Раздел презентации на тему иван сусанин. Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг Иван сусанин герой какой войны


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Параметры проекта
Методический паспорт проекта

1.
Название проекта
«Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры»

2.
ФИО разработчика
Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса

3.
Название образовательного учреждения
Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл.

4.
Год разработки учебного проекта
2012-2013 гг.

5.
Опыт использования и степень распространения
1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г)
2. Межшкольная конференция (НОУ «Гимназия №24»), апрель 2013г

6.
Проблемная ситуация
Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры.

7.
Проблема проекта
Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.
Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.
Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.
Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры

8.
Цель
Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России.
Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма».

9.
Задачи – этапы – способы решения
1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге.
2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета.
3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров.
4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их.
5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками.
6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация».

10.
Форма организации детей
Групповая работа.

11.
Ведущая деятельность
Поисковая; исследовательская, творческая

12.
Сфера применения результатов
Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.)
Родительское собрание (Январь 2013 г.)

13.
Используемые технологии
Информационные;мультимедийные; исследование.

14.
Форма продуктов проектной деятельности
Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

15.
Способ объединения результатов на презентации
Конференция; отчёт; мероприятие.

16.
Виды презентации
Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

17.
Класс или возраст детей
3 б класс (9-10 лет)

18.
Количество участников
4 человек

19.
Предметная область
Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

20.
Состав участников
Общешкольный.

21.
Характер координации
Открытый

22.
Темы учебно-тематического плана предмета(ов)
««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин»

23.
Время работы
Среднесрочный.

24.
Цели обучения, развития, воспитания
Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;

Развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время.
воспитательные: научить работать в группе.

25.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Предусмотренный программой обучения в 3 классе

26.
Приращения в ЗУН и специфических умениях
Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия, учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме.

27.
Режим работы (организационная форма)
Внеурочный.

28.
Техническое оснащение
Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин».

29.
Учебно-методическое обеспечение
1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г.
2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина»
3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин»
4. 100 опер (энциклопедия русской музыки)

30.
Информационное оснащение
Интернет-ресурсы

31.
Кадровое оснащение

32.
Классификация проекта
Исследовательский; информационный; практико-ориентированный.

33.
Комментарий

Визитная карточка проекта

Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.
Над проектом работала группа уч-ся 3б класса –
Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман
МОУ Гимназия №24
Московская область, г. Люберцы

Какова тема Вашего учебного проекта?
Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
формирование навыков коммуникации
реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?
В сфере самостоятельной деятельности
В сфере духовно-нравственного воспитания
В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
Основополагающий вопрос: какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке
Проблемные вопросы учебной темы:
Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?

·Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?
Как передан в опере образ русского народа?
Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?
Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
Первая на русском

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?
Как называлась опера до премьеры?
Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?
Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Предметные области
Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

Возраст: младшая школа

Оформление результатов проекта
Проекты ученических групп – буклет или бюллетень
Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»
Аннотация проекта
УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству
Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.
Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта
«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов

Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова
Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.

Выступление на конференции «Шаг в науку»
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.

М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.
Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.

27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.
Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.

Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.

По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.

Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.
Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.

Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».
Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.
Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России А.В. Достовалова

Окружная открытая конференция

исследовательских работ

кадетских корпусов ПФО

«Дерзайте, вы талантливы»

Секция: Культурное наследие

Проект- исследование по теме:

Опера «Иван Сусанин» в культурном наследии России

Выполнил

кадет 7а класса

ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова

Краснов Илья

Руководитель

учитель музыки Л.Н. Астафьева

Ишимбай, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Раздел 1…………………………………………………………………………...2

1.1. Образы защитников Отечества в различных видах искусства…………...2

1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов……3

1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»………………………………………4

Раздел 2. Практическая часть……………………………………………………5

Выводы …………………………………………………………………………...8

Список литературы ……………………………………………………………...8

Введение

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Пролистывая героические страницы истории нашей страны, мы видим, что подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. И все они реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги во Славу Отечества ярко и правдиво будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле, той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все выше сказанное доказывает актуальность нашей работы – героями не рождаются, героями становятся. Кто же он – защитник Отечества? Каким отображен в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве является целью нашей работы.

Наша цель будет достигнута путем решения следующих задач: познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества. Показать, как музыкальное искусство создают и передают образ народного героя.

Объектом нашего исследовательского проекта стал образ народного героя в музыкальном произведении, а предметом – главный герой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

При выполнении исследовательского проекта мы ознакомились с произведениями из области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, пользовались Интернет- ресурсами. На наш взгляд, исследовательский проект будет интересен широкому кругу читателей.

Раздел 1. Образ защитника Отечества в различных видах искусств

1.1. Создано очень много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре) о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство человека, которые ценой своей жизни, свои примером, величием духа были готовы встать и охранять свою родную землю.

До наших дней дошли древние былины, в которых богатыри призывают на подвиг во славу Отечества, поднимают дух народа в тяжелые для страны годы, вселяют в людей мужество. Такие герои могут объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, в образе которого сочетается огромная физическая сила с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. В 1643 г. Илью Муромца канонизировали. Русское воинство считало и считает его свои покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца. Образ русского былинного богатыря запечатлён и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри».

В наше время былинный образ Ильи Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Отечества.

В древнем русском искусстве заступников русской земли олицетворяли князья Борис и Глеб, Александр Невский. В изобразительном искусстве образы народных героев, выдающихся полководцев отражены в творчестве художников В.Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.

Нас очень радует, что и современное российское кино дополняет образ защитника отечества через показ фильмов, которые закладывают чувство уважения к героическому прошлому нашего народа. После просмотров таких фильмов, как «Мы из будущего» режиссера А. Малюкова, «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Матч», «Брестская крепость» А. Котта и т.д. …

1.2. Русские композиторы так же постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Александр Порфирьевич Бородин в своем небольшом по объему творчестве уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь».

Модест Петрович Мусоргский – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», музыкальный язык которых ярко имеет национальный характер и своими особенностями близок крестьянским песням.

В творчестве Петра Ильича Чайковского нашли свое отражение вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева многогранно: кантата «Александр Невский», музыкальная драма на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова, чья ария звучит как символ бессмертия Родины: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.

1.3. Михаилом Ивановичем Глинкой создана национальная опера – «Иван Сусанин», главной идеей которой стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

Стоит отметить, что первая написанная опера "Иван Сусанин" принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось " " - это французский стиль, где музыкальная и речитативная, общительная часть занимает одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса, Иван Сусанин остается жив.

На самом деле, в истории создания глинкинской оперы "Иван Сусанин" много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там, он говорил, что все что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского "Марьина роща", но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера "Жизнь за царя". Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу сам Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). "Жизнь за царя" состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с "Ивана Сусанина" на "Жизнь за царя". "Иван Сусанин" заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием русского искусства в мировых масштабах, так как это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до "Ивана Сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для русской души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка.

Раздел 2. Практическая часть.

Практическая часть нашего проекта – исследования связана с просушиванием оперы «Иван Сусанин» и определение музыкальных номеров, через которые мы видим трансформацию чувств главного героя – от простого костромского крестьянина к человеку, положившего свою жизнь на алтарь победы.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы – идея народности, патриотизма.

За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей родине.

Действие первого акта переносит нас на улицы села Домнино, где живет Иван Сусанин со своей семьей, он показан как любящий отец, который желает выдать свою дочь за муж за любимого ею человека, но осаждённая польскими врагами столица омрачает душу Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца» - поет он. Этим самым мы видим образ простого крестьянина, для которого мысли о личном счастье не видятся без общего мира в народе, что утверждает связь героя с народом.




Top