Психология - это просто. Доклад: Особенности ролевого поведения личности

Понятие роли является одним из центральных в описании социального поведения личности и рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж.Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б.Ольшанский). Подобные трактовки обнаруживают несомненные социологические корни этого понятия, что, впрочем, не препятствует широкому его использованию специалистами в области социальной, общей, управленческой, возрастной психологии. Другое дело, насколько единодушны исследователи (как социологи, так и психологи) в своем понимании понятия роли, поскольку имеющиеся его дефиниции совпадают между собою далеко не всегда. Тем не менее на основе многих из них можно высказать следующие соображения.

Формулируя определение роли, необходимо имет в виду также трактовку и ряда других, сопряженных с ролью, понятий: позиции, статуса, нормы. Позиция – положение индивида в социуме (т.е. в той или иной малой группе, организации, обществе наконец).Статус – престижность позиции, выраженная, в частности, в соответствующих правах и обязанностях, связанных с занятием определенной позиции.Норма (в простейшей формулировке) – поведенческое правило. Что же касаетсяроли , то предварительно ее можно определить как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в социуме, и соответствующее установленным в нем (официально или неофициально) требованиям (нормам). В целях наглядности изложения проиллюстрирую сказанное выше следующим конкретным примером.

Возьмем такую социальную организацию, как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаем немало всевозможных позиций, наиболее престижной из которых (т.е. имеющей наивысший статус) является позиция директора, а наименее престижной (т.е. имеющей самый низкий статус) – позиция технички, уборщицы. Понятно, что от лиц, занимающих эти позиции, ожидается совершенно разное поведение: от директора – действия по управлению школой, от технички – действия по обеспечению чистоты в ней. Причем, учитывая отмечавшийся выше нормативный момент в поведении держателейрассматриваемых позиций, речь следует вести не только о связанных с их действиями довольно пассивных ожиданиях, но и о предъявляемых к ним весьма решительных требованиях. И если демонстрируемое этими лицами поведение не отвечает соответствующим ожиданиям и требованиям (по специальной терминологии –экспектациям ), они могут подвергнуться наказаниям (санкциям ). Вполне возможно, они лишаться занимаемых позиций.

В приведенном примере я не оперировал понятием роль, последняя как бы подразумевалась, исходя из предварительного ее определения. Далекий же от тонкостей науки человек сказал бы, что речь шла о ролях директора школы и технички. Действительно, строгая научная дефиниция роли отнюдь не всегда совпадает с ее более приземленным, житейским толкованием. Впрочем, иногда специалистам удаются успешные переходы от научных абстракций к вполне понятным неискушенному читателю смысловым эквивалентам. Одним из таких переходов мы и воспользуемся далее.

Согласно довольно строгому определению В.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль – поведение, отвечающее нормативным экспектациям, связанным с позицией в социальной системе . Используя примерно тот же набор понятий, В.Б.Ольшанский весьма удачно подводит читателя к более обиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации, сосредоточенные на определенной позиции внутри сообщества и обозначенные одним словом (мама,учитель,президент,врачи т.д.). Когда это слово произносится (например,учительиливрач), становится понятным, какие действия следует ожидать от его носителя, т.е. исполнителя роли. В таком случае всю совокупность действий исполнителя социальной роли (по специальной терминологии –актора , не путать с актером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности .

Хотя роль и статус обозначаются одним словом, смысл, вкладываемый в него в том и другом случае различен. Например, слово директор(школы) применительно к статусу характеризует престижность положения человека в социальной системе (школе, обществе), а применительно к роли – требуемое от него поведение в рамках этой системы (относительно учителей, учеников, представителей муниципальных органов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?, роль -как он должен себя вести?, являя собоюдинамический аспект статуса .

Однако роль связана со статусом не только функционально. Ее выполнение несет на себе отпечаток его величины. Это можно проиллюстрировать примером из Скотного двораДж.Оруэлла. Там, если помнит читатель, домашний скот свергает хозяев – людей и основывает эгалитарное общество, в которомвсе животные равны. Но вскоре управляющие – свиньи начинают уклоняться от работы и требуют для себя более комфортных условий, подобающих, как им кажется, их статусу. Они считают:Все животные равны, но некоторые равнее других.

Замечу также, что, согласно данным ряда исследований (обзор Д.Майерса), постоянное исполнение роли подчиненного, т.е. менее престижной (а значит – с более низким статусом), снижает самостоятельность, ответственность человека.

В жизни каждый из нас выполняет (или играет) множество ролей. Одни из них относятся к категории так называемых социальных иликонвенциальных (по Т.Шибутани),формальных (по Н.Смелзеру). Эти роли типичны для любого организованного взаимодействия людей с относительно четким разделением функций вне зависимости от места его осуществления (служебный офис, учебная аудитория, торговое помещение, домашний очаг и т.п.).

Как и сопряженные с ними позиции, социальные роли стандартизованы ибезличны . Наиболее яркий тому пример – служебные инструкции, прилагаемые к конкретным должностям (т.е. позициям, но не личностям!) в штатном расписании той или иной организации. В них отражены требования к выполнению функций, закрепленных за данной должностью, иногда дополняемые кодексом поведения в организации. Конечно, семейные роли (родителей и детей, мужа и жены) далеко не всегда определены столь однозначно (хотя такого рода попытки и зафиксированы в истории, вспомним тот жеДомострой), но и семья есть своего рода организация, в которой своеобразным аналогом служебной инструкции и кодекса поведения могут служить передаваемые от поколения к поколению требования, укорененные в культурных традициях народа (кстати, иногда очень жесткие), а также более персонифицированные ролевые механизмы – например, вырабатываемое в процессе внутрисемейного взаимодействия согласие по поводу играния ролей и (что для нас пока еще звучит весьма экзотично) положения брачного контракта.

Современный мир насыщен огромным количеством социальных ролей. Стремясь их как-то систематизировать, Т.Парсонс и его сотрудники предложили описывать любую подобную роль с помощью следующих характеристик: 1) эмоциональности (предполагается, что одни роли требуют эмоциональной сдержанности, тогда как другие допускают бурное проявление чувств);2) способа получения (одни роли носят как бы предписанный характер – например, роли ребенка, юноши или взрослого гражданина; другие завоевываются, т.е. достигаются в результате усилий человека – например, роли врача, музыканта или депутата);3) масштаба (речь идет о степени широты ролевого взаимодействия: так, у врача и пациента оно ограничено в основном вопросами здоровья, а у супругов может охватывать многие стороны жизни);4) формализации (т.е. степени регламентированности, предписанности ролевых действий);5) мотивации (предполагается, что ролевое поведение побуждается разными мотивами в зависимости от специфики играемой роли).

Хотя социальные роли безличны, их исполнители – живые люди с массой присущих каждому из них особенностей, действующие в различных социумах (группах) с набором своих специфических экспектаций. Учитывая это обстоятельство, исследователи (например Т.Сарбин) обращают внимание на факторы, способные наиболее существенно (как позитивно, так и негативно)влиять на процесс реализации роли. К ним, в частности, относятся:1) индивидуальные особенности людей ;2) личностный образец исполнителя конкретной роли , а также связанный с нею набор идеальных способов поведения;3) представления о роли, принятые в данной социальной группе или бытующие среди лиц, следящих за ее выполнением;4) своеобразие социума (группы) с точки зрения структурной организации, внутренней сплоченности, системы используемых в нем вознаграждений и санкций и т.д.;5) степень идентификации индивида с группой .

Невозможность унифицированного выполнения одной и той же роли разными людьми обусловлена не только упомянутыми выше факторами, она вытекает также из любопытной особенности строения роли. Последнее предполагает наличие трех важных ролевых компонентов :предписанного (экспектации социума по поводу выполнения роли),субъективного (представления конкретного индивида о том, как следует выполнять роль),проигрываемого (реальное ролевое поведение индивида).

Таким образом, одна и та же роль выполняется одним человеком, что называется, по закону, другим – сообразно личному разумению, а третьим – по принципукак получится. Что именно так в повседневной жизни нередко и происходит, наблюдательный читатель обнаружит без особого труда.

И все же возможности абсолютно произвольного играния роли тем или иным индивидом достаточно ограничены. В конечном счете каждый из нас, вне зависимости от статуса, вынужден придерживаться специфических правил игры- экспектаций , проистекающих, согласно Дж.Тернеру, от трех источников социального мира: структурных компонентов социальной среды индивида (т.е. позиций и соответствующих им норм поведения), конкретных участников социального взаимодействия (т.е.акторов) и референтных групп (т.е. неких эталонов поведения). Другое дело, насколько жестки эти экспектации, чье влияние из них наиболее предпочтительно для индивида и в каких социальных средах (группах) играется роль.

Занимая те или иные позиции, люди действуют, однако, не только в соответствии с безличными экспектациями, но и повинуясь собственным чувствам: симпатиям, антипатиям и т.п. Этот второй план поведения характеризует собою играние психологических или межличностных (по Т.Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру) ролей. От социальных ролей они отличаются прежде всего тем, что регламентация их исполнения целиком зависит от индивидуальных особенностей людей, чье личное отношение к партнерам по взаимодействию обусловливает выбор определенного обращения с ними. К тому же играние большинства психологических ролей, в отличие от социальных, не требует специальной подготовки. Где, к примеру, обучают ролям души общества,семейного клоуна,козла отпущения? Или триаде таких известных по работам Э.Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?

Правда, некоторым из них (порою с чисто прагматической целью) можно научиться самому, копируя поведение других либо следуя воображаемому образцу, если, конечно, роль (например, души обществаилилидера) отвечает личным склонностям человека. Сомнительно, однако, чтобы кто-то намеренно готовил себя к роликозла отпущения.

В процессе выполнения разнообразных (чаще всего – социальных) ролей люди нередко сталкиваются с неопределенностью и противоречивостью предъявляемых к их поведению требований. Подобное столкновениесопровождается переживанием стресса, ощущением внутренней неуверенности, поведенческими нарушениями. Все это, по мнению специалистов, признакиролевого конфликта , который обычно определяется как одновременное предъявление двух или более несовместимых экспектаций к поведению человека.

Причины такого конфликта заключены в некоторых особенностях процесса реализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности (когда отсутствуют достаточно четкие экспектации, служащие ориентиром в поведении),ролевой дезинтеграции (когда роли плохо совмещены друг с другом),ролевой дискретности (когда человек вынужден выполнять целый ряд следующих друг за другом и несогласующихся между собою ролей),ролевой перегрузке (когда человек сталкивается с очень большим количеством экспектаций). Кроме того, конфликт может быть вызван недостатком умений, требуемых для выполнения роли, а также несоответствием личности ее исполнителя ролевым экспектациям. В последнем случае мы имеем дело с интересной психологической проблемой, заслуживающей хотя бы краткого здесь обсуждения.

Речь идет о проблеме соотношения личности и роли , или, как она нередко предстает в экспериментальной психологии,проблеме соотношения Я и роли . Индивид может входить, включаться в исполняемую им роль с разной степенью отождествления с нею отдельных сторон своего Я, что на специальном языке обозначается терминомЯ-включение. Анализ показывает, что в одних случаях значительная полнота подобного включения оказывается полезной для личности, тогда как в других – губительна для нее.

Так, в ярких сценах спортивного поединка или театрального действа максимальное слияние с ролью, выражающееся в мобилизации всех духовных и физических сил для ее выполнения (Т.Сарбин говорит в этой связи о максимальном включении в роль всего организма, или организмическом включении ), нередко ведет к выдающимся результатам. Однако в иных ситуациях и при выполнении иных ролей подобное включение приводит к совершенно иным последствиям. Об этом свидетельствуют, в частности, данные знаменитоготюремного экспериментаФ.Зимбардо.

В ходе эксперимента студенты-добровольцы одного из американских университетов в специально оборудованном под тюрьму университетском помещении разыгрывали доставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных. Планировавшийся на двухнедельный срок эксперимент пришлось прекратить на шестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слились с ролью), что их действия начали всерьез угрожать здоровьюзаключенных. Самоуважение иморальное Яличности фактически оказались всецело поглощенными играемой ролью. Произошло то, что Ф.Зимбардо назвалдеиндивидуализацией личности, понимая под этим термином утрату человеком индивидуального начала, обезличивание, неспособность осознать особенности своего Я, невнимание к оценкам окружающих. Люди подобного типа нередко характеризуются полным отсутствием чувства ответственности за свои поступки и (аналогично, кстати, многим палачам, состоящим на службе у тоталитарных и криминальных режимов) склонны видеть себя не более чем добросовестными исполнителями чужих приказов (хотя бы и самых людоедских).

Немало, однако, ситуаций, когда человеческое Я не желает мириться с навязанной обстоятельствами ролью. Так, невольно ставший предателем, но ужаснувшийся содеянному человек (подобно персонажу повести В.Быкова Сотников) всем своим существом может противиться этой страшной роли. Он может даже решиться на крайний шаг (как и поступил быковский персонаж): ценою собственной жизни отторгнуть роль.

Впрочем, наряду с приведенными выше возможны и иные последствия ролевого поведения , отражающиеся в разнообразных личностных эффектах:развитии и структурировании мотивационной сферы (вспомним хотя бы, как через выполнение ответственных заданий менял мотивацию подростков с криминальным прошлым известный педагог А.С.Макаренко),складывании Я -концепции (достаточно сказать, что уже детская ролевая игра является, как показал Дж.Мид, важным условием созидания человеком своего Я),видоизменении системы взглядов и ценностей (простейший пример – чудесное превращение цветочницы Элизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала играть роль леди),формировании социальных установок (основываясь на данных исследований, Д.Майерс замечает, что для нас характерна, в частности, тенденция не только причинять вред тем, кого мы не любим, но и не любить тех, кого мы третируем) и т.д.

Расширение ролевого репертуара способно предохранять нас от стресса: так, потерпев неудачу в выполнении какой-то профессиональной роли, человек может успокоить себя тем, что в конце концов он хороший муж и отец. Ну а, кроме того, посредством ролевого поведения во многом осуществляются процессы социализации, обусловливающие становление человека как социального существа, его вхождение в общественную систему. Путь к этому разделу социальной психологии (к сожалению, не рассматриваемому в настоящей работе) лежит через анализ более сложных форм социального поведения, одной из которых является общение.


Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.
Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.
Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах
отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива-
ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.
Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.
Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределенность;
- ролевая перегрузка.
Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.
Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.
Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения,
вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.
Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.
Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:
1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель-
ствами,рол и;
2) личными притязаниями - «Я» как таковой.
Первый план поведения - социальная форма ролевых действий,
второй план - психологический способ ролевой самореализации.
Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.
Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,
«социальное неравенство»?
2. Каково содержание понятия «социальный статус»?
3. Охарактеризуйте статусы.
4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?
5. Каково содержание понятия «социальная роль»?
6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.
7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма-
тивной структуры исполнения социальной роли.
9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.
Психологический практикум
jvRUnp Игра «Скверная компания»
Цели игры:
а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;
б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;
в) определить истинное распределение ролей в данной группе;
г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников,
которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.
Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь»,
«авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:
- «главарь» обрывает любого;
- «авторитет» обрывает любого, кроме «главаря»;
- «приближенный» - любого, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «подхалим» - любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;
- «шут» - всех, кроме «главаря»;
- «марионетка» - только «недовольны*» и «забитых»;
- «недовольный» - всех, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «забитого» обрывает любой.
Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый»
осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий - единственное лицо в игре, которому предоставлено
право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой»,
обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:
а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые
возникали у них по ходу исполнения ролей;
б) оценивается эффективность того или иного статусного поло-
жения, его особенностей;
в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;
г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.
Игра «Бюрократ»
Цель игры: научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые
неприятные обстоятельства жизни.
Незадолго до окончания занятий (минут за 15-20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.
В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором - «Не
разрешаю».
Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.
Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

Тест «Мои социальные роли»
Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:
а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой
структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7-9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;
б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;
в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:
- сын (дочь) при живых родителях;
- брат (сестра) при наличии братьев или сестер;
- студент;
- друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).
Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;
г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.
Игра «Рисуем... общение»
Цель игры: выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом - начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.
Тест «Мои субличностные роли»
Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:
1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий
2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический
3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный
4. Нелогичный 34; 5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный
6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный
7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный
8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный
9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный
10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный
11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый
12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый
13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный
14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий
15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый
16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный
17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный
18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный
19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный
20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся
21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный
22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный
23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный
24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный
25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе
26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях
27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий
28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный
29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить
30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами
90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:
Способствующий развитию родитель:
«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87
Иррациональный компонент взрослого;
«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88
Позитивный компонент дитя:
«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89
Трудный компонент дитя:
«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90
1 Интепретационная база теста:
Родитель.
Основные функции:
~ дает - осуществляет автоматические реакции и решения;
- уменьшает тревогу;
- сохраняет моральные и этические нормы;
- сохраняет и передает традиции культуры;
- является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела у консервативного родителя:
- нахмуренный лоб;
- поджатые губы;
- указующий перст;
- руки на бедрах;
- заламывание рук;
- жесты запрещения;
-жесты отказа.
Лексика:
- «прелесть», «сынок»;
- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;
- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;
- критические и оценочные суждения.
Стили поведения:
-демократический;
- попустительский;
- директивно-авторитарный;
-дружелюбный;
- защищающий;
- контролирующий; *
- карающий.

- искореняет все, что напоминает детскую радость;
- живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;
- враждебно воспринимает любые изменения.
Способствующий развитию родитель: -
- гибкий;
- благоприятствующий индивидуальному развитию;
- способствующий самоуважению человека;
- гуманистичный в воспитании детей;
- правдивый;
- понимающий;
- духовно близкий.
Консервативный компонент родителя:
- подавляющий;
- косный;
- обесценивающий;
- высококритичный;
- карающий;
- жесткий;
- негибкий;
- ориентирующийся на силу и произвол.
Взрослый.
Основные функции:
- производит объективную обработку информации;
- высчитывает вероятность;
- регулирует деятельность родителя и дитя;
- осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;
- формирует Я-образ;
- является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.
Язык тела у взрослого:
- глубокомысленная концентрация.
Лексика:
- «конструктивный»;
- «способный»;
- «экономный»;
- «полезно», «вредно»;
-рассуждающая.
Стили поведения:
- не выделяются.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- человек рациональный;
- формальный;
- лишенный этических ценностей и убеждений;
- эмоционально холодный.
Рациональный компонент взрослого:
-адаптивный;
- с хорошо развитым чувством реальности;
- полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;
- ярко проявляющий направленность к цели;
- демонстрирующий гибкое поведение;
- нацеленный на решение проблемы.
Иррациональный компонент взрослого:
- дефектное чувство реальности;
- ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;
- неполноценное мышление;
- дезадаптивное поведение.
Дитя,
Основные функции:
-интуиция;
- порыв;
- радость;
-очарование;
-подражание;
- испуг;
-страх;
- опрометчивые поступки;
- все инстинктивное;
- потребность в защите;
- потребность в ощущении безопасности;
- проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела:
- выражение:
* застенчивости;
* хитрости;
* любопытства;
- улыбка;
- смех.
Лексика:
- восклицания;
- клятвы;
- ругательства;
-междометия.
Стили поведения:
- спонтанный;
-естественный;
- приспособленный.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- получает от жизни много радостей;
- лишается всех ресурсов;
- подвергается множеству опасностей;
- не интересуется последствиями своего поведения;
- стремится только развлекаться и играть.
Позитивный компонент дитя:
- преобладающий интерес к жизни;
-радость;
- интуиция;
- поиск удовольствий;
-сговорчивость;
-легкая воспитываемость;
- адаптационность.
Трудный компонентдшяя:
- преобладание импульсивности;
- повышенная эгоцентричность;
- оппозиционность;
- мятежность, бунтарство;
- зависимость;
- пугливость, боязливость;
- дезадаптация.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

4.2. ПСИХОТЕХНИКА КОНТРИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Типология личных затруднений конфликтного общения

4.2.2. Игровые формы позиционных конфликтов

4.2.3. Психотехника контригрового поведения

4.2.4. Анализ ситуаций контригрового поведения

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием. Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;

роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;

поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус, т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ:

  1. Глава 12. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНЕСИКО-ПРОКСЕМИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.

Л . Сент-Экзюпери

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Г. Мелвилл

Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности

Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.

«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.

Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.

Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.

В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:

  • - конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя; роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
  • - неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шаблоны, но они зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.

По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.

Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.

Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?

Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.

Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он за­нял фиксированную позицию среди людей;

· набор и порядок действий;

· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

На работе, как и в театре, людям приходится играть опре­деленные социальные роли.

Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипос­тасях.

«Я - образ» - рефлексивное представление человека о са­мом себе. Это представление бывает более или менее адекват­но реальности или мнению окружающих.

«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.

«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно ва­рьировать в широком диапазоне.

Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «ис­полнителя».

Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затрудне­но низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в обществен­ном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивос­ти. Одиночество их угнетает.

Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окруже­ние. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложи­ли недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.



Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособ­ные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой при­знательности от экстернала ожидать не приходится.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называе­мые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюби­вые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с ко­торыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответ­ственными за все.

Социальная роль как идеальная модель поведения

Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессоз­нательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответ­ствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на со­бытия быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.

Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной про­блемой является воздействие выполняемых личностью соци­альных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низо­вого исполнителя.

Важным условием в коллективе является создание возмож­ностей для эффективного выполнения каждым его членом сво­их социальных ролей.

Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального про­исхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее са­моуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе дви­жения к цели.

Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенно­го периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта перелом­ная точка различна в разных профессиональных группах.

Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.

Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.

Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.

Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким стату­сом.

Гендерные роли

Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и жен­щин влияют как психофизиологические особенности, так и ген­дерные (полосоциальные) стереотипы.

Считается, что женщины более общительны, активны, эмпа­тичны и заботливы.

Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчи­вые, авторитарные и интеллектуальные.

Независимость отмечается как одна из главных психологичес­ких черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче уга­дывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к домини­рованию.

Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.

Женщины показывают лучшие способности к языковым на­выкам.

Мужская концепция морали формируется в терминах абст­рактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Жен­щины более ситуативны, привносят больше личного в свою ин­терпретацию этики, границы которой более открыты и подвиж­ны в зависимости от ситуации.

Ролевая структура группы

Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решае­мых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (ре­ферент, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, до­ступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.

Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ве­тер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать не­выполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; ин­формировать подчиненных.

Официальное и неофициальное взаимодействие. Наря­ду с системой официального взаимодействия значительно вли­яние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелатель­ные отношения порождают ссоры и конфликты.

В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противо­действуют членам «не своих» групп.

Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно три­адах, где все находятся на виду.

Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.

Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих мо­жет перерасти в открытое принуждение.

Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за бо­язни испортить отношения с окружающими.

Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические момен­ты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-­вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая сис­тему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.

Групповые взаимодействия

Так называются определенные правила, выработанные груп­пой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:

· сознательное принятие норм группы;

· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не та­кой, как все»):

· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех воз­можных последствий, вплоть до ухода из группы.

Виды деловых взаимодействий проявляются в совмест­ной деятельности, деловых беседах и совещаниях.

Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:

· что представляет собой соискатель;

· почему он ищет работу;

· его сильные и слабые стороны;

· его представления о хорошем начальнике;

· на какую зарплату он рассчитывает;

· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.

Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.

Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами наруше­ния дисциплины.

Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:

· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;

· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;

· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о при­чинах, по которым назначена беседа.

Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

· бестактное обрывание на полуслове;

· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;

· навязывание мнения ведущего беседу;

· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;

· грубая реакция на высказывание партнерами противополож­ных точек зрения;

· подтасовка фактов;

Деловое совещание определяется как форма организован­ного, целенаправленного взаимодействия руководителя с кол­лективом посредством обмена мнениями.

Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:

· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уве­ренности, что один человек обладает всей информацией, не­обходимой для решения;

· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;

· желателен не один, а несколько вариантов решения пробле­мы;

· полезна проверка различных взглядов;

· руководитель стремится утвердить демократический стиль уп­равления или хочет заручиться доверием подчиненных;

· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.

Типы взаимоотношений в группе

Можно выделить четыре типа сотрудников:

· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать зада­чу, лишь подчиняя себе других членов группы;

· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся прика­зам других ее членов;

· коллективисты, которые стараются решить задачу совмест­ными усилиями.

На характер взаимодействия в группе влияют и социально-­психологические факторы, определяемые видом деятельности:

· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива дела­ет свою часть общего задания независимо от других;

· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);

· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при не­посредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.

Сплоченность в пределах данной деятельности достигает­ся быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более ­первой.
Задачей изучения социально-психологического климата яв­ляется определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.

Межличностные взаимодействия могут регулироваться тре­мя путями:

Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном со­четании. Психологическая совместимость может быть обуслов­лена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на соци­ально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.

Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в соци­альном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).

Совместимость повышается при взаимодополняемых свой­ствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).

Сработанность - это согласованность в работе участни­ков совместной деятельности. Подобное качество характеризу­ет успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.

Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в пси­хологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаи­модействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллеги­альный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.

В группе высокой сплоченности растет самооценка челове­ка, снижается уровень его тревожности и повышается эффек­тивность работы всей группы.

Межличностное поведение в игр��

Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная дея­тельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Выделяют минимум два типа игровой деятельности ­ «целевую» и «ролевую».

К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятель­ствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).

«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполне­ние ролей, использование масок различной природы, реализа­ция заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.

Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.

В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, что­бы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «ад­реналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.

Игровое поведение выявляет важные аспекты межличност­ного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутству­ют в других видах человеческого общения. В игре «тренируют­ся» такие полезные навыки, как:

· ролевое поведение;

· следование правилам;

· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;

· способность делать выбор в условиях неопределенности.

Сценарии и механизмы взаимодействия

Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последо­вательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.

Взаимодействие является тем фундаментальным процес­сом, который скрепляет в диадную общность. Основные меха­низмы, обеспечивающие формирование межличностного взаи­модействия, - это взаимопонимание, координация и согласо­вание.

Взаимопонимание - это результат познания партнера, фор­мирования общих целей и методов взаимодействия.

Координация - поиск таких средств общения, которые в наи­лучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.

Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в ос­новном мотивационно - потребностной стороны общения.

На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зре­ния окружающих поведение в конкретной ситуации.

Техника самопрезентации и виды распределения роле��

Самопрезентация - это кратковременный специфи­чески мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:

· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятель­ства, умение подстраиваться к окружающим);

· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);

· природное обаяние;

· способность к мобилизации и переключению;

· манипулятивные умения.

Тормозящие факторы в самопрезентации:

· неспособность к самораскрытию;

· зажатость;

· застенчивость;

· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

Техника самопрезентации включает следующие приемы:

· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхвале­ние, стремление сделать себя привлекательным.

· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.

«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего об­раза путем подчеркивания тесной связи с успешными, знамени­тыми, выдающимися людьми.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.

Три вида распределения ролей. Пространство межлич­ностного взаимодействия.

Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и соци­альным явлениям, взятым за точку отсчета.

При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для опре­деления социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных об­стоятельствах.

Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:

· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позици­ям друг друга, проверку их на прочность;

· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Различают три типа пристройки .

1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуж­дения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невер­бальные выражение того же - высокомерные или покровитель­ствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ла­донью вниз, взгляды сверху вниз и другое.

2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстриру­ет зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.

3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спо­койный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслу­шать критические замечания в свой адрес и т.д.

Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Дан­ный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.

Эффект ассимиляции - использование в новых услови­ях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.

Техника бихевиоральных (поведенческих) подкрепле­ний состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль по­ступками и действиями.

5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).

Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и ока­зывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.

Приобретенный ранее опыт общения в семье подвер­гается серьезному испытанию в дошкольном учрежде­нии. В группе детского сада ребенку нужно не только су­меть построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль дея­тельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимо­действия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к дру­гому человеку. Реальное педагогическое общение предпо­лагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психо­логические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе обще­ния педагог, обращаясь к ребенку, предполагает опреде­ленное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направ­ленности, т. е. дети выступают только объектом воздей­ствия, то нельзя говорить о полноценном общении.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значи­мым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальней­шее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная страте­гия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.




Top