Протоколы сионских мудрецов читать онлайн. Сергей нилус - протоколы сионских мудрецов

По мере укрепления «железного занавеса» в Европе эпицентр мировой политики начал смещать-ся на Восток. После победы народной революции в Китае и образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) ситуация в Азии радикально изменилась. Лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун уже в декабря 1949 г. отправился с визитом в СССР. По результатам переговоров 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помоши между СССР и КНР. Обе страны обязались совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединив-шегося с Японией для совершения акта агрессии. Кроме того, СССР и КНР заявили о своей готовности солидарно участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних согла-шении. СССР обязался безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой, вывести свои войс-ка с военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. В последующие годы началась интенсивное сотрудничество СССР и Китая в экономической и военной сферах.

Чтобы не допустить распространения китайского влияния в Дальнево-сточном регионе США попытались придать международный характер граж-данскому конфликту, вспыхнувшему в 1950 г. в Корее. Эта страна являлась японской колонией с 1910 г. и после освобождения войсками союзников была разделена по 38-й параллели демаркационной линией. 25 июня войска северокорейского прокоммунистического правительства вторглись в Юж-ную Корею. При рассмотрении вопроса об этой агрессии в Совете Безопас-ности ООН советские представители воздержались от голосования в знак протеста против участия в заседании делегации свергнутого китайского правительства Чан Кайши. США добились принятия резолюции о вводе на территорию Кореи «международных сил» под флагом ООН. Группировку, включающую контингенты из 15 стран, возглавил американский генерал Макартур. К моменту прибытия этих войск северокорейская армия захвати-ла почти всю территорию юга, в том числе столицу Сеул. Но под ударами интернациональной коалиции она начала быстро откатываться на север. Когда возникла реальная угроза оккупации Северной Кореи, на стороне северокорейцев выступил Китай. Официально китайские войска в Корее назывались «дивизиями народных добровольцев», но в действительности это были части регулярной армии КНР. Используя благоприятную ситуацию, китайские войска вторглись 21 октября 1950 г. и на территорию Тибета, аннексировав ее. Боевые действия в Корее затягивались, и во избежание превращения их в полномасштабную войну с участием почти двух десятков государств обе стороны пошли на уступки. После длительных переговоров в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, которое закрепило раскол Кореи на два государства.

Южнокорейский режим оказался под полным влиянием США. Одно-временно американцы усилили поддержку гоминдановского правительства 4ан Кайши, нашедшего убежище на острове Тайвань. В 1951 г. США добились заключения договора с Японией о сохранении своих военных баз на территории этой страны и тогда же заключили с Австралией и Новой Зеландией договор о совместные военных действиях при нападении на территорию, суда и самолеты этих стран в районе Тихого океана (Тихооке-анский пакт, оформивший региональный военный блок АНЗЮС). В сентяб-ре 1954 г. в Маниле был подписан договор об образовании еще одного военно-политического блока под названием СЕАТО. В эту организацию, просуществовавшую до 1977 г., вошли США, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. Все эти меры значительно усилили позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но одновременно сложились предпосылки и для отказа обеих «сверхдержав» от жесткой конфронтации. Агрессивно настроенного американского президен-та Трумэна сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он не менее ревностно относился к любым проявлениям «экспансии коммунизма», но был готов к более конст-руктивным шагам на международной арене. Советское руководство после смерти Сталина в 1953 г. также начало проявлять готовность к мирному урегулированию наиболее острых международных проблем.

Инициативу в созыве новой международной конференции проявила Великобритания. После отставки У. Черчилля с поста премьер-министра в 1955 г. его преемник А. Идеи пытался всеми силами укрепить пошатнув-шийся международный престиж своей страны. Еще в бытность министром иностранных дел, весной 1954 г. он выдвинул идею созыва конференции с участием глав правительств Великобритании, США, Франции и СССР для "Осуждения актуальных проблем. Спустя год, уже в роли премьер-минист ра,

Идеи вернулся к этому проекту. Предложение британской дипломатии было с сомнением встречено в Вашингтоне и Москве. Американских и советских лидеров смущали слишком претенциозные заявления Идена, готового рас-сматривать предстоящую встречу как «судьбоносную для человечества», равную по статусу Ялтинской и Потсдамской конференциям. Но междуна-родная ситуация действительно изменилась. С образованием НАТО, АН- ЗЮС и СЕАТО, с одной стороны, и ОВД - с другой, мир оказался не только разделен «железным занавесом», но и поделен на вполне зримые сферы военно-политической ответственности обеих «сверхдержав». Время гло-бальных деклараций, подкрепленных взаимным ядерным шантажом, про-шло. США и СССР начинали борьбу за расширение сфер влияния полити-ческими средствами. Стал возможен и их прямой диалог.

Совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании открылось в Женеве 18 июля 1955 г. В повестке дня было обсуждение германского вопроса, проблем европейской безопаснос-ти, разоружения, развития гуманитарных контактов между странами Запада и Востока. Однако итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о необходимости укрепления экономического и культурного сотрудничества. Преодолеть стереотипы «холодной войны» пока было невозможно. Правда, Идену удалось договориться в Женеве о проведении первого официального визита советских руководителей в Великобританию. В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа их визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами «третьего мира», но, как и ранее, добиться политического соглашения не удалось. Более того, визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом, когда «при таинствен-ных обстоятельствах» в гавани Портсмута, где находился крейсер «Орджони-кидзе», погиб английский офицер-водолаз Лайонел Крабб.

Несмотря на срыв женевских переговоров, в отношениях СССР и США наступила временная «оттепель». Обе «сверхдержавы» столкнулись с новыми серьезными проблемами на мировой арене. СССР оказался втянут в острый политический кризис в Венгрии, где лишь ценой военного вторже-ния удалось сохранить коммунистический строй. С трудом удалось избежать подобного сценария событий в Польше. После разоблачения сталинского культа личности быстро начали ухудшаться отношения СССР с Китаем.

Соединенные Штаты, в свою очередь, также были вынуждены внести существенные коррективы в свою внешнеполитическую стратегию. Это было вызвано быстрым ростом национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Еще со времен Второй мировой войны американс-кое руководство поддерживало идею полномасштабной деколонизации в мире. Но теперь, являясь политическим союзником Великобритании и Франции, которые всеми силами стремились сохранить свои колониальные империи, Соединенные Штаты оказались в двусмысленном положении. Жесткий политический нажим на формирующиеся национальные режимы в странах «третьего мира» мог способствовать распространению на них со-ветского влияния. Американская дипломатия была вынуждена использовать более изощренные методы укрепления своего геополитического влияния. Широко начали использоваться всевозможные секретные операции, осуще-ствляемые Центральным разведывательным управлением во главе с Алле- ном Даллесом. К наиболее известным из них относятся успешный государ-ственный переворот, приведший к свержению националистически настроен-ного премьера Ирана Мохаммеда Мосаддыка в августе 1953 г., свержение президента Гватемалы Хакобо Гусмана в июне 1954 г. и провалившаяся попытка государственного переворота с целью ликвидации режима прези-дента Сукарно в Индонезии в 1958 г. После неудачной англо-франко- израильской агрессии против Египта в 1956 г. Эйзенхауэр резко активизиро-вал действия американской дипломатии в арабском мире. С этого времени оплотом влияния США на Ближнем Востоке стала Саудовской Аравия. 15 июля 1958 г. американские десантники высадились в охваченном граж-данской войной Ливане, оказав поддержку президенту Шуману. А после победы в 1959 г. революции на Кубе Центральноамериканский регион стал основным объектом внимания спецслужб США.

Снижение накала в противостоянии «сверхдержав» не остановило гонку вооружений. В 1952 г. в США было успешно проведено первое испытание водородной бомбы, но уже спустя год такое же оружие появились и у СССР. За первую половину 1950-х гг. американцам удалось увеличить число страте-гических бомбардировщиков в три раза, но 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, показав наличие у него на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. В США в эти же годы ускоренными темпами шли работы по созданию ракет «Титан» и «Минитмен». В такой взрывоопасной ситуации огромное значение приобре-тала способность советского и американского руководства к конструкт ивному политическому диалогу. Резко возрастала и цена дипломатических ошибок.

В 1958 г. поводом для обострения отношений между СССР с западными державами вновь стал «германский вопрос». Советское руководство уже давно было озабочено нарастающим потоком беглецов из ГДР, пользовавших-ся открытой границей между восточным и западным секторами Берлина. 27 ноября 1958 г. Хрущев направил трем западным державам ноты. Их содержание сводилось к тому, что Советский Союз передаст контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ правительству ГДР, если в течение ближайших шести месяцев не будут начаты переговоры по превра-щению Западного Берлина в демилитаризованный вольный город. Это означа-ло, что, в случае отказа вывест и Западный Берлин из состава ФРГ Советский Гоюз «руками» восточногерманского правительства попытается вновь со- щать настоящую блокаду этой части города. Для урегулирования «германско-го вопроса» с 11 мая по 5 августа 1959 г. в Женеве проходило совещание министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. Со-глашения достичь не удалось, но было объявлено, что Хрущев лично посетит США. Этот визит состоялся с 15 по 27 сентября 1959 г.

Переговоры советского лидера с Эйзенхауэром не принесли конкрет-ных результатов. Тем не менее советская дипломатия продемонстрировала готовность к налаживанию диалога. 18 сентября 1959 г., выступая в ООН, Хрущев предложил всеобщее разоружение всех стран мира в течение четырех лет. Условиями его осуществления были создание безъядерной зоны в Европе и заключение пакта о ненападении между НАТО и Варшав-ским Договором. Этот план был настолько революционным, что на Западе его посчитали пропагандой. К тому же конференция четырех великих держав, посвященная запрещению ядерных испытаний в атмосфере, зап-ланированная на 16 мая I960 г. в Париже, завершилась грандиозным провалом. За десять дней до ее начала советские власти сообщили, что 1 мая над Советским Союзом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Эйзенхауэр полностью взял ответственность за этот инци-дент на себя, но отказался принести извинения, как того хотела советская сторона. Поэтому на открытии конференции в Париже Хрущев заявил, что не собирается принимать участие в ней и аннулирует направленное ранее Эйзенхауэру приглашение посетить Советский Союз. Советский лидер был настроен столь воинственно, что позволил себе необычный демарш во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 г. Не видя сочувствия своей идее заменить генерального секретаря ООН Дага Хам- маршельда на тройное коллективное руководство в составе представите-лей стран советского блока, Запада и неприсоединившихся стран, Хрущев принялся стучать ботинком по пюпитру во время своего выступления.

В июне 1961 г. состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди. Убедившись в невозможности оказать давление на своего молодого визави, советский лидер предпринял решительные меры для завершения берлинского кризиса. В ночь на 13 августа 1961 г. восточ-ногерманские рабочие под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Все коммуникации между двумя частями города были перерезаны. Отныне проход и проезд из одной части города в другую начал осуществляться только через специальные контрольно-пропускные пункты. Пограничники Германской Демократической Республики получили приказ стрелять в каждого жителя ГДР, пытавшегося бежать через Берлинскую стену в Западный Берлин. Строительство Берлинской стены завершило закрытие границы ГДР. Несмотря на протесты западных стран по поводу возведения берлинской стены, подобное решение проблемы в конечном счете устрои-ло всех. В «железном занавесе» была закрыта последняя щель, и теперь опасность провоцирования «горячей войны» в центре Европы была сведе-на к минимуму. В Европе окончательно закрепилось негласно признавае-мое разделение на сферы влияния двух сверхдержав, ставшее важным элементом их глобального противостояния.

Администрация президента Кеннеди попыталась существенно обно-вить стратегию и тактику «холодной войны». Анализируя взаимоотношения СССР с другими участниками социалистического лагеря, в Белом доме пришли к выводу, что основной характеристикой современного коммунис-тического мира является «полицентризм» - «необратимый процесс распада единого социалистического лагеря на ряд независимых и даже враждующих группировок стран и партий». В этой ситуации основные усилия США должны были быть направлены не на тотальное противостояние с мировым коммунизмом, а на углубление разногласий среди стран советского блока. Этот политический курс получил название «дифференцированной дружбы» между Западом и Востоком, поскольку основным методом воздействия считались ненасильственные действия: активизация экономических, торго-вых и культурных связей с отдельными странами советского блока, предос-тавление им разнообразных преференций. Характеризуя новую стратегию,


Кеннеди отмечал: «Слишком часто наши руки связаны жестким статутным видом коммунистического мира. Все рассматривается только в двух цветах - белом и черном. Народы или за нас, или против нас - или полностью подчинены советскому влиянию, или полностью свободны. Но это не верно. Существует очень много оттенков, даже в самом коммунистическом мире. Мы должны быть способны перехватить инициативу, когда появится такая возможность в странах, которые сейчас находятся за железным занавесом».

Изменилась и военная доктрина США. На смену планам «массирован-ного воздействия» пришла стратегия «гибкого реагирования». Основной идеолог внешнеполитического курса США Генри Киссинджер и министр обороны Роберт Макнамара четко сформулировали условия, при которых США могут пойти на нанесение ядерного удара первыми: в случаях, когда территория США подвергнется ядерному нападению; когда территория Западной Европы «подвергнется нападению крупными силами» («от ветный удар»); когда «будут обнаружены неоспоримые признаки того, что такое нападение вскоре должно произойти» («превентивный удар»). Кроме того, предполагалось, что ядерное оружие отнюдь не является универсальным средством защиты при возникновении открытого конфликта стран НАТО и ОВД или их союзников. Доктрина «гибкого реагирования» исходила из возможности ведения «ограниченных» или «локальных» войн (в зависимос-ти от целей и характера каждого конкретного конфликта). Общий смысл обновленной военной доктрины ясно сформулировал Генри Киссинджер: «Не подвергая себя риску ядерной войны и одновременно угрожая такой перспективой коммунистическому миру в случае его активного противодей-ствия, нанести поражение социалистической системе путем развязывания серии малых войн».

Несмотря на столь радикальные изменения в американской внешнепо-литической стратегии, именно в период президентства Кеннеди мир оказал-ся на грани ядерной войны. Причиной стало крайнее обострение междуна-родной обстановки вокруг Кубы. Американские спецслужбы несколько раз пытались устроить покушение на кубинского лидера Фиделя Кастро, прово-дившего все более независимый курс. После объявления о национализации кубинским правительством всех земельных владений, банков и промышлен-ных предприятий США разорвали дипломатические отношения с Кубой, но это лишь ускорило сближение Кубы с Советским Союзом. Пытаясь опере-дить окончательное превращение «острова Свободы» в сателлита СССР, американское правительство санкционировало вооруженное вторжение на Кубу корпуса наемников из числа кубинских эмигрантов.


Десантная операция началась 17 апреля 1961 г. в заливе Плая-Хирон. Несмотря на поддержку американских самолетов, закамуфлированных под кубинские ВВС, десант был полностью разгромлен. Вслед за этим Кастро уже однозначно объявил себя «марксистом-ленинцем» и сделал ставку на полномасштабное сотрудничество с СССР вплоть до размещения на острове советских вооружений. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции «Анадырь»), Размещение на острове ракетного оружия могло бы восстано-вить ядерный паритет, утерянный после ввода в строй атомных подводных лодок американского ВМФ. Кроме того, для действий на морских коммуни-кациях намечалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность Группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс. чел. Ее командующим был назначен генерал армии И. Плиев. Создание этой группировки на Кубе означало бы выдвижение советской военной мощи в Западное полушарие.

Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибы-тия на Кубу передовой группы советского командования. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре - советс-ких ракет. Вся операция осуществлялась в режиме строгой секретности. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготов-ности, а к 20 октября — уже 20 ракет. Аэрофотосъемка, произведенная американскими самолетами-разведчиками, неопровержимо доказывала факт размещения ракет. 22 октября Кеннеди выступил по радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором объявил о введении морского «карантина» Кубы. Все вооруженные силы США, включая космические, были приведены в состояние полной боевой готовности. Американский ВМФ установил блокаду Кубы. 23 октября Ф.Кастро объявил всеобщую мобилиза-цию. Начались интенсивные консультации советского и американского прави-тельств. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддер-живать подобное нападение. На следующий день советская сторона выдвину-ла дополнительное требование - убрать американские ракеты из Турции. В ответном послании Кеннеди СССР предлагалось убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять на себя обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу. США, со своей стороны, были готовы отменить карантин и взять на себя обязательство не осуществлять и не поддерживать вторжение на Кубу. С учетом исключительно опасной ситуации Политбюро ЦК КПСС 28 октября решило принять американские предложе-ния, к тому же американцы согласились негласно решить вопрос о выводе своих ракет с территории Турции. Формально Карибский кризис был завер-шен 7 января 1963 г., когда СССР и США обратились с совместным письмом к генеральному секретарю ООН с просьбой исключить вопрос о кризисе из повестки дня Совета Безопасности.

Карибский кризис подтолкнул обе «сверхдержавы» к началу нового раунда переговоров о сокращении вооружений. В Женеве еще с осени 1958 г. проходили переговоры СССР, США и Великобритании о прекраще-нии ядерных испытаний. Такое решение могло бы не только способствовать сохранению экологии, но и ограничить возможности дальнейшего совер-шенствования оружия массового поражения. Камнем преткновения явля-лось требование американцев об обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний. Зашедшие в тупик переговоры были возобновлены в 1962 г. в рамках Комитета по разоружению при ООН. Но лишь в июле 1963 г. представителям правительств СССР, США и Великоб-ритании удалось разработать и парафировать текст соглашения о прекраще-нии ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был подписан в Москве в августе 1963 г.

Вскоре последовали и новые шаги по ограничению гонки вооружений. В январе 1967 г. был подписан договор об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях. Спустя год состоялось и подписание важнейшего договора о нераспространении ядерного оружия, включая и технологии, позволяющие орг анизовать его производство. Договор предусматривал лишь возможность помощи в мирном использовании ядерной энергии странам, не располагаю-щим ядерными технологиями. Соблюдение этих условий договора должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В том же 1967 г. был подписан Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко). Тем самым, Латинская Америка стала второй после Антарктики безъядерной зоной (район Антарк-тики был исключен из сферы распространения ядерного оружия в 1959 г.).

Серьезный прорыв в политике разоружения был вызван не только «изменением климата» в советско-американских отношениях, но и растущи-ми внешнеполитическими проблемами обеих «сверхдержав». На протяже-нии 1960-х гг. биполярный мировой порядок начал «давать трешины». Большое значение имело вступление на мировую политическую авансцену Движения неприсоединения. Это международное объединение стран, кото-рые провозгласили одним из главных принципов внешней политики непри-соединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конфе-ренция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана в начале сентября 1961 г. в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Еаны. На протяжении последующих двух десятилетий состав и география движения постоянно расширялись. «Архитектура» бипо-лярной международной системы менялась и под влиянием других факто-ров - постепенного превращения Японии в мощную экономическую держа-ву, претендующую на роль лидера Азиатско-Тихоокеанского региона, вхож-дением Китая и Франции в число ядерных держав, демонстративным выхо-дом Франции из военной организации НАТО в середине 1960-х гг. В эти же годы начался рост политического влияния арабских стран, объединившихся в ОПЕК - организацию экспортеров нефти.

Политический престиж США был серьезно подорван из-за участия во вьетнамской войне, развязанной в 1964 г. После освобождения от колони-альной зависимости Вьетнам раскололся на два государства - на севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне. 2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошел военный инци-дент, когда корабли США были атакованы северовьетнамцами. Воспользо-вавшись этим поводом, США начали оказывать военную поддержку сайгон- скому режиму, которая вскоре превратилась в полномасштабную войну против ДВР. Боевые действия носили самый ожесточенный характер. За 9 лет войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли 56,5 тыс. убиты-ми и 303,6 тыс. ранеными солдат и офицеров. Однако сломить сопротивле-ние вьетнамского народа не удалось. В январе 1972 г. США согласились на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира, что Открыло путь для объединения Вьетнама.

В ходе войны СССР и КНР оказывали Вьетнаму значительную поддер-жку техникой, военными специалистами, снаряжением и разными видами снабжения. Но собственные их взаимоотношения становились все сложнее.

Китайское руководство еще с конца 1950-х гг. начало проводить агрессив-ный внешнеполитический курс. С 1959 г. из-за вступления китайских войск в Тибет и бегства в Индию далай-ламы стали ухудшаться отношения между КНР и Индией. На этом фоне началось сближение Китая с Пакистаном, что вызывало большое недовольство и в Москве, и в Дели (еще до индо- пакистанских войн 1966 и 1971 гг. Индия рассматривалась в Советском Союзе как потенциальный геополитический союзник, тогда как Пакистан неизменно находился в фарватере американской политики). Начало в 1966 г. в Китае «культурной революции» до крайности обострило его отношения с северным соседом. В 1969 г. произошел даже военный конфликт между СССР и КНР на пограничном острове Даманский. Это было первое воору-женное столкновение между социалистическими странами. Но оно оказа-лось не единственным (свержение проамериканских режимов в Лаосе и Камбодже привело к росту влияния Вьетнама в регионе и кратковременной «показательной» агрессии против него Китая в 1979 г.). Американская дипломатия начала активно «разыгрывать китайскую карту». В феврале 1972 г. состоялся визит в КНР президента США Р. Никсона. С этого времени СССР был вынужден окончательно отказаться от надежд восстановить лояльность Китая к «социалистическому содружеству» и признал существо-вание стратегического треугольника США - СССР - КНР. К тому же и сам советский блок переживал сложные времена. Пытаясь не допустить нарас-тания реформаторских настроений в социалистических странах, советское руководство было вынуждено в 1968 г. даже предпринять военную акцию против Чехословакии.

В боях за Поднебесную. Русский след в Китае Окороков Александр Васильевич

КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЙ КОНФЛИКТ 1950-1960-х гг.

Краткая историко-географическая справка

Тибет - горная страна в Центральной Азии. Возникла как независимое государство со столицей Лхаса в начале VII в. К VIII в. Тибетская империя простиралась от Ланьчжоу в центре Китая до Кашгара в Средней Азии и севера Индии. Некоторое время эта монархия была серьезным конкурентом китайской династии Тан. В этот период на Тибете сформировалась специфическая религиозная культура, основанная на сочетании особой формы буддизма - тхеравада, тантрического буддизма и древнего шаманизма. Вместе они дали ламаизм (тибето-монгольский буддизм), на базе которого на рубеже XIV - XV вв. была основана буддийская секта - гэлутба (желтошапочники). Глава секты с XVT в. стал носить титул Далай-ламы (в переводе - «высшее море мудрости»). В 1642 г. гэлутба утвердилась в качестве господствующей религии в Тибете, а Далай-лама стал духовным и светским главой страны. С конца XVIII в. Тибет входил в состав Китая (с 1965 г. - автономный район Китая), но к концу XIX в. стал практически независимым. В результате военной экспедиции 1903-1904 гг. Тибет был захвачен Англией, передавшей в 1906 г. управление страной представителям Китая, тем самым формально признав над ней суверенитет Пекина. Это возмутило тибетцев, и после падения в 1912 г. Цинской династии они изгнали из страны китайских чиновников и сохраняли независимость до 1950 г.

Первые попытки установить дружественные связи России с Тибетом были предприняты еще Екатериной II. Известно, в частности, что она посылала дары Далай-ламе, через калмыков, шедших в Тибет на поклонение к Живому Богу.

Начиная с конца XIX в. к Тибету проявляет колоссальный интерес Англия, которая пыталась таким образом обезопасить свои позиции в Индии - «жемчужине британской короны». Здесь, в Тибете, английским интересам реально противостоял только Китай. Англичанам удалось оттеснить своего восточного конкурента, закрепиться в Тибете и переориентировать его экономику на Индию. Такая активная политика англичан не мота не беспокоить Санкт-Петербург.

27 февраля 1893 г. на стол российского императора лег документ, озаглавленный как «Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке». В нем излагался план колониального движения России в Азии и возможность присоединения к русским владениям Монголии, Китая и Тибета.

Автором «Записки» был надворный советник П.А. Бадмаев. Для реализации своего проекта Бадмаев предлагал устроить поселение за Байкалом, близ реки Онона, в местности, очень удобной для скотоводства и хлебопашества. Это поселение, по замыслам автора «Записок», должно было стать своего рода центром влияния России на Восток. Однако план Бадмаева так и не был реализован.

Следующая попытка «внедрения» на Тибет связана с именем ламы Агвана Доржиева (в переводе с тибетского «Доржиев» - «Раскат грома»). Будучи российским подданным, он долгие годы являлся послом Далай-ламы в Российской империи, а впоследствии - в СССР.

Известно, что Агван Доржиев родился в Сибири, где-то к востоку от Байкала. Около 1880 г. он прибыл в числе многих других монахов-послушников в тибетскую столицу Лхасу. В те дни он был известен как Чоманг Лобзанг. В Тибете молодой монах поступил в монастырь Дрепунг - один из трех наиболее значительных центров религиозной деятельности страны. Однако вскоре ему пришлось заняться политикой. В 1898 г., когда угроза со стороны Британии стала для Тибета вполне реальной, Доржиев по поручению Далай-ламы отправился в Санкт-Петербург. Благодаря помощи русского консула в Тяньцзине и оказавшегося волей обстоятельств в посольстве князя Эспера Ухтомского ему удалось добиться аудиенции у Николая П. В Петербурге Доржиев завел полезные знакомства и вернулся в Тибет с многочисленными дарами от русского императорского двора. Его отчет произвел огромное впечатление на тогдашнего Далай-ламу. Тем более что традиционный союзник Тибета, Китай, больше не обладал значительной военной мощью и практически полностью находился под контролем англичан. Россия же представляла собой реальную военную силу. Однако дальнейшие отношения между Россией и Тибетом не получили развития.

Очередная попытка наладить связь с Тибетом была сделана осенью 1918 г. уже Советской Россией. 27 сентября газета «Известия» опубликовала небольшую заметку, озаглавленную «В Индии и Тибете». В ней шла речь о борьбе, якобы начатой тибетцами, по примеру индийцев, против «иностранных поработителей»: «К северу от Индии, в сердце Азии, в священном Тибете идет такая же борьба. Пользуясь ослаблением китайской власти, эта забытая всеми страна подняла знамя восстания за самоопределение». Рассуждения публициста о зреющем среди тибетцев стихийном протесте против угнетателей-англичан были чистым вымыслом, поскольку в тот момент никаких признаков национально-освободительного движения в Тибете не наблюдалось. Появление же этой заметки объясняется тем, что в сентябре 1918 г. ЧК освободила из Бутырской тюрьмы представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева. Последний вместе с двумя спутниками был арестован на железнодорожной станции Урбах (недалеко от Саратова) по подозрению в попытке вывоза ценностей за пределы Советской России. На самом деле это были средства, собранные Доржиевым среди калмыков на строительство общежития при буддийском храме в Петрограде. От расстрела, почти неминуемого, Доржиева спасло лишь вмешательство НКИДа. Условием освобождения тибетского дипломата, очевидно, стало его согласие сотрудничать с советским дипломатическим ведомством - привлечь же Доржиева к такому сотрудничеству было не очень трудно, зная о его давнишней англофобии и активной посреднической деятельности с целью привести Тибет под покровительство России. Таким образом, перед руководителем НКИДа Чичериным открылась реальная перспектива - завязать через Доржиева дружеские связи с Далай-ламой и другими тибетскими теократами, благодаря чему можно было бы продвинуть революцию в страны буддийского Востока и нанести ощутимый удар по «главной цитадели британского империализма в Азии - Индии».

В рамках этого плана было принято решение об организации двух научных экспедиций; в Восточный Туркестан и Кашмир - под руководством председателя Русского комитета для исследования Средней и Восточной Азии, находившегося в ведении НКИДа, академика Ольденбурга, и в Тибет - под началом профессора Щербатского. Обе экспедиции, хотя перед ними формально ставились чисто научные задачи, в то же время должны были служить политическим целям большевиков. Так, в проекте Тибетской экспедиции говорилось, что она, «между прочим, должна собрать сведения о взаимоотношении, взаимном проникновении и влиянии монгольских племен вдоль северной границы Тибета». Однако из-за начавшейся гражданской войны, отрезавшей Москву от Восточной Сибири и Монголии, этим экспедициям не суждено было осуществиться. Более удачливой оказалась экспедиция, организованная при поддержке НКИДа уполномоченным Коминтерна на Дальнем Востоке Шумятским. Вот что Шумятский сообщал Чичерину по поводу подготовки экспедиции в письме от 25 июля 1921 г.: «Тиб. экспедиция мною спешно снаряжается, я вызвал в Иркутск начальника экспедиции Ямпилова проинструктировать его согласно вашим указаниям. Жду присылки радиоаппарата и тех вещей, на которые я оставил вам выписку. Мы выработали маршрут для экспедиции с расчетом обойти все опасные пункты. Весь путь рассчитан на 45 - 60 дней, считая остановки и возможные задержки. Начальника конвоя ищу из числа калмыков-коммунистов. На днях один из кандидатов приедет ко мне для ознакомления, 22 июля, в крайнем случае, 4 августа экспедиция выступает в путь. Ранее приобретенные прежними организаторами верблюды экспедиция не возьмет, ибо гораздо конспиративнее следовать на наемных верблюдах, как пилигримы. Сампилон мною уже вызван в Иркутск. Он сейчас с головою увяз в работу в Монголии. Пришлось его оттаскивать от работы. При приезде немного его обработаю и пошлю к Вам для полировки и для того, чтобы Вы познакомились с ним лично, окончательно решим, стоит ли его посылать или нет». Проблема подбора кандидата на роль «начальника конвоя» разрешилась быстро. Им стал калмык-коммунист Василий Хомутников (настоящее имя - Василий Кикеев), командир Калмыцкого кавалерийского полка Юго-Западного и Кавказского фронтов. После долгого и трудного путешествия 9 апреля 1922 г. экспедиция Щербатского-Хомутникова достигла Лхасы. Далай-лама встретил посланцев довольно настороженно. Аудиенция состоялась на следующий же день в зимнем дворце правителя в Потале и продолжалась около шести часов.

Наместнику Будды от лица советского правительства были поднесены подарки: сто аршин парчи, золотые часы с монограммой «РСФСР», серебряный чайный сервиз и, наконец, «чудесная машина» - небольшой радиотелеграфный аппарат. Вместе с подарками Далай-ламе было вручено официальное послание советского правительства за подписью заместителя Чичерина и письмо от Атвана Дорджиева. Каких-то особенных результатов, кроме только разведывательных, эта экспедиция не принесла. Далай-лама не спешил разрывать договоры с Великобританией, тем более что британцы поставляли Тибету оружие и военных советников для войны с Китаем. Свой отчет о путешествии Хомутников подал в НКИД 28 октября 1922 г. О том, какого рода сведения были добыты им в поездке, говорят хотя бы заголовки основных разделов этого документа: «Далай-лама и его настроение», «Министры Далай-ламы», «Тибет и Англия», «Тибет и Китай», «Тибетская армия» и так далее.

Почти сразу речь зашла об организации следующей экспедиции, цель которой была в закреплении успеха первой. Такая экспедиция под видом каравана паломников состоялась в 1924 г. и вошла в Лхасу 1 августа. Возглавлял ее сотрудник Восточного отдела НКИДа Сергей Степанович Борисов. На этот раз тибетцы встретили советскую делегацию приветливо и даже с некоторыми почестями - при ее встрече был выставлен почетный караул. На следующий день состоялась аудиенция в летнем дворце Далай-ламы. Началась она, по обычаю, с поднесения подарков правителю Тибета, которые включали в себя фарфоровые вазы, золотые кубки, серебряные блюда и многое другое. Вместе с подарками Борисов, фигурировавший под конспиративным именем Церендоржи, вручил ему также два официальных письма - от ЦИК (за подписью Калинина) и от правительства СССР. Подарки и письма были приняты «благосклонно».

Экспедиция Борисова пробыла в Лхасе около трех месяцев и вернулась в Москву в мае 1925 г. Переговоры с Далай-ламой не увенчались успехом, хотя их подробности во многом остаются неизвестными {283} . Летом 1920 г. в ведомстве Чичерина обсуждался еще один проект «научно-пропагандистской экспедиции» в Тибет, принадлежавший литератору и ученому Александру Барченко, о котором я рассказывал в предыдущей главе. Барченко определил официальной целью экспедиции «исследование Центральной Азии и установление связи с населяющими ее племенами», хотя в действительности намеревался отыскать центр «доисторической культуры» в Тибете - легендарную Шамбалу северных буддистов. Однако и эта экспедиция не состоялась.

В октябре 1950 г. председатель Китайской Народной Республики Мао приказал своей армии начать поход на Тибет. Части НОАК вошли туда через труднодоступный район

Чамбо и приступили к его «умиротворению». Верховный духовный лидер Тибета Далай-лама, соблюдая буддийские традиции, ответил на китайское вторжение пассивным неповиновением. Так же поступили и населявшие пустыню племена хамда и амдо. Но не прошло и нескольких лет, как «гнет китайской оккупации», как позже утверждали западные СМИ, спровоцировал племена на восстание. Причем к 1957 г. вошедшая в Тибет группировка НОАК, имевшая ранее значительное численное превосходство, уже столкнулось, правда, с плохо вооруженной, но 80-тысячной конной армией {284} . В действительности же причиной «народного выступления» стало недовольство местных феодалов потерей влияния на простое население. Симпатии тибетцев к китайской тактике «добрыми делами обретать друзей» и появление в «заповеднике Средневековья», как охарактеризовал район советский журналист Овчинников, побывавший там в 1955 и 1990 гг., врачей, ветеринаров, агрономов наносило ощутимый удар по феодально-теократическому режиму религиозных фанатиков {285} .

Развернувшаяся повстанческая борьба с коммунистическим Китаем не могла остаться без внимания США. Тем более что Тибет занимал уникальное стратегическое положение: он являлся как бы перекрестком между Советским Союзом, Индией и Китаем. Кроме того, в этих труднодоступных и пустынных районах зарождались почти все азиатские реки.

В 1957 г. администрацией американского президента Эйзенхауэра было принято решение оказать помощь тибетскому движению сопротивления. Выполнение задачи по подготовке партизан и обеспечению повстанческих отрядов оружием и другими предметами снабжения было возложено на ЦРУ. Ему предстояло решить очень сложную проблему. Дело в том, что правительство Индии, опасаясь вызвать недовольство своего северного соседа - Советского Союза, не разрешило США использовать свою территорию как базу антикоммунистических повстанцев. Единственно возможной альтернативой являлась скрытная доставка помощи воздушным путем на большую дальность. Причем с учетом высокогорных особенностей Тибета, не без основания называемого «крышей мира», где низины располагаются на высотах порядка 4267 м. Однако ЦРУ к этому времени не располагало ни летчиками необходимой классности, ни требуемой авиационной техникой. Все это удалось найти чуть позже, на Окинаве. Костяк специальной авиационной группы составили молодые офицеры, служившие во 2-м отряде 1045-й группы наблюдения, оценки и подготовки специальных операций. Возглавил «тибетскую группу» майор Адерхольт («Хейни») имевший непревзойденную репутацию мастера партизанских операций во время войны в Корее. Самым же пригодным для выполнения поставленных задач самолетом оказался четырехмоторный самолет С-118, широко использовавшийся принадлежавшей ЦРУ авиакомпании «Сиввил Эйр Трэнспорт» (CAT).

Остальное было делом техники.

Для полетов в Тибет на максимальную дальность самолет С-118 загружался на Окинаве оружием стран коммунистического блока и предметами снабжения (всего 4082 т.), которые уже были подготовлены к выброске с парашютом над опорными пунктами повстанцев в юго-восточных районах страны. Самолет обычно взлетал с Окинавы, делал промежуточную посадку на авиабазе ВВС США Кларк на Филиппинах, где дозаправлялся и брал на борт специалистов по дальней связи, а затем пролетал над Индокитаем и садился на заброшенном английском аэродроме в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш). Там экипаж ВВС менялся на экипаж авиакомпании САГ, который пилотировал самолет на последнем отрезке маршрута: на север (в Тибет) и обратно.

К началу 1959 г. ЦРУ удалось получить от ВВС США несколько дальних тактических транспортных самолетов С-130 «Геркулес», выпускавшихся фирмой «Локхид». По своим техническим характеристикам С-130 значительно превосходил использовавшийся С-118. Появившиеся возможности внесли некоторые коррективы в проведение дальнейших операций.

Аэродром в Восточном Пакистане был заменен на более удобную авиабазу Такли королевских ВВС Таиланда, расположенной на севере страны. На нем под контролем людей из подразделения Адерхольта прибывавшие С-130 проходили «стерилизацию» (удаление опознавательных знаков государственной принадлежности) и замену военных экипажей на экипажи авиакомпании «Эйр Америка», которые и летали затем к конечной точке маршрута в Тибете.

Военные экипажи, перегонявшие С-130 в Такли, немедленно возвращались на базу другим самолетом. В Такли оставался персонал 2-го отряда, ЦРУ и авиакомпании «Эйр Америка». Чтобы обезопасить себя на случай возможного появления китайских истребителей-перехватчиков, экипажи выполняли все полеты только в темное время суток, в периоды «окон полнолуния».

В типовом случае за один самолето-вылет в район цели доставлялись несколько подготовленных к сбрасыванию на парашютах поддонов с укупорками оружия и предметов снабжения, а также небольшая группа тибетцев, прошедших специальную подготовку в лагерях ЦРУ Первым лагерем, где с 1957 г. начали проходить обучение повстанцы, был специальный военный лагерь ЦРУ США на острове Сайпан в Марианском архипелаге, находившийся под юрисдикцией Соединенных Штатов. Здесь воины хамда и амдо обучались чтению карт, работе на радиостанции, владению оружием, проходили парашютную подготовку. Примерно с 1959 г. тибетские партизаны стали проходить военную подготовку в армейском учебном центре Кэмп-Хейл, находившемся рядом с шахтерским поселком Ледвиль в штате Колорадо. Этот центр был создан еще в годы Второй мировой войны и предназначался для подготовки горно-стрелковых частей. В Кэмп-Хейли тибетцы проходили интенсивную военную подготовку: изучали оружие, подрывное дело, радиосвязь, тактику партизанских действий {286} . По некоторым данным, в 1959 - 1962 гг. через Кэмп-Хейл было пропущено 170 курсантов {287} .

По окончании боевой подготовки тибетцев незамедлительно отправляли обратно в Азию и сбрасывали с парашютом с «небесных лодок», как называли повстанцы самолеты С-130, где-нибудь на высокогорном плато Тибета.

В 1959 г. в стране вспыхнуло очередное антикитайское восстание. Вооруженные столкновения начались в столице Тибета Лхасе. Поводом к ним послужила якобы попытка китайских властей захватить главу ламаистской церкви и светской власти Далай-ламу Тенцзин Чжацзо и заменить его подконтрольным Пекину Панчен-ламой {288} . На защиту Далай-ламы выступили жители Лхасы и племена, проживавшие в окрестностях столицы. В ответ на это китайцы ввели в автономный район дополнительные армейские части. В результате было убито около 30 тысяч тибетцев. Далай-лама и его несколько тысяч единомышленников вынуждены были бежать из страны. Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Жесткие методы Пекина в Тибете привели в конечном счете к ликвидации в районе феодальных отношений, освобождению от крепостной зависимости земледельцев и скотоводов. Тех, кто бежал за границу, пригрели западные спецслужбы. «Выдающийся правозащитник современности» Далай-лама и его сторонники превратились в орудие психологической борьбы с коммунистическим Китаем.

В 1960 г. администрация Эйзенхауэра приняла решение прекратить специальные операции по снабжению с воздуха тибетских повстанцев. Однако борьба тибетских партизан на этом не только не закончилась, но и продолжала периодически усиливаться. Значительную роль в этом сыграла помощь, оказываемая Советским Союзом. По иронии эры «холодной войны», именно СССР стал своего рода преемником США в поддержке тибетских повстанцев. Это стало следствием советско-китайского кризиса, обострившего отношения между двумя государствами на многие годы.

Из книги Чужие войны автора Барабанов Михаил Сергеевич

Конфликт 1995 года Напомним, что основной причиной двусторонней напряженности между Перу и Эквадором после 1950 г. был отказ Эквадора признать рекомендованную международной комиссией по демаркации линию границы по вершинам горного хребта Кондор, в результате чего

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Конфликт за остров Чжэньбаодао Название острова Чжэньбаодао, что на реке Уссури, вряд ли о чем-то говорит большинству живущих ныне в СНГ людей, разве только то, что находится он где-то в Китае. Немногим о чем-то скажет и второе его название - Даманский. Но может быть,

Из книги Радиоэлектронный шпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Конфликт на озере Хасан «В июле 1938 года японское командование сосредоточило на советской границе 3 пехотные дивизии, механизированную бригаду, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и около 70 самолетов… 29 июля японские войска внезапно вторглись на территорию СССР у

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Конфликт на реке Халхин-Гол Вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол, которой разгорелся в мае 1939 года между Японией и Монгольской Народной Республикой, а фактически между Японией и СССР, довольно подробно освещен в советской исторической литературе и публицистике.

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Партизан: от долины смерти до горы Сион, 1939–1948 автора Арад Ицхак

Средневосточный конфликт Пока бушевала война на Индокитайском полуострове, разгорелся новый крупный конфликт между Израилем и окружающими арабскими государствами. Поводом к войне послужила блокада египтянами пролива Тиран, израильского выхода в Красное море,

Из книги Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР автора

Сронцзангамбо Тибетский Вождь народа гор Тибета, создавший государство буддистов на «крыше мира» Сронцзангамбо Тибетский и его женыКолыбель буддизма Тибет и в далекой древности оставался огромнейшей территорией высокогорья, отрезанного от всего мира. Поэтому

Из книги Радиошпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Конфликт с Литвой - В 2007 году, когда вам было 81, на вас было заведено дело литовской прокуратурой. Вас обвиняли в грабежах, поджогах, в том, что вы стали сотрудником НКВД, участвовали в убийствах литовцев. Потом дело было закрыто.- Я историк. Когда Литва получила

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

Грузино-абхазский конфликт Абхазские земли с древнейших времен до 1917 года Абхазский народ (самоназвание - апсуа) является одним из древнейших автохтонных обитателей Восточного Причерноморья. Особенно тесные культурно-генетические связи с глубокой древности

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

1960-й Начало 60-х годов можно охарактеризовать как период, в который противостояние двух сверхдержав - СССР и США - достигло наибольшей остроты. Обе страны оказались вовлеченными в конфликт. Борьба велась средствами из пропагандистского и шпионского арсеналов, но грозила

Из книги Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны автора Блум Уильям

4.1. Оборонная политика советского руководства в условиях гонки авиационно-ядерных вооружений в середине 1950-х – начале 1960-х годов В середине пятидесятых годов Соединенные Штаты Америки быстрыми темпами наращивали численность своей стратегической авиации, решительно

Из книги Рождение советской штурмовой авиации [История создания «летающих танков», 1926–1941] автора Жирохов Михаил Александрович

1960 Khrushchev N. S. Khrushchev Remembers. P. 93.

Из книги Филипп Бобков и пятое Управление КГБ: след в истории автора Макаревич Эдуард Федорович

15. Западная Европа, 1950-1960-е ШИРМЫ ЗА ШИРМАМИ В 1960 году на собрании лейбористской партии ее глава Хью Гайтскел (Hugh Gaitskell) назвал Майкла Фута (Michael Foot), будущего лидера партии и члена левого крыла, «попутчиком», что означало сочувствие коммунистам. Фут ответил, имея ввиду

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Конфликт на КВЖД В середине 1929 года начался вооруженный конфликт на советско-китайской границе, связанный с захватом китайскими войсками Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии и с конца XIX века находившейся в совместном

Из книги автора

Конфликт людей и мировоззрений Партия как огня боялась открытой дискуссии с оппонентами реального социализма, в первую очередь с так называемыми «диссидентами» – представителями инакомыслящей интеллигенции. В 70–80-е годы Бобков не раз готовил записки в ЦК КПСС, где

Из книги автора

1960 РГВА. Ф. 504. Оп. 2. Д. 6. Л. 6 - 6об.; Там же. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 82. Л.

«Тысячи людей из Кхама и Амдо бежали в Лхасу и разбивали свои лагеря в долине за городом.
Они рассказывали такие ужасающие истории, что я не мог поверить им долгие годы.
Я полностью поверил тому, что слышал только в 1959 году, когда прочитал отчет
Международной комиссии юристов: обычным делом были распятие, вспарывание
живота и отсечение конечностей. Использовались также обезглавливание, эакапывание
живьем, сжигание и забивание до смерти. Людей привязывали к лошадиным хвостам,
вешали вниз головой и бросали в ледяную воду со связанными руками и ногами.
А чтобы они не кричали: «Да здравствует Далай-лама!» на пути к казни, им протыкали
языки мясницкими крюками…»

10 марта 2009 г. – своего рода юбилей: 50-летие крупнейшего восстания тибетцев против китайской власти. Почему оно произошло? Как его подавили? Как сделали частью Китая страну, никогда ранее в него не входившую? На китайских Интернет-сайтах, посвященных истории Тибета, здесь некоторый пробел. Постараюсь восполнить его.

2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа сообщило, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) освободит всю территорию Китая, включая Тибет. А ведь он никогда не был частью Китая (1)… 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР. И сразу началась подготовка к военному вторжению (2). Его наметили на весну 1950 г. Собственно, "освобождать" предстояло не всю страну. Почти половина (области Кам и Амдо) была аннексирована задолго до этого. Теперь отсюда двинулись главные китайские силы. Они имели подавляющее превосходство над тибетской армией в живой силе и вооружении. Тибетские войска отступали и сдавались. 19 октября 1950 г. китайцы заняли г. Чамдо.

К северу от него развернулись бои. Тибетцы были разбиты. 25 октября появилось заявление, что частям НОАК приказано продвигаться вглубь Тибета, чтобы освободить его от империалистического гнета и укрепить оборону границ Китая (3). В ответ руководители Тибета издали манифест. В нем говорилось, что это захват и оккупация страны свободных людей под предлогом освобождения. 7 ноября Тибет послал в ООН обращение, призывая остановить агрессию. Но обсуждение отложили. Далай-ламе пришлось направить в КНР делегацию для переговоров. Их итогом стало Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета, известное как Соглашение из 17 пунктов (4). Оно было подписано 23 мая 1951 г. в Пекине. И вот при каких обстоятельствах.

На тибетских делегатов оказывалось давление, они не имели с собой правительственных печатей, необходимых для заключения договора Тибетом (5). У них были личные печати, но перед китайцами они отрицали это, чтобы выразить свое несогласие. Тогда печати с их именами смастерили в Пекине и они их приложили к документу (6). В Соглашении не были указаны границы территории, на которое оно распространялось. Тибетцы под ней понимали все свои земли, в том числе Кам и Амдо, а китайцы – только то, что не было включено в их провинции. Тибетцев обязали помочь движению НОАК по их территории. По инструкциям, тибетские делегаты должны были по всем важным вопросам консультироваться с Тибетским правительством и Далай-ламой (7). Им такой возможности не дали, фактически, предъявив ультиматум. Оставался лишь один выбор: подписать Соглашение или отвечать за немедленное начало военной операции против Лхасы. Тибетцы предупредили, что они подписывают документ лишь от собственного имени, не имея на это полномочий от Далай-ламы или правительства.

9 сентября 1951 г. в Лхасу вошли передовые части НОАК. На подходе были главные силы. Чтобы избежать худшего, тибетцам оставалось лишь надеяться на выполнение Соглашения. 24 октября китайский представитель генерал Чжан Цзиньу от имени Далай-ламы послал телеграмму Мао Цзэдуну с поддержкой Соглашения (8). Этот документ есть в Интернете (9). Он не заверен печатью Далай-ламы – а ведь в те времена в Тибете ни один документ, даже в захолустье, не обходился без печати! Эту телеграмму нельзя считать актом ратификации. Позже Далай-лама, имея возможность свободно выразить свою волю, не признал Соглашение из 17 пунктов.

В Лхасе китайские войска заняли много места, требовали продовольствия и снаряжения (2). Поначалу платили, потом стали требовать в долг. Запасы иссякали, цены взлетели, началась инфляция. С 1956 г. китайцы стали формировать Подготовительный комитет по образованию ТАР. На местах появились его структуры. Комитет стал фасадом представительства тибетцев при фактической власти китайцев. Все это нарушало Соглашение из 17 пунктов. Но демократическую реформу здесь пока отложили.


«Я попросил консультации у государственного оракула. К моему удивлению,
он воскликнул: «Уходи! Сегодня вечером!» Медиум, продолжая находиться в трансе,
пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко
тот путь, которым я должен идти из Норбулинки до последнего тибетского города
на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, молодой монах
по имени Лобсанг Джигме потерял сознание, что было знаком ухода божества
Джордже Дракдена из его тела. Оглядываясь на это событие по прошествии лет,
я испытываю уверенность: Дордже Дракден всегда знал, что я должен покинуть
Лхасу 17 числа, но не говорил этого, чтобы предсказание не стало известно другим».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Зато в Каме и Амдо ее запустили полным ходом. Основа этой реформы – в словах известного персонажа: "Взять все, и поделить". Реформа не встречала сочувствия народа – ни "верхов", ни "низов". Началось принуждение, в ответ – сопротивление. Большинство тибетцев остались верными своим традициям. Тогда стали собирать митинги, где людей делили на "крепостников" и "рабовладельцев", с одной стороны, "крепостных" и "рабов" – с другой (10). Последних пытались заставить "бороться" с первыми. Это не выходило, тогда китайцы сами проводили реформу, репрессии и казни. Большие поместья конфисковали, богатых крестьян выгоняли из домов, землю перераспределяли, вводили новые налоги, религиозные организации разгоняли, монастыри закрывали, монахов заставляли жениться, кочевой образ жизни объявили варварством и т.д. Марксисты ошибаются, что "у сопротивления была очень узкая опора в Тибете" (11). В действительности, "узкая опора" была у маоистов.

В августе 1954 г. восстали тибетцы в южном Каме. Восстание расширялось. Начались ожесточенные бои. Китайцы приступили к артобстрелам и воздушным бомбардировкам населенных пунктов и монастырей, массовым репрессиям. Например, в 1956 г. во время празднования тибетского Нового года в Батанге с воздуха разбомбили крупный монастырь. Погибло более 2 тыс. монахов и паломников (12). В августе 1956 г. восстание распространилось и среди тибетцев Амдо. НОАК добивалась успехов, но не сразу. В "освобожденных" районах вождей и лам арестовывали, пытали и убивали, потом проводили реформу. Китайцы сгоняли жителей смотреть на расправы над их земляками, причем самыми уважаемыми. Между тем, маоистская пропаганда врала миру о всеобщей любви тибетцев к Центральному правительству КНР, об их требованиях провести реформу и т.п. Это до сих пор находит поддержку некоторых левых авторов (11). А ведь тогда, видя провал реформы в Каме и Амдо, китайские руководители сами заявляли, что в центральном Тибете не надо спешить с ее проведением…

Между тем, повстанцы создали базу в южном Тибете. К лету 1958 г. уже несколько десятков тысяч партизан объединились и стали действовать все ближе к Лхасе (5). В основном они были вооружены легким оружием. Кое-что захватили у китайцев, кое-что – в результате налета на склад Тибетского правительства. Немного устаревшего оружия получили от ЦРУ. В лагере ЦРУ тренировали партизан. Целью было давление на КНР: Америка не собиралась делать Тибет независимым. Тибетцы принимали эту помощь не потому, что поддерживали планы США, а потому, что больше никто не помогал. Не стоит забывать, что и КПК пришла к власти благодаря иностранной (советской) помощи.

В центральном Тибете появлялось все больше беженцев. Далай-лама и его правительство оказались в трудном положении: они сочувствовали повстанцам, но вынуждены были советовать сложить оружие и вернуться, в связи с явным превосходством НОАК. Повстанцы пользовались помощью земляков в Лхасе. Китайские власти потребовали от Правительства Тибета подавить восстание военной силой. Но оно не выполнило это требование, да и не смогло бы. К концу 1958 г. армия повстанцев в 80 тыс. чел. контролировала уже все округа южного Тибета и часть восточного. А к марту 1959 г. ее численность, возможно, достигла 100–200 тыс. чел. (10).


«Я не боюсь смерти, и мне было не страшно стать одной из жертв китайского нападения.
Не счесть, сколько рождений и смертей мы переживаем в этом океане самсары.
Упуская, из-за омрачений ума, это высокое понимание и веря в исключительность смерти,
незрелые люди переживают трагедию, когда возникает потребность отдать жизнь
ради родины – это небуддийское отношение. Однако я понимал, что ни народ,
ни чиновники не могут разделить моих чувств. Для них личность Далай-ламы была
высшей ценностью. Далай-лама символизировал Тибет, тибетский образ жизни,
самое дорогое для них. Они были убеждены, что если это тело прекратит существование
в руках китайцев, жизнь Тибета оборвется».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

В Лхасе к марту 1959 г. скопилось до 100 тыс. беженцев и паломников. Распространился слух (вероятно, небеспочвенный), что китайцы хотят задержать Далай-ламу во время театрального представления, на которое его пригласили в китайский штаб. 9 марта вокруг летнего дворца Далай-ламы стала скапливаться толпа. Далай-лама и министры пытались мирно разрешить конфликт, вели переговоры с китайским командованием и восставшими. Безуспешно. Собравшиеся 10 марта выбрали Комитет свободы, который объявил недействительным Соглашение из 17 пунктов. Китайцы между тем стянули к городу большие силы, в том числе танки и артиллерию. Готовился штурм. Далай-лама и его приближенные в ночь на 17 марта 1959 г. тайно покинули Лхасу и направились в Индию.

Между тем, восставшие призвали к борьбе за свободу: "Поскольку Компартия хочет уничтожить нашу религию и нацию, все люди нашего снежного края, которые едят цампу и начитывают мани (т.е. тибетцы – авт.), должны объединиться, взяться за оружие и бороться за независимость" (13). Они мобилизовали мужчин 18–60 лет. В ночь на 19 марта восставшие напали на штаб и другие китайские органы. А в ночь на 20 марта НОАК начала артобстрел столицы. К 22 марта китайцы взяли под контроль всю Лхасу. Погибло 10–15 тыс. тибетцев. 28 марта вышел приказ Госсовета КНР в связи с восстанием в Тибете (14). Тибетское правительство распустили, на него необоснованно возложили вину за случившееся, а власть передали Подготовительному комитету по созданию ТАР. Китайская сторона разорвала Соглашение из 17 пунктов.

Подавляя восстание, китайцы применяли разные виды казни, причем не только к партизанам. Тибетцев обезглавливали, избивали до смерти, отрубали конечности, распинали на кресте, топили, жгли, резали на куски, закапывали, вешали, варили и т.д. (5). За пытками и казнями заставляли наблюдать членов семьи, детей заставляли стрелять в родителей. Монахов убивали особыми способами, перед пытками старались унизить. Таких масштабов пыток и казней не было при феодальном строе. Согласно секретному докладу НОАК, захваченному партизанами, только с марта по октябрь 1959 г. в Лхасе и окрестностях было уничтожено 87 тыс. тибетцев (15). Еще 25 тыс. было арестовано (5). Заключенных стало во много раз больше, чем при феодализме. Их избыток вызвал трудности в содержании (16). Еще бы: в тюрьмы и концлагеря попало 10–15% населения Тибета (17). Там большинство умерло от голода и лишений.

Одновременно маоисты уничтожали феодально-теократический строй, религию, перераспределяли землю, разрушали саму цивилизацию тибетцев. Партруководство, наконец, добилось своего: в тибетском обществе удалось организовать раскол и создать прослойку активистов из самых темных слоев населения. С 1960 г. началась ударная коллективизация крестьянства. Естественно, она привела к развалу сельского хозяйства. В 1961–1964 гг. невиданный голод охватил Тибет. А ведь при феодалах голода там никогда не было. Коллективизацию пришлось приостановить.

В 2009 г. в КНР поднялся шум из-за двух антикварных предметов, которые были выставлены на аукцион во Франции (18). Эти предметы были украдены европейцами в XIX в. из дворца в Пекине. А вот что делали маоисты в ХХ в.

По китайским данным, в начале 1960-х гг. в будущем ТАР было 2469 монастырей со 110 тыс. монахов и послушников (19). Всего же в Большом Тибете было свыше 6 тыс. монастырей. После демократической реформы осталось около 70 монастырей примерно с 7 тыс. монахов. Всего за несколько лет! Уничтожение религиозных построек проводилось по следующей схеме (20). Приезжали специальные команды китайских минералогов, чтобы определить и изъять драгоценные камни. Потом являлись металлурги с той же целью, затем все ценное вывозилось грузовиками. Стены взрывали, деревянные балки и опоры забирали. Глиняные скульптуры разрушали в надежде найти драгоценные камни. Сотни тонн ценных статуй, икон-тханка, изделий из металла и других сокровищ вывезли в Китай. Туда шли целые караваны военных грузовиков с металлическими статуями (21).

Это мародерство называлось перераспределением богатства в период демократической реформы. Наиболее ценные предметы были переданы в китайские музеи, проданы на международных аукционах, разворованы китайскими чиновниками. Такие предметы время от времени всплывают на аукционах и сейчас. Для иностранцев власти дают разрешения на вывоз (21). Но большинство произведений искусства было уничтожено. Тханки сожгли, металлические изделия переплавили. Лишь одна литейня около Пекина закупила ок. 600 тонн тибетского металла "в виде ремесленных работ". А всего таких литейных было не менее пяти… С тех пор старые произведения тибетского искусства – редкость на своей родине.


«Жалкое зрелище, должно быть, открылось группе индийских пограничников, которые
встретили нас на границе: восемьдесят путников, прошедших тяжелое испытание и
измученных телом и душой. … Никто из нас не имел представления о том, что сведения
о нашем побеге были на первых полосах газет по всему миру, и что в далекой Европе
и Америке люди с интересом ожидали, и, я надеюсь, с сочувствием, когда станет
известно, спасся ли я».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Цепляясь за власть, Мао Цзэдун начал в 1966 г. Великую пролетарскую культурную революцию. Целью была ликвидация старых парткадров, а реальным содержанием – уничтожение культурного наследия, традиций, создание конфликта поколений. В Тибете это должно было увековечить китайское господство. Армия и чиновники должны были обеспечивать успех хунвэйбинам (красным охранникам) и цзаофаням (бунтарям). В мае 1966 г. из Пекина в Лхасу доставили первую группу хунвэйбинов. Началось зомбирование молодежи. Хунвэйбины объявили войну "четырем старым": идеям, культуре, привычкам и обычаям (10). Составили программу из 20 пунктов по уничтожению религии – запретили практически все, даже перебирать четки. Тибетцев заставляли менять национальную одежду на "маоцзэдуновки" полутюремного фасона, запретили носить косы, кланяться, использовать традиционные приветствия и т.д. Фактически, все тибетское подлежало уничтожению. Учебные заведения не работали: учащихся приобщали к "бунту".

Банды хунвэйбинов и цзаофаней терроризировали население, врывались в дома, ломали все, в чем усматривали местные традиции. Бывших аристократов, лам и всех, кого подозревали в нелояльности, подвергали сеансам "тамцинга" – "критики". Она состояла в принародном избиении человека, сопровождаемом издевательствами. Сеансы "критики" могли быть ежедневными или более редкими, на сцене или на улице. Их регулярно повторяли, иногда много месяцев подряд. Жертвы часто становились калеками или умирали.

В период Культурной революции были разрушены почти все оставшиеся монастыри. В итоге в Большом Тибете осталось то ли 7, то ли 13 монастырей (23). Разрушать старались руками местных: кто отказывался участвовать, подвергался "критике". Среди разрушенных оказались величайшие святыни и памятники мировой культуры: первый тибетский монастырь – Самье (VII в. н.э.), главные монастыри конфессий Тибета: Ганден (главный монастырь школы Гэлуг), Сакья (школы Сакья), Цурпху (школы Кагью), Миндролинг (школы Ньингма), Менри (религии бон) и т.д. Подвергся разгрому главный храм Тибета – Джокханг. Находившиеся там святыни, шедевры религиозного искусства были в основном разломаны. В храме сделали "штаб" хунвэйбинов и свинарник. Были осквернены и уничтожены святыни местных мусульман. К нашему времени в Тибете восстановлена лишь половина разрушенного... Но современные "леваки" превозносят Культурную революцию и оправдывают ее преступления (24).

Уничтожая религию и культуру, "бунтари" не забывали о ликвидации старых парткадров. Но те дали отпор: организовали собственные банды цзаофаней (10). Пошли стычки, перешедшие в многодневные бои с применением оружия. В них гибли тысячи людей. В 1968 г. в Пекине признали, что события в Тибете равнозначны гражданской войне. Власть передали армии, стали повсеместно создавать ревкомы. Взять "бунтарей" под контроль удалось не сразу, погибло еще много народу.

И вот коммунисты вернулись к своей извечной мечте – коллективизации сельского хозяйства. Массовая кампания по созданию коммун развернулась в 1968–1969 гг. (10). Коллективизировали все вплоть до чайников, люди обязаны были питаться в общей столовой и т.п. Главной функцией коммун было обслуживание и прокорм войск. "Освобожденный от крепостников" труд мог длиться день и ночь. "Помощь" военных в сборе урожая часто сводилась к его конфискации, и крестьяне вынуждены были питаться тем, что давала скудная природа высокогорья – например, дикими кореньями. В 1968–1973 гг. Тибет поразил новый голод от замены традиционных зерновых озимой пшеницей (непригодной в данных условиях), реквизиций продовольствия для НОАК, перевода кочевников в оседлость и коллективизации.


«После того, как я оставил страну, около 60 тысяч беженцев последовали за мной в изгнание,
несмотря на трудности, которые ожидали их при пересечении Гималаев, и опасность попасть
в руки китайской охраны. Многие из них уходили маршрутами, гораздо более трудными
и опасными, чем мой. Среди них были ламы, очень известные в нашей стране, ученые-эрудиты,
около пяти тысяч монахов, правительственные чиновники, купцы, солдаты и великое множество
простых крестьян, кочевников и ремесленников. Некоторые привели с собой свои семьи, дети
иных умерли при пересечении гор. Эти беженцы разбросаны теперь по поселениям в Индии,
Бутане, Сиккиме и Непале».

Из автобиографии Его Святейшества Далай-ламы

Отстранив тибетцев от управления их страной, маоисты преображали ее по своему усмотрению: развивали промышленность, вели партстроительство, проводили милитаризацию и т.д. Но "освобожденный" народ продолжал бороться. Тибетцы были разобщены и плохо вооружены. И все-таки до 1960 г. они удерживали часть Амдо и западного Тибета, затем переместились в центральный и южный. В 1962–1976 гг. там было 44 открытых восстания (7). ЦРУ помогало партизанам, но большинство групп действовало независимо. Координация отсутствовала. Перед Культурной революцией между р. Цангпо и непальской границей действовало 30–40 тыс. тибетских партизан, а после коллективизации борьба усилилась. Далеко не все группы формировались и снабжались из-за рубежа. Образовывались самостоятельные отряды в тысячи человек. Они препятствовали коллективизации, нападали на китайских солдат, представителей власти, разрушали коммуникации, военные объекты и т.д. Были убиты и ранены более тысячи солдат и кадровых работников. В ответ шли рейды, показательные суды и расстрелы. США перестали помогать тибетским партизанам после того, как наладили связи с КНР. Мао, обвинявший СССР в "ревизионизме" за улучшение отношений с США и разрядку напряженности, теперь сам наладил контакты с "оплотом империализма". Партизанская война в Тибете сошла на нет. Больше ничто не угрожало власти КНР.

Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или "перевоспитание" их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН (25). Такую оценку дал Комитет по соблюдению законности Международной комиссии юристов, ассоциированной с ООН (20). Но необходимо подчеркнуть: вину за эти эксцессы нельзя возлагать на какой-либо народ в целом, в том числе китайский. Как говорил И.В. Сталин, "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается".

Итак, в 1950-х гг. Тибет впервые в своей истории стал частью Китая. Но вопрос о законности этого не закрыт. Соглашение о "мирном освобождении" Тибета было подписано под угрозой силы, члены делегации не имели надлежащих полномочий, печати были подделаны, китайская сторона сначала нарушала Соглашение, а потом вообще разорвала его. Потому Мао и говорил: "Они дали мне предлог для развязывания войны… Чем мощнее мятеж, тем лучше" (26). Наконец, само Соглашение не было официально ратифицировано тибетской стороной, а документов, заменяющих его, так и не появилось. По мнению экспертов по международному праву, это Соглашение с самого начала было нелегитимным, военное вторжение КНР противоречило Уставу ООН и ряду других международных документов, а последующее владение территорией не легитимировало захват (7). Следовательно, Тибет – оккупированная страна.


Семен Китаев


Подробности

(1)
(2) Goldstein M.C. 2007. A history of modern Tibet. Vol. 2. The calm before the storm: 1951-1955. Berkeley – Los Angeles: Univ. of California Press.
(3) Шакабпа В.Д. 2003. Тибет: политическая история. СПб: Нартанг.
(4) Текст
(5) Далай-лама. 1992. Свобода в изгнании. СПб: Нартанг; Далай-лама. 2000. Моя земля и мой народ. СПб: Нартанг – Corvus.
(6) Promises and lies: "The 17-point Agreement". The full story as revealed by the Tibetans and Chinese who were involved. 2001. – Tibetan Bulletin, March–June, p.24-30.
(7) Van Walt van Praag M.C. 1987. The status of Tibet: History, rights, and prospects in international law. Boulder, Colorado; Westview Press.
(8) Promises and lies…
(9) news.xinhuanet.com ..
(10) Богословский В.А. 1978. Тибетский район КНР (1949–1976). М.: Наука.
(11) М. Паренти .
(12) blackrotbook.narod.ru .
(13)www.asiafinest.com
(14) Текст см.: О тибетском вопросе. 1959. Пекин: изд. лит. на иностр. яз., с.1-3.
(15) Тибет под властью коммунистического Китая: 50 лет. 2001. Дхарамсала: Деп. информ. и междунар. отн.
(16) www.asiafinest.com
(17) www.friends-of-tibet.org.nz .
(18) www.russian.xinhuanet.com .
(19) Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит.
(20) .
(21) http://www.rfa.org/english/commentaries/cambodia_cullumoped-04042008160706.html/tibet_smith-04042008160846.html.
.html
(23) Tsering B.K. 1985. Religion in Tibet today. – Tibetan Bulletin, v. 16, no. 1, p. 14-15.
(24) Например, rwor.org .
(25) http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm.
(26) Юн Чжан, Холлидей Дж. 2007. Неизвестный Мао. М.: Центрполиграф, с.481.




Top