Раззаков федор мнение о писателе. Федор раззаков - непревзойденные
Фёдор Ибатович Раззаков (род. 7 февраля (1962-02-07 ) , Москва , СССР) - российский писатель, биограф и журналист. Известен как автор книг о советском и российском кино, телевидении, эстраде, спорте.
Биография
Раззаков написал несколько скандально-критических статей о деятелях советского и российского искусства, - многие из них впоследствии вошли в книгу «Почему не гаснут советские „звёзды“», - с просоветской позиции. Например, в статье про Андрея Макаревича - «Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич» , опубликованной в газете «Советская Россия », проводится мысль, что «Макар» (Макаревич) вёл своих «телят» (последователей) совсем не туда, куда пастырю следовало бы вести своих овец, то есть не к державным идеалам. Автор ставит в упрёк барду принадлежность его семьи к советской элите и обладание благами и вещами, недоступными большинству советских людей. Раззаков зачастую критикует кумиров миллионов - будь то Макаревич, Алла Пугачёва и других.
В ноябре 2017 года Федор Раззаков был приглашен Правительством Республики Узбекистан на торжества по случаю 100-летнего юбилея бывшего руководителя Узбекской ССР Ш. Р. Рашидова. Торжества проходили в Ташкенте (там Раззаков выступил в Академии наук и в Союзе писателей, в составе российской делегации посетил Чагатайское кладбище, где похоронен Ш. Р. Рашидов) и Джизаке (Раззаков присутствовал на открытии памятника Ш. Р. Рашидову). Все это стало возможным благодаря тому, что еще в 2009 году свет увидела биография Ш. Р. Рашидова, написанная Раззаковым. В ней впервые была дана иная (нелиберальная) оценка так называемому «узбекскому делу».
Критика
Концепции Раззакова, разработанные при написании биографий знаменитых людей, многими биографами воспринимаются критически. Некоторые критики [какие? ] называют их «анти-ЖЗЛ », а также изобрели термин «раззаковщина» как пример предвзятого подхода к творчеству всеобщего кумира. Раззакова называют «жёлтым » журналистом, любителем «жареных» фактов, слухов и сплетен. Раззаков не гнушается пользоваться даже такими источниками, в которых информация подается тенденциозно, а порой и клеветнически. Причем такая информация выдаётся как реальный факт, даже если это не соответствует действительности. В работах автора главный упор делается на сенсационной подаче материала. В некоторых своих исследованиях на историческую тематику, например по «Узбекскому делу » , придерживается конспирологических позиций [ ] .
Большой резонанс вызвала вышедшая в 2013 году книга Раззакова, написанная им в соавторстве с бывшим сотрудником КГБ СССР Михаилом Крыжановским - «Владимир Высоцкий - суперагент КГБ» . Сын барда Никита подал иск в Хорошевский суд Москвы с требованием запретить продажу книги как порочащей честь и достоинство его отца . Суд удовлетворил иск, запретив к продаже как эту книгу Раззакова, так и другую - «Другой Владимир Высоцкий: тёмная сторона биографии великого барда» (2011) .
Книги Раззакова изобилуют фактическими ошибками, зачастую свидетельствующими о полном незнании автором затрагиваемой темы, причём, эти неточности кочуют из издания в издание, несмотря на то, что автору неоднократно на них указывают. Так, писатель упорно зовёт одну из героинь фильма «Москва слезам не верит» Алевтиной, хотя она Антонина. Постоянно издавая книги о жизни в 1970-е годы , биографии эстрадных артистов, таких как Алла Пугачёва , София Ротару , указывая об их участии в фестивалях «Песня года», Раззаков даёт данные по сохранившимся видеоматериалам в ГТРФ, несмотря на наличие достаточно полной информации на неофициальном сайте данного фестиваля, а также видеоинформации. Это только одни из наиболее бросающихся в глаза ошибок. На все эти претензии писатель отвечает философски: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Книги
Год | Название и издательство |
---|---|
1994 | Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. - М.: Альтекс. |
1997 | Бандиты эпохи социализма. 1917-1991. - М.: Эксмо .
Бандиты эпохи капитализма. 1992-1995. - М.: Эксмо. Бандиты Запада. - М.: Эксмо. Век террора. - М.: Эксмо. |
1998 | Досье на звёзд. 1934-1961. - М.: Эксмо.
Досье на звёзд. 1962-1980. - М.: Эксмо. Досье на звёзд. Кумиры всех поколений. - М.: Эксмо. |
1999 | Досье на звёзд. Кумиры шоу-бизнеса. - М.: Эксмо.
Досье на звёзд. Их любят, о них говорят. - М.: Эксмо. Наши любимые фильмы. - М.: Эксмо. Тайны телевидения. - М.: Эксмо. |
2000 | Любовные истории Голливуда. - М.: Эксмо.
Популярная энциклопедия звёзд: На пике славы и скандала. - М.: Эксмо. Звёздные пары: супруги, любовники, любовницы. - М.: Эксмо. Звёзды и криминал. - М.: Эксмо. Секс-символы 1930-х - 1940-х. - М.: Эксмо. Секс-символы 1970-х - 1980-х. - М.: Эксмо. Убить футболиста. Повесть. - М.: Вагриус. |
2004 | Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. - М.: Эксмо.
Андрей Миронов: баловень судьбы. - М.: Эксмо. Жизнь замечательных времён. 1970-1974. - М.: Эксмо. Жизнь замечательных времён. 1975-1979. - М.: Эксмо. За кулисами шоу-бизнеса. - М.: АСТ., Астрель. |
2005 | Никита Михалков: чужой среди своих. - М.: Эксмо.
Алла Пугачёва. По ступеням славы. - М.: Яуза . Звёздные трагедии. - М.: Эксмо. Интимная жизнь российских идолов. А-М. - М.: Астрель. Интимная жизнь российских идолов. Н-Я. - М.: Астрель. Наше любимое кино. Т. 2. - М., Алгоритм. |
Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь… - М.: Эксмо. | |
2006 | Дин Рид: трагедия красного ковбоя. - М.: Эксмо. - ISBN 5-699-17160-6 .
Леонид Филатов: Голгофа русского интеллигента. - М.: Эксмо. Наше любимое кино о… любви. - М.: Алгоритм, Эксмо. Наше любимое кино о… войне. - М.: Алгоритм, Эксмо. Чтобы люди помнили. - М.: Эксмо. |
2007 | Как уходили кумиры. - М.: Эксмо. |
2008 | Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972. - М.: Эксмо.
Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. - М.: Эксмо. Скандалы советской эпохи. - М.: Эксмо. |
2009 | Гибель советского ТВ: тайны телевидения от Сталина до Горбачёва, 1930-1991. - М.: Эксмо.
Блеск и нищета российского ТВ. 1992-2009. - М.: Эксмо. Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. - М.: Эксмо. Бандиты семидесятых. 1970-1979. - М.: Эксмо. Алла Пугачёва: Рождённая в СССР. 1949-1991. - М.: Эксмо. Алла Пугачёва: В безумном веке. 1992-2009. - М.: Эксмо. |
2010 | Как любят кумиры. Страсть. - М.: Эксмо.
Как любят кумиры. Нежность. - М.: Эксмо. Как уходили кумиры. Сияние негаснущих звёзд (А-М). - М.: Эксмо. Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца (Н-Я). - М.: Эксмо. Коррупция в Политбюро. Дело красного узбека. - М.: Алгоритм. Кристина Орбакайте - М.: Эксмо. Почему не гаснут советские «звёзды». - М.: Яуза. |
2011 | Знаменитые Козероги. - М.: Эксмо. (в соавторстве с П. П. Глобой)
Пугачёва против Ротару. Великие соперницы. - М.: Эксмо. Другой Андрей Макаревич. Тёмная сторона биографии знаменитого рок-музыканта. - М.: Алгоритм. Другой Аркадий Райкин. Тёмная сторона биографии знаменитого сатирика. - М.: Эксмо. Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики. - М.: Эксмо. Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии знаменитого артиста. - М.: Алгоритм. Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… - М.: Эксмо. |
2012 | За чьей спиной прячется президент? - М.: Эксмо.
Расстрелянные звёзды. Их погасили на пике славы. - М.: Эксмо. Кумиры: тайны гибели. - М.: Алгоритм. Дело, взорвавшее СССР. - М.: Алгоритм. Как обуздать еврейство? Тайны сталинского закулисья. - М.: Алгоритм. Российский футбол: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо. Красавицы советского кино. - М.: Эксмо. Красавцы советского кино. - М.: Эксмо, 2012. Российский хоккей: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо. София Ротару и её миллионы. - М.: Алгоритм. |
2013 | Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР. - М.: Алгоритм.
Максим Галкин: узник замка Грязь. Тёмные пятна нашего шоу-бизнеса. - М.: Алгоритм. Как обуздать еврейство? Все тайны сталинского закулисья. - М.: Алгоритм. Врачебные тайны. Пороки и недуги великих. - М.: Эксмо. Богини советского кино. - М.: Эксмо. Любимые женщины Леонида Гайдая. - М.: Эксмо. Роковые женщины советского кино. - М.: Эксмо. Легенда № 17. Валерий Харламов. - М.: Алгоритм. |
2014 | Легенда № 20. Владислав Третьяк. - М.: Алгоритм.
Анатолий Тарасов. Битвы железных тренеров. - М.: Алгоритм. Легенды отечественного хоккея. - М.: Эксмо. Непревзойдённые. Легенды фигурного катания. - М.: Эксмо. Алла Пугачёва: 50 мужчин Примадонны. - М.: Алгоритм. Советское детство. - М.: Алгоритм. Шакалы из Лэнгли (ИТАР-ТАСС уполномочен заявить…). - М.: Алгоритм. |
2015 | Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард. - М.: Алгоритм.
Вторжение в СССР: мелодии и ритмы зарубежной эстрады. - М.: Центрполиграф. Ефремовы. Без ретуши. - М.: Центрполиграф. Бесков против Лобановского. Москва - Киев: бескровные войны: М.: Книжный мир. Самые красивые пары советского кино. - М.: Эксмо. |
2016 | Футбол, который мы потеряли. Непродажные звезды эпохи СССР. - М.: Центрполиграф.
Пуля для Зои Фёдоровой, или КГБ снимает кино. - М.: Алгоритм. Бандиты эпохи Ельцина, или Россия, кровью умытая. - М.: Книжный мир. Виктор Тихонов. Творец «Красной машины», или КГБ играет в хоккей. - М.: Книжный мир. Ирина Алфёрова: любимая женщина красавца Абдулова. - М.: Алгоритм. Константин Бесков: мафия в офсайде, или КГБ играет в футбол. - М.: Книжный мир. Аркадий Райкин. Смехоностальгия. - М.: Алгоритм. Юрий Никулин. Смешное и трагическое. - М.: Алгоритм. |
2017 | Наше лучшее детство. - М.: Алгоритм.
Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1960 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК. |
Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1961 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК. | |
2018 | Леонид Гайдай. Любимая советская комедия. - М.: Алгоритм, Родина.
Олег Табаков. Либеральный русский театр. - М.: Алгоритм, Родина. Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1962 год (в 3-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК. Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1963 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК. |
2019 Спасти Рашидова! Андропов против СССР. КГБ играет в футбол. - М.: Книжный мир.
Россия
Писатель, журналист
Фёдор Ибатович Раззаков (род. 7 февраля (19620207 ) , СССР) - российский писатель и журналист, автор книг по искусствоведению . Известен своим критическим обзором российской эстрады и телевидения.
Биография
Родился в Москве. Учился в 325-й средней школе (Гороховский переулок). После службы в армии (1981-1983) поступил в Московский областной педагогический институт имени Н. Крупской (МОПИ) на исторический факультет (вечернее отделение). Параллельно работал в НИИ.
В 1992 году ушёл в частный охранный бизнес (охранял газету «Коммерсантъ»). В августе 1994 году на средства, занятые у однокурсника-бизнесмена, выпустил свою первую книгу - «Жизнь и смерть Владимира Высоцкого». В 1996-2000 годах был криминальным журналистом в газете «Я телохранитель». Тогда же выпустил четырёхтомник: «Бандиты эпохи социализма», «Бандиты эпохи капитализма», «Бандиты Запада» и «Век террора». В январе 1997 года первые два тома вышли в лидеры Москвы по результатам опроса газеты «Книжное обозрение». В 1998-1999 годах выпустил многотомник (8 томов) с биографиями знаменитых деятелей СССР (актеры театра, кино, эстрады, спортсмены, писатели, телеведущие) под названием «Досье на звезд». В 2004 году Раззаков выпустил двухтомный фолиант «Жизнь замечательных времен», где сделал уникальную в научно-популярной литературе попытку написать хронологию событий целого десятилетия в жизни СССР - 70-х годов ХХ века. На ТВ такую же попытку осуществил Л. Парфенов в «Намедни».
С ТВ Раззаков сотрудничает с 2000 года (началось все с криминальных документальных фильмов на основе его книги «Бандиты эпохи социализма»). С лета 2006 года сотрудничает с газетой «Советская Россия», где был награждён премией «Слово к народу». Его первая статья там была посвящена памяти Дина Рида. Кстати, и первая биография американского певца и борца за мир Дина Рида, изданная в постсоветской России, тоже принадлежит перу Раззакова. То же самое можно сказать о биографиях Н. Михалкова, Л. Филатова, Ш. Рашидова, А. Макаревича.
Раззаков написал несколько скандально-критических статей о деятелях советско-российского искусства (многие из этих статей вошли в книгу «Почему не гаснут советские «звезды») с просоветской позиции. Например, в статье про Андрея Макаревича - «Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич» , опубликованной в газете «Советская Россия» , проводится мысль, что «Макар» (Макаревич) вёл своих «телят» (последователей) совсем не туда, куда пастырю следовало бы вести своих овец, то есть не к державным идеалам. Автор ставит в упрёк барду принадлежность его семьи к советской элите и обладанием благами и вещами, недоступными большинству советских людей.
Критика
Литературные опыты Раззакова на ниве написания биографий знаменитых людей многими «ведами» (высоцковедами, пугачеваведами, михалкововедами, макаревичеведами и т. д.) воспринимаются критически. Некоторые критики называют их «антиЖЗЛ», а высоцковеды даже изобрели термин «раззаковщина» - как пример предвзятого подхода к творчеству их кумира. Тем не менее популярны его «нетрадиционные» книги: например, двухтомник «Гибель советского кино», где история советского кинематографа впервые рассматривается не с либеральной точки зрения.
Многие критики Раззакова называют его «жёлтым» журналистом, любителем «жареных» фактов. В произведениях Раззакова действительно главный упор делается на сенсационной подаче материала, на смаковании фактов, которые принято относить к «желтым». Однако Раззаков зачастую критикует кумиров миллионов (будь то Алла Пугачева, Андрей Макаревич и т. д.) в том, что те ловко манипулируют своими поклонниками.
Книги
- Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. - М.: Альтекс, 1994.
- Бандиты эпохи социализма. 1917-1991. - М.: Эксмо , 1997.
- Бандиты эпохи капитализма. 1992-1995. - М.: Эксмо, 1997.
- Бандиты Запада. - М.: Эксмо, 1997.
- Век террора. - М.: Эксмо, 1997.
- Досье на звёзд. 1934-1961. - М.: Эксмо, 1998.
- Досье на звёзд. 1962-1980. - М.: Эксмо, 1998.
- Досье на звёзд. Кумиры всех поколений. - М.: Эксмо, 1998.
- Досье на звёзд. Кумиры шоу-бизнеса. - М.: Эксмо, 1999.
- Досье на звёзд. Их любят, о них говорят. - М.: Эксмо, 1999.
- Наши любимые фильмы. - М.: Эксмо, 1999.
- Тайны телевидения. - М.: Эксмо, 1999.
- Любовные истории Голливуда. - М.: Эксмо, 2000.
- Популярная энциклопедия звёзд: На пике славы и скандала. - М.: Эксмо, 2000.
- Звёздные пары: супруги, любовники, любовницы. - М.: Эксмо, 2000.
- Звёзды и криминал. - М.: Эксмо, 2000.
- Секс-символы 30-х - 40-х. - М.: Эксмо, 2000.
- Секс-символы 70-х - 80-х. - М.: Эксмо, 2000.
- Убить футболиста. Повесть. - М.: Вагриус, 2000.
- Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. - М.: Эксмо, 2004.
- Андрей Миронов: баловень судьбы. - М.: Эксмо, 2004.
- Жизнь замечательных времен. 1970-1974. - М.: Эксмо, 2004.
- Жизнь замечательных времен. 1975-1979. - М.: Эксмо, 2004.
- Никита Михалков: чужой среди своих. - М.: Эксмо, 2005.
- Алла Пугачева. По ступеням славы. - М.: Яуза, 2005.
- Звёздные трагедии. - М.: Эксмо, 2005.
- Интимная жизнь российских идолов. А-М. - М.: Астрель, 2005.
- Интимная жизнь российских идолов. Н-Я. - М.: Астрель, 2005.
- Наше любимое кино. Т. 1. - М.: Алгоритм , 2005.
- Наше любимое кино. Т. 2. - М., Алгоритм, 2005.
- Дин Рид: трагедия красного ковбоя. - М.: Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-17160-6 .
- Как уходили кумиры. - М.: Эксмо, 2006.
- Леонид Филатов: Голгофа русского интеллигента. - М.: Эксмо, 2006.
- Наше любимое кино о… любви. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
- Наше любимое кино о… войне. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
- Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972. - М.: Эксмо, 2008.
- Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. - М.: Эксмо, 2008.
- Скандалы советской эпохи. - М.: Эксмо, 2008.
- Гибель советского ТВ: тайны телевидения от Сталина до Горбачёва, 1930-1991. - М.: Эксмо, 2009.
- Блеск и нищета российского ТВ. 1992-2009. - М.: Эксмо, 2009.
- Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. - М.: Эксмо, 2009.
- Бандиты семидесятых. 1970-1979. - М.: Эксмо, 2009.
- Алла Пугачёва: Рожденная в СССР. 1949-1991. - М.: Эксмо, 2009.
- Алла Пугачёва: В безумном веке. 1992-2009. - М.: Эксмо, 2009.
- Как любят кумиры. Страсть. - М.: Эксмо, 2010.
- Как любят кумиры. Нежность. - М.: Эксмо, 2010.
- Коррупция в Политбюро. Дело красного узбека. - М.: Алгоритм, 2010.
- Кристина Орбакайте - М.: Эксмо, 2009.
- Почему не гаснут советские «звёзды». - М.: Яуза, 2010.
- Знаменитые Скорпионы. - М.: Эксмо, 2010.
- Знаменитые Стрельцы. - М.: Эксмо, 2010.
- Знаменитые Козероги. - М.: Эксмо, 2011.
- Знаменитые Водолеи. - М.: Эксмо, 2011.
- Пугачева против Ротару. Великие соперницы. - М.: Эксмо, 2011.
- Другой Андрей Макаревич. Темная сторона биографии знаменитого рок-музыканта. - М.: Алгоритм, 2011.
- Другой Аркадий Райкин. Темная сторона биографии знаменитого сатирика. - М.: Эксмо, 2011.
- Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики. - М.: Эксмо, 2011.
- Другой Владимир Высоцкий. Темная сторона биографии знаменитого артиста. - М.: Алгоритм, 2011.
- Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… - М.: Эксмо, 2011.
- За чьей спиной прячется президент? - М.: Эксмо, 2012.
- Расстрелянные звезды. Их погасили на пике славы. - М.: Эксмо, 2012.
- Кумиры: тайны гибели. - М.: Алгоритм, 2012.
- Дело, взорвавшее СССР. - М.: Алгоритм, 2012.
- Как обуздать еврейство? Тайны сталинского закулисья. - М.: Алгоритм, 2012.
- Российский футбол: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо, 2012.
- Красавицы советского кино. - М.: Эксмо, 2112.
- Красавцы советского кино. - М.: Эксмо, 2012.
- Владимир Высоцкий - суперагент КГБ (в соавторстве с М. Крыжановским). - М.: Алгоритм, 2012.
- Российский хоккей: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо, 2012.
- София Ротару и её миллионы. - М.: Алгоритм, 2012.
ID 9864
Книг: 342
Фёдор Ибатович Раззаков (род. 7 февраля 1962) — российский писатель и искусствовед.Родился в Москве. Учился в 325-й средней школе (Гороховский переулок). После службы в армии (1981—1983) поступил в Московский областной педагогический институт имени Н. Крупской (МОПИ) на исторический факультет (вечернее отделение). Параллельно работал в НИИ. В 1992 году ушел в частный охранный бизнес (охранял газету «Коммерсантъ»). В августе 1994 году на свои средства, занятые у однокурсника-бизнесмена, выпустил свою первую книгу — «Жизнь и смерть Владимира Высоцкого». В 1996—2000 годах был криминальным журналистом в газете «Я телохранитель». Тогда же выпустил четырехтомник: «Бандиты эпохи социализма», «Бандиты эпохи капитализма», «Бандиты Запада» и «Век террора». В январе 1997 года первые два тома вышли в лидеры Москвы по результатам опроса газеты «Книжное обозрение». С 2000 года сотрудничает с ТВ. Публиковался во множестве печатных изданий, с лета 2006-го сотрудничает с газетой «Советская Россия» (первая статья была посвящена памяти Дина Рида).Написал ра
Федор Раззаков
Непревзойденные
© Раззаков Ф., 2014
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014
Фигуристы-беглецы
Людмила Белоусова – Олег Протопопов
Дважды чемпионы зимних Олимпийских игр (1964, Инсбрук; 1968, Гренобль)
Разница в возрасте у прославленных фигуристов была небольшая – всего три года и четыре месяца: Олег Протопопов родился 16 июля 1932 года, Людмила Белоусова – 25 ноября 1935 года.
Протопопов родился в Ленинграде в актерской семье – его мама, Агния Владимировна Гротт, была балериной. А вот отца своего Олег не помнил – он ушел из семьи сразу после его рождения. Поэтому первое время семье было трудно. По словам будущего фигуриста, «мы с мамой жили очень бедно. Я всегда голодный ходил». А когда Олегу не было и шести, началась война.
Всю войну Протопоповы провели в Ленинграде, который был окружен фашистами блокадным кольцом. Агнии Владимировне пришлось сменить балетное платье на халат медсестры в военном госпитале. Сын постоянно находился при ней, видя ужасы войны воочию.
После войны мать будущего фигуриста вернулась на сцену и вскоре вышла замуж. Правда, в мужья себе она выбрала человека не из актерского мира. Это был поэт Дмитрий Цензор (р. 1877). Его первая поэтическая книга вышла в 1907 году и до революции он был достаточно известным поэтом. Критик К. Финкельштейн писал:
«Дм. Цензор стал одним из героев пародийного романа Корнея Чуковского «Нынешний Евгений Онегин» («И Цензор – дерзостный поэт – украдкой тянется в буфет»), с которым в начале 1900-х годов сотрудничал в газете «Одесские новости», а также участником рассказа М. Зощенко «Случай в провинции», где рассказывается, как после революции «однажды осенью поэт-имажинист Николай Иванов, пианистка Маруся Грекова, я и лирический поэт Дмитрий Цензор выехали из Питера в поисках более легкого хлеба». И. С. Эвентов вспоминал, что Дм. Цензор был одним из тех, кто нес на плечах гроб с телом А. Блока в 1921 году».
Не потерялся Цензор и при советской власти. Он периодически печатался в многотиражках, а в 1940 году была издана книга его избранных стихотворений. А перед самой войной он стал парторгом – секретарем партийной организации Ленинградского Союза писателей. Правда, на момент знакомства с матерью Протопопова ему было уже за шестьдесят, но в новой семье он быстро прижился. Хотя счастье было недолгим – в декабре 1947 года Цензор скончался, спустя неделю после своего 70-летия. Однако незадолго до смерти он успел подарить пасынку коньки, которые в итоге и определят в дальнейшем судьбу мальчика.
Между тем поначалу Протопопов мечтал стать пианистом, поскольку любил классическую музыку. Эту любовь ему привила мать, которая часто брала его с собой на гастроли, и мальчик все свободное время проводил с артистками балетного оркестра. Именно они научили его играть на рояле и на барабане. Свою лепту в это приобщение к музыке внес и отчим, который обладал отменным музыкальным вкусом. Однако стать пианистом Протопопову было не суждено. Когда он решил принять участие в музыкальном конкурсе, проводившемся в ленинградском Доме пионеров, члены жюри почти единогласно объявили ему, что у него нет совершенного музыкального слуха. И это при том, что Протопопов играл на слух произведения Бетховена. Вот тогда и пригодились хоккейные коньки, подаренные мальчику его отчимом.
В декабре 1947 года (за несколько дней до смерти отчима) Олег пришел в секцию фигурного катания, поскольку оно в то время в основном зижделось на классической музыке. Смотрела новичка тренер Нина Васильевна Лепнинская, которая была воспитанницей легендарного российского фигуриста, олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина. Новичок ничем особенным тренера не поразил, но она, узнав о том, что он любит кататься на коньках, цепляясь крючком за попутную машину, решила взять его в секцию, чтобы отвадить от возможной беды – гибели под колесами автомобиля. Протопопову было поставлено лишь одно условие: поменять хоккейные лезвия на фигурные. Но где их найти? В итоге были найдены лезвия на два размера меньше. Но Олег прикрутил их к ботинкам и стал так кататься, что тренер и остальные воспитанники только ахнули.
Под началом Лепнинской наш герой проучился три года и стал перворазрядником. В 1951 году он готовился участвовать в своих первых всесоюзных соревнованиях. Но карьеру фигуриста пришлось на время прервать: в 1951 году его призвали в армию.
Волею судьбы служить Протопопову выпало рядом с домом – моряком на Балтийском флоте. Поэтому зимой все увольнительные он проводил на своем любимом катке. Уже тогда в нем окончательно сформировалась мысль стать фигуристом, но не одиночником – выступать с кем-то в паре. Его кумирами в те годы была пара Игорь Москвин – Майя Беленькая, вот на них он и ориентировался. И в 1953 году (еще служа в морфлоте) он нашел себе партнершу – Маргариту Богоявленскую. Весной 1954 года они стали бронзовыми призерами чемпионата СССР. Позже О. Протопопов вспоминал:
«Будь там 15 пар, мы заняли бы последнее место. Настолько слабой была наша техника. Но, к счастью, на чемпионате было всего три пары, и мы волей судьбы стали призерами. Когда я показал диплом за третье место в своей военной части, то все начальство сразу прониклось уважением к моим тренировкам…»
Этот успех окрылил молодых фигуристов, и они были готовы покорять новые спортивные вершины. Однако судьбе было угодно, чтобы Протопопов шел к этим вершинам уже с другой фигуристкой – Людмилой Белоусовой. Кто же она такая и как возникла на его жизненном пути?
Белоусова родилась в Ульяновске в семье кадрового военного: ее отец – Евгений Георгиевич – был танкистом. Он прошел всю войну и домой вернулся в звании подполковника. А спустя год перевез свою семью (жену и двух дочек – Люду и Раю) в Москву. Здесь девочки были определены в новую школу, а все свободное время посвящали бальным танцам. Но Людмиле этого было мало, поэтому она еще играла в теннис и каталась на хоккейных коньках. Их мама Наталья Андреевна, будучи домохозяйкой, всячески поддерживала увлечения своих дочерей, надеясь, что рано или поздно из этого выйдет толк.
Фигурным катанием Белоусова увлеклась благодаря кино. В те годы в СССР шло много трофейных фильмов, один из которых – австрийский «Весна на льду» – произвел на нее сильное впечатление. Сраженная наповал виртуозным катанием знаменитой Сони Хенни, Белоусова твердо решила пойти по ее стопам – стать фигуристкой. И практически сразу после посещения этого фильма отправилась записываться в детскую секцию фигурного катания при искусственном катке, который в Москве появился раньше других в стране – в 1951 году.