Путешествие воробья читать. Любовь к родине, или путешествие воробья

«Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется…»

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Любовь к родине, или путешествие воробья" Платонов Андрей Валерьевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Конспект урока литературного чтения.

4 класс

Тема: А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Цель урока : формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса через анализ сказки А. Платонова "Любовь к Родине или путешествие воробья”.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей,

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Поиск и выделение необходимой информации;

Определение основной и второстепенной информации;

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции

Оборудование: листы А4, фломастеры, песня «С чего начинается Родина», карточки для групп, презентация.

Организация работы

Ход урока:

Стадия вызова .

На доске записана тема, сделана заготовка для кластера.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.

Прослушайте музыкальный фрагмент. Определите его тему (о Родине, о любви к Родине)

О Любви к Родине писали композиторы, художники, поэты и писатели. Назовите фамилии поэтов, тема стихотворений которых – любовь к Родине (Рубцов, Бунин, Блок, Бальмонт, Фет, Некрасов, Пушкин).

Любовь к Родине многогранна. Поэты и писатели показывают нам это чувство, приоткрывая перед нами эпизоды из своей жизни или жизни своих персонажей. Так, например, поступил Андрей Платонов.

Откройте учебную хрестоматию на с. 136. Уточним:

    Заголовок произведения.

    Жанр произведения.

    Сказка литературная или народная? Поясните ответ.

Кто является главным героем сказки? (старый скрипач-музыкант)

О чем сказка? (о жизни старого скрипача)

Урок мы посвятим поиску ответа на вопрос: Что, по Платонову, включает в себя понятие «жизнь».

Прием «Кластер». Форма работы: групповая.

1) Организация самостоятельной работы.

Обсудите, что включает в себя понятие «жизнь».

Запишите слово или словосочетание на полоске листа фломастером. Количество заполненных полос определяет группа.

На выполнение задания 2-3 минуты.

2) Организация обмена мнениями.

Прослушайте ответ одной группы. Затем, используя ключевые слова, отвечают друг за другом представители оставшихся групп:

«Мы согласны..

Хотим дополнить..

Хотим уточнить…)

Осмысление содержания

Теперь мы приступаем к исследованию сказочного происшествия, описанного Платоновым.

Прием «Чтение с остановками»

Форма работы: групповая.

1 остановка «Знакомство музыканта с воробьем»

О на В: Почему скрипач любил Тверской бульвар?

( Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по улицам спешат люди. И на все это смотрит с высоты наш великий поэт А.С. Пушкин, задумчивый и немного печальный. Именно любовь к Москве, к Родине и заставляет скрипача идти на Тверской бульвар.
- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях чувства добрые своей нежной музыкой).
ВЧ: Зачем скрипач ходил играть на скрипке к памятнику Пушкина?

(Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее).

Какой новый компонент формулы жизни?

(способность дарить добро, приносить счастье людям)

ВЧ: Что музыкант делал с деньгами, которые слушатели музыка клали на футляр скрипки?

О на В: Почему старик не брал денег за свою работу?

(Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей).

Какой новый компонент формулы жизни?

(Способность любить бескорыстно, бескорыстие).
ВЧ: Как произошло знакомство воробья и старого музыканта?

О на В: Какое чувство вызвал у старого музыканта воробей? Почему?

(Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку. Он испытывал сострадание, сопереживание).
ВЧ: Как скрипач подготовился к встрече с воробьем на следующий день?

О на В: Почему музыкант привязался к воробью?

(Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра

    Способность сострадать, сочувствовать

    Милосердие

    Способность любить бескорыстно.

    Способность дарить добро.

2 остановка «Воробей в райской стране»

ВЧ: Описание страны вечного лета.

О на В: Почему тоскует воробей (в райской стране)?

(Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба. Отсутствие знакомые и родственники)

ВЧ:

О на В: Почему воробей поселился на берегу ручья?

(Он выбрал берег ручья, покрытый мелкими камнями. Это место напоминало ему о Родине).
О на В: Кого он выбрал себе в друзья? Почему?

ВЧ: Описание постоянного места жительства воробья.

ВЧ: О чем мечтал воробей в райской стране?

О на В: Зачем воробей перебрался на голую скалу?

(Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой на Тверской бульвар).

Какие новые компоненты формулы жизни?

    Любовь к Родине

    Чувство родства, корни.

3 остановка «Музыкант и черепаха»

ВЧ: Почему музыкант купил черепаху?

О на В: Почему, живя вместе с черепахой, скрипач стал редко ходить к памятнику Пушкина?

ВЧ: Почему музыкант вспоминал о воробье и жалел его?

О на В: Понимала ли черепаха музыку?

4 остановка «Воробей и ураган»

О на В: Устраивала ли воробья жизнь в урагане? Поясни ответ.

ВЧ: Как воробей добывал себе пищу в урагане?

О на В: Чего не хватало воробью в урагане?

ВЧ: Почему воробей боялся, что ветер перестанет дуть?

5 остановка «Новая встреча старого скрипача и воробья»

Как называется сказка?

Кто совершил путешествие?

Куда совершил путешествие воробей?

(на чужбину и обратно, на Родину)

Происходит чудо: воробей попадает в дом старого музыканта и оживает. Почему воробей смог ожить?

(согрет теплом тела, души)

Почему сказочное путешествие заканчивается трагически?

Возможный ответ:

Воробей из тех, кто привык явно брать от жизни необходимое. Итак, воробей лишён животворящих начал, которыми, по Платонову, являются труд, способность и готовность любить, отдавать. Именно, благодаря им, чудо жизни оказывается возможным.

Воробей был не не в силах вынести разлуки с Родиной.

Рефлексия

Форма работы: фронтальная.

Прием «Мозговая атака».

Фронтально, устно.

Как называется произведение Платонова?

Сказочное происшествие имеет отношение только к воробью?

(Нет. Название относится к обоим главным героям: маленькой седой птичке и старому музыканту).

Что объединяет две души, встретившиеся на Тверском бульваре? (любовь к Родине)

Как каждый из них любит Родину? Для ответа можно воспользоваться подсказкой:

Сознательно/не сознательно, Родина ассоциируется/ хочет приносить.

Возможный ответ:

Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни. Даже райские кущи не затмевают их.
Второй (музыкант) любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро, даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается.

Что же такое, по Платонову жизнь? Оцените схему, определите, нуждается ли она в корректировке. Если нужно дополнить схему, используйте полоски бумаги.

Каждая группа называет один компонент «формулы жизни». Двигаемся по схеме по часовой стрелке.

Согласна, ребята, с вами в том, что жизнь – это л юбовь к окружающим людям, способность к состраданию, сопереживанию, труд на благо людей и себя, способность к преодолению различных обстоятельств, любовь к родине, милосердие.

Сказка – ложь, да в ней намек. К чему призывает нас автор?

Возможный ответ:

Наши улицы и бульвары по-прежнему полны одиноких старых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово. Не жалеть тепла души.
«Делать людям хорошее – хорошеть самому».
«Спешите делать добрые дела» - А.Я. Яшин.

Прием «Мозговая атака».

Фронтально, устно.

Какое домашнее задание может быть по произведению Андрея Платонова?

    Составление плана сказки.

    Пересказ (краткий, творческий, выборочный)

    Синквейн.

    Составление кроссворда или теста.

    Придумать продолжение сказки.

    Нарисовать иллюстрацию к сказке и подписать ее строками из сказки.

    Подбор пословиц. Объяснение своего выбора.

Выберите одно или несколько заданий из предложенных, выполните его (их) к следующему уроку.

Урок окончен.

Благодарю за работу. Желаю успехов на следующем уроке.

Вариант кластера.

Ресурсы Интернет:

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ

(Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал - хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр - на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью "Зимнюю дорогу" Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню...

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Платонов Андрей
Любовь к родине, или путешествие воробья

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ

(Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя

конец ознакомительного фрагмента

Андрей Платонович Платонов

Любовь к Родине, или Путешествие воробья

Любовь к Родине, или Путешествие воробья
Андрей Платонович Платонов

«Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется…»

Андрей Платонов

Любовь к Родине, или Путешествие воробья

(Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.




Top