Пьющая абсент пикассо. Любительницы абсента пабло пикассо

Абсент в начале 20 века становится для французов неким фетишем. Бытует мнение, что человек, приохотившийся к этому напитку, не просто страдает алкоголизмом, а имеет некую возвышенную форму алкоголизма. Абсент не просто пьянит, а погружает пьющего в мир фантазий и галлюцинаций.

Однако картина Пикассо «Девушка с абсентом» полна особого драматизма, так как бросается в глаза гипертрофированная рука героини, которая как бы пытается обнять себя ею. Видно, что женщина о чем-то задумалась, ее взгляд устремлен вдаль. Многие искусствоведы задавались вопросом: о чем же думает героиня Пикассо, сидящая за пьянящего абсента.

Что за женщину изобразил Пикассо

Скорее всего, женщина одинока, она не торопится никуда и часто заходит в маленькое французское кафе, чтобы посидеть в одиночестве и повспоминать. Зрителя привлекает взгляд женщины – глубокий и задумчивый. Наверняка она думает о том, как бесцельно и бездарно проходит ее жизнь, раз единственной радостью становится бокал полынной настойки (так называли абсент).

Возможно, женщина, вспоминая свою молодость, пытается понять, почему именно ей досталась такая безрадостная, тяжелая жизнь, ведь вокруг так много удачливых людей, живущих по-другому, совсем иначе. На ее губах застыла улыбка, не злостная, скорее тоже с примесью грусти, в тон глаз. Улыбка и глаза помогают зрителю понять, что творится , что происходит в ее голове и, возможно, в душе.

Глаза героини полузакрыты, а плечи опущены. Она как будто старается удержать саму себя на месте, чтобы не встать и не прокричать всему миру о своем одиночестве и безрадостности бытия.

Ощущения трагичности судьбы Пикассо добивается при помощи коричнево-синей палитры, преобладающей в картине. Художник явно дает зрителю понять, что выхода нет, что женщина ничего сделать уже не сможет. Однажды ее жизнь пошла по однообразной скользкой тропе, и все, выхода уже нет. Наверняка, в том парижском кафе уютно и весело, но женщина всего этого не замечает. В ее голове масса вопросов, на которые ей никто не может дать ответ. А сама она уже окончательно потерялась.

Тему абсента затрагивали также в своем творчестве Тулуз Латрек, Дега и пр. В начале 20 века абсент запретили к употреблению как напиток, обладающий наркотическим эффектом. Но даже абсент не в силах отвлечь героиню Пикассо от мыслей о ее непростой судьбе. Иначе название картины можно перевести как «Любительница абсента». Картину купил Сергей Иванович Щукин, российский меценат. После войны «Женщина с абсентом» оказалась в Эрмитаже.


Себя художник тоже изображал разнообразно. Очень любил шляпы всякие и трубку курил, так прямо себя и рисовал — в шляпе и с трубкой. Причем я заметила удивительную закономерность. Если эти два предмета присутствуют на картине, то у художника настроение хорошее, т.е. картина светлая.

Вот ещё один вариант. Он грустнее, чем картина, взятая в загловок поста, но зато не устрашающий как на многих других портретах. Правда с левым ухом уже какие-то трабблы:

Надо сказать, что без шляпы ему не очень идет:

Один из автопортретов посвящен его другу Полю Гогену. Дружба у них была сложная. Они вместе творили, пьянствовали (особенно уважали абсент) спорили об искусстве… ходят слухи, что в ходе одного из таких споров Ван Гог в сердцах отрубил себе мочку левого уха. Потом положил его в конверт и подарил любимой проститутке по имени Рошель. Она упала в обморок и заявила в полицию. Полиция пришла к Винсенту Ван Гогу домой, а тот лежа в кровати истекает кровью. Посчитали, что состава преступления нет — художник заявил, что изувечил себя сам. Немного оправившись от раны, не преминул написать с себя портрет:

По другой версии ухо ему отрубил Гоген, который тоже был весьма вспыльчивым персонажем и обладал сложным характером. Кроме того, Поль Гоген жил на содержании Тео Ван Гога, который приходился Винсенту родным братом, был любителем и покровителем живописи. Наверное это как-то задевало Гогена, ну может завидовал, что ли… Как было на самом деле мы узнаем вряд ли, но жизнь у друзей-художников была интересная. Авторпортрет для Гогена, довольно угрожающий взгляд, надо заметить:

Вся эта жуткая история произошла в декабре 1888 года. В итоге художник добровольно отправился в психиатрическую лечебницу, где много работал, вдохновлялся видом из окна и выздоравливал. Начался самый плодотворный период его творчества, к великому сожалению, весьма короткий, закончившийся самоубийством. Ван Гог вышел на природу писать пейзажи, и вдруг застрелил себя из пистолета прямо в сердце. Однако не умер прямо сразу, а пошел домой и прожил еще сутки. Скончался художник на руках у своего брата Тео, 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, Франция. В том, что это было самоубийство никто не сомневался. Видимо, потому, что попытка была не первая. Художник многократно покушался на собственную жизнь.


Ты - яд, с амброзией в смешенье
Меня пьянит твой тонкий аромат!
Тебе поэт, внимал я в изумленье
Ты на на кресте мечтой своей распят!

С тобой опять тону в тумане мглистом
Язвим раскаяньем, снедаем пустотой
Любовь молю - зажгись звездой лучистой
В угрюмой бездне, над свинцовой тьмой!
Шарль Бодлер

Абсент сложно назвать просто алкогольным напитком. Несмотря на то, что он не обладает
такой многовековой историей, как, например, вино, абсент заслужил право называться
отдельным уникальным явлением в мировой культуре.

Портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом (1912)

Во времена Прекрасной эпохи Зеленая фея - прозвище данное за его характерный цвет
- был излюбленным напитком богемы в Париже. Питье абсента было своеобразным
ритуалом, символизирующим переход в вечер.

Бокал абсента 1910 год

Эффект от употребления абсента может быть самый разнообразный: спокойное расслабление,
необыкновенная бодрость, эйфория, внезапный смех, агрессия, галлюцинации, нарушение
зрения, изменение цветов.


Пабло Пикассо Любительница абсента 1901

«Зеленую фею» (или, согласно Полю Верлену, «зеленую ведьму») воспевали в числе прочих
Артюр Рембо, Оскар Уайлд и Эрнест Хемингуэй, увековечивали на своих полотнах Эдгар
Дега, Эдуар Мане, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и другие




Эдгар Дега Абсент (В кафе) 1873

Эдуар Мане Любитель абсента 1859



Анри де Тулуз-Лотрек Пьющая абсент в Гренель 1886




Винсент Ван Гог Натюрморт с абсентом 1887




Жан-Франсуа Рафаэлли Пьющие абсент 1881

Но все же, когда заходит речь об отношении этого напитка к живописи, на ум едва ли
не первой приходит «Любительница абсента» Пабло Пикассо.

Молодому испанцу посчастливилось жить в Париже в то время, когда здесь можно было в
полной мере вкусить все прелести богемной жизни, включая походы по борделям в компании
таких же полунищих художников и беспрепятственное употребление абсента.
Но во французскую столицу Пикассо переедет только в 1904 году, а пока же он постоянно
курсирует между Парижем и Барселоной, работая, как проклятый, и страдая от безденежья
и неустроенности. «Любительница абсента» появляется на свет именно в этот период,
который при всем желании нельзя назвать счастливым. В 1903 году Пикассо напишет
«Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», герой которого изображен за столиком перед
бокалом абсента.




Пабло Пикассо Портрет Анхеля Фернандеса де Сото 1903


В 1912 году художник вновь увековечит любимый напиток в
кубистической работе «Бутылка «Перно» и бокал».




Пабло Пикассо Столик в кафе


И, наконец, в 1914-м, за год до того, как «зеленая фея» была запрещена во Франции,
Пикассо создает скульптуру «Бокал абсента».




Пабло Пикассо Бокал абсента 1914 Бронза, Глина

До легализации напитка в европейских странах художник не дожил.

«Любительница абсента» не отличается оригинальным сюжетом. Одиноких людей за столиком
кафе до Пикассо и после него изображали многие живописцы. Однако именно в исполнении
испанского художника эта тривиальная сцена обретает отпечаток глубокой драмы.
На картинах «голубого периода» («Голубой период» считается первым в творчестве
Пикассо. Молодой художник приехал покорить Париж в 1901 и в этом же году потерял
своего близкого друга Карлоса Касамегаса, который покончил жизнь самоубийством.
Мрачная живопись с трагическими персонажами.) Пикассо неоднократно будет изображать
людей, похожих на героиню этого полотна


Пабло Пикассо Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты) 1901


Пабло Пикассо Абсент

а с другой – производит впечатление сжатой пружины. Окружающее пространство будто
бы стискивает ее со всех сторон, а сама она обхватывает себя неестественно длинными
пальцами, словно хочет занимать как можно меньше места. Этот эффект «невидимости»
только усиливает ощущение отверженности, одиночества среди толпы, которое хоть раз
в жизни испытывали большинство людей.

Сюжет

В темном зале ресторана средь веселья и обмана показывает Пикассо любительницу абсента. Погруженная в себя, она совершенно безразлична к происходящему. Тело ее, словно, стало монолитом, который мерно покачивается в такт приходящим и уходящим мыслям и образам.

«Любительница абсента», 1901. (wikipedia.org)

Абсент, стоящий на столе, — своего рода портал в мир забвения, где отступают тревоги дня, болезни и страх. Алкоголь не решает сложностей — утром на похмельную голову вновь обрушатся все те же передряги, — но он отключает героиню от реальности.

«Любительница абсента», 1901. (picassolive.ru)

Тот мир, который мы видим на полотне, — это одновременно и интерьер одного из многочисленных дешевых кафе на , и пространство фантазии. Зритель теряет связь с реальностью, как и любительница абсента. Используя клуазонизм — уплощающую манеру живописи, — Пикассо переключает наше внимание на нематериальный мир.

Контекст

Полотно создано под влиянием Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Эдуарда Мане, Эдгара Дега. По сути, все современники, к началу XX века успевшие заявить о себе, так или иначе, процитированы. Это касается и стилистики, и сюжета: тема одинокого человека, оказавшегося за бортом и ищущего забытья, облегчения душевной боли в рюмке, была очень популярна в конце XIX века. У самого Пикассо существует несколько интерпретаций сюжета, почти копирующего «Любительницу абсента».

Эдуард Мане «Любитель абсента», 1859. (wikipedia.org)


Эдгар Дега «Абсент», 1876. (wikipedia.org)



Поль Гоген «Кафе в Арле», 1888. (wikipedia.org)


«Абсент», 1901. (wikipedia.org)

В какой-то мере эта картина — портрет души Пикассо. Нищета, отсутствие заказов, смерть близкого друга Касагемаса, общая неустроенность стали испытанием, преодолевая которое живописец, конечно, мог точно так же искать забвения в рюмке. Тема одиночества и опустошенности вскоре зазвучит в голубом периоде, для ее раскрытия Пикассо будет писать равных ему по статусу представителей низов — нищих, бродячих артистов, проституток, бездомных.

Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка. Странствующие гимнасты», 1901. (wikipedia.org)

Пабло Пикассо «Женщина с шиньоном», 1901. (wikipedia.org)

В это время художник был настолько беден, что у него даже не было холста. Для «Любительницы абсента» он взял прежнюю работу, замазал ее и воспользовался обратной стороной. В результате цвета звучат матово, приглушенно — как усмиренная на время тоска героини. Загнанная, зажатая, она стискивает себя руками, так неестественно сплетенными.

Судьба художника

Пабло Пикассо родился в 1881 года в Малаге. По легенде, младенец был так слаб, что акушерка уже было подумала, что он мертв. Но дым от сигары дяди, стоявшего рядом, пробудил ребенка.

Отец Пикассо был художником и решил пристрастить к тому же занятию и сына. Наверняка, вскоре он пожалел о своей затее — ребенок проявил столь впечатляющие способности, что с годами отец и вовсе отказался от живописи — не выдержал конкуренции.

Обладая классической испанской вспыльчивостью, Пикассо не тратил времени на обуздание нрава. Любое слово критики в его адрес вызывало гнев. Это было основной причиной незаконченного образования и частых конфликтов Пикассо с людьми.

Из Малаги он переехал в Барселону, где ему было все же тесно, а затем — в Париж. Здесь же в 1901 году состоялась первая выставка Пикассо. Конечно, провальная — провинциал-испанец не воспринимался серьезно взыскательными парижанами. Для самовлюбленного и амбициозного юноши это фиаско было испытанием потруднее нищеты. Но и его он преодолел.

Автопортрет, 1901−1902. (wikipedia.org)

В Париже художник жил в районе, где было опасно появляться на улицах одному и без оружия. Но такие мелочи только накаляли атмосферу и заряжали Пикассо жаждой жизни. В те годы он позволял себе все: любовница сменялись одна за другой, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. С наркотиками было покончено только после самоубийства художника, повесившегося от нищеты. Пикассо испугался, что, будучи в наркотическом опьянении, он рискует перейти черту и поддаться отчаянию.

Для Пикассо не было жанровых рамок. Он работал с любым материалом, который мог помочь выразить идею. Тот же абсент и его любителей художник не только писал, но и лепил. Также Пикассо известен как график, дизайнер, специалист по керамике, костюмер и декоратор, поэт и драматург. Как человек, чье становление пришлось на смену веков, он был универсальным артистом, который, с одной стороны, намеревался затмить предшественников, с другой, — был погружен в поиски нового визуального языка. Это объясняет и частоту, с которой он менял стили. Традиционно принято выделять 11 периодов творчества Пикассо: ранний, голубой, африканский, аналитический кубизм, синтетический кубизм, классицизм, сюрреализм, предвоенный, послевоенный, поздний. Как-то художника спросили, какой из периодов ему ближе. На это Пикассо растопырил пятерню и ответил: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!»

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Живописец говорил: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». С возрастом он выбирал дам все моложе, повторяя: «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным».

Пикассо приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

Источники

  1. Hermitage.ru
  2. Newestmuseum.ru
  3. Artchive.ru
  4. Picassolive.ru
  5. Александр Таиров - о художниках // youtube.com

Масло/Холст (1901)

Описание

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так,...

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник – Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Картина находится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.




Top