Реальная процентная ставка по формуле фишера. Ставка процента, учитывающая инфляцию

В процессе оценки необходимо учитывать, что номинальные и реальные (то есть, включающие и не включающие инфляционный компонент) безрисковые ставки.

Номинальная ставка процента - это рыночная процентная ставка без учета инфляции, отражающая текущую оценку денежных активов.

Реальная ставка процента - это рыночная процентная ставка с учетом инфляции

При пересчете номинальной ставки в реальную и наоборот, целесообразно использовать формулу американского экономиста Фишера, выведенную им еще в 30-е годы:

Rн = Rр + Jинф + Rр * Jинф

Rр = (Rн – Jинф) / (1+ Jинф)

где: Rн - номинальная ставка;

Rр - реальная ставка;

Jинф - годовые темпы прироста инфляции.

Важно отметить, что при использовании номинальных потоков доходов коэффициент капитализации (и ее составные части) должны быть рассчитаны в номинальном выражении, а при реальных потоках доходов - реальном. Для преобразования номинальных потоков доходов в реальные нужно номинальную величину разделить на соответствующий индекс цен, то есть выраженное в процентах отношение уровня цен за тот год, в котором возникнут денежные потоки к уровню цен базового периода.

Например:

Объект недвижимости, сданный на условиях чистой аренды, будет приносить по 1000 долл. ежегодно в течение 2-х лет. Индекс цен в текущем периоде равен 140% и ожидается, что в следующем году он составит 156,7%, а через год 178,5%. Для преобразования номинальных величин в реальные, их необходимо выразить в ценах базисного года. Построим базисный индекс цен для каждого из трех лет. Индексы цен текущего года равны 140/140 = 1, для прогнозного периода: первый год - 156,7/140 = 1,119; второй год - 178,5/140 = 1,275.

Таким образом, реальная величина номинальной 1000 долл., которая будет получена в первом прогнозном году, равна 1000 долл./1,119 = 893,65 долл., во 2-м году (1000 долл./1,275) = 784,31 долл.).

Таким образом, в результате инфляционной корректировки происходит приведение ретроспективной информации, используемой в оценке, к сопоставимому виду, а также учет инфляционного роста цен при составлении прогнозов денежных потоков.

Общая идея – между ожидаемой инфляцией и процентной ставкой (доходностью долгосрочных облигаций) существует долгосрочная связь.

Уравнение Фишера – формула для количественной оценки связи между ожидаемой инфляцией и процентной ставкой.

Упрощенное уравнение.

Если номинальная процентная ставка N равна 10, ожидаемая инфляция I равна 6, R – реальная ставка процента, то реальная ставка процента равна 4, поскольку R = N – I или N = R + I.



Точное уравнение.

Реальная процентная ставка будет во столько раз отличаться от номинальной, во сколько раз изменяться цены. 1 + R = (1 + N)/(1 + I). Если раскрыть скобки, то в полученном уравнении значение NI при N и I меньше 10% можно считать стремящимся к нулю. В итоге мы и получим упрощенную формулу.

Расчет по точному уравнению при N равном 10 и I равном 6 даст следующее значение R.

1 + R = (1 + N)/(1 + I), 1 + R = (1 + 0,1)/(1 + 0,06), R = 3,77%.

В упрощенном уравнении мы получили 4 процента. Очевидно что граница применение упрощенного уравнение - значение инфляции и номинальной ставки менее 10%.

Билет 4

1.Связь между уровнем рентабельности и авансированным капиталом. Дисконтированный срок окупаемости проекта (на примере).

Доходность и рентабельность – показатели эффективности деятельности организации.

Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатели рентабельности отражают сумму прибыли, полученную организацией на каждый рубль капитала , активов, доходов, расходов и т.д.

Авансированный капитал – финансы, вложенные в производство для извлечения прибыли, причем не разовой, а регулярной. На эти средства приобретаются материалы, оборудование, здания и многое другое, что необходимо для производственного процесса. Следовательно, это показатель важен для увеличения рентабельности предприятия . Ведь предприниматель, инвестируя финансы, планирует получить больше прибыли и в значительно короткие сроки .

Рентабельность – показатель, который определяет количество прибыли, полученной с каждой единицы вложенных средств. Если предприятие конкурентоспособно и эффективно функционирует, значит, показатель будет расти.



На процесс роста компании оказывает большое влияние оборот авансированного капитала. Увеличение скорости приводит к сокращению производственного цикла и ускорению получения прибыли.

Увеличение скорости оборота авансированного капитала приводит к сокращению производственного цикла и ускорению получения прибыли.

Чтобы ускорить оборот, необходимо выполнить следующие процессы:

· Закупать сырье только высокого качества.

· Оптимизировать работу логистического отдела.

· Регулярно стимулировать реализацию товара различными способами.

· Внедрять в производство инновации, направленные на сокращение производственного процесса.

Теперь от теории перейдем к практике и посмотрим, как рассчитать рентабельность авансированного капитала.

Для расчетов применятся следующая формула рентабельности авансированного капитала:

Р ав. к. = (Пр/ав. к.) х 100%, где:

Р ав. к. – рентабельность авансируемого капитала;

Пр – чистая прибыль фирмы;

ав. к. – авансированный капитал.

Данный показатель рассчитывается как для определения общего финансового состояния предприятия, так и для инвестора для создания пакета информации, на основании которой он принимает решение о сотрудничестве.

Дисконтированный период окупаемости (Discounted payback period, DPP) является одним из наиболее распространенных и понятных показателей оценки эффективности инвестиционного проекта.

Дисконтирование, по сути, характеризует изменение покупательной способности денег, то есть их стоимости, с течением времени. На его основе производят сопоставление текущих цен и цен будущих лет.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP или DPВP) - это момент времени, когда современная ценность доходов, получаемых при реализации проекта, сравняется с объемом инвестиционных затрат.

Для расчета данного показателя используется формула:

СFt-годовые доходы

-сумма всех инвестиций

−срок завершения инвестирования

При использовании критерия DPP (и PP) при оценке инвестиционных проектов решения могут приниматься исходя из следующих условий:

- проект принимается, если окупаемость имеет место;

Проект принимается только в том случае, если срок окупаемости не превышает установленного для конкретной компании предельного срока.

Преимущества DPP:

– учет стоимости денег во времени;

- учет факта неравноценности денежных потоков, возникающих в различные моменты времени.

Недостатки DPP::

- в отличие от показателя NPV, он не обладает свойством аддитивности.

Не учитывает последующих притоков денежных средств, а потому может служить неверным критерием привлекательности проекта.

В общем случае определение периода окупаемости носит вспомогательный характер относительно чистой текущей стоимости проекта или внутренней нормы рентабельности.

Коэффициент дисконтирования или барьерная ставка это показатель, используемый для приведения величины денежного потока в n-периоде оценки эффективности инвестиционного проекта, другими словами ставка дисконтирования это процентная ставка, используемая для перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости.

Рассматривая механизм формирования показателя периода окупаемости, следует обратить внимание на ряд его особенностей, снижающих потенциал его использования в системе оценки эффективности инвестиционных проектов.

Первой особенностью показателя периода окупаемости является то, что он не учитывает те суммы чистого денежного потока, которые формируются после периода окупаемости инвестиционных затрат:

График формирования чистого денежного потока по реальному инвестиционному проекту в течение его полного жизненного цикла

Так, по инвестиционным проектам с длительным сроком эксплуатации после периода их окупаемости может быть получена гораздо большая сумма чистого денежного потока, чем по инвестиционным проектам с коротким сроком эксплуатации (при аналогичном и даже более быстром периоде окупаемости последних).

Второй особенностью показателя периода окупаемости, снижающей его оценочный потенциал, является то, что на его формирование существенно влияет (при прочих равных условиях) период времени между началом проектного цикла и началом фазы эксплуатации проекта. Чем большим является этот период, тем соответственно выше и размер показателя периода окупаемости проекта.

Третьей особенностью периода окупаемости, определяющей механизм его формирования, является значительный диапазон его колебания под влиянием изменения уровня принимаемой дисконтной ставки. Чем выше уровень дисконтной ставки, принятый в расчете настоящей стоимости исходных показателей периода окупаемости. тем в большей степени возрастает его значение и наоборот. Он может быть использован как один из вспомогательных показателей на стадии отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу предприятия (в этом случае инвестиционные проекты с более высоким периодом окупаемости при равенстве других показателей оценки будут предприятием отвергаться).

Дисконтированный срок окупаемости разумно понимать как тот срок, в расчете на который вложение средств в рассматриваемый проект даст ту же сумму денежных потоков, приведенных по фактору времени (дисконтированных) к настоящему моменту, которую за этот же срок можно было бы получить с альтернативного доступного для покупки инвестиционного актива.

Для инвестиционного планирования и выбора антикризисных инвестиционных проектов показатель дисконтированного срока окупаемости проекта практически важен в первую очередь тем, что он указывает на тот горизонт времени в бизнес-плане инвестиционного проекта, в пределах которого план-прогноз денежных потоков по проекту должен быть особенно надежным.

Денежные агрегаты

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты . Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке) .Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты :

  • М0 = наличные деньги в обращении,
  • М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты).
  • М2 = М1 + срочные вклады
  • М3 = М2 + сберегательные вклады
  • L = M3 + ценные бумаги

Уравнение Фишера

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

  • скорость оборота денег - величина постоянная;
  • все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен - вторичен. Зависимость здесь взаимная.В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен . Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы

15.Сущность рынка и условия его формирования и развития. Основные виды рынков. Сущность рынка : Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Сущность рынка проявляется в его Функциях .
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. 3. Ценообразовательная. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
5. Санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная система. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Условия формирования рынка . Для того чтобы была построена рыночная экономика, функционировал реальный рынок, который выполнял бы присущие ему функции, должны быть воспроизведены предпосылки, опробованные мировой практикой. К ним относятся: наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно созданием различных собственников - индивидуальных, частных, акционерных, государственных, кооперативных, смешанных; эквивалентный обмен товаров. Рынок по своей природе экономической помощи, льгот не признает; конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности: свободу выбора покупателей, поставщиков, любых контрагентов, заставляет предпринимателей использовать самые передовые технику и технологию, способствуя этим уменьшению издержек производства, повышению эффективности экономики; свободное ценообразование, как элемент конкуренции и главный механизм контрольно-регулирующей функции рынка способствует объединению интересов субъектов экономической жизни, стимулируя их рационально использовать элементы производства; реальная информация о рынке и его субъектов.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений: 1)Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);2)Рынок ценных бумаг; 3)Рынок труда (рынок рабочей силы); 4)Рынок и валюты; 5)Рынок информации; 6)Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  • По товарным группам: 1)Рынки товаров производственного назначения;2)Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);3)Рынки сырья и материалов и т.д.
  • По географическому положению: 1)Местные (локальные) рынки;2)Региональные рынки;3)Национальный рынок;4)Мировой рынок.
  • По субъектам или их группам: 1)Рынок покупателей;2)Рынок продавцов;3)Рынок государственных учреждений;4)Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  • По степени ограничения конкуренции: 1)Монопольный рынок; 2)Олигопольный рынок; 3)Рынок монополистической конкуренции; 4)Рынок совершенной конкуренции.
  • По уровню насыщения: 1)Равновесный рынок; 2)Дефицитный рынок; 3)Избыточный рынок.
  • По степени зрелости: 1)Неразвитый рынок; 2)Развитый рынок; 3)Формирующийся рынок.
  • По соответствию законодательству: 1)Легальный (официальный) рынок;2)Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
  • По характеру продаж: 1)Оптовый рынок;2)Розничный рынок.
  • По характеру ассортимента товаров: 1)Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;2)Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;3)Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;4)Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
  • По отраслевому признаку: 1)Рынок автомобилей;2)Рынок нефти;3)Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:1)Рынки товаров и услуг , куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения. 2)Рынки факторов производства , в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.3)Финансовые рынки , т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки. 4)Рынки интеллектуального продукта , где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. 5)Рынки рабочей силы , представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

16.Внешние(побочные) эффекты. Индивидуальные и общественные блага. Внешние (побочные) эффекты (экстерналии ) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.Побочные эффекты - это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц или групп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примером побочных выгод – прививки. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные : Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При этом количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска, так как не учитываются внешние издержки.Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Важной функцией государства в рыночной экономике является устранение экстернальных (внешних) эффектов экономической деятель­ности. Это та разновидность фиаско рынка, когда он функционирует с такими недостатками, что цены благ отражают не все издержки производ­ства.Важной особенностью экстерналии является их "принудительный ха­рактер", невозможность для фирм-реципиентов отказаться, например, от потребления негативных внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды. С учетом этого обстоятельства внешний эффект мо­жет быть определен как такой результат производства или потребления некоторого товара, который передается другому предприятию или лицу без права выбора и без какой-либо оплаты.

Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Налицо, таким образом, некая особая группа товаров, производство и распределение которых исходя, из самой их природы, подлежит государственному контролю. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно.
Опыт постиндустриального общества показывает, что рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создания и реализация общественных благ является задачей государства. Однако общественные блага не являются однородными. Они выступают как чисто и частично общественные блага. Производство чисто общественных благ полностью возлагается на государство (охрана общественного порядка, например). В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство гарантирует лишь такой уровень воспроизводства частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета, определяемого в свою очередь развитием производства.

17.Спрос. Закон спроса. Величина спроса. Неценовые факторы спроса. Спрос - количество товаров и услуг, которые покупатели желают и способны приобрести по определенной цене и в течении определенного периода времени, при прочих равных условиях. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:1)чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;2)более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар; 3)низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Если кривая D 0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D 0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неце­новые факторы спроса иначе называются неценовыми детерми­нантами спроса.


1 | |

(эта ситуация типична для стран с развитой рыночной экономикой) пользуются и приближенным вариантом формулы Фишера.  


Что определяет формула Фишера  

Какая величина в формуле Фишера называется инфляционной премией  

В каких случаях можно пользоваться приближенным вариантом формулы Фишера  

Кому выгоднее использовать в контракте приближенный вариант формулы Фишера кредитору или заемщику  

Решение. Для определения искомой процентной ставки воспользуемся формулой Фишера (111) при г = 0,16 и h = ОД  

Обратим внимание, что при решении этого примера можно было воспользоваться и формулой (46). Очевидно, и формула Фишера позволяет ответить на вопросы примера. В частности, подставляя в нее значения процентной ставки и инфляции первого случая (в обозначениях формулы Фишера F = 0,45, /г=ОД5), получим уравнение 0,45 = г + ОД5 + 0,15г, откуда  

С использованием формулы Фишера определите реальную доходность финансовой операции , если ставка процента по депозитным вкладам на 12 месяцев составляет 15%, а годовая ставка инфляции - 10%.  

Более точную связь процентных ставок и инфляции дает формула Фишера.  

Результаты подобных расчетов могут значительно отличаться. Один из методов получения единого результата состоит в построении средней геометрической из двух территориальных индексов физического объема продукции (формула Фишера)  

Для задания № 8 введем условие, что годовая реальная ставка процента составила 80%, а номинальная увеличилась до 250%. Определите темп инфляции (для выполнения задания найдите в источниках учебной литературы выражение формулы Фишера).  

Для избежания неоправданно высоких процентных выплат можно рекомендовать при заключении кредитных соглашений предусматривать пересмотр процентной ставки в зависимости от инфляции. Одной из возможностей такого рода является фиксация в кредитном соглашении не номинальной, а реальной процентной ставки (см. Приложение 1), с тем чтобы при начислении и выплате процентов увеличивать ее (по формуле Фишера) в соответствии с инфляцией, фактически имевшей место за это время.  

Рассчитаем индексы цен и объема, применив формулу Фишера  

Совершенной формулы Фишер не нашел не было ни одной средней, одновременно отвечающей предложенным тестам. Впрочем, это только подтвердило его первоначальное предположение о том, что идеальной формулы среднего индекса не существует. Лучшей же оказалась формула, представляющая собой комбинацию индексов Ласпейреса и Пааше. Она получила название идеального индекса Фишера  

В чем же тогда кроется главная причина получения странных результатов при расчете по разным формулам Фишер утверждал, что основные ошибки накапливаются на этапе группировки товаров в агрегированные группы.  

Формула Фишера неверна в условиях золотомонетного стандарта , так как игнорирует внутреннюю стоимость денег. Однако при обращении бумажных денег, неразменных на золото, она приобретает определенный смысл. В этих условиях изменение денежной массы влияет на уровень товарных цен, хотя, конечно, И. Фишер в известной мере идеализировал ценовой механизм, так как предполагал абсолютную эластичность товарных цен. Фишер, как и другие неоклассики, исходил из совершенной конкуренции и распространял свои выводы на общество, в котором господствовали монополии и цены уже в значительной мере утратили былую эластичность.  

Новое уравнение обмена является разновидностью количественной теории денег и поэтому разделяет все ее достоинства и недостатки. Конечно, платежные средства являются органической составной частью современной денежной массы , однако из формулы Фишера следует, что они прямо и непосредственно воздействуют на товарные цены, что не соответствует действительности.  

М/Р)° = /.(/, У), так как при росте дохода У увеличивается накопленное богатство индивида W, а формула Фишера / = г + jf подсказывает нам, что при повышении темпа инфляции растет номинальный процент (альтернативные издержки хранения ликвидности) и, соответственно, падает спрос на деньги.  

Формула Фишера имеет смысл только при золотомонетном стандарте , при переходе к бумажно-денежному обращению оно теряет смысл (да).  

Формула Фишера - так называемая идеальная формула предполагает расчет фондового индекса с использованием среднегеометрической из индексов, рассчитанных на базе формул Ласпей-ресе и Пааше.  

Запада пользуются математической формулой, предложенной американским экономистом И. Фишером, показывающей Зависимость уровня цен от денежной массы MV = PQ, где М - денежная масса V - скорость обращения денег Р - уровень товарных цен Q - количество обращающихся товаров. В соответствии с данной формулой уровень товарных цен определяется по формуле / == Ml f/Q, т.е. произведением массы денежных знаков на скорость -Ах обращения, деленным на количество товаров объем денежной мабсы М = PQ/F. На основании этой формулы Фишер делает вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству. Уравнение обмена И. Фишера MV = PQ выражает количественные зависимости м%жду суммой товарных цен и обращающейся денежной массой.  

Данная формула более точно отражает эффективность вложрния средств в ГКО с их последующим реинвестированием в течение всего 1[ода, однако лишь в условиях стабильного рынка и малоизменяющихся цен на облигации каждого выпуска. При инфляции и колебаниях процентных ставок реальную ставку доходности конкретного выпуска ГКО мсржно рассчитать с использованием рассмотренной ранее формулы Фишера  

Для понимания фишеровской концепции очень важно, что автор формировал ее с целью нахождения способа легкого и быстрого исчисления индексов, а одним из неформальных требований к индексной формуле Фишер считал следующее индекс должен быть прост и понятен для непосвященных.  

С расчетом инфляции связано довольно много ошибок. Паи-более часто встречающаяся из них -расчет инфляции не по формуле Фишера, а по приближенной формуле К - N-I. Рассмотрим на примере, к чему это приводит при различныху ровнях инфляции.  

Ставка процента характеризует стоимость пользования заемными средствами на финансовом рынке. Рост процентных ставок означает, что займы на финансовом рынке станут более дорогими и менее доступными для потенциальных заемщиков. Одной из причин роста процентной ставки является усиление инфляции. Чтобы описать связь процентной ставки с инфляцией, необходимо ввести понятия реальной и номинальной процентной ставки.

Номинальная процентная ставка (R) – процентная ставка, не скорректированная на темп инфляции.

Реальная процентная ставка (r) – процентная ставка, скорректированная на темп инфляции.

Располагая данными о темпе инфляции (π) и номинальной ставке процента (R), реальную процентную ставку (r) можно рассчитать по формуле Фишера:


В случае если 0% ≤ π ≤ 10%, то для расчета реальной процентной ставки можно использовать приближенную формулу: r ≈ R – π

Если из приближенной формулы выразить номинальную ставку, то есть R ≈ r + π , то мы получим эффект, названный эффектом Фишера. В соответствии с этим эффектом можно выделить две основные составляющие и, соответственно, две главные причины изменения номинальной ставки процента: реальный процент и темп инфляции. Однако, когда финансовое учреждение (банк) определяет номинальную ставку процента, оно обычно исходит из некоторых ожиданий относительно будущего темпа инфляции. Поэтому формулу можно формализовать до следующего вида: R ≈ r + , где – ожидаемый темп инфляции.

Тогда, в соответствии с эффектом Фишера, динамика номинальной ставки процента в большей степени определяется динамикой ожидаемого темпа инфляции.

Номинальный и реальный валютный курс.

Обменный курс национальной валюты – важнейший макроэкономический показатель.

Номинальный обменный курс – соотношение стоимостей двух валют (в пункте обмена валюты мы видим именно номинальные показатели).



Реальный обменный курс – соотношение стоимостей товаров, произведенных в разных странах, или соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на аналогичные товары другой страны.

= × , где – реальный обменный курс, P*- цена зарубежного товара (в долл.), Р – цена отечественного товара (в руб.), – номинальный обменный курс доллара к рублю.

На изменение реального валютного курса, исходя из формулы, влияют два фактора: номинальный обменный курс и соотношение цен за рубежом и в нашей стране. Другими словами, рост номинального курса доллара (и, соответственно, падение номинального курса рубля) положительно влияет на конкурентоспособность отечественной экономики, а рост – отрицательно.

Приближенная формула (для малых изменений): ∆% ≈ ∆% + - π

Паритет покупательной способности.

Паритет покупательной способности - это количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое для приобретения одинакового товара или услуги на рынках обеих стран.

= , – абсолютный ППС (цены на товары, годные для международного обмена, при пересчете в одну валюту должны быть одинаковы)

∆% ≈ π - , ∆% = 0 - относительный ППС (номинальный курс корректируется так, чтобы компенсировать разность в темпах инфляции)

Вопрос №10

Экономический рост и цикл. Долго- и краткосрочные процессы в экономике. Что такое «рецессия» согласно определению NBER? Признаки экономического спада/подъема. Про- и контрциклические показатели. Опережающие и запаздывающие показатели. Рецессия и «перегрев» - в чем их опасность? Экономический рост и его возможные источники. Декомпозиция экономического роста.

Экономический рост – долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП. Для измерения роста используют:

1. Абсолютный прирост или темп прироста реального ВВП;

2. Аналогичные показатели в расчете на душу населения за некоторый период времени.

ВАЖНО:

1)тенденция, это значит, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, имеется в виду лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»;
2) долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а, следовательно, речь идет об увеличении потенциального ВВП (т. е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;
3) реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства). Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.

Главная цель экономического роста – рост благосостояния и увеличение национального богатства.

Общепринятой количествен­ной мерой экономического роста являются показатели абсолют­ного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения:

Экономический цикл – это несколько периодов разной активности к экономике (согласно Национальному бюро экономического анализа США).

Рецессия согласноNBER (Национальное бюро экономического анализа) – значимое снижение экономической активности, распространившееся по всей экономике, длящееся более чем несколько месяцев и заметное в динамике производства, занятости, реальных доходов и других индикаторов.

Регулирование количества денег в обращении и уровня цен — один из основных методов воздействия на экономику .

Связь количества денег и уровня цен была сформулирована представителями количественной теории денег.

В условиях свободного рынка () необходимо до определенной степени регулировать хозяйственные процессы (кейнсианская модель). Регулирование экономических процессов осуществляется, как правило, либо государством, либо специализированными органами. Как показала практика XX в., от , используемой в хозяйстве, зависят многие другие важные экономические параметры, прежде всего уровень цен и процентной ставки (цены кредита). Связь между уровнем цен и количеством денег в обращении была четко сформулирована в рамках количественной теории денег.

Уравнение Фишера

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.

В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.

Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

  • скорость оборота денег — величина постоянная;
  • все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен — вторичен. Зависимость здесь взаимная.

В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен . Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы (рис. 17).

Нормальное экономическое развитие:

Диспропорция экономического развития:

Рис. 17. Зависимость цен от денежной массы в условиях стабильности или роста экономики

Формула Фишера (уравнение обмена) определяет массу денег, используемую только в качестве средства обращения, а поскольку деньги выполняют и другие функции, то определение общей потребности в деньгах предполагает существенное совершенствование исходного уравнения.

Количество денег в обращении

Количество денег в обращении и общая сумма товарных цен соотносятся следующим образом:

Приведенная формула была предложена представителями количественной теории денег. Главный вывод этой теории состоит в том, что в каждой стране или группе стран (Европа, например) должно находиться определенное количество денег, соответствующее объемам ее производства, торговли и доходов. Только в этом случае будет обеспечена стабильность цен . В случае неравенства количества денег и объема цен происходят изменения в уровне цен:

Таким образом, стабильность цен — главное условие определения оптимальности количества денег в обращении.




Top