Произведения сладкова лисица и еж. Конспект урока чтения д

Урок 38. Д. Хармс «Храбрый ёж».
Н. Сладков «Лисица и Ёж»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; иллюстрации с изображением животных; карточки с опорными словами; энциклопедия о животных.

Урок

I. Актуализация знаний.

1. Конкурс рисунков о лягушк е.

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Лягушата».

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших». Разгадайт е ребус ы, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.

а) б)

(Лиса.) (Ёжик.)

Где можно встретить лисицу и ежа?

Что вы знаете о лисице?

Что вы знаете о еже?

III . Изучение нового материала.

1. Речевая минутк а.

Прочтите чистоговорки:

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

2. Отработка навыка чтени я.

Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами чётко и ясно:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Встретил в чаще ёж ежа:

Как погода, ёж?

Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужат обливают ежата

Прохладной водой из ушата.

Жарко ужатам,

Их жалко ежатам.

3. Чтение рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж».

Прочтите название рассказа.

Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён?

Как вы думаете, о ком это произведение?

по-до-шли – подошли

о-смат-ри-вать – осматривать

об-ню-хи-вать – обнюхивать

об-ли-зы-вать – облизывать

от-крыл-ся – открылся

вы-ско-чи-ла – выскочила

ис-пу-га-лись – испугались

раз-бе-жа-лись – разбежались

ки-нул-ся – кинулся

за-кри-чал – закричал

4. Анализ произведени я.

Что стояло на столе?

Кто подошел к ящику?

Что стали делать звери?

Что произошло с ящиком?

Как поступили звери?

Как поступил ёж?

Как закричал ёжик, когда сел на ящик?

Кричат ли ежи?

Какие звуки произносят ежи?

Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа?

Что ещё вы знаете о ежах?

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

5. Подготовка к пересказу рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж» по опорным словам и картинному плану.

Сколько частей в тексте?

Прочтите первую часть. Как её можно озаглавить?

Прочтите вторую часть.

Почему звери разбежались?

Как озаглавить вторую часть?

Прочтите третью часть.

Как поступил ёжик?

Озаглавьте заключительную часть рассказа.

Запись плана на доск е:

1) Ящик на столе.

2) Звери разбежались.

3) Храбрый ёж.

Расположите карточки с опорными словами по порядку:

Используя опорные слова и план, подготовьте пересказ рассказа.

Физкультминутка

Жили дружно, жили тихо – Не жалей, ежиха, ножек!

Ёж, ежата и ежиха. И ежиха убежала,

Ёж с ежихой для ежат В лапках гриб она держала.

Припасали всё подряд. Ёжик дальше побежал…

Вот ежиха у дорожки В луже жёлтый лист лежал.

Видит гриб на толстой ножке. Ёж на иглы лист нанижет,

Гриб большой ежихе нужен, Подбежит к норе поближе,

Чтобы съесть его на ужин. Там положит для ежат,

Пожелал ежихе ёжик: Пусть зимой в тепле лежат!

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

Прочтите название рассказа.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это произведение?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

не-кра-си-вый – некрасивый

с ко-люч-ка-ми – с колючками

не-ук-лю-жий – неуклюжий

не-съе-доб-ный – несъедобный

Объясните значение слов:

Неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.

Пригож – красивый.

Учитель читает вслух рассказ Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

2. Анализ произведени я.

Назовите героев рассказа.

Как хитрая Лиса называла Ежа?

Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу?

Прочтите, как лиса сначала обратилась к Ежу.

С какой интонацией надо прочитать слова Лисы?

Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть?

С какой интонацией надо прочитать слова Ежа?

Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

Прочтите рассказ по ролям, передавая интонацией слова героев (соблюдая знаки препинания).

Что интересного вы узнали из разговора Лисы с Ежом?

Что вы ещё знаете о Лисице?

3. Игры Деда Буквоед а.

Игра «Вигвам».

Однажды слон, лиса,

Уж, ёж, сова, удод,

Чиж, грач, кабан, коза,

Бизон, барсук, енот,

Акула, крот и … (Но

Должны найти вы сами,

Кто с ними был ещё.)

Сошлись в большом вигваме.

V. Итог урока. Рефлексия

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Что нового вы узнали о еже?

Что вы узнали о лисице?

Дайте характеристику этим животным.

Внимательно ли вы читали рассказ Д. Хармса?

Прочтите слова, назовите тех животных, которые не встречались в этом рассказе:

рикуца (курица) жикё (ёжик)

язме (змея) собака (собака)

цалиси (лисица) какош (кошка)

Как можно назвать этих животных? (Домашние.)

Внеурочная деятельность: нарисовать лису или ежа; подготовить выразительное чтение рассказов.

Дополнительный материал к уроку

Справочный материал для учителя.

I . Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырёх самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако ёж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоём или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь ёж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но ёж не делает этого – видимо, слишком надеется на свои силы.

Ежей люди знают давно и их колючки – тоже: ещё две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!

Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь ёж активен, как правило, ночью.

Летом ёж спит где придётся, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч.

Зимуют ежи в одиночку, спят.

II. В Европе обитае т рыжая лисиц а.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует.

Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо.

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корса к. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фене к, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем молниеносный прыжок – и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисиц а, живущая в Северной и Центральной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

Даниил Иванович Хармс (1905–1942). В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927 г.), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991 г.), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933–1939, опубликован посмертно) показал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

Родители Хармса, и в особенности отец, оказали на него большое влияние. Сам Даниил Ювачёв в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры – Наташа и Елизавета. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.

Родители отдали мальчика в одну из самых лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле, которое славилось безукоризненной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. Здесь Даня Ювачёв в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Он хорошо знал английскую литературу в оригинале и очень увлекался ею.

Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин), в которой когда-то училась Анна Ахматова, а Иннокентий Анненский был директором.

Необычной была у Хармса внешность: очень высокий, как правило, экстравагантно одетый, он курил трубку, носил монокль, ходил с тростью.

Какая странная фамилия – Хармс – могут спросить. Похожа на Холмс, англичанин он, что ли?

Нет, отец и мать Хармса были русскими. Отец, Иван Ювачёв, одно время служил мичманом на военном корабле. Мать, Надежда Колюбакина, была начальницей приюта.

Откуда же взялась фамилия Хармс? Очень просто, писатель сам её придумал.

В детстве он любил удивительные истории о волшебниках. И любил играть в игру: «Замри!». Бегают ребята по двору, а крикнешь им «Замри!», и они точно окаменеют. Кто с протянутой рукой, а кто с поднятой ногой. Вот где колдовство, только недолгое.

Настоящие волшебники были в цирке. Они носили звонкие имена: Бен-Али, Пассо – и доставали из воздуха разноцветные шарики, а из шляпы – белого кролика.

Даня Ювачёв подрос и… вы скажете: понял, что колдунов нет. Вот как раз наоборот. Он подрос и понял, что сила воображения творит чудеса. Он решил стать писателем – колдуном слова, управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить фамилию. Называться не Даниил Ювачёв, а Даниил Колдун.

Но всем известно, что при колдовстве не называют вещи своими именами, а говорят загадочно, вроде «брэкс-кэкс-мэкс». И Даня Ювачёв назвал себя как артист – Даниэль Шарм. По-французски, да и по-немецки, и по-английски charm означает «околдовать», «очаровать».

Но слишком красиво, как импортная этикетка, звучало «Даниэль Шарм». И тогда Даня Юваёв чуть подправил слово, изменил его в «Хармс» – и непонятно, и звучно. Так появилось литературное имя писателя – Даниил Хармс.

Д ружили когда-то лиса и ёж. Вместе гуляли, вместе еду добывали, вместе и бедовали - всяко бывало. Вот однажды идут они и беседуют по-приятельски.

Лиса начала хвастаться, какая она умная и ловкая, хитростей у неё в запасе целый воз и маленькая тележка! Ну надо же, до чего врать горазда!

Так много? Неужто правда?

Удивился ёж.

Правда, правда, я не зря говорю.

Дошли они до волковни при дороге - так у нас называли в давние времена ловушки для волков, большие глубокие ямы вроде колодца, а на дне приманка - мясо, падаль всяческая. Прыгнет туда волк или лиса, наедятся, а выбраться уж не сумеют. Хозяин волковни изловит их, шкуру сдерёт, продаст и денежки получит.

Да, пришли они к волчьей яме, скувырнулись в неё и на еду набросились. Когда до отвала наелись, лиса опять за своё - про целый воз и маленькую тележку хитростей балаболит. Ёж слушал-слушал и вставил:

А я только одну-единственную хитрость знаю, такой я глупый. Слушай, лиса, как мы теперь выбираться будем, а? Может, твой воз и тележка помогут?

Что ж, попробуем?

Отвечает лиса.

Скок-поскок и - вниз кувырком! Никак не вылезти, хоть тресни! Тогда ёж притворился больным.

Слушай, сестрица, у меня так бурдюк разболелся, сил нет! Знаешь, где болит, вот тут, где самый пупочек. Ты уж, пожалуйста, помни его носом, подави хорошенько, авось пройдёт!

Лиса уткнулась мордой ему в живот, а он взял да свернулся клубочком, иголки-то и впились ей в морду! Она давай трясти головой, как крутанет - швырк! - ёж-то и вылетел из ямы наверх.

Видишь, лиса, я на одной только хитрости выехал, давай выезжай и ты на своём возу иль на тележке.

Говорит ёж.

Братец ёж, помоги ты мне, уж пожалуйста!

Ладно, так и быть, вытащу тебя, вывезу на своей одной хитрости, не посмотрю, что ты и сама на выдумки хитра, моглa бы мозгами пораскинуть. Пользуйся моей добротой! Так вот, слушай меня. Притворись дохлой, замри, будто ты совсем-совсем дохлая. Сейчас должен прийти волчатник. Он к тебе спустится по лесенке, ты не дыши, лапки вытяни, дохлая - и всё! Он тебя за хвост - и вышвырнет наверх. Вот когда вышвырнет, ты давай дёру, не жди, когда он вылезет, и не вздумай растабарывать с ним!

Так всё и вышло, как «глупый» ёж говорил: пришёл волчатник, спускается в яму, вышвыривает лису за хвост. Она задала лататы. Когда он вылез из ямы, лисы и след простыл.

В другой раз буду умнее. Когда окажется тут мёртвая лиса, я сперва застрелю её, выпущу один заряд, погляжу, если не встанет, значит, и вправду мертва. А эта была, видать, жива, удрала, негодяйка!

говорит он.

Так и остался волчатник ни с чем.

Силён ёжик! И сам выбрался из ямы, и лису вывез без воза и без тележки.

Вот и сказке Лиса и ёж (Румынские сказки) конец, а кто слушал - огурец!

Сказка моей дочери "Лиса и ёжик"

Автор : Саясова Любовь, 8 лет, село Красный бор, Шатковского района, Нижегородской области.
Описание материала. Материал будет интересен воспитателям, родителям детей с 3-4 лет.
Цель . Познакомить детей со сказками, которые придумали другие дети.
Задачи: развивать интерес к разным литературным жанрам, вызвать желание самим придумывать сказки, их инсценировать.
Моя младшая дочка (Любовь, 8 лет)как говорится, ищет себя. Ей хотелось делать что-то, что получается у неё лучше всех. В классе например, кто-то очень хорошо лепит из пластилина, кто-то занимается танцами. И ей, отличнице, хочется проявить себя, раскрыть свой талант.
Пробовала писать стихи:

Под окном
Вот берёзы и цветы.
Вот калиновы кусты.
На цветке сидит пчела,
Ах, красивая она.
Берёза осенью.
Белый ствол берёзки
Словно первый снег,

Жёлтые листочки-
Солнышка привет.
Милые цветы
Под окном растут цветы:
И ромашки, и васильки.
Мы букеты соберём,
Мамочке их отнесём.
Но сама была не очень довольна. Я предложила ей написать рассказ или сказку, потому что ещё с садика могла составлять рассказы по картине по часу!!!
И вот что у неё получилось (первая, именно записанная, сказка)

Лиса и ёж.

Идёт по лесу лиса.


Как будто прогуливается, а сама высматривает, где и чем можно поживиться.


И видит ёж бежит.


- Ёж, а ёж,- говорит лиса. А давай с тобой поиграем, а то скучно, что в лесу сегодня.
- Ну, давай, лиса,- отвечает ёж. А во что играть будем.
- «Кто кого напугает»- игра такая, предлагает лиса. А сама думает: «Вот как его сейчас напугаю, а он от страха лапки раскинет в стороны, вот тогда-то я его и съем!».


Но вслух сказала:
-Только я первая пугаю.
- Ладно, пугай, - согласился ёжик.
Спряталась лиса за кустом и как выпрыгнет из-за него,


хотела ежа врасплох застать. А ёж не испугался, а в клубочек свернулся, да и подкатил к лисе.


Лиса такого поворота событий не ожидала, лапки об ежа уколола, да в лес убежала.

22.05.2018

Литературное чтение

Д. ХАРМС. «ХРАБРЫЙ ЁЖ», Н. СЛАДКОВ. «ЛИСИЦА И ЁЖ»

Цели:

– совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;
– развивать речевые умения, творческие способности, память, внимание;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование: ребусы; изображения животных; карточки с опорными словами; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков о лягушке.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Лягушата».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших». Разгадайте ребусы, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.

– Где можно встретить лисицу и ежа?
– Что вы знаете о лисице?
– Что вы знаете о еже?

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорки.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами четко и ясно:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ужат обливают ежата
Прохладной водой из ушата.
Жарко ужатам,
Их жалко ежатам.

3. Чтение рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж».


– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
– Как вы думаете, о ком это произведение?

по-до-шли – подошли
о-смат-ри-вать – осматривать
об-ню-хи-вать – обнюхивать
об-ли-зы-вать – облизывать
от-крыл-ся – открылся
вы-ско-чи-ла – выскочила
ис-пу-га-лись – испугались
раз-бе-жа-лись – разбежались
ки-нул-ся – кинулся
за-кри-чал – закричал

4. Анализ произведения.

– Что стояло на столе?
– Кто подошел к ящику?
– Что стали делать звери?
– Что произошло с ящиком?
– Как поступили звери?
– Как поступил ёж?
– Как закричал ёжик, когда сел на ящик?
– Кричат ли ежи?
– Какие звуки произносят ежи?
– Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа?
– Что еще вы знаете о ежах?

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырех самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако еж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоем или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь еж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но еж не делает этого – видимо, слишком надеется на свои силы.

Ежей люди знают давно, и их колючки – тоже: еще две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!

Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь еж активен, как правило, ночью.

Летом еж спит где придется, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются, и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч.

Зимуют ежи в одиночку, спят.

5. Подготовка к пересказу рассказа «Храбрый ёж» Д. Хармса по опорным словам и картинному плану.

– Сколько частей в тексте?
– Прочтите первую часть. Как ее можно озаглавить?
– Прочтите вторую часть.
– Почему звери разбежались?
– Как озаглавить вторую часть?
– Прочтите третью часть.
– Как поступил ежик?
– Озаглавьте заключительную часть рассказа.

Запись плана на доске:

1) Ящик на столе.
2) Звери разбежались.
3) Храбрый еж.

– Расположите карточки с опорными словами по порядку:


– Используя опорные слова и план, подготовьте пересказ рассказа.

Физкультминутка

Жили дружно, жили тихо
Ёж, ежата и ежиха.
Ёж с ежихой для ежат
Припасали всё подряд.
Вот ежиха у дорожки
Видит гриб на толстой ножке.
Гриб большой ежихе нужен,
Чтобы съесть его на ужин.
Пожелал ежихе ёжик:
– Не жалей, ежиха, ножек!
И ежиха убежала,
В лапках гриб она держала.
Ёжик дальше побежал…
В луже жёлтый лист лежал.
Ёж на иглы лист нанижет,
Подбежит к норе поближе,
Там положит для ежат,
Пусть зимой в тепле лежат!

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Еж».

– Прочтите название рассказа.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

не-кра-си-вый – некрасивый
с ко-люч-ка-ми – с колючками
не-ук-лю-жий – неуклюжий
не-съе-доб-ный – несъедобный

– Объясните значение слов «неуклюжий», «пригож»:

неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный;
пригож – красивый.

Учитель читает вслух рассказ Н. Сладкова «Лисица и Еж».

2. Анализ произведения.

– Назовите героев рассказа.
– Как хитрая Лиса называла Ежа?
– Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу?
– Прочтите, как лиса сначала обратилась к Ежу.
– С какой интонацией надо прочитать слова Лисы?
– Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть?
– С какой интонацией надо прочитать слова Ежа?
– Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?
– Прочтите рассказ по ролям, передавая интонацией слова героев (соблюдая знаки препинания).
– Что интересного вы узнали из разговора Лисы с Ежом?
– Что вы еще знаете о Лисице?

Справочный материал для учителя.

В Европе обитает рыжая лисица.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует.
Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо.

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем – молниеносный прыжок, и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисица, живущая в Северной и Центральной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Вигвам».

Однажды слон, лиса,
Уж, ёж, сова, удод,
Чиж, грач, кабан, коза,
Бизон, барсук, енот,
Акула, крот и … (Но
Должны найти вы сами,
Кто с ними был ещё.)
Сошлись в большом вигваме.


VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Что нового вы узнали о еже?
– Что вы узнали о лисице?
– Дайте характеристику этим животным.
– Внимательно ли вы читали рассказ Д. Хармса?
– Прочтите слова, назовите тех животных, которые не встречались в этом рассказе:

Рикуца (курица)
язме (змея)
цалиси (лисица)
жикё (ёжик)
собака (собака)
какош (кошка)

– Как можно назвать этих животных? (Домашние.)

Домашнее задание:

1) нарисовать лису или ежа;
2) подготовить выразительное чтение рассказов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 33

Даниил Иванович Хармс (1905–1942). В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927 г.), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991 г.), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933–1939, опубликован посмертно) показал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

Родители Хармса, и в особенности отец, оказали на него большое влияние. Сам Даниил Ювачев в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, имел большие музыкальные способности, был выдумщиком и сочинителем. Первыми слушателями и критиками будущего писателя были его сестры – Наташа и Елизавета. Для них он сочинял сказки и фантастические истории.

Родители отдали мальчика в одну из самых лучших школ Петербурга – немецкое училище Петершуле, которое славилось безукоризненной дисциплиной и высоким уровнем преподавания. Здесь Даня Ювачев в совершенстве изучил немецкий язык, серьезно занимался английским. Он хорошо знал английскую литературу в оригинале и очень увлекался ею.

Свое школьное обучение будущий писатель завершил в Царскосельской гимназии (ныне г. Пушкин), в которой когда-то училась Анна Ахматова, а Иннокентий Анненский был директором.


Необычной была у Хармса внешность: очень высокий, как правило, экстравагантно одетый, он курил трубку, носил монокль, ходил с тростью.

Какая странная фамилия Хармс – могут спросить. Похожа на Холмс, англичанин он, что ли?
Нет, отец и мать Хармса были русскими. Отец, Иван Ювачев, одно время служил мичманом на военном корабле. Мать, Надежда Колюбакина, была начальницей приюта.

Откуда же взялась фамилия Хармс? Очень просто, писатель сам ее придумал.

В детстве он любил удивительные истории о волшебниках. И любил играть в игру «Замри!». Бегают ребята по двору, а крикнешь им «Замри!», и они точно окаменеют. Кто с протянутой рукой, а кто с поднятой ногой. Вот где колдовство, только недолгое.

Настоящие волшебники были в цирке. Они носили звонкие имена: Бен-Али, Пассо – и доставали из воздуха разноцветные шарики, а из шляпы – белого кролика.

Даня Ювачев подрос и… вы скажете: понял, что колдунов нет. Вот как раз наоборот. Он подрос и понял, что сила воображения творит чудеса. И тогда он решил стать писателем – колдуном слова, управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить фамилию. Называться не Даниил Ювачев, а Даниил Колдун.

Но всем известно, что при колдовстве не называют вещи своими именами, а говорят загадочно, вроде «брэкс-кэкс-мэкс». И Даня Ювачев назвал себя как артист – Даниэль Шарм. По-французски, да и по-немецки и по-английски charm означает «околдовать», «очаровать».


Но слишком красиво, как импортная этикетка, звучало «Даниэль Шарм». И тогда Даня Ювачев чуть подправил слово, изменил его в «Хармс» – и непонятно, и звучно. Так появилось литературное имя писателя – Даниил Хармс.




Top