Разноцветная бабочка характеристика тимоши. Конспект урока по литературе на тему: А.П

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема:

А.П. Платонов

«Разноцветная бабочка»

Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ №29

Якименко Т.Д.

(учитель высшей категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые.

г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Ход урока

I.Организационный момент.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

3. Слушать мнение других!

5. Быть внимательным!

II.Мотивация учебной деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

  1. Упражнения для языка: «Покатай шарик во рту», «Воспроизвести цокот копыт».
  2. Дыхательная гимнастика: «Как мячик выпускает воздух».
  3. Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала.

(Агния Барто)

III.Актуализация знаний.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Каков жанр этого произведения? (Легенда)

Вспомните значение слова легенда.

Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.

В какой раздел вошло произведение А.П.Платонова? (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)

А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)

IV.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Проанализировать произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» и сформулировать идею).

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды? (Мать, Тимоша, бабочка)

V.Решение проблемной задачи. Работа с кластером (характеристика героев)

- Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить кластер.

1.Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в каменной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Почему Тимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)

Как это характеризует его?(Он был любознательный )
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).

О каких качествах это свидетельствует? (Жалость, сострадание )
- Что советовала ему мама? Прочитайте. (-Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого .

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации? (Наблюдательный )
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (Не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (
Упрямый, непослушный, целеустремленный )
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.
- Отчего он заплакал? (От разлуки с матерью)

О чём это говорит? (О раскаянии, о любви к матери )
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Царапал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его? (
Трудолюбивый )

Физминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонечко присела,

На четыре улетела.

2.Характеристика матери.

Как жила всё это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит своего сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)

Как можно её охарактеризовать? (Любящая, верит, что сын жив, ждёт встречи)

Как произошла встреча? (Тимоша услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему Тимоша не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви ? Прочитайте. (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека? (
Самопожертвование )

3.Характеристика бабочки.

Какую роль в легенде сыграл образ бабочки? (Это символ)

Что символизирует бабочка в этом произведении? (Мечту)

Какая была бабочка? (Большая, красивая, разноцветная, трепещущая). Похожа ли она на мечту?

Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?

Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?

VI.Обобщение изученного.

1.Составление синквейна. (Работа в группах)

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквей. Что такое синквейн?

Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.

У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.

А мы потом проверим.

  1. группа - синквейн на тему МАМА
  2. группа - синквейн на тему ТИМОША
  3. группа - синквейн на тему БАБОЧКА

Например:

1. МАМА

2. Добрая, ласковая.

3. Любит, надеется, стареет.

4. Всегда простит своих детей.

5. Любовь.

1.ТИМОША

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

1. БАБОЧКА

2. Красивая, разноцветная.

3. Летает, порхает, светится.

4. Одно из самых красивых существ.

5. Мечта.

2.Вывод.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

  • О разлуке матери с сыном?
  • О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
  • О материнской вечной любви?
  • О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

VII. Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

VШ. Рефлексия.

Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю нарисовать бабочку – мечу, разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

Дети рисуют бабочек, вырезают их и прикрепляют их на доску (для тех, кто затрудняется нарисовать, следует приготовить шаблоны бабочек, раскраски)

Работу детей сопровождает спокойная мелодия.

IX. Домашнее задание.

На выбор:

  • написать сказку или рассказ о силе материнской любви;
  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • подобрать пословицы о матери.

Разделы: Начальная школа

На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?

Цель:

  • создать условия для достижения понимания текста легенды “Разноцветная бабочка” на смысловом уровне;
  • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать нравственные качества – уважение и любовь к матери, доброту, отзывчивость, внимание к окружающим.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.

2. Работа с текстом во время чтения.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.

а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.

Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?

Ответы учащихся.

Понравилось ли вам произведение Платонова? Чем?

Что особенно запомнилось?

Обобщение.

б) Чтение заключительной части произведения по ролям.

Используется прием “Отличный ответ”:

Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.

Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?

Обсуждение ответов.

3. Работа с произведением после чтения.

а) Определение жанра произведения.

Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?

Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ...

Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.

(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).

Почему же это легенда?

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.

Работа со словарем.

Найдите значение слова “предание”.

(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).

А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?

Обобщение ответов учащихся.

б) составление характеристик главных героев легенды.

Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)

Сейчас мы составим кластер о главных героях.

Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.

Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.

Работа выполняется на больших листах.

Обсуждение выполненной работы. Обобщение.

в) составление ассоциативной карты.

Есть ли в легенде еще герои?

Вернемся к названию легенды.

На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.

Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?

От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.

Как вы понимаете значение слова “судьба”.

Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.

Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)

Как изменилась их жизнь?

На доске заполняется ассоциативная карта: под словом “судьба” - мама ждет, Тимоша разрушает горы, идет к маме.

От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.

А что такое мечта?

Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.

К чему стремится мама? Тимоша?

На доске запись: под словом “мечта” - мама: встретить сына, Тимоша: поймать бабочку, дойти до мамы.

У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).

Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.

Что такое материнская любовь?

Обсуждение.

Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру...”.

Что значит мама для вас?

Обсуждение.

4. Выполнение творческой работы – на листах нарисовать бабочку, написать: мама - ...

5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.

ДЗ – закончить творческую работу.

Литература:

  1. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2-5 классов (Программа развивающего обучения). – Изд-во “Пеленг”, г. Томск, 1993.
  2. Материалы сайта “Первое сентября”
Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.

· Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

· Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение; интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки

ХОД УРОКА

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки).

Актуализация знаний.

Краткий пересказ, заглавие каждой части

1. Работа над первой частью

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.
5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.

Вам предлагается проблемная задача.

Как поведение характеризует героев?

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении.

План-конспект урока литературы

Тема – А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Своеобразие произведения.

Урок проводится в 6 «А» классе

Тип – урок ознакомления с новым материалом, по изучению художественного текста

Вид - классический

Цели: дать краткие сведения о жизни А.П.Платонова; способствовать усвоению содержания; формирование беглого и выразительного чтения; развивать навык работы с информацией, умение работать в парах; развивать способы мыслительной деятельности; воспитывать чувство долга перед родными и близкими; воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

Оборудование: портрет А.П. Платонова, текст произведения, карточки-справочники с новой информацией «Какие бывают бабочки», определение «притчи», «слободы»), коллекция бабочек.

Ход урока

    Психологическая установка

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Платонова. Названием этого произведения является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку: На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"? (насекомое порхает, летает).

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

И произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся, так и называется – «Разноцветная бабочка»

Судя по названию, о чём будет произведение? (О красивой бабочке)

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

(Запись в тетради числа и темы урока). На парте у каждого лежат листы – справочники, они будут нашими помощниками на уроке.

2.Рассмотрение определения притчи

Прочитайте лексическое значение слова "притча" на ваших карточках-справочниках. "Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ".

- А можно ли наш рассказ назвать притчей, что в нем поучительного? Ответим на этот вопрос в конце урока, после знакомства с произведением.

3. Слово учителя о А.П. Платонове

Прежде чем знакомится с произведением, давайте познакомимся с автором (портрет писателя представлен на доске).

А.П.Платонов (1899-1951) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.

А что такое слобода, обратимся к нашим помощникам – справочникам. Слобода - вид поселений в России. Первые упоминания о слободе относятся к XI в. В XII - 1-й пол. XVI в. слободы - отдельные поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители которых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда название “слобода” – свобода, то есть «свободное поселение»).

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон, который был слесарем. Андрей Платонович - старший сын, где было десять детей. Уже с 13 лет ему пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. Ещё подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах. Платонов - участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 году переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов. Во время войны был специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", находился на фронтах Отечественной войны. Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем. В его произведениях нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас. Писал Платонов и для детей, и для взрослых . Каждая книга писателя дарила радость и счастье новых открытий. (Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”)

4. Получение новой информации, продвижение от знания "старого" к "новому".

Какие бывают бабочки? (обратимся к нашим справочникам) "Бабочки бывают более 140 тысяч видов. Разделяются на более чем 100семейств. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2см), самая крупная - южноамериканская совка агриппа, с размахом крыльев в 30см. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одним из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее".

Расскажите что нового вы узнали о бабочках? (обращение к коллекции бабочек)

5. Беседа и выборочное чтение

(Учащиеся озаглавливают части в парах и записывают названия в тетради)

Приступаем к рассмотрению текста рассказа и посмотрим, какие же бабочки встречаются в нем?

1. Работа над первой частью .
- Где жили Тимоша с мамой? (
На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- для чего он убегал из дома? (
Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (
Горевал от того что бабочка не летает).
- Что говорила и советовала мама? Прочитайте.

(-
Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
-
Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте. (- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;). Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность. Д етство на берегу моря.
- Как вы думаете, что будет дальше? (Прогнозы детей).

2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой?
(Упала капля росы на былинку)
Какой вывод сделал Тимоша?
(Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча?
(С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
-
Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?
(не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (
Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке?
(Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки?
(Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть? Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
- Как вы думаете, что будет дальше?

Физкультминутка

А сейчас физкультминутка, представили все себя бабочками.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша?
(На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?

- Почему он больше не ловил бабочек?
(Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери
? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте.
(Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце:
< Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)

- Как жила все это время мать?
(В ожидании сына, считала время,смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
- Как можно озаглавить 3 часть?
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
- Что будет дальше? Как будут развиваться события?

4. Работа над четвертой частью.
- Как произошла встреча?
(Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына?
(Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери?
(да, голос матери забыть нельзя) Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать?
(Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте.
(Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви?
(Жизнь ее любовью перешла к сыну)

Как озаглавим 4 часть? Материнская вечная любовь. Долгожданная встреча.

6. Итоги урока

Сверим с нашими первыми предположениями. Что произведение о красивой бабочке?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель (О разлуке матери с сыном, О призрачной мечте, которая уводит сына от матери, О материнской вечной любви, О прозрении сына, оценившего силу любви матери)

- Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Можно ли рассказ «Разноцветная бабочка» назвать притчей, чему он учит?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

7. Домашнее задание (на выбор)

1) напишите сочинение-миниатюру о том, что случилось с Тимошей.
2) подготовить пересказ встречи сына с матерью (от лица сына или матери).

Высказывания, стихи о матери.

Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е. 3 к л а с с. Г а р м о н и я.
Т е м а: А. Платонов. «Разноцветная бабочка». Легенда
Ц е л

бабочка», с понятием «легенда», раскрыть его смысл. Работать над техникой
ь: познакомиться с произведением А. Платонова «Разноцветная
чтения. Развивать речь, внимание, воображение, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
«ПТИЦА­ПРАВДА». Испанская сказка.
Учитель читает начало предложения, ученики находят и зачитывают
продолжение.
2. Выборочное чтение.
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
– Какой эпизод из сказки «Птица­Правда» вам хотелось бы прочитать еще
раз? Почему? Что вас тронуло в сказке «Птица­Правда»?
– Прочитайте понравившийся эпизод выразительно.
После прочтения проводится анализ выразительного чтения.
­ Что значит прочитать произведение выразительно?
­ Кто справился лучше с этой задачей?
­ На что нужно обратить внимание?
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Кто написал следующее произведение?
Платонов – это псевдоним (вымышленная фамилия) писателя. Эта
фамилия образована от имени его отца – Платон. Это показывает, что
отец много значил в жизни писателя. Андрей Платонович был старшим
сыном в семье, где было десять детей. С тринадцати лет он начал

работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. В годы войны Андрей
Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал
Платонов и для детей, и для взрослых.
б). Выставка книг А. Платонова.
2. Чтение легенды.
Начинает учитель, а продолжают учащиеся по абзацам (с. 117–125
до слов: «И вдруг он услышал голос матери…»).
Какие чувства и мысли вызвала у вас эта легенда?
– Что вам больше всего запомнилось из легенды?
3. Физкультминутка.
4. Анализ содержания.
1) Кто является главным героем легенды? Где жила старуха Анисья?

2) Почему никто не знал, сколько ей лет?
3) По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны
ею?
4) Для чего Тимоша – сын Анисьи – убегал каждый день в горы?
5) Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
6) Зачем Тимоша ловил бабочек?
7) Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу?
Подтвердите словами из текста.
8) Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером
домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была недоброй?
5. Словесное рисование.
– Каким вы себе представляете Тимошу? Какие слова текста могут помочь
вам в составлении «портрета» мальчика? «Нарисуйте» словами Тимошу.
– Какими вы представляете себе бабочек, которых ловил Тимоша?
6. Игра «Я – художник!».
– А теперь, используя не только слова, но и карандаши, нарисуйте по своему
представлению мальчика Тимошу и бабочек, которых он ловил в горах.
7. Выставка работ.
По окончании выполнения рисунков проводится выставка работ.
IV. Подведение итогов урока.
– Что такое легенда? Какие легенды вы уже читали? Какой особенностью
обладают легенды?
– Можете ли вы предположить, как будут развиваться события этой легенды
дальше?
V. Домашнее задание:
Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с. 117–125),
постарайтесь придумать свою версию ее продолжения.




Top