Радимов павел александрович картины. Радимов, павел александрович

Половцов Петр Александрович Православный. Из дворян. Сын действительного тайного советним государственного секретаря А.А. Половцова и Н.М. Июневой - воспитанницы барона A.Л. Штиглица, внебрачной дочери вел. кн. Михаила Павловича; его родители - одни из богатейших людей России. Образование получил в Историко-филологическом институте. В службу вступил 01.09.1897. Служил в 44-м драг. Нижегородском полку. Выдержал офицерский экзамен при Николаевском кав. училище (1899). Определен Корнетом (ст. 30.04.1899) в л-гв. Гродненский гусарский полк. Поручик (ст. 08.08.1902). Окончил Николаевскую академию генштаба (1904; по 1-му разряду). Штабс-Капитан (?) гв. с переименованием в Капитаны ГШ (ст. 31.05.1904). Участник русско-японской войны 1904-05. В 1904-1905 офицер штаба 1-го Сибирского арм. корпуса. Ст. адъютант штаба 1-го кав. корпуса (10.06.-20.12.1905). Ст. адъютант штаба 37-й пех. дивизии (20.12.1905-20.12.1906). Состоял в прикомандировании к ГУГШ (20.12.1906-12.12.1907). Ст. адъютант штаба 1-й кав. дивизии (12.12.1907-29.01.1909). Цензовое командование ротой отбывал в 1-м Туркестанском стр. батальоне (03.01.1908-03.01.1909). Ст. адъютант штаба 2-й гв. пех. дивизии (29.01.-26.11.1909). Подполковник (ст. 29.03.1909). Состоял в распоряжении начальника Генштаба (26.11.1909-27.02.1911). С. 27.02.1911 в запасе генштаба. Помощник управляющего Кабинетом Его Императорского Величества. Участник мировой войны. Определен в службу (ВП 23.08.1914) с назначением командующим Татарским конным полком (Кавказской туземной конной дивизии - «Дикой дивизии»; с 23.08.1914). За бой 15.02.1915 у деревни Брунь награжден орденом Св. Георгия 4-й степени (ВП 17.10.1915). Полковник (пр. 16.07.1915; ст. 15.02.1915; за отличия в делах...) с утверждением в должности командира того же полка. На 01.01.1916 в том же чине и должности. Начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии (с 25.02.1916), которой командовал вел. кн. Михаил Александрович. 15.07.1916 у деревни Езеран лихой атакой опрокинул противника, за что был награжден Георгиевским оружием (ПАФ 30.08.1917). Ген-майор (пр. 07.04.1917; ст. 15.02.1917; на осн. Георгиевского статута). 22.05.1917 назначен главнокомандующим войсками Петроградского ВО. Руководил разгоном демонстрации 04.07.1917. 12.07.1917 под давлением общественности был отстранен от должности и переведен в распоряжение военного министра. 02.09.1917 назначен командующим Кавказским туземным конным корпусом, который был передислоцирован на Северный Кавказ. Генерал-лейтенант (пр. 09.09.1917; по Списку ГШ по 01.03.1918 - 07.04.1917). Военный губернатор Терской области и командующий в ней войсками (с 20.10.1917). С 11.1917 по 01.1918 главнокомандующий войсками Терско-Дагестанского края. В 12.1917 предпринял попытку сформировать в Ессентуках Кабардинский конный полк. Эмигрировал во Францию, где возглавлял рус. секцию Союза франц. комбатантов. Умер в Монте-Карло. Награды: ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1906); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1906); Св. Анны 2-й ст. с мечами (ВП 09.02.1915); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (ВП 09.09.1915); Св. Владимира 3-й ст. с мечами (02.06.1916). Соч.: Автор воспоминаний «Дни затмения» (Париж, б/г).

Пётр Александрович Половцов (также Половцев ) (1874, Царское село - 1964, Монте-Карло) - русский военачальник, военный востоковед, генерал-лейтенант, автор ряда военно-востоковедных работ.

Биография

Родился 30 мая (11 июня) 1874 года в Царском Селе. Из дворян. Сын действительного тайного советника государственного секретаря Александра Александровича Половцова и Надежды Михайловной Июневой - воспитанницы барона A.Л. Штиглица, внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича, брат российского дипломата Александра Александровича Половцова и астронома Надежды Александровны Бобринской (урожд. Половцовой).

Образование получил в петербургской филологической гимназии (1890-1892) и Горном институте.

Начало военной карьеры

В службу вступил 1 сентября 1897 года вольноопределяющимся в 44-й Нижегородский драгунский полк. В 1899 году выдержал офицерский экзамен при Николаевском кавалерийском училище и был определен корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.

В 1902 году произведен в поручики. По окончании Николаевской академии генерального штаба в 1904 году по 1-му разряду, штабс-ротмистр Половцов был переименован в капитаны Генерального штаба.

Русско-японская война

Участник русско-японской войны. В 1904-1905 гг. офицер штаба 1-го Сибирского армейского корпуса.

С 20 декабря 1906 года по 12 декабря 1907 года был прикомандирован к Главному управлению Генерального штаба. Попросил о назначении военным агентом в Индию, но не получил этой должности. Вышел в отставку, путешествовал по Индии, где его брат А. А. Половцов был русским генеральным консулом в Бомбее. Встреча с Половцовым в Индии упоминается в воспоминаниях дипломата С. В. Чиркина:

С 3 января 1908 года по 3 января 1909 года проходил цензовое командование ротой в 1-м Туркестанском стрелковом батальоне. С 29 января - старший адъютант штаба 2-й гвардейской пехотной дивизии. Подполковник.

В 1909 году командировался в Пекин в составе чрезвычайного посольства. С 26 ноября 1909 года по 27 февраля 1911 года состоял в распоряжении начальника Генерального штаба. С 27 феврале 1911 в запасе генштаба. Помощник управляющего Кабинетом Его Императорского Величества. Состоял в распоряжении начальника Генштаба (26.11.1909-27.02.1911).

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны вернулся на военную службу. 23 августа 1914 года назначен командиром Татарского конного полка. 15 февраля 1915 года произведен в полковники. Высочайшим приказом от 17 октября 1915 года удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени за то, что «в бою у дер. Бринь 15 февраля 1915 г. атаковал в лесу австрийцев, выбил их из ряда окопов и, несмотря на охват левого своего фланга и на дважды повторенные разрешения отойти, упорно держался на захваченном месте и своим упорством дал возможность разбить колонну австрийцев, обходящих правый фланг, чем облегчил взятие дер. Бринь».

С 25 февраля 1916 года начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии. 15 июля 1916 года лихой атакой, опрокинул противника у деревни Езеран, за что был пожалован Георгиевским оружием. Генерал-майор с 1917 года.

Революция 1917 года

Участник Февральской революции. Во время революции находился в отпуске в Петрограде. Был вызван в Думу, где участвовал в работе военной комиссии. В апреле 1917 года возвратился на фронт. 22 мая 1917 года назначен главнокомандующим войсками Петроградского военного округа, сменив генерала Л. Г. Корнилова.

Половцо́в (также Половцев), Пётр Алекса́ндрович (1874, Царское село - 1964, Монте-Карло) - российский военачальник, генерал-лейтенант.

Родился 30 мая 1874 года в Царском Селе. Из дворян. Сын действительного тайного советника государственного секретаря Александра Александровича Половцова и Надежды Михайловной Июневой - воспитанницы барона A.Л. Штиглица, внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича.

Образование получил в Историко-филологической гимназии в Петербурге. Окончил Петербургский горный институт.

В службу вступил 1 сентября 1897 года вольноопределяющимся в 44-й Нижегородский драгунский полк. В 1899 году по сдаче офицерского экзамена при Николаевском кавалерийском училище определен корнетом в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.

В 1902 году произведен в поручики. По окончании Николаевской академии генерального штаба в 1904 году по первому разряду, штабс-ротмистр Половцов был переименован в Генерального штаба капитаны.

Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. В 1904-1905 гг. офицер штаба 1-го Сибирского армейского корпуса. С 20 декабря 1905 года - старший адъютант штаба 37-й пехотной дивизии.

С 20 декабря 1906 года по 12 декабря 1907 года был прикомандирован к Главному управлению Генерального штаба. С 3 января 1908 года по 3 января 1909 года проходил цензовое командование ротой в 1-м Туркестанском стрелковом батальоне. С 29 января - старший адъютант штаба 2-й гвардейской пехотной дивизии. Подполковник. С 26 ноября 1909 года по 27 февраля 1911 года состоял в распоряжении начальника Генерального штаба. Помощник военного агента в Лондоне. Попросил о назначении военным агентом в Индию, но не получил этой должности.

Вышел в отставку, путешествовал по Индии, где его брат А.А. Половцов был русским генеральным консулом в Бомбее. Встреча с Половцовым в Индии упоминается в воспоминаниях дипломата С.В. Чиркина:

"Это были капитан Генерального штаба П.А. Половцов, лейб-гусар поручик граф Остен-Сакен, конногвардеец поручик граф Беннигсен. Все трое приехали в Индию поохотиться и только что возвратились с Цейлона, где, кажется, довольно удачно охотились на слонов...

Из трёх офицеров-охотников Остен-Сакен и Беннигсен покинули Индию торным морским путем вскоре после моего приезда. Оставался в Индии лишь брат А.А. Половцова П.А. Половцов, который в это время находился в Кашмире, поджидая М.С. Андреева, с которым он возвращался в Россию сухим путем через Каракорум и Памиры в наш Туркестан."

С началом первой мировой войны вернулся на военную службу. 23 августа 1914 года назначен командиром Татарского конного полка Кавказской туземной конной дивизии. Высочайшим приказом от 17 октября 1915 года награжден орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени за то, что:

"в бою у д.Бринь 15 февраля 1915 г. атаковал в лесу австрийцев, выбил их из ряда окопов и, несмотря на охват левого своего фланга и на дважды повторенные разрешения отойти, упорно держался на захваченном месте и своим упорством дал возможность разбить колонну австрийцев, обходящих правый фланг, чем облегчил взятие д.Бринь"

С 25 февраля 1916 года начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии. Генерал-майор c 1917 года.

Участник Февральской революции. Во время революции находился в отпуске в Петрограде. Был вызван в Думу, где участвовал в работе военной комиссии. В апреле 1917 возвратился на фронт. 22 мая 1917 года назначен главнокомандующим войсками Петроградского военного округа, сменив генерала Л.Г. Корнилова. Во время июльского выступления большевиков руководил расстрелом большевистской демонстрации и разгромом редакции «Правды». 2 сентября 1917 года назначен командующим Кавказским туземным конным корпусом. 9 сентября 1917 года произведён в генерал-лейтенанты. C 20 октября 1917 военный губернатор и командующий войсками Терской области. Уехал с Кавказа в феврале 1918.

Много путешествовал, жил один год на своей кофейной плантации в восточной Африке. С 1919 жил во Франции. В 1922 уехал на постоянное жительство в Монако, где находилась семейная вилла Сен-Роман. Председатель международного спортивного клуба. Был натурализован в Монако. Возглавлял русскую секцию французского союза комбатантов.

Был одним из директоров знаменитого казино в Монте-Карло.

Крупный деятель русского эмигрантского масонства. Член парижской масонской ложи и капитула «Астрея». Член-основатель ложи «Гермес». Член ложи «Друзья любомудрия», консистории Россия, русского особого совета 33-й степени. Член ложи международная шотландская филантропия к розе в Ницце (ВЛФ №597). Член Англо-Саксонской ложи в Париже (ВЛФ №343).

Личный архив Половцова был сожжён во время второй мировой войны масонами П.А. Бобринским и В.В. Лыщинским.

Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.

Биография

Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания» .

Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище Ваяния и Зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы» , отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада» . В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент» .

С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин» . Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. После революции выпускает сборник стихов «Деревня» (1922). Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

Скончался в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

Семья

  • Сергей Александрович Радимов - брат, художник
  • Татьяна Павловна Радимова (1916-2000) - дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.
  • Павел Сергеевич Радимов - правнук
  • Мария Павловна Радимова (р.1915) - дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.
  • Сергей Павлович Радимов - сын, художник
  • Сергей Сергеевич Радимов - внук, художник

Радимов Иван Александрович - брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея "Зарайский кремль", названная здесь "Парад Победы". На самом деле деле картина называется "Конница Белова в Зарайске"

Характеристика живописи

Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани» , 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве» . Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)» . В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна» . Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА» ), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.

Характеристика поэзии

До революции был близок к кругу акмеистов, в 20-е годы - «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.

Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами (»Полевые псалмы" ), а с другой - мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы «зверья первозданного», первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: «Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат»" .

Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объеме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

В 1926 году П.Коган еще писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нем пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений». Его книги «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещены.

Критика

  • Гумилев:
    • Но уже о второй книге Радимова Гумилев двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше ее не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, еще не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота»..
    • «…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе не­весту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной».
  • Маяковский активно не любил Радимова, о чем не раз писал:
    • в стихах (см. таб.).
    • в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, - или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного».

Издания

  • Деревня. - М.: Гиз, 1924. - 104 с.
  • Ливень. - М.: Московский рабочий, 1962. - 64 с.
  • Столбовая дорога». Избранное. - М.: Сов. писатель, 1959. - 179 с.
  • Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Илл. и обл. рисовал и резал на линелеуме С. Федоров. - Казань: 1922. - 16 с.
  • Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. - Казань: Изд. автора, 1915. - 195 с.
  • Деревня. Стихи. - Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. - 63 с.
  • Перелески: стихи. - М.: Советский писатель, 1973. - 32 с.
  • Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов - М., 1978 - 26 с: ил. ; 21 см - :
  • Полевые псалмы. - Казань: Тип. окр. штаба, 1912. - 254 с.
  • О родном и близком. Книга воспоминаний. - М.: Московский рабочий, 1973. - 160 с.
  • Избранные стихи. - М.: Художественная литература, 1988. - 398 с.
  • Телега. Избранные стихи. - М.: Узел, 1926. - 32 с.
  • Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. - М.: Огонек, 1927. - 48 с.
  • Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. - М.: АХР, 1926. - 128 с.
  • Попиада. Поэма, изд. 3. - Казань: 1922. - 70 с.
  • Край родной [стихи и рисунки о Подмосковье]. - М.: Московский рабочий, 1958. - 62 с.
  • Земная риза. 2-я кн. стихов. - Казань: Тип. окр. штаба, 1914. - 209 с.
  • Деревня. Стихи. - Казань: 1922. - 46 с.

Удивительный человек Павел Александрович Радимов, поэт-художник родился за 30 лет до Октябрьской революции. «...И отец мой, и дед мой, и прадед -все были священниками, рассказывал Павел Александрович, - мне было тоже не миновать духовного сана. Тропинка была протоптана. Вот и попал в Зарайское духовное училище, а из него в Рязанскую бурсу». В семинарии Павел Радимов вошел в число добровольных учеников художника М. В. Шумова. Незабываемое время. Первые работы с натуры, первые этюды. Споры о боге, церкви, об искусстве, о Толстом,о Горьком. Семинарию Павел Радимов не окончил, уехал в Москву учиться по-настоящему: «Знать небо, знать землю, знать жизнь!». Но учиться он поступает только в 1906 году, через год, и не в Москве а на филологический факультет Казанского университета. Это время становления Павла Радимова как художника и как поэта. В 1912 году в Казани выходит первая книга его стихотворений. Видение мира глазами художника-живописца - отличительная черта его поэзии. В 1914 году П. Радимова принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок. И. Е. Репин и В. Д. Поленов дали Радимову свои поручительства. «Глубокоуважаемый Павел Александрович!-писал художник Я. Д. Минченков.- Очень рад избранию Вас в среду Товарищества, и тем более, что все Товарищество радо было видеть Вас своим членом. И избирались Вы среди других талантливых (и очень даже) экспонентов и выдержали сей искус... Сейчас произошел хороший сдвиг, и к нам идут новые, свежие силы…» Много стихов и картин написал Павел Александрович Радимов. Глубоко и по-настоящему чувствует он русский пейзаж. Тихой, умной грустинкой отличаются и кисть и перо Радимова. Его стихотворения и полотна узнаются сразу и безошибочно. Он умеет запечатлеть свое мимолетное чувство, донести его до зрителя в пейзажах и до читателя в коротких стихах. Творчество его полно простоты и гордости человека, трепетно влюбленного во все русское. Вот она береза родная и близкая душе нашей, вот она, уводящая вдаль тропинка, вот он набегающий на зрителя овраг с остатками ноздреватого снега, забытая всеми часовенка где-нибудь под Владимиром или церквушка – памятники русской культуры, старины нашей. Только человек, гордящийся прошлым своей родины, имеет право говорить, что он любит будущее своего народа, своей страны. Радимов, поэт и художник, любит и чувствует прошлое, настоящее и будущее. Он умеет передать эту любовь и своему зрителю и своему читателю. Немало сил и энергии отдал П. Радимов созиданию нового, социалистического искусства. Он был первым председателем Ассоциации художников революционной России. Организатор и участник многих художественных выставок на заводах и предприятиях, он один из тех поэтов и художников, которые в свое время не задумываясь встали на сторону социалистической революции. В 1947 году, Павел Александрович принимает участие в организации Московского областного союза художников. «Жизнь -это движение к свету» - лозунг воинствующих гуманистов земли русской стал жизненным кредо Павла Радимова.




Top