Промышленная академия штиглица. Музей художественно-промышленной академии им

Санкт-Петербургская государственная

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ
АКАДЕМИЯ им. А.Л. ШТИГЛИЦА

191028, Санкт-Петербург, Соляной пер.,13
Телефоны: 273-38-04; 273-26-98
Факс 272-84-46
Подготовительные курсы 273-50-83
Метро "Гостиный двор"
Автобусы: 14, 25, 46, 134
Трамваи: 2, 3, 12, 17, 19, 20, 25, 34
Троллейбусы: 3, 8, 15, 19

Академия основана в 1876 году
Подготовка специалистов осуществляется на трех факультетах.

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: дизайн, программный дизайн, средовой дизайн, информационный дизайн, графический дизайн.

ФАКУЛЬТЕТ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: интерьеры и оборудование, монументально-декоративная живопись, реставрация.

ФАКУЛЬТЕТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: художественная керамика и стекло, художественный текстиль, художественная обработка металла, дизайн моды, книжная графика, искусствоведение.

СРОК И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Срок обучения - 6 лет (на специальности История и теория изобразительного искусства - 5 лет). Форма обучения - дневная, очная.

УСЛОВИЯ ПРИЕМА

Поступающие представляют в приемную комиссию следующие документы: заявление на имя ректора, 6 фотографий (3x4 см), медицинскую справку (форма 086 - У), свидетельство о среднем образовании в подлиннике, паспорт и военный билет или приписное свидетельство предъявляются лично.
Вместе с документами представляют домашние работы по рисунку и живописи (голова, фигура, натюрморт), не более 8 работ с натуры в конверте. Поступающие по специальности Архитектурно-декоративная пластика предьявляют домашние работы по рисунку и фотографии скульптурных работ в том же количестве.
Приемная комиссия имеет право не допускать к экзаменам лиц, предьявивших работы, свидетельствующие о недостаточной художественной подготовке, а также абитуриентов, у которых в ходе собеседования выявлено отсутствие профессиональных данных по избираемой специальности или документы не соответствуют установленной форме.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Три экзамена специальных:
композиция-6 часов (не менее 2 заданий);
рисунок-12 часов (1-2 задания)
живопись-12 часов (1 задание)

Один экзамен общеобразовательный:
русский язык и литература - сочинение

ТЕМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО РИСУНКУ:

1. Натюрморт из бытовых предметов.
2. Драпировка
3. Архитектурная деталь
4. Античная ваза с драпировкой.
5. Голова гипсовая.
6. Голова живая.
7. Фигура гипсовая (стоящая).
8. Фигура обнаженная (стоящая).
9. Зарисовка обнаженной фигуры.
На отделении искусствоведения сдают:
1. Историю отечества.
2. Русский язык и литературу - сочинение.
3. Иностранный язык.

ВНИМАНИЕ!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ИНОГОРОДНИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

Даже многие коренные петербуржцы не знают полного названия этого учебного заведения, хотя его неофициальное прозвище хорошо известно каждому горожанину. «Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия?» Это словосочетание никому ни о чем не говорит? А как насчет Мухинского училища или просто «Мухи»?

Появление этого прославленного учебного заведения связано с деятельностью известного предпринимателя и мецената, барона Александра Штиглица. Хотя на самих предприятиях Штиглица условия труда были близки к рабским, сам Александр Людвигович нередко испытывал желание «отдать свой долг обществу», выделяя средства на различные социальные проекты.

В 1876 году Александр Людвигович выделил 5 миллионов рублей золотом (баснословную по тем временам сумму) на создание Училища технического рисования. Это учебное заведение должно было готовить художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Для постройки здания училища было выбрано место у Фонтанки, где некогда располагались соляные «магазины» - склады. Эти складские постройки дали имя и ближлежайшему переулку - Соляному.

Для строительства училища был приглашен немецкий архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, который затем стал и первым директором нового учебного заведения. Штиглиц и Месмахер считали, что студенты должны учиться на лучших образцах мирового искусства, поэтому интерьеры здания были оформлены с царской роскошью в стиле итальянского Ренессанса. В дар своему учебному заведению Штиглиц так же преподнес коллекцию картин, стекла и ковров. Зарплаты профессорам и текущие расходы училища финансировались за счет процентов с капитала в один миллион рублей.

Поскольку сам Штиглиц был выходцем из Лифляндии, не стоит удивляться тому, что в первые десятилетия существования Училища технического рисования значительную часть его студентов составляли выходцы из Прибалтики, в особенности из нынешней Латвии. Так, например, там учился Рихард Зариньш, создатель герба и денежных знаков Латвии; автор государственного флага Латвии и её первой почтовой марки Ансис Цирулис, основатели профессиональной латвийской скульптуры — Теодор Залькалн, Густав Шкилтер, Буркард Дзенис и др.

После 1917 года училище было преобразовано и стало Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году они вместе с музеем и библиотекой влились в Петроградский ВХУТЕИН, а еще через два года Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать как самостоятельное учебное заведение. Музей же стал филиалом Государственного Эрмитажа.

Только в 1945 году на его базе было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище им.Мухиной В.И, которое вскоре стало одним из самых известных учебных заведений города. Среди выпускников Мухинского училища были М.Шемякин, супруги Ольга и Александр Флоренские, Дмитрий Шагин.

С Мухинским училищем связано много мифов и легенд. Так, перед экзаменами студенты приносят цветы ангелам, украшающим фонари перед в ходом в здание. По преданию это местное представительство ангела-хранителя города, чья штаб-квартира находится на Петропавловском соборе. Еще одна легенда связана с парадной лестницей «Мухи». Студенты-первокурсники имеют право ходить только по ее левой стороне, поскольку по правой стороне лестнице ходит Муза, нервно реагирующая на тех, кто отбивает ей пятки. На старшекурсников это правило по таинственным и загадочным причинам уже не распостраняется.

Еще одной достопримечательностью является стеклянный купол училища, который позволяет студентам зарисовывать интерьеры здания во время классных занятий. В советское время студенты, протестуя против тоталитаризма, нередко в пьяном виде поднимались на этот купол и лежали на нем обнаженные, шокировав рисовальщиков внизу. Легенда гласит, что стекло купола иногда не выдерживало тяжесть нагих тел и дело не обходилось без жертв…

Координаты : 59°56′37″ с. ш. 30°20′27″ в. д.  /  59.94361° с. ш. 30.34083° в. д.  / 59.94361; 30.34083 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1876 году

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (Академия Штиглица) - один из авторитетнейших российских вузов , ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного , и дизайна . Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем .

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером .

История

Училище технического рисования

  • В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем ( -), основано Центральное училище технического рисования.
  • Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
  • Январь - С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников , в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др.
  • Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве , Саратове , Ярославле . Первый директором с по 1896 год был архитектор М. Е. Месмахер.
  • В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, декоративной живописи и резьбы, майолики, чеканки, ксилографии, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.
  • В разные годы преподавателями ЦУТР были: А. Д. Кившенко , М. К. Клодт , А. Т. Матвеев , В. В. Матэ , А. И. фон Гоген , Н. А. Кошелев , А. А. Рылов .

ЦУТР в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии , желающей получить образование в области декоративно-прикладного искусства .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования , впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики :

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

  • В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное среднее специальное учебное заведение , осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства.
  • В 1948 году оно становится высшим учебным заведением - Высшим художественно-промышленным училищем , при котором сохраняется подразделение, где готовят специалистов со средним специальным образованием (так называемое «отделение мастеров»).
  • В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной , внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР.

Художественно-промышленная академия

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.

Академия сегодня

Сегодня в вузе 1500 студентов и 220 преподавателей.

Факультеты

Факультет декоративно-прикладного искусства
- факультет монументального искусства
- факультет дизайна

История

  • Основано в 1876 году по рескрипту Александра II на средства пожертвования банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом ( -) как Центральное училище технического рисования .
  • В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские .
  • В 1922 году мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете .
  • В 1945 году решением правительства школа воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году она становится вузом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем .
  • С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной .
  • В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию .
  • В декабре 2006 года академии присвоенно имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица).

Известные выпускники

  • Боско, Юрий Иванович - советский художник-монументалист, заслуженный художник России, Народный художник России.
  • Зариньш, Рихард Германович - российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор первых революционных марок Советской России. Автор герба и денежных знаков Латвии.
  • Остроумова-Лебедева, Анна Петровна - народный художник РСФСР, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич - заслуженный деятель искусств РСФСР, живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
  • Писахов, Степан Григорьевич - русский художник, писатель, этнограф, сказочник.
  • Протопопов, Владислав Васильевич - российский художник.
  • Сальников, Анатолий Александрович - Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым, Лауреат Премии Автономной Республики Крым, главный архитектор г. Керчи.

Ссылки

  • http://designcomdesign.ru/ - кафедра Коммуникативного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
  • http://artisk.ru/ - кафедра Искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Художественное училище им. Мухиной" в других словарях:

    В СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… … Большая советская энциклопедия

    - (названо по имени мецената барона А. Л. Штиглица), основано в Санкт Петербурге в 1876, открыто в 1879, в 1922 влилось в петроградский Вхутеин. В 1945 воссоздано как Ленинградское (ныне Санкт Петербургское) высшее художественно промышленное… … Энциклопедический словарь

    - (ЦУТР) (Соляной переулок, 13 и 15), государственное художественное учебное заведение. Основано в 1876 (открыто в 1879) вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства мецената барона А. Л. Штиглица (первый… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Павлов, Александр Борисович. Александр Борисович Павлов (род. 1963, Донецк) российский художник. Родился в семье рабочих. С 1971… … Википедия

    Олег Георгиевич Атрошенко (1940 1989) советский художник. Закончил Высшее художественное училище имени Мухиной по специальности «Проектировщик интерьера». Является автором многочисленных проектов оформления интерьеров общественных заведений и… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вакс. Иосиф Александрович Вакс Профессор И. А. Вакс … Википедия




Top