Рассказ ирины пивоваровой мы пошли в театр. О чём думает моя голова

Технологическая карта урока литературного чтения

Дата: 28.11.15.

Класс: 4«Г»

Тема урока

«Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» (отрывок из повести «О чём думает моя голова?»)

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и учителем, чувство патриотизма к своей родине.

Планируемые результаты

Предметные:

Расширяют свой кругозор;

Личностные:

Метапредметные:

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; уметь анализировать степень выразительности чтения; осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением

существенных и несущественных смысловых признаков; школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект; учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять взаимоконтроль; учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы; учатся оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; понимать на слух содержание произведения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы;

Основные понятия

Красота, образы персонажей, их поступки и характер.

Межпредметные связи

Связь с русским языком, светской этикой.

Оборудование

Литературное чтение О.В. Малаховская - Литературное чтение Хрестоматия 4 класс

Ход урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I этап. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать,

Заинтересовать

учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную

обстановку на уроке.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь новому дню и друг другу. Садитесь.

Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу на уроке.

Коммуникативные:

2

мин

II этап. Сообщение темы и постановка целей и задач урока

Задачи:

Создать творческую и то же время деловую атмосферу с

элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, слово, которое в нём спряталось будет сопровождать нас на протяжении всего урока, и оно одно из главных в нашей теме.

Какое слово?

Конечно, это слово красота!

А что значит это слово, вы знаете?

    Красота- всё красивое, прекрасное. Например,

красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях.

Тема нашего урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

А эту красоту мы будем понимать в замечательном произведении писательницы Ирины Пивоваровы «Мы пошли в театр».

Откройте хрестоматию на странице 149.

Разгадывают ребус, выдвигают предположение о теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Открывают учебники.

Расширяют свой кругозор;

Учатся высказывать свою точку зрения;

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;

Обогащают свой словарный запас;

Расширяют свой кругозор;

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

2

мин

III этап. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию нового материала

Задачи:

Создать условия для яркого эмоционального воспроизведения

произведения;

расширить представления учващихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы?

Какие произведения вы читали?

Ирина Михайловна Пивоварова

( - ) - русская детская .

Родилась в семье . Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало . После обучения в институте она стала замечательным художником.

После Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей

Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины - стихи, рассказы, повести - за то волшебство, которым они пронизаны.

Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама».

Какие качества мы можем отметить у этой писательницы? (любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию).

Прочтите как называется наше произведение?

Как вы думаете, о чём и о ком в нем пойдет речь?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с краткой биографией автора.

Прогнозируют содержание произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;

Расширяют свой кругозор;

Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;

Идёт формирование эстетически грамотного читателя;

Происходит осмысление окружающей действитель-

ности;

Учатся применять ранее изученные знания н практике;

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы;

3-5

мин

2. Первичное чтение, проверка качества воспроизведения, первичный синтез.

Задачи:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Комбинированное чтение (учитель-учащийся)

Готовы следить?

Беседа после первичного чтения

А теперь соотнесём наши предположения перед чтением.

О ком и о чем шла речь в рассказе?

Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?

Слушают чтение учителя, следят за текстом.

Читают произведение.

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Познавательные:

Уметь анализировать степень выразительности чтения;

Коммуникативные:

Понимать на слух содержание произведения;

Регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль;

Принимать и сохранять учебную задачу;

10

мин

3. Вторичный чтение. Аналитико-синтетическая работа с текстом.

Задачи:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

А сейчас почитаем по очереди по абзацам.

Будем следить за поведением героев, их поступков, происходящих событий в тексте и образов.

И самое главное находить красоту в тексте.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.

Как вы думаете, почему слово «лужи» автор использует несколько раз? (обращает на это внимание, на то какая погода, чтобы мы представили определенную картину)

И мы прыгали через лужи.

Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный!

Как вы думаете, с каким настроение дети перепрыгивали лужи? (с веселым настроением, с радостью, для них это - как игра)

Как вы считаете, кем приходятся дети друг другу? (близкими товарищами, одноклассниками)

Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Ребята, представьте себя на месте Симы, вы бы расстроились?

Как вы поступили бы на ее месте, чтобы избежать этого расстройства?

Ребята, а вы сталкивались с такой ситуацией как Сима в нашем рассказе?

А как на ваш взгляд поступила Валька?

Какие качества она проявила, по отношению к Симе?

(Она проявила заботу, помощь своему другу, друзьям нужно помогать в любых ситуациях)

А только друзьям нужно помогать?

Но мы сказали ей:

- Не обращай внимания! - и пошли дальше.

Подумайте, а какими словами вы бы поддержали друга, товарища?

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

Какой вы представляете себе Симу?

Какие качества вы у неё заметили? (беззаботность, быстрая смена настроения)

И всё наше звено прыгало - и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

    Как вы понимаете слово «звено»? (Составная часть целого, общего)

Ребята, были звеном чего? (одного класса)

Как вы думаете, если проанализировать их поведение, к какому классу вы можете их отнести? (к 1-2 классу)

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

Какие чувства, на ваш взгляд, испытывали ребята, наблюдая за домами? (удивление, они любовались красотой домов)

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр.

Ребята, а вы бывали в кукольном театре? Кто там главные актеры?

Шли от самого метро!

А вы знаете, что такое метро? (Подземная городская железная дорога, общественный транспорт).

Пешком! И прыгали через лужи!

Как воздействует красота на ребят?

Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я её люблю! Мне даже плакать хочется, как я её люблю!

Как вы думаете, почему в тексте есть выделенные слова? С чем это может быть связано?

Прочитаем сейчас только эти слова: такие красивые, такие старинные, такие не похожие, центр, центр, шли, как я люблю, как я её люблю, как я её люблю.

Как вы считаете, что объединяет эти слова вместе? (впечатления детей, то как они видят красоту в архитектуре города)

А какие чувства вы испытываете, гуляя по нашему городу, району? Опишите их.

Какие чувства можно передать в этой фразе «Как я люблю Москву!»

(любовь к родному городу, чувства патриотизма)

У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи - восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, - и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

Какая главная мысль в рассказе?

Какой вывод мы можем сделать? (Оказывается, как важно видеть красоту в обычных предметах)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя, и учащихся.

Наблюдают за развитием сюжета (чувств и переживаний героев).

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление;

Учатся высказывать свою точку зрения;

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;

Учатся по результатам наблюдений делать выводы;

Обогащают свой словарный запас;

Расширяют свой кругозор;

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения;

Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;

Идёт формирование эстетически грамотного читателя;

Происходит осмысление окружающей действительности.

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;

Учатся применять ранее изученные знания н практике;

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Познавательные:

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Обосновывать своё мнение;

Осуществлять анализ объектов произведения с выделением

существенных и несущественных смысловых признаков;

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

15

мин

4. Работа в микрогруппах

Задачи:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением;

личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

А сейчас поработаем творчески в микрогруппах.

Как мы работаем в микрогруппах?

-Договариваемся друг с другом.

-Приходим к общему мнению.

-Работаем в команде, значит все вместе.

-Учитываем мнение другого.

-Разговаривает тихо, чтобы не мешать другим.

Карточка № 1

Как бы вы описали обратный путь наших героев, если бы они не устали и захотели пойти пешком.

Напишите этот небольшой отрывок на карточке (5-7 предложений)

Карточка № 2

Составьте небольшой рассказ (5-7 предложений), используя следующие слова: такие красивые, такие непохожие, такие старинные.

Карточка № 3

Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего района. (5-7 предложений)

Карточка № 4

Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота нашего города. (5-7 предложений)

Слова для справок: такие красивые, удивительные, необычные, завораживающие, не похожие.

Карточка № 5

Составьте небольшой рассказ, о том, как воздействует на вас красота, начиная со слов: Как я люблю или как мы любим…

Выступления микрогрупп

Подведем итоги нашей творческой работы.

Выберите одного из вашей группы, кто встанет и с места расскажет о вашем задании и о том, как вы с ним справились.

А все остальные будут внимательно слушать ваше выступление.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления защиты.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление;

Учатся высказывать свою точку зрения;

делать выводы;

Обогащают свой словарный запас;

Расширяют свой кругозор;

Идёт формирование эстетически грамотного читателя;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;

Учатся применять ранее изученные знания н практике;

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения;

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Познавательные:

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект;

Коммуникативные:

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы;

Регулятивные:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы;

5-10

мин

IV этап. Подведение итога урока

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

А теперь подведем итоги нашего урока?

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что нового вы узнали для себя?

Что вам показалось самым интересным на уроке?

Что вызвало у вас трудность?

Как воздействует на нас красота?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Учатся высказывать свою точку зрения;

Учатся по результатам наблюдений делать выводы;

Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;

5

мин

V этап. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Проведем самооценивание вашей работы на уроке.

Продолжите данные высказывания:

Я узнал(а)

Мне удалось-

Мне было трудно-

Я справился(ась) с-

Мне было интересно-

Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

Ребята, спасибо вам за продуктивный и интересный урок!

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения;

Учатся применять ранее изученные знания н практике;

Регулятивные:

Учатся оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Личностные:

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

1-3

мин

МЫ ПОШЛИ В ТЕАТР

Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.

И мы прыгали через лужи.

Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало - и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи!

Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я её люблю! Мне даже плакать хочется, как я её люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.


И вот позади все лужи - восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, - и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

МЫ ПОШЛИ В ТЕАТР

Ad Content

Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.

И мы прыгали через лужи.

Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылёва разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у неё чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало - и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи!

Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я её люблю! Мне даже плакать хочется, как я её люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи - восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, - и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.



Рассказы о любви к Родине, даже в чужом краю возникает тоска и очень сильная печаль по Родине.

Евгений Пермяк. Сказка о большом колоколе

Давно уже нет в живых того матроса, который кораблём в Англию прибыл и в городе Лондоне занедужил, а сказка о нём живёт.

Остался русский матрос в городе Лондоне. В хорошую больницу его положили. Провианту, денег оставили:

— Выздоравливай, дружба, и жди свой корабль!

Сказали так корабельные дружки и ушли обратным курсом в родную русскую землю.

Недолго болел матрос. Хорошими лекарствами его лечили. Микстуру там, порошков, капель не жалели. Ну, да и жизнь своё взяла. Архангельских кровей парень — коренных поморских родителей сын. Такого разве болезнью сломишь!

Выписался матрос из больницы. Бушлатик почистил, пуговицы надраил. Ну, и остальным предметам одежды жаркий утюг дал. В гавань отправился — земляков поискать.

— Нет здесь твоих земляков, — говорят ему в гавани. — Исландия третью неделю туманы гонит. Откуда русским парусам в Лондоне быть?

— Не беда, — говорит матрос. — Я глазастый. И на ваших кораблях землячков сыщу.

Сказал так и на английский корабль ступил. Ноги о матик вытер, флагу честь отдал. Представился.

Англичанам это любо. Потому как морской порядок везде один.

— Смотри ты каков! По всей форме моряк. Только жалко, что земляков тебе на нашем королевском корабле не сыскать.

А матрос на это улыбается, ничего не говорит, к грот-мачте направляется.

«Зачем, — думают моряки, — ему наша грот- мачта понадобилась? »

А русский матрос подошёл к ней, погладил её рукой и говорит:

— Здорово, землячка, архангельская сосна!

Очнулась мачта, ожила.

Будто от долгого сна проснулась. Мачтовым русским бором зашумела, янтарной смоляной слезой прослезилась:

— Здравствуй, земляк! Рассказывай, как дома дела.

Переглянулись английские моряки:

— Смотри ты, какой глазастый! Землячку на нашем корабле сыскал.

А матрос тем временем с грот-мачтой задушевные разговоры разговаривает. Какие дома дела, рассказывает, мачту обнимает:

— Ах ты, милая моя, хорошая! Мачтовое ты чудо-дерево. Дух твой род ной-лесной ветры не выдули. Гордость твою шторма не согнули.

Смотрят английские моряки — и борта корабля русскому матросу улыбаются, палуба под его ноги стелется. А он в них родной сердцу узор узнаёт, родные леса и рощи видит.

— Гляди ты, сколько у него земляков! На чужом корабле как дома, — шепчут про себя английские моряки. — И паруса к нему ластятся.

Ластятся к матросу льняные паруса, и конопельные-корабельные канаты-швартовы у его ног извиваются, как к родному льнут.

— А паруса-то к тебе зачем ластятся? — спрашивает капитан. — Они-то ведь в нашем городе Лондоне вытканы.

— Это так, — отвечает матрос. — Только до этого-то они льном-долгунцом на псковской земле росли. Как мне не приголубить их! Да и те же канаты взять. И они ведь у нас четырёх - пятиаршинной коноплёй уродились. Поэтому и к вам пожаловали.

Говорит так матрос, а сам на якоря косится, на пушки поглядывает. В те годы наше железо, наша медь, наш чугун с Уральских гор ходко во многие страны шли: в Швецию, в Норвегию, в Англию.

— Ну до чего ж я в хорошую компанию попал! — радуется матрос.

— Ах, какой ты глазастый, русский матрос! Везде своё родное разглядеть можешь. Дорого, видно, тебе оно.

— Дорого, — ответил матрос и принялся такое про наши края рассказывать, что зыбь на море стихла, чайки на воду сели.

Вся команда заслушалась.

А в это время на главной лондонской колокольне часы отбивать стали. В большой колокол ударили. Далеко его бархатный звон над полями, лесами, реками поплыл и по-над морем пошёл.

Слушает этот звон русский моряк, не наслушается. Даже глаза закрыл. А звон дальше и дальше разносится, на низкой, отлогой волне укачивает. Нет равного ему голоса на всех колокольнях старой Англии. Старик остановится, вздохнёт, девица улыбнётся, дитя стихнет, когда этот большой колокол зазвонит.

Молчат на корабле, слушают. Любо им, что русскому матросу звон ихнего колокола по душе пришёлся.

Тут моряки, смеясь, спрашивают матроса:

— Не земляка ли опять ты в колоколе признал?

А матрос им в ответ:

Удивился английский капитан, как это русский матрос своё родное не только видеть, но и слышать может. Удивился, а про колокол ничего не сказал, хотя он и доподлинно знал, что этот колокол русские мастера в Московии для Англии отливали и русские кузнецы ладный ему язык выковали.

Промолчал корабельный капитан. А по какой причине промолчал, про то сказка молчит. И я помолчу.

А что касаемо большого колокола на самой большой, Вестминстерской, колокольне старой Англии, так он и по сей день русским кованым языком английские часы отбивает. Бархатно отбивает, с московским выговором.

Не всем, конечно, его звон по душам да по ушам, только теперь уж ничего сделать нельзя. Не снимать же колокол!

А сними — так он ещё громче в людской молве благовестить начнёт.

Пускай уж висит, как висел, да с московскими кремлёвскими братьями-колоколами перезванивается, да толкует о голубом небе, о тихой воде,

о солнечных днях... О дружбе.

Михаил Пришвин. Весна света

Ночью снежинки при электричестве рождались из ничего: небо было звёздное, чистое.

Пороша складывалась на асфальте не просто как снег, а звёздочка над звёздочкой, не сплющивая одна другую.

Казалось, прямо из ничего бралась эта редкая пороша, а между тем, как я подходил к своему жилищу в Лаврушинском переулке, асфальт от неё был седой.

Радостно было моё пробуждение на шестом этаже.

Москва лежала, покрытая звёздной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько чётких следов, сколько весенних романов: весной света все коты лезут на крыши.

И даже когда я спустился вниз и проехал по улице Горького, радость весны света меня не оставила. При лёгком утреннике в лучах солнца была та нейтральная среда, когда пахнет самая мысль: подумаешь о чём-нибудь, и этим самым запахнет.

Воробей спустился с крыши Моссовета и утонул по шею в звёздной пороше.

Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлетелось

вокруг столько звездочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте.

— Видели? — сказал один мальчик трём девочкам.

И дети, глядя вверх на крышу Моссовета, стали дожидаться второго слёта весёлого воробья.

Весна света согревается полднями.

Пороша к полудню растаяла, и радость моя притупилась, но не исчезла, нет!

Как только замёрзли к вечеру лужи, запах вечернего мороза опять вернул меня к весне света.

Так вечерело, но голубые вечерние звёзды не показались в Москве: всё небо оставалось голубым и медленно синело.

На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами; никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой.

Возле полузамёрзших луж от растаявшей звёздной пороши всюду слышался детский восторженный крик, детская радость наполняла весь воздух.

Так дети в Москве начинают весну, как в деревне начинают её воробьи, потом грачи, жаворонки, в лесах тетерева, на реках утки и кулики на болотах.

От детских весенних звуков в городе, как всё равно от птичьих криков в лесах, мои ветхие одежды с тоской и гриппом вдруг свалились.

Настоящий бродяга при первых весенних лучах и вправду часто бросает своё тряпьё при дороге...

Лужи быстро везде замерзали. Одну я попробовал ткнуть ногой, и стекло разлетелось вдребезги с особенным звуком: др... др... др...

Бессмысленно про себя, как это бывает у стихотворцев, стал я повторять этот звук, прибавляя подходящие гласные: дра, дря, дри, дриан.

И вдруг из этой бессмысленной дряни вышла сначала любимая моя богиня Дриана (душа дерева, леса), а потом и Дриандия, желанная страна, в которую ещё утром при звёздной пороше начал я своё путешествие.

Я так этому обрадовался, что несколько раз вслух, пробуя на звучность, повторил, ни на кого вокруг не обращая внимания:

— Дриандия.

— Что он сказал? — спросила одна девочка у другой позади меня. — Что он сказал?

Тогда все девочки и мальчики с другой лужи бросились догонять меня.

— Вы что-то сказали? — спросили они меня все разом.

— Да, — ответил я, — слова мои были такие: «Где тут Малая Бронная?»

Какое разочарование, какое уныние произвели мои слова: оказалось, что мы и стояли-то как раз на этой Малой Бронной.

— Мне кажется, — сказала одна маленькая девочка с плутовскими глазами, — вы что-то совсем другое сказали.

— Нет, — повторил я, — мне нужна Малая Бронная, иду к моим хорошим знакомым в дом номер тридцать шесть. До свиданья!

Они остались в кружке, недовольные, и, наверно, сейчас обсуждали между собой эту странность: было что-то вроде как бы Дриандия, и оказалось — обыкновенная Малая Бронная!

Отойдя от них на значительное расстояние, я остановился у фонаря и громко им крикнул:

— Дриандия!

Услышав это во второй раз, уверившись, бросились дети с дружным криком:

— Дриандия, Дриандия!

— Что это? — спросили они.

— Страна вольных сванов, — ответил я.

— А кто они?

— Это, — начал я спокойно рассказывать, — люди не очень большие ростом, но сильно вооружённые.

Мы вошли под чёрные, старые деревья Пионерских прудов.

Большие матовые электрические фонари, как луны, показывались нам из-за деревьев. Закрайки пруда были покрыты льдом.

Одна девочка попробовала стать, лёд затрещал.

— Да ты с головой уйдёшь! — крикнул я.

— С головой? — засмеялась она. — Как это — с головой?

— С головой, с головой! — повторили ребята.

И, прельщённые возможностью уйти с головой, бросились на лёд.

Когда же всё кончилось благополучно и никто с головой не ушёл, дети опять явились ко мне, как к старому своему приятелю, и попросили ещё рассказать о маленьких, но сильно вооружённых людях Дриандии.

— Люди эти, — сказал я, — всегда держатся по двое. Один отдыхает, а другой везёт его на салазках, и оттого время даром у них не пропадает. Они во всём помогают друг другу.

— А зачем они сильно вооружены?

— Они должны охранять от врагов свою родину.

— А почему они на салазках, у них вечная зима?

— Нет, у них всегда, как вот теперь у нас, — ни лето и ни зима, у них всегда весна света: лёд под ногами хрустит, иногда проваливается, и тогда бедные сваны уходят под лёд с головой, другие их тут же спасают. Голубые звёзды вечером у них не показываются: небо у них такое голубое, светлое, и, как только вечер, везде в окнах загораются разноцветные лампочки...

Я им рассказывал то самое, что бывает в Москве весной света, как сейчас, и никто из них не догадывался, что моя волшебная Дриандия находится тут же, в Москве, и что так скоро за эту Дриандию мы все пойдём на войну.

Ирина Пивоварова. Мы пошли в театр

Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь.

И мы прыгали через лужи.

Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылева разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у нее чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами. Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи! Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я ее люблю! Мне даже плакать хочется, как я ее люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.

Мы пошли в театр.

Мы шли парами, и всюду были лужи, лужи, лужи, потому что только что прошёл дождь. И мы прыгали через лужи. Мои новые синие колготки и мои новые красные туфли стали все в чёрных брызгах.

И Люськины колготки и туфли тоже!

А Сима Коростылева разбежалась и прыгнула в самую середину лужи, и весь подол нового зелёного платья стал у нее чёрный! Сима стала его выжимать, и платье стало как мочалка, всё мятое и мокрое внизу. И Валька решила ей помочь и стала платье разглаживать руками, и от этого на Симином платье образовались какие-то серые полосы, и Сима очень расстроилась.

Но мы сказали ей:

И Сима перестала обращать внимание и снова стала прыгать через лужи.

И всё наше звено прыгало — и Павлик, и Валька, и Бураков. Но лучше всех, конечно, прыгал Коля Лыков. Брюки у него были мокрые до колен, ботинки совершенно промокли, но он не унывал.

Да и смешно было унывать от таких пустяков!

Вся улица была мокрая и блестела от солнца.

Над лужами поднимался пар.

Воробьи трещали на ветках.

Красивые дома, все как новенькие, только что выкрашенные в жёлтый, светло-зелёный и розовый цвет, глядели на нас чистыми весенними окнами.

Они радостно показывали нам свои чёрные резные балкончики, свои белые лепные украшения, свои колонночки между окнами, свои разноцветные плиточки под крышами, своих вылепленных над подъездами весёлых танцующих тётенек в длинных одеждах и серьёзных печальных дяденек с маленькими рожками в кудрявых волосах.

Все дома были такие красивые!

Такие старинные!

Такие не похожие один на другой!

И это был Центр. Центр Москвы. Садовая улица. И мы шли в кукольный театр. Шли от самого метро! Пешком! И прыгали через лужи! Как я люблю Москву! Мне даже страшно, как я ее люблю! Мне даже плакать хочется, как я ее люблю! У меня всё в животе сжимается, когда я смотрю на эти старинные дома, и как люди куда-то бегут, бегут, и как несутся машины, и как солнце сверкает в окнах высоченных домов, и машины визжат, и орут на деревьях воробьи.

И вот позади все лужи — восемь больших, десять средних и двадцать две маленьких, — и мы у театра.

А дальше мы были в театре и смотрели спектакль. Интересный спектакль. Два часа смотрели, даже устали. И на обратном пути все уже торопились домой и не захотели идти пешком, как я ни просила, и мы сели в автобус и до самого метро ехали в автобусе.




Top