Рассказ на тему три богатыря. Самые известные картины васнецова виктора михайловича

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА
«БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Познавательное развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели : закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.

Целевые ориентиры дошкольного образования : различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.

Материалы и оборудование : картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы) ; аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.)

Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)

2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? (В Древней Руси.) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль.) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит.) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

3. Рисование «Цветочная поляна».

Веселые краски нарисовали ковер-самолет и отправились осматривать свои владения. Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть? (Листья, дома, цветы.) Ковер-самолет спустился пониже, и краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело». Так они и сделали. Но злая Клякса покрыла цветочную поляну чернотой и краски не смогли устроить праздник. Давайте мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника. Ребята, как вы думаете, что у цветов самое красивое? (Яркие лепестки.) У всех цветов есть серединка и лепестки. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов? (Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.) Обмакните кисточку в воду, отожмите. Выберите свой любимый цвет и в любом месте листа поставьте точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. Легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым. Теперь выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине. Может ли на поляне расти всего один цветок? (Нет.) Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне? (Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.) Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка «прыгает» по бумаге и оставляет отпечатки своих «следов», а не мазки. Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы? (Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.)

Дети выполняют рисунки самостоятельно.

4. Итог занятия.

Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, красивые, как в сказке. Какое настроение у вас вызывает наша цветочная поляна?

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

Картина «Аленушка»

Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

Это интересно:

Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

«Аленушка, сестрица моя.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати».

А она ему отвечала:
«Ах, братец мой Иванушка.
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Люта змея сердце высосала».

Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

«То ли ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит».

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Картина «Три царевны подземного царства»


Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

  • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
  • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
  • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
  • Что охраняет самая младшая царевна?
  • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
  • Как относится художник к младшей царевне?
  • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

  • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
  • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
  • Кто сидит на Сером Волке?
  • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
  • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
  • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
  • Почему распустилась яблоня?
  • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
  • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
  • Понравилась ли эта картина? Чему она учит?

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине Васнецова В.М. «Богатыри»

План Художник, создавший картину. Три богатыря (выражения лиц, одежда, позы). Русское раздолье (природа на картине). Идея картины (Что хотел сказать художник своей картиной?) Мысли и чувства, которые вызывает у меня картина

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Написал много картин на тему народных сказаний, былин, сказок. «Богатыри» его любимая картина. Два десятилетия шёл художник к этой картине. Тема русский богатырей давно интересовала его. Художник изучал историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами оружия и одежды наших предков. «Я только Русью жил»,- говорил о себе художник.

«Богатыри» 1881-1898 год

Илья Муромец – старший из богатырей, находится в центре картины. Лицо мужественное, спокойное, уже не молод, глаза мудрые. Зорко он всматривается вдаль, глядит из-под руки. В руках у него железная палица, щит и копьё. Под ним богатырский конь, чёрный как смоль (вороной), спокойно стоит, ждёт приказа

По левую руку на белом коне Добрыня Никитич. Кудри русые вьются кольцами, глаза зоркие, соколиные. Пристально вглядывается Добрыня вдаль. Его конь быстр, скор, готов нестись в бой в любую минуту. На Добрыне богатое снаряжение, видно, что он из знатного рода. На голове остроконечный шлем. В руках у него тяжёлый меч, красный щит с узорами.

По правую руку – самый молодой красивый и смелый Алёша Попович. Смелый, отважный. И песней способен всех развлечь, и в силе не уступает. Полон решимости не пропустить врага. Берёт врага хитростью и находчивостью. Лук, стрелы и гусли к седлу приторочены.

Природа на картине За спиной богатырей: грозовые тучи тёмные холмы Впереди: степь широкая На картине: тёмные краски (чувство тревоги, беспокойства и настороженности) не затаился ли поблизости враг полны решимости

Что хотел сказать художник своей картиной? Какие сильные духом и телом люди стоят на страже нашей Родины Ничего им не страшно Нет такой силы, которая могла бы одолеть силу богатырскую

Мысли и чувства, которые вызывает у меня эта картина: Когда я смотрю на эту картину… Картина вызывает… Эта картина заставляет нас… Глядишь на картину и веришь… Гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие русской земли,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по подготовке к написанию сочинения по картине Васнецова В.М. "Богатыри".

Внеклассное мероприятие помогает учителю уйти от шаблонов написания, учит учеников мыслить творчески....

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.




Top