невской битве.

У князей и бояр они появились в XIV веке. Самые громкие и известные из них носили представители влиятельных и правящих династий: Шуйский, Невский, Донской. Чуть позже у дворян появились также и заимствованные из иностранных языков: Фонвизин, Юсупов, Карамзин.

Однако, простые не именитые и не знатные люди так и оставались с прозвищами. Даже реформы Петра Великого не смогли навести порядок с крестьянскими фамилиями. Так, именно он ввел слово, оно произошло от латинского familia – семья, в обиход. Проводил переписи населения, в том числе и крестьянского – так называемые «ревизии». Конечно, императору было бы гораздо удобнее, если бы у каждого рода было постоянное имя, передаваемое по наследству, но до этого было еще далеко. Отсутствие постоянной фамилии указывало на низкое происхождение человека и клеймом сохранялось среди широких слоев населения практически на протяжении всего существования Российской Империи.

Вспомните произведения русских классиков. Там никогда не бывает указаний и сведений о фамилии крепостных. Возьмем для примера «Мертвые души» Гоголя. Там крестьяне были занесены в список по прозвищам.

Естественно, имена для семей не брались ниоткуда. Их присваивали по определенным признакам. Если сейчас мы не задумываемся о корнях и значении, то раньше родовое прозвище имело смысл. Так как найти и узнать историю происхождения своей фамилии – бесплатный способ выяснить интересные детали жизни своих предков, мы предлагаем вам изучить наиболее распространенные на Руси варианты, которые в измененном, а иногда даже в первоначальном виде встречаются до сих пор:

  • По аналогии с животными: Лисицын, Медведев, Хомяков, Волков, Кобылкин.
  • По роду занятий: Столяров, Кузнецов, Рыбаков, Стрельцов.
  • По месту жительства или географическим названиям: Белозерский, Карельцев, Сибиряк, Вяземский, Донской, Брянцев.
  • По именам предков: Федотов, Иванов, Федоров.
  • По названию религиозных праздников, во время которых ребенок был рожден: Преображенский, Успенский, Благовещенский.
  • По бытовым предметам, которые человек использовал в работе: Шилов, Спицын, Молотов.
  • По внешним признакам: Рыжов, Кривцов, Кривошеин, Слепцов, Носов, Белоусов, Седов.
  • По домашним прозвищам: Малышев – малыш, Меньшиков – младший ребенок в доме.
  • По национальности: Татаринов, Ордынцев (от слова «орда»), Немчинов.

Как видите, определив происхождение своей фамилии , вы можете узнать о профессии своих предков, чем они занимались, кем были или в каком месте родились. Если вы Толмачевы, то некогда в вашем роду были толмачи – переводчики. Далекие предки Муромова могли родиться или жить в городе Муроме, а у Побежимовых – вероятно, устроили побег. Эти данные могут пригодиться вам для составления родословной вашей семьи.

Очень интересным явлением являются так называемые семинаристские фамилии. Возникли они гораздо позже, в XVII веке среди представителей духовенства. в народе их еще называли «поповскими», так как носили их преимущественно церковнослужители. Они были созданы искусственно, священники объясняли это тем, что хотят быть ближе к народу. Их специально делали благозвучными, красивыми, что подчеркивало особый статус носителя. Образовываются в основном с помощью суффиксов ский/-цкий. Вот некоторые из них:

  • Аквилев
  • Благонадежин
  • Ветринский
  • Вифлиемский
  • Дамаскинский
  • Демосфенов
  • Евклидов
  • Златоумов
  • Кристаллевский

В основе их происхождения лежат в основном латинские слова. Также встречаются названия птиц, зверей и растений, имена философов, священнослужителей и святых. Часто они тоже являются транслитами русских названий с латыни. Звучат такие фамилии несколько неестественно для нашего языка и встретить их сегодня практически невозможно. Однако, если у вас вместо привычных для русского языка суффиксов ов/-ев, ин/-ын присутствует ский/-цкий, то скорее всего ваши предки принадлежали к числу духовенства.

Где узнать историю семьи: определяем профессию предков по фамилии

При составлении родословной очень важно знать, чем занимались ваши дальние родственники много веков назад. Возможно, они делали что-то очень важное для государства: были героями войны, спасали людей, занимались искусством. Это может стать толчком в будущей карьере и определении жизненного пути для вас самих. Вдохновившись поступками предков гораздо проще отыскать и понять свое предназначение. Как это сделать? Доступ к старинным архивам, историческим документам и летописям доступен далеко не всем. В интернете возможности тоже ограничены, так как ресурсы, предлагающие узнать историю своего рода по фамилии бесплатно онлайн, не располагают полным перечнем необходимой информации. К тому же, она не всегда достоверна и нет возможности проверить данные.


Лучше всего с задачей справитесь вы сами. Прислушайтесь к своей фамилии, разложите на составные части (приставка, корень, суффикс) и подумайте, от какого слова или словосочетания она произошла. Вот какие фамилии носили представители разных профессий и сословий на Руси:

Купечество

Купцы всегда являлись привилегированным сословием, пользовались почетом и уважением. Поэтому они гораздо раньше, чем простой люд, были удостоены права носить фамилии. Первоначально эту возможность предоставили лишь влиятельному и знатному купечеству высших гильдий. Самые известные из них:

  • Бахрушины
  • Мамонтовы
  • Щукины
  • Рябушинские
  • Демидовы
  • Третьяковы
  • Елисеевы
  • Солтаденковы

Дворяне

Этимология этого слова означает, что это некий человек, находящийся при княжеском или царском дворе. Члены сословия передавали свой статус по наследству из поколения в поколение, а вместе с ним и фамилию предков.

  • Древнее дворянство, получившее титул в период до второй половины XVII века: Скрябины, Еропкины.
  • Дворяне, имеющие титул графа, барона, князя, занесенные в родословные книги : Урусовы, Алабышевы.
  • Иностранное дворянство: в фамилиях присутствуют иноязычные элементы «де», «фон», «фон дем».

Духовенство


Для церковнослужителей чаще всего использовались фамилии, обозначающие приход, в котором трудился священник: Успенский, Вознесенский, Рождественский. Тем, кто окончил семинарию, присваивались выдуманные. Благозвучность зависела от того, насколько прилежен был ученик. Например, тому кто продемонстрировал выдающиеся успехи в учебе, присваивали фамилию Бриллиантов.

Служилые люди

Те, кто находился на государственной службе, также пользовались особым положением и привилегиями от государя. Особенно на это влияет тот факт, что дворянский чин можно было получить на службе. Возникновение таких фамилий относят к XVII - XVIII. Они обычно отражали местоположение служащего или территории важных сражений и битв. К ним относятся:

  • Казанцев
  • Брянцев
  • Московкин
  • Карельцев

Крестьяне

Это сословие официально получило фамилии лишь после революции и свержения монархии в Российской Империи, хотя попытки навести порядок с их прозвищами предпринимали многие правители государства. Фамилии крепостных подчеркивали их невысокий социальный статус, чаще всего связаны с ремеслами и физическим трудом, а также бытовым инвентарем, который для этого использовался:

  • Мельников
  • Хомутов
  • Сохин
  • Бочкарев
  • Гончаров
  • Пивоваров
  • Извозчиков
  • Каретин
  • Подвальный
  • Небогатиков
  • Босяков

Если вы нашли свою фамилию в этом списке, то вам будет проще понять, какой род деятельности был у ваших предков. А значит, вы нашли разгадку одной из тайн вашей родословной.

Как найти и определить происхождение своей фамилии самостоятельно

Если вы заинтересованы в углубленных самостоятельных поисках и настроены на серьезное расследование, то вы сможете значительно продвинуться в изучении вашей родословной. Вот советы, которые помогут вам в этом:

Узнайте больше о генеалогии

Очень часто чтение книг и изучение ресурсов на эту тему становится источником вдохновения для собственных исследований. Посвятите этому несколько дней, и тогда ваши труды станут более упорядоченными и осознанными.

Приобретите необходимые материалы

Всю информацию сложно держать в голове. Чтобы вам удобнее было чертить схемы и записывать данные, запаситесь блокнотами и папками. Можно даже сделать большую таблицу на листе ватмана с указанием всех фамилий ваших близких и дальних родственников.

Раскопайте семейные архивы


Дома у вас наверняка хранятся старые документы: паспорта, свидетельства о рождении, справки, выписки.

Подключите к работе родственников

Спросите у своих родителей, бабушек, дедушек, какие фамилии были в вашем роду. У женщин особенно важно узнать их девичьи фамилии, которые они носили до замужества.

Знакомство с историей своего рода – прекрасная возможность собраться вместе и ощутить единство членов семьи.

Что дает потомкам знание жизни своих предков

Знание истории своей семьи дает человеку возможность ощутить себя частицей всего мироздания и приобщиться к бесконечному потоку истории. Не случайно люди назвали череду поколений своих предков родословным древом. Это действительно ствол дерева, которое постоянно одевается новой листвой и дает побеги по образцу и подобию прежних.

Знание прошлого своего рода, истории фамилии и династии всегда было большой силой. Чтобы добиться успешного будущего, нужно изучить собственное прошлое. Родословная дает возможность собрать воедино всю информацию о происхождении и жизни предков и проанализировать ее, узнать круг родовых интересов, их профессии, социальный статус, характер, национальность, место жительства, найти принадлежавшее роду движимое и недвижимое имущество, а иногда и спрятанные в лихую годину драгоценные клады.

Поколенная роспись и родословное древо – главные семейные документы, дающие уникальную возможность заглянуть в глубь веков, ставших вдруг совсем своими. Мы многое можем открыть в себе после того, как узнаем, кто были наши предки. Происхождение и история рода объясняют индивидуальность человека, дают возможность понять, как ему удалось стать личностью и добиться успеха.

Любой человек продолжает жизнь своих предков, и все, что в нем есть, заложено его родом, а он сам – составная часть своей родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее.

Существует поверье, что ангелы-хранители – это наши предки, о которых мы знаем, и чем большее количество предков определено – тем больше у нас ангелов-хранителей, сливающихся в одного, главного. Сакральный и мистический дух всегда присутствует в истории рода. Если необычные и необходимые для успеха качества и достоинства были у представителей вашей династии, значит, они есть и у вас, и вы, зная их, можете совершить и добиться того, чего достигли ваши предки, и превозмочь их в свершениях.

Узнать прошлое своей фамилии – это значит выбрать себе любимое дело по плечу, добиться успеха и благополучия, всего, о чем мечтаешь, гордиться своим родом и фамилией.

Где мои истоки? Где земли моих предков? Можно ли это узнать?

Первые переписи населения проводились в России в 1245, 1257 и 1273 годах в период татаро-монгольского ига, и часть этих документов сохранилась до сих пор. Затем вести учет населения стали сами русские князья.

С конца XV века в Московском государстве велись писцовые книги, учитывавшие всех землевладельцев по их состояниям для определения налога. Часть этих писцовых книг тоже сохранилась.

С XVII столетия подворные переписи учитывали все платившее налоги население. Четыре переписи были проведены с 1646 по 1717 год. В них были записаны все облагаемые податями мужчины и их дети. При Петре I подворные переписи 1710 и 1717 годов уже записывали частично оба пола, мужчин и женщин, в них сказано, кто из фамилии и когда умер, кто нетрудоспособен, где находились члены семьи в момент переписи, в них сопоставлялись данные из прежних переписей. Эти переписи частично сохранились, хотя и содержат много ошибок из-за невежества и небрежности переписчиков, из-за их взяток, когда они, например, могли пропустить не только жилые дворы, но даже и целые деревни.

В начале XVIII века Петр I изменил налоговую систему и ввел подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. Всего в России с 1719 по 1858 год были проведены десять ревизий-переписей.

Первоначально переписи не распространялись на Украину, Прибалтику, татар, башкир, сибирские народы. С третьей ревизии этот недостаток был исправлен, начали переписывать не только мужчин, но и женщин, была введена печатная форма переписного бланка, содержавшего фамилию, имя, отчество, кроме бесфамильных крестьян, возраст, сословие, вероисповедание, национальность, место жительства, профессию переписываемого. Эти документы назывались ревизскими сказками, которые с шестой ревизии уже содержали сведения о времени и месте рождения переписываемого, его детей и родственников, его имущества и размер налога, физические недостатки, места прежнего жительства.

Ревизии не учитывали дворян, переписываемых отдельно, государственных служащих, казачество, почетных граждан, актеров, ученых. Большинство ревизских сказок сохранились, хотя часто без содержания и собранных в огромные тома по уездам и губерниям. Они, как и более ранние переписи, хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в Российском государственном историческом архиве (РГИА), в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), доступ в которые для поиска этих документов затруднен, в государственных областных архивах. Из-за отсутствия содержания на запрос могут ответить, что нужных документов нет, хотя они есть, и поэтому для поиска жителей какой-то деревни надо просматривать огромные фолианты даже не по волостям, а по всему уезду, что занимает много времени. Документы о населении также хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Центральном архиве Министерства обороны РФ.

В конце XIX века в Российской империи стали проводить всеобщие переписи населения, как, например, в 1897 году. Все они сохранились.

Государственные областные архивы содержат главные документы о жителях России за два столетия – уцелевшие метрические церковные книги, ведшиеся священниками местных приходов с 1722 года, правда, очень небрежно и совсем неразборчивым почерком. Метрические книги содержали сведения о рождении, браке и смерти каждого подданного страны, с указанием фамилии, имени и отчества, дат крещения, венчания, места жительства, вероисповедания, национальности. В 1918 году их заменили книги записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Сохранившиеся исповедальные ведомости, ведшиеся с 1722 по 1918 год священниками приходов, содержат такую же информацию о всех подданных страны с семилетнего возраста, обязанных исповедоваться два раза в год по закону. Они также велись очень небрежно и сохранились частично.

Знание вековых имен и фамилий имеет для потомков свою силу. В них часто заключены не только подвиги носивших их героев и святых, но и сакральный дух проживших с ними жизнь наших предков. Имя и фамилия человека никогда не были только сочетанием букв и просто пустым звуком. В них таились интересные загадки, накладывающие на его хозяина четкий и совершенно определенный отпечаток, касающийся происхождения, сословия и даже профессии, а значит, и имущественного положения и социального статуса.

Имени человека во всех странах и эпохах придавалось большое значение. Имя Александр означает «Защитник людей», Андрей – «Храбрый», Антон – «Упреждающий», Гавриил – «Бог – моя сила», Григорий – «Бодрствующий», Даниил – «Божий суд», Максим – «Величайший», Михаил – «Равный Богу», Прохор – «Идущий вперед», Семен – «Слушающий», Федор – «Божий дар», Фома – «Близнец», Анастасия – «Та, что воскреснет», Анна – «Миловидная», Аксинья – «Гостеприимная», Акулина – «Орлиная», Варвара – «Иноземка», Евдокия – «Доброжелательная», Елизавета – «Клятва божия». При крещении, обычно в течение недели со дня рождения, младенцам давали имена в честь того или иного героя или святого. Родители и сами могли выбрать любое другое имя из тысячи мужских и 250 женских имен, каждое из которых принадлежало конкретному небесному покровителю и имело народную форму.

Кажется, что значение имени и фамилии вроде бы и понятно, но это кажущаяся простота. Имена пришли к нам из глубокой древности и за века могли поменять свой смысл. Имена могут быть старые и новые, сильные и слабые, красивые и уродливые, но они всегда бессмертны, потому что считается, что имя и душа неразрывно связаны. Имя помогало душе и вело ее по жизни.

Просто так, с потолка, имя своим детям никто не давал. Часто ребенку давали имя его давнего или недавнего предка, подчеркивая его славу или главную черту характера. Крестьянское имя «Иван Григорьев сын Николаев» означало, что отца Ивана звали Григорий, а Николай – это его дед или прадед, оставивший какую-то память у людей.

Формирование фамилий в России происходило около трехсот лет. Вместо «фамилия» часто говорили «прозвище». Первоначальные фамилии не были постоянными. Они менялись со сменой поколений, в связи с различными обстоятельствами в жизни семьи, деревни. Только в середине XIX века законы стали предписывать, чтобы все подданные имели постоянные фамилии, передававшиеся по наследству.

Слово «отчество» в значении «именование по отцу» появилось в документах и стало употребляться с XVIII столетия.

Один из главных секретов славянских имен и фамилий – в высокой духовности, освященной святоотеческой традицией. Знание их значений может многое дать их потомкам.

Много нужного и необходимого содержат названия местности, городов, сел, деревень в местах, где проживали род, династия, фамилия. Эти названия – своеобразные памятники эпохи своего возникновения, тесно связанные с социально-экономической историей края, его природной средой и ландшафтом, с историей страны, ее культурой и языком.

Географические названия рассказывают о древних занятиях, обычаях, быте наших предков, об их ремеслах, промыслах, какой была природа в ушедшие века, какие росли там деревья, какие звери водились в лесу, какая была торговля. У любого географического названия есть своя история и судьба. Их, названия, часто называют «языком земли», который хранит память народа.

Изучением географических названий занимается наука топонимика (греч. «имя места»). Наименования городов, сел и деревень часто отвечают на вопрос «что?» – Горки, Остров, Городище – и «какой?» – Высокое, Красный, Великая.

Первые названия отражали физико-географические особенности местности. Затем главной отличительной особенностью села или деревни стала их принадлежность определенному владельцу или информация о первопоселенце в этом месте.

Названия говорят о ландшафте местности – Круча, Горки, Ровное, Высокое, Озеры, Подольск, «подол – низкое место под горой, подгорная равнина».

Названия рассказывают о местоположении – Заборье, Заболотье, Залесье, Заполье, Лужки.

Названия говорят о растительном и животном мире – Дубки, Ясенево, Боброво, Жабки, Карасево, Орлово, Змеевка, Соколово, Телятьево, Бекасово, Лужники – маленький луг, Орехово-Зуево – орехи и зуек – маленький кулик.

Названия говорят о занятиях, ремеслах, профессиях – Сокольники, Псарево, Бортнево, Рыбаково, Бронницы, Ям, Волоколамск – волок через реку Ламу.

Названия часто являются символами – Рай, Утеха, Солнышкино, Отрада.

Названия отражают этническую принадлежность ее основателей или жителей – Хохлово, Грузиново, Татарово, Армянск.

Многие географические названия несут в себе какие-то имена, или фамилии, или прозвища людей. Их количество, например в Подмосковье, составляет две трети от всех названий – Иваново, Беляево, Киселево, Юрьево, Руднево, Плещеево, Сергеевка, Рязановка, Некрасовка, Кутузово, Пушкин, Чехов.

Здесь ключевые слова «что?» и «какой?» заменяются словами «чей?» и «кому принадлежит?», например, «за Иваном Федоровым сыном Салтыковым их старая вотчина село Салтыковка». Владельцы дарили-отписывали села своим детям и называли их именами сыновей и дочек – Андреево, Александрово, Варварино, Софьино. Владельцами маленьких деревень, поначалу выстроенных для одной семьи первопоселенцами, могли быть простые и незнатные люди.

Названия могут быть образованы по какому-то объекту, находящемуся непосредственно в населенном пункте. Очень много названий от находившихся в них церквей и монастырей – Покровское, Архангельское, Рождественское, Троицкое, Воскресенское.

Например, на первый взгляд название подмосковного города Егорьевска не воспринимается в связи с названием церкви. Это не так.

В древности Егорьевск назывался село Высокое, по своему местоположению на высоком правом берегу реки Гуслянки, недалеко от своего истока. В XVI веке в селе была построена не сохранившаяся до нашего времени церковь в честь святого Георгия Победоносца, покровителя воинов, и село стали называть Егорье-Высокое. Георгий Победоносец, по-гречески «земледелец», в народе звучал как Егорий, Егор и даже Юрий-Гюргий. Народ даже своих святых называл так, как ему было удобнее и привычнее. Поэтому потенциальный Георгиевск и называется Егорьевском, хотя это имя и образовано от названия церкви Георгия Победоносца.

Анализ документов о рождениях, венчаниях, погребениях, именах, фамилиях, географических названиях мест, где проживали род, династия, фамилия, всегда дает много крайне необходимой информации о жизни наших предков.

При сборе информации об исследуемом роде всегда проверяются областные, городские, столичные архивы, историко-краеведческие музеи и центральные библиотеки по месту рождения, проживания, учебы и работы, а также краеведческие сайты (почти всегда небрежные и часто недостоверные, основанные на слухах и поверхностных версиях).

По родословным нужно определять и искать:

перечень фондов, путеводитель по архиву, перечень описей и дел в фондах, справочные реестры описей отдела дореволюционных фондов, писцовые книги, ревизские сказки, метрические церковные книги приходов, исповедальные росписи и их копии в консисториях;

служба в армии, списки призывников: присутствия по воинским делам уезда и губернии;

описания и история приходских церквей и епархий по месту жительства рода;

описания и история мест жительства рода, их географические особенности;

владельцы земли, вотчин, имений, поместий, их биографии, личные фонды;

места учебы и работы членов исследуемого рода, учебные заведения, учреждения;

сделки с недвижимостью: нотариусы и нотариальные учреждения, актовые книги по недвижимому и движимому имуществу, духовные завещания, договора на купленные земли, областные нотариальные архивы;

кредитные и страховые общества, банки, суды, присяжные поверенные – адвокаты, их архивы, органы государственного управления, земские управы, волостные правления, канцелярии губернаторов, предводителей дворянства, магистраты и их архивы.

Родословная книга должна содержать историю рода, основанную на документах, расшифровке имен и фамилий, историко-географическом описании мест проживания рода, пояснениях всех генеалогических терминов, званий, чинов, титулов, ремесел, мест учебы и работы, профессий, учреждений, по которым можно установить хронику, образ и дух жизни предков, несмотря на возможную нехватку архивных материалов.

Из книги Царь Соломон. Мудрейший из мудрых автора Тибергер Фридрих

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Знание – сила Именно знание тактики партизан в засаде позволяет успешно противостоять им. Афганские моджахеды, в зависимости от их численности, применяли и разную тактику. Проводя засаду малыми силами, как это показано в двух предыдущих примерах, огневые подгруппы

Из книги Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков автора Болотов Андрей Тимофеевич

ИСТОРИЯ МОИХ ПРЕДКОВ И ПЕРВЕЙШИХ ЛЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ Письмо 1-е Любезный приятель! Наконец решился я предприять тот труд, который давно уже был у меня на удив, и которыми вам с толикою нетерпеливостью видеть хотелось, а именно, сочинить историю моей жизни, или опиисать все то,

Из книги Шекспир. Краткая документальная биография автора Шенбаум Сэм

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Глава 6. Никки «В которой всё, что наш герой знает о своей жизни, своей музыке, своих деньгах и своём отношении к оральному сексу, рушится одно за другим» “Привет, я звоню Рэнди. Я предполагаю, что ты мой единокровный брат. Если твой отец Фрэнк Феранна, не мог бы ты позвонить

Из книги Сократ автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Из книги Михаил Калашников автора Ужанов Александр

Глава четырнадцатая Обращение к потомкам Ижевский поэт В. Тяптин посвятил М. Т. Калашникову стихотворение, последние строчки которого точно отражают характер нынешней жизни выдающегося конструктора: Как труден и долог конструкторский путь! Как много их было, нелегких

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги Горький автора Басинский Павел Валерьевич

Горький и «Знание» Талант Горького-издателя обнаружился рано. С 1902 по 1921 год Горький стоял во главе трех крупных издательств своего времени: «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». Из них самым значительным было «Знание».Издательство «Знание» в форме «товарищества»

Из книги Тайная жизнь сатаниста. Авторизованная биография Антона Шандора ЛаВея автора Бартон Бланш

ЧАСТЬ III ДЬЯВОЛЬСКОЕ ЗНАНИЕ

Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский Михаил

Знание будущего Старшеклассники в нашей школе прошли на уроке истории Варфоломеевскую ночь. Среди малышей пронёсся слух, что если старшие схватят тебя на перемене и спросят, гугенот ты или католик, то надо отвечать, что католик, и они тебя отпустят, а если скажешь, что

Из книги Жизнь для книги автора Сытин Иван Дмитриевич

«Школа и знание» 70-х годах прошлого столетия книжное дело (в особенности издание учебной литературы) было поставлено в России до чрезвычайности слабо. Все издатели были наперечет, и весь русский рынок разделялся на две части.Верхний слой общества

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

Знание своих корней и происхождения предков Так зачем все-таки обладать уникальными знаниями и информацией о своей династии, зачем нужна родословная для детей, молодых, взрослых или пожилых людей? Дальнейший материал поможет ответить на вопросы, которые есть у

Из книги В тени сталинских высоток [Исповедь архитектора] автора Галкин Даниил Семёнович

Зачем знать своих предков, и откуда тянутся ваши корни Попробуем посмотреть на необходимость исследования истории рода с немаловажных, а для кого-то знаковых сторон. Три важные причины, зачем изучать происхождение своих предков:1. Фактор здоровьяЕще в Древней Руси

Из книги автора

Как собрать архивные материалы и составить родословную книгу о жизни своих предков до эпохи Петра I Работа по созданию родословной книги фамилии и династии состоит из трех частей-этапов:– генеалогическое исследование рода с выездом на места его

Из книги автора

Лектор общества «Знание» Мои лекции и сообщения стали пользоваться большой популярностью. Однажды меня пригласили на собеседование с руководством общества «Знание». В результате я стал штатным лектором – вплоть до развала Советского Союза. Периодически, по заявкам,

Когда Колумб, направлявшийся в Индию, а за ним другие мореплаватели, достигли Америки, они нашли новый материк заселенным людьми. Названные индейцами, аборигены Северной и Южной Америк были не похожи на известных испанцам и португальцам европейцев, азиатов и африканцев. Сами индейцы не могли сообщить, откуда пришли их предки, для европейцев их происхождение оказалось загадкой. За неимением других источников, обратились к Библии. Некоторые сочли индейцев потомками изгнанных (куда - было неизвестно) из Израиля десяти племен. Не говоря о других, таких же фантастических суждениях, упомянем догадку испанского патера Антонио Каланча (XVII век), утверждавшего, что предками индейцев были татары. Каланча оказался, как мы дальше увидим, не так уж далек от истины.

В XX веке антропологи показали сходство американских индейцев (америндов - как их обычно называют в зарубежной литературе, это название и мы будем употреблять дальше) с представителями азиатской расы. Геологи указали на тот путь, по которому могло происходить переселение предков америндов в Новый Свет -через Берингию, сушу, существовавшую на месте нынешнего Берингова пролива. Наконец, археологи определили время появления человека в Америке - наиболее древние археологические находки, относящиеся к эпохе палеолита, имели давность 40—25 тыс. лет тому назад.

Азиатский материк населен многими народами, существенно отличающимися по своему антропологическому типу. Ни один из них не показывает столь заметного физического сходства с америндами, чтобы его можно было бы считать если не предком, то хотя бы «двоюродным братом» америндов. Быстро развивающиеся и изменяющиеся языки (в Америке у туземных племен их около 3000) не могут быть использованы для поиска родства между отдельными племенами и народами Старого и Нового Света. Оказалось, что лишь в «генетической информации» - в ДНК человеческого генома, изменяющейся с течением времени достаточно медленно, можно пытаться искать сохранившиеся свидетельства более или менее близкого родства народов двух континентов, разошедшихся в своей истории несколько десятков тысяч лет тому назад.

В обоснование и развитие теории, согласно которой предками современных америндов были выходцы из Азии, заметный вклад внесли советские ученые - антрополог Г.Ф.Дебец и генетик Ю.Г.Рычков. Последний, изучив полиморфизм (то есть разнообразие) по белкам и группам крови сибирских народов и сравнив его с полиморфизмом аборигенов Америки, пришел к заключению, что на территории Азии примерно 26 тыс. лет назад существовала единая прапопуляция, давшая начало как современным народам северо-восточной Азии, так и индейцам Америки.

Хотя достаточно давно предпринимались попытки установления родства и происхождения народов на основе данных генетики, они, однако, до начала 90-х годов были малопродуктивны: в распоряжении генетиков в то время не было расо- (или этно-) специфических маркеров, то есть четких наследственных признаков, которые были бы свойственны одной, но не остальным расам, одному, но не другим этносам.

В 80-е годы прошедшего века ученые приступили к прочтению генома человека, иными словами к установлению в нем последовательности элементарных химических единиц - нуклео-тидов (нуклеотидов четыре - А, Т, Г, Ц; только чередованием этих «букв» отличаются геномы разных организмов, разных индивидов одного вида, наконец, разные части одного генома).

Для дальнейшего изложения необходимо напомнить, что человеческий геном включает три части, которые совершенно по-разному передаются в поколениях. Первая - это те хромосомы, которые передаются потомству и от отца, и от матери. По хромосомным генам каждый человек -комбинация наследственных задатков и черт обоих родителей.

Вторая часть - половые хромосомы, обозначаемые X и Y, из которых для нас здесь интересна последняя. Y-хромосома имеется только у мужчин, в ней почти нет генов, но именно она определяет развитие зародыша в организм мужского пола. Y-хромосома передается от отца к сыну.

Третья часть человеческого генома - это митохондриальная ДНК. Она находится не в ядре, как хромосомы, а в цитоплазме клеток и передается строго по женской линии - то есть от матери ее детям. Последующим поколениям мтДНК будет передана лишь дочерьми, а сыновья, также получившие ее от матери, своему потомству материнскую мтДНК не передадут. Молекулы митохондриальной ДНК замкнуты в кольцо и клетка содержит несколько тысяч одинаковых молекул. Эти обстоятельства делают мтДНК особенно благоприятным объектом для исследований: ее в клетках много, а кольцевая форма обеспечивает ее хорошую сохранность (даже в костях, извлеченных археологами или палеонтологами). Именно при изучении мтДНК были получены первые генетические доказательства центральноазиатского происхождения америндов. В молекуле мтДНК в норме 16569 нуклеотидов. МтДНК была первой частью человеческого генома, которую удалось «прочесть» - определить полную последовательность 16569 «букв», это было сделано еще в конце 80-х годов XX века.

Когда стали сравнивать последовательность нуклеотидов мтДНК разных людей в пределах одной этнической группы и представителей разных народов, выяснилось, что эта последовательность очень изменчива: все люди, точнее, семьи по женской линии чем-то отличаются друг от друга. На этом основано использование анализа мтДНК в судебно-медицинской экспертизе. У некоторых людей обнаруживаются варианты мтДНК с добавленными несколькими нуклеоти-лами, или, наоборот, с утраченными - соответственно, со вставками или с делециями (потерями). У других некоторые из стандартных «букв» заменены на нетипичные.

Помимо индивидуальных различий обнаружились и расовые. Оказалось, что главные человеческие расы — африканская, европейская и азиатская, каждая характеризуется своим набором типов мтДНК, обозначенных буквами латинского алфавита (табл. 1). Компьютерный анализ последовательностей нуклеотидов, свойственных азиатским и европейским типам позволил вывести их происхождение из африканских. Была выдвинута хорошо обоснованная теория происхождения всего современного человечества из Африки, где, по совокупности как палеонтологических, так и генетических данных появился в свое время (примерно 150 тысяч лет назад) человек разумный - Homo sapiens. Теория происхождения населения всех материков из Африки получила название «Out of Africa» («Из Африки»).

Таблица 1

Типы митохондрияльной ДНК у населения разных континентов


При изучении аборигенного населения Северной и Южной Америки выяснилось, что среди американских индейцев можно найти пять типов мтДНК. Четыре встречаются часто, это типы А, В, С, D (в сумме они составляют 97%); пятый, X, очень редок. Как было представлено в табл.1 , четыре преобладающих типа являются азиатскими, пятый был обнаружен в Европе.

Обнаружение общих для азиатов и америндов типов мтДНК естественно заставило исследователей обратиться к поискам тех народов Азии, которые, если сами и не могут считаться предками америндов, но сохранили с ними наиболее близкое генетическое родство. Интернациональная группа ученых, в которой участвовал новосибирский генетик Р.И.Сукерник, в середине 90-х годов представила результаты изучения многих народов северо-восточной Сибири (1).

Эти результаты оказались такими, что, вероятно, разочаровали самих авторов. Если у большинства племен америндов присутствуют все 4 главные группы, то у наиболее им территориально близких сибирских народов (эскимосы, чукчи, эвенки и др.) лишь 3, а то и 2 (и даже 1) (табл. 2) . Очевидно, что эти народы не могут считаться ближайшими родственниками индейцев. Примерно в то же время другие группы американских исследователей опубликовали результаты изучения генофонда ряда народов Дальнего Востока (2). Оказалось, что в отличие от, например, корейцев и вьетнамцев среди тибетцев, китайцев (из северного Китая) и монголов обнаруживаются все 4 «американских» типа, хотя их суммарная частота оказывается менее 50%. Было сделано заключение о том, что вероятной прародиной америндов является не Сибирь, а Манчжурия или Монголия.

Таблица 2

Распространенность 4 «американских» типов мтДНК среди коренного населения Сибири и некоторых других народов Азии (13)

В 1997 г. мы провели первую экспедицию в Туву с целью сбора материалов для последующего лабораторного изучения митохондриального генофонда тувинцев.

Поскольку используемые нами современные методы анализа ДНК являются высокочувствительными, работа велась на ДНК клеток луковиц волос. Благодаря этому сбор материала (3-5 волос от каждого обследуемого человека) был прост, мог проводиться в полевых условиях, а ДНК-содержащий материал не требовал специальных условий для хранения.

Параллельно был изучен генофонд другого, также ранее не изучавшегося народа - бурят (Забайкалье). Полученные нами результаты, которые были представлены на съезд Американского общества генетиков человека в 1998 г. и опубликованы в развернутом виде в 1999 г. (3), оказались совершенно неожиданными и заставили по-новому поставить вопрос о корнях аборигенного населения Америки. У тувинцев, как и у бурят, были обнаружены все четыре «американских» типа мтДНК А, В, С, D, причем их суммарная частота у тувинцев оказалась рекордно высокой, около 70%. Почти сразу было получено подтверждение наших результатов - независимо работавшая группа исследователей из Томска под руководством проф. В.П.Пузырева на очень большом материале получила тот же результат (4).

Когда выяснилось, что именно тувинцы показывают наибольшее генетическое сходство по мтДНК с америндами, перед нами стала задача -изучить генофонды других тюркоязычных народов Центральной Азии, определив среди них не только частоту американских типов, но и европеоидных, в частности, постараться найти здесь тип X, который ранее был выявлен у европейцев и с малой частотой - у америндов.

Нами* был собран и изучен материал, характеризующий генофонд следующих тюркоязычных народов Сибири: алтайцев, хакасов, шорцев, сойотов (5). Последние - очень малочисленный народ, обитающий в Бурятии, западнее Байкала. Результаты представлены на рис. 1 и в табл. 3. В ней же для сравнения приведены данные, характеризующие генофонд русских. Данные этой таблицы показывают, что все тюркоязычные народы Сибири и Центральной Азии, как и буряты, имеют в своем генофонде типы А, В, С, D мтДНК. Суммарная частота этих типов наиболее высока у тувинцев и сойотов. У них, как и у бурятов, наименьшая частота европеоидных типов. Наиболее смешанным, азиатско-европеоидным, генофондом среди изученных оказался генофонд шорцев.
________________
* Когда мы говорим здесь о «наших исследованиях», имеются в виду работы, проведенные коллективом исследователей, включающим, кроме И.А.Захарова, сотрудников Института биологических проблем Севера РАН (Магадан) М.В.Деренко и Б.А.Малярчука, которые выполнили все тонкие биохимические анализы, Ч.М.Доржу и У.Н.Ондар (Тувинский гос. университет). Необходимо отметить также большую помощь в сбооах материалов наших коллег, в частности И.К.Дамбуеву и покойного Е.А.Лотоша.
_________________

Принципиально важной находкой было обнаружение у алтайцев типа X (6), которого пока мы не нашли у тувинцев, и до нас никто не обнаруживал в Азии. Компьютерный анализ данной последовательности ДНК показал, что это не поздняя европейская примесь - алтайский вариант X оказался древним, который может быть сближен с предковой формой вариантов типа X современных европейцев и америндов.



Рис. 1. Распространение типов мтДНК среди народов Центральной Азии.
Размер сектора соответствует частоте типов мтДНК в генофонде народа.

Сектор 1 - европейские типы мтДНК,

2 - другие азиатские,

3 - «американские».

Изучение генофонда монголов не завершено.

Итак, на значительной территории юга Сибири и Центральной Азии обитают народы, среди которых обнаруживаются носители всех четырех «американских» типов мтДНК. Наибольшая концентрация А, В, С, D типов приходится на тюркоязычные народы - тувинцев и сойотов. У алтайцев, также тюркоязычных, найден и не встречавшийся у других азиатских народов Х-тип мтДНК, причем оказавшийся более древним вариантом, в сравнении с X европейцев.

Следует подчеркнуть, что все, о чем было здесь рассказано, относится к той части генома, которая передается по материнской линии и, соответственно, мы установили родство америндов и некоторых народов алтае-саянского нагорья именно по женской линии. В противоположность мтДНК маленькая Y-хромосома предается строго от отца сыновьям, то есть по мужской линии и, изучая изменчивость этой части генома, можно получить представление о происхождении мужской половины того или иного этноса.

Сходство современных народов Центральной Азии по мтДНК с америндами не означает, что такое же сходство будет выявлено и при изучении Y-xpoмосомы. Действительно, в истории этих народов происходили неоднократные вторжения завоевателей, которые могли уничтожать в первую очередь мужское население на покоренных территориях, а потом брать в жены оставшихся туземных женщин. Имея это в виду, мы начали изучать изменчивость и Y-хромосомы у народов Центральной Азии. Был получен и частично опубликован значительный материал, который, однако, не позволяет пока нам сделать определенны выводы. Однако, еще в 1999 г. новосибирские генетики (Л.В.Осипова и ее сотрудники) совместно с учеными США, Бразилии и Австралии опубликовали два важных исследования по рассматриваемой здесь проблеме (7). Они изучили изменчивость Y-хромосомы у ряда сибирских народов, в том числе бурятов, алтайцев, кетов, в сравнении с народами Северной и Южной Америки и других континентов. Оказалось, что наибольшее сходство с америндами показывают кеты - маленький народ, ныне живущий вдоль среднего течения р. Енисей, но происходящий, как предполагают антропологи, из Алтае-Саянского нагорья. Высокая частота одного из характерных для америндов варианта Y- хромосомы обнаруживается и у бурят. В результате проведенных исследований был сделан вывод (8), что территорией, откуда началась миграция азиатских предков америндов, была область от Алтая на западе до Забайкалья на востоке, включающая Саяны и северные районы Монголии. Таким образом, был сделан практически тот же самый вывод, к которому пришли и мы, изучая совсем другой генетический материал.

Итак, приведенные результаты доказывают, что из всех до сих пор изученных народов Азии именно народы, обитающие между Алтаем и Байкалом, вдоль Саянских гор, генетически наиболее близки америндам. Разумеется, их нельзя считать предками последних. Речь идет о том, что наряду с другими племенами, уже достаточно генетически разнообразными, 25—40 тыс. лет назад в Азии обитало племя, прародительницами которого были 4 или 5 женщин. Часть этого племени двинулась за отступающими ледниками через пространства незаселенной тогда Сибири к Берингии (суше на месте Берингова пролива).

Таблица 3

Распространенность различных идентифицированных типов мтДНК (%) среди народов Центральной Азии (14)



Это племя заселило сначала Берингию, прошло в Северную Америку, а потом и в благодатную Южную, где достаточно быстро дало начало сотням племен и народов, а в дальнейшем - великим цивилизациям Нового Света. Другая часть племени прототюрков (или протоамериндов) осталась в Центральной Азии. Здесь она дала начало нескольким этносам, постоянно взаимодействовавшим и смешивавшимся с окружающими их племенами и народами. В наиболее чистом виде исходный генофонд «прототюркоамериндов» сохранился у современных тувинцев и сойотов.

Рис. 2. Гипотетический путь из Алтае-Саян в Америку вдоль горных цепей


Подобные нашим исследования проводились и на материале других рас и этносов. Недавно было признано, что все современные европейцы - потомки всего лишь 7 женщин (живших в совсем разных географических регионах). Этим 7 прародительницам английский генетик Брайн Сайке дал имена Урсула, Ксения, Елена, Велда, Тара, Катрин и Жасмин. Несколько лет назад и мы, еще не зная о предложении Сайкса, дали имена четырем прародительницам прототюркоамериндов: Анай (Апау - А), Борбак (Borbak - В), Чачый (Chachyy - С) и Дарый (Daryy - D). От этих 4 женщин происходит около 70% тувинцев и 97% индейцев Северной и Южной Америк.

Где жило племя прототюркоамериндов, на каком языке объяснялись его люди? Археологи свидетельствуют, что Алтай был заселен человеком разумным 40-50 тыс. лет назад, наиболее древние палеолитические (древнекаменного века) находки, обнаруженные на территории Тувы, относятся ко времени 20 тыс. лет назад. Проще всего предположить, что именно на этой территории, то есть в Алтае-Саянском горном регионе сложилось племя прототюркоамериндов. Конечно, можно допустить, что оно возникло где-то совсем в другом месте и позднее пришло в уже заселенные Саяны, вытеснило или уничтожило обитавшие здесь другие племена и осело здесь. За неимением фактических данных, однако, всегда лучше выбирать простейшую гипотезу. И пока нет фактов, говорящих против, будем считать именно Алтае-Саянский регион прародиной америндов.

Ни археологические, ни, разумеется, исторические свидетельства не говорят нам о том, каким путем двигались протоамеринды к Берингии. Кажется, однако, вероятным, что обитавшие в горах и предгорьях охотники не выходили за пределы родного и привычного для них ландшафта, то есть двигались вдоль горных цепей. При взгляде на физическую карту северо-востока Азии ясно вырисовывается гигантская дуга хребтов, идущая от Алтая до Чукотки. Это Саяны, Хомар-Дабан, Яблоновый хребет и параллельные ему хребты, тянущиеся вдоль восточного берега Байкала, Становой хребет, Джугджур, Колымское и Чукотское нагорья - естественный маршрут к Аляске, а дальше - по Скалистым горам вдоль всей Америки (рис.2).

Если теория происхождения всего человечества из Африки получила название «Out of Africa», то и мы назовем представленную здесь нашу теорию центральноазиатского происхождения америндов - «Out of Sayan» («Из Саян»).

Нет ли каких-либо еще, кроме генетических, аргументов в пользу происхождения америндов из Центральной Азии? Такие аргументы дает археология. Наиболее ранние следы присутствия человека на Алтае (Денисова пещера) датируются 2S2+/-56 т.л.н., переход от среднепалеолити-ческой к верхнепалеолитической индустрии — от 50-60 т.л.н. до 45-35 т.л.н. Древнейшая верхнепалеолитическая стоянка в Саянах (Малая Сыя)
имеет возраст 34500 +/- 450 л.н. (9).

Важным является указание академика А.П.Деревянко о том, что сложившаяся на Алтае в эпоху верхнего палеолита устькаракольская индустриальная традиция распространялась именно из этого региона: «продвижение носителей этой культуры в бассейн Алдана... и далее на северо-восток Азии и по Беренгийскому мосту в Америку положило начало... заселению Америки» (10).

Отделение праиндейцев от предков современных азиатских тюрков произошло примерно 40-25 тысяч лет назад. Язык и обычаи, которые развиваются и изменяются быстрее, чем элементы генома, могли и не сохранить свидетельств родства этих народов. Тем не менее укажем, что достаточно давно (с XVII века) отмечалось сходство языков некоторых племен Америки с тюркскими языками. Татарский филолог А.Г.Каримуллин, также собравший соответствующие языковые паралелли, посвятил в 1995 г. этой проблеме небольшую книжку (11). Об убедительности приводимых автором материалов предоставляем судить специалистам.

Литература:

  1. Сукерник Р.И., Шур Т.Г., Стариковская Е.Б., Уоллес Д.К. Изменчивость митохондриальных ДНК у коренных жителей Сибири в связи с реконструкцией эволюционной истории американских индейцев. Рестрикционный полиморфизм // Генетика. 1996. Т.32. N.3. С.432-439.
  2. Ballinger S.W.. Schurr Т.О.. Torroni A. et al. Southeast Asian mitochondrial DNA analysis reveals genetic continuity of ancient mongoloid migrations // Genetics. 1992. V.130. P.139-152; Torroni A., Miller J.A., Moore L.G. et al. Mitochondrial DNA analysis in Tibet. Implication for the origin of the Tibetian population and its adaptation to high altitude // Am. J. Phys. Anthropol. 1994. V.55. P.760-776; Kolman C.J., Sambuughin N., Bermingham E. Mitochondrial DNA analysis of Mongolian populations and implications for the origin of New World founders // Genetics. 1996. V.142. P.1321-1334.
  3. Деренко М.В., Дамбуева И.К., Малярчук Б.А. и др. Структура и разнообразие митохондриального генофонда коренного населения Тувы и Бурятии по данным о рестрикционном полиморфизме // Генетика. 1999. Т.35. №12. С.1706-1712.
  4. Кучер А.Н., Голубенка М.В., Пузырев В.П. и др. Генетическое разнообразие тувинских популяций: полиморфизм классических маркерных систем и мито-хондриальной ДНК // Проблемы развития и сохранения тувинского генофонда. - Томск: STT. 2000. С.61-79.
  5. Деренко М.В., Денисова Г.А., Малярчук Б.А. и др. Структура генофондов этничеких групп Алтае-Саянского нагорья по данным о полиморфизме митохондриальной ДНК // Генетика. 2001. Т.37. №10. С.1402-1410.
  6. Derenko M.V., Grzybowski Т., Maiyarchuk В.A. et al. The presence of mitochondrial haplogroup X in Altaians from South Siberia // Am.J.Hum.Genet. 2001.V.69. P.237-241.
  7. Santos F.R., Pandya A., Tyler-Smith C. et al. The central Siberian origin for native American Y chromosomes //Am. J. Hum. Genet. 1999. V.64. P.619-628; Karafet T.M., Zegura S.L., Posukh 0. et al. Ancestral Asian source(s) of new World Y-chromosome founder haplotypes // Am. J. Hum. Genet. 1999. V.64. P.817-831.
  8. Karafet T.M., Zegura S.L., Posukh O. et al. Opit cit. P.817-831.
  9. Деревянко А.П. Переход от среднего к позднему палеолиту на Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. № 3 (7). С.73-103.
  10. Деревянко А.П. Указ. соч. С.97.




Top