Раскрыл нас самих. Памятка «он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья…

Lord of the Dance («Повелитель Танца») - это всемирно известное танцевальное шоу, которое посетит Москву 25 и 26 ноября 2019 года. Приобрести билеты на шоу можно прямо сейчас, пока они еще имеются в наличии.

Представление пройдет на сцене Crocus City Hall, выступление артистов будет сопровождаться красочным световым шоу, впечатляющими 3D и голографическими эффектами. Также зрители смогут насладиться новой хореографической постановкой и костюмами. Кроме танцевальной программы предусмотрены вокальные выступления, живая музыка в исполнении ирландских артистов. Приобрести на Lord of the Dance билеты Москва дает возможность заранее, выбрав понравившиеся места. Заказать и оплатить их всегда можно онлайн.

Новая шоу-программа - это не просто традиционные ирландские танцы в исполнении мировых знаменитостей. Это целая сказочная история, повествующая о Повелителе Танца, который заступился перед грозным Дон Дорхом за маленького духа. Чем закончится их противостояние, кто победит? Сюжет сопровождают старинные кельтские мотивы в исполнении скрипачей и флейтистов, ирландский степ. Масштабные декорации и другие визуальные эффекты перенесут зрителей в мир волшебства.

Виртуозное исполнение всех элементов программы, поразившее мировую публику, теперь доступно вживую российским поклонникам ярких и эффектных танцевальных выступлений.. Заказать места легко через онлайн-форму или по телефону. Получить приобретение можно после оплаты заказа в удобное время с курьерской доставкой по любому адресу в Москве.

Актерский состав

В шоу участвуют такие мастера ирландского танца как Морган Комер, Джеймс Киган, Метью Смит. Их руководитель и хореограф-постановщик Майкл Флетли, завоевывал титул лучшего исполнителя ирландских танцев около 120 раз в разных странах мира. Сопровождать выступление этих мировых звезд будут талантливые музыканты и профессиональный кордебалет. Это прекрасный шанс побывать на очередном московском выступлении Lord of the Dance купить билеты на которое стоит заранее, ведь шоу всегда собирает полные залы. Тем более что в 2019 году зрителям представят обновленную программу, захватывающей интерпретации ирландской легенды, которая захлестнет мощной энергетикой.

Интересные факты

  • Майкл Флетли дважды устанавливал рекорд Гиннеса в качестве самого быстрого в мире исполнителя степа;
  • ноги Флетли застрахованы на сумму в 40 миллионов долларов;
  • за все годы существования шоу его вживую посмотрели больше 10 миллионов зрителей;
  • это представление стало первым в истории лондонского «Уэмбли», билеты на который были полностью распроданы больше 20 раз подряд;
  • билеты на премьеру постановки были полностью реализованы всего за несколько часов;
  • декорации для выступления артистов доставят в Москву на пяти грузовиках;
  • на Lord of the Dance билеты в Москве можно приобрести по лучшим ценам;
  • шоу существует с 1996 года.
Lord of the Dance («Повелитель Танца») - это всемирно известное танцевальное шоу, которое посетит Москву 1 ноября 2017 года. Премьера новой программы прошла еще в сентябре 2015 года и теперь, наконец, станет доступна российским зрителям. Грандиозный тур включает в себя выступления более чем в 25 странах по всему миру и рассчитан еще на два года. Приобрести билеты на шоу можно прямо сейчас, пока они еще имеются в наличии.

Представление пройдет на сцене Crocus City Hall, выступление артистов будет сопровождаться красочным световым шоу, впечатляющими 3D и голографическими эффектами. Также зрители смогут насладиться новой хореографической постановкой и костюмами. Кроме танцевальной программы предусмотрены вокальные выступления, живая музыка в исполнении ирландских артистов. Приобрести на Lord of the Dance билеты Москва дает возможность заранее, выбрав понравившиеся места. Заказать и оплатить их всегда можно онлайн. Новая шоу-программа - это не просто традиционные ирландские танцы в исполнении мировых знаменитостей. Это целая сказочная история, повествующая о Повелителе Танца, который заступился перед грозным Дон Дорхом за маленького духа. Чем закончится их противостояние, кто победит? Сюжет сопровождают старинные кельтские мотивы в исполнении скрипачей и флейтистов, ирландский степ. Масштабные декорации и другие визуальные эффекты перенесут зрителей в мир волшебства.

Виртуозное исполнение всех элементов программы, поразившее мировую публику, теперь доступно вживую российским поклонникам ярких и эффектных танцевальных выступлений.. Заказать места легко через онлайн-форму или по телефону. Получить приобретение можно после оплаты заказа в удобное время с курьерской доставкой по любому адресу в Москве.

В шоу участвуют такие мастера ирландского танца как Морган Комер, Джеймс Киган, Метью Смит. Их руководитель и хореограф-постановщик Майкл Флетли, завоевывал титул лучшего исполнителя ирландских танцев около 120 раз в разных странах мира. Сопровождать выступление этих мировых звезд будут талантливые музыканты и профессиональный кордебалет. Это прекрасный шанс побывать на очередном московском выступлении Lord of the Dance купить билеты на которое стоит заранее, ведь шоу всегда собирает полные залы. Тем более что в 2017 году зрителям представят обновленную программу, захватывающей интерпретации ирландской легенды, которая захлестнет мощной энергетикой.

Подобный материал:

200 – летнему юбилею Н.В.Гоголя

Православное изучение творчества Н.В. Гоголя в школе

Для нас он был больше, чем писатель:

он раскрыл нам нас самих.

Из письма И.С.Тургенева Полине Виардо. 1852г.

Творчество Н.В.Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса. Образовательная программа Министерства образования РФ ставит следующие вопросы для изучения: «Н.В.Гоголь – великий сатирик»;

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: Близость повестей к народному творчеству;

«Майская ночь, или Утопленница»: Сказочное и реальное в повести; Поэтичность языка в описании бытовых сцен; Пейзаж майской ночи;

«Тарас Бульба»: Патриотический пафос повести; Боевое товарищество Запорожской Сечи; её нравы и обычаи; Любовь к Родинекак источник формирования необыкновенных характеров; Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

«Ревизор»: Жизненная основа комедии; Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия; Мастерство композиции и речевых характеристик; роль авторских ремарок; Общечеловеческое значение характеров в комедии; «Ревизор» в театре и в кино.

Нет в Образовательной программе МО РФ таких, например, тем, как «Н.В.Гоголь – христианин», или «Священное Писание в жизни Гоголя», «Пребывание Гоголя на Святой Земле», «Паломничество в жизни Гоголя», связанных с мировоззрением великого русского писателя, чей 200 – летний юбилей мы отмечаем в этом году.

Известно, что Гоголь ежедневно читал Евангелие, и «именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения…. И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия». 1 А «поездки Гоголя по святым местам можно с полным правом назвать паломничеством – они всегда были для него насущно необходимы как в литературном, так и в духовном отношении, а то и другое сливалось у Гоголя (и особенно в последнее десятилетие его жизни) воедино». 2

Попробуем взглянуть на творчество великого писателя с христианской точки зрения, отражающей суть его мировоззрения. Рассмотрим некоторые аспекты его произведений с точки зрения христианской морали.

«Ночь перед Рождеством». В этой повести, помимо поэтизации чистой, светлой любви, завораживающих ярких описаний природы, картин народной жизни, её поэзии и праздничности просматривается христианская мораль: таинственная помощь любящим. Анализируя образ Вакулы, отметим его христианский характер, который, прощаясь с парубками кричит: «Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалювал за мирскими делами»; «Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь». Без специального комментария учителя учащимся вряд ли будет понятен смысл слов: панихида, грешная душа, церковные свечи, иконы Божией Матери (их много), Николая Чудотворца, жертва на церковь, которые использует писатель в своём произведении. Необходимо объяснить учащимся эти понятия, сказав, что значат они и для самого писателя. «В завещании Гоголь советовал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались». 3

«Малороссия христианская с еще не изжитыми языческими обрядами. Украинский вариант «Фауста»: кузнец Вакула обращается за помощью к ч…, но не губит свою душу бессметрную, а побеждает ч… крестным знамением», - отмечает С.Е.Шамаева. 4 На уроке можно объяснить учащимся понятия: бессмертная душа, сила крестного знамения; познакомить с молитвой «Да воскреснет Бог…».

Радостный финал повести: «Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить, одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен». Свой грех (общение с лукавым) Вакула по-христиански отмолил (прочитаем вместе с детьми пример в тексте). Отметим, что человек испытывает чувство радости от того, что он не беззащитен под натиском зла. На уроках при изучении данного произведения идёт развитие понятия: защита от врага (невидимого) – крест, крестное знамение, молитва «Да воскреснет Бог…», жизнь по Христианским Заповедям!

В повести «Майская ночь, или Утопленница» отметим интерес писателя к народным обрядам, быту, близость к распространенным народным преданиям и повериям. Яркие картины природы, нарисованные писателем, убеждают в том, что Мир создан как творение Божие, как гармония. Трижды дает Гоголь прекрасное описание украинской ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь?...», которые подводят к выводу: «Дивны дела Твои, Господи!». Эти слова, по праву, можно назвать лейтмотивом повести.

Евангельская заповедь любви для Гоголя была смыслом его жизни. Об этом сам писатель говорил в «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Наверное, оттого так много поэтизации чистой, светлой любви в его произведениях. Вот и в повести «Майская ночь, или Утопленница» герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль любви. Они говорят о Боге, о девственной ночи. Здесь народные предания сливаются с библейскими текстами: «У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед светлым Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов Праздник ни одного духа не бывает на Земле» (текст, гл. I). Можно рассказать учащимся о том, что образ лестницы (в церковнославянском языке - «лествицы»), соединяющей землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Это мы и видим в данном эпизоде произведения. В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно, 28главе Книги Бытия (ст.10-17), где описывается видение Иакова: «И сон виде; и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней». Этот фрагмент входит в паремии (избранные места из Священного Писания), читаемые в церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах Пресвятой Богородице: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог», Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Гоголя: «Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси» Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Н.В.Гоголя. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки.

А перед своей кончиной Гоголь дважды исповедовался и причастился Святых Тайн, а также соборовался. Предсмертными его словами были: « Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно. 5

Находит отражение в повести и тема послушания родителям. Панночка

«… стала выполнять отцовскую волю» (текст, гл. I). Тема мачехи – ведьмы перекликается с моралью народных сказок: мачеха несет в себе черное начало. Зло коварно: оно маскируется под добро (мачеха превратилась в утопленницу. Левко увидел в ней «что-то черное» во время игры в ворона). Распознав зло, Левко спас панночку: «Дай Бог тебе Небесное Царство, добрая и прекрасная панночка…». 6 Отсюда – сказочность повести.

При анализе повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» много вопросов рассматривается с православной точки зрения. Это и верность своему Отечеству, православной вере, это – и тема материнского благословения… «Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то, пусть лучше пропадут... Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасет», - читаем с детьми в тексте (гл.1) очень важные слова о силе материнского благословения. Проводим беседу с детьми, выясняем, кого из детей мама благословляет перед школой, вообще, перед каждым добрым делом и начинанием. Разве может православный учитель пройти мимо этих слов, не акцентируя на них внимания? Также, как и мимо следующего эпизода в изображении Запорожской Сечи, являющейся нравственным идеалом Гоголя: «Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

Верую! – отвечал приходивший.

И в троицу Святую веруешь?

И в церковь ходишь?

А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

Ну, хорошо, - отвечал кошевой, ступай же в который сам знаешь курень. Этим оканчивалась вся церемония. И Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови…» Эпизод этот обязательно читаем вслух и анализируем, выясняем, какие качества, по мысли Гоголя, вырабатывала Сечь в запорожцах. Приходим к выводу о том, что «Сечь, по мысли Гоголя, вырабатывала в запорожцах инициативу, чувство ответственности за свободу родины. …Качества, которые вырабатывала в казаках Сечь и которые были для них высшей нравственно – этической нормой: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей,… будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну». 7

Любовь к Родине, готовность отдать жизнь за Отечество рассматриваем на примере героической смерти Остапа. «Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу». Здесь вспоминаем Евангельские слова: «Испить чашу страданий», «Блажен, кто душу свою положит за други своя». Комментируя их, приходим к выводу о вере писателя в силу русского народа: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Учителю можно посоветовать познакомиться со статьёй «Жива вера – жив народ. Н.В.Гоголь и русско – украинский вопрос» Владимира Воропаева, профессора МГУ, в которой даётся комментарий произведения: «Читая «Тараса Бульбу», понимаешь, что нет на свете преступления более страшного и позорного, чем измена Родине. Младший сын Тараса, презрев священный долг, увлекся красивой полячкой и перешел на сторону врагов Сечи. Как грозное возмездие воспринимает Андрий своею последнюю встречу с отцом. На вопрос Тараса «Что сынку! Помогли тебе твои ляхи?» -Андрий «был безответен». «Так продать? продать веру? Продать своих?» Не чувствует жалости к сыну-изменнику Тарас. Без колебания вершит он свой суд: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Покорно принимает Андрий приговор отца, понимая, что нет у него и не может быть оправдания. Он не только предатель, но и богоборец, так как, отрекаясь от родины («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?»), он отрекается от Божьего установления: только Он указывает каждому место его рождения, и человек должен любить данную ему Богом родину.

А вслед за этим попадает в плен старший сын Тараса Остап. С риском для жизни пробирается в стан врагов отец, чтобы поддержать его в трудную минуту мучительной казни. Вскоре и сам Тарас мужественно погибает в огне, распятый на дереве. В последние минуты он думает не о себе, а о товарищах, о Родине. «…Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. «Прощайте товарищи!- кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялись казаки? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!... Гоголю важно показать, что запорожцы сражаются и умирают за православную веру». 8 Здесь можно и нужно с учащимися провести беседу о православной вере. Потому что об этом говорит Гоголь устами своих героев. И пройти мимо этого нельзя. Но кто из учителей общеобразовательной школы ведёт с учащимися беседу на эту тему? Тогда как же ученики смогут понять величие личности Гоголя?

При изучении комедии «Ревизор» обращаем внимание на роль эпиграфа, в котором сформулирована идея произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народная пословица подразумевает под зеркалом Евангелие. «Примечательно, что Гоголь сам обращался к этому образу. Так, в декабре 1844 года он писал М.П.Погодину: «Держи всегда у себя на столе книгу, которая бы тебе служила духовным зеркалом»; а спустя неделю – А.О.Смирновой: «Взгляните также на самих себя. Имейте для этого на столе духовное зеркало, т.е. какую-нибудь книгу, в которую может смотреть ваша душа.»…Но как всякий христианин обязан жить по Евангельским заповедям, подражая Христу (по мере своих человеческих сил), так и Гоголь–драматург по мере своего таланта устраивает на сцене свое зеркало.» 9

Попытаемся донести до детей мысль о том, что вся комедия – иллюстрация к словам Ф.М.Достоевского: «Без Бога все дозволено». В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают духовно.

Главная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек. Заключительная сцена «Ревизора» есть символическая картина именно Страшного Суда 10 . Нужно объяснить учащимся понятие Страшного Суда – Суд Господень, напомнить Евангельские слова: «Берегитесь любостяжания» (Лк, 12, 15).

И, наконец, «Мёртвые души» - произведение, задуманное автором как отражение многообразия русской жизни.

С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. «Начал писать «Мертвые души», - сообщал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года. – (…) Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». И это ему удалось в полной мере!

Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение русского человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом. Жизнью своей он продолжил свои писания. 11

Лариса Леонидовна Телегина,

Учитель русского языка и литературы

МОСШ №8 г.Нижневартовск.

Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев

Иванович § § § § § 1. Бекеша 2. Прекрасный дом 3. Сад: яблони, груши, черешня, подсолнечники, дыни 4. Очень любит дыни 5. Любит обедать в одной сорочке под окном 6. Больше 10 лет овдовел, детей нет 7. Богомольный человек 8. Сам никого не любил угощать, но подарки любил получать 9. Говорит всегда очень приятно 10. Худощав, высокого роста, голова похожа на редьку хвостом вниз § § § 11. Отдыхает после обеда, к вечеру идёт в гости 12. Очень сердится, если попадается ему в борщ муха 13. Бреет голову 2 раза в неделю 14. Чрезвычайно любопытен 15. Боязливого характера 16. Большие выразительные глаза табачного цвета, рот похож на букву ижицу 17. Не любит блох §

Иван Никифорович § 1. Не был женат § 2. Больше молчит § 3. Ниже Ивана Ивановича и толст, голова похожа на редьку хвостом вверх § 4. Весь день лежит на крыльце, никуда не хочет идти § 5. Чрезвычайно любил купаться, пить чай в прохладной воде § 6. Бреет бороду 1 раз в неделю § 7. Не покажет на лице: доволен или сердит § 8. Шаровары в широких складках, в которых можно было бы поместить двор с амбаром и строением § 9. Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щёк, нос в виде спелой сливы § 10. Не любит блох

§ В “Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем” реалистические и сатирические мотивы творчества Гоголя резко углубляются. Автор обличает историю глупой тяжбы двух миргородских обывателей. Чувство горечи и гнева – вот что вызывает у писателя поведение обоих героев. Благодаря резкой замене юмористической тональности смысл повести раскрывается особенно ярко. Весёлая история становится глубоко драматичной картиной реальной жизни. Люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу не вымышлены писателем. Они на самом деле существуют, они среди нас. § Характеры героев осмыслены автором очень обстоятельно. Это два закадычных приятеля. Но каждый из них себе на уме. Казалось, ничто не может помешать их дружбе. Но всего лишь нелепый случай заставил их ненавидеть друга, превратил приятелей в злейших врагов.

§ В этом произведении особенно ярко проявляется ироническая манера гоголевского письма. Его сатира никогда не раскрывается обнажено. Авторское отношение к миру на первый взгляд выглядит очень добродушным, беззлобным. Иванович называется “прекрасным человеком”, доброта так и бьёт из него ключом. Каждое воскресенье в своей знаменитой бекеше он отправляется в церковь. А после службы, побуждаемый добротой, непременно обойдёт нищих. Увидит нищенку и заведет с ней сердечный разговор. Но вместо того, чтобы подать ожидаемую милостыню, он поговорит-поговорит и уйдёт прочь. Доброта и сердобольность Ивана Ивановича оборачиваются лицемерием и жестокостью. Таков и его приятель. “Очень хороший также человек Иван Никифорович”.

Иван Никифорович Он не столько высок, сколько “распространяется в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”.

средства внешнего комизма § Разнообразны средства внешнего комизма в произведении. Это нелепые фамилии и имена (“Пупопуз”, “Перепеленко”), смешные положения (“дверь затрещала и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие; остальная оставалась ещё в передней”), алогизмы (“Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением”).

Арест

В апреле 1852 года Тургенев был арестован. Поводом для его ареста послужила статья, которую писатель сочинил под первым впечатлением от известия о смерти Гоголя. Смерть эта потрясла Тургенева.

"Гоголь умер <...> - писал он 4 марта Полине Виардо. - Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в эту минуту. Для нас он был более чем только писатель: он раскрыл нам нас самих. Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого <...> Надо быть русским, чтобы это почувствовать" (П., II, 394).

В письме к И. С. Аксакову Тургенев тогда же признавался: "Скажу Вам без преувеличения, с тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя <...> Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к ее недрам - ни одному человеку, самому сильному духу, не выдержать в себе борьбу целого народа - и Гоголь погиб!" (П., II, 49).

Не менее самой смерти Гоголя Тургенева потрясли и те факты, которые были связаны с нею. В неизвестной до недавнего времени части письма от 4 марта Полине Виардо, Тургенев писал: "Похороны его приобрели характер всенародной скорби. Не дали водрузить гроб на погребальную колесницу. Толпа понесла его на плечах до кладбища, расположенного в шести верстах от церкви.

Вообразите: здешняя цензура уже запрещает упоминать его имя!!!

Простите, дорогая госпожа Виардо, но говорить теперь о других вещах я не в состоянии..." 1

Кончина Гоголя заставила Тургенева взять в руки перо, чтобы написать статью о нем и еще раз в полный голос сказать уже всем о той огромной роли, которую сыграло творчество этого гениального писателя в развитии русской литературы.

И это было в пору, когда он знал, что даже имя Гоголя было запрещено упоминать, в пору, когда ни один журнал, боясь нарушить волю царских властей, не посмел откликнуться на его смерть.

Тургенев в это время писал: "Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна<...> Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!" (XIV, 72).

В своих воспоминаниях позднее Тургенев рассказал дальнейшую историю, связанную с этой статьей.

Он писал: "Я препроводил эту статью в один из петербургских журналов <...> Статья моя не появилась пи в один из последовавших за тем дней. Встретившись на улице с издателем, я спросил его, что бы это значило? "Видите, какая погода, - отвечал он мне иносказательною речью, - и думать нечего". <...> Вскоре потом я получил от одного приятеля из Москвы письмо, наполненное упреками: "Как! - восклицал он, - Гоголь умер, и хоть бы один журнал у вас в Петербурге отозвался! Это молчание постыдно!" В ответе моем я объяснил - сознаюсь, в довольно резких выражениях - моему приятелю причину этого молчания и в доказательство как документ приложил мою запрещенную статью. Он ее представил немедленно на рассмотрение тогдашнего попечителя Московского округа - генерала Назимова - и получил от него разрешение напечатать ее в "Московских ведомостях". Это происходило в половине марта, а 16 апреля я - за ослушание и нарушение цензурных правил - был посажен на месяц под арест в части..." (XIV, 74).

Но, конечно, "ослушание и нарушение цензурных правил" были только предлогом для преследования Тургенева. Сейчас есть возможность дополнить этот рассказ интересными опубликованными архивными и эпистолярными материалами, проливающими новый свет на это событие и, что особенно важно, на его закулисную сторону.

Вот как все это произошло.

Узнав о смерти Гоголя, председатель Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин, как свидетельствует профессор Петербургского университета А. В. Никитенко, "объявил, что не будет пропускать статей в похвалу Гоголя, "лакейского писателя"..." 2 .

О статье Тургенева тот же Мусин-Пушкин писал шефу жандармов графу А. Ф. Орлову: "Прочитав статью, я не дозволил оную печатать. Мне казалось неуместным писать о Гоголе в таких пышных выражениях<...> и представлять Гоголя как незаменимую потерю, а не разделяющих это мнение легкомысленными или близорукими..." 3

В апреле 1852 года шеф жандармов представил царю доклад. В нем подробно говорилось об обстоятельствах опубликования Тургеневым статьи, написанной в связи со смертью Гоголя. И в вину Тургеневу здесь прежде всего ставилось то, что он "отзывался о Гоголе в выражениях чрез меру пышных".

В этом же докладе предлагалось пригласить Тургенева в III Отделение и сделать ему "должное внушение", а также предупредить о том, что правительство обратило на него внимание.

Одновременно предлагалось учредить за Тургеневым "секретное наблюдение".

Однако эти меры не удовлетворили Николая I, и на докладе шефа жандармов появилась резолюция: "Полагаю этого мало, а за явное ослушание посадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину, под присмотр..." 4

Эта резолюция царя и явилась основанием для ареста Тургенева. Он был посажен на "съезжую". Так называли тогда арестный дом при полицейской части.

Известно, что в первые дни ареста Тургенева навещали друзья и знакомые, но вскоре эти свидания были запрещены.

Вот что об одном из таких посещений арестованного вспоминал Е. Я. Колбасин: "Вчера, дорогой И<ван> Сер<геевич>, я почему-то вспомнил <...> Ваше сидение в полицейской части, в сибирке, посещение или, лучше сказать, запрещенный визит к Вам мой, брата и Миницкого: разговор Ваш с нами через окно, на набережной Екатерининского канала, когда Вы выглядывали, подобно узнику, из своего высокого и непривлекательного заточения..." (П., II, 439).

Арест Тургенева на многих произвел тяжелое впечатление.

Но в разных общественных кругах был встречен по-разному.

Так, например, представитель реакционных кругов Ф. В. Булгарин, действия которого, по свидетельству Никитенко, во многом содействовали аресту Тургенева, не прекратил нападок на него и в то время, когда он уже сидел на "съезжей".

В своем дневнике Никитенко записал: "А Булгарин тем временем в "Пчеле" так и колотит лежачих: Гоголя, Тургенева, Погодина. Последняя статья Булгарина<...> возбудила всеобщее омерзение. В ней что ни строка, то донос" 5 .

А вот что в том же дневнике писал Никитенко о своем личном отношении к аресту Тургенева: "Страшное, удручающее впечатление произвела на меня беда, стрясшаяся над Тургеневым. Давно не помню, чтобы меня что-нибудь так трогало и огорчало. Сознаю, что тут нет еще ничего необычайного, что Тургенев все же еще не мученик за истину, что, назвав Гоголя "великим", он в сущности терпит даже не за идею, а за риторическую фигуру. Но тем хуже, тем сильнее поражает меня беспомощность мысли в настоящее время..."

С возмущением писал Никитенко и о том, что у Тургенева "не требовали никаких объяснений; его никто не допрашивал, а прямо подвергли наказанию" 6 .

Да, трудно было поверить, что причиной ареста, а затем и ссылки писателя под надзор полиции действительно явилось только "нарушение цензурных правил".

Поэтому и высказывались самые различные предположения и все увереннее звучали голоса тех, кто считал тогда статью о Гоголе только предлогом, которым воспользовалось царское правительство для расправы с Тургеневым.

Так, С. И. Мещерская писала арестованному Тургеневу: "Знаете ли вы кого-нибудь из канцелярии Шульгина - и говорили ли вы когда-нибудь перед кем-либо оттуда, что следовало бы сменить целиком наше правительство, что славизм - смехотворная игра? - Я страшно поспорила с братом<...> - он утверждает, что этот господин<...> приводил ваши слова, - но ведь канцелярия составлена из дураков, с которыми, я уверена, вы никогда не снисходили до разговоров" 7 .

И конечно, дело не в том, вел или не вел Тургенев подобные антиправительственные разговоры именно с кем-то из канцелярии Д. И. Шульгина - петербургского военного генерал-губернатора, а в том, что его обвиняли в антиправительственных политических высказываниях и действиях и что основания для этого были.

Сам Тургенев это прекрасно понимал. Об этом лучше всего свидетельствует его письмо к Полине Виардо от 13 мая 1852 года, написанное в дни ареста и переправленное в Париж с оказией: несомненно, в это время Тургенев уже знал, что его письма подвергаются перлюстрации.

В начале письма он предупреждал свою корреспондентку: "... я могу немного поговорить с вами откровенно и не опасаясь любопытства полиции" и после этого поведал обо всем случившемся с ним. Из его рассказа ясно, что он прекрасно понимал: статья о Гоголе была не причиной, а только поводом для его преследования правительством.

"Прежде всего, - писал он в этом письме, - скажу вам, что если я не уехал из Петербурга еще месяц тому назад, то уж конечно не по своей воле. Я нахожусь под арестом в полицейской части по высочайшему повелению, за то, что напечатал в одной московской газете статью в несколько строк о Гоголе. Это только послужило предлогом - статья сама по себе совершенно незначительна. Но на меня уже давно смотрят косо<...> Хотели подвергнуть запрету всё, что говорилось по поводу смерти Гоголя, - и кстати обрадовались случаю наложить вместе с тем запрещение на мою литературную деятельность" (П., II, 395).

Позднее Тургенев по тому же поводу высказался еще определеннее: "... в 1852-м году за напечатание статьи о Гоголе (в сущности, за "Записки охотника") - отправлен на жительство в деревню" (П., VII, 338).

В те же дни правительство предприняло еще одну акцию, направленную против Тургенева.

10 мая, когда Тургенев находился еще под арестом, закончилось печатание первого отдельного издания "Записок охотника". И почти сразу в связи с этим в главном управлении цензуры началось расследование.

Не обошлось и на сей раз без личного вмешательства царя. И конечно, это обстоятельство не было случайным.

Николай I принял участие и в этом расследовании, так как многое и в литературной деятельности и в личных связях Тургенева воспринималось им как враждебное царскому правительству.

Осложнило положение Тургенева и то, что совсем недавно в статье политического эмигранта и врага русского царизма Герцена "О развитии революционных идей в России", вышедшей во Франции, но строжайше запрещенной в России, с восхищением говорилось о "Записках охотника".

Но случилось так, что помешать выходу "Записок охотника" отдельной книгой уже ничто не могло - момент для этого был упущен.

Само собою разумеется, однако, что в царствование Николая I "дозволения" на новое издание "Записок охотника" быть не могло, а история с "расследованием" предопределила невозможность появления в печати и отзывов на первое издание книги.

Тогда же был уволен со службы с лишением пенсии цензор В. В. Львов, разрешивший его. "Отставить за небрежное исполнение своей должности" 8 , - приказал Николай I, записав "свою волю" на "всеподданнейшем представлении", сделанном ему по этому поводу.

На другой день после выхода из-под ареста, накануне отъезда в ссылку, Тургенев прочитал своим друзьям только что написанную им на "съезжей" повесть "Муму".

Каждому еще с детских лет известно это произведение! Такое доброе и беспощадное одновременно. Доброе к порабощенному человеку и беспощадное к помещикам.

Рассказывая в своих воспоминаниях об этом чтении "Муму", Анненков писал: "Истинно трогательное впечатление произвел этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома<...> Так отвечал Тургенев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художническую пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени" 9 .

Антикрепостническая направленность "Муму" стала причиной того, что и это произведение подверглось цензурным гонениям.

Написанное в начале 1852 года, оно было впервые опубликовано только в 1854 году в "Современнике".

И тут же последовал специальный рапорт одного из чиновников Главного управления цензуры министру просвещения: "Рассказ под заглавием "Муму" я нахожу неуместным в печати, потому что в нем представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам<...> Читатель, по прочтении этого рассказа, непременно исполниться должен сострадания к безвинно утесненному помещичьим своенравием крестьянину <...> Вообще по направлению, а в особенности по изложению рассказа нельзя не заметить, что цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками..." 10

Повесть "Муму", столь близкая и по содержанию и по идейной направленности "Запискам охотника", в художественном отношении значительно отличается и от них и от всего написанного Тургеневым ранее. Уже современники-писатели заметили, что, создав ее, Тургенев как художник сделал значительный шаг вперед.

В центре этого произведения история целой человеческой жизни. Здесь все сложнее и объемнее.

В отличие от "Записок охотника", например, в "Муму" Тургенев уже не ведет повествование от лица рассказчика-посредника, а прибегает к объективному авторскому повествованию, которое помогает читателю увидеть героев не только с их внешней стороны глазами рассказчика, но и как бы изнутри глазами автора.

События, описанные в "Муму", и все персонажи этой повести взяты писателем из жизни, имеют своих прототипов.

В. Н. Житова, воспитывавшаяся в доме матери Тургенева, оставила воспоминания, в которых подтверждает, что рассказанная в "Муму" "печальная драма" 11 произошла на ее глазах.

Мемуаристка прекрасно знала всех главных участников ее - великана и силача дворника Андрея, его госпожу мать Тургенева и крошечную собачку Муму. В ее воспоминаниях есть описание этих лиц, приведены все главные факты их жизни.

Эти воспоминания убеждают в том, что Тургенев и в этой повести не только точно и сильно воспроизвел реальные события и нарисовал яркие портреты их участников, но главное - сумел на их основе создать типичные образы. И наиболее интересный из них - образ главного героя повести дворника Герасима.

Герасим - не простая копия дворника Андрея, хотя ему и присущи основные индивидуальные особенности его прототипа.

Как и Андрей, Герасим - глухонемой от рождения великан, человек, наделенный одновременно и необыкновенной силой и исключительным трудолюбием. Герасим, подобно Андрею, добр и отзывчив. Как и Андрей, Герасим по приказу барыни был взят из деревни, насильно оторван от родной почвы и любимой крестьянской работы.

Однако между Герасимом и Андреем есть и очень важные, подчеркнутые автором различия.

Так, если, по свидетельству Житовой, Андрей "был всегда почти весел и изъявлял в особенности очень сильную привязанность к барыне своей" и, как ни горько было ему, он и после истории с Муму, которую капризная и жестокая мать Тургенева принудила его утопить, "остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей" 12 , то герой Тургенева, напротив, "был нрава строгого и серьезного", "шуток не любил" (V, 266 и 268), а на произвол барыни ответил самовольным уходом от нее, поступком, совершенно недопустимым для крепостного в ту жестокую пору.

Да, образ Герасима собирательный: кроме трудолюбия, суровости и серьезности, ему присущи также и такие, характерные для лучших представителей русского крестьянства черты, как честность, прямота, смышленность, решительность, несокрушимая отвага.

Герасим полон чувства собственного достоинства. Ему свойственна торжественная важность, степенность.

Не прост его внутренний мир - он умеет любить и ненавидеть. Это всеми уважаемый человек.

Тургенев показывает, что именно эти качества Герасима и обусловили ту развязку конфликта, к которой в конце повести он приводит своего героя.

Нет сомнения, что не добродушный, раболепно преданный своей барыне Андрей, а именно суровый, полный достоинства Герасим мог решиться на такой дерзкий по тем временам поступок, в котором так ярко раскрылась бунтарская суть его мужественного характера.

И конечно, не случайно описанием самовольного ухода Герасима из дома своей барыни Тургенев закончил эту повесть.

Такой финал, содержащий еще более ясный, чем в рассказах "Бирюк" и "Малиновая вода", намек на то, что среди безответных слуг дикого барства зреют, пусть пока еще стихийные, силы протеста, не мог не заставить читателя задуматься.

Известно, что этот внутренний смысл "Муму" был понят современниками Тургенева.

Среди них были и такие, которые увидели в образе Герасима своего рода символ - "олицетворение русского народа", его могучей и только до поры до времени дремлющей силы.

И Тургенев это подтвердил.

Получив письмо И. С. Аксакова, в котором тот писал о Герасиме: "Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым и глухим..." 13 , Тургенев ответил: "Мысль "Муму" Вами<...> верно схвачена" (П., II, 99).

Примечания

1 (Цит. по ст. И. С. Зильберштейна "Тургенев. Находки последних лет". - "Литературная газета", 1972, № 17, с. 6 )

2 (А. В. Никитенко. Дневник, т. I. М., Гослитиздат, 1955, с. 351 )

3 ("Всемирный вестник", 1907, № 1, Приложение, с. 20 - 21 )

4 (Там же, с. 31 )

5 (А. В. Никитенко. Дневник, т. I. М., Гослитиздат, 1955, с. 350 )

6 (Там же, с. 350 и 351 )

7 (Цит. по ст. Н. В. Измайлова "Тургенев и С. И. Мещерская", - "Тургеневский сборник". Материалы к Полн. собр. соч. и писем И. С. Тургенева, т. II. М. - Л., "Наука", 1966, с. 236 - 237 )

8 (Цит. по сб. Ю. Г. Оксмана "От Капитанской дочки" А. С. Пушкина к "Запискам охотника" И. С. Тургенева". Саратов, 1959, с. 297 )

9 (П. В. Анненков. Литературные воспоминания. М., Гослитиздат, 1960, с. 343 )

10 (Цит. по сб. Ю. Г. Оксмана "И. С. Тургенев. Исследования и материалы", вып. 1. Одесса, 1921, с. 52 - 53 )

11 (И. С. Тургенев в воспоминаниях современников, т. I, М., "Художественная литература", 1969, с. 59 )

12 (Там же, с. 60 и 61 )

13 ("Русское обозрение", 1894, № 8, с. 475 - 476 )




Top