Работы шервуда. Яблочко от яблоньки: российские архитектурные династии

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (18 августа 1832, Тамбовская губерния-9 июля 1897, Москва) - выдающийся русский живописец, архитектор, скульптор.

Отец архитектора В. В. Шервуда, скульптора Л. В. Шервуда, дед (по материнской линии) художника В. А. Фаворского.

Биография

В. О. Шервуд родился в селе Ислеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, где его отец владел суконной фабрикой. Происходит из древней английской католической семьи (его дед, английский механик Вильям, в 1800 году приехал на работу в Петербург и навсегда остался в России). Дед по матери - Николай Степанович Кошелевский, выпускник Императорской Академии художеств.

В шесть лет остался сиротой и воспитывался вначале у тёти в Москве, а с восьми лет в Московском сиротском доме. Учился в Архитектурной школе при Московской дворцовой конторе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 году, со званием свободного художника пейзажной живописи.

В 1860-х пять лет прожил в Англии, занимаясь живописью и архитектурой. В 1868 году за картину «Беседа Христа с Никодимом» Академия присвоила Шервуду звание классного художника третьей степени, в следующем году за представленные на выставку портреты - художника первой степени, а в 1872-м - академика живописи. Занимался скульптурой и изучением древнерусского зодчества.

В 1875-1881 по проекту В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова было построено здание Императорского Российского Исторического Музея.

В 1887 году в Ильинском сквере был установлен памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (архитектор и скульптор В. О. Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин).

В 1897 г. В. О. Шервуд создал памятник хирургу Н. И. Пирогову, который был установлен 3 августа перед зданием хирургической клиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице.

Умер 9 июля 1897 года (не дожив до открытия памятника Пирогову). Похоронен на Старом Донском кладбище.

Работы

  • Здание Императорского Российского Исторического Музея на Красной площади в Москве (совместно с А. А. Семеновым) (1875-1881)
  • Памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (совместно с А. И. Ляшкиным) (1887, пл. Ильинские ворота)
  • Памятник хирургу Н. И. Пирогову (1897, Большая Пироговская ул.)
  • Памятник императору Александру II в Самаре (1881, открыт в 1889)

(1832–1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.

Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича , 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т.е. еще одного «исторического храма»; 1880–1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).

Сергей Владимирович Шервуд

(1858–1899), старший сын В.О.Шервуда, родился в Москве 1 (13) декабря 1858. Окончил МУЖВЗ (1889). Работал архитектором, не раз помогал отцу. В своих церковных постройках придерживался его «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря (Калужской губернии), 1895–1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой в Москве, 1897). Умер С.В.Шервуд в Москве 17 (29) августа 1899.

Владимир Владимирович Шервуд

(1867–1930), средний сын В.О.Шервуда, родился в Москве 5 (17) мая 1867. Тоже был зодчим, причем известен гораздо большим количеством построек. Окончил МУЖВЗ (1895). Жил в Москве. По его проектам здесь в 1900 – первой половине 1910-х годов был выстроен целый ряд доходных домов – в Милютинском (1899–1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902–1906), Покровке (1909) и др.) – преимущественно в духе модерна. В качестве архитектора Московского купеческого общества (с 1903) и члена комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, т.е. нынешнего района между ГУМом и Зарядьем, внес большой вклад в обновление делового центра древней столицы. В ряде его произведений (например, комплексе деловых, ныне административно-правительственных зданий на Старой площади, 1914) модерн уже заметно уступает место более рациональной, как бы предконструктивистской стилистике – прежде всего, в строгом ритме больших прямоугольных окон. После революции 1917 строительной практикой почти не занимался. Умер В.В.Шервуд в Москве 18 июня 1930.

Леонид Владимирович Шервуд

(1871–1954), младший сын В.О.Шервуда. Занимался скульптурой, соединив модерн с программой соцреализма. Родился в Москве 16 (28) апреля 1871. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1886–1891), где главным его наставником был С.И.Иванов, а также в петербургской Академии художеств (1893–1898), – там учился у В.А.Беклемишева. Продолжал учебу в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» Академии: в 1899–1900 посещал академию Р.Жюльена, пользуясь советами О.Родена и А.Бурделя. По возвращении на родину жил в основном в Петербурге-Ленинграде. К его наиболее значительным дореволюционным произведениям принадлежат надгробия Г.И.Успенского и Н.Г.Гарина-Михайловского на Волковом кладбище (оба надгробия – бронза, гранит, 1904), памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте (бронза, гранит, 1913), а также надгробие археолога А.В.Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор, 1914). Работал над надгробным памятником М.А.Врубелю, который, однако, остался лишь в виде эскиза (1910–1917, гипс, Русский музей). По этим произведениям четко прослеживается его творческая эволюция от импрессионизма к модерну. После революции 1917 работы Шервуда – памятники А.Н.Радищеву (1918) и А.И.Герцену (1918–1919), в обоих случаях открытые и в Петрограде, и в Москве; сохранился лишь гипсовый Радищев , ныне находящийся в собрании московского Музея архитектуры имени А.В.Щусева, – вошли в число первых произведений «монументальной пропаганды». Исполнил целый ряд официозных скульптурных портретов, как для выставок, так и для установки в госучреждениях (П.Л.Войков , гипс, 1927, Русский музей; И.В.Сталин , бронза, 1928, Музей политической истории, Петербург; и др.). Особой популярностью пользовалась исполненная им символически-типажная фигура героического Часового (1933), вошедшая в число канонических образцов соцреализма. Активно работал как педагог: с 1918 преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде и других институтах. В 1937 опубликовал мемуарную книгу Путь скульптора . Умер Л.В.Шервуд в Ленинграде 23 августа 1954.

ШЕРВУД ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (ИОСИФОВИЧ) - 18. 08. 1832, Тамбовская губ. - 09. 07. 1897, Москва. Архитектор, теоретик архитектуры, скульптор. Окончил МУЖВЗ (1857), с 1872 академик архитектуры. Был страстно увлечён идеей создания художественно целостного национального стиля; искал его основы в художественном наследии допетровского времени, выделяя среди памятников, в которых воплотилась «цельность русской идеи», ансамбль Московского Кремля; был одним из главных сторонников «русского стиля». Получил возможность воплотить свои идеи в конкурсном проекте здания Исторического музея, утверждённом в 1875. Отчасти следуя выдвинутой И.Е. Забелиным программе, широко использовал самобытные формы московской архитектуры XVI-XVII вв. и свойственное ей богатство кирпичного декора. С помощью многочисленных шатровых башенок придал живописную выразительность зданию музея, силуэт которого органично вписался в ансамбль старинных зданий Красной площади. В 1887 создал памятник-часовню «Гренадерам - героям Плевны», выполнив для него литые барельефы, рисунки для майоликового иконостаса и витражей, в 1897 - памятник Н.И. Пирогову у здания хирургической клиники Московского университета на Большой Пироговской улице. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 5.
Сын 1871-1954.
сын 1867 - 1930, внук ИОСИФ ВЛАДИМИРОВИЧ ШЕРВУД, архитектор, также похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 5.
сын СЕРГЕЙ 1858-1899.
дочь
дочь - Внук ВИКЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ.




Top