Рерих николай константинович софия премудрость. Кто ты мать мира? Представление о Святой Софии как Премудрости Божией в православной традиции


В.Ф. Эрн писал: «Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности». Сам философ писал: «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года:

Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества».

Речь идет о трех явлениях философу Божественной Сущности, олицетворяющей вечную женственность. Эта Сущность - олицетворение одного из космических начал, «богоматерии», Св. Духа. Эту святящуюся субстанцию или энергию на Западе называли Материя Люцида, а на Востоке Матерь Мира. Это София Премудрость Божия. Это то живое пламя, которое преобразило Христа на горе Фавор, поэтому его Свет называют Фаворским Светом.

В русской софиологии, родоначальником которой стал Вл. Соловьёв, считается, что София является «четвёртой ипостасью Божества». Её «номер» 4, после Отца, Сына и Святого Духа. Говорят, что Четверица, или Три-в-Одном,

обожествлялась ещё пифагорейцами. В действительности же мы не можем установить: когда именно и где впервые люди стали почитать этот символ Премудрости Троих, в котором им явилось неведомое Божество, Троица. Умозрительно Троица является людям не иначе как Женственный Логос. Гностики говорили о Крестос-Софии, Флоренский о Христо-Софии. Одним из символов этой Царственной Сущности, Царицы Небесной является Огонь. Вот и Н.К. Рериху Она явилась в клубах Огня на Белом Коне. Белый Конь в разных системах мысли - от индуистского Калки Аватара до Апокалипсиса связывается с тем долгожданным событием, которое христиане называют Вторым Пришествием. Вообще, Апокалипсис - книга настолько же о Пришествии Софии, насколько о Пришествии Христа. Это книга о браке Агнца, о браке Христа и Софии. «… ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца». (Откр. 19:7-9)


(«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие, как собеседника на пир». На брачный пир Агнца? Так, практически все цитируют Тютчева, хотя в оригинале стоит не «блажен», а «счастлив». Почему же все переиначивают? Какое уж тут «счастье»? Сплошное блаженство!»)

В статье «Понятие Церкви в Священном Писании» Флоренский даёт такое толкование центрального образа Откровения - "Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21:2) Флоренский говорит, что это - Царица Небесная, Церковь незримая, или София. В той статье он пишет о Втором Пришествии, следуя традиционному для Православия толкованию Апокалипсиса. В главе 14, как и в последующей 15 главе, изображено богослужение 144 000 "девственников", "которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл" (Откр. 12:4) "Это верные Христу. И, как противоположность этой Церкви избранных, в главе 17-й изображена Великая Блудница, над которой (гл. 18-я) происходит суд. Блудница эта не есть то или другое государство, та или другая поместная Церковь это совокупность всех плевел Церкви, тогда как 144 000 девственников, далее являющиеся как Невеста Агнца или Иерусалим Горний - совокупность пшеницы. Ранее же описанная Жена есть нива, на которой до поры до времени растут неразличимые между собою пшеница и плевелы (Мф. 13:24-30; ср. Мф. 13:47-50). Таким образом, при последних событиях мировой истории Церковь дифференцируется на Блудницу - Церковь падших и на Град Божий, описанный в гл. 21-й. Это - "Жена, Невеста Агнца" (Откр. 21:9), куда уже не войдёт ничто нечистое. Тут Невеста предстаёт во всей своей небесной и лучезарной красоте". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.122, М.,стр.470.)

Очевидно, Христос и София придут Вдвоём. У Матфея сказано, что это событие будет иметь грандиозный космический масштаб: «… ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. (Мф. 24:27).

Может быть, поэтому Н.К. Рериху София-Премудрость и явилась в пламенеющих языках Огня? Говоря о Втором Пришествии, нельзя не упомянуть об ожидаемом христианами Пришествии одного из самых загадочных персонажей Нового Завета «Святом Духе Утешителе». Он упоминается только в Четвёртом, гностическом, Евангелии. Е.П. Блаватская настоящим автором его называет Марию Магдалину. Христос говорит об Утешителе на Тайной Вечере.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам». (Ин. 14:16-18) «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пришлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». (Ин. 14:25-26). «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин. 15:26). «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Маня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам». (Ин. 16:7-14).

Вот и всё, что сказано об Утешителе в Св. Писании христиан, но эти несколько фраз породили среди христианских мистиков целое тайное учение. Флоренский в главе «Утешитель» своего великого труда «Столп и утверждение истины» пишет: «Да, Дух Святой действует в Церкви. Но знание Его всегда было либо залогом, либо наградою, - в особые моменты и в исключительных людях; и будет таким, доколе не «свершится» всё. Вот почему при чтении церковной письменности не может не обратить внимание одно явление, сперва кажущееся странным, но потом, в свете предыдущих соображений, выявляющее собою внутреннюю необходимость. А именно: святые отцы и мистические философы говорят о важности идеи Духа в христианском мировоззрении, но почти никто не выясняет чего-либо отчетливаго и решительнаго. Ясно видно, что святые отцы про себя что-то знают; но ещё яснее, что это знание так глубоко затаено, так «неотчётливо», так несказанно, что облечь его в отчётливые слова не хватает у них сил. Главным образом это относится к догматистам, потомучто им надо говорить определённо и - по существу дела; они-то и оказываются почти немыми, или явно путаются. (…)

Эта неотстоенность идей, происходящая из незаурядности умственных встреч с Духом Святым, явствует и из того, что в творениях церковной письменности не редкость, как уже отчасти указывалось выше, встретить некоторую неразграниченность идей Духа Святого и Софии - Премудрости, - отчасти же и их обоих от Логоса, - явление тем более бросающееся в глаза, что идеи Отца и Сына разработаны со всяческою тонкостью и, можно сказать, вычеканены довольно. (…)

Около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни; а в откровении Его - все надежды». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 112-140)

Это связано с тем, что раскрытие тайны Утешителя могло произойти только с наступление Новой Эпохи, Эпохи Святого Духа, которая ожидалась мистиками христианства. И вот эта Эпоха пришла.

И Святой Дух Утешитель пришел и дал нам новое Откровение и «мир его не познал».

Вл. Соловьёв учил, что мы живем во времена апокалиптические, когда происходит решающая битва за освобождение плененной первобытным хаосом Мировой Души, которая должна закончиться преображением неба и земли в Новое Небо и Новую Землю, преображением человека в нового человека. В этом новом мире люди будут жить в трех мирах, восходя без перерыва сознания великой лестницей к свету. Важнейший этап этой борьбы - явление «Жены, облеченной в Солнце», которая собирает новых людей, готовых к преображению своей энергетики в новый тип, отвечающий условиям грядущего нового мира. Явление этого воплощения вечной женственности было обещано Христом в Евангелии от Иоанна, как пришествие Святого Духа Утешителя. Владимиру Соловьеву эта Невеста Агнца явилась в образе Софии. Она была его Учителем, Она готовила его к великой миссии, которая «с каждым днем становилась для него все яснее, определеннее и строже». Этот культурный герой был послан Ею в мир как Ее предтеча, чтобы подготовить мир к Ее Пришествию. И он выполнил свою эволюционную задачу. Насыщенный огнем его духа Серебряный век русской культуры прошел, по словам Бердяева, под знаком вечной женственности, в ожидании и подготовке к эпохе Святого Духа.

Мы знаем, что наследники Вл. Соловьева уничтожили ту часть его рукописей, которая по их мнению могла повредить его репутации «православного философа». Но рукописи не горят. Все же, кое-что осталось. Так рукопись «La Sophia» местами прерывается записями, сделанными под диктовку высшей Сущности. Вот одна из них: «Думай обо мне. Я рожусь в апреле 1878. Софиа». Читающий разумеет.

Вл. Соловьёв дружил с Н.К. Рерихом, они переписывались, встречались, общались. «Помню беседу с Владимиром Соловьёвым у Стасова, когда обсуждалась моя картина «Световитовы кони», а философ приговаривал, теребя свою броду: «Восток! Восток!» Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре». «Удивительно, насколько меняются человеческие выражения, сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал очень потревожен, если входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьёвым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась и он спешил прекратить беседу».

Е.И. Рерих родилась 12 февраля 1879 года. С Н.К. Рерихом они поженились в 1901 году. Вл. Соловьёв ушел летом 1900 года. У нас нет никаких свидетельств того, что в этой жизни он встречался с Е. И. Рерих.

В руках Софии-Премудрости Н.К. Рерих узрел свиток с текстом, озаглавленным крупным изображением Знака Знамени Мира. Три красных круга в красной окружности. Три-в-Одном. Четверица. Этот текст София-Премудрость, победно скачущая на Белом Коне Апокалипсиса держит как Знамя. Знамя Мира - Знамя Новой Эпохи. Эпохи Матери Мира. В письме от 30 июня 1931г. Е.И. Рерих пишет, что Знак Знамени Мира можно понять как «спасительный Круг» Матери Мира.

«Некто поведал мне, - говорит Иоанн (Лествичник, - Г.Я.), - о необычайном и высшем пределе непорочности. «Ведь, - некто говорит, - воззрев на красоту, весьма прославил за неё Творца; и от единого взора погрузился в любовь Божию и в источник слёз; и изумительно было видеть, что ров гибели для другого для иного сверх естества стал венцом». Если всегда таковой, добавляет Лествичник от себя, - в таких чувствованиях усвоил себе такой образ действия, то он воскрес нетленным до общаго воскресения».

Цель подвига, как известно, - достигнуть нетления и обожения плоти через стяжание духа. Это нетление, таким образом, в глазах суровейшего из аскетических писателей является не внутренним обеспложением подвижника, не атараксией и не равнодушием, а, напротив, высшею отзывчивостью на красоту плоти, - способностью умиляться до слёз, плакать от восторга при виде прекрасного женского тела. Мучительный подвиг и окрылённый восторг оказываются антиномично-связанными в вопросе о поле, как и в других вопросах.

«Тем же правилом, - говорит ещё Лествичник, - будем руководствоваться и в отношении напевов и песней. Боголюбцам, ведь, к радости и божественной любви и слезам свойственно возбуждаться и от мирских, и от духовных песнопений; сластолюбивым же - наоборот».

Итак, цель устремлений подвижника - воспринимать всю тварь в её первозданной победной красоте. Дух Святой открывает себя в способности видеть красоту твари. Всегда видеть во всём красоту - это значило бы «воскреснуть до всеобщего воскресения», значило бы предвосхитить последнее Откровение, - Утешителя.

(«Последнее Откровение», - Учение Живой Этики, во главу угла ставящее как раз красоту? - Г.Я.)

Под «некто», о котором повествует Иоанн Лествичник, надо разуметь св. Нона, с 448 г. бывшего епископом в Эдессе и умершего в 471г., - того самого Нона, который основал в Эдессе первый лазарет древнего мира. Женщина, о которой упоминает рассказ была тогда вовсе не какой-нибудь святою; напротив, это была известная на всю Антиохию, где случайно находился Нон, - блудница Пелагея, за роскошь свою прозванная Маргаритою, - Жемчужиною». (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины». М., 90, стр. 310-311). Что, конечно же, никакого отношения к рассматриваемому нами полотну не имеет.

Ты царишь Одна, везде, всегда и во всём.
Ты повелеваешь пределами Неба и Земли.
Ты Своим Светом освещаешь всё сущее.
Ты Своею Любовью согреваешь всё живущее.
Ты Своею Мудростью награждаешь всё растущее.
Ты Милостивым Оком стережёшь все Твои творенья.
Ты Истинная, Добрая и Сострадательная Матерь всего человечества.
Сегодня мы поговорим о женщине - о её значении и назначении в свете Учения Живой Этики.
Только поняв и то и другое, женщина сможет подняться на предназначенную ей высоту и выполнить своё космическое назначение.
Три великих назначения имеет каждая женщина: быть матерью, быть спутницей мужчины и быть охранительницей вечных ценностей, созданных её детьми.
Начнём с самого Наивысшего.
Высочайшее понятие всех религий и всех народов есть Матерь Мира - Великое женское созидательное Начало во Вселенной. Вот как обращается к ней Живая Этика: «Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему Дательница, Ты всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!»
«Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую».

Николай Рерих говорит: «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.
Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию».
Матерь Мира есть воплощение великой вселенской материнской любви. Рерих приводит трогательную легенду о Ней: «Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: “Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”.
И сказал Господь: “Пойдём, Пётр, ночным дозором”.
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.
Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! не мешай!”»
«Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины», - пишет Елена Ивановна Рерих.
Как в большом, так и в малом. От космической концепции женского начала мы переходим к матерям нашей планеты Земля.
В Индии говорят: «Каждая женщина есть матерь мира».
С этим древнейшим утверждением перекликаются сказанные о женщине слова нашего современного писателя Валентина Распутина. Он пишет о «носимом в себе женщиной прообразе богородичного склада». «Мироткущая» - так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведённая ею новая жизнь могла развиваться правильно. «Охранительность - вот сущность женщины».
Елена Ивановна пишет: «…Грядущая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины». На Востоке эта «эпоха обозначена как эпоха Майтрейи или Великого Сострадания и провозглашения Матери Мира».
Истинно, женщина - « Мать и Хранительница мира».
«И если высока роль женщины как матери, то, именно, матери не семьи только, но матери и Великой воспитательницы сознания народов!»
Далее она пишет: «…Исключительная любовь к своему собственному ребёнку рассматривается как один из видов животного эгоизма».
«Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят её собственный очаг.
Зная, что ограничение ведёт к разрушению, но каждое расширение даёт созидание, всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению мысли и чувств, чтобы этим творческим огнём зажечь наши очаги».
«Пусть теперь женщина - Матерь Мира скажет: “Да будет Свет” и утвердит свой огненный подвиг.
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота.
Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий».
Роль женщины в семье невозможно переоценить.
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчёты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчётливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщине говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода».
«…Женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье».
«Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.
Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела». Так говорит Живая Этика.
Велика и прекрасна роль женщины - жены, вечной спутницы мужчины. Это её назначение Николай Константинович Рерих выразил в четырёх словах посвящения своих книг Елене Ивановне Рерих: «Жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Именно Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины. Жена - это друг, это спутница на всех путях мужчины, его вдохновительница, его Муза. И этот великий художник говорил, что его картины следовало бы подписывать двумя именами - мужским и женским.
В своей статье «Лада» (так именовали близкие Елену Ивановну) Николай Константинович даёт её облик: «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, - на всё это готова Елена Ивановна. (…) На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. (…) Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера.
И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе».
Если бы издать все написанные ею письма, «то получилось бы много томов. Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются её помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. (…) Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. (…) Велика радость - давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса».
«Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду - преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, вся семья - всё строится по тем же благодатным началам.
Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою, - и всё на пользу человечества. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи».
«…Сказано, - пишет Елена Рерих, - “как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину”. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н[иколая] К[онстантиновича] “Та, которая ведёт” ["Ведущая"]. Так женщина должна занять место, суждённое ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно именно с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения…»
«Настаёт великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий - поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину».
«Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро входит она в любую область», - говорит Живая Этика.
Женщина - жизнь дающая - особо сильно проявляет психическую энергию, великую творческую и созидательную мощь.
В Живой Этике сказано: «Почему при опытах над психической энергией участие женщины так нужно? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны?
Можно назвать множество явлений, когда именно женщина может дать особое напряжение психической энергии».
«Настоящая эпоха недаром называется эпохою Матери Мира, она выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры, - говорит Николай Рерих. - И в то же время эта почётная миссия накладывает на женщин и особую ответственность как на хранительниц не только семьи, рода, государства, но и мира.
Только в женских руках мир, к которому тянется всё человечество, будет осознан как творящее, бодрое будущее, в котором появится истинное сотрудничество. (…)
…Приходят сроки, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое находится в небывалой ещё опасности».
«Женщина - мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли и знания.
Женщина - вдохновительница красоты - знает всю силу, всю синтетическую мощь красоты».
Николай Рерих пишет: «Перечислять совершённое и вдохновлённое женщиной значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении Прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что суждённая эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет верным союзником этих основ в глубине человеческого сознания?
Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира. Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает всё тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях».
«Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного?»
Он обращается к женщинам: «Женщины… вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура.
Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!
Привет и поклон вам!»
Знамя Мира на картине Н.К.Рериха «Орифламма» («Владычица Червонно-Пламенная») женщина держит в руках как покров, охраняющий всё самое прекрасное, созданное её детьми. Мы вспоминаем, как в православии высоко чтится праздник Покрова Богородицы, защищающей людей от бед, напастей и разорений.
Созвучно с этой картиной стихотворение Н.К.Рериха «Владычица Знамени Мира».
Владычица Червонно-Пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же
поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь
Знамя поднять, знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь
и наполнишь сердце людское сознаньем о священном
Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя
отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько
уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты
все поношения самого лучшего, самого нужного
людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,
Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:
сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание
Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,
легко прикасаясь к созидательным камням творенья?
Вот мы
и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной.
Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе
разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты
не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения,
и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь
народам Знак Охраненья мирных прекрасных
Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой
Мысли! Знак Утвержденья и Света.
Помоги Владычица Знамени Мира!
Елена Ивановна призывает: «…Женщины должны без промедления приступить к самосовершенствованию на всех путях… Многое… женщинам нужно изжить… начнём воспитывать в себе сознание своего достоинства и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на Общее Благо».

«Своими руками женщина всех племён и верований поможет слагать ступени эволюции.
Нельзя промедлить!»

К Звезде
Мы придём и встанем пред Звездою,
Скажем Ей: «Мы долго шли к Тебе
В знойный полдень и ночной пургою,
Вверив дух начертанной судьбе».
И ответит нам Звезда с улыбкой:
«Я ждала вас долгие века,
И Мои лучи над жизнью зыбкой
Озаряли вас издалека».http://agnivesti.ru/news12140
Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
Материал для статьи взят из “Сибирского рериховского общества”, автор статьи Н.Д.Спирина.


Юрий Хатуевич Темирканов

10 декабря 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения всемирно известного дирижера, педагога, профессора, художественного руководителя и главного дирижёра Заслуженного коллектива России, академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии, Президента Международного Центра Рерихов Юрия Хатуевича Темирканова.

Гала-концерт к юбилею Маэстро стал кульминацией XIX Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». В этот вечер на эстраде Большого зала Санкт-Петербургской государственной филармонии собрались выдающиеся артисты. Музыкальные поздравления в адрес Маэстро прозвучали в исполнении дирижера Мариса Янсонса, пианистов Николая Луганского и Дениса Мацуева, скрипачей Юлиана Рахлина и Вадима Репина, альтиста Юрия Башмета, вокалистов Динары Алиевой, Карен Слак, Маттиаса Гёрне, Пааты Бурчуладзе, а также юного саксофониста Арсения Алексеева, отмеченного премией фонда Маэстро. Наряду с Заслуженным коллективом России, чья судьба вот уже 30 лет неразрывно связана с именем Юрия Хатуевича Темирканова, в концерте принял участие Концертный хор Санкт-Петербурга, Петербургский камерный хор и Хор Михайловского театра.

От лица сотен тысяч и миллионов любителей музыки юбиляра поблагодарил и поздравил Президент России В.В. Путин. Он отметил: «Благодаря Юрию Хатуевичу и людям его масштаба мы - я сейчас скажу от имени музыкальных обывателей, не специалистов, не музыкантов - мы погружаемся в волшебный, бесконечный мир музыки, мы ощущаем его глубину и вселенский масштаб. Благодаря Юрию Хатуевичу мы переживаем такие яркие чувства, которые невозможно описать словами». Президент наградил Маэстро орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» «за особо выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность».

К юбилею Юрия Хатуевича Темирканова в Санкт-Петербургской академической филармонии открылась выставка «Браво, Маэстро!», подготовленная Международным Центром Рерихов при поддержке Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

Предлагаем вашему вниманию перечень публикаций и видеосюжетов к юбилею Ю.Х. Темирканова.

Поздравление Президента России В.В. Путина

Документальные фильмы:

Публикации о юбилее:

В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще...

Николай Рерих в Петербурге

Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.

Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.

Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.

По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.

Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Об этом Н.К. Рерих писал во многих произведениях, в том числе в очерке «Знамя Мира» (1939г.)

Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какого-либо верования. Н.К. Рерих назвал его также символом Триединства, понимал сокровенный смысл этого знака и не возражал против различных интерпретаций, если они исходили из понятий синтеза и объединения.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несет лучшее будущее». Иерархия. §331

«Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем». Иерархия. §334


«...Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, - писала Е.И.Рерих, - покроет весь мир». (…)

15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К.Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого пакта.

"Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!"

"Да будет", - повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции».

Шапошникова Л.В. Пакт Рериха. В основе - красота и знание.
Газета "Культура", № 14, 14-20 апреля 2005.

«...Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura".»

.
Журнал «Мир Огненный», № 4 (15). 1997. с.78

«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно...» Мир Огненный III. §241

Н.К. Рерих

Владычица Знамени Мира

Владычица червоннопламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет знак Мира,
Знак сохранения Высших Сокровищ?
Кто же кроме Тебя придёт к нам
Помочь Знамя поднять,
Знак созидания народам?
Бурно море и губительны вихри
Но Ты Знамя поднимешь
И Наполнишь сердце людское
Сознанием о священном хранении Духа.
Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак.
Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило.
Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям.
Если стадо не знает опасности
Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой:
Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
Дыхание Твоё исцеляет все раны
И Рука Твоя, разве не строит,
Легко прикасаясь к созидательным камням творения?
Вот мы и просим Тебя поднять
Этот знак Триединности Мощной.
Знаем мы, что Ты не откажешь,
Ибо противно Тебе разрушение и
Уничтожение прекрасных начал.
Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь
Смятения, и потому Ты поднимешь и
Сохранишь и Укажешь народам знак
Охранения мирных прекрасных сокровищ!
Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!
Знак Утверждения и Света.
Помоги, Владычица Знамени Мира!»

«Отблеск искусства Леонардо несёт на себе «Мадонна Орифламма». Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. с.78

«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.

Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.

Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше

время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.

И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».

Рерих Н.К. «Король Альберт». Листы Дневника. I т. МЦР. Бисан-Оазис. 1995. с.486,487

Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.

Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)

В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, - словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.

Великий дар. О картине Н.К.Рериха «Зарево». Восход. Журнал. № 4 (144). 2006

Запечатлен Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. (…) Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София - Премудрость...

Н.К. Рерих «Держава Света». О Вечном… М. 1994 г. с.169-170

«...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «...ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее - огненного цвета, за спиною - два большие огневидные крыла, на голове - золотой кадуцей, в левой - закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы - золотой нимб, над ушами - тороки или "слухи"», кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: «крылья Софии - явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела - указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены - обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому». По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий».

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира - три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, " Αγιωζ" что значит “свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.

Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора «предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения».

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота».

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово - это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как...хозяйство и культура».

В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София».

Маточкин Е.П. «Н.К. Рерих и русский космизм». Часть I

«На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот, в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника будет сиять Сокровище Мира: Норбу Ринпоче-Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель.

Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий Сокровище Мира?»

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.193,194

«...Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:

«Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш спутник улыбнется:

«Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха».

Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.

«Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает:

«А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает:

«Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется камень».

Рерих Н.К. «Держава Света». Священный дозор. Рига. Виеда. 1992. с.185

«Картина «Чинтамани» (1935-1936) теснейшим образом связана со сказанием о чудодейственном Камне, способном влиять на жизнь людей. Упоминание об этом Камне встречается в преданиях самых разных народов. На Западе - это Чаша Грааля, на Востоке - священный символ Чинтамани, Сокровище Мира. Но что кроется за этими легендами? Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света - Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землей и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий. На картине Сокровище изображено в седле одинокого белого коня, спускающегося с горной вершины. Если Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница...»

Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель. Под общей редакцией Л.В.Шапошниковой.
МЦР. Мастер-Банк. М. 2006. с.187,190

Картина «Белый камень. Конь счастья» перекликается с картиной «Сокровище мира. Чинтамани». В ней также на седле коня без всадника изображен Символ Триединства в языках стилизованного пламени в окружении священных символов. Тот же сюжет мы можем увидеть на картине «Конь счастья» (серия «Майтрейя», 1925 г.)

Видели белого коня Святого Егория.

Видели белых коней Флора и Лавра.

Видели белых коней Световита, и на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гесэр-хана, даже видели удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.

На картинах китайских олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори белый конь - будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее с одной стороны, Великий Всадник обращает лица ждущих в сторону другую - туда, куда нужно.

Именно белый конь в сказаниях народа принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть….

Н.К. Рерих «Эрдени Мори». Листы дневника. Том 1, МЦР, М. 1995

«Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине "Белый камень"».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал №4/15. 1997. с.79

Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай), которую Н.К. и Ю.Н. Рерихи посетили летом 1935 года в ходе Манчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.) на пути из провинции Чахар в Суй-юань. В Шара-Мурене находился одноименный буддийский монастырь, который был резиденцией воплощенного ламы (хубилгана) Чу-чжи-стон ринпоче. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен.

Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить. (…)

Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.

Лишь бы усмотреть и запомнить.

Н.К.Рерих. «Везде» Листы дневника т.1. МЦР, М. 1995

«...Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори».

Рерих Н.К. Эрдени Мори. Врата в будущее. Рига. Угунс. 1936. с.135

«В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы.

Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха". Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936)».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

«Мир Огненный», журнал, № 4 (15). 1997. с.76

«...Но среди конкретных, узнаваемы картин прошлого появляются полотна необычные и странные. ...На них тоже прошлое. С теми же конкретным деталями, с тем же историческим настроением. Но они как бы выпадают из знакомых нам эпох. В них меньше условности, у них загадочные названия. В них как будто живет не история, а легенды о ней. На полотнах все реально, но что-то стало необычным, призрачным, как в неясном воспоминании.

Над тайными травами гнутся причудливо одетые ведуньи. Пронзительно и мудро смотрят глаза колдунов, в которых светятся безвременье и тайное знание. Фантастические лики и знаки древних заклятий возникают в неверном свете месяца. Заклинают землю заклинают огонь, заклинают воду...»

Шапошникова Л.В. Мастер. МЦР. Мастер-Банк. 1998. с.52,53

«...Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.76

«Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из "Силоса", Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия - мастера из Мулена (95). Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. "Спас Эммануил с Архангелами" (96), а также на иконе XVII в. "Архангел Михаил" (97).

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха
«Мир Огненный». Журнал № 4 (15). 1997. с.80




Top