Пушкинский онегин является. Сочинение Пушкин А.С

Белинский приступил к разбору романа «Евгений Онегин» на пике своего литературоведческого таланта. Руководя и являясь идейным вдохновителем отдела литературной критики журнала «Отечественные записки» в период 1839-1846 гг, Белинский публиковал в нем лучшие свои работы. Статьи о произведении Пушкина «Евгений Онегин» были последовательно размещены в №№ 8 и 9 журнала в 1944 и 1945 годах.

Написанию критической статьи Белинским предшествовало его горячее увлечение идеями Гегеля, в частности, идеей главенства историчности любого действия, как в литературе, так и в жизни. Личность героя, его поступки, действия рассматривались критиком исключительно под углом зрения воздействия на героя среды и обстоятельств времени.

Роман - "энциклопедия русской жизни"

Ко времени работы над исследованием романа Пушкина критик перерос свое юношеское увлечение идеями философа и рассматривает произведение и его героев, исходя из их действительного положения, Белинский, оценивая личности героев, мотивы их действий, концепцию произведения, стремится руководствоваться общечеловеческими ценностями и замыслом автора, не ограничивая действительность рамками былых мировоззрений. При этом идея историчности в оценке произведения продолжает занимать не последнюю роль.

Роман «Евгений Онегин» характеризуется Белинским, во-первых, как историчное произведение, «энциклопедия русской жизни», во-вторых, как самое «задушевное» произведение поэта, в котором отразилась его личность наиболее полно, «светло и ясно».

Пушкин, по мнению Белинского, описал в героях романа ту часть русского общества (которое он любил и к которому принадлежал) в определенной фазе его развития. Герои романа, люди, с которыми поэт всечасно сталкивался, общался, дружил и ненавидел.

Характеристики личностей Татьяны и Онегина

Главный герой романа Онегин, «добрый приятель» Пушкина, в глазах Белинского, вовсе не тот пустой человек, холодный эгоист, каким представлялся он читающей публике. Белинский называет его «страдающим эгоистом». В Онегине, по мнению критика, светская жизнь не убила чувства, а лишь «охолодила к бесплодным страстям», «мелочным развлечениям». Онегин находится в плену тех рамок, в которые он поставлен происхождением и положением в обществе. Герой слаб, но он и достаточно силен, «недюжинный человек, как пишет критик, чтобы понимать пустоту своей жизни, пытаться изменить ее. Открытый финал романа Белинским связывал с тем, что Онегин, будучи продуктом своей среды, не сможет реализовать потенциал своей личности.

Татьяна противопоставлена Онегину в той части, которая отвечает за свободное проявление личностью своих потребностей в духовности. Характеризуя героиню, Белинский называет ее не один раз примером «русской женщины» определенного сословия, понимая, под этим и ее слабости, и силу. Татьяна, деревенская девушка, «нема» без книг, из которых она черпает знания о жизни. Татьяна, светская дама, подвержена ложным понятиям о ценности женской личности, более всего заботится о своей добродетели. Но при этом она же не ограничена рамками «кодекса» светского человека, в этом героиня более свободна, чем Онегин

Белинский завершает свое литературное исследование гимном вкладу Пушкина, написавшего произведение, после которого в литературе невозможно стало «стояние». Роман, по словам критика, стал «великим шагом вперед» для русского общества.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» - не только самое известное, но и ключевое, важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал писать его весной 1823 года в Кишинёве, завершил же роман в Болдине удивительно плодотворной и счастливой для Пушкина осенью 1830 года. В знаменательный «лицейский» день 19 октября поэт сжёг рукопись опасной десятой главы. И продолжал работу над книгой. В октябре 1831 года им создано «Письмо Онегина Татьяне».

То есть пушкинский роман писался и печатался отдельными главами на протяжении важных и трудных для поэта семи лет, но «Евгений Онегин» читается с лёгкостью и увлечением, весел и занимателен, это светлая, добрая, человечная книга, поныне любимая читателями всех возрастов. В ней русскому читателю наглядно преподаны важные нравственные уроки. «Читая Онегина, мы впервые учились наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разбираться в беспорядочных порывах и стремлениях. Это был для нас первый житейский учебник», - вспоминал историк В.О.Ключевский.

Жалели наивного юного поэта Ленского, восхищались мужественным Онегиным и осуждали его за убийство друга и отвергнутую любовь милой сельской барышни, сопереживали простым и сильным чувствам влюблённой Татьяны, смело высказанным в её знаменитом письме, перечитывали послание ей Онегина, этот запоздалый страстный ответ, внезапное прозрение и раскаяние. Герои романа Пушкина навсегда остались для русских читателей живыми, близкими людьми, чьи образы и судьбы волновали, заставляли мыслить. Это этапная книга, вобравшая в себя лучшее из «Руслана и Людмилы», «южных» романтических поэм, лирики, всех творческих открытий и достижений поэта, его дневник, элегические воспоминания о мятежной счастливой молодости, друзьях (вплоть до декабристов в десятой главе, с которыми должны были быть связаны сам ссыльный Пушкин и его приятель Онегин), возлюбленных, юных надеждах и неизбежных разочарованиях: «Исчезло счастье юных лет».

Вдохновенный, весёлый и откровенный разговор автора с читателем удивительно свободен, ничто не сковывает поэта. Автор становится главным действующим лицом своего романа в стихах, его режиссером и дирижёром. Он с лёгкостью переходит от судьбы героев к собственным рассуждениям и воспоминаниям, иногда спокойно обрывает свой рассказ, по разным, не только цензурным соображениям выбрасывает целые главы и важные эпизоды (например, бичующий грубого тирана Аракчеева рассказ о посещении Онегиным нижегородских военных поселений) и даже сам роман намеренно оставляет незавершённым, и лишь потом читатель понимает, что пушкинская книга внутренне закончена.

Персонажи в «Евгении Онегине» вымышленные и реально существовавшие, авторский добрый юмор и искренние признания соединяются с грибоедовской силы сатирой на столичное и провинциальное дворянство, острейшим политическим памфлетом крамольной десятой главы и печальными поминками по ушедшим и опальным друзьям, лирикой и элегией:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился тёмный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум…

Мы видим здесь Пушкина в непрестанном движении, «живом и постоянном» творческом труде; вослед поэту стремительно движется, продумано развивается и его повествование в стихах. Вместе с романом автор пришёл от бурной и мятежной молодости к зрелости.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас, -

говорил потом Пушкин и запечатлел в стройных и ёмких строфах «Евгения Онегина» большие и малые перемены в себе самом, русской жизни, русских людях, тогдашней литературе, показав эти этапные, переходные семь лет как важную для всех, а не только для автора, историческую эпоху. И сказал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

И потому пушкинский роман в стихах не только лирический дневник автора-поэта. Это развёрнутый рассказ великого русского писателя о реальной русской жизни, о его времени и современниках. Чувство реального времени, чувство истории важно для поэта, он писал в примечаниях: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Здесь в пушкинском повествовании ощутима определённая историческая дистанция: напомним, что Онегин и Ленский встретились в 1820 году, а роман о них завершён через десять лет в Болдино.

Такая панорамная хроника коренных изменений в русских людях и их бытии неизбежно должна была стать исторической. И уже поэтому она не вмещалась в «пёстрые строфы романтической поэмы» и судьбы персонажей этой поэмы, не стала одним «собраньем пёстрых глав» и «рассказом несвязным», а могла принять только форму романа. Но Пушкин создает особую гибкую и вместительную художественную форму для идей и героев своего времени – роман в стихах:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.

Главы романа действительно «пёстрые», то есть очень разные, но они продуманно подобраны и соединены в единый связный рассказ, подчинены заранее разработанной «форме плана». В лирических отступлениях, недомолвках, оборванном повествовании есть внутренняя художественная целостность и завершённость. Автор рассказывает об исторической эпохе и отбирает события, детали, картины, характеры.

Поэт ценит в избранной им жанровой форме исторического повествования именно свободу, а её дают вольное поэтическое слово («Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка») и вдохновение, живое и быстрое описание, возможность развёрнутого авторского лирического высказывания, сама знаменитая «онегинская строфа», ёмкая, состоящая из четырнадцати рифмованных строк и позволяющая автору высказать свою мысль в ней полностью и в следующей строфе говорить уже о другом. Каждая глава «Евгения Онегина» движима продуманным сцеплением таких завершённых строф, каждая из которых в свою очередь является маленькой поэмой или подглавой. В отличие от романтической поэмы, роман в стихах позволяет соединить высокую поэзию с прозой жизни, вводить в состав действующих лиц сатирические портреты-шаржи, характеры людей самых обычных, пылкую романтическую любовь и прозаическую повседневность с её заботами.

«Лета к суровой прозе клонят», - говорил Пушкин, и его «Евгений Онегин» создан на этом пути – от «южных» романтических поэм и элегий к прозаическому повествованию «Повестей Белкина», « », «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». Развёрнутые авторские отступления, предисловия к главам и краткие, но содержательные примечания раздвигают внутреннее пространство пушкинского романа в стихах. Незавершённое путешествие Онегина и зашифрованная, сожжённая автором, лишь в обрывках сохранившаяся крамольная десятая глава о декабристах - не простое приложение к основному тексту, они – часть художественного целого, также дополняют и комментируют рассказ автора. Издаваемые отдельно главы, соединяясь и подвергаясь постоянным авторским исправлениям, образуют новый целостный текст «свободного романа».

Напомним, что «Евгений Онегин» принадлежит к занимательной и поучительной «литературе путешествий» (здесь предшественниками Пушкина были , и , а следовали ему в «Герое нашего времени» и в «Мёртвых душах»), вместе с автором, главным героем и другими персонажами читатели путешествуют по всей России, от Петербурга и Москвы до Одессы и Кавказа. В авторских отступлениях разъяснены и оценены все эти жизненные уклады, образы и перемены. Рождается целая галерея русских портретов. Ощутимо бескрайнее пространство страны, русская география. Так меняющимся в дороге образом главного героя, его движущимся мировосприятием и авторской точкой зрения объединяются губернии, города, усадьбы и люди. Ведь согласно первоначальному пушкинскому замыслу Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или примкнуть к декабристам, о чём Пушкин намеревался сказать в десятой главе.

Это путь странствий и духовных исканий, встреч и прощаний, открытий и разочарований, путь не только Онегина, но и самого Пушкина. Рождается художественная «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Центр же романной композиции «Евгения Онегина» – русская деревня, народное начало, дворянское гнездо, колыбель классической культуры, откуда всё выходит и куда всё возвращается. Только там, в Михайловском и Болдино, этот роман и мог быть написан. Поэт в «Путешествии Онегина» рядом с южной экзотикой рисует русские сельские пейзажи, далёкие от яркой живописи его «южных» поэм:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи –

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Конечно, авторский идеал на самом деле не таков, здесь ясно слышна ирония, но пушкинский роман в стихах уже вмещает в себя и «прозаический», «низкий» реализм, на фоне таких привычных картин романтики Ленский и Онегин выглядели совсем иначе: «Другие дни, другие сны». Они оказались в реальной России, и их судьбы и личности стали понятнее, раскрылись и были оценены с новой авторской точки зрения. Слова Пушкина «даль свободного романа» вполне объясняют то очевидное обстоятельство, что книга намеренно не завершена автором, финал её – «открытый», судьбы Онегина, Татьяны и других персонажей продолжаются и за пределами романа:

Покамест твой Онегин жив,

Роман не кончен…

Так говорили Пушкину друзья, советуя писать новые главы об основных персонажах и развить огромный успех романа в стихах у читателей. Но, несмотря на внешнюю поэтическую вольность в изложении сюжета, фрагментарность и кажущуюся незавершённость «Евгений Онегин» окончен, автор высказал в этой семь лет писавшейся книге всё, что хотел, роман завершён внутренне. Об этом же говорит и последовательная, соответствующая романному сюжету эволюция главных героев, их характеров.

Герои романа, их судьбы

Пространство пушкинского романа в стихах заселено множеством персонажей, от императора Александра I до крепостной старушки-няни. Таков избранный автором путь к «энциклопедии русской жизни». Здесь есть карикатуры и шаржи, мастерские этюды, второстепенные лица. Но в центре книги и читательского внимания – три разработанных и движущихся характера, Татьяна Ларина, Евгений Онегин и Владимир Ленский. Их встреча помогла Пушкину найти и высказать главную идею романа.

С годами менялся сам поэт, менялись и его мнения о своих героях. Поэтому важны драматургия пушкинского многолетнего рассказа, столкновение персонажей, их взаимоотношения и развитие характеров. В своё время поэт Вяч.Иванов заметил, что это особенность именно романного мышления : «Поэт не ограничивается обрисовкой своих действующих лиц на широком фоне городской и деревенской, великосветской и мелкопоместной России, но изображает (что возможно только в романе) и постепенное развитие их характеров, внутренние перемены, в них совершающиеся с течением событий». К тому же Пушкин из этих трёх главных героев продуманно составил две пары – Онегин и Ленский, Татьяна и Онегин.

Главным героем той эпохи стал молодой романтик, и он должен был занять в пушкинском романе-энциклопедии главное место. Но романтизм в свою очередь делился на два направления, две школы – мятежную и мрачноватую поэзию Байрона и его русских подражателей и светлую и мечтательную «немецкую» лирику, главным представителем которой у нас был поэт и переводчик Жуковский. И если решительный, опытный и скептический эгоист Онегин представлял первую школу, был русским байронистом и сочувствовал декабристам, то мечтательный, наивный и доверчивый поэт Владимир Ленский, немецкий студент и элегический лирик, стал символом сентиментального романтизма Жуковского, в нём отобразились «шиллеровские» черты В.Кюхельбекера и Н.Языкова, молодых поэтов и друзей Пушкина. В одном романтике возобладала модная разочарованность, другому присуща восторженность. Важно и то, что Ленский моложе Онегина, это объясняет их внезапную горячую дружбу и последовавшее трагическое столкновение, завершившееся гибелью юного поэта. «Он сердцем милый был невежда», - сказал о своём герое Пушкин. О скептическом и многоопытном Онегине этого не скажешь.

Владимир Ленский – не только лирик, писавший романтические элегии в стиле Жуковского, отразившие жизнь чувствительного сердца, движения молодой души, идеальную любовь к Ольге. Пушкин уверенно называет его «поклонником славы и свободы», упоминает о его «вольнолюбивых мечтах». В черновиках романа немецкий студент Ленский назван «крикуном, мятежником и поэтом», то есть в своём вольном университете он громко произносит революционные речи и публично читает вольнолюбивые стихи. И в то же время он богат, владеет большим имением и крепостными. Они с Онегиным увлечённо беседуют не только о литературе, но и о текущей политике, судьбах царей и народов, о философских проблемах. То есть это обычные темы дружеских разговоров либеральной дворянской молодежи той эпохи. Напомним, что действие этой главы романа приурочено автором к 1820 году. До декабристского заговора ещё далеко.

Поэту Ленскому присущи все характерные черты романтика элегической школы: пылкость, мечтательность, наивность, молодая доверчивость, вечная влюблённость. В согласии с заветами немецкого стихотворца Шиллера и нашего Жуковского восторженная душа восемнадцатилетнего юноши высказалась в его лирических стихах и поэмах. Пушкин подробно описал его поэтическое творчество: это в основном полные любовного жара элегии и послания, «отрывки северных поэм» и песни. В них звучат «сердца исповедь» и «доверчивая совесть». Сама любовь восторженного поэта к Ольге романтична и возвышенна, он робко и нежно любит какую-то придуманную им идеальную деву, а не реальную весёлую и круглолицую уездную барышню из патриархального помещичьего семейства Лариных. Эти наивность, ревнивая пылкость и обидчивость и привели Ленского к роковой дуэли, накануне которой он читает стихи Шиллера.

Не случайно Пушкин характеризует Ленского, рассказывая о его творчестве. Таких романтиков тогда было много, таков был и юный поэт и студент немецкого университета Николай Языков, у которого автор романа взял многие черты и даже стихотворения. Глубина и искренность чувства, несомненный поэтический дар могли сделать Ленского известным поэтом. Не случайно автор подарил своему герою собственную замечательную элегию, взятую у Жуковского и ставшую знаменитой оперной арией.

Но Пушкин, уже зная о разочаровании многих своих знакомых в романтизме и либерализме после поражения декабристского восстания (глава эта написана в Михайловском в 1826 году), заговорил и о возможном духовном перерождении, превращении пылкого и возвышенного молодого поэта в простого растолстевшего помещика в стёганом халате, женатого, охладевшего душою и живущего, как все (см. главу 6, строфу XXXVIII-XXXIX). Эти точно намеченные поэтом варианты судьбы показывают нам романтика Ленского как живого, реального человека, типический характер, одного из главных персонажей в пушкинской «энциклопедии русской жизни».

Центральной фигурой «Евгения Онегина» был с самого начала молодой дворянин, чьё имя стало названием пушкинского романа. Очевидны огромное и постоянное авторское внимание к нему, продуманная в своей последовательности характеристика, рассказ о детстве, отрочестве и юности, описание его характера, мира идей, быта, увлечений и развлечений. Пушкин следит за датами, за хронологией образа Онегина: герой его родился в 1795 году, во время встречи в деревне с Ленским и Татьяной ему двадцать пять лет и т.д. Очевидно, что Евгений происходит от героев романтических поэм Байрона (портрет великого английского романтика любопытная Татьяна видит в деревенском кабинете Онегина) и самого Пушкина и особенно близок к разочарованному Пленнику («Кавказский пленник») и могучему, преступному и своевольному Алеко («Цыганы»).

Однако Евгений Онегин – не красочный романтический злодей или мрачный мятежник и мститель, он, прежде всего обычный русский человек, отнюдь не гений, но умный образованный молодой дворянин и житель Петербурга, современник и приятель Пушкина, то есть типический характер в типических обстоятельствах, порождение данной исторической эпохи, реальной русской действительности, представитель своего поколения.

В портрете героя-романтика явственно ощутимы авторская ирония и критика, Онегин показан изнутри (несмотря на уверения Пушкина, в его любимом персонаже есть немалая доля автобиографизма), но и со стороны, глазами, прежде всего автора романа, а также соседей-помещиков, Ленского, Татьяны. Здесь во взгляде Пушкина на Евгения ощущается всё та же историческая дистанция, подводятся предварительные итоги романтизма и байронизма, дана их первая художественная оценка (эту работу завершил Лермонтов). Герой тоже показан в развитии, как и положено в романе. Автор уверяет читателей, что после разочарования во всех модных масках и напускном байронизме Онегин просто явится перед нами добрым малым, «как вы да я, как целый свет».

Потому так важны для Пушкина даты и приметы времени. Речь идёт о конкретном поколении русских дворян, об их исторической судьбе. «Евгений Онегин» следует за . В движении времени охладелые душой и «преданные безделью» Онегины сменили пылких и наивных Чацких (не случайно эта фамилия встречается в пушкинском романе), которые жаждали жизненного дела, хотели перемен, смело вступили в конфликт со старшими поколениями и «властью роковой», но испытали потом всю жестокую тяжесть давления косной российской действительности. Из массы Чацких выделилось затем радикальное крыло – романтические декабристы. Но разочарование и бездеятельность Онегиных вовсе не следствие разгрома восстания 1825 года. Ведь действие романа в основном происходит до этого события, и либерал Евгений так к декабристам и не присоединяется, хотя о его близости к ним и ссыльному Пушкину должно было говориться в десятой главе.

Всё дело в том, что молодые пылкие Чацкие встретили нарастающее сопротивление, но не власти и Фамусовых, а самой русской действительности, не принявшей их красивые и правильные передовые идеи. Стало ясно, что сделать ничего нельзя, и кто-то сразу решил, что делать ничего не надо. Разрушилась молодая наивная вера в скорые и быстрые реформы, способные усовершенствовать эту тяжёлую, неповоротливую действительность до желанных цивилизованных европейских форм. У многих просто руки опустились, и началась знаменитая онегинская хандра: «Это была полная нравственная растерянность, выражавшаяся в одном правиле: ничего сделать нельзя и не нужно делать. Поэтическим олицетворением этой растерянности и явился Евгений Онегин» (В.О.Ключевский).

Декабристы, составлявшие в обществе деятельное меньшинство, выбрали привычный для военного русского дворянства путь заговора и мятежа. Многочисленные Онегины растерялись и стали бездельничать, критиковать в своём либеральном кругу всё и всех, писать жёлчные эпиграммы, увлекаться театром и балеринами, модно одеваться, ездить по светским салонам и балам, играть в байроническое разочарование, модную тоску, стреляться на дуэлях; кто-то надолго, как обиженный Чаадаев, отправился за границу. Эту «болезнь века», охватившую целое поколение способных, образованных, вполне передовых по своим убеждениям русских дворян, и показал Пушкин в судьбе своего главного героя.

Тем не менее, его Евгений Онегин не просто «тип», не только «характерный представитель», а самобытный, живой характер, иначе его не полюбили бы Татьяна Ларина и читатели романа. Болезнь века многое исказила в незаурядной душе и судьбе «молодого повесы». Пушкин назвал Евгения «модным тираном», «чудаком печальным и опасным», «преданным безделью» и изысканной столичной роскоши, заговорил о его «диком нраве», эгоизме и скепсисе, душевной пустоте и холоде, неспособности к «труду упорному», желчном, насмешливом характере, «резком, охлаждённом уме».

Его кумиры, образцы для подражания - «гордости поэт» Байрон и великий герой и преступник Наполеон с их высокомерным презрением к «низкой» реальности и людям обыкновенным. Поэтому Евгений нелюдим: «Людей он просто не любил». Он безоглядно тратит в северной столице восемь лет на суетных светских дам и капризных девиц и «науку страсти нежной», но отвергает сильную искреннюю любовь простой уездной барышни. Следуя дворянским предрассудкам и страшась им же презираемого общего мнения, двадцатишестилетний Онегин убивает своего юного друга, восторженного влюблённого мальчика и талантливого поэта, причём накануне его счастливой женитьбы на желанной Ольге.

То есть Пушкин беспощаден в художественной критике своего главного героя. Однако Онегин его – молодой человек, с умом трезвым и ищущим, характер живой, сложный, развивающийся, внимающий суровым урокам реальной русской жизни. Он наделён немалыми возможностями и положительными чертами. Уродливое воспитание и беспорядочная жизнь петербургского светского франта не убили хорошей, положительной натуры. За красивой байронической позой, за модными привычками столичного денди, напускными эгоизмом и разочарованностью скрываются живой независимый ум и доброе сердце, сильный характер, хорошее образование (точнее, самообразование), знание людей, «души прямое благородство». Скептический мизантроп Онегин в глубине души жаждет любви и дружбы. Иначе не полюбила бы его чуткая сердцем Татьяна:

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

И автор любит своего неидеального героя, его любовь передается читателям. Евгений благородно следует законам дворянской чести, не воспользовавшись неосторожной доверчивостью влюблённой в него прелестной девушки, которая ему к тому же нравится. Ему много дала дружба с юным поэтом Ленским, которого он искренно полюбил. Тем сильнее душевное потрясение и неизбывное чувство вины, «тоска сердечных угрызений», муки преступной совести, которые после убийства друга гонят Онегина в странствия:

Оставил он своё селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день.

Герой сам вершит над собой суровый суд и этим отличается от гордого преступника Алеко из поэмы «Цыгане», осуждённого и изгнанного вольным народом. Онегин понял, что счастье ему недоступно, и попытался найти ему замену и забвение в воле и покое. Но и здесь трагически ошибся, причем замечательный нравственный урок преподала ему умудрённая жизнью и любовью к нему Татьяна, назвавшая все модные светские увлечения и красивые маски Онегина «ветошью маскарада». Его письмо к ней стало исповедью и покаянием, а отказ сильной духом Татьяны помешал Онегину совершить очередную трагическую ошибку.

Но сама сильная искренняя любовь Онегина к Татьяне, зрячее чувство зрелого, много испытавшего и пережившего мужчины, говорит о неисчерпанной жизненной силе, богатстве чувств, «буре ощущений», возможности возрождения:

Я знаю: век мой уж измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Он жаждет счастья, а не покоя и воли. Значит, всё впереди, есть надежда. Жизнь русского скитальца Онегина не кончена, в открытом финале пушкинского романа в стихах потерявший друга и любимую женщину герой стоит на пороге новой жизни, которая всё еще богата и продолжается, несмотря ни на что. Автор верит в него, и эта вера передается читателям.

О пушкинской Татьяне Лариной Достоевский, споря в своей речи с Белинским, говорил: «Это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда… Это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины». Всё так, но победительное обаяние Татьяны в том именно, что она не идеальная романтическая дева или «гений чистой красоты», а самая обычная русская девушка-дворянка, простая уездная барышня, выросшая в патриархальном семействе под присмотром крестьянки-няни. Пушкин назвал её «милым идеалом» и признавался, что «модный тиран» Онегин недостоин его скромной героини.

Сами её недостатки просты, милы (о её предшественнице Людмиле Пушкин сказал: «Мне нрав её всего дороже») и характерны, чтение чувствительных романов, гаданье о суженом, вера в приметы, крещенские страхи, вещие сны и их толкование по старинной книге Мартына Задеки, девичье любопытство и упрямство, споры с няней говорят о доверчивости, мечтательности, страстности, сильном нетерпеливом характере, нежном сердце, сложившихся жизненных принципах и идеалах, натуре цельной и глубокой, решительной, жаждущей любви. С удивительной откровенностью и смелостью пишет эта тихая деревенская девушка чужому, едва знакомому молодому мужчине, легко и быстро переходя на «ты»:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает…

Происходя из патриархальной русской семьи и будучи выращена крепостной няней, Татьяна избежала уродливого воспитания иностранных «мамзелей»-гувернанток и стала, по знаменитому выражению Пушкина, «русская душою, сама не зная, почему». Из персонажей пушкинского романа она ближе всех к народной среде, её простой вере и патриархальной нравственности, хотя её знаменитое письмо написано по-французски. Отсюда её любовь к родной природе (замечательно по своей поэтичности прощание Тани с родными местами) и чудный вещий сон.

Ленский сравнил молчаливую и задумчивую Татьяну с русской девушкой Светланой, героиней сказочной баллады Жуковского. А Пушкин назвал свою героиню «девчонкой нежной» и «простой девой». Онегин говорит, что письмо её написано «с такою простотой, с таким умом»:

Письмо, где сердце говорит,

Где всё наруже, всё на воле...

В милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы, капризного ломанья и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчёркивает, что Татьяна «любит без искусства», «любит не шутя» и что лишь её сильная жертвенная любовь смогла бы примирить Онегина и Ленского. Не случайно в её скромном девичьем облике он представляет в романе свою музу.

Этот цельный, сильный и глубокий характер русской женщины выразился в замечательных, лучших в романе сценах разговора с няней и написания письма Онегину, в самом письме, в посещении Татьяной кабинета Евгения, её прощании с родными местами, явлении на балу («так равнодушна, так смела», «покойна и вольна») и, наконец, в знаменитой сцене решительного разговора с Онегиным. С поэтической Татьяной связана лирическая стихия романа. Мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта простая девочка «из глуши степных селений», что она смогла пережить свою любовную драму, стала мудрой разумом и сердцем женщиной, неприступной богиней высшего света, законодательницей зал. Однако Пушкин сразу отделяет её от знаменитых светских красавиц:

Никто б не мог её прекрасной

Назвать…

Другое присуще Татьяне – красота духовная, простое душевное величие, доброта, нравственная сила и вера, надежда на лучшее, верность долгу. Она сохранила в себе лучшее от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своём сельском доме, старушке няне, встрече с Онегиным, своих «любви безумных страданиях», о столь возможном и близком счастье. Но находит в себе силы спокойно сказать любимому и любящему её человеку знаменитые слова признания и прощания:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Вот три главных образа «Евгения Онегина», вокруг которых строится сложная композиция романа. Говоря о них, автор становится на такую точку зрения, откуда видна вся Россия 1820-х годов. Не всё в ней идеально и хорошо, населяют её не ангелы. И в «Евгении Онегине» появляются ноты иронии и обличения.

Как уже говорилось, пушкинский роман в стихах продолжает традиции Фонвизина (на именинах Тани появляется Скотининых «чета седая») и Грибоедова (чью комедию Пушкин прочитал в Михайловском и взял из неё один из эпиграфов) и иногда изображает сельское и столичное дворянское общество и даже самого императора Александра I (десятая глава) со всей силою общественной сатиры и политического памфлета, предваряя «Мёртвые души» Гоголя и «Историю одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Однако Пушкин помнит, что из этого же неидеального, но хранящего нравственные идеалы, высокую культуру и предания русской старины дворянского общества произошли Татьяна, Онегин, Ленский, он сам, его лицейские друзья, его приятель Грибоедов, декабристы, герои 1812 года. Недаром в «московской» седьмой главе звучит хвала поэта-москвича древней столице и её гордым жителям, не склонившимся перед «нетерпеливым героем» Наполеоном и его «великой» армией. Замечательна и патриархальная семья помещиков Лариных, где неизбежные добрый юмор и комизм соединились с поэтической сельской идиллией. Хорошо сказал об авторе романа Белинский: «Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, - и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е. в двадцатых годах…».

Так что роман в стихах «Евгений Онегин» действительно стал «энциклопедией русской жизни» в определённую эпоху её исторического развития. И в то же время это очень личная, светлая и веселая книга великого национального поэта, проникнутая любовью, лиризмом, авторской мыслью, воспоминаниями и большими надеждами. Она по-прежнему живёт, читается, ставится на сцене, звучит в музыке, волнует, помогает понять русскую душу. Не случайно Пушкин в конце второй главы романа высказал надежду, что «Евгений Онегин» останется в памяти потомков, тронет их сердца, напомнит им о его авторе:

И этот юный стих небрежный

Переживёт мой век мятежный.

Могу ль воскликнуть, о друзья:

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.
Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.
Бродский Н.Л. «Евгений Онегин», роман А.С.Пушкина. М., 2004.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
Онегинская энциклопедия. М., 1999-2004. Т. 1-2.
Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.
Пушкинская энциклопедия. М., 1999.
Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2004.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работа на протяжении восьми лет, с весны 1823г. до осени 1831г. и можно смело сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены в полной мере в его романе. Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он «рукой пристрастной», что лично знаком с главным героем:

Онегин добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

В романе у Пушкина Петербург показан светским и в какой то мере праздным. Особое внимание автор уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин, главный герой пушкинского произведения. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного дворянина. Таким образом, на примере одного человека Пушкин воссоздаёт картину жизни всего петербургского светского общества. Модные дневные прогулки по определённому, установленному негласными правилами светского этикета маршруту:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе…

Затем – обет в ресторане, посещение театра. Причём для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не художественным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. К тому же это необходимо, это полезно. Посещение театра как обязательное светское развлечение входит в состав правил хорошего тона. Пушкин даёт своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис…

День молодого франта завершает бал, любимое времяпрепровождение столичных дворян.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, как о вещах, чуждых ему, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро «наскучивает».

Пустота света и богатство личности, способность искать и находить подлинный смысл жизни – две стороны эпохи в пушкинском романе «Евгений Онегин».


Полезные статьи:

Древнерусские жития - памятники, герои, эволюция
Древнерусская житийная литература была одним из важнейших средств религиозного воспитания. В житиях рисовался нравственный идеал человека, победившего земные страсти и следующего христианским заповедям. Хотя по замыслу и по форме жития ка...

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а...

Стихи «смерть поэта» пошли ходить по Руси.
Прошло два месяца с тех пор, как умер Пушкин. Гений погиб от руки ничтожества. Безликому ничтожеству были открыты все пути. «…На ловлю денег и чинов» явился в Россию убийца Пушкина Дантес: Не мог понять в сей миг кровавый, На что он р...

Публикации раздела Литература

Пушкин и его эпоха в романе «Евгений Онегин»

Однако само имя главного героя несло для читателя XIX века вполне четкую смысловую окраску. Со времен Антиоха Кантемира им нарекались отрицательные персонажи. Герой по имени Евгений (греч. «благородный») - чаще всего дворянин с богатой родословной, но не достигший ничего самостоятельно. Таким во многом и появляется перед нами пушкинский Евгений.

Интересна и фамилия героя, в корне которой заключено название крупной реки Онеги. Как пишет литературовед Юрий Лотман, Пушкин старался построить фамилию Евгения так, чтобы она была похожа на обычные дворянские фамилии, однако не утратила своей поэтичности.

В России XIX века нередкими были «топонимические» фамилии, включавшие в себя наименования поместий, а вот производные от гидронимов (большие реки никогда и никому не принадлежали) были невозможны. Пушкин отступил от этого правила, дав и Онегину, и Ленскому «гидронимические» фамилии, что, помимо прочего, ассоциировалось еще и с героическими прозвищами полководцев: Донской, Невский.

Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге

О том, как жил герой романа в Северной столице, читатель узнает буквально с первых строф. Пушкин дает подробные сведения об образовании и воспитании Онегина, а также о том, как был построен его день.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...

Онегин ведет жизнь человека, свободного и от гражданской, и от военной службы, что могли позволить себе лишь немногие молодые люди. В романе не говорится, с какого часа начинается его день, но есть указания на то, что герой просыпался не слишком рано.

Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца. Отчасти этим может объясняться странность одной из возлюбленных Пушкина - княгини Голицыной, хозяйки известного петербургского салона, которая не принимала раньше десяти часов пополудни. Онегин менее изощрен в модных привычках и встает с постели в обеденные часы. Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных франтов приходилась на два-три часа дня, в тексте Пушкина читаем:

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар

Излюбленным местом гуляний в 10–20-х годах XIX века был Адмиралтейский бульвар - видимо, туда и едет «наш Евгений». Саму традицию подобного променада задал император Александр I, всегда проходивший по определенному маршруту: «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста. <...> Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («императорский круг»). Какая бы ни была погода, государь шел в одном сюртуке…»

Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, - это то, что обедает он в строго определенное время:

И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Едва ли герой заботился о соблюдении режима. Причина такой щепетильности кроется в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко содержали собственного повара и поэтому обедать шли в рестораны. В это время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было хорошо поесть; в Москве, как ни странно, кормили лучше. Это значит, что петербургские трактиры были наперечет и обеспеченная публика собиралась в одних и тех же заведениях. Итак, модник Онегин едет в ресторан Талона на Невском, который в ту пору был главным местом встречи светских денди. Пушкин делает своего героя знакомцем Петра Каверина, который прославился, помимо прочего, как знаменитый кутила и бретёр, то есть дуэлянт.

Появление в подобном месте в определенное время означало, что гость готов придерживаться правил поведения, диктуемых местным обществом:

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет…

Театр или балет, которым продолжается день Евгения, также неотъемлемая часть светской жизни начала XIX века. Это не только, даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно было убить время, встретиться со знакомыми, завести любовную интригу.

Бал становился кульминацией вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в ямской карете». Лотман пишет, что нанять карету было гораздо дешевле, чем иметь собственный выезд, и герой действует так с точки зрения экономии. Однако есть и другая версия. Актер Художественного театра Леонид Леонидов приводил слова своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого знатока светского этикета: «Мы имели великолепные выезды, но за шик считалось проехать «на ваньке»!»

Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, как считал актер, эта своеобразная причуда, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин ухватил ее как последнюю новинку.

Что же касается самого бала, то подобные праздники для жителей Петербурга были нередки и давались по разным поводам. Отчасти свидетельством этого утверждения может стать воспоминание Анны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы фантастический мир, которым окружало ее поклонение ее всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и фееричных балов заполнял весь горизонт…»

Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа сам купался в этой роскоши.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Балы в романе

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма
.

В организации сюжета «Евгения Онегина» балы играют значимую роль. Достаточно сказать, что именно на балу у Лариных происходит ссора Ленского и Онегина, закончившаяся трагедией. На балу же главный герой второй раз встречает Татьяну.

Подобные праздники были важны и в жизни пушкинских современников. Начиная с петровских ассамблей, балы были одной из немногих форм организации социальной жизни. Они строго регламентировались, и присутствовавшие на них гости должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, сложный набор правил поведения был просто необходим для общества:

«Там, где царит этикет, придворные - вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они спускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, равно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают» , - вспоминала Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева и младшая современница Пушкина.

Некоторые вольности и отступления от этих правил диктовались модой и социальным статусом гостя. Так, Онегин приходит на бал, когда «толпа мазуркой занята» . Это означает, что герой появился в самый разгар праздника, когда гости уже прошлись в чинном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.

«Мазурка имела искони особо интересное значение , - писала мемуаристка Екатерина Сабанеева, - она служила руководством для соображений насчет сердечных склонностей - и сколько было сделано признаний под звуки ее живой мелодии» .

Онегин, несмотря на идеологию дендизма, предписывавшую кавалерам избегать танцев, а если и танцевать, то с видом скуки и нежелания этого делать, все-таки «легко мазурку танцевал», не умея отказать себе в этом удовольствии.

Что же касается позднего появления героя на балу, то это можно воспринимать как следование столичной моде (на именины Татьяны Онегин с Ленским также являются одними из последних): опоздания были признаком дендизма. Лишь на праздники, в которых принимал участие император, все приглашенные должны были приходить неизменно вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось именно во времена царствования Александра I и Николая I.

В «Евгении Онегине» не так уж много говорится о женском бальном этикете, но есть одна важная иллюстрация того, как должна была вести себя светская дама:

И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон, -

Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представительница высшего света никогда, ни при каких условиях не могла показывать собственных чувств. Особой добродетелью считалось присутствие духа и внешнее спокойствие.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Лаврентьева Е. А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2006.

Дуэль

Дуэль Онегина и Ленского. Илья Репин. 1899

Гибель Ленского в шестой главе «Евгения Онегина» стала поворотным моментом для всех героев романа. Герой убит на дуэли лучшим другом; важно, что условия этого поединка вопреки ничтожной причине ссоры и желанию Онегина всего лишь позлить молодого поэта, но не довести эту историю до кровавого конца были довольно жестокими.

Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Вероятно, расстояние между барьерами было не более десяти шагов, а каждый из стрелявших мог сделать по одиннадцать шагов навстречу друг другу. Более того, в романе нет указания на то, что дуэлянты должны были остановиться после первого выстрела. И это усложнило условия поединка.

Анализ и самой сцены дуэли и приготовлений к ней показывает, что в ее организации был допущен целый ряд ошибок, из-за которых она могла вообще не состояться. Так, Онегин приезжает к назначенному месту с серьезным опозданием, скорее всего - в несколько часов:

Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко...

Лотман замечает, что, согласно дуэльным правилам, соперники могли отступить от условленного времени лишь на четверть часа, после чего дуэль считалась несостоявшейся.

Еще одним нарушением был выбор и поведение секундантов. Во-первых, Зарецкий, сосед и секундант Владимира Ленского, должен был предложить Евгению решить дело миром, однако «встал без объяснений; остаться доле не хотел, имея дома много дел». Во-вторых, он, дворянин, мог остановить поединок в тот момент, когда узнал, что помощником Онегина будет его слуга, француз Гильо, а ведь секунданты должны быть равными друг другу по статусу. Вместо этого бывший буян и атаман «картежной шайки», каким рисует его Пушкин, хладнокровно развел соперников к барьерам. Еще одним нарушением было то, что секунданты встретились в день дуэли, хотя должны были обсудить все правила накануне.

Итак, Зарецкий был заинтересован в этом поединке, надеясь, возможно, таким варварским способом разнообразить деревенскую жизнь. Забегая вперед скажем, что герой просчитался. Убийство Ленского оказалась незамеченным, а его могила вне церковной ограды свидетельствует о том, что похоронили молодого поэта как самоубийцу.

Мог ли Евгений самостоятельно отказаться от дуэли, прекрасно понимая, что был не прав? Увы, не мог. Дворянская честь требовала принять этот вызов «иль картель», иначе у героя были все шансы прослыть трусом. Целиться в воздух Онегин тоже не имел права, рискуя оскорбить этим противника. Что же касается спокойствия, с которым Онегин поднял пистолет и убил друга, то Лотман объясняет поведение героя тем, что тот признает диктат норм поведения, навязанный ему Зарецким, «и тут же, теряя волю, [Онегин] становится куклой в руках безликого ритуала дуэли». От себя добавим, что поведение Онегина на дуэли сходно с поведением самого Пушкина, для которого подобные поединки не были редкостью.

«Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед».

Иван Липранди, участник Отечественной войны 1812 года, кишиневский знакомый Пушкина

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Пушкин без глянца / сост., авт. вступ. ст. П. Фокин. СПб., 2007.

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…




Top