Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.

Во-первых, к их развитию нельзя привлечь частный капитал. Это самый главный и неустранимый недостаток правового статуса унитарных предприятий. Во-вторых, государство-собственник практически лишено возможности управлять такими предприятиями. В-третьих, само право хозяйственного ведения, искусственно сконструированное российским законодательством, является несовершенным институтом, что порождает в рамках хозяйственного оборота ряд правовых коллизий:

1. Унитарное предприятие самостоятельно распоряжается всем имуществом, кроме недвижимого, а по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Таким образом предприятие действует вполне самостоятельно, а по его долгам при банкротстве фактически расплачивается государство-собственник.

2. Право хозяйственного ведения дает возможность с помощью волевых правовых актов наделить организации, которые по определению могут иметь имущество только на началах оперативного управления, правами собственника. За государством оставлена лишь функция контроля за имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения, и право на часть прибыли. Механизмы реализации этих прав в настоящее время нормативными документами установлены весьма слабо.

В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.

Акционирование государственных унитарных предприятий, в том числе, с закреплением 100% акций в федеральной собственности, прямо подпадает под действие Закона о приватизации, который предусматривает весьма сложные и длительные процедуры акционирования.

Во-первых, акционирование крупного государственного унитарного предприятия в большинстве случаев по нескольким основаниям сразу возможно только в том случае, если оно будет включено в соответствующий перечень Государственной программы приватизации.

Во-вторых, параллельно с разработкой плана приватизации в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация имущества унитарного предприятия и его аудиторская проверка. Эта норма действует в отношении акционируемых госпредприятий, балансовая стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда или при выделении из предприятий каких-либо подразделений в качестве юридических лиц. Оплата аудиторских фирм должна выделяться из средств, полученных от продажи акций приватизируемого предприятия. Однако не определен источник средств при акционировании с сохранением в государственной собственности 100% акций.

Решением проблемы должно стать выведение из-под действия Закона о приватизации процедур преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.

Завершение программы преобразования акционерных предприятий государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности должно завершиться к 1 июля 2001 г.

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается, но не с той скоростью, с какой хотелось бы. Об этом говорится в заключении Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий.

Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

Так, из 522 ФГУПов, включённых в трехлетнюю программу приватизации, по истечении двух третей срока её реализации только в отношении 85 предприятий будут утверждены распоряжения об условиях приватизации. Еще 137 предприятий находятся в стадии ликвидации, а в отношении 215 из оставшихся 300 ФГУПов приватизация приостановлена в связи с не снятыми ограничениями на их приватизацию либо решениями Правительства об их акционировании не ранее 2016 года.

Вместе с тем существенное беспокойство вызывает отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов. По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако, по словам замминистра экономического развития, руководителя Росимущества Ольги Дергуновой, такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление. Однако в Росимуществе считают, что если у предприятия есть деньги на выплату зарплат, то должны быть средства и на оформление прав.

Если же денег нет, то такой ФГУП тем более нужно ликвидировать. А если ФГУП выполняет государственно значимые функции, тогда возникает вопрос к профильному ФОИВу: почему он не выделяет средства на нужное ему предприятие», - говорит Ольга Дергунова.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых в отношении значительного процента федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Значительно и число ФГУПов, годами не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, по сути, "оболочек", которые подлежат ликвидации как юридическое лицо без каких-либо преобразований. Однако для ликвидационных процедур также необходимы средства, выделять которые курирующие данные ФГУПы госорганы не хотят, поскольку не заинтересованы - они не несут никакой ответственности за подобное состояние дел», - отмечает член Экспертного совета при Правительстве РФ Юрий Берестнев.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании унитарных предприятий.

Если гендиректор саботирует акционирование, значит, он не заинтересован в этом, а значит, скорее всего, сидит на финансовых потоках и пользуется непрозрачностью», - полагает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Между тем, в соответствии с утверждённым Правительством РФ распределением полномочий, именно отраслевые министерства и ведомства должны обеспечивать подготовку и представление в Росимущество документов, которые необходимы для принятия решения об условиях приватизации.

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

ФГУПы составляют лишь небольшую часть от общего количества унитарных предприятий. Так, на начало 2015 года в России насчитывалось почти 24,5 тыс. унитарных предприятий, из них лишь чуть более 1 тыс. - ФГУПы. По данным ФАС, именно участие муниципальных унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. При этом, как отмечают эксперты, единой программы для реформирования унитарных предприятий, собственником имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, нет.

Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.

Одним из наиболее важных положений этого закона является установление минимального размера уставного фонда для УП. Для муниципальных УП (МУП) он равен 100 тыс. руб., для государственных УП (ГУП)- 500 тыс. руб.

Этот же закон обязал все УП привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством.

В связи с этим перед множеством ГУП встала проблема увеличения уставного фонда. Не секрет, что большое количество ГУП работает менее эффективно, чем аналогичные организации частного сектора экономики. Имеющиеся у таких ГУП активы по большей части обременены значительной задолженностью, основные средства крайне изношены, зачастую в собственности не имеется и недвижимости, так как ГУП получали площади либо в аренду, либо в хозяйственное ведение.

Таким образом, привести устав ГУПа «в соответствие» требует закон, а экономическое положение предприятия этого чаще всего не позволяет: нет средств для увеличения уставного фонда. Причем, совсем не факт, что в этом есть вина руководителя. Дело, как известно, в общей неэффективности государственного сектора экономики. Рассчитывать на то, что государство выделит средства, не приходится, так как руководством страны сейчас проводится политика сокращения количества ГУПов до минимального числа с целью оставить только такие ГУПы, которые выполняют действительно необходимые государственные функции.

Конечно, часть ГУПов могут задействовать ресурсы присоединяемых к ним дочерних предприятий, созданных ранее в соответствии со ст. 114 ГК РФ. Закон установил, что эти дочерние предприятия должны быть присоединены к создавшим их УП не позднее 1 июля 2003 г. Понятно, что присоединение «дочек» вместе с их имуществом позволит некоторым ГУПам набрать установленный законом минимум имущества, необходимый для увеличения уставного фонда ОАО.

Для остальных ГУПов, у которых нет таких резервов, одним из способов выхода из создавшейся ситуации является приватизация.

Приватизацией, согласно федеральному закону РФ № 18-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ), является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований - в собственность физических или юридических лиц.

Следует особо отметить, что законодательство императивно установило принцип: возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (за некоторыми исключениями) возможно только в порядке и способами, установленными ФЗ. Действия, выходящие за пределы ФЗ, чреваты неприятными последствиями для совершивших таковые действия лиц, вплоть до признания приватизации недействительной. Гражданский кодекс РФ устанавливает срок давности для предъявления исков о признании таких сделок недействительными равным десяти годам.

Какие же способы приватизации приемлемы для УП?

Статья 13 ФЗ, определяющая способы приватизации, установила правило: приватизация имущественного комплекса УП в случае, если стоимость его имущества превышает установленный законодательством размер минимального уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), может быть осуществлена только путем преобразования в ОАО, 100% акций которого находится в собственности государственных или муниципальных органов (иначе это именуется акционированием). Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил минимальный уставный капитал ОАО в размере 100 тыс. руб. Способ преобразования УП в закрытое акционерное общество (для которого минимальный уставный капитал равен всего 10 тыс. руб.), законодательством не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует вывод: все ГУПы или МУПы, имеющие имущество на сумму свыше 100 тыс., но менее 500 тыс. руб., сегодня должны в первую очередь рассмотреть возможность приватизироваться, и приватизироваться только путем акционирования.

Акционерное общество (АО), согласно законодательству, представляет собой юридическое лицо - коммерческую организацию, уставный капитал которого распределен на акции. Акция позволяет ее обладателю управлять АО путем участия в голосовании на общем собрании акционеров, и получать причитающиеся акции дивиденды. Создание и деятельность АО в целом осуществляется в соответствии с ГК РФ и регулируется федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Однако ФЗ установил особенности создания и правового положения ОАО, созданных путем преобразования УП. В том числе и для ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»).

Процедура акционирования УП начинается с появления организатора акционирования. Приватизация государственного или муниципального имущества может быть плановой или инициативной. Имеется в виду, что ФЗ в этом вопросе проявил гибкость, и неограниченно расширил круг лиц, могущих предоставить в уполномоченные государственные или муниципальные органы предложения (заявки) на приватизацию. Более того, статья 10 ФЗ прямо предоставила право органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям определять порядок планирования приватизации имущества, находящегося в их собственности. Статья 14 ФЗ предоставляет им право самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации республиканского или муниципального имущества.

Так, в настоящее время Республика Башкортостан и город Уфа самостоятельно определяют часть процедур приватизации (естественно, в рамках норм ФЗ). Речь идет о законах Республики Башкортостан о программах приватизации государственного имущества на год, а также решениях Уфимского городского совета по аналогичной тематике.

Таким образом, отчетливо просматривается стратегическая линия государства на создание гибкой, учитывающей местные особенности, системы планирования приватизации. Такая стратегия еще раз подтверждает вывод: государство намеренно решительно расстаться с грузом унитарных предприятий. И если кто-либо из руководителей УП, обреченных на акционирование, еще надеется на помощь в высоких кабинетах, то, видимо, это надежда слабая, и с ней следует расстаться, чем раньше, тем лучше.

Наличие прогнозного плана приватизации, или же обоснованной заявки на приватизацию, запускает механизм приватизации. На первом этапе органами по управлению государственным или муниципальным имуществом исследуется вопрос возможности приватизации. Преимуществом в этом плане обладают предприятия торговли, бытового обслуживания, некоторые другие. Законами и иными нормативными правовыми актами установлены категории или перечни объектов государственной или муниципальной собственности, не подлежащие приватизации, или приватизация которых осуществляется с определенными ограничениями. Также существуют нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения заявок на приватизацию.

Если при рассмотрении возможности приватизации УП не выявлены какие-либо ограничения, то орган по управлению соответствующим имуществом (например, Минимущество РБ или КУМС г. Уфы) выносит решение о приватизации данного УП.

При подготовке решения об условиях приватизации УП осуществляются следующие мероприятия:

Осуществляется инвентаризация имущества (включая результаты научно-технической деятельности);

Составляется промежуточный баланс;

Оформляется план земельного участка и иные документы на недвижимость (при ее наличии). План земельного участка оформляется с приложением правоустанавливающих документов на этот участок. Если в отношении подлежащих приватизации земельных участков проведен кадастровый учет, то предоставляется выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана;

Все вышеперечисленные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером УП.

Аудиторская проверка промежуточного баланса. (Аудиторская проверка может быть проведена по инициативе органа по управлению государственной или муниципальной собственностью. С этой целью ими заключается соответствующий договор с аудиторской организацией. В случае выявления аудитором нарушений при составлении документации, может быть назначена дополнительная проверка наличия и состояния имущества и обязательств УП);

решается вопрос о дочерних предприятиях (они должны быть присоединены к основному УП);

Определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП (сюда включается все имущество, принадлежащее УП на праве хозяйственного ведения, а также подлежащие приватизации земельные участки, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и пр.);

Определяются объекты (в т. ч. исключительные права), не подлежащие приватизации в составе данного УП, и порядок их дальнейшего использования (например, права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обороноспособностью и безопасностью страны);

Составляется перечень обременений (ограничений) объектов недвижимости, и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов.;

Определяется балансовая стоимость активов;

Определяется размер уставного капитала создаваемого ОАО (он принимается равным балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП);

Определяются количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО, разрабатывается устав ОАО.

Подробнее об инвентаризации.

Инвентаризация имущества УП, а также результатов научно-технической деятельности, в зависимости от принадлежности УП к федеральной, республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормативными актами органов управления имуществом соответствующего уровня. Эти нормативные акты в целом едины в своей методике выявления и оценки активов и пассивов предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств УП, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основания возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения и контрагент обязательства. Это, в частности, обязательства по векселям, поручительству, и т.д.

При выявлении неучтенных объектов их оценка производится по рыночной стоимости, в большинстве случаев с привлечением независимых оценщиков.

Имущество, не включенное в состав приватизируемого, изымается собственником.

Ответственность за проведение инвентаризации несет руководитель УП.

В случае выявления недостаточности балансовой стоимости активов для формирования минимального уставного капитала ОАО, предусмотренного законодательством, решение будет предусматривать не акционирование УП, а его продажу с аукциона или конкурса.

Вышеизложенные мероприятия завершаются решением об условиях приватизации УП, которое утверждает:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;

перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества;

расчет балансовой стоимости приватизируемых активов УП.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации УП составляется передаточный акт, который по форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущества УП. В качестве приложений к передаточному акту прилагаются расчет балансовой стоимости активов, и перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Далее осуществляется государственная регистрация созданного ОАО в порядке, предусмотренном федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ФЗ созданное таким образом ОАО становится правопреемником бывшего УП.

После государственной регистрации созданного ОАО представитель органа по управлению государственным или муниципальным имуществом и единоличный исполнительный орган созданного ОАО подписывают передаточный акт.

При этом руководитель бывшего УП назначается директором ОАО до первого собрания акционеров. В соответствии с ФЗ, полномочия высшеего органа управления ОАО (общего собрания акционеров) в данном случае будут осуществляться от имени соответствующего собственника акций – соответствующими органами по управлению государственной или муниципальной собственностью.

Дальнейшие действия исполнительного органа ОАО направлены на переоформление прав, имевшихся у УП (на имущественный комплекс, на недвижимость, на земельные участки), а также организацию деятельности ОАО (ведение реестра акционеров, регистрация акций в ФКЦБ и т.д.).

В будущем продажа государственного пакета акций созданного ОАО будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими такие сделки. При этом, после отчуждения части государственного или муниципального пакета акций (то есть, когда среди акционеров появятся частные лица), «Золотая акция» позволит представителю органа по управлению государственной или муниципальной собственностью налагать вето на следующие решения общего собрания акционеров:

о внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

о реорганизации ОАО;

о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;

об изменении уставного капитала ОАО;

о совершении крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность (в определениях, данных Федеральным законом «Об акционерных обществах»).

Председатель Башкирской

республиканской ассоциации

юридических компаний В.А.Вишневский

Главный специалист ООО "Фонд "АЯКС"

по содействию развитию

предпринимательства" И.М.Ильясов

Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задол­женность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оцен­ке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предла­гаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предпо­лагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов ус­ложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор меж­ду приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.

Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.

ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать пред­приятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяй­ственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.

НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акци­онерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акцио­нерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой фор­ме акционирования нет.

ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию на­поминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рас­срочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государ­ственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставля­ется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосу­дарственного предприятия с коллективной, кооперативной или акци­онерной формой собственности.

Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.

Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от сто­имости имущества, приобретенного коллективом арендато­ров за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.

В республике почти все договоры аренды были заключены до приня­тия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.

Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.

Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арен­дных предприятий не выше, чем государственных.

Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.




Top