Рассказ о музее елочных игрушек. Музей ёлочной игрушки

«Музей елочных игрушек»: новая выставка в историческом музее

18 ноября в одном из залов Национального исторического музея открылась выставка елочных игрушек, которую организаторы мечтают впоследствии превратить в небольшой музей. Мы сходили и посмотрели на елочные украшения со всего мира.


Для экспозиции игрушек из частного собрания и своих фондов Национальный исторический музей выделил зал на третьем этаже музея и стенды.

– Да, стенды – это собственность музея, а все остальное мы делали и собирали своими руками, – рассказывает организатор новогодней экспозиции Андрей Бегун . – Мы хотели сделать выставку-лабиринт, но пришлось отталкиваться от имеющегося пространства, и с лабиринтом не особенно вышло.




– Выставку мы делали с желанием немного разнообразить культурную жизнь Минска. Это наш новогодний подарок детям. В Минске очень мало мероприятий, где можно не только хорошо провести время, но и «просветиться», – говорит Андрей. – К тому же Минск сейчас активно привлекает туристов, а одной библиотекой и музеем ВОВ никого не удивишь.

Самый первый стенд справа от входа демонстрирует елку, увешанную яблоками. С этого экспоната Андрей и начинает экскурсию.




– У нас представлена вся ретроспектива елочных игрушек – от зарождения до наших дней. История стеклянных елочных игрушек началась где-то в Средние века. Тогда люди украшали елки конфетами, пряниками, яблоками. В середине XIX века в Германии был неурожай яблок, а стеклодувы решили спасти праздник и выдули из стекла формы, похожие на яблоки.

Андрей переходит к ретроспективе игрушек. На первом стенде – советские игрушки.

– Они очень хорошо характеризуют советскую эпоху. Была война – на елках висели солдатики и медсестры, Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт.



Дальнейшие стенды формируются по географическому принципу: Россия, Украина, Европа.

– Украинские мастера специализируются на пейзажах. Эти игрушки, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – продолжает Андрей. – Там же делают и игрушки с репродукциями известных картин.





– Это очень сложная работа, потому что писать картину на шаре совсем не то же самое, что на ровном холсте. На этом стенде голландские игрушки – делфтский фарфор. Там еще со Средневековья была королевская мануфактура по выпуску фарфоровой посуды.



Андрей подводит нас к немецкому стенду:

– Это игрушки из города Роттенбург. Небольшой городок в Германии на несколько тысяч жителей, но во всех путеводителях от отмечен как «рождественский город», потому что там работает один из немногих круглогодичных музеев елочной игрушки. В будущем я хотел бы и нашу выставку сделать постоянной, открыть небольшой музей в центре города, куда круглый год смогли бы приходить все желающие.


На немецком стенде представлены стеклянные, деревянные, металлические, тканевые игрушки.

– Игрушки мы покупаем на барахолках, в антикварных лавках, поэтому очень сложно бывает идентифицировать производителя, – признается Андрей.

С этими словами он подходит к самой большой елочной игрушке на выставке.

– Это игрушка с Венского бала Австро-Венгерской империи. Я лично приобрел ее на блошином рынке Будапешта, и вот уже несколько месяцев пытаюсь найти что-нибудь об истории этой игрушки. Нигде нет сведений о производителе, о способе, которым эта игрушка делалась.



Кроме этих игрушек на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши – последние смахивают на яйца Фаберже.



– Игрушка из Эмиратов – это скорее дань туристам, потому что арабы не привыкли украшать елки, – рассказывает Андрей.










Музей «Клинское подворье» называют уникальным, а его экспонаты - праздничными и волшебными. В этом музее представлена история елочных игрушек – главных атрибутов новогодних и рождественских праздников. Пожалуй, только в этом музее в любое время года можно увидеть наряженную елку, и не одну.

В середине XIX столетия князь Александр Сергеевич Меншиков, внук петровского соратника Александра Даниловича Меншикова, устроил в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. В трех печах этого предприятия 80 рабочих из числа крепостных выдували изделия из стекла: аптекарские емкости, лампы и бутылки. Позднее бывшие меншиковские работники, освоившие тонкости технологии, стали создавать собственные мелкие мастерские и делать в них мелкие стекольные изделия – бусины, пуговицы и прочее. После революции такие мастера работали артельно, а в 70-е годы несколько стекольных производств были объединены в большое стекольное объединение «Ёлочка», которое и сейчас действует в городе Высоковске Клинского района. Оно выпускает елочные игрушки, которые в начале 2000-х годов были признаны изделиями народных художественных промыслов, а сама «Ёлочка» считается старейшим стеклодувным предприятием России.

Музей «Клинское подворье» расположен в Клину и состоит из двенадцати залов. В первом из них представлены первые елочные украшения, которые делали из сладостей и орехов. Ёлки в дореволюционной России любили украшать фруктами и пряниками, а также делали для них самодельные украшения из бумаги, ваты, фольги. Позднее из этих материалов, а также из стекла и картона стали делать игрушки фабричным способом.

В другом зале представлено рабочее место первых стеклодувов, расположенное в крестьянской избе. Игрушки советских лет можно увидеть в отдельном разделе, при их изготовлении мастера придерживались популярных в то время символики и тематики. Так, после полета Юрия Гагарина в космос среди елочных игрушек стали появляться стеклянные и картонные космонавты, ракеты и спутники. В музее также есть возможность увидеть сам процесс выдува стеклянной игрушки и ее росписи.

Один из самых интересных и впечатляющих экспонатов этого музея – большая рождественская елка в зале Щелкунчика. Петр Чайковский жил в Клину в последние годы жизни – с 1892 по 1897-й. Дом, в котором он жил, сейчас является Государственным музеем-заповедником композитора. Его знаменитая рождественская история была окончена, когда Петр Ильич жил здесь.

В одном из залов представлено дефиле елок – множество украшенных в разных стилях колючих деревьев. Еще один зал посвящен Деду Морозу и вариациям его образа.

17 октября 1918 года был основан Музей игрушки в городе Сергиев Посад, который, как это ни удивительно, стал первым подобным музеем во всем мире. Сегодня мы решили рассказать о нем и других известнейших музеях игрушки.

Самый первый музей игрушек в мире, вся экспозиция которого поделена на большие разделы: тут можно увидеть славянскую игрушку, игрушку стран Востока, западноевропейские игрушки. Существует также раздел, который посвящен исключительно детскому портрету. В отделе детского портрета в основном находятся малоизвестные работы российских и европейских мастеров.

Музей детских игрушек в Милане обожают не только дети, но и взрослые. Очень часто здесь можно встретить даже стариков, мечтающих, наверное, вернуться в счастливое детство. Коллекция этого музея самая крупная среди всех европейских стран, а экспонаты ее начинают свою историю с XVIII столетия. Она собиралась по крупицам, пока, наконец, не достигла очень даже впечатляющих размеров. Купленные на аукционах, подаренные музею, найденные всеми возможными способами игрушки-раритеты заботливо размещены в интересных экспозициях, даря радость каждому посетителю.

Музей игрушек в Праге – это воистину настоящее королевство игрушек со всех стран мира. Основал данную коллекцию знаменитый кинорежиссер Иван Штайгер, который приобрел первую игрушку для съемок фильма, и она настолько очаровала его, что он решил собрать целую коллекцию таких. Пятнадцать лет он покупал и собирал своих любимцев, и, наконец, в его квартире собралось такое количество разнообразных игрушек, что в 1989 году был открыт музей в Праге (Muzeum Hracek). Чего тут только нет: удивительные игрушки древних индейцев, сделанные из хлеба, таинственные игрушки древних египтян. Только подумайте, одной из выставленных кукол уже более 2 тысяч лет! Каменные, деревянные, одним словом, эксклюзивные и очень впечатляющие экземпляры. Красивые рождественские украшения также нашли место в экспозициях музея. Оловянные солдатики, металлические игрушечные автомобили, даже модель паровой машины, которая до сих пор шипит, пыхтит и крутит свои шестеренки. Также представлено множество современных игрушек: например, очень впечатляющая коллекция Барби.

Петербургский музей кукол - один из самых замечательных музеев города и целой России. Один из немногих музеев России, который открыт за негосударственный счет. Музейный фонд создан с помощью использования частных коллекций. Замечательные экспозиции рассказывают посетителям об истории куклы, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Интересно посетить также мастерские по изготовлению сувенирных кукол. Кроме того, тут можно приобрести уникальных авторских кукол, которые украсят любой интерьер и будут радовать и взрослых и детей долгие годы.

Украинский национальный музей игрушки представляет своим посетителям огромную коллекцию из 10 тысяч экспонатов, которые начинают свою историю еще с 30 годов ХХ столетия. Разнообразие интересных кукол и всевозможных фигурок, мягких игрушек и елочных украшений, полиграфических игр и конструкторов впечатляет. Музей демонстрирует почти все, что выпускала игрушечная промышленность во времена СССР. Жемчужиной коллекции музея являются уникальные этнографические куклы, которые одеты в красивые костюмы - копии национальных одежд жителей разных регионов Украины. Каждая из них обладает своими исключительными чертами внешности, которые отображают их корни. А чего стоит коллекция украинских народных игрушек, которых крестьяне создавали из глины, соломы, травы, сыра и других подручных средств!

«В Клину родилась «Ёлочка». (Поездка на фабрику ёлочных игрушек)»

Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.

Фабрика «Ёлочка» по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск . На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии. А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики - «Клинское подворье». И сюда можно приехать самостоятельно.

Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом - с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».

Музейно-выставочный комплекс «Клинское подворье»

Первый и Второй залы. История промысла

Третий зал
Производство. Выдувка игрушек
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками. Вспыхивает фиолетовый огонь. Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик - и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка… На самом деле - это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но - фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…

Четвертый зал
Цех художественной разрисовки

Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними - бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр. Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки - в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка - символ наступающего 2010 года - вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках… Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».

Шестой и Седьмой залы
Выставка ёлочных украшений

Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист - то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер - то чрезвычайно и пре-очень любопытно. Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? :) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были:).

Ватные - это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин», «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» :). И др.

С Новым Годом! Ватные игрушки


Ватные фрукты и овощи


Ватные пингвинчики

Картонные - делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.

Картонные игрушки

Монтажные ёлочные украшения - это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!

Довоенные ёлки украшали такие дирижабли и звёзды


Монтажный дирижабль


Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные : «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот» , и др.

60-е -70-е годы :
Серия «Фрукты и овощи» . Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград», «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь» .

Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».

Серия «Сказки» . Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.

Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.

Серия «Чипполино» (уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.

Серия «Животные и птицы» . «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др. И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.

В магазинах такого изобилия не было, зато на ёлках - всегда


Царица полей - кукуруза - тоже украшала ёлку 60-х


Часы из «Карнавальной ночи» - без 5 12


Слева - серия «Космонавты», справа - «Сказка о золотой рыбке», в центре - Алёнушка с козленочком


Слева - серия «Шишки», справа - «Лиса и заяц», в центре - «Сказки Пушкина»



Сказки Пушкина - Шамаханская царица, Сватья Бабариха, 33 богатыря


Восьмой Зал
Современные игрушки и дефиле ёлок.

Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью - это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.

Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».


Сравните - этим игрушкам уже лет по 40-50

Ёлочка 60-х

Ёлка 2009 года

Дореволюционная крестьянская ёлка


Дореволюционная дворянская ёлка


Девятый зал
Дед Морозы и старые фотографии Клина.

Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
Дед Морозы хором: С Новым Годом!


И Десятый зал
Ёлочка, зажгись!

Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз - торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно - в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.



Современная игрушка «Русский чайник»


Игрушка «Русская матрешка»


Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться:).
И это ещё не все:).

Мастер-класс по росписи стеклянного шарика
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло:) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика.

Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все:).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).

Фирменный магазин


Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.

Начну с минусов. Смотри выше - я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены - безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.

Простые - это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь
Стоят от 80р. за штуку.

Сложные - это «Лебеди» , и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом.

Помимо этого на полках - кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы.


Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток по 30-40р.

Послесловие
Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки …».

я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

Домики там всякие - туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I - А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.




Top