Путешествие с литературными героями сценарий для подростков. Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля»

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Путешествие в страну Литературию»

(обобщающая игра по курсу литературы

5 класса)

Занятие подготовила и провела

Гельплинг Елена Михайловна

2012 год –

Путешествие в страну Литературию (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса )

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.

Цели:


  • организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс» ;

  • активировать интерес к литературе;

  • способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование: иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.

Зато бороться научила

И не бояться трудностей и бед?

На острове безлюдном оказавшись,

И, за устройство быта взявшись,

Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)


  1. Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.

Конкурс «Детектив идет по следу»

Учитель . Назовите литературного героя.


  1. Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)

Г. Финн . А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.

У ч и т е л ь . В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.

Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.

Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»

Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый , недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).

Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне .(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)

Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Конкурс «Доска объявлений»

Учитель . А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.


  1. Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок , который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

Конкурс «В сказке часто так бывает»

Учитель . Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.

В сказках часто так бывает.

Что предметы в них летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землей.

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо-летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своем,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на Луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал!

(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)

Конкурс « Почта»

(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)

Учитель . Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.

Филька Ну тебя. Деревня Бережки.

Василиса Премудрая. Тридевятое царство.

Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.

Калле Блумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)

Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.

Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!

Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства , знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.

Творческий конкурс

Учитель . Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Учитель . Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.

1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону». (Пройдя с мешком шагов десять , свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)


  1. «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемты вымазал губы?

  • Не знаю, тетя.

  • А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...» (Розга уже засвистела в воздухе. « Ай! Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)

  1. «- А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.

  • Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.

  • А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.

  • Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.

  • А это что у вас, несравненная Солоха?..

    Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...» (Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены , «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
    Конкурс «Пазлы»

    Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
    Конкурс «Музей восковых фигур»

    За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.

    Учитель . Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.

    Мы желаем всей душой,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    С книжкой ладить и дружить.

    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература:


    1. О.Г.Черных Игровые уроки по литературе, М, «Вако», 2008

    2. В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин Литература 5 класс учебник в двух частях, М, «просвещение», 2011

    3. М.И.Картавцева Уроки внеклассног чтения 5-9 классы, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003

    4. Л.Г.Максидонова Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  • Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Ее щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван- царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на незнакомой улице.
    Женя: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Вы помните сказочное заклинание?
    Лети, лети, лепесток,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг.
    Возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснешься ты земли,
    Быть по-моему вели.
    Конечно же, это заклинание из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик». А в каких сказках встречаются цветы и какие? Ответить на эти вопросы нам поможет «Цветик-Семицветик*. (Лепестки цветка изготовлены из цветной бумаги, на обратной сто¬роне которых написаны отрывки из сказок.)
    Сейчас я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.
    1-й лепесток:
    «Из ларца достали чудесную розу.
    — Ах, как мило сделано! — в один голос сказали фрейлины.
    — Мало сказать мило, — отозвался император,
    — прямо-таки недурно!
    Только принцесса потрогала розу и чуть не зап-лакала:
    — Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!»
    (Г. X. Андерсен. «Свинопас»)
    2- й лепесток:
    в «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит».
    (С. Аксаков. «Аленький цветочек»)
    3- й лепесток:
    «Старуха: “Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать”.
    Падчерица: “Куда же это, далеко?”
    Старуха: “В лес, за подснежниками”».
    (С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
    4- й лепесток:
    «Когда все розы были спрятаны, старушка по¬вела девочку в свой цветник. У девочки разбежа¬лись глаза. Тут были цветы всех стран и всех вре¬мен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми пушинками, набитыми го¬лубыми фиалками».

    5- й лепесток:
    «Сейчас же беги к человеческим хижинам в до¬лине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».
    (Р. Киплинг. «Маугли»)
    6- й лепесток:
    «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его поса¬дила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюль¬пан».
    (Г. X. Андерсен. «Дюймовочка»)
    7- й лепесток:
    «Чтобы передохнуть, мальчик вылез на боль¬шой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, об¬хватил коленки и сказал, стуча зубами:
    — Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!».
    (А. Толстой. «Золотой ключик»)
    Женя: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
    Ведущая; Мы попрощались с девочкой Женей и с Цветочной улицей, а теперь свернем на бульвар Новостроек. Какие замечательные здесь дома, дворцы и замки! Интересно, какие герои сказок здесь живут? Об этом нам расскажет Света. А вы, ребята, ей в этом помогайте.
    (У Светы в руках книга-домик, сделанная из ватмана или плотной бумаги. На первой странице надпись: «Здесь живут герои сказок».)
    Света: «Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и с большими зеркалами...»
    (Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальный
    башмачок»)
    «Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было как настоящее озеро. Все это было так прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на поро¬ге, в широко раскрытых дверях».
    (Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный
    солдатик»)
    2. Зак 209
    «В это самое время король проезжал мимо. Он увидел прекрасный замок Людоеда и пожелал ос-мотреть его.
    — Как, господин маркиз! — воскликнул король.
    — Неужели и этот принадлежит вам? Никогда еще не видал таких прелестных замков! Войдем в него».
    (Ш. Перро. «Кот в сапогах»)
    Дверь тихонько отворилась,
    И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром,
    Под святыми стол дубовый,
    Печь, с лежанкой изразцовой.
    Видит девица, что тут Люди добрые живут...
    (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
    семи богатырях»)
    «Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величе¬ственно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».
    (Г. X. Андерсен. «Снежная королева»)
    Ведущая: Наше путешествие продолжается, и мы с вами подошли к Театральной площади. Здесь находится кинотеатр «Изумруд». И сегодня там показывают ваши любимые мультики. Ребята, угадайте, кто это?
    Всех он любит неизменно,
    Кто б к нему ни приходил.
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена... (крокодил).
    Он и весел, и не злобен,
    Этот милый чудачок.
    С ним хозяин, мальчик Робин И приятель... (Пятачок).
    Для него прогулка праздник,
    И на мед особый нюх.
    Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух).
    Ведущая: Итак, наше путешествие заканчивается. За это время мы посетили улицу Цветочную, бульвар Новостроек и площадь Театральную. Мы встретились со многими сказочными героями. Нам приходилось отвечать на трудные вопросы. А кто особенно хорошо выдержал это испыта¬ние, заслуживает награды.
    (Ребята определяют победителей.)

    Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля». - страница №1/1

    МОУ «НОРОВОРОТАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА»

    Перов, Василий Григорьевич

    Портрет В.И. Даля. 1872.

    СЦЕНАРИЙ

    ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
    «Литературный дилижанс Даля».

    (для учащихся 5-9 классов)

    учитель русского языка и литературы

    ХАУСТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.

    С.ГЛАЗОВО

    2008 -2009 учебный год

    Ведущий 1: Игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля» посвящена русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного «Толкового словаря живого великорусского языка», за который он был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

    Ведущий 2: Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача.

    Отец Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашён в Россию. После чего он вновь вернулся в Йенн, чтобы изучить медицину, затем вернулся в Россию лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

    Мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери – была женщиной образованной.

    Родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец Даля всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

    Учиться Владимира отдали в морской кадетский корпус, где он подружился с Павлом Нахимовым. Там и появился у Даля интерес к языку, и он составил словарь кадетского жаргона из 34-х слов.

    В марте 1819 года в звании мичмана был выпущен и отправлен служить в Николаев.

    Ведущий 1: По пути к месту службы Даль остановился на почтовой станции. Ямщик его спросил:

    Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

    А доберёмся в такую пургу?

    Не сомневайся.… Замолаживает.

    Как это «замолаживает»?

    Пасмурнеет. К теплу.

    Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

    Так. Небо тучами заволакивает; к ненастью клонит.

    Ведущий 2: Этот морозный мартовский день стал главным в жизни Даля. Он записал в свою тетрадь первое слово.

    А в 1825 году Владимир Иванович вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

    Ведущий 1: В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. А когда его спрашивали, что это он, улыбнувшись, записывает. Он отвечал: «Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки…»

    Ведущий 2: Многое ему довелось услышать во время войны. Каждый день тетрадки наполнялись новыми записями. А однажды Владимир Даль стал сочинять сказки. Сначала страшновато ему было отдавать их на суд читателей. Но потом решился напечатать несколько, только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – казак Луганский (по месту рождения).

    Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Многие из вас читали сказки «Медведь – половинщик», «Снегурочка», «Лиса – лапотница», но мало, кто знает, что принадлежат они перу Владимира Ивановича Даля.

    Ведущий 1: Осенью 1832 года Даль собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и большой Морской, где в то время жил А.С.Пушкин. Тот принял его хорошо, сказал, что уже видел эту книгу и порадовался ей. Похвалил за сказки, но подсказал идти дальше – заняться составлением словаря. На сомнение Даля:

    А осилю?

    Гений ответил:

    Непременно осилите!.. Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

    И В.И.Даль с ещё большим рвением принялся за работу.

    Ведущий 2: Осенью 1833 года Владимир Даль женился на девице Уолии Андре. Она родила ему сына и дочь, но вскоре, к несчастью, умерла.

    Прошло время. Как-то во время операции Даль познакомился с героем Бородинского сражения отставным майором Соколовым. Впоследствии Владимир женился на его дочери, которая подарила ему ещё трёх девочек.

    Зимой 1837 года семья жила в Петербурге, где Даль много общался с А.С.Пушкиным.

    За несколько минут до смерти поэт подарил на память Далю простреленный сюртук и свой перстень с зелёным камнем.

    Ведущий 1: С лёгкой руки Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53 лет. Труд Даля был удостоен Золотой медали от русского географического общества.

    Ведущий 2: Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

    А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

    Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

    Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Так как считал, что народ владеет точным, выразительным словом. Где же нам учиться по-русски, если не у него?

    Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

    Ведущий 1: Уважаемые команды, наступила пора показать вам знания на станции «Автобиографической».

    (Вспомните по очереди сведения о жизни и творчестве В.И.Даля. Кто больше назовёт – тот победил).

    Слово жюри

    Станция «Игровая»

    После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем с вами в игру Даля «Полетушки».

    Все участники обеих команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался поднять палец или «полетел» с нелетающим животным или транспортом (например, коровой или трактором) выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, выигрывает жеребьёвку и приносит своей команде право первой начать игру.

    Слово жюри

    Станция «Толковая»

    Здесь ребята принимают участие в игре «Словарная уха». Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит), поочерёдно отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написаны слова из «Толкового словаря» Даля.

    Участник, не поймавший рыбку-вопрос с первой попытки, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен найти нужный том словаря, нужное слово и дать ему толкование. Игрок, справившийся с заданием, приносит своей команде 1 балл.

    Слова для поиска: календарь, мендрюга, пшеница, прыть, поминать, притурять, нахмарить, побаклушить и другие.

    Слово жюри.

    Станция «Загадкино».

    На этой станции растёт Дерево Загадок, на его листочках написаны загадки из книги Даля, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. В этом конкурсе предусмотрена помощь зрителей-болельщиков, которые могут выручить свою команду и принести ей 1 балл за правильно отгаданную загадку.

    Загадки:


    1. Что выше леса? (Солнышко).

    2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

    3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

    4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).

    5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

    6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

    7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).

    8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).
    Слово жюри.

    Станция «Гора пословиц». Конкурс капитанов.

    Нужно взять картинку-иллюстрацию из книги Даля, сделать копию, разрезать её на 8 равных квадратов. На обратной (чистой) стороне каждого квадрата написать продолжения пословиц, начало которых будет зачитывать ведущий. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав вторую часть, начинают составлять картинку по принципу детских кубиков. Если пословицы угаданы правильно, то, перевернув все 8 квадратиков, капитаны должны получить целую иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается по 1 баллу.

    Пословицы:


    1. Под лежачий камень…(вода не течёт).

    2. Труд человека кормит… (а лень портит).

    3. Дело мастера…(боится).

    4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

    5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).

    6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

    7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

    8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).
    Слово жюри.

    Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.

    Станция «Скороговоркино»

    Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (из сборника Даля). Игроки, которые произносят скороговорку, приносят своей команде по 1 баллу.

    Жюри подводит итоги игры.

    Ведущий: Молодцы! Ребята, на этом наше путешествие «Литературный дилижанс Даля» подходит к концу и завершает сегодня Неделю детской и юношеской книги.


    1. Встреча с книгой, что с другом,
    Для всех словно праздник,

    А для детской души

    Это нить Ариадны,

    Что ведёт их от сказок,

    Былин и преданий

    В мир жизни реальной,

    Мир науки и знаний.


    1. Книги учат детей
    Всем премудростям жизни –

    Как быть человеком,

    И быть нужным Отчизне,

    И как правду от лжи

    Все должны отличать,

    Как бороться с врагом

    И как зло побеждать.


    1. Книги им помогают
    Красоту постигать,

    Как прекрасное видеть,

    Как его передать,

    И как в малом увидеть

    Большое значенье,

    И как в жизни найти

    Золотое сеченье.


    1. Мудрость книжных страниц –
    Это жизни уроки

    О дне настоящем

    И о наших истоках.

    Они их побуждают

    Мечтать о высоком,

    О будущем думать –

    О потомках далёких.


    1. В книгах знания, свет,
    В книгах память веков,

    В книгах мудрость людей –

    Наших дедов, отцов.

    Нам без книг, как без хлеба,

    Даже дня не прожить,

    Так давайте же будем

    Их беречь и хранить!

    Песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь…»

    1). Если с книгой дружишь ты,

    Если с книгой дружишь ты,

    Веселей живётся.

    А без книги, ты пойми,

    А без книги, ты пойми,

    Всё трудней даётся.

    Припев: Что мне А,

    Что мне Б,

    Что мне А, Б, В,Г,Д,

    Когда я знаю буквы все.

    2). На уроках я всегда,

    На уроках я всегда

    Отвечаю чётко.

    Книга - верная моя,

    Книга - верная моя

    Мне во всём подмога.

    Припев.

    3).И скажу я вам, друзья,

    И скажу я вам, друзья,

    С книгой вы дружите.

    Книги – верные друзья,

    Книги – верные друзья,

    Книги вы любите!

    Припев 2 раза .

    Учитель: Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников, показавших свою любовь к книге, чтению, продемонстрировавших знания по русскому языку и литературе на литературном треке, посвящённом Неделе детской и юношеской книги.


    (Вручение грамот и сувениров уч-ся и благодарность учителям-помощникам).

    Путешествие в страну веселого детства

    (Литературный праздник, посвященный творчеству

    Агнии Барто.)

    Здравствуйте, ребята! Продолжается у нас недели детской книги. И сегодня мы с вами отправимся в страну веселого детства но страницам книг Агнии Львовны Барто. В этом году Агнии Барто исполнилось бы 100 лет, родилась она 17.02.1906г. В г. Москве в семье ветеринарного врача. Роди гели определили дочь в Московское хореографическое училище, мечтали о её блестящей артистической карьере. Но балериной она так и не стала, её к тому времени уже увлекла литература. Она начала писать стихи. Первая книга вышла, когда А. Барто было 19 лет. Энергичная, стремительная, яркая А. Барто успевала всегда и всюду. И её хватало на все. Она писала стихи, переводы делала, писала сценарии для фильмов, вела на радио передачу «Найти человека». На бесконечные встречи со своими читателями. Её популярность росла стремительно быстро. Ярче всего талант поэта проявился в веселых стихах. А. Барто прекрасно понимала, что смех - самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. Стихи А. Барто приобрели всенародную популярность. Они имеют обычно форму лирической миниатюры - ту форму, которая была хорошо разработана русскими поэтами прошлого века, творившими для самых маленьких.

    Именно лирические миниатюры принесли А. Барто славу классика детской поэзии. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью.

    Дети ведь не без проказ, не без ошибок в поступках. Но они растут и от взрослых многое зависит. Всю свою жизнь А. Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных, интересных, поучи тельных стихотворений про детей, и для детей.

    А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие страну веселого детства. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, папы, бабушки, дедушки читали вам коротенькие стишки, которые называются игрушки. А сейчас мы с вами вспомним эти стихи- игрушки.

      ИГРУШКИ ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЧЕРНОГО СУНДУКА.

    Я вам показываю игрушку, а вы мне рассказываете стихотворение А. Барто «Игрушки».

      ИМЕНА ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.БАРТО.

      Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим.

    Не будь такой разиней, резиновая...(Зина).

      Мы с... (Тамарой) ходим парой,

    Санитары мы с...(Тамарой).

      Случается, что девочки бывают очень грубыми, хотя

    Необязательно они зовутся... (Любами).

      Качели взлетают то влево, то вправо,

    И громко вздыхает вожатая...(Клава).

      Он всю цветную пленку истратил на...(Аленку).

      Но старик зовет на смену пионерку – внучку...(Лену).

      Непонятно, кто из нас поступает в первый класс:

    Мама или я – Новиков...(Илья).

      По телефону день – деньской.

    Нельзя к нам дозвонится!

    Живет народ у нас такой – ответственные лица:

    Живут у нас три школьника,

    Да первоклассник...(Коленька).

      Пробило пять часов утра,

    Проснулась младшая сестра,

    Кричит: - Что вы спите?

    Пора вставать...(Никите).

      Она кричит еще с порога.

    Объявляет на ходу:

    - У меня уроков много,

    Я за хлебом не пойду! (Любочка).

      Кто, кто в этой комнате живет,

    Кто, кто вместе с солнышком встает? (Машенька).

      Мы целое утро возились с ростками,

    Мы их посадили своими руками.

    Мы с бабушкой вместе сажали рассаду. (Катя).

      Перед сном сказала маме:

    Вы меня разденьте.

    Я устала не могу,

    Я вам завтра помогу.(Таня).

    И еще много других имен девочек и мальчиков встречается в стихотворениях А. Барто.

      ИГРА «ЛОВИСЬ РЫБКА».

    4 участника, кто быстрее поймает рыбку.

    А. Барто писала много о ребятах нерадивых. Послушайте, может быть, кто-то кого-то них узнает.

    Стихотворение «Любочка».

    Синенькая юбочка,

    Ленточка в косе

    Кто не знает Любочку?

    Любу знают все.

    Девочки на праздники

    Соберутся в круг.

    Как танцует Любочка!

    Лучше всех подруг.

    Кружится и юбочка

    И ленточка в косе

    Все глядят на Любочку

    Радуются все.

    Но если к этой Любочке

    Вы придете в дом,

    Там вы эту девочку

    Узнаете с трудом

    Она кричит, еще с порога

    Объявляет на ходу:

    У меня уроков много,

    Я за хлебом не пойду!

    Едет Любочка в трамвае

    -Она билета не берет.

    Всех локтями раздвигая,

    Пробирается вперед.

    Говорит она толкаясь:

    - Фу, какая теснота!

    Говорит она старушке

    -Это детские места.

    «Ну, садись» - вздыхает та.

    Синенькая юбочка,

    Ленточка в косе

    Вот какая Любочка

    Во всей своей красе.

    Случается, что девочки

    Бывают очень грубыми,

    Хотя необязательно

    Они зовутся Любами.

    И прочитав это стихотворение, вы ребята должны понять, что очень важно уметь вести себя красиво, быть хорошими и воспитанными.

      ВИКТОРИНА: ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ.

      Видят - девочка стоит

    Очень страшная на вид:

    Нос распух, что свекла,

    Платье все промокло. (Девочка - ревушка).

      Громко девочка кричала,

    Как увидела мочалку,

    Цапалась, как кошка:

    - Не трогайте ладошки!

    Они не будут белые:

    Они же загорелые.-

    А ладошки -то отмылись. (Девочка - чумазая).

      Вот у Тани сколько дел:

    Таня ела, чай пила,

    Села с мамой посидели,

    Встала, к бабушке пошла. (Помощница).

      Весна, весна на улице.

    Весенние деньки...(Веревочка).

      Как звали мальчика,

    У которого «Добрая душа»? (Вовка -добрая душа).

      Чихнула старшая сестра,

    Он крикнул: - Будь здорррова!

    А ведь не мог еще вчера.

    Сказать он это слово. (Буква «Р»).

      Целый день он в гамаке

    Дремлет с зонтиком в руке. (Про ленивою Федота).

      Мы вчера играли в стадо,

    И рычать нам было надо,

    Мы рычали и мычали,

    По собачьи лаяли. (Игра в стадо).

      Разбудил он всю квартиру.

    До утра заснуть не мог.

    Даже бабушке приснилось.

    Что она твердит урок. (В школу).

      Что выписал доктор Сереже.

    И чему завидовал Дима? (Очки).

      ИГРА: ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.БАРТО.

    Например, «Идет бычок, качается..», но не так, как вы обычно читаете с выражением, а словно:

      вы оправдываетесь перед товарищем;

      вы обиделись на бабушку;

      вы хвастаетесь перед ребятами;

      вы рассердились на младшего брата;

      вы испугались собаки.

    Есть у А. Барто цикл стихотворений и называется «Пестрые страницы». А вы, ребята, помните о чем в них рассказывают синицы?

    Летели две синички,

    Собою невелички,

    Как они летели –

    В книжку залетели.

    По листкам кружились,

    С нами подружились.

    Где вы были?

    Далеко ли?

    На Арбате были

    В школе.

    Заглянули в третий класс. (вздыхает)

    Там Смирнов отстал в учебе,

    И представьте, из-за нас!

    «Скачет шустрая сенница»,-

    Написал он на доске

    И за это единица

    У Смирнова в дневнике.

    Он расстроился, бедняжка.

    Слезы брызнули из глаз.

    Да и нам, конечно, тяжко,

    Что неверно пишут нас.

    В коридоре что творится!

    Стайкой скачут ученицы,

    Мчаться мальчики гурьбой,

    Все кричат наперебой.

    Мы охотно скачем сами

    Вверх и вниз, туда - сюда,

    Не кричим мы никогда.

      КТО ЖЕЛАЕТ ТАЛАНТЫ СВОИ ПОКАЗАТЬ.

    Можно спеть, станцевать, стихотворение прочитать...

      «ПОРА ПРОЩАТЬСЯ.»

    Летели две птички,

    Собой невелички,

    Как они летели -

    В книжку залетели.

    По листкам кружились,

    С нами подружились.

    Сказали две птички:

    - Трудно без привычки,

    И малы мы слишком,

    Чтоб летать по книжкам.

    Возвращаться надо

    Нам в лесные чащи,

    Где всегда прохлада,

    Где ручей журчащий.

    Нас в лесу синички

    Ждут на перекличке.

    Вздохнули две птички,

    Собой невелички:

    - Нам нора прощаться,

    С вами расставаться!

    Вы зимой в метели

    Ставьте нам кормушки!

    Со страниц слетели

    Наши две подружки,

    Сели на обложку

    Да и в путь- дорожку!

    С читателем прощаются

    Шустрые синицы.

    На этом закрываются

    Пестрые страницы.

    А сейчас наше путешествие в страну веселого детства подошло к концу, просим вас подсчитать жетоны и выйти к нам. (Участникам вручаются призы).

    До свидания, до новых встреч!

    Список литературы:

      Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. –Ч.1. - М., 1998.- С. 44-47.

      Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей.- М.,1999.-С.17-19.

      Полозова Т.Праздники для детей. К 90-летию со дня рождения А.Л.Барто. // Начальная школа, 1996, -№ 6. - С.64 - 67.

      Химина О.С. Поэзия доброты // Читаем, учимся, играем. Журнал - сборник сценариев для библиотек. - 1998. - № 8. - С.121 - 123.

    Составитель: учитель якутского языка и литературы Бурцева Е.И.



    
    Top