Рассказ последний поклон астафьев анализ. Анализ "Последний поклон" Астафьева В.П

Ян чжэн

КНР, Нанкин

Образ главного героя в повести В. П. Астафьева «Последний поклон»

В автобиографической книге В. П. Астафьева «Последний поклон» повествование ведется в двух планах - плане прошлого (Я,) и плане настоящего (Я2). От Я, до Я2 проходит путь духовного развития главного героя.

Ключевые слова: образ «я»; два временн&х плана; раздвоение и единство личности.

Повесть в рассказах «Последний поклон» создавалась В. П. Астафьевым в течение почти всей его творческой жизни. Первые главы книги сначала писались как самостоятельные рассказы. Заметим, что часть из них, являясь хорошим материалом для уроков «естественной педагогики» [Ланщиков 1992: 6], в настоящее время входит в школьную программу -«Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет» и нек. др. Книга Астафьева - это повествование о собственном детстве, т. е. ее можно поставить в один ряд с такими автобиографическими произведениями русской классики, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького. Повествование в «Последнем поклоне» идет от 1-го лица. Однако роль повествователя в повести неоднозначна. В одних случаях он передоверяет рассказ другому лицу (как герой-повествователь), иногда же сам выступает как свидетель и комментатор происходящего (как автор-повествователь). Таким образом, происходит раздвоение субъекта речи, и получается «объективно-субъективный образ, где объективность идет от реально существовавшего героя, а субъективность - от автора, от выбора и трактовки описываемых эпизодов» [Бойко 1986: 9].

«В текстах автобиографических произведений возникает временная перспектива, актуализируется сопоставление двух временных планов по принципу "теперь - тогда": Я пишу о себе в прошлом и настоящем... Мысль моя живет не только в прошлом (как память), но и в настоя-

Ян Чжэн, кандидат филол. наук, старший преподаватель Нанкинского ун-та, КНР. E-mail: [email protected]

щем (как осознание себя во времени). Будущего может не быть вовсе, или может быть оно кратковременно, схематично и фрагментарно» [Николина 2002: 392]. И эти два субъекта - Я: (Витя Потылицын в прошлом, в детстве) и Яр (взрослый автор Виктор Астафьев в настоящем) - представляют собой нерасторжимое единство. На пути от Я: к Яр происходит духовная эволюция персонажа, в автобиографической прозе о детстве герой и автор слиты воедино.

Образ взрослого «я» вырисовывается прежде всего через многочисленные авторские отступления (лирические и публицистические), где прямо и четко выражается отношение повествователя к действительности. В этом плане особый интерес представляет рассказ «Монах в новых штанах», где происходит переплетение собственных голосов героя-повествователя и автора-повествователя. Повествование начинается в настоящем времени и ведется мальчиком Витей как действующим лицом. Ему поручена определенная работа, за которую он может «выручить» деньги:

Мне велено перебирать картошки... Картошки, что покрупнее, отбираются для продажи в город. Бабушка посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить мне новые штаны с карманом1.

Материю, или мануфактуру, так называется швейный товар <...> бабушка купила. <.. .> Сколько я потом на свете ни жил, сколько штанов ни износил, материи с таким названием мне не встречалось. <...> Много в детстве было такого, что потом не встречалось больше и не повторилось, к сожалению.

Четко разграничиваются Я1 и Я2, когда автор-повествователь оценивает и осмысливает поведение, переживания и мысли своего прошлого «я» с иных «точек зрения». Так, в первом рассказе «Далекая и близкая сказка» повествователь описывает переживания главного героя, впервые в жизни услышавшего скрипку:

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка - скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется <.. .> Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце <.. .> О чем же это рассказывала мне музыка? Про обоз? Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя? И тех вон жалко, что спят непробудным сном на кладбище.

Приведенный отрывок текста формально принадлежит автору-повествователю, а на самом деле здесь показан внутренний мир маленького мальчика в момент звучания музыки, повествование наполнено явно детским мироощущением, поэтому субъектом речи данного отрывка является Яг В конце этого рассказа взрослый повествователь (Я2) через много лет так передает свои первые детские впечатления от услышанной музыки, переосмысливает их:

Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был (здесь и далее курсив мой. - Я.Ч.). Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть».

Здесь Я1 стал объектом мышления Я2, который оценивает свое прошлое «я» с иной временной (уже во время войны) и пространственной (уже в каком-то польском городе) дистанции. Таким образом, в смене субъектов речи выражается авторская позиция по отношению к роли музыки в человеческой жизни, и вообще к роли искусства в целом.

По мере того как взрослеет главный герой, четкое разграничение Я: и Я2 постепенно стирается, происходит сближение их голосов. В иных случаях они могут

быть так слиты, что разделить их невозможно. Например, в рассказе «Без приюта» взрослеющий герой Витя иногда берет на себя субъектные, оценочные функции автора-повествователя:

Тишка приучал меня курить подобранные на улице бычки. «Пить вино, уродовать людей, воровать - уже могу. Осталось курить научиться - и порядок!»

Подобного рода самооценки, пронизанные горечью и болью, - один из любимых приемов, используемых Астафьевым в «Последнем поклоне» для выражения отношения Я2 к Яг Часто взрослый автор смотрит на своего «Alter ego» (другого «я») с сочувствием, любовью и даже с легкой иронией. Например, в том же рассказе: после ухода Ндыбакана, товарища по беде, Витя снова остался один и как бы в отчаянии зовет своего друга:

Ндыбакан, Ндыбакан! Где ты есть-то? Во

дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне был поддержкой и опорой!

Здесь за легкой иронией, выраженной в цитировании знаменитых тургеневских строк, скрывается сочувствие автора своему герою, даже не столько ему самому, сколько всем невинным детям, рано попавшим в «горнило» жизни. В свое время, следуя за мыслью Гейне, Астафьев писал, что «если мир расколется, трещина прежде всего пройдет по судьбам детей» [Астафьев 1998: 613].

В результате раздвоения Я: и Я2 в автобиографической повести создается специфический образ «я». В отличие от героя-повествователя (Вити Потылицына), который изображен в «деяниях», поступках, в общении с окружающими, его двойник Виктор Астафьев, человек думающий, чувствующий, сосредоточен в значительной степени на осмыслении жизни вообще и жизни деревни Овсянки в частности; он обращен к своему внутреннему миру, своим переживаниям и размышлениям, что является своеобразным осознанием себя во времени.

Изображая действительность в разных временных и пространственных координатах, автор показывает изменения Крестьянской Вселенной в ее прошлом и настоя-

щем, изображает процесс гибели «Крестьянской Атлантиды». «Предощущение, дыхание гибели» передается именно через «элегическую интонацию, через отнесение наиболее светлых эпизодов к прошлому» [Гончаров 2003: 101-102]. При этом автор отдает явное предпочтение прошлому, с душевной болью отзывается о трагической судьбе родной деревни. Так, в концовках некоторых рассказов авторское повествование сознательно выходит на современность. К примеру, рассказ «Легенда о стеклянной кринке» завершается следующими словами:

А я, ненормальный человек, все о каком-то бедном подраненном глухаре горюю, о прошлых временах, о кринке, об ягодах, об Енисее, о Сибири - зачем и кому это нужно?

Однако образ взрослого автора-повествователя (Я2) в повести не статичен, его чувства и мысли претерпевают серьезные изменения. Глава «Пир после победы», в какой-то мере итоговая, подводящая черту всему, что было связано с детством, отрочеством и юностью героя, с войной, заканчивается оптимистически:

И в сердце моем, да и моем ли только, подумал я в ту минуту, глубокой отметиной врубится вера: за чертой победной весны осталось всякое зло, и ждут нас встречи с людьми только добрыми, с делами только славными. Да простится мне и всем моим побратимам эта святая наивность - мы так много истребили зла, что имели право верить: на земле его больше не осталось.

Но это лишь промежуточный этап в развитии взрослого «я», который в заключительных главах повести, написанных в начале 1990-х гг., становится иным. В комментариях к «Последнему поклону» Астафьев писал:

Не вдруг, не сразу, но понял я, что чего-то в «Поклоне» не договорил, «перекосил» книгу в сторону благодушия, и получилась она несколько умильной, хотя я к этому сознательно и не стремился, а все же жизнь пообтесал, острые углы пообпиливал, чтобы дорогие читатели, советские прежде всего, за них штанами не цеплялись и коленки не ушибли. А ведь жизнь-то тридцатых годов не из одних веселых детских игрушек и затейливых игр состояла, в том числе и моя

жизнь и жизнь близких мне людей. Продолжались раздумья, воспоминанья, продолжалась во мне книга. <.. .> Книга ушла из детства дальше, в жизнь, и двигалась вместе с нею, с жизнью.

Осознав это, Астафьев начинает «ужесточать» ранее написанное, в частности «Пастуха и пастушку» автор переписывал несколько раз, сгущая краски. То же происходит с отдельными главами «Последнего поклона». Например, в рассказ «Фотография, на которой меня нет», он добавил 5 страниц о коллективизации, раскулачивании, при этом многое повторил из того, что было написано четко и определенно еще в 1970-е гг. в рассказе «Бурундук на кресте», где, казалось бы, уже был подведен итог:

ШУМКИНА Е.Н. - 2010 г.

  • Библейские реминисценции в повести Б. К. Зайцева «Голубая звезда»

    ИВАНОВА Н.А., ЛЯПАЕВА Л.В. - 2010 г.

  • «Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

    Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

    С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

    В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

    Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

    В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

    В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

    В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

    В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

    Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

    Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

    В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

    В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

    Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

    В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

    Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

    Педагогический стаж: 32 года
    ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

    Класс: 9-ый

    Количество часов: 2 часа
    ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
    ЦЕЛИ УРОКА:


    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

    2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

    ХОД УРОКА

    1-ый час
    ВВЕДЕНИЕ

    I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

    Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

    Когда-то о своём внуке дед скажет:

    “Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

    Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

    II. Биография писателя (сообщение ученика).

    Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

    В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

    Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

    Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

    В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

    Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

    Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

    В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Работа по повести “Последний поклон”.


    • От чьего лица идёт повествование?
    Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

    • Кто является главным героем повести?

    • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

    • Последний поклон кому?
    (Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

    • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
    (Тема детства и родины).

    Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

    1). “Далёкая и близкая сказка”.


    • Расскажите о Васе – поляке.
    Включить “Полонез Огинского”.

    Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


    • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
    (О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

    • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
    (Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

    • Как односельчане относились к Васе-поляку?

    • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
    (Она о родине.)

    • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
    Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

    • Расскажите о бабушке.
    (Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

    • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

    • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
    2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

    • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
    (4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

    • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
    (5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
    2-ой час

      Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
    (Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

    • Мудрые мысли бабушки.

    • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
    7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”.

    • Что интересного узнали о жизни крестьян, о народных традициях, обрядах?
    а). - Почему детей оберегали от вида крови?

    б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

    в). Вечерняя дойка коров.

    г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

    д). Вечерняя молитва бабушки.

    8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?


    • Почему у бабушки Катерины Петровны самая вкусная капуста получалась?
    (“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

    9). Глава “Бабушкин праздник”.


    • О каком празднике говорится в этой главе?

    • Как проводится этот праздник?
    (Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

    • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
    (Сообщение ученика).

    • “Последний поклон” – сокровищница народных мыслей. Послушаем их.
    (Сообщение учащихся).

    • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
    (Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

    • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

    ЗАКЛЮЧНИЕ

    “Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

    Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

    (Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

    (отрывка из повести в. Астафьева «последний поклон».)

    9 класс

    Учитель: Аксёнова Л.М.

    Лингвистический анализ текста.

    Цель урока:

      реализация самообразовательной деятельности при работе над лингвистическим анализом текста.

    2) Развитие логического мышления, самообразовательной деятельности, самостоятельной работы с таблицами, справочным материалом формирование правильной литературной речи, оформление собственных мыслей в форме рецензии, отзыва, эссе.

      Воспитание чувства благодарности к людям, воспитавшим тебя, об умении сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.

    Методы и приемы:

      индивидуальные занятия.

      Фронтальный опрос.

      Работа с таблицами.

      Работа со справочным материалом.

      Выразительное чтение текста.

    Оборудование:

      текст.

      Памятка «Лингвистический анализ текста».

      Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка.

      Памятка для работы над сочинением.

      Карточки-информаторы.

    План анализа текста. Выразительное чтение текста.

      Определите тему текста.

      Какова основная мысль текста?

      Можно ли данный отрывок назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (это текст, т.к предложения связаны между собой по смыслу, высказывание композиционно завершено. Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено).

      Тип текста.

      Стиль речи.

      Вид связи предложения. (предложения между собой соединены параллельной связью, т.к каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения.

    Задами я пробрался …

    Краски на двери и на крыльце не осталось.

    Бабушка сидела.

      выделите микротемы, составьте план.

      Укажите используемые стилистические средства.

      Назовите особенности построения текста. (его композиция).

    Ход урока.

    1) Слово учителя.

    Ребята, сегодня у нас урок – творческая лаборатория, на котором мы продолжим развивать навыки лингвистического анализа текста, будем работать над формированием правильной литературной и письменной речи и оформлением собственных мыслей в форме рецензии, отзыва и эссе.

    Итак, перед вами текст – отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон».

    Прослушайте внимательно текст.

    Выразительное чтение текста.

    Теперь давайте обратимся к плану анализа текста.

      Итак. Определите тему текста «Последний поклон».

    Какова основная мысль текста или идея текста.

    (Мы в долгу перед теми, кто нас вырастил, любил, жил для нас, мы должны бережно и внимательно относиться к ним, и, конечно же, в последнюю минуту, когда они навсегда покидают этот мир, во чтобы то ни стало обязаны быть рядом).

      Можно ли данный отрывок назвать текстом.

    (это текст, т.к предложения вязаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

      Вспомните сколько типов речи в русском языке.

      • 3 типа речи:

        Описание

        Повествование

        Рассуждение

    Какой тип преобладает в данном тексте? (повествование).

      Каков стиль текста?

    (художественный стиль с элементами разговорного стиля).

    Для чего писатель использует элементы разговорного стиля?

    (чтобы показать более ярко ли и реалистично образ бабушки).

    6) Давайте выделим микротемы текста и составим план.

    1) Встретить первому.

    Назовите ключевые слова: задами, к нашему дому, хотелось встретить- первому, бабушку, улицей.

    Учитель: Лексика этой микротемы нейтральная, но есть одно слово, которое подсказывает читателю, что речь пойдет о жителях деревни? Что это за слово? (задами)

    Как вы понимаете его лексическое значение?

    (т.е через огороды).

    К какой лексике оно относится? (к разговорной, просторечие

    На чем фокусируется взгляд героя?

    2) У входа в дом?

    (дверь, краска, крыльцо, половицы, косяк двери)

    Каков синтаксис данной микротемы? (в абзаце используются назывные предложения. Синтаксис не случаен. Он передает состояние напряженного ожидания).

    3) Всё как прежде.

    Предложение начинается со слова бабушка:

    И сразу же в тексте зазвучала оценочная лексика.

    Уменьшительно – ласкательный суффикс указывает на отношение автора.

    Подслеповатое кухонное оконце.

    Что за средство выразительности?

    (одновременно и эпитет, т.к дает красочное, яркое, образное название предмета и олицетворение, т.к текстовому предмету приписывается свойство живого предмета).

    Учитель: и мы очень зрительно представляем себе, как это окно, как и его старая хозяйка, высматривает не подошел ли кто к дому…

    Что такое эпитет?

    А что такое олицетворение?

    Буря пролетела над землей! – риторическое восклицание.

    Восклицание.

    Смешались и перепутались…

    Как он называется (градация) Что такое градация? Дайте определение.

    И опять в тексте оценочная лексика, книжное, эмоционально возвышенное. Род человеческий.

    И фашизм – а рядом оценочный глагол: подох - грубое просторечие, т.к никакого другого слова не заслужил.

    Слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Шкафчик, занавеска в крапинку.

    Лексический повтор. А что такое лексический повтор?

    Привычное место, привычное дело в руках.

    Все языковые средства этой микротемы направлены на подтверждение мысли. Всё в мире изменяется, неизменным остается отчий дом и чувство любви к нему.

    «Встреча»

    Звукопись.

    Што.

    Перекрешшу, испужаюсь. Слова записаны так, как их произносит бабушка, женщина, вероятно, неграмотная

    Риторическое восклицание – какие маленькие ручки!

    Лексический повтор.

    Молилась. Всё сказано этим словом: и любовь и переживание за внука, за то, чтоб у него было всё хорошо.

    Сравнение. Что называется сравнение?

    Кожа, что луковая шелуха – метафора.

    - Что такое метафора?

    Дряхлая щека - эпитет.

    Обращение – батюшка.

    Жданье – просторечие.

    Синтаксис.

    Подведение итогов жизни передается короткими лаконичными предложениями, а многоточие говорит о том, что еще много можно сказать, но нет сил. За многоточием не слова, а чувства и эмоции.

    Мочила слезами руки, не просто плакала, а мочила много слёз, потому что много любви, но предчувствие вечной разлуки, которая уже не за горами вызывает нескончаемые слезы.

    5) Сообщение о смерти бабушки.

    В этой микротеме уже нейтральная лексика. А вот синтаксис – напряженный, кричащий.

    6) « Живет в сердце вина. »

    7) Синтаксис.

    Предложения простые, короткие, как удар молотка судьи. Как приговор.

    8) Написание сочинения.

    * прочитайте выразительно текст.

    * работа с памяткой.

    * форму своего письменного высказывания, жанр творческой работы нужно выбрать в соответствии с внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением. А жанровое своеобразие речи открывает самые разнообразные возможности, и можно писать, используя жанры письма, странички из дневника, путевого очерка, а возможно обратиться к эссе.

    Давайте вспомним и дадим краткую характеристику основным жанрам.

    Отзыв – общая оценка произведений, выражение собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка личного восприятия произведения впечатление о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

    Рецензия – анализ, разбор, оценка текста, жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

    Задача рецензента – дать анализ произведения, выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении текста, рассказать о своих впечатлениях – но на основе подробного анализа текста.

    Поэтому рецензент не пересказывает подробно содержание прочитанного, а своё мнение тщательно обосновывает глубоким и аргументированным анализом.

    Рецензент должен увидеть творческую индивидуальность – автора, колорит рецензируемого произведения.

    Отношение между рецензентом и автором – творческий диалог при равном расположении сторон. Преимущество автора – детальное значение произведения. Преимущество рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура.

    Например:

    Очерк – прозаическое произведение, которое охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к любым сферам человеческой жизни. В этом жанре сильно субъективное авторское начало. Очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью, его мнением. Это сближает очерк и эссе. Однако в очерках нередко ______________

    Описания, роль которых в эссе не так значительна.

    Очерк может быть по стилю публицистическим, лирическим, документальным и т.д.

    «Последний поклон»


    «Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

    Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

    К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

    С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

    В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

    Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

    В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

    В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

    В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

    В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

    Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

    Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

    В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

    В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

    Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

    В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.



    
    Top