Путешествие по видам искусства сценарий. Сценарий мероприятия «В мире искусства

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый - умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер буйный ,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной ,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок м. опупь ж. опупье ср. – округлый холм, пологая и ровная горка; округлая вершина горы; возвышенное место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость. У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на серебряной посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра- , па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка, пра матерь, пра внук приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, пра родина ее значение – « первоначальный , древний ».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое дорогое !

Ну, мама, оно такое красивое и элегантное .

Нет, оно слишком короткое .

Ну, мама, оно ведь такое строгое , как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это черное платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он полосатый ,

Бывает и добрый , и злой …-

А дочка: - Еще усатый !

И мордочка, как у кота.

Глаза такие большие !

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы http://festival.1september.ru/ http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение: Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого: Воздух чистый и прозрачный.

Название:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.


Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!

Сценарий праздника по изобразительному искусству «В стране Изобразилии». Ведущая: Здравствуйте ребята! Я художник и сегодня приглашаю вас на праздник изобразительного искусства. Мы встречаем праздник лета! Праздник солнца! Праздник света! Солнце, солнце, жарче грей, Будет праздник веселей! Вот мы взяли краски в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Ярких красок не жалей (в воздух бросаются разноцветные кусочки бумаги, наподобие салюта). Звучит песня «Дети любят рисовать». Ребята, это правда? Ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать. Сегодня мы отправимся в путешествие, в волшебную и красочную страну Изобразилию. *На стенде размещаются рисунок с разноцветными воротами, которые раскрываются, а там изображение главных героев, королевы Кисточки и её помощника Карандаша. Что за чудо красота? Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти! Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Но для того чтобы открыть ворота необходимо отгадать загадки связанные с изобразительным искусством. Слушайте внимательно и отгадывайте. - Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. 1 Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым.(Кисточка и краски) - Если ей работу дашьЗря трудился карандаш.(Резинка) - Черный ИвашкаДеревянная рубашка. Где носом проведет, Там заметку кладёт. (Карандаш) - Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничкам. (Кисточка) - Белый камушек растаял. На доске следы оставил. (Мел) - Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волюГде была пустота, Там,глядишь,-красота! (Цветные карандаши) Все загадки разгадали. Ах, какие молодцы! Раз-два, раз-два открывайтесь ворота! Добро пожаловать в Радужную страну Изобразилию! Кто же нас встречает у ворот Изобразилии? Да это же наши старые знакомые королева Кисточка и её помощник Карандаш. Выходят помощники ведущей, одетые в костюмы кисточки и карандаша. Кисточка: - Здравствуйте ребята, видеть вас я очень рада! Так спешила, торопилась, я на праздник нарядилась. Карандаш: - Я помощник королевы и за ней хожу я следом. Лишь попросит, нарисую, ей картину я любую. 2 Кисточка: - Чтобы попасть в мою страну вы должны ответить на вопрос: Какие три цвета являются основными, выберите их из моей волшебной палитры и прикрепите на стенд. По одному человеку из команды находят один цвет (красный, желтый, синий). Ведущая размещает на стенде цвета. Молодцы, справились! Сегодня, путешествуя по нашей стране, вы будете нам помогать и выполнять наши задания. - Ведущая: Три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Кисточка: Из синей и красной (вот этой вот) Получим мы цвет (фиолетовый). Карандаш: А синий мы с жёлтым смешаем- Какой мы цвет получаем? (зеленый) - Ведущая: А красный плюс желтый, Для всех не секрет, Дадут нам, конечно (оранжевый цвет). (На стенде размещаются нужные цвета.) Карандаш: Были краски основные, а теперь и составные. Ведущая: 1. Теперь мы отправляемся в музей. Что же случилось в нашем музее? Все картины сняли на реставрацию и перепутали. Нам нужно помочь Хранителю музея и разобрать картины по жанрам. Вспомним, на какие жанры разделяют картины в зависимости от того, что на них нарисовано. Кисточка: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Значит, это НАТЮРМОРТ. Карандаш: 3 Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на вас – Или принц в плаще старинном Или, может, верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется ПОРТРЕТ. Ведущая: Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ. И так, вы должны помочь разобрать картины по жанрам, отдельно пейзажи, натюрморты и портреты (каждая команда разбирает свои картины). Картины в порядке! Молодцы! Ведущая: 2.-Ребята, а кто такой художник-реставратор? Правильно он восстанавливает картины, если он повредились. А что это наш Карандаш такой грустный сидит? Что случилось? Расскажи, может мы тебе поможем? Карандаш: Я рисовал портреты сказочных героев для Кисточки, но кто- то их испортил. Что такое, ой, ой, ой, где же сказочный герой? Все картины повредились, на кусочки разделились. Ведущая: Не расстраивайся, карандаш, ребята тебе помогут. Сейчас мы все будем художниками – реставраторами и восстановим твои портреты сказочных героев. Дети в своей команде собирают пазлы с изображением сказочного героя, кто быстрее справится с заданием. 3. Ведущая: Ну а теперь конкурс творческий. Вот перед вами три листа, как будто три больших холста, начнём все вместе мы играть, картины будем рисовать. Объясняются правила рисования. Вначале каждая команда рисует на своём листе заморочку (один элемент), затем, развивая фантазию, дети из другой команды дорисовывают картину прибавляя по одному 4 элементу. Когда картины будут завершены, надо придумать название и оригинально обосновать свой рисунок. (За каждый конкурс команда победителей получает красный кружочек, вторые - зелёный, остальные – жёлтый. В творческом конкурсе всем даются красные кружочки). 4. Конкурс «Кляксография» Кляксы порою нас огорчают, появляясь на наших рисунках, но бывают кляксы необычные живописные и фантастичные. Как облака в небе, когда мы их рассматриваем часто кажется что они напоминают птицу, корабль, дракона. И сейчас Карандаш и Кисточка раздадут вам красивые кляксы, а вы с помощью маркера дорисуете то, на что по вашему мнению похожа клякса, обводя контур маркером. 5.Ведущая: Кто построил радугу в небе над землёю? Семь цветов, семь мостиков изогнул дугою? (дети отвечают дождик и солнце) Есть на небе солнце, есть на небе тучи И цвет у них разный холодный и жгучий. И краски на радуге дружно решили Цвет свой они пополам разделили. Тёплый, как солнце, холодный как туча, Как разобраться какой из них лучше? Какие цвета теплые, какие холодные? А теперь разделите разноцветные кусочки на холодные и тёплые (детям даются разноцветные квадратики). Наш праздник продолжается и мы пойдём гулять. Для этого необходимо сделать мостик – радугу, чтобы по ней выйти на улицу. Подскажите Кисточке и Карандашу как располагаются цвета радуги, в какой последовательности? Выкладываются на полу разноцветные кружочки в нужной последовательности и по ним дети как по мостику выходят на улицу. 6.Ведущая: Наш последний конкурс для всех. Это конкурс рисунка на асфальте по теме «Волшебная страна» (волшебные цветы, деревья, птицы и тд.) Рисуем всё, что вы могли увидеть в этой стране. Каждый ребенок занимает свой участок и рисует. Конкурс может оцениваться как коллективная работа всей команды или как индивидуальная работа каждого. Жюри во главе с Кисточкой и Карандашом подводят итоги конкурса. Итоги: 5 Наше путешествие подошло к концу, сейчас мы посмотрим, какая команда набрала больше всего красных кружочков, какая зелёных и какая жёлтых. Сюда же добавляются итоги рисунка на асфальте (коллективу команды победителей или если оценивались работы отдельно той команде из которой победитель). Вручаются грамоты. Крикнем громко. Крикнем дружно. ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА ДРУЖБА!!! Благодарим всех за участие и активность в нашем путешествии по Изобразилии. Давайте попрощаемся с нашими друзьями королевой Кисточкой и Карандашом. До встречи на занятиях изобразительного искусства. Звучит песня « Дети любят рисовать». . 6

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Все дети очень любят праздники. Они не всегда могут быть приурочены к какому-либо важному календарному событию и тогда можно провести праздник красного цвета.

Предварительная работа:

Заранее изготавливаются колпачки красного цвета с резинкой и ободки с солнышком красного цвета (по количеству детей в командах), медали красного цвета (по количеству детей, с первым и вторым местами), фишки красного цвета (по количеству конкурсов). Для персонажа Красного цвета, футболка, шорты, обувь и шляпа любого типа все красного цвета. В зале развешаны красные шары, расставлены игрушки красного цвета. Сцена оформлена большими красными буквами П Р А З Д Н И К.

Методическое обеспечение:

1.Квадрат красного цвета, разрезанный на геометрические фигуры (2 шт.).

2.Большой стакан с напитком, соломинки для каждого члена команды (2 шт.).

3.Набор силуэтных картинок овощей, фруктов, ягод, корзинка (2 шт.).

4.Картинка - раскраска, цветные карандаши для каждого члена команды (2 шт.).

5.Силуэт вазы, нарезанные из цветной бумаги лепестки цветов разного цвета и круглые серединки желтого цвета (2 шт.).

Воспитатель:

На Руси издавна любили красный цвет. Красными называлось парадное крыльцо в доме, нарядный русский сарафан тоже был красным, про красивую девушку говорили «красна девица». Да и в сказках часто встречаются Елены прекрасные. Главная площадь Москвы - Красная. И вокруг нас очень много красного цвета, давайте поищем его (дети называют предметы, одежду и т. п., где находят красный цвет).

В зал входит Красный цвет.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это тоже красный цвет.

Красный цвет:

Добрый день, ребята,

я - Красный цвет,

красивей меня нет,

будете со мной дружить,

не придется нам тужить.

Ребята, я вам нравлюсь? (Да). И вы мне тоже сразу понравились. Я вижу, вы очень веселые, а играть любите? (Да) Я приглашаю вас поиграть в разные игры, но эти игры все красные, согласны? (Да). Для этого нам нужно разделиться на две команды, одна команда будет называться «красные солнышки», вторая - «красные шапочки».

Воспитатель и Красный цвет помогают детям разделиться на команды и надевают им на головы различительные знаки (красные колпачки и ободки с солнышками красного цвета), а так же определяют три человека в жюри (один взрослый и двое детей). Все конкурсы проводит Красный цвет, а воспитатель помогает детям справиться с заданиями.

1 конкурс «Красный квадрат».

Командам раздается два одинаковых красных квадрата, разрезанных на части (геометрические фигуры). Побеждает команда, которая быстрее соберет из частей целый квадрат. Победителям вручается красная фишка.

2 конкурс «Насосы - красноносы».

Каждая команда получает большой стакан напитка красного цвета (клюквенный морс) и соломинки по количеству детей. Побеждает команда, участники которой быстрее выпивают напиток через соломинки. Победителям вручается красная фишка.

3 конкурс «Красный сад».

Командам раздаются корзинки, а на полу раскладываются силуэтные картинки овощей, фруктов и ягод. - В сказочном саду растут разные овощи, ягоды и фрукты. Ребята, вам нужно, за 1 минуту, собрать в свои корзинки только те овощи, фрукты и ягоды, которые бывают красного цвета. Побеждает команда, набравшая большее количество правильных картинок. Победителям вручается красная фишка.

Красный цвет:

Ой, ребята, мы немного устали. Давайте отдохнем и поговорим. Друзья мои, а вы знаете, что красный цвет используется не только для красоты и хорошего настроения. Еще он может о многом нам рассказать и даже помочь. Например, на светофоре горит красный свет, о чем он нам говорит? (Движение запрещено). Правильно. А когда мы собираем грибы и встречаем красивый гриб с красной шляпкой с белыми пятнами, можно его собирать? (Нет). А почему? (Это мухомор. Он ядовитый). Верно. А если мы собираем ягоды, то будем рвать зеленые или красные? (Красные, зеленые - не спелые). Все правильно ребята, ну что, отдохнули? Играем дальше?

4 конкурс «Красные художники».

Каждый участник получает карандаш красного цвета, а командам выдается не раскрашенный рисунок. За 1 минуту участники должны раскрасить все, что можно раскрасить красным цветом. Побеждает команда, которая лучше справилась с этим конкурсом. Победителям вручается красная фишка. 5 конкурс «Красные цветы»

На столах разложены лепестки цветов разного цвета и круглые желтые серединки для них. В вазы, вырезанные из цветного картона, нужно собрать «букеты» только красных цветов из отдельных элементов (сложить из лепестков и серединок цветы так, чтобы получился букет). Побеждает команда, чей букет будет лучше. Победителям вручается красная фишка.

Воспитатель:

Ну, вот и закончился наш веселый праздник красного цвета. Сейчас наше жюри будет подсчитывать общее количество выигранных вами фишек и определит победителей. Ребята, вам понравилось играть с Красным цветом? Давайте поблагодарим его за то, что он пришел к нам в гости и так нас повеселил. После подведения итогов, обе команды получают медали красного цвета за первое и второе места.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ТВОРЧЕСТВА «СВЕТ ИСКУССТВ»

для обучающихся 1х классов

Ведущий:

Настал момент. И встретились мы снова,

Чтобы в уютном зале вместе праздник провести.

Сияет сцена, к действу все готово,

Артисты в ожиданье… Им искусство в мир нести.

Певец пусть в песню душу вложит,

Танцор пусть в танце весь живет,

Актер пусть сердце растревожит,

А зритель пусть его поймет.

Пусть художник в буйстве красок

На холсте мир отразит,

И сюжетом, что из сказок,

В детей взрослых превратит.

Во всех нас частичка Бога,

Есть у всех талант творить.

Он нам дан, как дар, в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он – талант – у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

Кто поймет, что мир прекрасный,

Тот счастливым сможет быть!

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога,

Чтобы радость в мир дарить.

Ведущий (на фоне лирической музыки):

Прекрасна Гармония всюду,

Искусства она торжество!

Рождает волшебное чудо

Простой Красоты божество!

Первый солнечный лучик, пробившись сквозь листву деревьев, нежно коснулся лепестков хрустального колокольчика. Колокольчик тихонько зазвенел, приветствуя новый день. От звона колокольчика пробудилась Радость. Она поклонилась солнышку и, искупавшись в утренней прохладе, помчалась над землей, заливаясь веселым смехом. По дороге она встретила трех сестер: Веру, Надежду и Любовь. Они вышивали на тонком прозрачном полотне цветы, улыбки, пение птиц, счастье и сказку. Сестры были так увлечены своей работой, готовясь покрыть этим полотном всю Землю, что не заметили приближения Радости. Радость восторженно наблюдала за их работой. И вот уже последний стежок, и покрывало, заботливо подхваченное нежным ветерком, потихоньку опустилось на Землю.

Застывшая в напряжении планета вздрогнула, впитывая в себя животворящий свет, наполнилась им и уже светилась изнутри. Казалось, что на Землю снизошла благодать – так стало всем свободно и легко. И это уже не была та маленькая печальная Земля, которая нуждалась в помощи. В пространстве плыла обновленная, чистая, цветущая Земля. Она верила в бесконечность жизни, она дышала надеждой на постоянное обновление, она чувствовала себя любимой, она сама любила свою прекрасную и мудрую Матушка-Жизнь! Радость обняла сестер, и они закружились в веселом хороводе.

Ведущий: Сегодня на Празднике Творчества мы приветствуем горящие любовью сердца, окрыленные надеждой и верой души, радостные взгляды и светлые улыбки наших детей, педагогов и гостей.

Музыкальная игра с залом (ведущий)

Давайте вместе с нами

Похлопаем в ладоши,

Поднимем руки выше

И скажем: «День хороший!»

Мы за руки возьмемся,

Качнемся вправо, влево,

Друг другу улыбнемся,

Потопаем мы смело.

Вместе громко крикнем мы:

«Будем с творчеством дружны!»

В сборе школьная семья –

Всех приветствуем, друзья!

Вокальная композиция «Песня Тима Талера»

Ведущий:

Великие чудеса сотворяет музыка,

Людские сердца согревает музыка,

Поэтические строки воспевает музыка,

Высокие чувства рождает музыка.

Игра на фортепиано (Ф. Шопен. Прелюдия № 4)

Ведущий:

На крыльях вальса жизнь летит,

В круговорот вплетая нить событий.

И вновь душа возвышенно парит,

Распахнутая множеству открытий.

Хореографическая композиция «Белый танец»

Ведущий:

«Жить хорошо на свете!», -

Скажем от чистого сердца.

Пусть в человеке светят

Добрые сказки детства.

Художественное чтение (С. Георгиев. Таня + Саша)

Ведущий:

Родители всегда ребенка могут поддержать и успокоить,

Капризы, настроение, характер непростой понять,

Вниманием излишним и заботою чрезмерной удостоить,

Таким, какой он есть, умом и сердцем принимать.

Художественное чтение (Т. Бокова. Двойка)

Ведущий :

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Вокально-хореографическая композиция «Молодая лошадь»

Ведущий:

Дорогие зрители, вниманье!

Нужно выполнить заданье!

Пора, друзья, нам поиграть

И все, что нужно, повторять!

Музыкальная игра с залом «Руки вверх и руки вниз»

(проиграть не менее 3х раз, постепенно ускоряя темп)

Ведущий (поет и показывает движения):

Руки вверх и руки вниз,

Влево-вправо повернись,

Наклонись и поднимись,

И друг другу улыбнись.

Ведущий:

Петь, играть и танцевать,

А еще не забываем

Глазки утром умывать.

Хореографическая композиция «Чистюли»

Ведущий:

Сегодня Праздник творчества и красоты!

Пусть исполняются заветные мечты!

Нам Ключик Золотой дверь отворит в искусство,

Которое рождает возвышенные чувства.

Фрагмент спектакля «Золотой ключик»

Ведущий:

Творчество границ не знает,

Сердца любовью наполняет.

Пусть нам всегда сопутствует успех,

Народная песня радует всех.

Фольклорное пение (Р.н.п. «Барыня»)

Ведущий:

Сегодня вам споем посвящение,

Желаем светлого настроения

И ваших лучших надежд свершения,

Пусть длятся вечно любви мгновения.

Вокальный ансамбль педагогов «Посвящение»

Ведущий:

В городе школьном нет места для скуки!

Люди его – мастера на все руки!

Талантом и творчеством всех удивляем,

И вместе мы дружно сердца зажигаем!

Хореографическая композиция «Зажигаем вместе»

Ведущий:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Я начну – вы продолжайте,

Хором дружно отвечайте.

Нам прекрасно жить на свете,

Мы – талантливые… (дети).

К лучшему всегда стремимся,

Нашей школою… (гордимся).

Радость дарит пусть для всех

Наш задорный детский… (смех).

В школе любим мы трудиться,

Добросовестно… (учиться).

Книги умные читаем,

В игры разные… (играем).

По уставу мы живем,

И танцуем, и… (поем).

Всё всегда нас в порядке,

Мы – отличные… (ребятки).

Идей творческих не счесть

В школе номер… (сорок шесть).

А найти нас без проблем

На Комарова… (двадцать семь).

Ведущий:

Духом творчества окрыленная школа родная!

Ты взрастила талантливых, ярких людей!

Душу светом искусств над землей возвышая,

Сотворила созвездье искрящих идей!

Вокальный ансамбль детей «Нотная песенка»




Top