Развлечение ярмарка потешник актер. Первые ярмарки на руси

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Сценарий

(для школьников средних классов)

Составила: Веснина Марина Валентиновна

педагог-организатор

МКОУ «Новоозерская СОШ».

Ст.Озерки.2014г.

Пояснительная записка.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Цели:

    Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой ;

    Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;

    Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура, презентация “Русская ярмарка” , музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(звучат фанфары, на сцене появляется ведущий)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?

(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)

Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?

(ответы детей: Масленица,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)

- Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!

(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно.)

Скоморох 1 : - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1 : - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2 : - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1 : - Острое слово любящих,

Скоморох 2 : - На дудках играющих.

Скоморох 1 : - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,

Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!

Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!

Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!

Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему )

Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...

Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Исполняется танец «Русская плясовая»

Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).

Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Скоморох 2 : - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.

Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.

Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем , неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .

Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.

Скоморох 1 : - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Скоморох 2 : - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.

Ведущий : - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.

Ведущий : - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?

(Зрители отвечают: “Да!”)

Ведущая : - Эй, зазывалы, собирайте народ!

Начинается театрализованное представление.

Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:

Эй, господа, пожалуйте сюда!

Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.

Скоморохи (вместе ): - Народ собирается, ярмарка открывается!

Дед-зазывала:

Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!

Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,

Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!

Обращается к Ведущему:

Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!

Ведущий :- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?

Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!

Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.

Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!

Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники”

(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники)

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!

Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,

Бледных и румяных, пузатых и поджарых!

Зазывала 1: - Все сюда!

Зазывала 2: - Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,

Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,

Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Вместе: - Чуть недаром отдаём!

Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!

Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!

(«Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)

(23 слайд)

Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!

Цирюльник выкрикивает : - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!

Точильщик выкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!

Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно :

Есть семечки жаренные! Кому семечки?!

Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!

Семечки калёны продают Алёны

Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!

Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!

Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.

Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!

Дед-зазывала кричит : -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!

Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!

Зазывалы говорят поочерёдно :

Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!

Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!

Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,

Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!

Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!

Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!

Зазывала 1: - Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!

Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!

Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.

А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!

Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!

Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!

Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!

Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!

Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!

Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!

Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!

Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!

Торговка фруктами: - К ому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!

Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!

Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!

Выбегает скоморох Тимошка в костюме:

Тимошка : - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.

Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец ).
На игру всех приглашаю!

(проводится игра с залом « Как у дяди Трифона» . Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)

Тимошка: - Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

Ведущий: - Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?

Скоморохи разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.

Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.

(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)

Сценка “Тимошка и Петрушка”

Тимошка : - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!

Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?

Тимошка : - Спешите видеть! Всего за полушку! Неунывающего русского Петрушку!

Петрушка : - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!

Тимошка : - Раз пришёл, поздравь публику.

Петрушка : - Не вижу никакого Бублика.

Тимошка : - Петруша, надо публику приглашать.

Петрушка : - Пора бублики жевать!

Тимошка : - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”

Петрушка : - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.

Тимошка : - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”

Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!

Тимошка : - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»

Петрушка : - У нас сегодня осёл да баран!

Тимошка : - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!

Петрушка : - У кого нет – марш по домам!

Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

Скоморох 1 : - Музыканты выходите,

Инструменты выносите

И сыграйте веселей,

Для народа, для гостей!

Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки)

    Мы частушек много знаем
    И хороших, и плохих.
    Хорошо тому послушать,
    Кто не знает никаких.

    А у нас во дворе
    Квакали лягушки.
    Я с печи босиком,
    Думала - подружки.

    У меня, у боевой
    Ухажеров - ой-ёй-ёй!
    Гриша, Миша, Сенечка
    Не хватает времечка.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху будем петь.
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

(на сцене появляются Скоморохи и Зазывалы)

Зазывала 1 :- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!

Зазывала 1 :- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2 :- Если вы родители - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!

Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!

Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!

Скоморох 1 : - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!

Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!

Под музыку , на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.

(ТАНЕЦ)

ВЕДУЩИЙ:- Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Литература.

    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988

    Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991

    Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 2000

    Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. - СПб., 2000.

Интернет-ресурсы:

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог - люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки.
Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

По мнению историков, ярмарки - это самые древние формы общения между продавцом и покупателем. Когда точно появились ярмарки, доподлинно неизвестно. В исторических документах упоминания о них можно встретить с XVI в., однако многие исследователи приводят доказательства существования ярмарок и в период Киевской Руси. Правдивость последнего утверждения можно также соотнести со следующей поговоркой, известной русскому народу издревле: «Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка».

Где и когда проводились ярмарки

Как правило, места для ярмарок носили центральный характер. Так, в XI-XII вв. на северо-западе Древней Руси торговля велась на погостах. Погостом в то время назывался центр сельской общины. Также излюбленными местами проведения ярмарок служили монастырские торжки. Кстати, чаще всего проведение подобных мероприятий было приурочено к церковным праздникам. Безусловно, это не уберегало купцов от грабежей, хотя в такие дни они случались и реже, однако придавало ярмарке торжественность и пышность. Поначалу подобные съезды привлекали ремесленников и купцов из соседних деревень, но впоследствии стали местом сбора торгового люда со всей России. Были и особенно популярные ярмарки, о чём можно прочитать в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская». Также на слуху были Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская ярмарки.

Какие цели были у ярмарок

Поскольку ярмарка прежде всего ассоциируется с товарно-денежными отношениями, то главная её цель - это, конечно, продажа и покупка товаров. Тем не менее, на протяжении всей истории своего развития ярмарки служили информационным и культурным центром: здесь происходил обмен новостями, знаниями и опытом среди людей, приехавших из разных регионов страны, проходили разнообразные представления и концерты. Также, если снова возвращаться к древности, когда споры между конфликтующими сторонами разрешались не иначе как военным путём, ярмарки играли миротворческую роль. Известно, что в период проведения данных мероприятий между враждующими сторонами устанавливался так называемый ярмарочный мир, нарушение которого влекло за собой строгое наказание. Действовал даже специальный ярмарочный суд, приводящий приговор в исполнение.

Развитие ярмарок

Изначально на ярмарках торговали продуктами и изделиями ручной работы. С развитием в XVII-XVII вв. мануфактурного производства ассортимент ярмарок значительно расширился. Также несколькими веками раньше такие торговые съезды стали играть большую роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Иностранные купцы доставляли в Россию товары из Восточной и Западной Европы, что положительно влияло на развитие торговых отношений между странами. Чаще всего сшитые одежды, сукно, кожи, топоры и посуду обменивали на ремесленные изделия, пушнину, сырье, мед.

К началу XIX в. ярмарки в России продолжали развиваться, однако уже во 2-й его половине обороты торговли на подобных торговых съездах стали снижаться. Причиной тому стало железнодорожное строительство. С началом революции история ярмарок в России практически закончилась: темпы и товарообороты неумолимо сокращались. В начале 1930-х гг. XX века ярмарки в СССР были упразднены. Как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров». И только лишь в послевоенное время ярмарки постепенно снова стали развиваться.

Ярмарки сегодня

На сегодняшний день на территории России как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах проводится множество ярмарок самого различного направления. Есть ярмарки, торгующие всем, а есть узкоспециализированные, например, только ремесленные или продуктовые. 2-го октября вторая «Воскресная ярмарка долины Лефкадия», которая пройдёт в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края, соберёт самых лучших фермеров, производителей высококачественной продукции и handmade-мастеров Кубани в одном месте.


Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются .

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из истории русских ярмарок

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) - это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», - такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, - Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века - до 18,5 тысячи.

Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки - в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами - помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия - торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название - Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась здесь и на все последующие годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни страны сделалось столь велико, что ее прозвали «карманом России». В середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов рублей серебром.

Как писали все те, кто видел эту ярмарку в середине прошлого века, это было неописуемое зрелище - «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной круговороти одежд, вещей, красок, - в буйном кипении жизни...».

Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых годах прошлого века в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 - то есть четыре Нижних Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь также множество иноземных товаров - чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.

Понятно, что каждая ярмарка - это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», - подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или - «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга - местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» - писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что обычно в народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились из деревянных брусьев, самые большие, очевидно, возводились в Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10-12 метров. Зимой покатую часть их выкладывали льдом и поливали водой. Прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Съезжали с них обычно на санях, причем разгон санок бывал более 100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на Святки и на Масленицу. Со временем появились летние катальные горы. Спускались с них не на санках, а на маленьких тележках, на особых «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым любимым развлечением становились также качели. Они бывали двух видов: висячие и круглые перекидные (иногда их называли «колесо»). Простые висячие качели состояли из двух вкопанных в землю столбов с перекладиной наверху, к которой были подвешены доски - сиденья. На них нужно было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на перекладину, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и усаживались желающие покататься. Ось приводилась в движение, и кабинки поднимались высоко над землей, а затем опускались. Этим занимались особые качельщики, или качальщики, которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные устройства, или «кружильные катания», состояли из каруселей. Они также были нескольких видов.

Наиболее простые из них - карусели «коньки». Здесь на веревках подвешивались люльки или деревянные лошадки. Отсюда и пошло название «коньки».

Наиболее сложными по своему устройству были карусели «самокаты» или карусельные спуски. Они также были излюбленным местом развлечения простого народа, который иногда говорил: «гулять под качелями». На Нижегородской ярмарке главное место, где располагались балаганы и карусели, называлось «самокатная площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат» представляла собой крытую двухъярусную деревянную постройку с внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе, нужно было купить билет и затем подняться на второй ярус, где и находилась огромная карусель «самокат». Внизу же располагалась машина, которая с помощью шестерен и приводила в движение карусель.

Вся постройка карусели, как снаружи, так и внутри, украшалась различными картинами, афишами, пестрой росписью и разноцветными флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и актеры в костюмах скоморохов или различных сказочных животных. Тут же происходили и другие выступления - оркестров, рожечников, песенников и хоров.

На одной из первых в России каруселей можно было прочитать такое объявление о плате за катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10 копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет выступавший на ярмарках уже в начале нашего века, уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15 копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена и, по всей вероятности, связаны с весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы.

Такой же смысл имели в древности и качели. Подъем вверх, подбрасывание и подпрыгивание - это древнейшие магические движения. Их назначение - ускорить рост растительности, в первую очередь посевов, и помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные балаганы

На каждой крупной ярмарке было множество самых разных балаганов с флагами, флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган» пришло к нам с Востока. В первооснове это персидское слово «бала-хане», что означает буквально «верхний дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово «балкон»).

В большом балагане были сцена с занавесом, ложи, места первого и второго разрядов, пол амфитеатром повышался от сцены к задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так называемый «загон» - часть зала для стоячей публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев рассказывал, что бывали и обширные балаганы - на 500-600 мест. В них за местами первого и второго разрядов отгораживалась галерка, которую также разделяли на две части. Кроме того, ложи строили в три яруса. В таких балаганах билет на галерку стоил 5-10 копеек, а ложа на 4-5 мест оценивалась в три с лишним рубля.

Бывало, что балаганы на ярмарке называли подкачельными, или комедиантскими, хотя служили они разным целям. Здесь можно было увидеть: балаган с цирком, балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель, балаган с учеными канарейками, балаган с Петрушкой и т.д.

Балаганы с цирком иногда называли «Театр-цирк». Самой популярной программой бывал здесь конный цирк, который объявлялся по-разному: «конная комедия», «конные искусники» или «конные ристания». Главным показом здесь была верховая езда. Наездники скакали по арене, стоя на двух (а то и на четырех-пяти) лошадях, с мальчиками у себя на плечах или на голове. Дрессированные лошади прыгали в кольца, вставали на задние ноги, опускались на колени и кланялись. Иногда на лошадях показывали свое искусство гимнасты и акробаты, которые составляли также значительную часть цирковых программ. У акробатов было прозвище «штукари». Среди них были акробаты-прыгуны, которые демонстрировали «трамплинные скачки». Другие делали сальто-мортале через четыре лошади, с сидящими на них всадниками, или даже через двенадцать стоящих в ряд человек.

В той же программе можно было увидеть «опыты геркулесовой силы», которые демонстрировали атлеты-силачи. Они удерживали зубами пудовые гири, жонглировали пушечными ядрами и поднимали на плечи по 5-6 человек.

Отдельным самостоятельным номером был так называемый «каучук». Это было выступление «каучукменов», «каучуковых людей», или «складных людей». Так звали гимнастов, которые показывали чудеса гибкости, колесом изгибаясь назад.

Еще одна не менее любимая публикой часть выступлений называлась «Фокус-покус» и состояла из программы фокусников.

В основном это были фокусники двух видов: манипуляторы и иллюзионисты.

Манипулятор - это фокусник, работа которого построена на ловкости и проворстве рук. Он манипулирует картами, шариками, цветами, платками, монетами и другими мелкими предметами, которые умещаются в его карманах.

Иллюзионист - это фокусник, работающий со специальными приспособлениями, механизмами и аппаратурой. С их помощью иллюзионисты демонстрируют целые каскады всевозможных превращений, исчезновений и появлений. Например, превращение монеты в камень, камня в лягушку, а лягушку в улетающего голубя. Из пустой шляпы фокусника лилось белое и красное вино. В пустых руках неизвестно откуда появлялись букеты цветов для зрителей. А из-под шали, взятой у дамы из зала, - аквариум с золотыми рыбками. Бывали аппаратные трюки посложнее и поэффектнее. Как, например, отсечение головы, летающая женщина, исчезновение ассистента из сундука и т.д. и т.п.

На цирковой арене можно было увидеть «ученых зверей»: слонов, львов, тигров, медведей, обезьян и др. Показывали здесь также и «собачью комедию», в которой участвовали дрессированные собачки.

Кроме звериного цирка, на ярмарке бывали еще «бродячие (передвижные) зверинцы». Это были специальные сараи или манежи, в которых зверинщики просто показывали диковинных для русских людей животных. Так, например, в клетках одного зверинца сидели леопард, барс, ягуар, шакал, гиена, гну, кенгуру, дикобраз, пеликан, удав и попугай ара. В другом, кроме хищников, можно было увидеть различных обезьян, которые, например, представлялись как «мартышка с синим рылом» или «обезьяна со свиным рылом».

В ярмарочном «Пантомимном театре» показывали «Волшебные пантомимы», или «Пантомимы с чудесами» - «Арлекиниады» - «как на итальянских площадях», то есть в традициях итальянского народного театра масок. В них участвовали первые клоуны, которых звали «Паяччо», то есть «Паяцы», или «Гарлекены», то есть «Арлекины». Это были веселые, ловкие и озорные персонажи-притворщики, которые «морочили всех напропалую».

Используя принцип так называемого «черного кабинета» (когда актеры в черных бархатных костюмах играют на фоне черного бархата), Арлекин с помощью волшебной палочки непрерывно творил чудеса. Он то раздваивал живого Пьеро, то распиливал на куски Паяца, то сам, убитый, распадался на куски. А затем, к великой радости Коломбины, мгновенно оживал после того, как к его туловищу приставляли голову, руки, ноги.

Следует отметить, что первоначально на ярмарках России в основном выступали приезжие артисты-иностранцы - итальянцы, французы, немцы. Нередко они брали к себе русских учеников и обучали их своему делу. Со временем ученики становились равноправными партнерами своих учителей и в дальнейшем просто заменяли их. Так складывались первые поколения русских цирковых артистов и комедиантов. Поэтому наряду с Паяцем, Пьеро, Арлекином и Коломбиной стали появляться русские персонажи: Ерема-Поплихант и Фома-Музыкант, Парамошка и Савоська, портной Нитка и его жена Игла Ножницевна, Иван Кирпич, Ванька Малый, Иванушка-дурачок и прочие.

Фома, Парамошка и Ерема. Гравюра резцом, раскраска. Вторая половина XVIII в.

На гуляньях можно было встретить и другие виды театрального балагана, как, например, механический театр и театр живых картин.

Под вывеской «Механический театр» могли скрываться куклы различных видов. Прежде всего это могли быть куклы-марионетки больших размеров. Кроме того, это были плоские куклы, вырезанные из жести. И, наконец, со временем здесь стали применяться крупные деревянные резные куклы с сочленениями. Они передвигались по прорезям в полу сцены, под которой и располагались их кукловоды. Могло быть и так, что все они приводились в движение единым механизмом из-под сцены. Представление такого театра продолжалось 30-40 минут. А репертуар включал 10-15 сюжетов, которые предполагали большие массовые сцены. Об этом можно судить хотя бы по названиям спектаклей: «Въезд шаха персидского» или «Переправа русских войск через Дунай». В таком представлении, как, например, «Замечательный норвежский зимний пейзаж», участвовало 200 механических фигур. А в «Крестном ходе в Риме на Троицын день» - 400 механических фигур и кораблей. Понятно, что и кукловодов было здесь немало - по 30-40 человек.

«Театр живых картин» отличался тем, что на его сцене разыгрывались также большие массовые картины, феерии, порой с весьма сложными театральными эффектами. Здесь можно было увидеть не только такое представление, как «Битва русских с кабардинцами», но даже и «Куликовскую битву».

В балаганах с музыкой могла быть самая разнообразная программа. Тут звучали военные оркестры. Можно было послушать солдатский хор (военные песельники составляли так называемую «хорную команду»), а также различные казацкие и цыганские хоры. Бывали здесь и народные коллективы, как, например, всем известный хор владимирских крестьян-рожечников, которых всегда могли сменить балалаечники, гармонисты, ложечники, песенники-плясуны, частушечники и куплетисты.

Нужно отметить, что большинство качелей, каруселей, балаганов и прочих ярмарочных аттракционов и увеселений не обходилось без специальных зазывал, или закликал, которые выступали здесь в роли распорядителей и ведущих. Эти персонажи звались по-разному: балконный комик, балаганный, карусельный или масленичный дед. Это был прямой потомок скомороха - шутник и балагур с подковыркой, сметливый и находчивый, острый на язык, веселый и разбитной малый. Для того чтобы привлечь публику в балаган или на карусель («для замана»), он усердно расхваливал представление, задирал публику и сыпал шутками и прибаутками.

Перечисляя ярмарочные развлечения, нельзя не упомянуть о потешной панораме, или космораме, которую в народе называли кратко «Раёк».

Малая переносная панорама представляла собой «небольшой аршинный во все стороны ящик», расписанный яркими красками, который мог быть украшен фигурами, флажками или даже флюгером с надписью «Всемирная косморама». Он переносился на ремне его владельцем и устанавливался на складные козлы. Ящик побольше перевозили на двухколесной тележке. На передней стенке панорамного ящика было обычно два круглых окошка с увеличительными стеклами, через которые можно было рассматривать различные картинки (бывали панорамы и с 3-4 окошками). Демонстрируемые картинки или панорамы были нарисованы на длинной ленте (полосе), которая перематывалась внутри ящика с одного валика («катка») на другой. В более усовершенствованных панорамных ящиках картинки на картоне вставлялись в рамки, которые подвешивались на шнурках и по очереди опускались и поднимались, сменяя друг друга по ходу объяснения панорамщика (раешника).

Как считают исследователи, слово «раёк» произошло от «райского действа». Так называлась одна из серий картинок потешной панорамы. Эти картинки изображали библейские сцены из жизни в раю самых первых людей - Адама и Евы.

В дальнейшем иллюстрации к Библии оказались не столь популярными, как, например, сюжеты к народным былинам или картины из жизни различных городов мира. Поэтому панорамщик, или раешник, большей частью призывал публику поглядеть на подвиги Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича или на похождения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича. Бывали панорамы с историческими сценами, такими, как «Войны с Наполеоном», «Крымская война», или с эпизодами русско-турецкой войны. Интересны для разглядывания могли быть виды Константинополя, Парижа, Рима или Ватикана. Встречались также сцены из городской жизни Санкт-Петербурга и Москвы.

Показ панорам и картинок всегда сопровождался пояснением раешника-балагура. Все его тексты обычно представляли собой рифмованную прозу, произносились громко, скороговоркой и всерьез. Внешний облик раешника и его манера общения с публикой были во многом схожи с балаганными дедами-зазывалами.

На ярмарках часто встречались и балаганы с паноптикумами.

Паноптикум - это собрание необычных, диковинных предметов и редкостей, которое могло включать и живых существ. В частности, здесь можно было увидеть двухголового или пятиногого теленка, необыкновенных толстяков, великанов, карликов, а также всяческих уродцев. Обычно этому предшествовала всевозможная реклама, призывающая посмотреть на «всемирно прославленную обезьяноподобную женщину», на «великаншу с бородой», на «всемирно известную татуированную даму», на «человека с железным желудком» и т.д.

Подобные «чудеса природы», или «феномены XX века», могли демонстрировать также и в отдельных будочках или павильонах, вход в которые закрывали пестрые занавески. Здесь могли быть «женщина-рыба, или живая русалка», «дама-паук», «говорящая голова» или «мумия египетского царя-фараона».

Здесь, за занавеской, на постаменте можно было увидеть «русалку», которая двигала длинным чешуйчатым хвостом. При этом пояснялось, что это «сирена, недавно пойманная в Атлантическом океане».

Тут же показывали и паука, шевелящего мохнатыми лапами, представляя его такими словами, как, например: «Заморский паук, не имеет ни ног, ни рук! Не спит, не питается, а только, как видите, улыбается!».

По соседству с этими «чудесами» могли выступать такие мастера, как «человек-аквариум», «король огня», «американка-огнеедка» или «шпагоглотатель и чревовещатель».

«Человек-аквариум» выпивал до десяти бутылок воды или глотал живых рыбок и лягушек, потом, запрокинув голову, фонтаном извергал их обратно.

«Король огня» брал в руки раскаленное железо, ходил босиком по горящим углям, пил кипящее масло и откусывал раскаленное железо зубами.

Бывало, что вместо них рекламировали «дикого человека»: «Только на несколько дней, проездом прибыло чудо девятнадцатого века, главный вождь африканского племени людоедов с острова Тумбо-Юмбо (иногда говорили, что он «с Цейлона» или «с острова Мартинек»), пойманный совершенно недавно в дебрях Африки; дикий туземец по желанию уважаемой публики будет жрать в ее присутствии живых голубей, а потом съедать живого человека!..».

Актер, изображавший «дикаря, обросшего мохом», выходил голый, вымазанный йодом, вывалянный в пуху и перьях. Он был закован в цепи, страшно вращал глазами и говорил что-то на особом языке. До людоедства на сцене, конечно, не доходило, так как желающие обычно отсутствовали.

Случалось, что «дикий человек» совмещал в себе сразу несколько профессий: он был одновременно «человеком с железным желудком» и, кроме того, шпагоглотателем. В частности, уже упоминавшийся ярмарочный артист И.Зайцев рассказывал: «...мне пришлось выступать в качестве дикого человека с острова Цейлон: я работал с удавом, ел горящую паклю, глотал огонь, шпаги (натуральным приемом, то есть со вводом в пищевод)». Весь номер продолжался 10-14 минут и повторялся в день по 12-15 раз.

Завершая рассказ о балаганах, скажем и о том, что существовали еще и совсем маленькие «рогожные балаганы» (рогожные шапито), или «столбики». Это название осталось за ними потому, что они были покрыты рогожами и имели своей опорой всего лишь один столб. В таком балагане могла быть «стрельба в цель». По сути дела, это был нынешний «тир», где самые меткие стрелки из ружей получали маленькие призы: подтяжки, гребешок или иную мелочь.

Таким же «столбиком» мог быть и «балаган с учеными канарейками». В частности, в 1830 году газета «Северная пчела» писала об одном балаганном дрессировщике, что «он представлял публике полную клетку ученых канареек, род птичьей консерватории; пернатые ученицы танцуют, маршируют, мечут артикул, стреляют, умирают, оживают и прочее, точно люди, только безграмотные».

К этому следует добавить, что знатоки певчих птиц различали многие виды канареечного пения, как, например, - канарейки поют полным голосом, россыпью, дудкою, овсянкой, колокольчиком и т.д.

Петрушка - душа скоморошья

Комедия о Петрушке - кукольное представление, самое распространенное в России. Петрушка - главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую ярмарку. Такого же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это было чуть ли не всего веселее на всем празднике».

Комедия о Петрушке появилась, очевидно, в XVII веке. В разные времена это представление называлось по-разному: «позорищные игры», кукольные игры», «кукольная камедь», «комедия с выпускными куклами», «говорящие куклы». Актер-петрушечник также упоминается под разными именами: «кукольный игрец», «показыватель», «кукольщик».

Первое известное нам упоминание о народных кукольных в Москве и первое их изображение - в «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию». Принадлежит оно перу секретаря этого посольства Адаму Олеарию и относится к 1630-м годам. Там есть упоминание о том, что комедианты дают кукольные представления «за деньги простонародной молодежи и даже детям». «Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления».

Подобная по своей конструкции кукольная ширма известна и на Востоке, в частности, в Узбекистане. Нечто похожее есть в Китае и Японии. Однако в дальнейшем, как известно, у бродячих кукольников России была уже совсем другая ширма - рамочная, складная и тоже легкопереносимая. Сначала она была четырехстворчатой, а затем осталась трехстворчатой.

Каков же он, народный герой Петрушка? В.И. Даль дает следующее толкование слову «Петрушка» в своем «Словаре русского языка»: Петрушка - «кличка куклы, балаганного русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке». К этому можно добавить, что Петрушка всегда носатый, а когда-то вдобавок к этому был еще и горбатым, и даже не с одним, а с двумя горбами - сзади и спереди. По своему характеру он крикливый и веселый балагур-говорун, очень озорной и драчливый.

Попал к нам Петрушка из Европы. Его принесли оттуда бродячие кукольники - итальянцы, французы, немцы. У них на родине есть много Петрушкиных родственников. Это такие же куклы - с большими носами, веселые, говорливые и невероятные драчуны. Самая старинная в этой компании - Пульчинелла, что значит «Петушок». Во Франции это Полишинель, а с начала XIX века - Гиньоль, в Испании - дон Кристобаль, в Италии - Пульчинелла, в Англии - Панч и его жена Джуди, в Бельгии - Вальтье, в Голландии - Ганс Пиккельгеринг, что значит «Копченая селедка», в Германии - Гансвурст, или «Ганс-колбаса», в дальнейшем новый герой - Каспер и, наконец, в Чехословакии - Кашпарек.

Такие же герои есть и в странах Востока. В Иране это Пехелеван Качаль, что значит «Лысый Богатырь». В Турции - Кара Гёз - «Черный глаз». И, наконец, самый древнейший из всех - Видушака - он в Индии. Все они, как уже было сказано, братья по духу.

В самом начале XVIII века кукольный театр России развивался под влиянием немецких, голландских и польских кукольников, а с тридцатых годов - под влиянием итальянских. Итальянцы привезли к нам несколько кукольных театров, которые разыгрывали спектакли о проделках Пульчинеллы. Один из ведущих актеров - Пьетро Мирро стал любимым шутом российской императрицы Анны Иоанновны - Петрухой Фарносом. Есть предположение, что именно от его имени русский герой кукольного театра получил имя Петрушка. Впрочем, иногда Петрушку называли и его полным именем: Петр Иваныч (или Петр Петрович) Уксусов. Кое-где у него была иная фамилия - Самоваров. А на юге страны его звали Ванька Рататуй.

Если на ярмарках Петрушку можно было увидеть в балагане, то в остальное время он был «ходячим Петрушкой». Это надо понимать так, что кукольник-петрушечник странствовал по всем дорогам России с легкой складной ширмой и ящиком кукол, которых могло быть от 6-7 до 20-30 штук.

Петрушечник очень часто выступал в паре с «Музыкантом», у которого могли быть гармошка, скрипка, бубен или барабан. Но чаще всего «Музыкант» был шарманщиком.

Шарманка - это музыкальный ящик, точнее, небольшой переносной орган. В нем звучащие трубки, мех и валики, приводимые в движение вращением ручки. Каждой музыкальной пьесе, которую играет шарманщик, соответствует отдельный валик. Носили шарманку на ремне, за спиной. Иногда возили на тележке, так как бывали шарманки весом до тридцати килограммов.

Слово «шарманка» произошло от названия популярной песенки «Charmante Catherine», которая была, очевидно, первой в наборе мелодий. В России шарманки появились в начале XIX века. Их занесли к нам бродячие музыканты - немцы и итальянцы. В Европе шарманка появилась столетием раньше.

Встречались шарманки, на крышке которых кружились под музыку куклы. Бывали еще «шарманки-шкафчики». У них спереди открывалась маленькая площадка, на которой также танцевали миниатюрные фигурки.

Поначалу, когда шарманки были в руках у иностранцев, они исполняли музыкальные пьески, известные в Европе. Когда же ее научились мастерить русские умельцы, она уже играла 5-6 русских мелодий. Например, такие, как «Камаринская», «Разлука», «По улице-мостовой», «Вдоль по Питерской», «Мой костер в тумане светит», «Серенький козлик», и т.д.

Бывало, что шарманщик носил с собой клетку, в которой сидел кто-то из его помощников: попугай, щегол, белая мышь или морская свинка. За 5-6 копеек они вытаскивали из ящичка билетик «на счастье». В нем можно было прочитать какое-нибудь предсказание судьбы, выписанное из книги гаданий. Иногда вместо билетика доставали пакетик со «счастьем». В нем лежали зеркальце, гребешок, заколки или другие выигрыши. Иногда у шарманщика были обезьянки или собачки в костюмах. Они также участвовали в представлениях.

Шарманщики могли быть в паре с певцом, фокусником или акробатом. Но чаще всего, как уже было сказано, их напарником был петрушечник.

В этом случае «Музыкант» выступал еще в роли «понукалки»: он представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные вставки.

После первого выхода Петрушки, представления его Музыкантом и знакомства со зрителями начинался целый ряд сцен, в которых появлялись все новые и новые персонажи. Таких сцен известно более двадцати, из которых основных всего 6-7. Это значит, что представление продолжалось в среднем 20-30 минут. В целом все зависело от того, сколько можно было собрать публики и заработать денег. Вместе с тем известную роль играли актерские способности петрушечника, его настроение, вдохновение, умение импровизировать, а также набор имеющихся у него кукол.

Бывало, что по ходу представления Петрушка пытался устроиться на работу, шел в услужение к Барину, но из этого у него мало что получалось. Тогда он принимал решение жениться и взять хорошее приданое. Невесты у него могли быть разные: купеческая дочка, кухарочка или молочница. Звали их везде тоже по-разному: Меланья, Пелагея, Пигасья, Авдотья, Прасковья, Варюша, Катя или Матрена. Случалось, что ему приходилось свататься и за старуху или ухаживать за ужасно уродливой Акулиной Петровной. Так или иначе он всегда расхваливал красоту и достоинство своих избранниц, ссорился и мирился с ними, а затем пускался в пляс.

После этого Петрушка отправлялся покупать лошадь у Цыгана, который пытался его обмануть. За это Петрушка нещадно колотил его палкой. Далее Петрушка точно так же расправлялся с каждым, кто появлялся в последующих сценах. Как отмечали современники, обычно все представление было наполнено «брычками и пинками». Поэтому бывало, что его называли «палочной комедией». После сцены с Цыганом приходил Доктор, или Лекарь, «из-под Каменного моста аптекарь». Затем шла сцена с Квартальным (Полицейским), или Унтером (Капралом, Офицером), который пытался взять Петрушку в солдаты и учил его армейским ружейным приемам.

Понятно, что Петрушка не мог остаться безнаказанным за все свои драки и безобразия. Поэтому в конце концов появлялся кто-то большой, лохматый и черный. Считалось, что это был пес, пудель. Петрушка звал его запросто «Шавочка», или «Барбос». Иногда это непонятное существо принимали за барашка и даже называли «московским баранчиком», но оно оказывалось самым настоящим чертом, который бесцеремонно хватал Петрушку за нос и утаскивал со сцены, в то время как Петрушка вопил: «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!».

Зрители всегда бурно реагировали на происходящее. Князь Долгорукий, посетивший театр Петрушки в 1813 году, отмечал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы».

К этому нужно добавить, что Петрушка обычно говорил особым хрипло-писклявым, визгливым металлическим голосом. Для этого кукольник использовал специальное приспособление - «пищик». Точно такой же был у итальянцев и французов (в Италии его называли «pivette», или «faschio». У нас в России ему давали и другие имена - «машинка», или «говорок»). «Пищик» состоял из двух тонких полусогнутых костяных или серебряных пластинок, между которыми была натянута тонкая полотняная тесьма. Кукольник клал «пищик» поперек языка и прижимал его языком к небу. Устройство «пищика» было большим секретом всех петрушечников, которые даже давали клятву никому его не открывать. Многие зрители долго и безуспешно ломали голову, пытаясь разгадать этот секрет. Поэтому неудивительно, что в 1844 году зритель мог записать: «За одну куклу мужик говорит в дудочку».

Можно предположить, что ряд сцен комедии о Петрушке был известен еще в XVIII веке, а остальные появились гораздо позже - в конце следующего столетия. Так или иначе права была газета «Театральные афиши и Антракт», которая в 1864 г. утверждала, что Петрушке «долго еще суждено оставаться народным забавником и занимать видное место в ряду народных зрелищ».

Медвежья потеха

Вождение ученого медведя и «козы» - самое древнее изо всех народных представлений, которое можно было увидеть на русской ярмарке. Истоки его относятся к языческой эпохе славян и указывают на то, что как медведь, так и коза были почитаемы человеком древнего мира.

Еще первобытные охотники устраивали медвежьи праздники и хранили череп и кости медведей в специальном углу пещеры. А из медвежьих клыков и когтей изготовляли обереги и амулеты, которые должны были охранять человека от всяческих напастей.

«А ну-тка, Мишенька Иваныч!». Металлография, раскраска. 1882

В одних местностях говорили, что медведь произошел от простого мужика. В других считали, что медведь - прародитель человека. Известно немало сказок, героем которых является полумедведь-получеловек. У него мать или отец - медведь, поэтому он «до пояса человек, а от пояса - медведь». В иных сказках у героя только ухо медвежье. Отсюда и его имя - «Ивашка - Медвежье Ушко». Так или иначе люди чтили медведя и проводили медвежьи праздники - «комоедицы». Это происходило весною, когда медведь просыпался после зимней спячки и выходил из своей берлоги. Такие веселые медвежьи праздники были и у древних греков.

Приход на крестьянский двор вожака с медведем предвещал изобилие и благополучие. Поэтому поводырь медведя многое мог обещать хозяевам, входя в их избу:

«Будем мы плясать, веселиться,
А вам будет счастье валиться:
Курица выведет двадцать цыплят,
Свинья принесет двенадцать поросят,
Овца - два ягненка, корова - теленка,
А жена каждый год родит по ребенку».

Было много и других верований в большую магическую силу медведя:

    Если обвести медведя вокруг дома - он отведет беду и защитит дом от нечистой силы.

    Если окурить двор и стойло дымом от медвежьей шерсти - это утихомирит лихого домового.

    Если повесить в хлеву медвежью голову - будет хорошо плодиться домашний скот.

    Если медведь перешагнет через лежащего на земле больного и к тому же коснется его спины - это излечит от лихорадки.

    Если медведь перебежит в лесу дорогу - это к удаче.

    Если увидел медведя во сне - это к богатству.

В старину медведи обильно заселяли русские леса. Ловить и дрессировать их не составляло особого труда. Поэтому в некоторых местностях жители специализировались на медвежьей потехе. Особенно славилась этим Верхняя Волга, в частности, Сергачский уезд Нижегородской губернии. Здесь, по данным 1887 года, в отдельных селах держали по 50, 120 и даже 150 дрессированных медведей.

Вожаков с медведями знали не только на гуляньях в больших городах. Не одну сотню лет встречали их на всех дорогах России, в самых отдаленных уголках страны.

«Медвежья потеха» - так называли их выступление в старинных записях. Вожака медведя в разное время и в разных местах звали: «потешник», «забавник», «игрец с медведем», «медвежатник», «медведчик», «медвежий поводчик», «поводильщик», «поводырь», «поводатарь».

Медведя тоже каждый звал как только мог: косолапый, куцый, космач, мохнач, хозяин леса, сергачский барин, мишук, потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин. Медведя-артиста прозывали «потешным», или «плясовым».

К козе (или к козлу) еще с незапамятных времен было тоже свое особое отношение. У скотоводческих племен козы, как и прочий скот, составляли их главное богатство. Коза давала человеку мясо, молоко, шерсть, шкуры и кожи для изготовления сосудов (мехов), в которых переносили или хранили воду, молоко или вино.

Коза, как чистое животное, приносилась в жертву богам «для отпущения людских грехов». Считалось, что козла не любят черти, а домовой их вообще терпеть не может. Оттого-то и держали их на конюшнях, чтобы защититься от нечистой силы.

И, наконец, люди верили, что коза приносит удачу и богатство, ибо она связана с плодородием и, в частности, с буйным ростом растений. Поэтому все те, кто участвовал в выступлениях «козы» на ярмарочных гуляньях или во время иных праздников, имели полное право на следующий запев:

«Мы не сами идем - мы козу ведем,
Где коза ходит - там жито родит,
Где коза хвостом - там жито кустом,
Где коза ногою - там жито копною,
Где коза рогом - там жито стогом!»

Медвежья потеха обычно начиналась с того, что вожак выводил медведя и барабаном или бубном собирал вокруг себя зрителей:

Ну-тка, Мишенька Иваныч, родом знатный боярыч, покажи нам, чему тебя хозяин обучал и каких людей ты на свете примечал!
После этого медведь под балагурство и шутки своего поводыря показывал различные сценки:
- как теща для зятя блины пекла, возле печки угорела, головушка заболела;
- как девицы-красавицы из-под ручки глазками стреляют, женишков побогаче выбирают;
- как солдаты с ружьем маршируют, на караул берут и в атаку идут;
- как малые детишки горох воруют: где сухо - на брюхе, а где мокро - там на коленочках;
- как мать родных детей холит, а пасынков убирает и т.д.

Всего известно более 20 различных сцен.

После этого показывали борьбу медведя с человеком, который, обхватив вставшего на задние лапы медведя, валил его на землю. Здесь, конечно, участвовали только ручные, дрессированные медведи.

И вот, наконец, наступала очередь выхода «козы». Ее «устраивал из себя» помощник вожака - мальчик двенадцати-тринадцати лет. Его обычно называли «козарь». Он надевал на себя вывернутый наизнанку тулуп или на голову мешок, сквозь который протыкалась палка с деревянной козлиной головой на конце. У «козы» обязательно были рога, борода и подвижная деревянная челюсть. «Коза» шумно щелкала челюстью, которую дергал за веревку «козарь».

Вот какое описание выступления медведя и «козы» можно было прочитать в 80-х годах прошлого столетия:

«Вожак начинает выбивать дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выплясывает около Михайло Иваныча трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака - это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и медяки». (Из книги Д.Ровинского «Русские народные картинки».)

Таковы были народные представления и театральные зрелища во время ярмарочных гуляний в старой России.

С наступлением XX века ярмарочным гуляньям вскоре пришел конец.

Художник Александр Бенуа в книге «Мои воспоминания» сетовал по поводу исчезновения ярмарочных балаганов и окружавшего их шумного и пестрого праздничного мира: «Эта подлинная радость народная умерла, исчезла, а вместе с ней исчезла и вся ее специфическая «культура»; забылись навыки, забылись традиции. Особенно это обидно за русских детей позднейшего времени, которые уже не могли в истории своего воспитания и знакомства с Россией приобщиться к этой форме народного веселья».

Спонсор публикации статьи – сайт о сериале «Великолепный век». Кроме возможности бесплатно смотреть онлайн 3-й сезон «Великолепного века» в отличном качестве с русской озвучкой, вы можете так же вернуться к 1 и 2 сезону этого сериала, посмотреть краткие описания серий, узнать больше о персонажах сериала и актерах их играющих, узнать, какие книги можно почитать об этой эпохе и ее героях, ознакомиться с историческими легендами.




Top