Радимов павел александрович картины в третьяковской галерее. Павел александрович радимов

Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.

Биография

Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания» .

Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище Ваяния и Зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы» , отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада» . В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент» .

С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин» . Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. После революции выпускает сборник стихов «Деревня» (1922). Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

Скончался в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

Семья

  • Сергей Александрович Радимов - брат, художник
  • Татьяна Павловна Радимова (1916-2000) - дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.
  • Павел Сергеевич Радимов - правнук
  • Мария Павловна Радимова (р.1915) - дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.
  • Сергей Павлович Радимов - сын, художник
  • Сергей Сергеевич Радимов - внук, художник

Радимов Иван Александрович - брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея "Зарайский кремль", названная здесь "Парад Победы". На самом деле деле картина называется "Конница Белова в Зарайске"

Характеристика живописи

Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани» , 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве» . Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)» . В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна» . Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА» ), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.

Характеристика поэзии

До революции был близок к кругу акмеистов, в 20-е годы - «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.

Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами (»Полевые псалмы" ), а с другой - мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы «зверья первозданного», первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: «Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат»" .

Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объеме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

В 1926 году П.Коган еще писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нем пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений». Его книги «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещены.

Критика

  • Гумилев:
    • Но уже о второй книге Радимова Гумилев двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше ее не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, еще не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота»..
    • «…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе не­весту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной».
  • Маяковский активно не любил Радимова, о чем не раз писал:
    • в стихах (см. таб.).
    • в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, - или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного».

Издания

  • Деревня. - М.: Гиз, 1924. - 104 с.
  • Ливень. - М.: Московский рабочий, 1962. - 64 с.
  • Столбовая дорога». Избранное. - М.: Сов. писатель, 1959. - 179 с.
  • Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Илл. и обл. рисовал и резал на линелеуме С. Федоров. - Казань: 1922. - 16 с.
  • Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. - Казань: Изд. автора, 1915. - 195 с.
  • Деревня. Стихи. - Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. - 63 с.
  • Перелески: стихи. - М.: Советский писатель, 1973. - 32 с.
  • Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов - М., 1978 - 26 с: ил. ; 21 см - :
  • Полевые псалмы. - Казань: Тип. окр. штаба, 1912. - 254 с.
  • О родном и близком. Книга воспоминаний. - М.: Московский рабочий, 1973. - 160 с.
  • Избранные стихи. - М.: Художественная литература, 1988. - 398 с.
  • Телега. Избранные стихи. - М.: Узел, 1926. - 32 с.
  • Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. - М.: Огонек, 1927. - 48 с.
  • Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. - М.: АХР, 1926. - 128 с.
  • Попиада. Поэма, изд. 3. - Казань: 1922. - 70 с.
  • Край родной [стихи и рисунки о Подмосковье]. - М.: Московский рабочий, 1958. - 62 с.
  • Земная риза. 2-я кн. стихов. - Казань: Тип. окр. штаба, 1914. - 209 с.
  • Деревня. Стихи. - Казань: 1922. - 46 с.

Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование - с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии.

О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».

Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище Ваяния и Зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.

В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914-1916 гг. - сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».

С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.

В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.

В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. После революции выпускает сборник стихов «Деревня» (1922). Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).

Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.

Лучшие дня

С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».

Скончался в своем доме в Хотьково, похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.

Семья

Сергей Павлович Радимов - сын, художник

Сергей Сергеевич Радимов - внук, художник

Павел Сергеевич Радимов - правнук

Сергей Александрович Радимов - брат, художник

Татьяна Павловна Радимова (1916-2000) - дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.

Мария Павловна Радимова (р.1915) - дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.

Радимов Иван Александрович - брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея "Зарайский кремль", названная здесь "Парад Победы". На самом деле деле картина называется "Конница Белова в Зарайске"

Характеристика живописи

Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».

Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем - темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников.

В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.

Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке.

В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР - «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена - знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.

После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.

После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.

Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения.

Павел Александрович Радимов (1887-1967). Отец - сельский священник в Рязанской губернии. Окончил духовную семинарию и историко-филологический факультет Казанского университета, одновременно брал уроки рисования. В 1912 участвовал в выставке художников передвижников с жанровыми картинами на тему крестьянской жизни; в 1914 по рекомендации Поленова и Репина вступил в Товарищество художников-передвижников.

Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. Тогда же дебютировал как поэт: в 1912 издал первый поэтический сборник «Полевые псалмы», который и Н. Гумилев, и В. Брюсов отметили как многообещающий. Вышедшая через два года в Казани вторая книжка П. Радимова - «Земная риза» в целом разочаровала критиков. «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше ее не высовывать носа», - писал Н. Гумилев, особо отметивший длинную поэму в гекзаметрах «Попиада» (историю семинариста, едущего вместе с отцом по приходам выбирать себе невесту).

В дальнейшем П. Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным «античным» размером, давали эффект неожиданной современной стилизации «Трудов и дней» Гесиода. Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объеме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

После революции на стороне победившей власти включился в культурно-агитационную работу сначала в Казани (возглавлял отдел искусств Наркомпроса Татарии), потом в Москве. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна».

Дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным. Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов. В стихах остался верен себе, рассказывая в гекзаметрах, сонетах и октавах о том, как баба парится в бане и как нужно правильно печь блины.

П. Коган в 1926 писал: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время... Революция уперлась в проблему крестьянина». Вскоре «проблема крестьянина» была решена на государственном уровне, и П. Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.).

Издал еще с десяток книг; итоговый сборник «Столбовая дорога» вышел в 1959.

Какой простор! Руси великая краса!
Тебя забыть нельзя, и разлюбить нет силы.
Над головой светлы, высоки небеса,
И сердцу дорог край, родной, любимый, милый…

Чувство родины существует для каждого из нас. А родная природа не только то, что невольно видит и чем любуется глаз. Мы приходим к её пониманию при чтении произведений Пушкина, Тургенева, Фета, Пришвина, Паустовского, Есенина и других.
Любуясь живописными полотнами Левитана, Шишкина, Поленова, Пластова. Творчество П.А. Радимова мы воспринимаем двояко: как поэта и живописца.
Отец Павла Александровича, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам священника, но юношу влекло искусство.
С детских лет в нем проявились два одинаково сильных влечения: к поэзии и к живописи. И хотя они так и прошли через всю его жизнь, как две струи, все же можно сказать о том, что Радимов был поэтом в живописи и живописцем в поэзии.
И все-таки учиться Радимов стал в духовном Зарайском училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. И там Павел Радимов в числе добровольных учеников художника Шумова самозабвенно отдается живописи и рисованию. Это было время первоначального становления таланта будущего художника и поэта. В Рязани Радимов делал этюды с натуры, изучая изобразительное искусство.
В 1905 году, не окончив семинарий П.Радимов уехал в Москву с твердым намерением получить художественное образование.
Но живописная мастерская, куда он поступил учиться, его салонным, далеким от реализма искусством. Радимов оставляет Москву и в 1906 году поступает учиться на историко-филологический факультет Казанского университета. Там он учился живописи и рисованию у художника Фешина, которого И.Е. Репин называл одним из величайших русских живописцев.
В это время формируется мировоззрение Радимова, совершенствуется мастерство, мелодичные, понятные простому человеку, как его картины. Его поэзия учит понимать красоту родных, русскую природу.
Вооружившись кистью и пером, Радимов выходил на поиски прекрасного, и земля раскрывала перед ним свои неисчерпаемые россыпи красок. Восторгаясь красотами родной природы, пишет поэтические строки:

Не губить хочу жизнь свою,
А любить и радостно пылать,
Оттого-то сторону родную
Называю теплым словом: мать.

Упорная работа, неустанное стремление к совершенству принесли свои результаты: в 1908 году на художественных выставках появились первые картины П.А.Радимова. Наряду с успехами в живописи, он многого достигает и в поэзии, становясь художником-поэтом, певцом русской природы. Первый сборник его стихов вышел в 1912 году.
Географически Павел Радимов – поэт и живописец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонежск, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск.
Певец природы, Радимов больше всего тянулся к средней полосе России. Живя в Абрамцево, под Москвой, он не разрывал связи с Рязанской землей: нередко посещал родной край и написал больше тридцати этюдов, отображающих близкую ему с детства природу Рязанщины.

Сорока щиплет паклю из пазов,
К морозу тянет, ветлы в серебре.
Примолкший день пустыней от снегов,
Ветряк крылом не машет на горе.

Зайчиных лап в снегу петлят следы.
В синеющих дымках с утра село.
Под пышной бахромою снят сады.
С головкой вешки в поле замело.

Покоем тишины и дуб объят,
Век сторожем стоит на перекрестке.
Какой простор! Куда и кинешь взгляд –
Пушинки, льдинки, снеговые блески.
1953год

Он говорил, что самое большое и благотворное влияние на него творчество оказали рязанские поля и луга, поэзия Сергея Есенина и дружба с художником, земляком Абрамом Ефимовичем Архиповым.
Об этой связи с родным краем свидетельствует его живописные полотна и особенно стихи. В них отразилась природа Рязанского края, его люди, историческое прошлое: "Княгиня Евпраксия”, "Омут на Вожже”, "Рязань”, "Родина”, "Дом Пирогова”, "Павлов”, "На Оке”, "Есенин” и другие.

*Княгиня Евпраксия*

В Зарайске – городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном
Под башнею была, погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.

Зимой морозною ворвалася орда,
И пламеня деревень взвилось столбом мятежным.
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.

На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена,
С узорной лестницы низринулася долу
И память веков теперь окружена,
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.
1943год

*Омут на Воже*

Воспоминаньями себя тревожу,
Я помню Глебово и речку Вожу.
Передо мною луг некошен и нетронут,

Вдали лесок, осинник молодой,
У Глебова обрыв и черный омут,
Что там лежит под темною водою?

И мысль бежит вопросам тем навстречу,
Былых времен страница мне ясна,
Здесь дал Донской впервой татарам сечу
С дружиной москвитян, и кровь алей вина

Стекала в омут тот. Следов я не примечу
Боев старинных. Край цветет. Весна.
И марево волной колеблется далече,
И неба высока немая тишина.
1952год

Еще в 1914 году Павел Александрович по рекомендации известного уже в то время художников Репина и Поленова был принят в члены Товарищества передвиженных выставок. В 1922 году, будучи последнем председателем Товарищества, Радимов организовал 47-ую по свету выставку. Ему была отведена художественная мастерская в Кремле. Он написал ряд портретов государственных деятелей, создал большое количество этюдов старого, древнего и обновленного Кремля.
Кто бывал на выставках картин П.А Репина, того невольно должны были привлекать яркие, лирические и задушевные пейзажи Подмосковья и памятники русской старины – Кремль, соборы, церкви, башни. Особенно известны его картины, посвященные временам года: "Март”, "Ранняя весна”, "Поздняя осень”, "Зимний закат”, "Березы” и другие.
Занимаясь живописью, Радимов продолжал писать стихи. Он был членом литературного объединения "Кузница”. Начиная с 1912 года Радимов имел дружеские отношения с величайшим поэтом России Сергеем Есениным, вместе с которым около года прожил на одной квартире.
Вот как отзывался и писал Павел Александрович Радимов о своем друге земляке Сергее Есенине:
"Впервые я увидел его на одном литературном вечере в Москве. Председателем вечера был Валерий Брюсов. Я прочитал свои стихи "Журавли”.


*Журавли*

Дни расставания пришли с журавлями,
Тянутся их косяки над полями,
Слышите в небе и вопль и молва.
На крутом склоне желтеет трава.
Дымкой седой заходили туманы,
Желуди дуб уронил на поляны.
А на реке на крапивы глухой
Ветер беседу ведет с осокой.
В дальнем болоте виднеются цапли,
Нехотя с неба срываются капли.

Когда ушел с эстрады, за кулисами ко мне, протягивая руки, поздравляя с успехом подошел улыбающийся, жизнерадостный Есенин. Глаза Есенина светились веселым блеском, он был весь в движении. Как поэта он меня знал: ведь село Ходяйново от Константинова в сорока верстах. Уже потом бывали мы с Есениным и в Солотче, и на станции Рыбное...
Однажды встретились мы с ним у Моссовета. Есенин сказал: «Приходи ко мне завтра в пять, буду читать новую поэму "Анна Снегина”. В назначенный час в квартире его стали собираться гости: Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Корнелий Зелинский и другие…
Свою поэму Есенин читал изумительно. Мы слушали его, как потрясенные: звучали проникновенные строки о новой жизни в деревне. Казался мне Есенин по-пушкински народным поэтом”.
Радимов был покорен необыкновенным поэтическим талантом своего земляка и сохранил о нем самые добрые воспоминания. В память об этой дружбе Радимов написал стихотворение "Есенин”, где он называет поэта русокудрявым юным Лелем.

Начинает разворачиваться лист,
Скоро кинет кисть черемуха в саду,
По проселку ходит с песней гармонист,
Как Есенин в незапамятном году.

Эти песни он у родины узнал,
Не одну он деву-кралю целовал,
Оттолкнуть его девчонка не могла,
И черемуха, как кипень, зацвела.

Где ты, гений незадачливый Сергей,
Песней Русь теперь прославилась твоей,
Средь полей ты бродишь и среди долин,
Русокудрый юный Лель, крестьянский сын.

Павел Александрович Радимов много лет был председателем Ассоциации художников революционной России. Участвовал в создании этой организации и Е.А. Кацман, член-корресподент Академии художеств СССР. Он так рассказывает о нашем земляке:
"Самое яркое воспоминание, связанное у меня с Радимовым, - это поездка в 1926 году к Репину, в Финляндию.
Репин заболел. Его дочь прислала письмо художнику Бродскому, а тот показал его нам с Радимовым. И вот все мы отправились в путь немедленно, чтобы хоть чем-то помочь Илье Ефимовичу. Репин был рад нашему появлению, а мы старались не очень утомлять его разговорами. Как-то, когда Репин отдыхал, отправились мы, с Павлом Александровичем на прогулку. И вот смотрю: Радимов стоит и палкой на песке пишет длинные строчки. Я подошел к нему, и он прочитал:

«Старый художник у моря
живет,
сединой убеленный.
В море вскипают валы,
волны, как время бегут.
Старец думает думу
о жизни,
шумящей, как море.
Ветер искусству его
вольную славу поет!»

Я сказал Радимову, что это замечательно, как у Гомера, и мы пошли к Репину. Радимов прочитал ему эти строки. Илья Ефимович растрогался: «Цельно, и как красиво!»”
Радимов посвятил Репину свой стих "Море”, а портрет Репина, созданный Радимовым хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Друзьями Павла Александровича были знаменитые Кукрыниксы. Один из них, Николай Александрович Соколов, с огромной любовью отзывался о своем друге:
"Радимов любил русскую землю и писал свои лирические пейзажи всегда с настроением. Он не мудрил, не изобретал какого-то философского отношения к природе: что видел, что чувствовал, то и передавал на холсте. Павел Александрович Радимов был искренним и честным художником и сохранил свое, радимовское, лицо в живописи. И в поэзии тоже”.
Скромный, чуткий и взыскательный мастер, Радимов изобразил на холсте много картин, которые были взяты в Третьяковскую галерею, Музей Революции, Музей имени Ленина и музеи других городов. Его картины распространились на выставках в Италии, Германии, Англии, Америке.
Художник рисовал выдающихся деятелей международного коммунистического движения – Клару Цеткин, Сен-Катаяма, Георгия Дмитрова, Василия Каларова, негритянского писателя Клорда Миккея. В своих работах он стремился показать современника – вожака революционных масс.
Верность своей теме. Через родную его сердцу Русь Радимов видел красоту и теплоту своей Родины. В стихах он это выразил так:


О, сколько милой красоты
И прелести необычайной
Во всем: в глубоком рыхлом снеге,
В тычинках вешних и кустах,
В примолкших избах и дворах,
В звенящем вскрике, хрустком беге,
В леске синеющем едва.

Тема крестьянского быта, исторического прошлого русского народа составляет основное содержание стихов и картин Павла Радимова. Историческое прошлое отразилось в ряде стихотворений поэта: "Дом Пирогова”, "Куликово поле” и другие

*Куликово поле*

Я с детства помню Вас, Ослабя – Пересвет,
Монахи – иконки несокрушимой силы.
Стоял туман в лугах, слетал с небес рассвет.

И солнце купы под лучом позолотило.
А на земле была великая вражда.
Донского тихий стан, пред ним гроза-орда.

Вот тучный богатырь от ней несется вскачь
И злою епанчой по росным травам плещет.
Он наводил на Русь полон, и смерть, и плачь.
Он яростно коня ременной плеткой хлещет.

Но смерть найдет себе неистовый палач.
Сжал Пересвет копье и сдвинул брови резче.
Вот сшиблись, пыль кипит, подковы искры мечут.
Богатыри мертвы, и бой трубит трубач.

В свое время творчество Павла Александровича Радимова высоко оценил Максим Горький, отличив народность его стихов и картин. До конца своих дней Павел Александрович Радимов писал книгу воспоминаний "Утрой живописца”, в которой рассказывается о детстве и юности, а также встречах с выдающимися людьми.
Павел Александрович Радимов был человеком, страстно влюбленным в жизнь. И на склоне лет он, сильный и спокойный, поражал всякого, кто с ним знакомился, с энергией, веселостью, широтой интересов и увлечений.

Деревья в инее, а снега вовсе нет.
Зима задумалась у столбовой дороги.
Радимов Павел я, художник и поэт,
Советский гражданин и человек нестрогий.

В Коломенском краю своей написал сонет,
Бродя вблизи Оки, где берега пологи,
Где протекала пора моих ребячьих лет,
Где ездил много раз, усевшийся на дороги.

Я помню, помню Вас поемные луга!
Вот на реке паром, вот Ловцы, Белоомут,
Вот бричка ямщика и с колкольцам дуга.

Вот Горки на яру и под горою омут.
Внизу ж стоят строга, и зелени нет края,
Дай ширь, твою вдохнуть, о сторона родная!

Не стало Павла Александровича 12 февраля 1967 года. На восьмидесятом году жизни от нас ушел яркий талант, соединявший в себе редкое дарование живописца и поэта.
Когда раскрываешь книгу стихов Павла Александровича Радимова, дополненную красочными иллюстрациями с его картин, создается целостное впечатление об удивительном разнообразии и красоте родной природы и необыкновенно талантливом русском народе – созидателе. А всякого, кто в последние годы встречался с художником-поэтом, покоряло гостеприимство седого красивого старика, который весь точно светился радостью жизни и творчества. На протяжении полувека кистью художника и словом поэта Радимов служил людям, которые ценили и ценят его прекрасное творчество.

Павел Александрович Радимов (11 сентября 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния — 12 февраля 1967,Хотьково, Московская область) — русский советский «крестьянский поэт » и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.

Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.

Родился в деревне в Рязанской губернии. Отец — сельский священник в Рязанской губернии. Окончил духовную семинарию и историко-филологический факультет Казанского университета, одновременно брал уроки рисования. В 1912 участвовал в выставке художников передвижников с жанровыми картинами на тему крестьянской жизни; в 1914 по рекомендации Поленова и Репина вступил в Товарищество художников-передвижников.

Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. Тогда же дебютировал как поэт: в 1912 издал первый поэтический сборник «Полевые псалмы», который и Н. Гумилев, и В. Брюсов отметили как многообещающий. Вышедшая через два года в Казани вторая книжка П. Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше ее не высовывать носа», — писал Н. Гумилев, особо отметивший длинную поэму в гекзаметрах «Попиада» (историю семинариста, едущего вместе с отцом по приходам выбирать себе невесту).

В дальнейшем П. Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным «античным» размером, давали эффект неожиданной современной стилизации «Трудов и дней» Гесиода. Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объеме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).

После революции на стороне победившей власти включился в культурно-агитационную работу сначала в Казани (возглавлял отдел искусств Наркомпроса Татарии), потом в Москве. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна».

Дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным. Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов. В стихах остался верен себе, рассказывая в гекзаметрах, сонетах и октавах о том, как баба парится в бане и как нужно правильно печь блины.

П. Коган в 1926 писал: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время... Революция уперлась в проблему крестьянина». Вскоре «проблема крестьянина» была решена на государственном уровне, и П. Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.).

Издал еще с десяток книг; итоговый сборник «Столбовая дорога» вышел в 1959.




Top