Пушкинский онегин. «Евгений Онегин» - энциклопедия пушкинской души

На вопрос в романе"Евений Онегин" встречаются 2 сцены бала, на 2й почему он так себя ведёт? заданный автором Миросозерцание лучший ответ это В первой главе мы видели петербургский бал глазами Пушкина - но мельком, в сущности, с улицы, через окно: “По цельным окнам тени ходят… ” Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как “летают ножки милых дам”, но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений.
В восьмой главе, нас приводят на “светский раут” вместе с музой и заставляют смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом.
Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим.
А теперь - и он чужой, и ему привычные лица кажутся “рядом докучных привидений”.
В сцене бала у Лариных показано, что герой не сумел войти в мир патриархальной жизни, овеянной вековыми народно-патриархальными традициями. События вырываются из-под контроля Онегина. Легкого, остроумного розыгрыша не получилось, случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок.
здесь его ждало потрясающее открытие, вмиг сбросившее
«тоскующую лень» , - он встретил Татьяну. В первый момент он не
узнал ее - так «изменилася Татьяна». Она стала княгиней, замужем
за генералом, заняла в свете очень высокое положение
Не все чувства умерли в Онегине, просто он их спрятал так глубоко,
что вдруг вспыхнувшая любовь к Татьяне смогла их обнаружить.
Мучения Онегина невыносимы - он едет к ней, в ее
княжеский дом, в котором и состоялось роковое объяснение, доставившее
Онегину еще больше страдания.
Сложность образа Е. Онегина прослеживается на протяжении всего романа. Это заключается хотя бы в том, что мы видим, как сильно различен Онегин в начале и в конце романа. В начале романа это молодой ловелас, который ездит с бала на бал. Но даже в этот период мы наблюдаем его сложность: в театр он ездил не для того, чтобы посмотреть великолепные постановки, не для того, чтобы увидеть на сцене блистательную Истомину. Онегина - “почетного гражданина кулис” - больше интересуют встречи и интрижки с “очаровательными актрисами”, чем сцена, искусство, ему нравится наводить “двойной лорнет на ложи незнакомых дам”.
В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Онегин бездумно оскорбил Ленского, не посмел отказаться от дуэли, убил друга.. .
Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать
Сложность образа Онегина заключается еще в том, что Татьяну он полюбил не сразу, а потом, когда она уже вышла замуж за князя. А почему это произошло, мы читаем в романе. Да, мне больше всего и запомнились те строки, когда Пушкин дает объяснение тому, почему Евгений полюбил Татьяну:
Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней.
И особенно следующие строки:
Что вам дано, то не влечет, Вас непременно змий зовет К себе, к таинственному древу: Запретный плод вам подавай. А без него вам рай не рай.
Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которого никто не мог понять.
Герой романа Евгений Онегин в начале романа похож на
романтического героя, недаром же Пушкин сравнивает его с Чайльд
Гарольдом. Но затем поэт отказывается от романтического решения,
и образ Онегина приобретает реалистические черты. «Праздный
скиталец» , он не находит в своих исканиях смысла, сосредоточивается
на любви - и терпит крах.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман - одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об ин- теллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, Пушкин недаром назвал свой роман по имени одного из главных героев.
Евгений Онегин несет в себе все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее. Но теперь перед нами предстает не романтический герой, а чисто реалистический тип. Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос Онегин, о его образовании и воспитании. Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью сторогой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил”.
Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину, и он “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился - и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел”. То есть пушкинский герой - дитя этого общества, но в то же время он чужд ему. “Томясь душевной пустотой”, Онегин разочаровывается в жизни, впадает в депрессию. Он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, в частности - писать, но “ничего не вышло из пера его”. Здесь сказывается как его барское восприятие (“труд упорный ему был тошен”), так и отсутствие призвания к труду (“зевая, за перо взялся”). Забросив это занятие, Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в своем имении. Но, проведя одну реформу, он и это бросает. И я совершенно согласна с Белинским, который сказал: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
В Онегине есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Онегин убивает Ленского опять же потому, что он не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.
Особое место в романе занимает сюжетная линия Онегин - Татьяна. Пушкин подчеркивает, что его герой способен на чувство, что он еще не совсем охладел к жизни.
Но его трагедия заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и “начал странствия”. Но и это ему не помогло. Возвратившись в Петербург спустя семь лет, Онегин встречает Татьяну, и в нем вспыхивает любовь к ней. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней. Сценой свидания Онегина и Татьяны роман заканчивается. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но, возможно, он стал бы декабристом, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений.
Итак, на примере Онегина А. С. Пушкин проиллюстрировал жизнь московского дворянина в 20-е годы XIX века. В романе можно найти ответы на все интересующие нас вопросы. Мы узнаем и о жизни крестьян того времени, и о театре, и об интересах молодежи, и о литературе. Словом, обо всем. Поэтому недаром роман “Евгений Онегин” называют “энциклопедией русской жизни”.

Задачи и тесты по теме "Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»"

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс
  • Вид, возвратность и переходность глаголов - Глагол 5 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман - одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.

“Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сойтись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.

В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.

А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Русский парижанин А.Ф.Онегин

В воспоминаниях великой балерины Тамары Карсавиной есть одно довольно любопытное место, которое посвящено
Александру Федоровичу Онегину (Отто), тому самому человеку-филантропу,
который создал в Париже музей А.С.Пушкина, и коллекция которого
составляет в настоящее время основу Пушкинского Дома в
Санкт-Петербурге. Вот, что пишет Тамара Карсавина о своем знакомстве с
А.Ф.Онегиным: "Политический эмигрант, суровый и неприветливый
старик, представлял собой весьма примечательную личность. Я привезла с
собой адресованное ему рекомендательное письмо от одного из своих
родственников, но в суматохе первых дней совсем о нем забыла.
Предупрежденный о моем приезде старик сам пришел в «Шатле», чтобы
разыскать меня.

Александр Федорович Онегин

Он не имел ничего общего с тем образом «симпатичного старичка», который я себе нарисовала. Довольно
раздражительный, всегда готовый на уничтожающие замечания — таково было
мое первое впечатление. После первой же встречи он предъявил на меня
свои права. Он каждый день приходил в «Шатле», провожал меня в отель и
садился поболтать...

Онегин жил в крошечной квартирке нижнего этажа на рю де Мариньан.


— Здесь ничего нельзя трогать, —

такими словами встретил он меня у порога и стал показывать мне свою
пушкиниану: портреты, посмертную маску поэта; великолепные издания его
произведений, портрет Смирновой, которой поэт посвятил одно из своих
прекраснейших стихотворений. Радуясь представившейся возможности
блеснуть своими познаниями, я поспешно протараторила сонет, Онегин
вежливо кивал в такт звучному ритму стихов.

— Умница! Никогда бы не подумал, что вы знаете его наизусть.

Мрачный, жалкий, одинокий, пользующийся репутацией скряги, он позволял себе есть только раз в день.
В любое время года и в любую погоду Онегин ходил обедать в «Кафе де
Пари», он всегда оставлял несколько кусочков сахара, подаваемых к кофе, и
кормил ими лошадей. Все остальное время в окне его квартиры виднелся
его склоненный над столом силуэт — он постоянно ждал посетителей,
которые придут посмотреть его музей, но к нему приходили очень редко..."

(Воспоминания балерины Тамары Карсавиной: Театральная улица. Воспоминания)

Интерьер музея-квартиры А.С.Пушкина в Париже 1920 год. Дом А.Ф.Онегина

В 1860 году А. Ф. Отто, ставший из-за большой любви к А.С.Пушкину Онегиным с разрешения императора Александра
III, покинул Россию, уехав в Париж. Вдали от Родины страстью всей его
жизни становится коллекционирование всего, что связано с именем поэта.
Его коллекция год от года пополняется автографами, письмами, портретами,
вещами не только Пушкина, но и других русских писателей. Трехкомнатная
квартира Онегина на Елисейских полях становится настоящим литературным
музеем. В 1925 году А. Ф. Отто-Онегин умер, завещав все свое состояние
Родине... Представленный небольшой фильм из цикла "Отечество и судьбы"
более подробно рассказывает об этом удивительном человеке.

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ А. Ф. ОНЕГИНА

Онегин (Отто) Александр Федорович - историк, литератор, внебрачный сын русского дворянина, младенцем был обнаружен в Царскосельском Александровском парке. Подкидыша усыновила немецкая семья, которая дала ему фамилию Отто. Окончил гимназию. В юношеском возрасте решил сменить фамилию. Из любви к литературе принял фамилию знаменитого пушкинского героя (в 1889-м получил юридические права на эту фамилию), она и определила его жизненный путь. В 1866-м Онегин покинул Россию, первое время жил в Германии, занимался "мелкой литературной работой". В 1880 году переехал в Париж.

Начало коллекции положено в 1883 году, когда Онегин получил пушкинские рукописи от товарища по гимназии Павла Жуковского, сына В. А. Жуковского. Через два года от него же перешли документы, связанные с дуэлью и смертью Пушкина. С этого времени стал целенаправленно собирать коллекцию реликвий А. С. Пушкина, которую назвал "Пушкинский музей". Это самая крупная частная коллекция. В нее входили рукописи, в том числе неопубликованные, фрагменты и наброски сочинений поэта, его письма и деловая переписка, портреты Пушкина и его современников. В библиотеке имелись все прижизненные издания Пушкина на русском и иностранных языках. Помимо того Онегин собирал автографы русских и иностранных писателей (среди них особенно много автографов И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. А. Жуковского).

Онегинский музей был широко известен в Париже. Сохранились воспоминания о том, как один из посетителей, войдя в квартиру коллекционера, спросил: "А где начинается музей?" Хозяин ответил: "Здесь все музейное, кроме моей кровати". В 1907 году уже широко известный Пушкинский музей Онегина посетил министр финансов России В. Н. Коковцев. Он должен был удостовериться в ценности онегинского собрания для будущего Пушкинского Дома, членом комиссии по созданию которого являлся. Коковцев сделал заключение о желательности приобретения собрания. В Париж был командирован литературовед Б. Л. Модзалевский для научной оценки материалов, а в 1909 году русский посол во Франции А. И. Нелидов подписал договор с Онегиным об условиях передачи его собрания России. Было оговорено, что собрание остается в пожизненном владении коллекционера, которому, как хранителю, Академия наук будет выплачивать ежегодно, начиная с1910 года, по 6000 рублей. В 1909 году Онегин единовременно получил 10 000 рублей.

Несмотря на события 1917 года, после которых многие русские международные обязательства революционное правительство перестало выполнять, музею Онегина оказывалась финансовая поддержка до конца жизни создателя.

Онегин умер в Париже, а коллекция: рукописи и автографы русских и иностранных писателей пушкинской эпохи, портреты, виды мест, памятники, книги, в том числе около 400 книг из библиотеки В. А. Жуковского, - поступила в Пушкинский Дом, из которого часть предметов передана в 1953 году во Всесоюзный (ныне Всероссийский) музей А. С. Пушкина.

Есть писатели, которые оставляют после себя огромное многотомное наследие. Есть те, кто известен только благодаря одному произведению. И есть такие, как Александр Сергеевич Пушкин: они написали много и в каждой строчке вложена душа автора.

Мне кажется, что роман в стихах «Евгений Онегин» является не просто повествованием о жизни молодого человека в XIX веке. Это настоящее произведение искусства, зеркало жизни автора.

А.С. Пушкин прожил всего лишь 39 лет. Из них девять лет он посвятил написанию «Евгения Онегина». Пожалуй, почти за целое десятилетие менялись вкусы и нравы, мода и взгляды. Менялся и роман. Подтверждение можно найти в некоторых неточностях, которые поэт намеренно не исправил:

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Я не могу сказать, что кого-либо из героев Александр Сергеевич списал с себя. Возможно, по чуть-чуть досталось каждому. У автора есть маленькая зарисовка «Автопортрет с Онегиным на набережной Невы». Я полагаю, этого достаточно, чтобы сказать, что поэт не отождествлял себя со своим героем. Владимиру Ленскому присуща та любовь к жизни, тот взгляд на вещи, которые отличали самого автор.

Но вот Татьяна Ларина – это точно обожаемая А. Пушкиным жена Наталья Гончарова. Какие бы слухи о ней не ходили до и после смерти поэта, но она всем сердцем любила русского гения, и он отвечал ей взаимностью. Наталья, как и Ларина-старшая, была из далекого от светского Петербурга села. Она росла воспитанной, сдержанной и стеснительной. Вспомним главного женского персонажа! Такая же скромная, тихая. Если бы эта девушка жила в наше время, то ее не преминули бы назвать эскапистом. Татьяна жила в мире няниных рассказов (небольшой отклик в сторону Арины Родионовны) и романов европейских писателей. Одним из ярких качеств характера является верность долгу и слову. Девушка, уже будучи замужем, сказала Онегину правду, что он единственный, кого она любит и любила, но отказывается от юноши, потому что:

… я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Это признание не мешало ей время от времени влюбляться в выдуманных европейскими писателями героев:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Пожалуй, надо подытожить все вышесказанное. Татьяна – образ любимой женщины, Онегин – усталая и меланхоличная частичка Пушкина, которой надоел высший свет, Ленский – тот Пушкин, который любил жизнь, восхищался нею, прожигал и выпивал ее до дна.

«Евгений Онегин» - зеркало души или умело написанная автором картина? Я полагаю, если бы роман был закончен, мы смогли бы точнее описать этих персонажей и найти в них самого автора. Александр Сергеевич сам бы все объяснил нам. Но нет… Вот одна из загадок литературы.




Top