Разные техники для рисования. Основы рисования: техника рисования карандашом

Откуда берется это странное утверждение о себя «я не умею рисовать?». Все умеют, только по-своему. Вот и у меня ребенок что-то стал периодически расстраиваться, что я не умею это рисовать или не красиво получилось. Знакомая художница подсказала оставить попытки рисовать по образцу, как это, в основном, делают на различных кружках по рисованию, и попробовать , не стандартные. Предложила опробовать монотипию. Дальше — больше, я начала искать еще варианты подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка. Их оказался непочатый край.

Кое-что оказалось знакомым еще с детства.

Кляксы

Сложить лист пополам, раскрыть и на одной из половин наставить цветных пятен краской. потом сложить лист опять и плотно прижать — прогладить ладонью или приложить тяжелую книгу. Раскрываем и рассматриваем, что это такое получилось (тест Роршаха, наверно, похоже создавался)))) Можно дорисовать что-то, если хочется добавить.

Фроттаж

Помните? :)

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать, по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно:) А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.Вот какая прелесть:

Так же делаются и отпечатки листьев.

Получается и рисование, и раскрытие индивидуальности, и развитие воображения, и уверенность в своих силах творить и много-много еще полезных моментов для ребенка (и взрослого) в таких техниках. Люблю универсальные вещи, типа
коляски 3 в 1 :)

Отпечатки

Мраморная бумага

  • крем (пена) для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
  • бумага
  • скребок

План работы:

  • Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
  • Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  • С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  • Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  • Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  • Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  • Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Паспарту

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Вот, к примеру, бабочка.

Монотипия

Рисование пищевой пленкой

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

И еще

1. Соль . Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

2. Воск . Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

3. Поролон или губка . Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

4. Пучок карандашей . Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

5. Мелки и крахмал . Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

6. Цветной клей . Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

7. Марлевый тампон . Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.
Кукурузные початки. Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

8. Кляксография . Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок. Можно дуть на краску из соломинки — тоже способ дать кляксе место развернуться:)

9. Рисование точками . Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

10. Рисование брызгами . Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе. Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

11. Рисование ногами . Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.

по материалам пользователя Cherry сайта liveinternet.ru

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, раз­мер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех ви­дах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике ис­полнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогатель­ным материалом для создания живописных, графических, скуль­птурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особен­ностей помогают реализовать любой замысел.

По использованию изобразительно-выразитель­ных средств различают:

Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщен­ными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художе­ственный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сиг­налы.

Тональный рисунок . Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на пло­скости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка - контурный ри­сунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

По технике выполнения:

Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном эк­земпляре.

Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название -эстамп. Выделено несколько разновид­ностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

По целевому назначению:

Академический рисунок. Выполняется длительное время на вы­соком профессиональном уровне с целью совершенствования при­емов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм.

Учебный рисунок , подготовительный этап, составная часть ака­демического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию.

Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного про­изведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, миро­воззренческие идеи.

Набросок - краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель - выделение в течение длительного вре­мени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объ­екта.

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, ко­торые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

По способам рисования . Различие между образом реаль­ного предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения.

Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называ­ется еще ирисованием с натуры.

Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внима­тельность и наблюдательность, развивается способность гармонично­го видения, осмысления и изображения.

Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования - вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть ре­шены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования.

Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлени­ях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивиду­альности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обоб­щенность характера рисунков по представлению, образы могут до­полняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Выразительные средства рисунка

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Недавно мы разбирали семь простых техник рисования акварелью, и если вы их освоили, то пора переходить к чему-то более сложному и интересному. Сегодня мы разберем еще шесть любопытных техник, которые помогут вам создать свой собственный шедевр.

Брызги

Нижнюю часть бумаги мы намочили, чтобы посмотреть, что получится.

Данная техника довольно простая. Просто наберите на кисть краску и начните постукивать щетиной кисти по пальцу так, чтобы брызги хаотично разлетались

Если ваша кисть слишком мокрая, вам будет сложно управлять брызгами. Поэтому стряхните несколько капель с нее, а уже потом приступайте к работе.

Если вам не нравится бить кистью о свои пальцы, то вы можете использовать любое подручное средство, ручку, например.

Перед тем, как начать разбрызгивать нашу краску, положим кусочки бумаги в верхнем углу нашего холста.

Также мы намочили нижний край листа чистой водой и подкрасили его светло-фиолетовым цветом.

Поищите старую зубную щетку, промойте ее и уберите все остатки зубной пасты. И приготовьтесь к беспорядку.

Есть несколько способов набрать краску на зубную щетку. Вы можете окунуть ее в краску, то таким образом очень сложно заполнить щетину краской. Можете попробовать наполнить зубную щетку с помощью кисти. Таким образом вы сможете контролировать количество краски.

Возьмите зубную щетку и проведите большим пальцем по щетине. Также вы можете использовать подручные средства. Выберите инструмент, с помощью которого вам будет удобно распылять краску с щетины. Заметьте, как скорость движений и дистанция щетки от бумаги влияют на распыление краски.

Когда вы захотите распылять краску другого цвета, промойте хорошенько зубную щетку и просушите ее полотенцем.

Не беспокойтесь, если у вас не получается эта техника так хорошо, как хотелось бы. Практикуйтесь и у вас все будет получаться.

Как видите, получается довольно интересный эффект. Используйте те подручные средства, которые у вас есть, примените свою фантазию и подойдите к рисованию креативно.

Сграффито и штампы

Сграффито – это итальянский термин, который обозначает технику соскабливания, ассоциирующуюся со стиранием верхнего покрытия керамики с целью обнажения тех слоев, что находятся под ним.

На примере мы соскабливали краску с помощью перочинного ножа. Если соскабливать еще не высохшую краску, которая впиталась глубоко в бумагу, то получатся темные линии.

Если использовать эту технику с умом, то с ее помощью можно создать интересные ландшафты, выскабливая формы деревьев и другой флоры.

Можно использовать старые кредитные карты, чтобы соскабливать краску. Гладкой картой стороны можно сметать остатки краски.

Множество кистей имеют заостренный край. Можете использовать такие кисти, чтобы создавать тонкие линии.

Очень важно понять, через какой промежуток нужно начинать соскабливать. Потренируйтесь на отдельном листе такой же бумаги и с теми же красками.

Штамп – это нанесение краски путем надавливания другими предметами на бумагу. Вы можете выбрать любой материал для того, чтобы создавать штампы. Пробуйте все, что попадется вам под руку.

На данном примере мы используем салфетки для лица. Наполним их краской и нанесем штампы на верхнюю часть бумаги.

Также можно использовать губку. С ее помощью мы изобразим траву.

Вы можете играться с текстурами, используя различные материалы. Экспериментируйте!

Не бойтесь использовать части тела для штампов. Всему можно найти свое применение!

Вымывание

Относительно простая техника поможет вам создать необычные и интересные фактуры.

Сначала покроем верхнюю часть бумаги синей краской.

Затем быстро закрасим красным цветом оставшуюся часть полотна. Так будет выглядеть наш рисунок на данном этапе.

Теперь промойте хорошенько кисть и вновь наполните ее чистой водой. Легкими движениями кисти побрызгайте каплями воды на еще мокрую краску.

Продолжайте брызгать водой до тех пор, пока вас не устроит результат.

То, насколько краска высохла, можно понять по силе воздействия воды на нее. Заметьте, что чем больше воды попало на одну и ту же область, тем светлее там стал оттенок краски.

Не расстраивайтесь, если у вас не получается управлять размытием. У вас, скорее всего, это и не получится, так как довольно сложно повлиять на этот процесс.

Экспериментируйте с количеством воды, цветами и степенью высыхания краски. Данная техника может помочь вам в создании интересного и фактурного фона.

Используем спирт

Вам понадобятся ватные палочки и спирт.

Густо закрасьте ваш лист краской.

Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется и приготовьтесь к самому интересному.

Окуните ватную палочку в спирт и начните капать им на краску.

Спирт, попадая на краску, как бы отталкивает ее, создавая светлое пятно.

Пробуйте капать спиртом на краску по мере ее высыхания, чтобы проследить эффектом.

Получается довольно красиво, не так ли?

Эта интересная техника позволяет создавать необычные текстуры.

Используем соль

Очевидно, что нам понадобится соль для этой техники.

Нарисуем небо и холм.

Второй холм у нас будет малинового цвета, немного смешаем его с первым холмом, чтобы получить интересный переход.

Теперь возьмем соль и посыплем ею наш рисунок. Через несколько минут добавим еще немного соли. Она отталкивает краску от себя, создавая необычную фактуру.

Подождем, пока все это высохнет и посмотрим, что же случится дальше.

После того, как рисунок высох, эффект, который придала соль, становится более видимым.

Стряхните соль с рисунка и насладитесь результатом.

Лучше использовать губку для того, чтобы смахивать соль. Так вы не повреждаете краску. Легкими движениями очистите рисунок, постарайтесь не тереть его.

Соль впитала в себя краску, создав огромное количество похожих на звезды пятнышек.

Стоит заметить, что крупная соль будет оставлять более крупные пятнышки, а мелкая, соответственно, более мелкие.

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. В данной статье представлены отдельные виды нетрадиционных техник рисования.

Что такое нетрадиционное рисование?

Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в школеи детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Какое значение имеет техника изображения при создании детского рисунка?

В творчестве ребят окружающий их мир открывается всякий раз по-разному. Это зависит от внутреннего состояния маленького художника: от его желаний и ощущений. Дети в большей степени подвержены эмоциям. В их воображении возникают такие образы, которые не поддаются никакому объяснению. Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом.

Почему ребенку хочется творить, что его побуждает к этому? Прежде всего, конечно, воображаемый образ в его сознании. На первый взгляд все, кажется, просто: увидел и нарисовал. Но на самом деле этот путь очень сложный для ребенка, и требует от него много знаний и впечатлений. Это и душевные переживания, и способность удивляться, наблюдать.

Рисование. Нетрадиционная техника. Старшая группа

Изображение рисунка на бумаге карандашами или красками помогает ребенку подготовиться к учебному процессу в школе. Ведь во время занятий дети проявляют свою индивидуальность. Правильно организованные уроки по рисованию развивают интеллектуальные способности ребенка, корректируют психические процессы. И это не случайно. На таких занятиях дошкольники имеют возможность уверенно оценить свои силы, что очень важно для будущего школьного коллектива. Развитию мелкой моторики рук способствуют техники нетрадиционного рисования. Дети старшей группы детского сада обучаются рисовать пальчиками, воском, ладошками, поролоном, акварелью. Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного изображения, отпечатков, разбрызгивания.

Кляксография с использованием нити

Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования, фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования, открываются широкие возможности для детской фантазии.

Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Разбрызгивание

Нетрадиционные техники рисования для детей самые разнообразные. Одной из них является разбрызгивание, или набрызг. В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Монотипия

Отличаются большим разнообразием нетрадиционные техники рисования. Монотипия - одна из них. Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Детские нетрадиционные техники рисования дают возможность свободного самовыражения. Этот метод рисования очень заманчив для дошкольников, хотя используется на занятиях по изобразительному искусству редко. В чем он заключается?

Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Сначала рисунок изображается на гладком целлофане. Для этого понадобится мягкая кисточка или спичка, обмотанная ватой. В крайнем случае можно рисовать пальцем. Краску нужно использовать яркую и густую, чтобы она не растекалась. Дальнейшее действие таково: пока краска не высохла, на белый лист плотной бумаги переворачивается целлофан рисунком вниз и как бы промакивается. Затем осторожно, чтобы не размазать, поднимается. Получается два одинаковых рисунка: один на бумаге, другой на целлофане.

Граттаж

Это слово в переводе с французского языка означает "царапать, скрести", отсюда и другое название этой техники - царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Акватипия

Рисунок в этой технике выполняется при помощи воды. Для этого на плотной бумаге изображается крупный рисунок гуашью. Когда краска высохнет, весь рисунок покрывается черной тушью и проявляется в воде. Гуашь смоется водой, а тушь останется. Творят чудеса нетрадиционные техники рисования. Цветы, нарисованные таким методом особенно красивы.

Водяная печать

Это своеобразный метод рисования. Для работы понадобится ванночка с водой. Прямо на ее поверхность наливается краска разных цветов, а сверху на нее кладется альбомный лист бумаги. Получится изображение, его можно завершить штрихами при помощи кисточки.

Рисование свечой или восковыми мелками

Очень много названий имеют техники нетрадиционного рисования. Одной из них является рисование свечой. Для этого нужно раскрасить лист белой бумаги карандашами разных цветов. Затем свечой рисуем дома, звезды или какой-то другой предмет или образ. После этого закрашиваем наш рисунок акварельными красками.

Рисунок точками

Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся цветные карандаши или фломастеры и на белый лист бумаги наносятся точки. Но лучше это делать красками.

Спичку очищают от серы, наматывают на кончик кусочек ваты, окунают в краску и наносят точки.

Рисунки поролоном

У многих людей рисование красками ассоциируется с кисточкой. Но это не совсем верное суждение. Ведь вместо кисточки можно нарезать из поролона геометрические фигуры, прикрепить их к незаточенному карандашу или любой ровной палочке. Самодельная кисточка готова. Далее каждая фигурка обмакивается в краску и штампуется на бумаге. Таким образом, получаются круги, треугольники, ромбы. Из них можно составить орнамент.

Рисование мелом

Дети любят, когда в их жизнь вносится разнообразие. Сделать это можно с помощью обыкновенного мела или угля. Они хорошо ложатся на асфальт, керамическую плитку, камни, фарфор. Емкие изображения сюжетов хорошо рисовать на асфальте.

Если работа не закончена, можно продолжить на следующий день. Конечно, могут быть и разочарования, если пойдет дождь и смоет весь рисунок. По нарисованным сюжетам дети составляют целые рассказы. На керамической плитке удобно изображать мелкие предметы, узоры. А вот на больших камнях - головы сказочных животных.

Оттиск

Обычным в использовании материалом - картофелем - можно изобразить на бумаге животных. Для этого нужно сделать из овоща печатку. Картофель разрезают пополам и на гладкой стороне ручкой рисуют животное или предмет. Затем кончиком ножа аккуратно вырезают по контуру на высоту 1,5 сантиметра, приделывают рукоятку и печать готова. Ребенок прикладывает печатку к поролону с краской, затем оттиск наносит на бумагу. Если цвет краски нужно сменить, берется другая печатка и поролон. Эта техника рисования особенно нравится детям. Ведь один и тот же предмет можно изобразить насколько раз, и составить из него целую композицию.

Отпечатки листьями

Проводя занятия с детьми, можно применять самые разнообразные нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Раздувание краски

Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют эту технику. На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным. Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Рисуем на мокрой бумаге

Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Одним из таких является изображение рисунка на мокрой бумаге. Дело в том, что до недавнего времени считали возможным рисовать только на сухой бумаге, так как разбавленная водой краска и так ее увлажняет.

Но существуют такие сюжеты, образы, предметы, в которые нужно внести расплывчатость, неопределенность. Например, туман, приснившийся сон, ночь. Однако бумага не должна быть излишне влажной, иначе рисунок не получится. Всю бумагу окунать в воду не нужно. Достаточно намочить кусочек ваты, отжать его и провести по поверхности листа или отдельным его частям. Бумага подготовлена к работе, можно приступать к изображению образов.

Рисование с помощью рук

Дети старшей группы детского сада с удовольствием обучаются такому методу нетрадиционного рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток.

Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Рисунок тканевым тампоном. Мастер-класс по теме

Такая форма проведения занятий в детском саду привлекает детей, их родителей и воспитателей. С огромным удовольствием желающие посещают мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования всегда интересны своей загадочностью и новизной. Если темой мастер-класса обозначить рисование пейзажа в черно-белом цвете, то для работы понадобится гуашь соответствующего цвета, кусочки хлопчатобумажной ткани, белый лист бумаги, клей ПВА, цветной картон, ножницы.

Итак, начинаем работать. Сминаем ткань и делаем из нее тампон такого размера, чтобы удобно было его держать. Это и будет вашей кисточкой. Обмакиваем ее в черную краску и на листе бумаге проводим горизонтальную линию. Она является горизонтом, то есть, отделяет небо от земли. Чем выше эта линия, тем больше пространства открывается взору.

Продолжаем рисование нетрадиционной техникой. Будем изображать лес на удаленном расстоянии. Для этого хаотичными примакивающими движениями печатаем кустарники и деревья от линии горизонта вверх. Всегда нужно помнить, что предметы на переднем плане всегда крупнее и отчетливее, чем на дальнем. Это правило распространяется и на нетрадиционные техники рисования. Картинки тогда получаются красивыми, изображенные на них предметы становятся похожими на настоящие.

Теперь заполняем передний план и рисуем линию берега способом протяжки слева направо. Все тем же тампоном печатаем кустики, затем способом размазывания рисуем тучки и облака на небе. Далее изображаем рябь на озере, солнышко и его отражение в прозрачной воде. Рисование нетрадиционной техникой закончено. Картинка готова.




Top