Ре минорная пентатоника на гитаре. Ля-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям

». В этой статье хотелось бы рассказать как должна звучать. Сразу хочу сказать, что пентатоники при игре на гитаре применяются в основном для импровизации. Для того чтобы по импровизировать вам понадобится вот эти вот схемы расположения нот для пентатоник:

Для начала вы должны определится с тем в какой тональности вам нужно импровизировать. Ну к примеру вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор. Сначала вам нужно будет отыскать ноту ля на любой струне, затем посмотреть на схемы минорных пентатоник и отыскать на соответствующе струне красный квадратик. После этого посмотрите и расположите остальные ноты соответственно тоники, и смело начинайте импровизировать.

Если вы обратите свое внимание на схемы пентатоник, то вы увидите, что пентатоника на гитаре укладываются по ширине в четыре лада, кроме пентатоники расположенной в середине. Смотрите четыре лада соответственно четыре пальца левой руки участвуют в игре. Такая игра когда каждый палец соответствует своему ладу и своей ноте называется позиционной игрой. В случае же со схемой где ноты выходят за пределы четырех ладов, предлагаю ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, брать указательным первым пальцем. Начинающим и не совсем опытным гитаристам хочу посоветовать проигрывать пентатоники так называемым гаммаобразным движением, т.е проигрывать от самой низкой ноты к высокой и в противоположенную сторону с освоения и усвоения изучаемого материала. Так же хочу дать вам совет при проигрывании пентатоник запоминайте их название. Это очень поможет вам в дальнейшем, вы сможете быстро находить нужные аппликатурные модели пентатоник. После того когда вы усвоите гаммаобразные движения, и сможете уверенно проигрывать пентатоники в чистом виде, вы можете переходить к другим вариантам проигрывания. Один из простых, традиционных способов проигрывания гамм а в частности пентатоник является проигрывание восьмыми нотами, когда на каждый удар метронома приходится две ноты поровну. Одна приходится чисто на удар, другая определенно между ударами. Для примера давайте рассмотрим ля-минорную пентатонику.

Как я и говорил выше ищем тонику т.е ноту ля, возьмем ноту ля на третей струне, она будет находиться на втором ладу. Смотрим на схемы минорных пентатоник. Обращаем внимание на последнюю картинку так как именно на ней тоника находится на третьей струне. Указательным пальцем начнем играть, получаем вторую позицию. Играть начинаем с самого низкого звука данной модели, т.е с шестой струны и третьего лада:

Другим вариантом проигрывания могут быть триоли, это когда полностью четвертная доля делится не на четыре а на три равные доли, и все эти три ноты должны равномерно и одинаково прозвучать за одну долю. Здесь полезно будет вспомнить о вальсе. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома.

Вот как в триольной ритмике будет выглядеть пентатоника.

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.

Ля-минорная пентатоника – обычно это первая шкала, которую учит каждый начинающий гитарист. Она имеет многостороннее применение и состоит из звуков, которые хорошо применяются в роковом и блюзовом контексте. Я расцениваю пентатонику как легкую версию гаммы Ля-минор .

Звуки, входящие в пентатонику Ля-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в пентатонику

Последовательность звуков пентатоники Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Соль(G)

Указания к применению и запоминанию

Ля-минорная пентатоника применяется для ликов и заполнений. Если ты хочешь играть мелодии, рекомендуется широко применять в своей игре звуки из Ля-минорной пентатоники.

Для запоминания пентатоники ты можешь использовать следующие 5 позиций, которые нужны для наглядного представления ля-минорной пентатоники по всему грифу гитары. Тренируй все указанные ниже образцы по очереди и вскоре ты почувствуешь эту шкалу.

Ля-минорная пентатоника в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика - не может быстро запомнить боксы на грифе гитары. Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы - все равно советую прочитать до конца. Или, если скорость интернета позволяет - посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями. Давайте коротко разграничим.

Если речь идет не о железной проволочке поперек грифа - это система организации звуков. То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее. То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение. Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно.

Ну это в чистой в теории - на практике не всегда так.
. Но если лад - более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее - позиция и бокс. Если лад и гамма - это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары. Вернее, даже не так - я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф - скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра… банджо, дутар, саз, ситар, балалайка - это все позиционные инструменты.
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек - скрипка, контрабас, альт и так далее - позиция - вообще основополагающая вещь для техники игры. Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть. Так вот - позиция это местоположение кисти гитариста - называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный - та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором - вторая и та далее… до 24 -ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание - абсолютная шкала. У нее есть «0» - нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс? Бокс - это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы. И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне - в движении по грифу. Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил - позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы - относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции.
Это бред. Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности. Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор - в третьей.
Единственное, что остается неизменным - это их расположение относительно друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах - и не только - боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише. И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой», которые можно будет вставить в соло "на автомате".

Тут правда есть и оборотная сторона медали - борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап - назовем его «визуальный» - надо запомнить «картинку» бокса. Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания - это пятый бокс - он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом. Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить - «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть - в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы - «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры. Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты. Или группами по шесть, например, нот.

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев. И это опять тема для отдельного видео - «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться.
Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.
Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине - какая нота на каком ладу должна точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы).

Так вот - важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа. А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить и строить сами. По слуху. Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
Заметьте - получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса, а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче - поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — . Тема большая, про это - тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все. Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет! Вот теперь самое главное. Это знание - мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

Далее - все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили. К первому боксу прибавляете второй, ко второму - третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше (или ниже - смотря в какой тональности) и не замкнете круг.




Top