Рассказы турецких писателей. Литература турции

ШОУ ДЖОРДЖ БЕРНАРД (1856-1950)

Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».
Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.
В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
источник http://www.wisdoms.ru/avt/b284.html

ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.

Творчество этого классика английской литературы национального масштаба велико и разнообразно. Вставший на путь Великой Октябрьской Революции в СССР, Джордж Бернард Шоу знаменит своими социалистическими взглядами ничуть не меньше, чем многоликим литературным наследием.

На берегах Туманного Альбиона, как и во всем мире, его знают, как величайшего писателя и драматурга, прозаика и эссеиста. Он – лауреат Нобелевской премии (1925). Кроме того, ему принадлежит корона одного из ведущих реформаторов театрального жанра XX века.

Известный своими новаторскими идеями, он завоевал титул ярого пропагандиста драмы идей. Видный общественный деятель, Бернард Шоуотдал много сил и энергии «Фабианскому обществу», учредителем которого, в числе нескольких других своих коллег, и явился в 1884 году.

В театре слыл активным пропагандистом творчества Ибсена, которого почитал в качестве образца новой английской драмы. Его биография была бы неполной без упоминания романа «Социалист-любитель» и многочисленных статей, затрагивающих проблемы музыки.

Шоу является создателем такого театрального жанра, как драма-дискуссия. Причем в этих свои произведения он непременно сталкивает враждебные идеологии, уделяет большое внимание анализу социально-этических проблем. Это касается «Домов вдовца», «Тележки с яблоками», «Профессии г-жи Уоррен» и других его блистательных новаций.

Бернард взял парадокс в качестве средства ниспровержения таких стигм, как догматизм и предвзятость, за основу своего метода в искусстве. Это особенно заметно в его «Андрокле и льве» и, в особенности, во всемирно знаменитом «Пигмалионе». Традиционность представлений он ниспровергает в исторических «Цезаре и Клеопатре», а также в «Святой Иоанне».

Вместе с тем, Бернард Шоу не был лишен очевидных заблуждений в своих социалистических воззрениях. Но не в строе, как таковом, а в чрезмерном преувеличении значения Сталина, которого полностью связывал с успехами завоеваний Великого Октября. Впрочем, этот ложный путь был присущ для большей части интеллигенции левого толка в странах Западной Европы.

Ирландец по крови, новатор по духу

Уроженец Дублина, Джордж Бернард Шоу был ирландцем по своему происхождению и по бунтарскому, новаторскому духу. Был и остался на всю жизнь! Он появился на свет 26 июля 1856 года и в полной мере вкусил все тяготы взаимоотношений Ирландии и Англии. В его творческом наследии не единожды поднимаются и рассматриваются со всех сторон многоликие аспекты взаимоотношений Англии и острова Джона Булля.

Эта привязанность к Родине, доставшаяся ему по наследству, не стала препятствием, когда в возрасте 20 лет Шоу оставил мятежную Ирландию, чтобы уже не возвращаться туда до конца своей жизни. Прибыв в Лондон, бунтарски настроенный молодой литератор не преминул примкнуть к «Фабианскому обществу».

Ему понравилась программа этого общества, предполагавшая своим конечным итогом полный переход к социалистическому обществу. Собственно, этой популярной в те годы идеей была заражена практически вся прогрессивная молодежь Европы.

Верный своему раз и навсегда избранному пути реформатора, будущий гений новаторского театра делал свои первые шаги на литературном поприще в качестве автора трактатов, пропагандирующих идеи движения, одним из основоположников которого являлся.

Его биография того периода изобилует романами, в основе которых замешана откровенная идеологическая подоплека. Это относится, в частности, а «Неуживчивому социалисту» и другим аналогичным произведениям.

Интересно, что впоследствии Шоу неоднократно возвращается к прозаическому жанру, к своим откровенно пропагандистским новеллам и романам, которым, тем не менее, он сумел придать законченный вид литературных произведений.

В его трактовке такая политизированная проза представляла собой философские очерки или обозрения о понятиях и нравах, имеющие оболочку в форме занимательных повествований с весьма нетривиальными фабулами.

В объятиях его величества Театра

Впрочем, своим истинным призванием Бернард Шоу справедливо считал театр, которому отдавался со всем пылом и энтузиазмом. 1888 год стал его дебютом в качестве театрального критика газеты под названием «Стар». Вначале он публиковал здесь свои заметки, касающиеся музыкального театра, но впоследствии перешел к критике драмы.

Весь этот период творчества Бернард Шоу (а это, несомненно, были весьма авторитетные творения!) вместился в трехтомнике «Нашего театра девяностых». Верный себе, внимательный и меткий критик, он большую часть своих заметок посвятил новшествам на театральных подмостках.

Несомненным творческим манифестом стала его «Квинтэссенция ибсенизма». В этой большой статье он возвестил общественность о том, что не приемлет господствовавшую в те времена театральную эстетику.

Как известно, во второй половине XIX века на подмостках Британии безраздельно царили мелодрамы, которые получили из уст Шоу названия добротно сделанных пьес с любовным сюжетом. Противопоставляя себя сложившемуся в те времена мейнстриму, критик заявил об очевидной актуальности драм, затрагивающих действительно жизненные ситуации, включавшие в себя конфликты внутри общества.

Вполне справедливо Бернард отмечал, что поставленные на подмостках театра произведения должны находить отклик в сердцах сограждан. Век Шекспира, по его словам, безвозвратно канул в прошлое.

Тогда же Шоу дебютировал в качестве драматурга. Начиная с его «Неприятных пьес» английский театр получил абсолютно новое течение, представленное в трактовке гениального творца как трагикомедия и трагифарс. Надо сказать, что именно эти жанры являются наиболее органичными для этого великолепного мастера.

С этого времени начинается творческий отсчет драматурга на его пути к всемирной славе. Первый громкий успех пришел к нему после постановки «Ученика дьявола» (1897). Уже в самом начале XX века он был признан гением нового театрального направления. К этому же времени относятся постановки наиболее значительных его «Майора Барбра», «Цезаря и Клеопатры», а также, безусловно, самого успешного «Человека и сверхчеловека».

Именно эти его нетленные творения стали последними штрихами к закрепившейся за ним репутации человека, который является ниспровергателем мнимых очевидностей. Бернард Шоу стал тем, кто покушается на веками складывавшиеся понятия морали, принятой в обществе.

В его понимании традиционная история выглядела аксиоматичной. Особых высот достигла ирония Шоу - в сочетании сатирического скепсиса и скепсиса, который ставил под сомнение саму разумность общественного устройства, а также реальность достигнутого прогресса.

Начало века совпало с поворотом во взглядах маэстро, известного своим воинствующим атеизмом, к социализму.Джордж страстно верил, что складывающаяся в России реальность способна сотворить величайшего индивидуума всех времен и народов.

Он свободен в своих взглядах, всемогущ, не имеет стремления к порочному своекорыстию, ему чужда мещанская ограниченность. Он живет в идеальном обществе, где царят равноправие и всесторонне развитая личность. Увы, история отодвинула эти мечты.

Джордж Бернард Шоу - английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в Дублине. Учился в католической и протестантской дневных школах Дублина.

В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон (1876): где жила мать, после развода с отцом. Занялся журналистикой и литературой.

С 1882 г. стал интересоваться социальными проблемами, а 1884 г. вступил в « Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей, которому посвятил 27 лет своей жизни, выступая с лекциями.

Бернард Шоу начинает писать о театре, публикуется в еженедельнике «Уорлд», «Пелл-Мелл газет», пишет музыкальные рецензии в «Стар», а с 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «London World».

Через 5 лет Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сетердей ревью».

В 1890 г. он читает лекцию на заседании « Фабианского общества», которую посвятил творчеству Ибсена, а через год пишет критическую статью «Квинтэссенция ибсенизма», которая стала манифестом новой драмы.

1892 г. написал первую пьесу «Дома вдовца». Выходят романы «Неразумный брак», «Любовь артиста».

На протяжении дальнейших шести лет Бернард Шоу пишет 9 полнометражных пьес и одну одноактную: «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1897), «Избранник судьбы» (1897), « Поживем-Увидим» (1899). Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904-1907 гг. были настолько популярными, что в эти года 701 спектакль был поставлен по его произведениям.

Во время Первой мировой войны Бернард Шоу активно занимается политикой, пишет большой очерк «Война с точки зрения здорового толка», в котором подвергает критике Англию и Германию, призывает к переговорам, подвергает критике слепой патриотизм.

В послевоенные времена издает пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Назад к Мафусаилу» (1922), «Святая Иоанна» (.1924).

В 1925 г. получил Нобелевскую премию.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу много путешествует, (Индия, Южная Африка, Новая Зеландия, США, СССР).

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г.




Top