Референдум: понятие, виды, значение, формы. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий

История проведения референдумов в России, прямо скажем, небогата событиями. Создается впечатление, что на идею проведения референдума наложен какой-то негласный мораторий.

Бросим беглый взгляд на истории СССР-РФ последних 23 лет.

17 марта 1991 года. Референдум о судьбе Союза. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Однако менее чем через год Советский Союз прекратил своё существование.

Тогда же прошел референдум о введении поста президента в РСФСР. В нём приняло участие 75,09% граждан РСФСР, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный суд Российской Федерации установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

Это, собственно, и был последний общероссийский референдум. С тех пор прошло уже 23 года.

В 2003-2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В законе также прописывались вопросы, которые нельзя выносить на референдум.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17- 25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ , уже не пытаясь добиться положительного решения от в ласти, р ешает п ровести н овый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 - регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

Почему власть в России, как огня, боится референдума, понятно. Его результаты фальсифицировать гораздо труднее, нежели результаты выборов. А юридические основания для последующего претворения решений референдума в жизнь найти не так уж сложно. Более того, на правильно сформулированные вопросы ответить, скорее всего, можно будет лишь положительно (особенно на социально-экономические темы), а это становится сильным козырем в руках авторов идеи референдума, то есть оппозиции.

Так что референдум, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, он как бы и есть, но реально провести его абсолютно невозможно. Разве что сама власть станет инициатором его проведения. А ликующий народ проголосует, как надо.

Плебисцит

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

См. также

Референдумы в Европе

  • 1991 год - референдум на Украине (1991)
  • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
  • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
  • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
  • 2000 год - референдум на Украине (2000)
  • 2003 год - референдум в Чечне
  • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
  • 2005 год - Народный референдум в России
  • 2006 год - референдум в Южной Осетии
  • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
  • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

Референдумы в остальном мире

Примечания

Ссылки

Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления населения в разрешении внутригосударственных и международных проблем известен издавна. Считается, что прародителем референдума является Швейцария, где народное законодательство имело место быть уже при возникновении союза, также референдумы практиковались во Франции, со времен великой революции. В старинных землях Анпенцелл Внешнего Родена и Анпенцелл Внутреннего Родена, Герсац, Гларус, Ури, Швиц, Обвальден, Нидвальден, осуществлялась реализация практически полного народного законодательства. Это народное законодательство ограничивалось только властью немецкого правителя-императора, но это ограничение было незначительным и потом стало, в общем-то, фиктивным. Начиная с XIII-XIV в. Население этих земель принимало свои законы на мирных сходах. В 1294 году в Швице состоялся первый мирской сход . Обладая правами имперской семьи, сход принимал значительные постановления. Их суть заключалась в том, чтобы никто под угрозой большого штрафа не мог продавать недвижимое имущество монастырям и иностранцам, т.е. Швицкий сход стремился обезопасить свою общину от посягательств со стороны дворянства и духовенства. Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и внеочередные (чрезвычайные). Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан.

Первым проведенным референдумом в истории считается референдум: проведенный в 1449 году в кантоне Берн Швейцарии. В 1798 году, когда Франция завоевала Швейцарию, была принята новая Швейцарская конституция, в которой в числе прочего ограничивались права граждан на народное законодательство. В качестве обоснования этого ограничения цюрихский политик ссылался на то, что народ легко увлечь и заинтересовать определенной идеей и, соответственно, манипулировать им, тогда как законодательное учреждение своей деятельностью может обеспечить основательную разработку, всестороннее обсуждение и решение соответствующего вопроса, максимально детальную разработку идей и наилучшее их выражение. Население не способно осуществить такого рода функцию, поэтому она должна быть делегирована совету или иному схожему учреждению. Схожих позиций придерживался и известный ученый того времени - Вельти, считавший, что нужно объективно и критически оценивать способность данного института, декларировавшего столь высокие философские идеям, по-настоящему служить этим идеям.

Наибольшее распространение референдум получил в Швейцарии в первой половине 19 столетия, когда под влиянием французской оккупации начался подъем кантональных движений за народные права. В 1802 г. на референдуме был решен вопрос о принятии конституции Гельветической Республики. В 1830-40-х гг. именно путем референдума утверждались конституции отдельных кантонов Швейцарии. Начиная с 1848 г., когда Конституция Швейцарии узаконила институт референдума и народной инициативы на уровне федерации, кантона и коммуны, по 1971 г. в 157 случаях референдума 63% были инициированы Парламентом и 13% - избирателями. Общая характеристика референдумов Швейцарии сводится к констатации консервативности данного института в данный период времени. «Референдум носит консервативный характер. Большинство швейцарских референдумов оканчивается поддержкой статус-кво и отклонением предложенных реформ». Однако все авторы отмечают прогрессивный характер швейцарских референдумов. Так, по мнению Курти, референдум - это своеобразная политическая школа для народа: вовлекающая в дела государства все классы населения. Референдум оказался чрезвычайно полезным для законодательства и всей жизни тем, что он доставил больше влияния на них общественному мнению и всеобщей воле: ведь представительные учреждения везде, где только они могут действовать самовластно, слишком склонны превращаться в особое сословие, в касту, которая вместо общественных интересов блюдет лишь свои собственные. Народные голосования референдума напоминают парламентариям об их обязанностях; они заставляют их искать сближения с народом». Восторженные отзывы о швейцарских референдумах поступали от таких ученых, как Еллинек и Дайси. По мнению П.И. Новгородцева, отличительной особенностью первых референдумов Швейцарии 19 столетия был незначительный перевес большинства голосов над меньшинством. К примеру, референдум 1875 г. по вопросам гражданского брака набрал 213 199 голосов за и 205 069 против. Эта ситуация, по мнению П.И. Новгородцева, служила результатом отсутствия неподготовленности общественного мнения по обсуждаемым вопросам, невозможностью примирить крайности утверждения, что существенно снижало компромиссную сущность референдума. Однако, несмотря на это, конституции многих государств конца 19 - начала 20 вв. предусматривали институт референдума по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Например, в 1912 году в Конституцию Швейцарии внесены поправки, относящие утверждение международных договоров на неопределенный срок либо срок более 15 лет к компетенции общефедерального референдума. Вслед за Швейцарией референдумы имели место в Норвегии, Италии, Ирландии, Дании, Франции, США и др. Особенно стоит отметить референдум в Норвегии 1905 г., на котором был окончательно разрешен вопрос о прекращении шведско-норвежской унии. Даже В.И. Ленин, так холодно отзывавшийся о капиталистических странах, высоко оценил это неосуществимое без войн и революций самоопределение.

В конституционном законодательстве США референдум получил закрепление в конце 19 - начале 20 вв. Несмотря на то, что первые референдумы в США датируются 1640 г., лишь с 1898 г. институт референдума, как и институт прямой законотворческой инициативы, стал реальностью для политической жизни некоторых штатов. По мнению М.Н. Марченко, установленная хронология института референдума в США подвергается сомнениям. Первые референдумы восходят к американской революции, в ходе которой американские штаты представили проекты конституций на утверждение собственными избирателями. Для того времени данное явление было настоящим, великим новаторством. С конца 19 века вошло в практику вынесение на одобрение избирателей конституциональными конвентами штатов проектов конституций. Эта практика встретила сильное противодействие со стороны судебной системы, считавшей, что законодательное право не может быть никому передано легислатурой. В тот период в конституции некоторых штатов были внесены правила об обязательном одобрении законов, касающихся займов и налогообложения, на референдуме.

Несмотря на отдельные проявления прямой демократии, наибольшее распространение институт референдума получил после 1918 г. Именно после первой мировой войны волна демократизации избирательного права (предоставление права голоса женщинам, введение в ряде стран пропорциональной избирательной системы) затронула также все формы прямой демократии (референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др.). Институт референдумы был включен в Конституцию Австрии 1920 (ст. 43-45, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46), Греции 1927 года (ст. 125), Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103 - 104) и т.д. Положения о референдуме содержались в Основных законах немецких земель Бадена, Баварии, Бремена, Гессена, Пруссии, Саксонии, Тюрингии, Вюртемберга.

В связи с подобным широким распространением института референдума появились случаи проведения референдума в целях обхода представительских учреждений и разрешения конфликта между высшими государственными органами. Например, право главы государства передавать законопроект на всенародное голосование в обход парламента в случае несогласия с последним было закреплено в Веймарской Конституции 1919 г. и Основном законе Чехословакии 1920 г.

Подборка референдумов в Швейцарии и США за последние несколько лет, а также сравнения с действиями российских властей по аналогичным вопросам.

Швейцария

Ноябрь 2010

На референдум были вынесены два вопроса. Первый касался принудительной депортации преступников без гражданства, второй – повышения налога на богатых. Повышать налоги швейцарцы не захотели (за высказался 41.5% населения), зато зарубежных преступников разрешили депортировать без дополнительных разбирательств.

Сентябрь 2010

На референдум был вынесен вопрос о реформе системы обеспечения безработных, в Швейцарии данные пособия находится на весьма высоком уровне, однако, система была рассчитана на безработицу на уровне 2.5%, а сегодня она на уровне 3.6% . Швейцары решили, что не хотят переплачивать лишних денег за содержание лишних безработных.

Март 2010

На референдум были вынесены сразу три вопроса. В первом население спросили, не хотят ли они, чтобы в честь кризиса им урезали пенсии. Швейцарцы послали правительство с такими предложениями куда подальше абсолютным большинством голосов. Вторым вопросом была очередная поправка в Конституцию, а в третьем вопросе предлагалось принять дополнительные меры по защите прав животных. Например, реформа предполагала введение института адвокатов для животных в судебных разбирательствах. Но 70.5% высказались против этой реформы, посчитав, что тратить на это деньги неразумно, к тому же, права животных в Швейцарии и без того хорошо защищены.

Вопрос про животных для россиян на уровне сюрреализма, но он попал на референдум не по ошибке, и не чьей-то мимолетной прихоти, для этого защитникам прав животных пришлось собрать более 140 000 подписей .

Ноябрь 2009

Один из самых громких референдумов за последнее время, получивший широкую огласку в СМИ, причина тому – согласие швейцарцев на запрет строительства минаретов в стране. На этом же референдуме не было принято предложение о запрете экспорта военной продукции, зато 65% согласились с тем, что налоговые сборы с авиационного топлива должны идти на авиационные нужды, а не что-то другое.

О законности

Законность вопросов, выставляемых на референдуме – интересная тема. Не нарушает ли запрет на строительство минаретов человеческих прав и различных законов? Некоторые страны стремятся к тому, чтобы дать на подобные вопросы простой ответ. Например, в Новой Зеландии предлагается принять следующий принцип: если на референдуме граждане высказались по вопросу положительно, то правительство обязано принять его положения, даже если это требует изменения закона. Таким образом, становится неважно, законен ли вопрос, выставленный на референдум, т.к. если люди с предложениями согласны – это и должно стать законом. Опять же, вопрос о принятии данной меры новозеландцам предлагают решить путем проведения всеобщего референдума – демократия, которой хочется аплодировать.

Общенациональные референдумы для США – редкость, что вполне объяснимо. Учитывая размеры населения Швейцарии, сравнивать следует с локальными референдумами. Для примера, посмотрим на шт. Вашингтон. Напомню на всякий случай, что столица США (г. Вашингтон) находится совсем в другом месте.

Фактически шт. Вашингтон представляет собой агломерацию, населением около 7 млн человек, с центром в Сиэтле, что сравнимо с населением всей Швейцарии (7,7 млн человек).

Referendum 71 (2009)

На этом референдуме был поставлен весьма интересный вопрос о регистрации отношений между людьми одного пола, если хотя бы один из партнеров старше 62-х лет. Формулировка такова, что браки между однополыми людьми остаются под запретом, но разрешается регистрация отношений, которые по сути ничем не отличаются от брачных и называются “domestic partnership ” (). Следует обратить особое внимание на ограничение по возрасту (62 года хотя бы для одного из партнеров), закон в первую очередь касается различной ответственности и прав между партнерами, а не нюансов их половых отношений. Фактически, это возможность для людей стать официальными родственниками, что важно для многих аспектов жизни. Например, не-родственника врачи могут не пустить к пациенту в больнице, независимо то того, насколько люди близки друг другу.

Подобные вопросы весьма болезненны в любом обществе. Лучший способ для разрешения таких проблем – спросить у самих людей. Штат Вашингтон стал первым в Америке, где подобный закон приняли, “за” высказались 53.15%.

Referendum 67 (2007)

На референдуме было предложено увеличить компенсацию по страховке до тройного размера в том случае, если страховая компания пытается необоснованно отказать в выплатах или же прибегает к различным незаконным ухищрениям. Граждане согласились с этим предложением большинством голосов, но 43.3% голосовали против, не желая, например, впоследствии оплачивать повышенные страховые взносы, из-за возросших убытков страховщиков.

Интересен здесь и принцип вынесения вопроса на референдум. Всеобщее голосование в данном случае использовалось, как способ заблокировать принятия соответствующего закона местным правительством, для чего было собрано 155 220 подписей и этого оказалось достаточно, чтобы вынести решение данного вопроса на референдум. Но т.к. большинство населения тоже высказалось “за”, то тройные штрафы для страховых компаний все равно ввели.

Россия

Ни один из приведенных выше референдумов не смог бы состоятся в России, т.к. закон о референдумах, подписанный Путиным в 2008 году (первая версия – в 2004), полностью запрещает вынесение на референдум все вышеперечисленные вопросы. Фактически, проведение в России референдума по инициативе граждан невозможно, причем ни федерального, ни регионального уровня. Несмотря на то, что референдум закреплен в третье статье Конституции, как “высшее непосредственное выражение власти народа ”, действующий закон ограничивает силу референдумов до абсолютного нуля.

Бессилен оказался и Конституционный Суд, признающий подобные ограничения законными. Описывая “права граждан Российской Федерации на назначение референдума ”, фактически, Конституционный Суд описывает лишь всевозможные ограничения прав граждан на основное выборное право ().

Наиболее ярким примером последних лет является попытка провести референдум по поводу строительства газпромовского небоскреба в Петербурге. Проведение референдума отклонялось под всевозможными предлогами: потеря документов; некорректный вопрос; всевозможные придирки к правилам оформления документов. Когда же инициативной группе удалось пройти все формальные ограничения, то местные власти просто отказались принимать вопрос на референдум, не объясняя причины. Суд, в свою очередь, подтвердил право не называть причины , по которым в проведении референдума отказывается.

Что же в итоге? Власти Петербурга, во главе с Губернатором, при поддержке руководства Газпрома, 5 лет боролись с городской общественностью. В ход шли всевозможные нарушения законов, фальсифицировались слушания, власти опускались до откровенной и неприкрытой лжи и многократно препятствовали проведению референдума (). На одну только рекламу Охта-Центра было потрачено несколько миллиардов рублей ()! В итоге, спустя 5 лет, Валентина Матвиенко начала говорить о том, что небоскреб, вероятнее всего, будете перенесен в другое место ().

Итого

Особенно мерзко на фоне подобных сравнений выглядит Медведев, заявивший об очередной модернизации – политической. По факту этот человек сделал единственное изменение в системе – увеличил полномочия президента до 6 лет, а депутатские – до 5. При этом сделал всё, чтобы этот вопрос был решен в обход федерального референдума. Все его заявления о возврате к прямой демократии благодаря современным технологиям – это не более, чем пустословие марионетки, прямая демократия возможна и сегодня, была возможна и вчера.

В мировой истории было множество примеров того, как граждане страны сами решали свою судьбу посредством референдумов. Независимость государства, изменение государственного строя, изменение полномочий какого-то конкретного политического деятеля — подобные вопросы не могли оставить равнодушными население разных стран, обеспечивая высокую явку. О важности выборов сегодня — на gudkov.ru .

В самом начале XIX века во Франции состоялось несколько референдумов. Например, 10 мая 1802 года перед французами был поставлен вопрос: «Будет ли Наполеон Бонапарт пожизненным консулом?». В голосовании участвовало около половины избирателей (49,45%). 99,76% из них ответили на этот вопрос утвердительно.

Но более важный референдум, определивший судьбу на ближайшее десятилетие не только самой Франции, но и многих других европейских стран, состоялся в ноябре 1804 года. Тогда жители Франции проголосовали за то, чтобы сделать Наполеона, который был до этого пожизненным консулом, императором Франции. Первая Французская республика превратилась в Первую Французскую империю. Из около 7 миллионов избирателей в голосовании не участвовало 52,8%. Официально было объявлено, что 99,93% голосов (3 521 675 чел.) было подано за создание Империи.

2 Референдум, сделавший Гитлера единоличным правителем Германии (1934 год)

19 августа 1934 года в Германии состоялся референдум по вопросу об объединении государственных постов президента (главы государства) и канцлера (главы правительства). Голосование проводилось в связи со смертью действующего президента Германии Пауля фон Гинденбурга (2 августа 1934 г.) вместо внеочередных президентских выборов.

За объединение высших государственных должностей проголосовали 38 394 848 человек (89,93%). Против — 4 300 370 (10,07%). 873 668 бюллетеней были признаны недействительными.


Агитационная растяжка «Да — вождю» (г. Фюрт, Бавария)

К моменту проведения референдума в Германии активно происходил процесс установления диктатуры Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером. В результате, после проведения референдума, Гитлер объединил в своем лице высшие государственные должности, принял титул «Фюрер и Рейхсканцлер».

3 Референдум о создании Исламской Республики в Иране (1979 год)

Референдум о создании Исламской Республики состоялся в Иране 30 и 31 марта 1979 года. Референдум проходил сразу после победы Исламской революции 1979 года и преследовал цель утверждения новой формы государственного устройства.

В 1963 году в Иране была проведена серия радикальных реформ — «Белая революция». Из страны был выслан аятолла Хомейни. Преобразования и деисламизация привели к активной антиправительственной пропаганде. Началом революции принято считать массовые антишахские протесты в январе 1978 года, подавленные правительственными войсками. В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьей покинул Иран. 1 февраля в Тегеран вернулся из изгнания Хомейни, после чего началась подготовка к проведению всенародного референдума.

Бюллетень для голосования содержал один вопрос — «Согласны ли Вы с установлением в Иране Исламской Республики?» на который надо было дать ответ «да» или «нет». Несмотря на то, что в обществе были противники такой формулировки, которые бойкотировали референдум, 99,3% (20 147 855 человек) принявших участие в референдуме проголосовали «за».

4 Референдум о независимости Эстонии от СССР (1991 год)

Референдум о независимости Эстонии от СССР был проведен в Эстонии 3 марта 1991 года. На вопрос «Вы за восстановление независимости и национального суверенитета Эстонской Республики?» 78,4% опрошенных (737 964 человек) ответило утвердительно. 21,6% (203 199 чел) ответили отрицательно. Явка составила 82,9%.

В соседних республиках — Латвии и Литве — вместо референдумов были проведены опросы населения, которые также продемонстрировали желание обрести независимость. Реальная независимость этих трех стран была восстановлена после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в августе 1991 года.

5 Референдум о восстановлении независимости Грузии (1991 год)

28 февраля 1991 года Верховный Совет Грузинской ССР запретил проведение референдума о сохранении СССР на территории Грузии и принял решение провести референдум по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года, что фактически являлось решением о выходе из СССР. Грузия стала четвертой союзной республикой после стран Балтии, решившей обрести независимость.

Референдум о восстановлении независимости Грузии состоялся 31 марта 1991 года. Население Грузии на 1 января 1991 составляло 5 млн. 464 тыс. человек, в референдуме приняли участие 3 млн. 326 тыс., из которых за государственную независимость проголосовало 98,93 процента. Два региона республики — Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область — заявили о своей особой позиции, они хотели выйти из состава Грузии.

9 апреля 1991 года на чрезвычайном заседании Верховного Совета Грузии председатель ВС Звиад Гамсахурдия объявил о восстановлении государственной независимости Грузии.

В том же 1991 году референдумы о независимости прошли и в других советских республиках — Армении, Азербайджане, Украине, Туркмении, Узбекистане. В всех этих республиках население высказалось за обретение независимости.

6 Референдум о статусе Крыма (2014 год)

Референдум о статусе Крыма был проведен 16 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Населению предлагалось выбрать один вариант из двух предложенных: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? / Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

Согласно официальным результатам, в Автономной Республике Крым 96,77% (1 233 002 чел.) проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1%, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6% (262 041 чел.) избирателей при явке 89,5%.

Референдум проводился вопреки украинскому законодательству, не предусматривающему понятия региональный референдум и предписывающему решать территориальные вопросы только на всеукраинском референдуме, и при поддержке российских войск.

Большинство стран-членов ООН не признало крымский референдум. При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался.

7 Референдум о независимости Шотландии (2014 год)

Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошел 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет. В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года.

К утру 19 сентября все голоса были посчитаны. За независимость Шотландии высказались 44,7% избирателей (1 617 989 чел.), против — 55,3% (2 001 926). Явка составила 84,5%. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.




Top