Р. фукс биография

Рудольф Соловьев, он же Фукс, он же Рувим Рублев -- коллекционер музыкальных артефактов, автор стихов к песням Шафутинского, Северного, Братьев Жемчужных, ставших народными песнями «Тетя Хая», « 7:40 », «Сингарелла», издатель российских виниловых пластинок в Америке. Рудольф Соловьев интересуется всем, что связывает истинного меломана с историей зарождения нового формата музыки. Его уникальная коллекция берет свое начало в конце 1950-х. В собрании около 2000 пластинок, старинные гитары, мандолины, аппараты звукозаписи и конечно личные вещи известных музыкантов, со многими из которых он сотрудничал и дружил долгие годы. Большую часть коллекции занимают пластинки с песнями советских эмигрантов, есть классическая и зарубежная музыка начала 1960-конца 1980 годов. Эта уже шестая по счету коллекция пластинок, - признается Рудольф, - все предыдущие у меня отобрали в ходе проверок КГБ и были потеряны из-за переездов из Петербурга в Нью-Йорк и обратно. Это не квартира меломана, а настоящая кладовая с драгоценностями полувекового музыкального мира. Вот огромный стеллаж, посвященный истории отечественной звукозаписи, от пола до потолка забитый раритетными предметами. Здесь и первый фонограф, и граммофон, и патефон, станок для механической звукозаписи, катушечный, кассетный, дисковый магнитофон и, конечно, цифровая звукозапись. Каждый предмет в этом доме хранит свою историю.

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

Продюсер, музыкант, поэт, публицист. В Советский период скандально известный, как издатель подпольной музыки «на костях» (на рентгеновских снимках). Создатель популярного в своё время питерского исполнителя в жанре городского романса Аркадия Северного, как альтернативы В.Высоцкого в Москве. Высоцкого, к стати сказать, Рудольф знал лично. Импресарио по выпуску пластинок Элвиса Пресли (состоял с ним в личной переписке). Рудольф Фукс во многом – первопроходец, с него многое начиналось, за что и попал в немилость советских чиновников. Все мы сейчас многое знаем о том периоде музыкальной жизни нашей Отчизны, но почти ничего не знаем о том, как это было и чего это стоило! Старый рок-н-рольщик Рудольф Фукс живёт в Санкт-Петербурге, в маленькой квартире-музее и по-прежнему собирает друзей.

«Чем только не занимаются люди! – утверждали авторы знаменитого романа «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров . - Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред».

Коллекцию начал собирать еще в молодости

Но всегда были люди, которые свободно перемещаются между двумя этими мирами, как бы образуя своеобразный мостик. К их числу относится и создатель Музея грамзаписи Рудольф Фукс. Он же Рувим Рублев , он же Рудольф Соловьев . Поэт, музыкант и литератор. «Цеховик», занимавшийся в пятидесятые-шестидесятые годы выпуском пластинок с запрещенным в СССР песнями, среди которых было немало и так называемых блатных. Говоря современным языком, продюсер, открывший необычайно талантливого исполнителя Александра Северного. Зек, отбывавший наказание в Выборгском замке. Эмигрант, сумевший стать в США удачливым бизнесменом – владельцем студии грамзаписи. Он был знаком с Владимиром Высоцким , Михаилом Шемякиным , Полом Маккартни, фактически вернул нам творчество Петра Лещенко , Вадима Козина , Алеши Димитриевича (знаменитого Цыгана Алеши).

…Небольшая квартира в доме на юго-западе Петербурга . Здесь и размещается музей, экспонаты которого Фукс собирал на протяжении десятилетий. Огромное количество пластинок, в том числе и виниловых, гитары, портреты известных и не очень известных исполнителей, радиолы, приемники, проигрыватели, звукозаписывающая аппаратура. Некоторые экземпляры были изготовлены шестьдесят и более лет назад.

Такое устройство сейчас можно увидеть только в музееФото: Олег КУЗЕНКОВ

Для меня вещи, связанные с музыкой, имеют душу. Я их никогда не выбрасываю, - говорит создатель музея. – Коллекцию собирал на протяжении почти все своей долгой жизни. Что-то покупал на толкучках, что-то выменивал, что-то дарили друзья. Кстати, экспозицию, которую вы видите, я называю «Музей для друзей».

Среди экспонатов есть агрегат, который удивит даже немолодого посетителя музея. Это - самодельный рекордер. С его помощью пятьдесят и более лет назад делались «пластинки на ребрах». При их изготовлении использовались рентгеновские пленки, отсюда и такое название.

Мы хотели собираться, танцевать, слушать современную музыку – рок-н-ролл, джаз, буги -вуги. – вспоминает Фукс. – Но она фактически была под запретом. Различными путями – на барахолках, у ходивших в загранку моряков - я, тогда студент Кораблестроительного института, добывал нужные пластинки, а затем тиражировал. Не скрою, что продавал их через друзей. Но деньги сами по себе меня не интересовали. Они были нужны мне лишь для компенсации затрат.


Пластинки на ребрахФото: Олег КУЗЕНКОВ

Рудольф вспоминает забавный случай. Уже в двадцать первом веке на одной из петербургских толкучек к нему подошел пожилой мужчина. «Вас случайно не Рудольф зовут?», - спросил он. «Рудольф», - ответил я. «Много-много лет назад на Петроградской стороне, возле магазина «Мелодия», я купил у вас пару пластинок…»

Кик и можно было ожидать, предприимчивость и изобретательность довели молодого Рудика до цугундера. Он уже давно находился в поле зрения «компетентных органов», однако осудили его вовсе не за подпольную коммерцию. При обыске в коммуналке, где жил Фукс, нашли бланки из институтского отдела кадров. Уже закончив вуз, молодой человек использовал их для покупки по льготным ценам железнодорожных билетов. И получил срок по статье, карающей за подделку документов. Наказание отбывал в Выборгском замке, где продолжал нести культуру в массы: заведовал библиотекой. А параллельно учился играть на гитаре и изучал песенный фольклор.

Кстати, всю конфискованную при аресте коллекцию дисков должны были передать в Институт театра, музыки и кинематографии. Однако освободившись, Фукс не смог там ее найти. «Я думаю, что люди в погонах все диски забрали себе», - считает Рудольф.

Человек, которого не было

…Этого исполнителя, которого иногда даже сравнивают с Владимиром Высоцким, известный историк Лев Лурье назвал «человеком, которого не было». Действительно, за свою очень короткую жизнь Аркадий Северный, как его называли, Король блатной песни, не дал ни одного концерта в прямом смысле этого слова. Его мало кто знал в лицо. Но записи его песен звучали из окон, а имя было хорошо известно поклонникам шансона. Первооткрывателем этого самородка, его продюсером был Рудолью Фукс.


Аркадий Северный - человек, которого не былоФото: Олег КУЗЕНКОВ

Наше знакомство произошло случайно, - вспоминает продюсер. – У нас были общие друзья, и по их рекомендации Аркадий, его настоящая фамилия Звездин, пришел ко мне за какой-то книгой. Увидев на стене гитару, взял ее в руки и запел. Я сразу понял: у парня большой талант.

После этого Фукс стал организовывать записи песен в исполнении Северного. Чаше всего в Ленпроекте, где Рудольф тогда работал. Аркадий пел в сопровождении ансамбля, составленного из профессиональных музыкантов. Записи мгновенно разлетались по стране. Ими заслушивались и уголовники, и крупные ученые, и весьма высокопоставленные работники…

Популярность, которую обрел Аркадий Северный, в конце концов и стала одной из причин его преждевременной смерти. Певца стали приглашать на вечеринки, на которые собирались представители советской элиты, в кабаки, где гуляли криминальные авторитеты. За каждое выступление платили по тысячи рублей – в то время полугодовая зарплата квалифицированного инженера. Не стойкий к мирским соблазнам исполнитель все деньги пропивал вместе с кружившимися вокруг него «друзьями». Постепенно он превратился в хронического алкоголика.

В апреле 1980 года Северный вернулся в Ленинград из Москвы с очередного «ночника» в полуобморочном состоянии. Его поместили в больницу, где он на другой день скончался от кровоизлияния в мозг.

Мечта осуществилась в эмиграции

В последние месяцы жизни певца Рудольф уже ничем не мог ему помочь. Эмигрировавший к тому времени в США продюсер опубликовал некролог в русскоязычной газете, а затем выпустил пластинку памяти Короля.

Рудольф, а что вас побудило или вынудило покинуть Родину?

У меня была мечта – сделать то, что не делала фирма «Мелодия». А именно – познакомить соотечественников с творчеством фактически запрещенных в СССР певцов . И мне это удалось. За океаном я выпустил пластинки с песнями Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Галича . Доказал, в первую очередь самому себе, что человек, занимавшийся подпольной коммерцией в Советском Союзе, может выжить и на Западе.

Оказавшись в Нью-Йорке , Рудольф под разными псевдонимами, один из них Рувим Рублев, начал печататься в газете «Новое русское слово». Однажды забрел в магазин, принадлежащей основанной эмигрантами первой волны фирме «Кисмет», которая выпускала и реализовывала пластинки с русской музыкой. Узнав биографию Фукса, престарелая владелица предложила ему купить фирму. Деньги на первый взнос дал преуспевающий бизнесмен российского происхождения, ценитель музыкального искусства. И уже вскоре появился диск «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто ». Пластинка имела бешеный успех в США и Канаде , ею заслушивались и в СССР, куда она попадала по «неофициальным каналам». Дело пошло…

В начале нынешнего века «Кисмет», по сути, прекратил свое существование. Ведь сейчас, включив компьютер, можно послушать абсолютно любую музыку. И Рудольф Фукс, который попеременно живет в Петербурге и Нью-Йорке, занимается другими проектами. Пишет стихи, песни, сценарии, работает в кинодокументалистике. Но главное – это Музей для друзей.

Справка «КП»

Фирму «Кисмет» организовали военный музыкант Тифлисского гарнизона Дмитрий Корниенко и его жена княгиня Анна Менавде. После революции они эмигрировали в Константинополь , куда последовали и музыканты оркестра. Выступали в ресторанах и кабаре, где их заметил американский дипломат, предложивший супругам переехать в США.

Кстати

Как утверждают хорошо осведомленные люди, пластинки, выпущенные в США Рудольфом Фуксом, хранил у себя дома и любил слушать генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов .

В минувший понедельник Петербургский клуб "Винил Стори" отмечал 75-летие одного из своих креативных создателей Рудольфа Фукса .
Легендарный человек с конца пятидесятых годов занимался популяризацией "стиляжной" заграничной музыки, как в Ленинграде, так и во всём СССР. Рудик, как его называют множество поколений, имел студию звукозаписи и аппаратуру для их тиражирования на пластиковых рентгеноплёнках. "Музыка на костях", которую помнят многие из старших поколений.
Им во времена совка, вне данного совка, устраивались выпуски дисков самых различных тогдашних придерживавшихся совком звёзд. И В. Высоцкого, и "Машины Времени" и т.п.

Но главное место в творческой душе Фукса всегда занимала неформальная песня.
Будучи сам автором-исполнителем, он поднял и подарил миру легендарного шансонье 60-70-х Аркадия Звездина, Известного нам, как Аркадий Северный.
Тридцать три года Рудик живет в Нью-Йорке. Но в Петербурге бывает часто, подолгу и очень активно.
Итак, юбилей.




На Петроградской стороне, на углу реки Карповки и Аптекарского проспекта есть здание. Там сеййчас какой-то бизнес-центр, найт-клаб и т.п.
Это здание прославлено давним советским фильмом "Иду на грозу", как институт, где происходили все политико-научные интриги.
Но суть не в этом здании. Это просто привязка к местности.


Справа притулось строение чуть меньше. Вот с такой вывеской.

Торжественное открытие клуба 21-го сентября. Но уже сегодня идет выход на проектные мощности по насыщению гостей пищей телесной и духовной.
Попечитель клуба Рудольф Фукс осматривает объект, готовясь к мероприятию.


Процесс пошёл. Хозяин клуба приветствует юбиляра и гостей.

Ретро-откат. Юбиляр исполняет свои песни.

Вечер проходил в режиме нон-стоп концерта. На сцене побывали практически все гости. И все исполняли песни, стихи. Под свой аккомпанемент, под "минусовки".
Постараюсь выложить записи выступавших артистов, когда они появятся в Ютюбе.

Ну и сам не удержался. В части светлой памяти Аркадия Северного.
К гитаре, кстати, не прикасался 17 лет.
Жалко, что запись телефонная....


ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ (р. 13.08.1937 г.) – продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним – Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня, так и устное творчество вообще), коллекционер, родился в городе Луга Ленинградской области. Пережил блокаду.
В начале 1960-х годов Рудольф Фукс окончил вечернее отделение Кораблестроительного института, перед этим некоторое время работал в лаборатории «Русские самоцветы». Жил в коммунальной квартире на Ропшинской улице, где и были записаны первые гитарные концерты Аркадия Северного.
Рудольф Фукс работал в «Ленпроекте», на ряду с этим занимался распространением магнитофонных записей и самодельных пластинок («музыка на костях»), работал с Русланом Богословским (Р.Б. изготавливал в Ленинграде подпольно дефицитные виниловые пластинки отечественных и зарубежных исполнителей), записывал у себя дома бардов, в том числе и Евгения Клячкин.
В 1962 году через Николая Брауна, сына поэта Николая Брауна, познакомился с Аркадием Северным на почве общего интереса к творчеству И.С. Баркова, в процессе знакомства выяснилось, что Аркадий Северный (тогда еще Звездин) знает и любит блатные песни. Была сделана запись песен в исполнении Аркадия на магнитофон «Днепр» под гитару.
В 1963 Рудольф Фукс с помощью Бориса Тайгина и Виктора Смирнова (звукорежиссер) сделал одну из первых записей Аркадия Северного на фирме Руслана Богословского (сам Богословский в это время находился в заключении) под сопровождение оркестра из двух баянов и саксофона. Там же, на записи, родился псевдоним – Северный, который предложил Виктор Смирнов.
В 1965 году за свою подпольную деятельность получает срок. Отбыв два года на зоне в Выборге, выходит по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. В конце 1960-х годов Фукс знакомит Аркадия Северного с С.И. Маклаковым, и в 1975-76 годах, несмотря на некоторые «коммерческие и идейные» разногласия с ним, принимает участие в организации записей А. Северного с ансамблем «Братья Жемчужные» в помещении «Ленпроекта», где и работает. Организовывает записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочиняет песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев.
В 1972 году Рудольф Фукс пишет для Северного сценарии концертов под общим названием «Программы для Госконцерта» (два выпуска) и некоторые другие, которые принесли известность певцу.
В том же 1972 году Фукс меняет фамилию на Соловьева. В 1974 году Фукс является инициатором записи А. Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата» под управлением Александра Резника, это практически первая работа Северного с оркестром в стереозвуке. С этим же оркестром записаны такие концерты, как: «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».
В конце 1970-х Рудольф Фукс участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле «Ленпроекта» – «Сакс и струны», а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" (руководитель – Г. Ордановский). С этой группой пытался записывать и Аркадия Северного.
18 июня 1979 г. Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев) по израильской визе покидает СССР. Эмигрировал в США, вывез с собою большое количество записей А. Северного и других русских шансонье, которые были изданы компанией «Kismet», с 1938 года специализирующейся на издании русского и советского фольклора.
Выпускает в США самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов русской эмиграции.
В 1980-х годах в США Фукс продюсировал выходы альбомов автора и исполнителя Виктора Слесарева (Чинова), одного из ярких представителей матерной эмигрантской песни. Так же записывал старых эмигрантов, делал записи А. Галича, выпустил 8 дисков Владимира Высоцкого. Фукс под псевдонимом «Рувим Рублев» продолжает и поэтическую деятельность – пишет и публикует свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".
В 1980-х годах Рудольф Соловьев (Фукс) стал владельцем компании «Kismet», по инициативе которой в 1990 году в СССР вышла первая официальная пластинка «Памяти Аркадия Северного» на основе альбома «Колода карт». Предисловие к этой пластинке написал сам Фукс за псевдонимом «Р. Рублев». Так же, совместно с компанией «Русский диск» переиздал пять альбомов ансамбля «Братья Жемчужные», записанные в 1970-х и 1990-х годах.
В 2001 году продюсировал творчество исполнителя блатного шансонье – Валерия Вьюжного. Другие его проекты - группы Gogol Bordello и Black mama - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай". Песни, написанные Р. Фуксом: «Бандит», «Без двадцати восемь», «В Одессе я родился», «Я родился на границе», «Про коня Билли», «Вы хочете песен, их есть у меня» (текст), «Гимн менестрелей», «Дождь идет», «Кафе “Ориенталь”», «Красавица моя» (текст), «Люблю я сорок градусов», «Мекки-нож» (текст), «Не лезьте, граждане, в поэты», «Прошли года», «Ромашки и рюмашки», «Семь-сорок» (текст), «Сингарелла» (текст), «Скокарь», «Хиляем как-то с Левою» (текст).
В настоящее время проживает в Нью-Йорке, но регулярно бывает в России.
®Михаил Дюков

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)


Рудольф Фукс

50-е годы

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института. Как раз в эти годы Р.Ф. , как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтоб включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Однако у Р.Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами - и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского. За что поимел несколько приводов и удостоился фельетонов в прессе.
Второй страстью Р.Ф. была блатная музыка. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным, устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Советская власть, конечно, долго терпеть это не могла, и в 1965 году постаралась навесить Р. Ф. срок. Два года он чалился на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность! Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой великий блатной проект - написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р.Ф. наваял для Северного еще несколько блатных сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под великолепный ансамбль! К этому времени Р.Ф. сочинил уже немало песен - стилизаций под блат, которые после исполнения Северным в момент становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз по-тихому распался...


В конце 70-х Р.Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне". Мероприятие с "Россиянами" было затеяно скандальное - рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р.Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором - срок или эмиграция, Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР...
Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные - самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил - он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал вообще всемирно известен. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь - законтачил с государственной советской фирмой грамзаписи "Мелодия", и протолкнул на ней выпуск диска А. Северного, - еще при власти коммунистов!
В Нью-Йорке Р.С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный блатной проект - Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р.С. К сожалению, этот проект прекратился из-за кончины Виктора. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один блатной альбом - Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р.С. тоже не забывает. Другие его проекты - "Gogol Bordello" и Black Mama, - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай".
Последние годы Р.С. много времени проводит в Питере - городе, где когда-то все начиналось...



Top