Проклятые картины. Проклятые картины и их тайны

Мистические истории часто происходят с некоторыми роковыми шедеврами живописи. Причастны ли к созданию ряда полотен темные силы? Слишком уж часто происходят вокруг них необъяснимые события - пожары, смерти натурщиков, безумие авторов.
Покупая картину, помните, что это ответственный шаг, так как любое живописное полотно имеет свой магнетизм, который определенным образом будет воздействовать на психику человека. Эзотерики твердо убеждены, что связь между натурщиком и его изображением на картине существует и далеко не самая благоприятная.

Картины поджигатели

«Плачущий мальчик»

Одно из самых известных «проклятых» полотен - «Плачущий мальчик» испанского художника Джованни Браголина. Художник хотел написать портрет плачущего ребенка и натурщиком взял своего маленького сына. Малыш не мог плакать на заказ, и отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.
Малыш панически боялся огня, но искусство творцу было дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики мальчик не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не замедлило сбыться - через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец.
Свою зловещую славу репродукция картины, обрела в 1985 году. В Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик». Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками. В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома.
Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного.

«Водяные лилии»

Другим известным «огненным шедевром» считаются «Водяные лилии» импрессиониста Моне. Первым от нее пострадал сам художник - его мастерская едва не сгорела по непонятным причинам.
Затем погорели новые владельцы «Водяных лилий» - кабаре на Монмартре, дом одного французского мецената и даже Нью-Йоркский музей современных искусств.
В настоящее время картина находится в музее Мормотон, во Франции, и своих «пожароопасных» свойств не проявляет. Пока.

«Портрет пожилого мужчины»

Менее известная и внешне ничем не примечательная картина-«поджигатель» висит в Королевском музее Эдинбурга. Это портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. По поверью, иногда пальцы на руке написанного маслом старика начинают шевелиться. И тот, кто увидел это необычное явление, обязательно примет смерть от огня в самое ближайшее время.
Две известных жертвы портрета - лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что видели, как старик шевелил пальцами, и оба впоследствии погибли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать опасную картину от греха подальше, но тот, разумеется, не согласился - именно этот невзрачный и не имеющий особой ценности портрет и привлекает большинство посетителей.

Картины убийцы

«Мона Лиза»

Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи не только восхищает, но и пугает людей. Помимо предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, существует теория, будто бы этот самый известный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. Например, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание.
Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который во время любования шедевром упал в обморок. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, умерла молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним своим творением не работал так долго и тщательно, как над «Джокондой». Шесть лет - до самой своей смерти Леонардо переписывал и правил картину, но так до конца и не добился того, чего хотел.

«Венера с зеркалом»

Картина Веласкеса «Венера с зеркалом» тоже пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, либо разорялись, либо погибали насильственной смертью. Даже музеи не очень хотели включать ее основную композицию, и картина постоянно меняла «прописку». Дело кончилось тем, что однажды на полотно набросилась сумасшедшая посетительница и изрезала его ножом.

«Руки сопротивляются ему»


Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста Билла Стоунхема «Руки сопротивляются ему». Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.
Потом картину приобрел американский актер, который тоже недолго зажился. После его смерти работа ненадолго исчезла, но потом ее случайно нашли на помойке. Семья, которая подобрала кошмарный шедевр, додумалась повесить его в детской. В итоге маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движение, и за ночь она срабатывала несколько раз. Семья поспешила избавиться от такого подарка судьбы, и выставила картину на интернет-аукцион. И тут на адрес организаторов посыпались многочисленные письма с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось плохо, а у некоторых даже случались сердечные приступы. Купил ее владелец частной картинной галереи, и теперь уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились два американских экзорциста с предложениями своих услуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в один голос утверждают, что от нее исходит зло.
Фото – прототип картины «Руки сопротивляются ему»:

А вот картина того же автора, только много лет спустя:

«Тройка»


Всем известна еще со школы картина «Тройка» Перова. На этой трогательной и грустной картине изображены три крестьянских ребенка из бедных семей, которые тянут тяжелую ношу, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре идет светловолосый маленький мальчик. Перов искал ребенка для картины, пока не встретил женщину с сыном 12-ти лет по имени Вася, которые шли через Москву на богомолье.
Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и других детей. Она сначала не хотела, чтобы ее сын позировал живописцу, но потом согласилась. Однако вскоре после завершения картины мальчик умер. Известно, что после смерти сына бедная женщина приходила к Перову, умоляя продать ей портрет ее любимого ребенка, но картина уже висела в Третьяковской галерее. Правда, Перов отозвался на горе матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно.

«Демон поверженный»

У одного из самых ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми также связаны личные трагедии самого художника. Так, портрет его обожаемого сына Саввы, был написан им незадолго до смерти ребенка. Причем мальчик заболел неожиданно и умер скоропостижно. А «Демон поверженный» оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.
Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен - сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

«Масленица»
Интересная история связана с картиной «Масленица», долгое время украшавшей собой холл гостиницы Украина. Висела и висела, никто к ней особо не приглядывался, пока неожиданно не выяснилось, что автором этого произведения является душевнобольной по фамилии Куплин, который на свой лад скопировал полотно художника Антонова. Собственно, ничего такого особо ужасного или выдающегося в картине душевнобольного нет, но она в течение полугода будоражила просторы Рунета.
Картина Антонова

Картина Куплина

Один студент в 2006 году написал в своем блоге пост про нее. Суть его сводилась к тому, что, по словам профессора одного из московских вузов, на картине есть один стопроцентный, но неочевидный признак, по которому сразу ясно, что художник - сумасшедший. И даже якобы по этому признаку можно сразу поставить верный диагноз. Но, как писал студент, хитрый профессор признак не открыл, а только дал туманные намеки. И вот, мол, люди, помогите, кто может, ибо сам не могу найти, весь измучился и устал. Что тут началось - нетрудно себе представить.
Пост разошелся по всей сети, множество пользователей бросилось искать отгадку и ругать профессора. Картина обрела бешеную популярность, равно как и блог студента, и фамилия профессора. Разгадать загадку никому не удавалось, и под конец, когда от этой истории устали все, то решили:
1. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали.
2. Профессор - сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей).
3. Куплин ассоциировал себя со снеговиком, который маячит на заднем плане картины, и это-то и есть главная разгадка тайны.
4. Никакого профессора не было, а вся история - гениальный флэшмоб.
Кстати, приводилось и множество оригинальных отгадок этого признака, но ни один из них не был признан верным. История постепенно сошла на нет, хотя и сейчас можно иной раз натолкнуться на ее отголоски в Рунете. Что касается картины, на некоторых она действительно производит жутковатое впечатление и вызывает неприятные ощущения.

«Портрет Марии Лопухиной»

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…
Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадок остался.

«Крик»


Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка «Крик», стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.
Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой.
В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга.
Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо.
Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения».
В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик».

«Флора»

Любимая жена великого живописца Рембрандта, известная по его картине «Флора», скончалась спустя 8 лет после свадьбы. Следом ушли родные дети, которых художник рисовал особенно часто. Трое умерли в младенчестве, четвертый дожил только до 27 лет. Вторая супруга, запечатленная на многих полотнах мастера, так же скоропостижно ушла из жизни.

«Поклонение волхвов»

Леонардо да Винчи писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети…
Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.

«Девушка с персиками»

Доподлинно известно, что многие натурщицы русского художника Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть юной модели, изображенной на известном полотне «Девушка освещенная солнцем», в народе называемая «Девушка с персиками».

«Японская школьница»

Самая, наверное, знаменитая нехорошая картинка интернет-пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.
Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка изменится (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась, ясных ответов не даёт никто.

«Женщина дождя»

Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.
Автор картины винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.
Несколько лет назад появилась первая покупательница. Она долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне.
Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».
Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.
- Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!
Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась.
- Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?!
Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма:
- Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

Среди многих людей ходит поверье, что изображение с какой-нибудь картины могут магически воздействовать на ее владельца. Известно множество полотен, имеющих дурную славу. Как такое могло получиться?

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события - пожары, смерти, безумие авторов…

Картину "Поклонение волхвов" написал в 1654 году Питер Брейгель Старший. В картине художник показал, что появление ребенка на свет не несет радости, если вокруг война, и люди убивают себе подобных. Смысловым центром картины стала печальная Дева Мария с младенцем. Натурщицей стала кузина художника. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети. Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало. В настоящее время работа Питера Брейгеля Старшего выставлена в Лондонской национальной галерее.

Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» - репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички. Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться.

Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Сам ты сгори!» О чем, с улыбкой рассказал вечером друзьям художник, порадовавшись что наконец получилось ухватить нужное ему выражение лица.
Это проклятие не замедлило сбыться - через две недели от пневмонии сгорел мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее - ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии.

Произошло это благодаря серии странных совпадений - в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие, общавшиеся с корреспондентами, упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик».

Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома.

До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного.

Другим известным «огненным шедевром» считаются «Водяные лилии» импрессиониста Моне.

Картину "Водяные лилии (облака)" Клод Моне написал в 1903 году. Закончив работу, он решил отпраздновать это дружеской пирушкой, во время которой в мастерской художника начался пожар. К счастью его смогли быстро погасить, и вскоре о нем забыли, но как оказалось ненадолго.

Картину прибрел владелец питейного заведения на Монмартре. А уже через месяц в кабаре начался сильный пожар, полотно чудом удалось спасти от огня. После этого, картину выставили на аукцион. Ее купил один известный парижский меценат. Всего через пару месяцев его дом сгорел, причем огонь появился в кабинете, где находилось злополучное полотно. Но и в этот раз его удалось спасти. Однако теперь за картиной прочно укрепилась слава пожароопасной.

В 1958 году "Лилии" купил Нью-Йоркский музей современных искусств. Прошло три месяца… В зале начался пожар, сильно повредивший картину. В настоящее время картина находится в музее Мормотон, во Франции, и своих «пожароопасных» свойств не проявляет. Пока.

В Королевском музее Эдинбурга хранится старинный, написанный на дереве портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. Иногда некоторым посетителям музея кажется, что старик едва заметно шевелит пальцами. Можно принять это за обман зрения или игру солнечных лучей на портрете.

Однако служители музея утверждают, что солнечные зайчики здесь ни при чем, и пальцы на портрете действительно время от времени шевелятся. Более того, этот жест предвещает увидевшему его неминуемую... смерть от пожара!
Жуткая легенда, придуманная для того, чтобы привлечь в музейные залы больше посетителей? Отнюдь нет. Как-то лорд Сеймур во время осмотра экспозиции Эдинбургского музея заметил, что старик на портрете пошевелил пальцами. Лорд сказал об этом директору музея, а тот передал ему все, что знал об атом явлении. Лорд усмехнулся и, естественно, не поверил ни единому слову. Однако прошло несколько месяцев, и лорд Сеймур трагически погиб во время пожара в своем замке Ситингем.

Другой подобный случай произошел в 1908 году. Капитан океанского лайнера "Скотт" Р. Бэлфаст гостил у своих родителей в Эдинбурге. Перед дальним плаванием он решил посетить музей и, остановившись перед мистической картиной, вдруг увидел, что пальцы у загадочного старика пошевелились. Зная о музейном предании капитан стал остерегаться огня. Однако от судьбы не уйдешь. Бэлфаст понял это спустя полгода, когда лайнер "Скотт", находившийся в Индийском океане в 120 милях от Коломбо, охватил пожар. Капитан боролся с огнем наравне с матросами. В результате корабль был спасен, но Бэлфаст погиб...

Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать опасную картину от греха подальше, но тот, разумеется, не согласился - именно этот невзрачный и не имеющий особой ценности портрет и привлекает большинство посетителей.

Картину "Венера с зеркалом" написал в 1650 году Д. Веласкес. Полотно содержит изображение красивого и грациозного тела молодой женщины. Известность картина получила из-за того, что все ее владельцы разорялись после приобретения полотна.

Первым ее владельцем стал мадридский купец. Купив вожделенную красавицу, он очень быстро стал банкротом: пираты захватили суда с его товарами. Для того чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось продать все свое имущество.
Картина перешла к новому хозяину, который также вел торговый бизнес.Однако он не успел вдоволь насладиться новым приобретением: в склад с его товарами ударила молния. Картину выставили на аукционе, где ее приобрел богатый ростовщик. Через неделю к нему в дом забрались грабители, ростовщик был убит, а все его золото похищено. Наследники убитого долгое время не могли продать картину, у которой уже появилась дурная слава. В результате им пришлось подарить ее музею.

А в 1813 году картина попала в Англию, где ее приобрела Лондонская национальная галерея. Через сто лет с полотном приключилось несчастье. В музей пробралась фанатичная женщина с ножом и повредила полотно. Картину смогли отреставрировать, и в данный момент она стала гордостью Лондонской галереи.

Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи не только восхищает, но и пугает людей.
Помимо предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, существует теория, будто бы этот самый известный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. Например, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание. Самый известный случай произошел с французским писателем Стендалем, который вовремя любования шедевром упал в обморок. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, умерла молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним своим творением не работал так долго и тщательно, как над «Джокондой». Шесть лет - до самой своей смерти Леонардо переписывал и правил картину, но так до конца и не добился того, чего хотел.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир-да и только!

Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка «Крик», стоимость которой эксперты оценивают в 70 миллионов долларов, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил картину. Через какое-то время у него начались страшные головные боли. Надо сказать, что до этого случая он понятия не имел, что такое головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собой. В другой раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в результате которой у него оказались сломанными ноги, руки, несколько ребер, он получил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга. Один из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем (что было зафиксировано камерами и служителями музея). Через несколько дней у него дома начался пожар, в котором этот человек сгорел заживо.

Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 году, представляла собой череду нескончаемых трагедий и потрясений. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Через 9 лет от тяжелой болезни скончалась любимая сестра Эдварда Софья. Затем умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз «шизофрения».

В начале 90-х годов Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, потому что мысль о сексе приводила его в ужас. Умер в возрасте 81 года, оставив в дар городу Осло огромное творческое наследие: 1 200 картин, 4 500 эскизов и 18 тысяч графических работ. Но вершиной его творчества остается, конечно, «Крик».

Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста Hands Resist Him (Руки сопротивляются ему) Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей.

Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался. Потом картину приобрел американский актер, который тоже недолго зажился.

После его смерти работа ненадолго исчезла, но потом ее случайно нашли на блошином рынке. Семья, которая преобрела кошмарный шедевр, додумалась повесить его в детской. В итоге маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движение, и за ночь она срабатывала несколько раз.

Разумеется, семья поспешила избавиться от такого подарка судьбы, и вскоре Hands Resist Him выставили на интернет-аукцион. И тут на адрес организаторов посыпались многочисленные письма с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось плохо, а у некоторых случались сердечные приступы. Купил ее владелец частной картинной галереи, и теперь уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились два американских экзорциста с предложениями своих услуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в один голос утверждают, что от нее исходит зло.

Картина кисти Крамского «Незнакомка» также имела не самую хорошую репутацию. Красивая женщина, изображенная на этом портрете, уже сама по себе является загадкой. Художник так и не раскрыл тайну, с кого же была написана красавица. Многие считали, что неизвестная женщина – богатая аристократка. Другие предполагали, что ее одежда и внешний вид скорее выдают в ней содержанку богатого человека. На все эти домыслы Крамской отвечал лишь загадочной улыбкой.

В реальности так никто и не встретил эту таинственную незнакомку, кроме, возможно, самого живописца. Как бы то ни было, а портрет приносил своим владельцам несчастья. Третьяков не захотел купить картину. Портрет неизвестной начал переходить из одной частной коллекции в другую. От первого владельца ушла жена, второй в огне потерял дом, а третий полностью разорился. Случились несчастья и у самого Крамского. Год спустя после написания шедевра он потерял одного за другим двоих сыновей.

Вскоре картина перекочевала за границу. Но и там ее владельцев преследовали горести и неудачи. Лишь в 1925 году живописное полотно вернулось на родину. Картина все же заняла свое законное место в Третьяковской галерее. С этих пор портрет, видимо, потерял свои мистические свойства.

Старые коллекционеры, наблюдая длительное время за жизнью картин, заметили, что картина как будто бы влияет на пространство вокруг и переносит изображенные на ней события в реальную жизнь.

В истории живописи рассказывается случай о судьбе племянницы блистательного итальянского композитора Н.Паччини, портрет которой написал в 1832 году прекрасный художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852). На картине «Всадница» изображена молоденькая Джованнина Паччини, изящно гарцующая на тонконогом коне. В Риме говорили, что юной Джованнине повезло, ведь после смерти дяди ее забрала на воспитание богатая русская графиня Юлия Самойлова, но счастье длилось недолго – вскоре после написания картины девушку насмерть затоптал конь.

Так уже повелось, что на протяжении столетий люди связывают случившиеся несчастья с определенными картинами. Это простое стечение обстоятельств, или нет? Тайной остается и то, почему некоторые натурщики погибали сразу после завершения своего портрета. Видимо, у великих произведений также появляется своя судьба или карма, как и у живого человека, но, к сожалению, не у всех картин карма оказывается светлой. Есть над чем задуматься…


Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Оскар Уайльд


В июле 1890 года в лондонском журнале Lippincott’s Monthly Magazine был впервые опубликован знаменитый роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критики роман разгромили, назвав его непозволительным и аморальным, зато простой читатель был в восторге. В какой-то мере именно этот роман повлёк за собой появление множества различных историй о художниках, подписавших соглашения с дьяволом, о персонажах, сходящих с картин, о волшебстве палитры и кисти. Мы проанализируем ряд легенд, связанных с «дьявольскими» полотнами, и попытаемся понять, что лежит в основе суеверного отношения к произведениям искусства.

Немного о Дориане Грее

Стоит вкратце напомнить фабулу романа Уайльда. Молодой человек по имени Дориан Грей невероятно красив. Его друг, художник Бэзил Холлуорд, пишет замечательный портрет Грея. Дориан мечтает всегда оставаться таким же молодым и прекрасным, как на портрете, - и его желание сбывается. В какие бы тяжкие ни ударялся молодой человек, все следы его похождений впитывает в себя портрет работы Холлуорда, а сам он не меняется с течением времени, не стареет. Число преступлений Грея растёт, портрет становится всё более чудовищным.

«Портрет Дориана Грея» популярен и сейчас - не так давно в кинопрокате появился художественный фильм «Дориан Грей» режиссёра Оливера Паркера. Фильм с успехом прошёл в кинотеатрах Великобритании и США, хотя в России не снискал широкой известности.

Собственно, портрет работы Холлуорда - это классический вариант «таинственной картины». Изображённый на нём человек изменяется с течением времени; именно движение или изменение объектов на полотнах является наиболее типичной городской легендой, связанной с произведением искусства.

Хотя именно роман Уайльда заставил посетителей картинных галерей внимательнее всматриваться в детали полотен и верить в возможность оживления персонажей, сказки о живых картинах существовали задолго до этого. Ещё древние египтяне придавали изображениям серьёзное значение: многочисленные узоры, покрывавшие дворцы и гробницы, были призваны оберегать обитателей - живых и мёртвых, хранить их покой. Но в Египте такое отношение было обусловлено религиозными догмами, да и было это три тысячи лет тому назад. Сегодня же вера в паранормальную силу картины может объясняться лишь неискоренимыми человеческими суевериями.

Мы с вами рассмотрим наиболее известные, овеянные легендами полотна и связанные с ними события. Вполне возможно, в некоторых историях есть зёрна истины.

Сопротивление рук

Пожалуй, начать стоит не с глубокой древности, а с современной сказки, всколыхнувшей сетевую общественность около десяти лет назад.

«АНТИХРИСТ» МАРГАРИТЫ ПУШКИНОЙ

Дурная слава идёт не только о произведениях изобразительного искусства. Например, целый ряд мистических историй связан с культовой песней группы «Ария» - «Антихрист» из альбома «Кровь за кровь» (1989). Поэтесса Маргарита Пушкина рассказывала, что сразу после написания она перевернула листок текстом вниз, поддавшись суеверному страху, а вокалист Валерий Кипелов долгое время отказывался исполнять «Антихриста» на концертах. При первом же исполнении песни на сцене произошло короткое замыкание и за кулисами загорелось оборудование. Такой же эксцесс произошёл и во время второго концерта, где «Ария» играла «Антихриста». Спустя много лет во время концертного тура, посвящённого 15-летию группы, в качестве элемента дизайна над сценой висел настоящий «Харлей-Дэвидсон». Кипелов наотрез отказался петь любимую поклонниками песню под такой опасной декорацией.

В феврале 2000 года анонимный продавец выставил на аукцион eBay картину неизвестного автора под названием Haunted Painting («Преследующая картина»). Вполне возможно, появление этого лота прошло бы незамеченным, если б не комментарии, сопровождавшие изображение. В них продавец подробно рассказывал леденящую душу историю.

«Преследующая картина» принадлежала простой калифорнийской семейной паре. После приобретения хозяева повесили её в комнате своей маленькой дочери, рассудив, что изображение мальчика и куклы будет там как раз к месту. Но в первую же ночь четырёхлетняя девочка прибежала в родительскую спальню с криками о том, что мальчик и кукла на картине дерутся между собой. Родители успокоили ребёнка, но на следующую ночь персонажи сошли с картины прямо в комнату девочки - и так продолжалось несколько ночей.

Внимательно посмотрите на картину. Вы бы повесили такое полотно в детской спальне напротив кровати? Никогда в жизни. Так что страх ребёнка оправдан, и объяснением служит исключительная глупость родителей. Более того, несмотря на то, что девочка регулярно прибегала ночью к маме и папе в слезах, отец (он же продавец полотна) не перевесил картину в другую комнату, а установил в детской видеокамеру, направленную на картину. Скриншоты с видеокамеры прилагались к лоту на eBay. И ужасали.

Потому что - если это, конечно, не фотошоп - на одном из скриншотов у куклы в руках было ружьё: она принуждала ребёнка идти в темноту за дверью. На другом - кукла и мальчик сцепились в драке. Датчик движения в комнате срабатывал несколько раз за ночь. Лишь после этого муж принял решение продать картину за стартовую цену в 199 долларов. В итоге она «ушла» за 1025 - совсем недорого. Лишь после продажи журналисты раструбили историю таинственного полотна на весь мир. Сколько «Преследующая картина» стоит сегодня, страшно даже представить.

Естественно, журналисты нашли и автора загадочного полотна. Им оказался калифорнийский художник и график Уильям Стоунхем. Как выяснилось, между моментом написания картины и моментом её появления на eBay произошло немало занимательных событий.

Стоунхем создал полотно ещё совсем молодым, в возрасте 25 лет - в 1972 году. Сюжетные мотивы он взял с детской фотографии, где он, пятилетний, стоит рядом с маленькой девочкой на пороге детского приюта в Чикаго. Стоунхем вырос сиротой: отца он никогда не знал, а мать, эпатажная художница, попросту отказалась от ребёнка.

Вершина творчества Михаила Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», считается самым страшным наказанием для постановщиков. Будто злой рок преследует тех, кто пытается снять по роману кинофильм или поставить пьесу. Характерной историей можно считать фильм Юрия Кары, законченный в 1994 году. Даже снятый целиком (хотя и не без проблем), он так и не вышел на экраны - и никогда не выйдет, пока длится тяжба за авторские права. Единственный закрытый показ фильма прошёл в 2006 году на Московском кинофестивале, но широкий зритель и сегодня не имеет возможности посмотреть картину. Другим примером можно считать оперу «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского, написанную в 1972 году и запрещённую раз и навсегда после первого же закрытого показа.

По словам художника, чёрная дверь олицетворяет границу между реальным миром и миром мечты. Мальчик находится в мире мечты, кукла - его провод ник, а руки - это его альтернативные жизни, оставшиеся в мрачном и тёмном реальном мире, но рвущиеся на свет. А называется полотно вовсе не «Преследующая картина», а The Hands Resist Him («Сопротивление рук» в художественном варианте перевода). Именно так и мы будем впредь именовать работу Стоунхема.

Итак, в 1972 году картина была опубликована в художественном разделе газеты Los Angeles Times, а годом позже продана одной из калифорнийских картинных галерей. И всё, больше автор своего полотна не видел. Через некоторое время картину приобрёл американский актёр Джон Марли (известный по роли Вольца в «Крёстном отце»). В 1984 году Марли скончался. Кстати, журналисты, расследовавшие историю картины, тут же соорудили из этой смерти таинственную трагедию - мол, дети с картины задушили Марли во сне. На самом деле актёру было 76 лет, и его смерть не была чем-то из ряда вон выходящим.

Имущество Марли было частично продано на аукционе. «Сопротивление рук» приобрела некая семейная пара. Вскоре их ограбили, вынеся в числе прочего и картину. А через некоторое время (порядка года) всё та же пара снова обнаружила украденное полотно - на свалке за собственным домом. Вообще, журналистское расследование обросло огромным количеством недоказуемых мифов: критик, писавший о картине статью в LA Times, вскоре умер; люди регулярно теряли сознание прямо перед полотном в выставочном зале, а у кого-то даже инфаркт случился.

Самое интересное, что до появления картины на eBay Стоунхем около 20 лет не занимался живописью. Сначала он работал художником в кинокомпании Джорджа Лукаса, а затем с головой ушёл в компьютерный дизайн. Широко известные игры, к которым он приложил руку, - это Myst и Riven, созданные за время работы в Eidos Interactive, 3DO Corporation и других компьютерных фирмах.

Сегодня «Сопротивление рук» находится в частной коллекции. Стоунхем вернулся к живописи - его мрачные сюрреалистические картины нарасхват, а сам он считается одним из ведущих мировых сюрреалистов.

Чем объяснить странную историю картины? Ответ прост. Скорее всего, желанием продавца сбыть своё имущество на eBay по максимальной цене. Он просто приукрасил реальные события и сделал рекламу своему товару. Даже если рассказанное - правда, то и она уже объяснена нами выше. Детское воображение плюс совершенно недетская картина породили на свет новую легенду. А Биллу Стоунхему сильно повезло: он внезапно стал известным, модным и очень дорогим художником.

Смерть натурщиков

Большую группу «искусствоведческих» легенд составляют истории о том, как картина забрала часть души натурщика, и тот скоропостижно скончался.

Чаще всего в различных «жёлтых» изданиях и на просторах интернета всплывает история портрета Марии Лопухиной, написанного великим русским художником Владимиром Лукичом Бо- ровиковским. Мария Ивановна Лопухина происходила из очень знатного рода, была сестрой легендарного дуэлянта и путешественника Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец» (воспетого в том числе и Пушкиным). Портрет был написан Боровиковским в 1797 году, когда юной Маше было всего 18 лет. С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, полная свежести и изящества, с лёгкой хитринкой в глазах. Лопухина скончалась от чахотки в 1803 году - в народе пошли слухи о том, что Боровиковский сглазил молодую дворянку своим портретом. Газеты раздули утку. Утверждалось, что молодые дворянки, лишь взглянув на портрет, обрекали себя на скорую смерть.

Слухи подтверждались тем, что многие модели Боровиковского недолго жили после работы с ним. Так, княгиня Анна Петровна Гагарина скончалась в возрасте 27 лет через четыре года после написания её портрета, портрет Екатерины II Боровиковский написал за два года до смерти императрицы, а Павла I - всего за месяц до убийства последнего. Впрочем, великая княжна Мария Павловна «пережила» свой портрет на 54 года, и не только она одна. Поэтому сложно обвинить Боровиковского в нелёгкой руке при изображении знатных особ.

Другая известная легенда связана с экспрессионистом Амедео Модильяни и его единственной и главной любовью Жанной Эбютерн. Жанна и сама была небезызвестной художницей, но наиболее прославила её работа натурщицей у Модильяни. Они познакомились в 1917 году, и за последующие три года художник более тридцати раз написал портрет своей музы. Год спустя после знакомства она родила Модильяни дочь, а в 1919-м забеременела снова - мальчиком.

Журналистские легенды рассказывают, что полотна Модильяни «высосали» из Жанны жизнь и она покончила с собой 26 апреля 1920 года, будучи на девятом месяце беременности. Выбросилась из окна пятого этажа. Но что бы ни рассказывали жёлтые газеты, причина самоубийства молодой женщины (ей было 22 года) кроется в другом. 24 апреля 1920 года тридцатипятилетний Амедео Модильяни скончался от туберкулёза - когда уже была назначена дата их свадьбы. Вряд ли картины могли повлиять на Жанну сильнее, чем трагическая смерть любимого человека…

Дурной славой пользовался в своё время Илья Ефимович Репин. Достаточно привести статистику смерти его моделей. В августе 1911 года Репин окончил работу над портретом Петра Столыпина - 1 сентября на того было совершено покушение, в результате которого министр скончался. Портрет хирурга Николая Пирогова Репин написал в ноябре 1881 года - 5 декабря Пирогов умер от рака (впрочем, эта смерть была предсказана задолго до начала работы над картиной). Также Репин написал единственный прижизненный портрет композитора Модеста Мусоргского - в военном госпитале, куда музыкант был помещён после приступа белой горячки. Свой портрет Мусоргский пережил на 5 дней. Среди «жертв» Репина также был Керенский (который вскоре попал в опалу, хотя умер гораздо позже). Но тут стоит вспомнить один момент. Чаще всего Репин изображал людей пожилых, а Мусоргского и Пирогова - уже в предсмертном состоянии. Разве что Столыпина он и в самом деле сглазил. Поэтому обвинить художника в причинении моделям вреда может разве что безумец.

Расследуя подобные дела, можно углубиться и гораздо дальше в прошлое. Например, любимыми моделями Рембрандту служили его первая жена Саския, его вторая (гражданская) жена Хендрикье и его дети. И что же? Саския умерла в 1642 году в возрасте 30 лет, Хендрикье - в 1663 году в возрасте 37 лет, а трое детей Рембрандта не дожили даже до года. Старшего своего сына Титуса Рембрандт тоже пережил. Связь живописи и болезней, унесших родных великого фламандца, недоказуема.

Дамы - в обморок!

Вторым направлением журналистских домыслов является влияние картины не на натурщика, а на зрителя. Конечно, один из самых наглядных примеров такого влияния - подробно рассмотренный случай с полотном Уильяма Стоунхема. Но его работа не единственная, подвергшаяся нападкам прессы.

ЛАДАН И МИРО

К разряду удивительных свойств относится явление мироточения икон. В процессе мироточения на поверхности иконы появляется маслянистая влага (миро), которая медленно стекает вниз, источая благоуханный запах. Рассказы об этом явлении (чуде, если пользоваться церковной терминологией) столь распространены, что при Русской православной церкви создана специальная комиссия освидетельствования мироточивых икон. Комиссия опрашивает свидетелей, изучает место хранения иконы и её состояние, затем запечатывает икону в специальную капсулу. В большинстве случаев мироточение немедленно прекращается, что говорит о подделке чуда. Тем не менее в анналах Церкви хранится целый ряд документально описанных и доказанных фактов мироточения. Правда, вопреки сказкам, мироточат в основном новые иконы, и на произвольном месте доски, а не там, где изображены глаза святого. Скорее всего, явление связано с химическими процессами, возникающими при определённой температуре и влажности в парах дерево-краска или дерево-позолота.

Пожалуй, наиболее известна своим негативным воздействием картина Эдварда Мунка «Крик». Точнее, не картина, а целая серия картин - Мунк работал над различными вариантами «Крика» много лет. Практически все свои картины норвежский экспрессионист создавал в нескольких экземплярах. Например, его знаменитая «Мадонна» существует в пяти авторских версиях.

Всю свою долгую жизнь Мунк страдал от нищеты и психических заболеваний различной степени тяжести. Его романы с женщинами заканчивались трагически, он не имел семьи, а его картины зачастую вызывали критику и отвращение зрителя. Признание, богатство и слава пришли к нему, старику, в 1930-е годы, когда Мунк уже ни в чём этом не нуждался. Но вернёмся к «Крику». Картина в самом деле пугает. Средствами экспрессионизма - яркими красками, волнистыми линиями, широкими мазками - Мунк сумел передать нечеловеческий ужас героя. Долго стоять и рассматривать «Крик» - тяжело: хочется быстрее перейти к следующей картине.

Пользуясь печальной славой самого Мунка и талантливой чудовищностью его картины, люди придумывают про «Крик» всё новые истории. Говорят, что музейные служащие, которые роняли картину или небрежно с ней обращались, впоследствии попадали в больницу в результате аварий и несчастных случаев. Рассказывали также, что некий зритель, перегнувшийся через парапет и дотронувшийся до картины (один из вариантов «Крика» хранится в музее Мунка в Осло), через неделю погиб при пожаре в своём доме.

Самое смешное, что примерно такие же истории рассказывают о «Джоконде» да Винчи. Начало байкам о «Моне Лизе» положил не кто иной, как писатель Стендаль. При посещении Лувра он упал в обморок от жары и толкотни аккурат около картины да Винчи. Сегодня работники Лувра фиксируют каждый случай обморока, случающийся в музее, - большинство приходится именно на «Джоконду». Впрочем, это легко объяснимо: вокруг знаменитого холста всегда толпится такое количество туристов, что немудрено потерять сознание от духоты и давки.

Совершенно мирную и довольно скучную картину Клода Моне «Водяные лилии» окружают легенды о том, что она вызывает пожары. Правда, стоит отметить, что картин из этой серии Моне написал великое множество. Сам художник называл их «пейзажами-отражениями». Одни только лилии встречаются более десятка раз. Главная картина серии (собственно, полотно «Водяные лилии») попадала в пожар аж пять раз: дважды ещё в мастерской художника, впоследствии - в различных галереях. Совпадения? Наверняка.

И снова день сегодняшний

Если набрать в поисковике «Светлана Телец», то можно обнаружить несколько ссылок на информацию о малоизвестной украинской художнице, написавшей «одержимую злым духом» картину. Первое упоминание полотна «Женщина дождя» случилось в газете «Комсомольская правда» в июне 2007 года. В небольшой заметке рассказывалось о картине, которую трижды покупали и трижды возвращали обратно в галерею по невыясненным причинам.

Всем трём покупателям после того, как они вешали полотно в своих квартирах, изображённая дама в чёрной платье и шляпе начинала мерещиться и сниться. Последний покупатель, возвращая приобретение, особо подчёркивал страшные белые глаза героини. Светлана Телец ничего такого в своей картине не видит. Более того, работникам галереи «Женщина дождя» тоже не слишком мешает.

Как и в случае с «Сопротивлением рук», «Женщина дождя» является легко узнаваемым и неприятным образом. Человек с богатым воображением и не очень сильной психикой подсознательно запоминает такой образ и постоянно возвращается к нему, «накручивая» себя. Через некоторое время в сознании формируется кошмар, не имеющий почти никакого отношения к первоначальному изображению на полотне. С таким же успехом человеку может мерещиться любая другая неприятная вещь - труп, кровавая сцена из фильма, монстр из игры Silent Hill.

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки . Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события — пожары, смерти, безумие авторов…

Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» — репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.


Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец… Это предыстория. Свою зловещую славу картина, точнее — ее репродукция, обрела в 1985 году, в Англии.

Произошло это благодаря серии странных совпадений — в Северной Англии одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И таких сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик».

Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома.

До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден. Правда, некоторые сомневающиеся (особенно у нас в России) намеренно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Но все же желающих проверить легенду на практике очень немного.

Другой «проклятой» картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста «Hands Resist Him» («Руки сопротивляются ему») Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 году с фотографии, на которой он со своей младшей сестрой стоит перед родным домом.

На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. С этой картиной связано много жутких историй. Началось все с того, что первый искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.

Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время (первая фотография).

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался . Может быть это было совпадением, а может и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году). Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.

Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay стояло предупреждение, но народ как известно любопытный и многие пренебрегли предупреждением.
Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Страницу с картиной посетили свыше 30000 раз, но в основном просто ради интереса. Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Он как раз подыскивал, что-нибудь для своей только-что отремонтированной художественной галереи на просторах инета. Когда он наткнулся на "Hands Resist Him" то сначала подумал, что ее нарисовали в сороковых годах и она прекрасно подойдет для него в качестве экспоната.

Это было бы концом истории, но письма стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были как и раньше с рассказами о плохом самочувствие после просмотра картины, но были и те кто писали о зле исходившем от нее. Другие требовали просто сжечь ее. Ему предложили услуги даже Эд и Лоррэйн Уоррены, известные как изгоняющие демонов в Амитвильском доме в 1979 году.

Некоторые даже вспоминали известное убийство Сатилло в лесных холмах штата Калиформия. Призраки двух детей, как говорят, часто посещают дом на холмах. Экстрасенсы утверждали: "Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине.

Фото - прототип картины «Руки сопротивляются ему»:

Не секрет, что каждое произведение несёт в себе частицу души и мыслей своего создателя. Небезызвестны истории о том, что писатели и поэты предсказывали какие–то события своей жизни и даже «угадывали» дату своей смерти. Композиторы могут влиять на подсознание и эмоциональное состояние людей своей музыкой, актёры, проживающие на сцене чужие роли, могут невольно повторить судьбы своих героев. Но, пожалуй, наибольшее мистическое значение издревле придавали картинам. Некоторые картины — великие творения легендарных художников, хранят множество тайн и секретов. Некоторые из таких картин называют проклятыми, боятся их и всячески избегают. Люди считают, что они имеют негативную, злую энергетику и приносят несчастья своим владельцам. Даже если не держать эти картины в своём доме, а просто долго любоваться на изображение в каком-нибудь музее, всё равно можно испытать на себе негативные последствия, получить травмы или даже погибнуть.

Одна из картин, изучением которой долгое время занимались исследователи — «Поклонение волхвов». По их мнению, она оказывает пагубное влияние на женщин и приводит к бесплодию. Это было доподлинно установлено. Так, однажды одна молодая женщина, приходящаяся Брейгелю-старшему двоюродной сестрой, позировала ему, когда он создавал образ Девы Марии. Уже после написания работы оказалось, что она больше не может иметь детей. И это был не единственный случай. История повторялась снова и снова.

Много лет спустя, коллекционеры, украшавшие свою коллекцию данным произведением, так же оказывались бездетными или бесплодными. Вероятно, эта особенность картины была хорошо известна, а потому последним её владельцем стал многодетный отец, который детей больше не хотел и с удовольствием приобрёл данный «гарант» бездетности для своей коллекции.

Сейчас картина находится в Лондоне в национальной галерее искусств. Дальнейшие исследования более не проводились, а потому сколько ещё женщин пострадало от картины неизвестно.

«Венера с зеркалом» — ещё одно, но более зловещее полотно. Оно известно тем, что может разорить и даже убить своего хозяина и других, ни в чём не повинных, членов его семьи. Эту картину создал известный испанский живописец Диего Веласкес. Исторически сложилось, что её владельцы вместе с картиной приобретали много проблем. Так, первым владельцем данного произведения искусства стал один зажиточный купец, который вскорости разорился. После подобное повторялось ещё несколько раз.

Еще одна небезызвестное полотно — «Плачущий мальчик». Пожалуй, эта картина наделала в своё время наибольшее количество шума.

Речь идет не о самой картине, а о репродукциях картины талантливого испанского живописца Джованни Браголины «Плачущий мальчик», все без исключения владельцы которых, совершенно внезапно и практически единовременно, стали погорельцами. Уже после общественного резонанса, вызванного этими случаями, в Англии вовсе запретили продавать и держать в доме эту картину под угрозой судебного разбирательства.

Пожары, виновником которых стал этот «мальчик», потрясли весь мир. Информация о событиях в Великобритании, происходивших в 1985 году, поступала вновь и вновь и не сходила с первых газетных полос.

Так, Англию захлестнула волна внезапных пожаров непонятной причины, совершенно не связанных друг с другом. Во всех этих случаях общим было только одно: во всех сгоревших домах висела репродукция одной и той же картины «Плачущий мальчик», и, как ни странно, пожары начинались с той комнаты, где находилась эта дешёвая репродукция. В то время она встречалась во многих домах, так как пользовалась большой популярностью и продавалась практически в каждом магазине. Это можно было бы считать простым совпадением, если бы не один нюанс: во всех без единого исключения случаях данному полотну удалось избежать повреждений, в то время как все вещи, находящиеся вокруг, сгорели дотла.

Раз за разом повторяющиеся пожары не могли укрыться от внимания общественности. Наконец, во всех газетах запестрила информация о том, что пожарные разных городов при тушении пожаров, вспыхнувших без всякой на то причины, находят репродукции полотна «Плачущий мальчик».

Об этой истории очень много говорилось и, дабы не повторяться, стоит отметить разве что факт массового сожжения репродукции картин на городской площади – вопиющий случай в истории.

Красивая картина «Водяные лилии» пера импрессиониста Клода Моне также наделала немало шума. Когда он закончил работу над этой картиной, то решил организовать праздничный фуршет в своей мастерской. Совершенно внезапно в разгар празднования там вспыхнул пожар. К счастью, пламя удалось потушить. Однако случай оказался не единичным. Если быть точнее, пострадал не только художник. Когда полотну нашёлся владелец, и оно перешло в его руки, у него в доме так же начался пожар, но картина уцелела – успели спасти. Затем владелец сменился – картина оказалась в Париже у богатого коллекционера. Ровно через год в огне погиб и его дом. И вновь картина осталась целой и невредимой.

В итоге картина нашла пристанище в музее Нью-Йорка. И, как бы невероятно это ни звучало, в здании музея так же неожиданно произошёл пожар. Этого пожара картина уже не смогла пережить и получила достаточно сильные повреждения.

Есть ли связь между этими пожарами – достоверно неизвестно. Однако, как говорят, что один случай может быть случайным, но четыре – уж очень похоже на закономерность. Разные люди, разные страны и даже разное время. И общее во всех этих случаях есть только одно – картина с изображением водяных лилий.

Шокирующая картина «Руки, защищающие его», смотреть на которую не рекомендуют людям со слабой психикой. Ведь даже у вполне здоровых, спокойных людей полотно вызывало шоковое состояние и приступы внезапной паники. Истерику, переходящую от радости и невероятного возбуждения к ощущению горя и ступору.

Эта картина принадлежит перу американца Билла Стоунхэма. Она изображает мальчика с пугающим выражением лица и непропорционально большой головой и девочку – куклу с пугающе пустыми чёрными глазами. Позади детей находится страшная стеклянная дверь, к которой, изнутри, прижаты руки ребёнка.

Самым первым владельцем данного произведения был состоятельный американец. Вскоре после приобретения этого произведения искусства он скоропостижно скончался. После картина «перешла» во владение известного актёра Боба Марли. Но и он прожил недолго после покупки.

Некоторое время спустя, простые люди нашли эту картину на мусорной свалке и решили взять себе. Картину повесили на самое «почётное» место, но радовала она хозяев недолго. Уже на следующую ночь их малолетний ребёнок в шоковом состоянии и с выражением ужаса на лице вбежал в комнату родителей и со слезами поведал, как напугала его картина. По словам ребёнка, дети на картине начали бить друг друга.

В первый раз родителям удалось успокоить ребёнка, вероятно, они решили, что девочка что-то придумывает. Однако на следующую ночь ребёнок опять прибежал в слезах и рассказал, что дети ходят по комнате! Тогда испуганные родители установили в комнате камеру слежения, каков же был их ужас, когда камера два раза за ночь сработала, уловив какое-то движение.

Хозяева дома так испугались, что решили избавиться от странного полотна. Они выставили картину на аукцион, надеясь продать как можно быстрее. С появлением картины на аукционе посетители начали испытывать странные чувства и проблемы со здоровьем, головокружение и адские головные боли, они бились в истерике и дрожали от неведомого страха, а иногда и вовсе теряли сознание. Во всём стали винить картину, однако людская жадность не ведает страха. «Нашумевшая» картина была куплена в частную коллекцию и, как бы у владельца не требовали избавиться от полотна, он наотрез отказался. Вероятно, им двигала жадность – ведь мистические картины со своей историей, которые у всех на слуху, хоть и считают проклятыми, но, тем не менее, – уникальными. Всегда есть шанс продать такой шедевр какому-то увлечённому человеку в разы дороже, нежели он был куплена. Речь идёт о колоссальных суммах.

Картина «Крик» считается истинным воплощением страданий и мук норвежского живописца Эдварда Мунка. На ней изображено нечто, весьма отдалённо напоминающее человеческую особь. На самом деле лицо этого создания похоже на маску убийцы из знаменитого фильма ужасов «Крик» (может быть, именно эта картина вдохновила режиссёра?). Картина является своего рода символом, представляющим жизнь и судьбу несчастного, больного художника.

Так повелось, что люди, так или иначе соприкасающиеся с данным произведением искусства, или, не дай Бог, навредившие ему, в итоге начинали испытывать на себе её губительное воздействие, вплоть до угрозы собственной жизни. Несколько работников музея, неаккуратно обращавшиеся с картиной, вскоре погибли в страшных муках. Один попал в серьёзную аварию и переломал практически все кости на своём теле, другой – заболел неизлечимой болезнью, третий сгорел за живо в собственном доме.

К слову, от огня погиб и один из посетителей, который при посещении картинной галереи долго смотрел на «Крик», а затем решил потрогать картину руками.

Говорят, сейчас у данного произведения есть хозяин – частный коллекционер, который не побоялся проклятья и купил «Крик» на аукционе. Кто он и какова судьба этого человека остаётся загадкой, так как покупатель решил сохранить инкогнито.

Удивительно, но факт остаётся фактом, есть картины, питающиеся жизнью и энергией своих натурщиков и создателей.

Люди, позирующие великим художникам, погибали один за другим, буквально сразу после того, как художник заканчивал писать их портрет. Такие трагические события преследовали натурщиков Рубенса, Сомова, Боровиковского, Врубеля, Репина, Серова, Петрова, Модильяни, Рембрандта и многих других. Этих художников объединяет одно: трагическая смерть натурщиков. Все эти люди стали жертвой каких-либо несчастий.

К слову, если углубиться в изучение биографии этих художников, то и их собственную жизнь, в большинстве случаев, нельзя назвать счастливой и безоблачной.

Достоверно неизвестно, что является причиной всему этому, но ведь недаром простые люди с древности боялись и пытались всеми путями избежать того, чтобы их портрет был нарисован. Что и говорить, ведь даже в продвинутом современном обществе, можно встретить людей, свято верящих в мистическую силу таких портретов. В исламе портреты запрещены, другие религии запрещают даже делать фото на память.




Top