Путь духовных исканий наташи война и мир. Духовные искания наташи ростовой,княжны марьи

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», - говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

Наташа - олицетворение женственности и материнства - противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга - в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «… все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" явился в русской литературе поворотным моментом. Толстой впервые обратился к понятию, названному впоследствии Н.Г.Чернышевским "диалектикой души". Он одним из первых приступил к изучению такого тонкого и сложного инструмента, как человеческая душа.

Толстой прошел свой жизненный путь, страдая и раскаиваясь. Постоянная внутренняя борьба, поиски смысла жизни, ошибки привели его к понятию любви Евангельской, как высшей точке в духовном развитии человека. Эта любовь означает способность любить и прощать врагов, способность к самопожертвованию ради других, способность бескорыстно посвятить себя людям.

В романе "Война и мир" все герои словно разделены на два полюса. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

Противоположному полюсу принадлежат персонажи статичные, эгоистичные, неестественные. Это такие люди, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, князь Василий Курагин. В романе есть два героя, словно олицетворяющие эти противоположные стороны: Кутузов и Наполеон. Кутузов — своеобразный камертон для Толстого, он является высшей точкой отсчета духовного развития человека в романе. Наполеон же — это человек, регрессирующий, нищий душой, жалкий. Этот герой в романе является олицетворением неестественности, самовлюбленности, эгоизма, лицемерия.

Толстой на протяжении всего романа следит за изменениями в душах любимых героев. Они ошибаются, они не идеальны. Но именно путь самосовершенствования через испытания интересует Толстого, путь от эгоистических стремлений до любви Евангельской.

Этот путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но, хотя их дороги идут параллельно, они различны.

Андрея Болконского мы впервые встречаем на вечере у А. П. Шерер. Здесь он выглядит сухим и раздражительным. Он отгородился от всего происходящего маской безразличия. Для сдержанного внешне, но глубоко чувствующего героя, неинтересно петербургское общество, в котором царят лицемерие, притворство, эгоизм — все то, что отталкивает героя. Князь Андрей не видит достойных чувств и стремлений людей за блестящей мишурой нарядов, улыбок, поклонов. Поэтому он решает ехать в армию, где, как он считает, проявит себя. Во время войны 1805 года Болконский занимает место при штабе Кутузова. Он полон надежд и жажды славы -славы как любви народной. Князь Андрей готов отдать все, даже (и он признается себе в этом) родных и близких ради этой любви. Переломным моментом стал Аустерлиц.

Раненный в голову, Болконский лежит на поле боя и видит небо. Высокое, бесконечное небо, недостижимо далекое и в то же время близкое и понятное. Он понимает, что есть в жизни что-то другое, чистое и более важное, чем слава. Небо Аустерлица изменило все.

Князь Андрей оставляет службу и, после ранения и плена, уезжает в деревню. Он решает жить только для себя и своих близких. Болконский опустошен внутренне, не видит будущего. Он решает больше никогда не служить в армии.

Ничто не может вывести его из этого состояния: ни Пьер, ни дружба, ни религия. Нужно нечто большее, чем дружба.

Очередной перелом намечается при поездке князя Андрея в Отрадное. Там он впервые встречает Наташу. Символом перемен стал старый дуб, мимо которого проезжает герой. Первый раз это корявый, весь в болячках, черный, мрачный дуб, не поддающийся обаянию весны, — словно душа князя Андрея. В Отрадном герой становится невольным свидетечем того, как восхищается прелестью ночи Наташа. Не понимая того, чему сдуется эта девочка, он задумывается о том, что с ним происходит, и решает, что жизнь не закончилась в тридцать один год. Ночь в Отрадном словно соединила, незримо для героев, их судьбы. По пути обратно Болконский встречает знакомый ему дуб. И, будто душа героя, тот пробудился ото сна и покрылся сочной зеленью.

Князь Андрей едет в Петербург и начинает законодательную работу с крупным в то время политическим деятелем — Сперанским.

И вновь все меняется, князь Андрей встречает на балу Наташу Ростову, ту самую Наташу, которая удивила его в Отрадном. Его поражают естественность, открытость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Он влюбляется в маленькую Ростову. На фоне этого чувства, глубокого и яркого, меркнет фигура Сперанского — его искусственность, маска открываются князю Андрею.

Волконский просит руки Наташи и получает утвердительный ответ. Но отец Андрея ставит условие: свадьба должна состояться не ранее, чем через год. Андрей покоряется воле отца — он уезжает. Разлука с Наташей в тягость герою, но слово чести дороже. Болконский живет надеждой на будущее счастье.

Тем страшнее оказалась весть об измене Наташи. Князь Андрей не понимает и не принимает этого. Он глубоко оскорблен и близок к духовному кризису, едет в армию отомстить обидчику, но не может того найти.

С начала войны 1812 года судьба русского народа, судьба России стала судьбой князя Андрея. Он решает жить для других, действовать во имя спасения Родины. Болконский вполне мог занимать место при штабе, но, осознавая, что его место на поле боя, рядом с солдатами своего полка, он отказывается от предложения стать штабным офицером. Недаром солдаты звали его "наш князь".

В Бородинском сражении его тяжело ранит осколком гранаты. В палатке для раненых, в полубреду, князь Андрей видит страдающего Анатоля Курагина — своего врага, того, кто причинил ему столько страданий. Он видит его и... прощает. Князь Андрей приходит к любви Евангельской.

В последние дни жизни он встречает Наташу, прощает ее: "Я люблю тебя лучше, сильнее прежнего...", — говорит он ей.

Иной путь был у Пьера. Наверное, это связано с различиями в характерах: князь Андрей — человек рассудка, Пьер же поступал по велению сердца.

Вначале Пьер — никому не нужный незаконный сын богатого вельможи. Он неопытен, не знает, чего хочет от жизни. Его кумир — Наполеон (как реформатор и освободитель).

Неожиданно Пьер получает наследство, становясь одним из самых богатых женихов России. Не понимая, что отношение к нему в обществе изменилось после получения наследства, он искренне принимает знаки внимания и...совершает непоправимую ошибку — женится на Элен. Жизнь его изменилась — Пьер "остепенился", стал мужем своей светской жены, блестящей красавицы Элен, то есть бесцельно стал проводить время.

После дуэли с Долоховым Пьер оказался перед неразрешимыми вопросами: "Зачем все это? Ради чего жить? Что ждет впереди?" Они мучают Пьера, вовлекая его в духовный кризис. Пьер искал помощи извне — и нашел ее в рядах масонов, не заметив, что за благородными словами те скрывали корысть и стяжательство. Пьер увлекается масонской деятельностью, проводит, как ему кажется, разумные реформы в своих южных имениях. Но все усилия Пьера в этой деятельности оказались тщетными. За этим следует новое разочарование в себе и людях.

В начале войны 1812 года Пьер на свои деньги собирает ополчение и решает принять участие в Бородинском сражении. Тут Пьеру и открывается великая истина. Видя солдат, ополченцев, тех, кто сражается, молится, строит укрепления, кто кормит его, он видят их. Они — спасители России. Они есть сила России и ее дух. Во сне Пьер приходит к пониманию необходимости "сопряжения" своей жизни с жизнью народа. Эта мысль укрепляется в Пьере после встречи в плену с Платоном Каратаевым, который в романе стал воплощением всего "доброго, круглого, русского". Именно под воздействием Каратаева Пьер приходит к любви всеобщей, терпению и всепрощению, как когда-то князь Андрей.

Судьба Николая Ростова противопоставлена судьбам Андрея и Пьера. Этот герой является своеобразной "золотой серединой человечества". Он был способен пройти тот же путь исканий, что и Болконский, и Безухов. Но Ростов сознательно отказался от борьбы с собой. Это проявилось в истории с Теляниным, когда, проявив малодушие, он уступил командиру полка, хотя был прав. Находясь в госпитале, он, хотя и ужаснулся тому, что убитые лежат рядом с живыми, промолчал. Но Николай — честный человек. Ростов близок Толстому тем, что он естествен.

Пьер и князь Андрей через страдания и духовные испытания, взлеты и падения пришли к пониманию высшего смысла человеческого бытия — любви Евангельской. Они сблизились с народом, с силой, которая хранит традиции и моральные ценности, объединяет людей. В противовес Пьеру и Андрею, Николай Ростов, достойный человек, имевший все возможности для самосовершенствования, отказался от борьбы и остановился в своем духовном росте.

Толстой увлекался идеями Руссо, восхищался его «Исповедью», в которой философ утверждал мысль о необходимости естественных основ человеческой жизни. Естественное, то есть нравственное становится в романе «Война и мир» принципом сквозной оценки жизни и людей. Особым даром естественности наделена любимая героиня Толстого Наташа Ростова: как сама жизнь полнокровна и органична в своих проявлениях, так органична и естественна Наташа во все моменты своей жизни. Определяя суть личности Наташи, Пьер сказал на вопрос княжны Марьи: «Что это за девушка?» - «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю. Что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать».

В героине Толстого нет фальши, притворства. Её истинные чувства всегда проявляются, даже если Наташа хочет их скрыть: «Она постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью её, она не смогла принять той манеры, которая бы сделала её смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами скрыть только его. И это-то была та манера, которая более всего шла к ней». Когда Наташа после смерти князя Андрея почувствовала силу новой любви – к Пьеру – это её желание жизни и счастья было настолько сильно и естественно. Что княжна Марья даже в мыслях не могла упрекнуть Наташу. Именно естественность делает Наташу непохожей на всех, выросших в свете.

Наташа живет чувством, а не разумом, для нее любовь – естественный и единственно возможный способ жизни. Для Наташи любовь и жизнь – одно и то же: «Проснулась любовь – и проснулась жизнь».

Именно чувство, сердце помогает Наташе постигать людей глубже, тоньше, точнее: «Наташа из всего семейства более всех одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражения лиц». Наташа и мир глазами художника, её восприятие по-детски наивно, но удивительно точно: о Борисе Друбецком: «Он такой узкий, светлый, серый, как часы столовые», о Пьере: «Он красный с синим, а ещё четвероугольный».

Наташа ничего не умеет делать «понемножку», «вполсилы», она умеет настолько глубоко и сильно чувствовать, что слова не могут выразить всей полноты её чувств, подобных «яркому свету какого-то внутреннего огня, который горел в ней». Сила её чувств настолько велика, что она заражает всех своим настроением; находясь рядом с Наташей, невозможно не попасть в её «энергетическое поле»: «Взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».

Именно Наташе, а не Соне открывается все очарование ночи, открывается как нечто родственное, понятное, близкое. Восторг Наташи перед жизнью, теплой ночью, ярко светившей луной оказывается настолько велик, что ей захотелось подняться и полететь, и – самое удивительное - это ее желание не кажется странным и невыполнимым не только самой Наташе, но и нам, читателям: да, такая, как Наташа, действительно может оторваться от земли и полететь. Толстой использует очень значимый прием: мы не видим, а лишь слышим Наташу, чей голос на фоне бесцветных реплик Сони кажется весенним и серебристым, как все вокруг. Этот прием помогает напрямую ощутить чувства Наташи, ее бьющую через край радость, поскольку голос словно мелодия самой души.

Наташа наполняет содержанием каждую минуту своей жизни, каждый миг для неё значим, потому что неповторим. Разлука с князем Андреем оказалась для Наташи невыносима, потому что «уже не будет того, что теперь есть в ней», «ни для кого пропадает её лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему».

Со своей чуткостью Наташа умеет мгновенно понять состояние человека, ей для этого не нужны слова. Если нужна помощь, Наташа умеет забыть себя и своё горе, раствориться в другом страдающем человеке. Когда княжна Марья приезжает, чтобы быть рядом с раненым братом, навстречу ей выбегает Наташа: «На взволнованном лице её было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней. Выражение жалости, страдания за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им».

Наташа никогда не задумывается о смысле жизни, не ищет ответа на вопросы, мучившие Пьера и Андрея. Она просто живет, но уже тем, как живет, она отвечает на эти вопросы. Для Наташи смысл жизни – в самой жизни.

Один из основных нравственных идеалов Толстого – способность человека ощутить свое глубинное, духовное родство с народом, особое «народное чувство». Пьер Безухов и Андрей Болконский долго и мучительно идут к обретению этого «народного чувства», в то время как Наташе Ростовой оно дано изначально. Например, в пляске у дядюшки эта глубинная, духовная, родовая связь с народной жизнью, которую можно назвать «русскостью», проявляется свободно, органично, без малейших усилий со стороны Наташи. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда вязла она эти приемы? Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и во всяком русском человеке».

В записной книжке Толстого есть такие слова: «Безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается. Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений». Именно испытание роковой для счастья с князем Андреем ошибкой прошла Наташа. Изначально, подсознательно Наташа ощущала, что её безумная, какая-то «угарная» страсть к Анатолю порочна, нечиста. Не случайно с самого первого момента встречи с ним в театре Наташа ощущала необъяснимый страх: «Всё казалось ей темно, неясно и страшно», «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему?», «Он умел возбудить в ней непонятное для неё и страшное чувство». Наташа подсознательно ощущала, что «вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла». «Тесно, жарко, тяжело», «неясно», «страшно», «темно» - такие слова определяют состояние Наташи. Это реакция натуры Наташи, её врожденного нравственного чувства, однако под влиянием Элен «то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным». Страсть к Анатолю действительно была подобна угару, такая же «жаркая», «тяжёлая», неподвластная воле, разуму – и такая же разрушительная. Таким же, как после угара, тяжёлым было «пробуждение», выздоровление от этой страсти. Бесконечный стыд, чувство вины, раскаяния, мучение прежде всего оттого, что причинила зло князю Андрею, уничижение - проходя через всё это страдание, душа Наташи развивалась, взрослела.

Именно в такой момент душевной растревоженности, отринутости от всего эгоистического любимая героиня Толстого встречает всенародное испытание – войну. Молитвы, во время которых Наташа обостренно чувствовала духовное родство со всеми русскими людьми – вне зависимости от сословий и состояний, отъезд из Москвы, когда большую часть своих телег Ростовы по настоянию Наташи отдали для раненых, и – главное – встреча в Мытищах с князем Андреем, её растворение в любви и сострадании к нему, его смерть, духовное съединение с княжной Марьей, гибель Пети, горе матери – сколько в этих испытаниях и обретениях нужно было не просто душевных сил, но бесконечной душевной самоотдачи! Отринуть главенство своего «я», со всем происходящим быть сопричастной духовно – в этом еще один оттенок бесконечно близкой Толстому «мысли народной».

По Толстому, настоящее призвание женщины – быть женой и матерью, поэтому в эпилоге мы видим Наташу, совершенно утратившую свою поэтичность, живущую только семьёй. Основа её жизни – любовь – осталась неизменной: Наташа была предназначена для жизни, она продолжает жизнь, даёт её своим детям.

Наташа (Наталья Ильинична Ростова)
Персонаж романа Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869). На страницах романа она появляется в возрасте 13 лет - маленькая, с черными глазами, искрящимися от жизнелюбия, игривая, чувствительная и обаятельная. Ее прыжки и смех оживляют ее окружение, живой ум и лукавое выражение лица удивляют всех, кто ее встретил. Спустя годы, когда она войдет в высший свет, в ней появится что-то, что невозможно назвать только красотой - здесь и радостный искрометный взгляд, и улыбка, и удивление, и некая неловкость в жестах, и лучезарная грация молодости. Князь Андрей Болконский влюбляется в нее, и странное счастье, которое она испытывает, открывает ей новый мир, где тревога сосуществует с радостью. Она еще девочка, проявляющая интерес к новому для нее чувству, и в то же время в ней рождается кто-то другой, который спрашивает: «Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова? » Год разлуки, который ей предлагает Андрей Болконский, дабы она повзрослела и оценила свои чувства, пугает ее. Потом удрученность проходит, и она переживает возрождение любви, становится вновь веселой и лукавой. Однако на лице ее в редкие минуты появляется скука, а нервозность и нетерпение не исчезают с приходом писем от Андрея. Именно это состояние души объясняет, почему встреча с красавцем Анатолем Курагиным оказывается для нее роковой. Вся ее затаенная чувственность проявляется при виде обаятельного, уверенного в себе мужчины, в котором она надеется найти настоящую любовь. Вдруг ее охватывает мысль, что она губит себя, и появляется ужас от собственного «падения» . Она пишет письмо Андрею о разрыве, и если бы ее намерения вовремя не обнаружили в семье, ее бы похитил Анатоль. Узнав, каков в реальности Анатоль, она видит только один выход из сложившейся ситуации: уход из жизни. Но неудавшееся самоубийство дает возможность начать жить снова и заставляет пересмотреть свое прошлое. Она испытывает угрызения совести. Мысль, что она причинила боль князю Болконскому, преследует ее. Мистический кризис помогает ей выздороветь. Дружба с Пьером Безуховым, потрясение, которое возникает из-за приближения Наполеона; влияют на ее жизнь. Когда русские спешно оставляют Москву, а французы входят в нее, Наташа встречает князя Андрея, смертельно раненного. Их примирение совершается в напряженной, тревожной атмосфере. Любовь очищается опасностью и преображается в духовную связь, когда обнажаются человеческие души. Истинное успокоение, которое исходило от умирающего Андрея, заставило ее понять внутренний мир Марьи Болконской, дружба с которой спасет ее от отчаяния. Отныне спасение Наташи в страдании и в самоотречении. Жизнь понемногу снова наполнит ее силой. Она совершенно возродится рядом с Пьером Безуховым, который, став ее мужем, сделает из нее прекрасную супругу и хранительницу домашнего очага, окруженную детьми. Именно такой видел Толстой женщину

Жизненные искания Наташи Ростовой

Грандиозное произведение Л.Н.Толстого "Война и мир" - непревзойденная классика мировой литературы, поражающая своей масштабностью и глубиной. Еще на протяжении многих веков будут обращаться к роману и находить ответы на свои вопросы читатели. Ведь и в будущем проблемы истинных и наносных ценностей, взаимоотношений мужчины и женщины будут волновать людей. Благодаря созданной череде женских образов в романе автор говорит о роли женщины и в социальной, и в семейной жизни. Причем часть характеров из них статичны, а часть – развивающиеся. Во многом противопоставлены между собой две героини романа – Элен Безухова и Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет Элен, неспособны сломить естественность и природную живость Наташи. Даже внешне светская красавица все же проигрывает любимой героине Толстого. Образ Элен постоянен, тогда как за Наташей читатель наблюдает на протяжении многих лет, отслеживая этапы ее развития, изменения мировосприятия и жизненных приоритетов.

Впервые появляется она на страницах романа девочкой 13 лет, "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая". Именно подчеркивая ее непривлекательность, Толстой описывает удивительное обаяние, исходившее от нее. Ее внутренняя красота и способность к чуткому пониманию окружающих выделяет ее еще подростком среди других, даже старших сестер и подруг. Естественность и жизнелюбие, одухотворенность и простота в Наташе побеждают трезвость ума и подчинение прописным манерам высшего общества. Лукавое выражение и смех, прыжки и плутоватый вопрос при Марье Дмитриевне (ее все боялись) о том, какое пирожное сегодня на ужин – подобная открытость и непосредственность вызывают только улыбки у взрослых.

И взрослея, Наташа по-прежнему всегда в центре внимания и восхищения. При этом многие благодаря ей меняют взгляды на привычные вещи: она оказывает невольное влияние на нравственную жизнь других героев. Живет героиня Толстого "умом сердца": не имеет тяги оценивать и анализировать поступки, но обладает собственным, истинным знанием ценностей жизни. В разнообразных жизненных перипетиях именно Наташа помогает найти правильный выход своему горячо любимому брату Николаю Ростову: во взаимоотношениях с Соней, при огромном проигрыше в карты Долохову, в устройстве его семейной жизни с Марьей Болконской. Николай слышит пение Наташи, и тут же приходит умиротворение: "Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее". Поиском смысла в жизни и своей полезности государству заняты Андрей Болконский и Пьер Безухов. А ответами послужат поступки Наташи, которая сердцем поможет распутать клубок вопросов и сомнения для каждого из них.

Сначала ее радостный искрометный взгляд и лучезарная грация молодости привлечет князя Андрея Болконского. Она для себя откроет странное счастье и новый мир: "Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова?". Но больше в этом зарождающемся чувстве страхов и тревог. Ведь ей предстоит год разлуки со своим женихом. Испытание посылает ей судьба и сталкивает Наташу со светским щеголем и красавцем Анатолем Курагиным. Скука и удрученность, нервозность и нетерпение целого года молодой жизни бросают ее в объятия Анатоля. Наташа уверенна, что именно к нему испытывает настоящие чувства. Она просит Болконского о разрыве, но похитить ее Анатолю не удается, к счастью. А после понимания, того что ошиблась в Курагине, и испытывая угрызения совести за боль, причиненную князю Андрею, Наташа не видит смысла в дальнейшей жизни. Но дружба с Пьером Безуховым, приближение Наполеона понемногу возрождают ее к жизни. Спасаясь от французских войск, в одной из крестьянских изб Наташа встречает уже смертельно раненного Болконского. И тут возникает та долгожданная духовная связь между ними, любовь преображает их обоих. Здесь же Наташа подружилась с сестрой Андрея. И вновь необъяснимой силой наполнится душа Наташи Ростовой, потому как увидит смысл своей жизни в страдании и в самоотречении.

А после всех испытаний встреча со старым и верным другом, "детская душа" которого близка Наташе своей естественностью и открытостью, станет новым этапом в жизни героини. Пьер Безухов на протяжении всего романа боготворит ее. Он создаст столь необходимый семейный оплот для нее, подарит душевное спокойствие. Быть верной и преданной женой, любящей матерью четверых детей, хранительницей домашнего очага – вот цель всех ее метаний, смысл человеческого бытия. Наташа и Пьер живут чувствами и эмоциями, внутренне близки друг другу. Крепкая и дружная семья – основа государства. А женщина-мать – идеальный образ, по мнению Толстого. Доброта и простота привнесут и красоту, и счастье в жизнь. Именно они помогают пройти и освободиться от всего фальшивого главной героине романа.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Наташи Ростовой изучите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»



Top