Пять позиций пентатоники. Пентатоника ЛЯ на гитаре

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика - не может быстро запомнить боксы на грифе гитары. Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы - все равно советую прочитать до конца. Или, если скорость интернета позволяет - посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями. Давайте коротко разграничим.

Если речь идет не о железной проволочке поперек грифа - это система организации звуков. То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее. То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение. Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно.

Ну это в чистой в теории - на практике не всегда так.
. Но если лад - более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее - позиция и бокс. Если лад и гамма - это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары. Вернее, даже не так - я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф - скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра… банджо, дутар, саз, ситар, балалайка - это все позиционные инструменты.
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек - скрипка, контрабас, альт и так далее - позиция - вообще основополагающая вещь для техники игры. Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть. Так вот - позиция это местоположение кисти гитариста - называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный - та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором - вторая и та далее… до 24 -ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание - абсолютная шкала. У нее есть «0» - нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс? Бокс - это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы. И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне - в движении по грифу. Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил - позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы - относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции.
Это бред. Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности. Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор - в третьей.
Единственное, что остается неизменным - это их расположение относительно друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах - и не только - боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише. И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой», которые можно будет вставить в соло "на автомате".

Тут правда есть и оборотная сторона медали - борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап - назовем его «визуальный» - надо запомнить «картинку» бокса. Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания - это пятый бокс - он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом. Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить - «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть - в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы - «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры. Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты. Или группами по шесть, например, нот.

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев. И это опять тема для отдельного видео - «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться.
Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.
Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине - какая нота на каком ладу должна точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы).

Так вот - важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа. А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить и строить сами. По слуху. Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
Заметьте - получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса, а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче - поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — . Тема большая, про это - тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все. Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет! Вот теперь самое главное. Это знание - мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

Далее - все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили. К первому боксу прибавляете второй, ко второму - третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше (или ниже - смотря в какой тональности) и не замкнете круг.

Для того, чтобы играть соло и хорошо импровизировать, не обязательно знать много. Основой многих соло известных гитаристов является пентатоника - послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и особенно Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чем речь. Секрет того, как играть пентатонику на электрогитаре кроется в том, что она подходит под любую гамму, выступая в роли универсального инструмента для разных стилей музыки.

сайт рассказывает, что такое пентатоника и как играть её на гитаре, а также предлагает несколько упражнений, чтобы освоить этот звукоряд.

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. ). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. ) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.

5 боксов мажорной пентатоники.

5 боксов минорной пентатоники.

Как играть пентатонику: упражнения

Пентатоника - это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 Базис

Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.

2 Растяжка пальцев

Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).

3 Смещение рук при игре

Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

4 Позиционирование на грифе

Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх - так вы придете в нужную позицию.

5 Обыгрывание нот

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.

6 Обыгрывание со смещением

Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.

7 Три бокса, три октавы

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы - игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.

8 Пентатоника и технические приемы

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).

9 Пентатоника по всему грифу

Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.

10 Пентатоника в блюзе

Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы - это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.

11 Пентатоника в роке

Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.

Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.

12 Пентатоника в метале

В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью - сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.

Для того, чтобы играть соло и хорошо импровизировать, не обязательно знать много. Основой многих соло известных гитаристов является пентатоника - послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и особенно Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чем речь. Секрет того, как играть пентатонику на электрогитаре кроется в том, что она подходит под любую гамму, выступая в роли универсального инструмента для разных стилей музыки.

сайт рассказывает, что такое пентатоника и как играть её на гитаре, а также предлагает несколько упражнений, чтобы освоить этот звукоряд.

Что такое пентатоника?

Пентатоника - это минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. ). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. ) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.

5 боксов мажорной пентатоники.

5 боксов минорной пентатоники.

Как играть пентатонику: упражнения

Пентатоника - это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.

1 Базис

Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.

2 Растяжка пальцев

Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).

3 Смещение рук при игре

Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.

4 Позиционирование на грифе

Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх - так вы придете в нужную позицию.

5 Обыгрывание нот

Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.

6 Обыгрывание со смещением

Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.

7 Три бокса, три октавы

В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы - игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.

8 Пентатоника и технические приемы

Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).

9 Пентатоника по всему грифу

Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.

10 Пентатоника в блюзе

Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы - это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.

11 Пентатоника в роке

Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.

Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.

12 Пентатоника в метале

В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью - сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.




Top