Проверочная работа по сказке мороз иванович одоевский. Проверочная работа по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"

МКУОО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида.

Россия, Хабаровский край, г. Советская Гавань.

Электронный адрес: mahon -1986@ mail . ru

Воспитательное занятие.

Тема «Маленькое дело лучше большого безделья»

Цель: Обобщение полученных знаний по формированию трудовых навыков у воспитанников.

Образовательные задачи: Уточнение представлений воспитанников о труде и трудовых навыках на основе создания собственных разнообразных впечатлений.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие интеллектуальных и творческих возможностей воспитанников;

    Коррекция психофизических процессов у воспитанников группы через практическую деятельность.

Воспитательные задачи:

    Воспитание понимания взаимосвязей между человеком и природой;

    Воспитание понимания важности труда в жизни человека.

Предварительная работа: трудовые практикумы и десанты, воспитательные занятия, игры, информационные часы по профориентации, итоговое занятие "Путешествие в страну трудолюбия", ведение дневников "добрых дел", экскурсии, воспитательные занятия о труде, сбор шиповника, уборка территории, мини-проекты.

Форма занятия:

Оформление: пословицы о труде, название занятия, рисунки о труде, мини-проекты (оформление стенда).

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, словарные слова, неоформленный стенд, раздаточный материал: конверты с алгоритмами, алгоритмы, карточки для самостоятельной работы.

Краткое описание: Вводная часть; обзор профессий: дворник, уборщица, работа с карточками, составление алгоритмов; оформление стенда.

Ход занятия

Орг. момент: Приветствие.

Что в классе изменилось?

Ответы

О чем все картинки и пословицы? (о труде)

Что такое труд?

Ответы

Труд - это физическая или умственная деятельность, приносящая конкретный результат.

Мы с вами каждый день трудимся, выполняем свои ежедневные обязанности, поручения или кому-нибудь помогаем. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на себя за работой.

Презентация «Наша деятельность» (Приложение 1)

Какие виды труда мы с вами выполняем?

Ответы

Теперь давайте поработаем с карточками. (Приложение 2)

У каждого на парте есть карточка, на которой написаны профессии. Ваше задание: из предложенных профессий выбрать те, которые связаны с нашими трудовыми делами и, написать, почему вы выбрали именно эти профессии, то есть написать виды работы, которые отличают ее от других.

Например: профессия повар, что ее отличает?

Ответы (приготовление пищи, чистка овощей, работа с продуктами и др.)

Можете приступать к работе.

Итак, какие профессии вы выбрали, почему?

Ответы детей; (уборщица, дворник)

Как вы думаете, нужны ли эти профессии? Что было бы, если бы мусор вообще не убирали?

Ответы

А ведь этим людям во многих городах мира поставили памятники, посмотрите, вот некоторые из них.

Презентация «Памятники рабочим профессиям» (Приложение 3)

Вы уже сказали, что было бы грязно, если бы мусор не убирался.

Кто-нибудь обращал внимание, что во многих кафе и магазинах висит надпись «Соблюдайте чистоту»

Ответы

В каких?

Что еще стоит на улицах, для того чтобы было меньше мусора?

Урны.

Предлагаю посмотреть короткий мультфильм про то, как придумали урны и про мусор.

Просмотр мультфильма про мусор (Приложение 4)

А вы когда-нибудь задумывались, сколько будет мусора, если каждый житель нашего города будет бросать, хотя бы по одной бумажке в день?

В нашем городе и районе проживает 40000 человек, вот такая куча мусора может образоваться примерно за месяц. (Картинка помойки) (Приложение 5)

Картинка земля из мусора (Приложение 5)

Так что если бы мусор не убирался и не перерабатывался, то очень быстро бы наша планета превратилась в одну кучу мусора.

Так от кого зависит загрязнение улиц? Что необходимо делать каждому человеку со своим мусором, будь то фантик, упаковка от чипсов или пакет с мусором?

Ответы (Выкидывать в специально предназначенные для этого места)

Конечно, мы не можем убрать и переработать весь мусор, но чтобы улицы стали хоть немного чище – это в наших силах.

А сейчас давайте представим на минутку, что мы находимся в абсолютно экологически чистом месте, где совсем нет мусора и чистый воздух.

Закрыли глаза и расслабились.

Релаксация (Приложение 6)

Так в каком мире лучше жить, где все загрязнено или где наоборот очень чисто?

С мусором мы разобрались, а теперь давайте выясним, как же правильно навести порядок, почистить одежду и обувь, пришить пуговицу?

Практическая работа (Приложение 7)

Я хочу предложить вам выполнить работу. А для начала обратите внимание на доску. На какое слово мы еще не обращали внимание? Алгоритм. Как вы понимаете это слово?

Сейчас вы составите алгоритмы. Какие именно вы узнаете из этих листочков. Для этого один с каждой парты подойдет и возьмет листочек с заданием. В конвертах перемешались два алгоритма, ваше задание каждому к своему алгоритму подобрать правильную последовательность выполнения действий, а когда вы закончите мы проверим, как вы справились.

Проверка алгоритмов (Приложение 8)

На предыдущем занятии вы делали мини-проекты по оформлению стенда, после чего голосовали за лучшую идею. Сегодня я подготовила стенд, но заполнить его должны вы. Сейчас каждый по одному подходит, выбирает свой алгоритм и находит ему место на стенде (по силуэту). (Приложение 9).

Ребята, вы все молодцы, очень хорошо сегодня постарались! Но вы старались не только сегодня, но и каждый рабочий день. Сейчас я хочу подвести итоги за прошедшие две недели по нашим тетрадкам «добрых дел»

Итоги, награждение

Рефлексия

Что нового узнали на занятии?

Все ли у вас сегодня получалось?

Что вызвало трудности?

Какое настроение у вас в конце занятия?

На этом наше занятие окончено.

Проверочная работа по сказке

В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"

Проверочные работы в тестовой форме способствуют организованному быстрому контролю качества прочитанного материала учащимися. У детей в младшем школьном возрасте не всегда сформирован на должном уровне навык осознанного вдумчивого чтения. Формированию осознанного чтения необходимо уделять большое внимание на уроках литературного чтения. Тест является прекрасной возможностью быстрой проверки степени осознанности прочитанного материала.

Выполняя задания, обведи номер правильного ответа.

1. Кто автор сказки «Мороз Иванович»?

1)Д.Н.Мамин – Сибиряк 2) В.М.Гаршин 3) В.Ф. Одоевский 4) А.С.Пушкин

2.В тексте в основном говориться о том,

1) как Мороз Иванович раздавал всем подарки;

2) об отношении к труду Рукодельницы и Ленивицы;

3) что умела делать Рукодельница.

3. Почему Рукодельница никогда не скучала?

А) она много читала

б) у неё было много друзей

в) она всё время была занята делом

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

А) она уронила ведро в колодец

Б) она уронила рукавицы в колодец

В) она потеряла кошелёк с деньгами

5. Куда спустилась Рукодельница?

А) в пещеру б) в подвал в) в колодец

6. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко?

А) принести ему блюдо пирожков

Б) остаться у него жить на месяц

В) три дня послужить ему

7. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице?

А) приготовить обед б) приготовить постель в) прополоть грядки

8. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу?

А) подарил горсть золотых монет

Б) подарил медных монет

В) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик

9. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок?

А) побоялась б) поленилась в) из вредности

10. Выбери из текста предложения, соответствующие содержанию текста.

1) Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё постирала.

2) С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой золотой слиток, а в другую руку – пребольшой брильянт.

3) Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

11.Зачем Мороз Иванович стучится зимой в окошки изб?

А) Чтобы испугать детей.

Б) Чтобы не забывали печей топить.

В) Чтобы окна инеем украсить.

Г) Чтобы люди не забывали трубы вовремя закрывать.

Укажи верный ответ:

    АБ; 2) БГ; 3) АГ; 4) БВ

12. Зачем Мороз Иванович держит зелёную травку под периной?

1) чтобы мягче было спать;

2)чтобы зима её не захватила и не заморозила;

3) чтобы все спрашивали;

4) чтобы травка весной не взошла.

13. Поставь пункты плана в правильной последовательности.

А) Рукодельница уронила ведёрко в колодец.

Б) Подарки Рукодельнице.

В) Рукодельница прибирается в доме у Мороза Ивановича.

Г) Рукодельница встретила Мороза Ивановича.

Укажи верный ответ:

Мороз Иванович

В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.

Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за во­дой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потяги­валась, с боку на бок переваливалась, уж разве наску­чит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи мне башмачки», а по­том заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух счи­тать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду проце­дит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бу­магу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Руко­дельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодель­ную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер - день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на ве­рёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ве­дёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый, сидит, поглядывает да приговаривает:

Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изю­мом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопат­ку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше. Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки висят и промеж себя говорят:

Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дере­ва питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

А! - сказал он. - Здорово, Рукодельница! Спа­сибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочка­ми закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, - говорит Мороз Ива­нович, - ты ведёрко в мой студенец опустила; от­дать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе же лучше; будешь лени­ва, тебе же хуже. А теперь, - прибавил Мороз Ивано­вич, - мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приго­товь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Моро­за Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб ста­рику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных лю­дей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а де­лать нечего - работают бедные люди.

Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за ди­ковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивает­ся зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты ста­рик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет не выпускаешь?

Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё тра­ва в силу не вошла. Добрый мужичок её осенью посе­ял, она и взошла, и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не раз­несло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зер­но, а зерно мужичок соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Ру­кодельница, хлеб испечёшь.

Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, - сказала Рукодельница, - зачем ты в колодце-то сидишь?

Я затем в колодце сижу, что весна подходит, - сказал Мороз Иванович, - мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Руко­дельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

А затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить да тру­бы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в гор­нице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А за­тем ещё я в окошки стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не за­бывали.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодель­ницу по головке да лёг почивать на свою снежную по­стельку.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика по­чинила и бельё выштопала.

Старичок проснулся, был всем очень доволен и по­благодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было моро­женое, которое старик сам изготовил.

Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович ска­зал Рукодельнице:

Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не оста­нусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получа­ют, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я высыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик - косыночку зака­лывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брилли­антик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухва­тилась за верёвку и вышла на свет.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидав её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Кукареку-кукареки! У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а по­том примолвила:

Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоде­лие получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне го­товь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празд­нику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брилли­антовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвочку да и бух прямо ко дну. Смотрит - перед ней печка, а в печке сидит пи­рожок, такой румяный, поджаристый; сидит, погля­дывает да приговаривает:

Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изю­мом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

А Ленивица ему в ответ:

Да, как бы не так! Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь - сам вы­скочишь.

Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмет.

Да, как бы не так! - отвечала Ленивица. - Мне себя утомлять - ручки поднимать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ле­дяной скамеечке да снежные комочки покусывал.

Что тебе надобно, девочка? - спросил он.

Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - по­служить да за работу получить.

Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - только посмотрим, какова ещё твоя работа будет.

Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай. Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как гото­вилось кушанье, это ей в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчи­ца, и квас - всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску под­лила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

Хорошо ты готовишь, - заметил он, улыбаясь. - Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а ста­рик покряхтел-покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припо­мнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: при­нялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривыч­ки укололась; так её и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил. А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, зада­ром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мо­роза Ивановича её домой отпустить да за работу на­градить.

Да какая же была твоя работа? - спросил ста­ричок. - Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работа­ла, а я тебе служил.

Да, как же! - отвечала Ленивица. - Я ведь у тебя целых три дня жила.

Знаешь, голубушка, - отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить - разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впро­чем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку - пребольшой брильянт.

Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой по­бежала.

Пришла домой и хвастается.

Вот, - говорит, - что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький бриль­янтик, а целый слиток серебряный, вишь какой тя­жёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак... Уж на это можно к празднику обнову купить...

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на за­бор и громко закричал:

Кукареку-кукурекулька! У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

Аудиоверсия сказки:

Вопросы к сказке:

1. О ком эта сказка? Как звали девочек? А какие имена дал(а) бы им ты, чтобы по имени можно было догадаться об их характере?

2. Чем занимались девочки целый день? Почему одна всё время жаловалась, а вторая никогда не скучала?

3. Как Рукодельница попала в гости к Морозу Ивановичу?

4. Девушке понравилось у него? Почему? Каким она увидела Мороза Ивановича?




Top