Расположение города калинова в драме гроза. Сочинение Островский А.Н

Кулигин говорит: "Жестокие нравы.., в нашем городе", рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги... тот старается бедного закабалить, чтобы... еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю... подрывают... Враждуют...».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: “В обетованной земле живете! И купечество... народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие!..»

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха - носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву... неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе..! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Романтизм в ранних рассказах Горького в творчестве сочинение

    Максим Горький, а по документам Пешков Алексей Максимович, является одной из самых ярких писателей мировой культуры. Кто-то считает, что его романы сложны и противоречивы.

  • История жизни Ивана Денисовича Шухова в рассказе Один день Ивана Денисовича (биография и судьба героя)

    Русский крестьянин, фронтовик Шухов Иван Денисович, волею судьбы попавший в людскую мясорубку в страшные годы репрессий в барак ГУЛАГа. Теперь он даже не человек, а просто Щ-854

  • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени

    Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

  • Сочинение Кто такой настоящий читатель рассуждение

    Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности. Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь

  • Сочинение Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

    Наши бабушки и дедушки жили в тяжелое время, большой кровопролитной отечественной войны, почти каждый защищал свой род от погибели.

А. Н. Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал ее тонко, точно и живо. На примере города Калинова, где происходит действие драмы «Гроза», драматург показал читателям и зрителям тяжкие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним благополучием.
Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения жителей города на Волге.
«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Так восторгается Кулигин, механик-самоучка, красотой родного края. Действительно, в природе Верхневолжья всегда много «красоты, разлито». Но как читатели видят далее, ее не замечают люди, живущие рядом с Кулиги- ным. И он вынужден оставаться наедине со своими чувствами.
Эту красоту не замечают, да и не хотят замечать Дикой и Кабаниха. Они вообще мало что видят вокруг себя. Например, Феклуша говорит, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха отвечает, что ее пусть хоть золотом осыпают, но на нем она не поедет. Дикой в свою очередь заявляет, что гроза Богом в наказание посылается. Этими штрихами драматург подчеркивает невежество самодуров.
Будучи наблюдательным, Кулигин делает точную харак-теристику им и их кругу. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему. Кулигин рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают. Как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет».
О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он также отмечает, что в их городе ворота запираются на замки и за этими замками самодуры истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы.
Вчитываясь в текст, мы забываем о красотах природы и постепенно переносимся в темный мир власти грубой силы. Нравственные устои расшатаны. Саве л Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Когда ему говорят: «Как это на тебя никто угодить не может?» - он самодовольно отвечает: «Вот поди ж ты!» Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину. Но сильный материально, Дикой слаб духовно.
Он пасует перед тем, кто в законе сильнее его, тусклый свет нравственной истины все же не потух совсем для него. Он признается Кабановой, как однажды, не желая платить мужику за работу, он сначала изругал и чуть не прибил его, а потом при всех в ноги кланялся, прощенья просил. Дикой не может противостоять более сильной личности, дерзко сокрушающей его авторитет. Например, когда Дикого на переправе гусар обругал, то он с гусаром не посмел связаться, а всю свою злобу выместил дома. Две недели потом домашние прятались от него по углам да по чуланам. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами».
Преступные мысли приходят в темную голову Дикого. Он обогащается, обманывая наемных рабочих. И что удивительно, он сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются», - хвастливо говорит он городничему. +У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
В отличие от Дикого Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. Она считает себя главой дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться судьбами сына и невестки.
Больше всех страдает от ее самодурства Катерина. Свекровь буквально «точит ее, как ржа железо», добиваясь полного, рабского повиновения. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как своеобразная иерархия, где младший подчиняется старшему, жена - мужу. Однако для нее важны прежде всего не реальные порядки, не их суть, а внешний образ порядка в мире. Этот семейный уклад, на мой взгляд, имел свои хорошие стороны, учил не мстить ближнему за обиду, злом за зло не воздавать. Но Кабанова взяла самое плохое из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: «Врагам-то прощать надо, сударь», он отвечает: «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
Мне кажется, автор драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Кабанову, например, возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит.
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Население в основном невежественно. Калиновцы с удовольствием слушают различные вымыслы и невероятные истории странниц, которые сами «далеко не ходили, а слыхать - много слыхали». Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Мало того, калиновцы в просвещении находят вред и потому не читают книг. Эти люди далеки от событий, происходящих не только в стране, но и за порогом их дома. По их разумению, это и является гарантией их благополучия.
Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни кали- новцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она полностью лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, не способного отстоять. свое человеческое достоинство.
Отмечу, что на драму сильно повлияли события, происходившие в это время в России. Во главе угла тогда стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в «Грозе». Шумят и злятся, потому что власть их кончается.
Есть уже первые ростки несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины - один из таких взлетов духа. Н. А. Добролюбов пишет: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение.

С первых же сцен драмы А. Н. Островского «Гроза» мы попадаем в мрачную обстановку особого мира, который с легкой руки Н. А. Добролюбова получил название «темное царство».

В купеческом мире города Калинова, где и разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы». Кулигин, местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. По его словам, в Калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной покорности, богатства и «бедности нагольной». Те, у кого «тугая мошна», стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать», да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти».

Ярким образным выражением проявлений грубости и вражды, царящих в городе, становится купец Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Это именно его появление дает повод Кулигину произнести монолог о жестоких нравах Калинова. Дикой - невежественный самодур, наделенный упрямством и жадностью, деспот в своей семье и за ее пределами. Терроризирует он и своего племянника Бориса, который «достался ему на жертву». Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни. «Унять-то его некому, вот он и воюет».

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова - еще один деспот. «Ханжа, - характеризует ее Кулигин, - Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она въедливо, как ржа железо, «точит» своих близких. Дикой и Кабанова открыто или под видом благочестия губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства,

Делая их своими рабами. Потому что для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования.

Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов не случайно назвал «темным царством». Основная масса жителей таких городков ведет сонное, спокойное, размеренное существование: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, их не интересуют новые идеи и мысли, а источниками новостей являются странницы и богомолки, скрывающие под своими черными платками «всякую мерзость душевную», такие как Феклуша, которую охотно принимают в домах Калинова. Ее нелепые истории нужны хозяевам города для поддержания своего авторитета и власти. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость, вот и Феклуша разносит свои «известия» не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят.

Еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является полусумасшедшая барыня. Она олицетворяет собой погибшую красоту, мрак и безумие окружающего мира и в то же время грозит гибелью чужой красоте, которая несовместима с уродливостью господствующих порядков.

Дикой, Кабанова, Феклуша, полусумасшедшая барыня - все они выражают худшие стороны уходящего мира, переживающего свои последние времена. Но к нашему прошлому с самобытной культурой эти персонажи никакого отношения не имеют. С другой стороны, то, что в настоящем Кулигину представляется страшным и безобразным, таким как Феклуша кажется прекрасным: «Блаалепие, милая, блаалепие! Красота дивная!.. В обетованной земле живете!» И наоборот: то, что для Кулигина представляется дивным и великолепным, барыне видится как гибельный омут.

Островский в пьесе показал не только нравы города Калинова, но и воссоздал атмосферу калиновского-быта, подобрав для этого соответствующие детали и краски. Ощущение надвигающейся грозы, когда «все небо обложило», «ровно шапкой так и накрыло», давит, словно передает вечные, незыблемые законы страшного мира, где человек человеку волк. Поэтому Кулигин и восклицает: «Никогда нам, сударь, не выбраться из этой норы!.. Несть конца мучениям».

Но в этих условиях, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связан с укладом города и зависит от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и

Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - недалекий, бесхарактерный, не отличается ни особым умом, ни деликатностью, ни нежностью. Свой робкий протест он топит в вине и разгуле, потому что на большее он не способен. Борис, «молодой человек, порядочного образования», единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не понимает местных обычаев, но он покорный, трусливый, не способный ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Веселая и жизнерадостная Варвара приспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она бежит с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко, не задумываясь.

Кулигин, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, он озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, получив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно. Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Купцы, конторщики, барыня с двумя лакеями, странница и горничная, бойкие и кроткие, властные и подначальные - все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Эти лица необходимы для лучшего понимания того положения, которым определяется смысл деятельности главных персонажей. Из всех действующих лиц - жителей города Калинова - только Катерина вся устремлена в будущее. По словам академика Н. Н. Скатова, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности, уже ищущим новых горизонтов».


Домашнее задание к уроку

1. Выписать в тетрадь определение слова ремарка .
2. Посмотреть в толковом словаре трактовку слов странник, странничество .

Вопрос

Где происходит действие пьесы Островского «Гроза»?

Ответ

Действие пьесы протекает в волжском городке Калинове.

Ответ

Через ремарки.

Уже в первой ремарке содержится описание пейзажа. "Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов".

Зритель как бы воочию видит красоту русской природы.

Вопрос

Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

Ответ

Слова Кулигина: "Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! ...пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота. Душа радуется".

Вопрос

Какие законы лежат в основе жизни г. Калинова? Все ли так хорошо в городе Калинове, как кажется на первый взгляд?

Ответ

Кулигин о жителях своего города и их нравах отзывается так: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы!"

Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти все свое время за высокими заборами усадеб. "И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!" – обрисовывает Кулигин картину города.

Рядом с поэзией существует совсем другая, уродливая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь все сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва "на нас с неба упала".

Ничто не интересует жителей этого города. Изредка сюда залетит какой-нибудь невероятный слух, например о том, что родился антихрист.

Новости приносят странницы, которые давно уже не странствуют, а только передают услышанное ими где-нибудь.

Странники – распространенный на Руси род людей, отправляющихся на богомолье. Среди них немало было личностей целеустремленных, любознательных, трудолюбивых, много познавших и повидавших. Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интерснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделенные зорким взглядом и образной речью. Многие писатели любили с ними поговорить, особенный интерес проявляли к ним Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.М. Горький. Знавал их и А.Н. Островский.

Во II и III действиях драматург выводит на сцену странницу Феклушу.

Задание

Обратимся к тексту. Прочитаем по ролям диалог Феклуши и Глаши. С.240. (II действие).

Вопрос

Как этот диалог характеризует Феклушу?

Ответ

Эта странница усиленно распространяет по городам и весям суеверные россказни и нелепые фантастические слухи. Таковы ее сообщения об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевелов, об огненном змее… Не самобытного, высоконравственного человека изобразил Островский, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке.

Задание

Прочитаем монолог Кабановой и Феклуши в начале III действия. (С.251).

Комментарий

Феклушу охотно принимают в домах Калинова: ее вздорные истории нужны хозяевам города, странницы и богомольцы поддерживают авторитет их власти. Но и она небескорыстно разносит по городу свои «известия»: здесь накормят, тут напоят, там одарят…

Жизнь города Калинова с его улицами, переулками, высокими заборами, воротами с крепкими замками, деревянными домами с узорными ставнями, горожанами воспроизведена А.Н.Островским очень подробно. Полноправно "вошла" в произведение природа, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с красивым бульваром.

Островский так тщательно воссоздал место действия пьесы, что мы можем очень ощутимо представить себе и сам город Калинов, каким он нарисован в пьесе. Существенно, что он находится на берегу Волги, с высокой кручи которого открываются широкие просторы и безграничные дали. Эти картины бескрайних просторов, отозвавшихся в песне «Среди долины ровныя», имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни и, с другой стороны, скованности быта в маленьком купеческом городке. Волжские впечатления широко и щедро вошли в ткань пьесы Островского.

Вывод

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности.

Домашнее задание

1. Напишите письмо о городе Калинове от имени одного из персонажей пьесы.
2. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
3. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I
Аванта+ , М., 1999

Имя Александра Николаевича Островского одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра.

Тематика пьес Островского очень своеобразна. Островский пришел в нашу литературу в 60-е годы XX века, в годы обострения освободительной борь-бы, а годы, когда передовые люди боролись за неза-висимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой.

В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, нарождающемся в России классе буржуазии, пишет очень много пьес о купече-стве. Островского часто называли певцом купече-ства, певцом Замоскворечья.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» про-исходит в провинциальном городе Калинове, распо-ложенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восклицает Кулигин, один из местных жителей. Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, тво-рятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты - бессовестная эксплуатация бед-ных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей го-рода Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного цар-ства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский со-вершенно ясно показывает, что деспотизм и жесто-кость их держатся на деньгах. Это деньги дают Каба-нихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще дик-товать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого- обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрас-судного скрягу. Нравственные устои в его душе ос-новательно расшатаны.

Кабаниха- защитница старых основ жизни, об-рядов и обычаев «темного царства». Ей всё кажет-ся, что дети стали выходить из-под влияния родите-лей. Кабаниха ненавидит всё новое, верит всем не-лепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, пре-дельно невежественна. Она- односторонний ревни-тель худших сторон старой морали. Кабаниха не за-нята никакой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности - семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упрека-ми. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уваже-ние. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи но-сит ханжеский, лицемерный характер. Все ее дей-ствия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха- жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяют деспотизм, суеверие, невежество, бес-сердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства, Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее И вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой гово-рит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с тайным со-знанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Это не возможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игна-тьевне Кабановой это легко удается.

Против «отцов» города восстают молодые сипы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.

В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась кар-тина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью».

Действие пьесы не выходит за пределы семей-ного бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и неве-жеству, царившим в предреформенной России го-рячим призывом к свободе и свету. Сегодня «Гроза» -без преувеличений и философская пьеса. Видоиз-меняются условия «темного царства», а конфликт между естественностью, психологичностью и риту-альностью чувств сохраняется.




Top