Работа связанная с музейной деятельностью. Молодые музейные сотрудники

Россия — огромная страна! В ней много больших и малых городов, поселков и деревень. Почти в каждом городе есть свой музей — историко-краеведческий, художественный, музей народных промыслов или какой-либо другой. Когда в музее собирается экскурсия, по залам ее ведет экскурсовод.

Так, в историко-краеведческом музее экскурсовод знакомит экскурсантов с историей края, наиболее яркими событиями населенного пункта, рассказывает о замечательных людях, прославивших это место.

Экскурсовод рассказывает о том, как жили люди в этих местах раньше, много лет и даже много веков назад.

В краеведческой части музея посетители знакомятся с ландшафтом, климатом, растительным и животным миром этих мест. Экскурсовод рассказывает о птицах, зверях, рыбах.

Словом, люди, пришедшие в музей, получают большое количество новой информации, узнают о тех событиях, с которыми ранее не были знакомы. А ведь информация нужна человеку, это его духовная пища! Она обогащает душу, развивает мышление, расширяет представление о Родине и в целом о мире.

Профессия экскурсовода — очень интересная! Экскурсовод должен очень много знать, читать современные и старинные книги, быть в курсе всех событий, связанных с историей города и всего края. Помимо глубоких знаний, ему необходимы увлеченность, умение общаться с людьми, отвечать на их многочисленные вопросы, всегда быть приветливым и вежливым.

Если экскурсовод увлеченный человек, его рассказ оставляет глубокое впечатление у экскурсантов, а многие экспонаты запоминаются им на всю жизнь!

В музеях работают и другие специалисты: ученые, реставраторы. Ученые готовят выставки редких вещей. Реставраторы сосредоточенно работают в мастерских, приводят в порядок музейные диковинки и раритеты*.

Послушайте стихотворение.

Исторический музей

Мы сегодня побывали

В историческом музее.

Прошлого седые дали

Мы увидели яснее.

Мы узнали про князей,

Про царей, богатырей.

Мы узнали про сраженья,

Про народные волненья.

Мы узнали про победы,

Что свершили наши деды.

Рассказал экскурсовод

Про великий наш народ!

Ответьте на вопросы

♦ Есть ли в вашем городе музей?

♦ Как он называется?

♦ Посещали ли вы его?

♦ Что вам там особенно понравилось, запомнилось?

♦ Кто работает в музее?

♦ В чем состоит работа экскурсовода? Ученых? Реставраторов?

За последние годы в Москве открывается всё больше новых музеев, а старые не стесняются переезжать в новые места, расширять свои территории и полностью себя изменять. Из хранилища артефактов музеи становятся культурными центрами, которые сочетают в себе досуговую, исследовательскую и социальную формы деятельности. И в этом они не могли бы преуспевать без новой волны молодых сотрудников, которые, окончив гуманитарные вузы, отправляются работать хранителями, методистами и исследователями в художественные, научные и исторические музеи. The Village нашёл нескольких таких человек в главных музеях города и поговорил с ними о том, каково быть молодым человеком в музее и как меняются эти институции.

Фотографии

иван анисимов

Николай Боганцев, 24 года

сотрудник научно-исследовательской группы Политехнического музея

Те люди, которые пять лет назад согласились на новые тротуары и хорошие музеи и отказались от политических свобод, 50 лет проходят по этим новым тротуарам в новые музеи и в большей степени осознают потребность политических свобод. И я надеюсь, что в этот раз получат их

Лилиана Маррэ, 25 лет

куратор инклюзивных программ и специалист выставочного отдела

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“ »

Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете на истории искусства, а после поступила в магистратуру в МГУ и переехала в Москву. Первое, что мне надо было сделать, - найти работу, продолжив исследования в сфере современного русского искусства, и выбор пал на «Гараж». В «Гараже» я участвовала в работе инклюзивного отдела, и довольно скоро мне предложили работу специалиста в выставочном отделе Музея русского импрессионизма.

В плане прикладного образования в сфере арт-менеджмента в России есть небольшой провал. Или, по крайней мере, был. Я думаю, что через пару лет мы увидим новых выпускников, которые уже на выходе из университета будут понимать, как заниматься менеджментом искусства. Четыре года назад всё это познавалось сразу на практике. Сейчас, когда появляется всё больше и больше узкоспециализированных курсов в высших учебных заведениях, есть возможность получить теоретическую базу до фазы проб и ошибок. Это преимущество, и это здорово.

Я пришла с определёнными идеями в музей, и мне сразу дали свободу для их воплощения. Например, для меня была очень важна доступная среда в музее, и в этом мы сошлись с моим руководством и всей командой. В итоге прошло всего два месяца после открытия музея, а у нас уже работает первый в Москве глухой гид Виктор Палёный и первый мультимедийный видеогид. С осени мы думаем запустить программы для детей и взрослых с нарушением зрения, цикл лекций для глухих, мастер-классы и экскурсии для детей и взрослых с ментальной инвалидностью.

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“» Ответственность воспитывает тебя. У нас очень молодой коллектив, у всех гигантская ответственность. При выборе музейных сотрудников возраст не должен являться чем-то решающим. Можно брать на работу людей, которые не достигли 30 лет: у молодых людей хватает сознания и образования делать что-то важное хорошо. Это веяние времени: молодым людям сказали, что можно и нужно брать на себя ответственность. И все послушали.

Если ты работаешь в музейной сфере, то должен быть готов вкладываться полностью в то, что ты делаешь, как и в любом другом деле. Если ты горишь чем-то, видишь это в своей голове, и даже если всё в полном хаосе, то тебе помогут его собрать. Вся команда встанет горой за хорошую идею, даже если сначала она покажется сомнительной. Так было с видеогидом для глухих. Потому что если ты не вертишься в этой сфере, то довольно сложно понять, почему это важно и какому количеству людей это нужно.

Музей русского импрессионизма - это уже музей будущего. Идеальный музей должен одновременно приносить эстетическое удовольствие, нести образовательную функцию и, самое главное, быть максимально комфортным и открытым для всех.

Нам уже не так важно, сколько мы будем получать , что с нами будет происходить в материальном плане. Но для нас важно делать то, что нам кажется правильным, крутым, то, во что мы верим

Примечание: Наталья Кудрявцева, участвовавшая в создании материала, является сотрудником Политехнического музея.

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия. В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музейное дело в России

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года , после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием . Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов. Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек , и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Проблемы музейного сообщества

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов . При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов. И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства .

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации и возможность его передачи будущим поколениям . По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку, отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

Музейный персонал

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек . Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. С егодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — сайт .

Заведующая экскурсионным отделом Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского, заслуженный работник культуры Елена Сметанина рассказала о том, какие люди трудятся в стенах учреждения и где хранятся самые ценные экспонаты

Интерактивные новинки

- Елена Владимировна, в каком режиме сейчас работает Амурский областной краеведческий музей?


Фото из архива краеведческого музея

Музей сейчас очень интересен для наших посетителей. Раньше работали только две формы мероприятий: экс курсии и лекции. Сейчас мы расши рили формы вза имодействия - это экскурсия с поис ковыми заданиями, экскурсия-путе шествие, беседа, театрализованная экскурсия. Популярны среди посети телей экскурсии-викторины, напри мер экологическая или историческая.

Активно используется мультимедий ная презентация, когда экскурсовод читает лекции. Если раньше наши лекторы брали на выездную экскур сию огромные передвижные выстав ки, то сейчас им достаточно одной флешки, чтобы продемонстрировать все наши экспонаты.

Для маленьких зрителей в нашем детском центре проводят театрализ ованные экскурсии. Сейчас там работают две экспозиции, которые очень востребованы. Для детей также проводятся различные праздники: Новый год, Рождество, Пасха - специально для таких мероприятий наши сотрудники наряжаются в костюмы. Демонстрация экспонатов проходит в игровой форме, что очень

Нравится детям.

- Что предлагает краеведческий музей помимо знакомства с экспо натами?

В нашем музее проходят мас тер-классы по декоративно-прикладн ому творчеству. Мы работаем с самыми талантливыми педагогами, мастерами, которые в выходные и праздничные дни учат рукоделию горожан. Это роспись берестяных, деревянных, керамических изделий, это вышивание, лепка глиняных изделий, а также из японской поли мерной глины.

Для наших посетителей работает сувенирный киоск, в котором лю бой желающий может приобрести памятную вещь. А также каждый посетитель может изготовить суве нир с видами города Благовещенска в специальном аппарате по своему желанию. Наш музей становится интерактивным, очень полезным в информационном и познавательном плане. Сенсорные киоски, чудо-ви трина-3D музея дают немало знаний по историческому и экологическому краеведению.

О посетителях

- Елена Владимировна, экскур совод работает в тесном контакте с людьми, которые приходят посмо треть на экспонаты. Как строится их диалог?

Очень важно любить своих по сетителей. К нам на экскурсии при ходят разные люди - от маленьких детей до взрослых. К каждому не обходимо найти под ход, заинтересовать, увлечь. Мы стараем ся подстроиться под наших гостей, про водим периодически мониторинги, чтобы понять, в каком на правлении дальше работать. Работаем в тесном контакте с учителями школ, которые регулярно

Стараемся корректировать програм мы мероприятий, чтобы увлекать, заинтересовывать молодое поколе ние с учетом требований школьных программ.

- Какие гости приходят на вы ставки?

Наш музей стал уже интернаци ональным, мы отслеживаем «геогра фию» наших посетителей. Отрадно, что среди них очень много гостей города, которые хотят познакомиться с историей нашей области. Для та ких людей мы организовали систему индивидуальных экскурсий, которая раньше не работала в нашем музее. Прежде посетители просто покупали билеты и гуляли по залам, сейчас у нас работают дежурные экскурсово ды, которые готовы с учетом пожеланий гостей предоставить всю информацию об экспонатах. Чаще, конечно, нас посеща ют группы китайских туристов. Специаль но для них в штат нашего музея при влекаются лекторы со знанием китайского, которые на родном для иностранцев языке про водят экскурсии.


Фото: Евгении Нифонтовой

О сотрудниках

- Какие люди у вас трудятся?

Чаще всего к нам на работу приходят люди с педагогическим образованием. Большая часть наших сотрудников учились в БГПУ, на историко-филологическом, геогра фическом факультетах. Они очень хорошо знают историю родного края, могут работать с разновозрастной аудиторией, это готовые специалисты для выстраивания работы с людьми. Экскурсовод должен быть красноре чив, эмоционален, должен увлекать за собой, чтобы люди слышали его. Для работы в музее необходимо знать историю нашего края, его природу, культуру. Человек должен стремить ся узнать больше, постоянно работать над собой и повышать уровень зна ний, совершенствовать методику про ведения экскурсий. При этом важно работать в постоянном контакте с коллегами, с посетителями, чтобы знать их пожелания, их интересы. Сотрудники музея должны знать не только историю, но и обязатель но фонды, чтобы ориентироваться в предметах, которые есть в нашем музее. Когда лекторы готовятся к встрече, они собирают большой объем информации, чтобы уметь рассказать о предметах буквально с закрытыми глазами.

- Расскажите о должностях со трудников музея.

У нас множество специальностей. Это и лекторы-экскурсоводы, и хра нители, которые работают непосред ственно с предметами музея, исслед уют и описывают их. Также у нас трудятся художники, специалисты экспозиционно-выставочного отдела, которые оформляют выставку перед экскурсией. У каждой выставки есть свой куратор, который исследует тему, углубляется в нее и подготав ливает материал к мероприятию, прорабатывает экскурсию. Важно, чтобы выставка работала!

- Приходят ли к вам студенты на отдает под нее самый большой экспозиционный зал, чтобы благовещенцы и гости города могли в полном объеме насладиться ее масштабами. Учреждение готово взять одного экскурсовода для работы с посетителями.

Должностная инструкция музейного смотрителя [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Музейный смотритель:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]




Top