Рибера св инесса. Описание картины «Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

Хосе Рибера родился 12 января 1591 года, в маленьком испанском городке Хатива.
Его жизнь была полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.
Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо.
Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу.
Из Рима Рибера переехал в Неаполь - город, входивший во владения испанской короны и управлявшийся вице-королем, присылаемым из метрополии. Рибера снял маленькую комнатку и на балконе выставил свою картину «Мученичество апостола Варфоломея». Около дома начали толпиться зрители, что вызвало любопытство герцога Педро Хирона де Осуна. Художник оказался не только талантливым мастером, но еще и испанцем! Этот факт стал решающим: герцог сделал его своим придворным художником. Здесь, в Неаполе, в 1626 году Рибера женился на Катарине Аццолино, дочери местного художника. Она стала ему верной женой и преданной помощницей, родила пятерых здоровых и красивых детей.
Со временем Рибера разбогател, слава о нем достигла родной Испании. А после того, как его мастерскую посетил Диего Веласкес, художник начинает получать заказы от испанского короля Филиппа IV.
Хоть Рибера стал богат и знаменит, но конкурентов не слишком жаловал. Поговаривали, будто он, являясь главой местных живописцев и пользуясь покровительством вице-королевского двора, сколотил из неаполитанских художников настоящую банду для борьбы с приезжими североитальянскими мастерами, которые могли бы перехватывать заказы. Досужие языки обвиняли Риберу в отравлении Доменикино и в преследованиях Гвидо Рени, из-за чего тот был вынужден бежать из Неаполя, бросив начатые работы. Впрочем, никого это особенно не удивляло - борьба с конкурентами в те времена шла любыми средствами, вплоть до яда и кинжала.
Дети подрастали. Особенно хороша была Мария-Роза. В семьях художников и жена, и дети обычно позируют главе семьи для его картин. Семья Риберы - не исключение. Рибера, гордившийся тонкой, одухотворенной красотой Марии-Розы, постепенно начинал использовать ее в качестве модели. В 1641 году он решил написать с нее святую Инессу.
Как рассказывает легенда, в III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Бог послал ей еще одно испытание - ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж: за Прокопия, либо - в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.
Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...
Инесу художники изображали часто, обычно - в дорогом одеянии и с агнцем в руках: такой она якобы предстала перед людьми через восемь дней после казни. Риберу привлек другой момент. Он изобразил Инессу в темнице. Ее руки молитвенно сложены, лучистые глаза устремлены к небу. Пушистые волосы каскадом струятся по спине и плечам. Соединение беззащитности и мужества, нежной прелести и душевной стойкости делают образ, созданный Риберой, одним из самых пленительных в мировом искусстве. Фигура Инессы, залитая потоком золотистого света, словно растворяется в переливах тончайших оттенков жемчужно-серого, розового, палевого цветов.
Рибера остается в этой картине настоящим испанцем, ценившим грацию, легкость, целомудренную хрупкость больше, чем пышные, чувственные формы, которые предпочитали итальянцы.

Картина вызвала в Неаполе общий восторг и была приобретена вице-королем.
В 1647 году в Неаполе произошло восстание Мазаньелло. В город для борьбы против восставших прибыл с испанским флотом принц Хуан Австрийский, незаконнорожденный сын Филиппа IV и актрисы Марии Кальдерон. Ему было тогда 19 лет. Вскоре он нанес визит в мастерскую Риберы. Принц попросил Риберу написать его портрет. Художник охотно согласился. Эту просьбу Хуан Австрийский сопроводил еще одной - переселиться на время со всей семьей во дворец в связи с тем, что в городе оставаться для испанца небезопасно.
Такая забота о его семье тронула Риберу. Он выполнил свое обещание и перевез семью. В свободные для принца часы начал писать его портрет. В это время и состоялось знакомство Хуана Австрийского с красавицами-дочерьми художника.
Рибера не знал, что принц мечтал об этом с той минуты, как увидел во дворце вице-короля знаменитую картину «Святая Инесса», о которой был много наслышан еще в Испании. Одухотворенная красота Инессы пленила его, и он с нетерпением ожидал знакомства с девушкой, послужившей моделью для этой картины. С момента ее написания прошло несколько лет, и Мария-Роза повзрослела, превратившись из очаровательного подростка во взрослую девушку.
Жизнь Марии-Розы в доме отца была достаточно замкнутой. Попав во дворец вице-короля, она с удовольствием начала принимать участие во всех его забавах и увеселениях. Подчеркнутое внимание франтоватого и кокетливого принца вскружило Марии-Розе голову, а отсутствие опыта в дворцовых флиртах и интригах привело к тому, что она всерьез восприняла любовные притязания девятнадцатилетнего хлыща...
Рибера не замечал, что происходит за порогом мастерской. Написанный им конный портрет Хуана Австрийского принцу понравился: покидая Неаполь, он увез его с собой.

Портрет дона Хуана Австрийского. Х. Рибера.:

Но не ограничился портретом. Он похитил Марию-Розу и увез ее в Палермо.
Рибера тяжело пережил бесчестье, постигшее его семью: бросил мастерскую, оставив должность придворного живописца, переселился в предместье города. Он полностью ушел от прежней жизни, почти перестал писать картины и вскоре, больной и нуждающийся, был всеми забыт. Это, вероятно, и породило легенду о том, что после несчастья с дочерью Рибера ночью скрылся из дома и пропал без вести...
Через некоторое время, обесчещенная и брошенная принцем, Мария-Роза вернулась к родителям. В родном доме она родила дочь, отцом которой был Хуан Австрийский. 17 декабря 1651 года в доме Риберы в Позилиппо состоялся акт крещения девочки, которую назвали Маргаритой. В возрасте 6 лет она была отдана в монастырь Лас-Дескальсас, пострижена в монахини в 1666 году, умерла в 1686 году 36 лет от роду.
В последние годы жизни Рибера почти не пишет картин. Разве что «Кающуюся Марию Магдалину»... Изображенная на ней девушка с заплаканными глазами, с лицом, полным застывшего отчаяния, положила голову на руки, которыми обняла череп. Скорбь в доме, скорбь в сердце...

В1649 году, во время второй поездки в Италию, с Риберой вновь встретился Веласкес. Вид несчастного отца, подавленного горем, потряс его. Вернувшись в Испанию, он по-своему отомстил за Риберу, написав портрет шута по имени Дон Хуан Австрийский. Этот шут, кривляющийся и убогий, изображен в комнате, где на заднем плане, сквозь дверной проем, виден залив, в котором происходит ожесточенный морской бой: вдали - корабли, охваченные дымом и пламенем. Шут стоит в окружении снятых и разбросанных доспехов, на нем бархатный камзол, прогулочная трость и шляпа с перьями. Сражение еще продолжается, гибнут люди, решается судьба родины, но для этого «героя» развлечения дороже чести и достоинства... Современники, знавшие о похождениях принца, прекрасно понимали скрытый смысл этого портрета.

А что «Святая Инесса»? В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи. И с этого момента судьба картины неотделима от судьбы прославленного дрезденского собрания со всеми его горестями и радостями.

Использованы материалы статей:

Н.A.Иoнинa «Рибера X. Святая Инесса», сайт http://www.ikleiner.ru;

Н. Синельникова «Хосе Рибера: принц и роза».

Хусепе де Рибера (1591 – 1652), по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) , испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии, с 1616 года до самой смерти. 2 сентября 1652 года жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Картины Хусепе де Рибера написаны в стиле барокко с сочетанием реализма и динамизма, идеального и реального, телесного и аскетичного.
Хусепе Рибера первым из испанских живописцев эпохи расцвета создал образы, замечательные по силе реалистического мастерства. Произведение Риберы вызывали удивление его современников.

Творчество этого художника отличается изображением сильных и разнообразных характеров людей, сложных душевных переживаний.

Он писал главным образом, как и все художники той эпохи, религиозные заказные картины, но зачастую моделями для его героев служили нищие, бродяги, грузчики порта. Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Такова «Святая Инесса». По высказываниям многих авторов, считается, что этот образ написан с дочери художника.

Поэтический образ испанской девушки создан в картине « Св. Инеса» . Картина «Святая Инесса» создана в 1641 году, в качестве модели художник использвал свою дочь Марию-Розу.

Девочка, брошенная в темницу, стоит одна на каменных плитах пола. Холодный камень и темный провал подземелья подчеркивают хрупкость и юность Инесы. Поток света, льющегося слева, освещает ее гибкую фигурку, Фон картины коричневый, но коричневые тона объединены в световой среде с неуловимыми переливами сероватых,розовых, зеленоватых тонов

У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Кажется, что само полотно излучает сияние. Оно написано переливами тончайших оттенков, воздушными, мерцающими красками, которые мягкими линиями моделируют хрупкое, несформировавшееся тело юной христианки. Ее жест проникнут трогательной беспомощностью, а в невинном, почти детском личике читается печаль и грустное торжество добродетели.

По преданию, юная христианка Инесса должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

Вся картина пронизана светом, какого не было до сих пор ни в одном из полотен Риберы, – так велика сила красок, создающих впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, свет придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, только сильнее подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы – входа в подземелье. От полотна, как из темного подвала, веет могильным холодом, и сама изображенная на картине христианка, казалось, тоже чувствует приближение смерти – так тонко сумел передать Рибера старинное предание.
В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи

Хусепе Рибера "Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом", 1641, Дрезденская картинная галерея

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим.
Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу.
Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний».

В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру.
Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей.
Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.
Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием.
Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка.
Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание.
Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом.
Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.


Святая Инесса. Картина кисти Хусепе де Рибера. Год создания 1641. Находится в Дрезденской галерее.

Статья об одной из известнейших картин, посвящённой этой святой. И об авторе картины.

Надежда Ионина. Из книги "Сто великих картин".

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений.


Портрет испанско - итальянского художника Хосе де Рибера , также известного под итальянским именем Хусепе.

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом - Хосе де Рибера. 1641. Холст, масло. 202 x 152 см.


«Святая Инесса» - одна из самых известных и популярных картин испанского художника. Она написана в зрелый период его творчества, когда в его работах появились оригинальные золотые и серебряные оттенки, отличные от темных и глубоких красок раннего, «караваджиевского» периода.

Святая Инесса – юная девушка, подросток, которую жестокие язычники выставили на всеобщее обозрение полностью обнаженной. Она была так наказана за отказ отречься от христианской веры. Но жестокосердым насмешникам не удалось долго потешаться над невинной девушкой. Ее волосы внезапно стали расти и вскоре буйной волной закрыли все ее тело, скрыв его от непристойных и грубых взглядов. В довершение чуда с неба спустился ангел, который закрыл покрывалом юную христианку.

Именно этот кульминационный момент и изобразил на своем полотне де Рибера. Святая Инесса на нем запечатлена не как жертва грубости и непонимания, но как совершенно невинное и чистое в своей вере создание. Это хрупкий подросток с тонкими руками и ногами, нежной кожей и поистине ангельским выражением лица. Она не испугана, хотя должна была бы. Инесса молится, она настолько глубоко верит, что убеждена в своей безопасности.

Есть мнение, что художник писал святую мученицу со своей дочери. Что ж, как бы то ни было, изображение юной, непорочной девы удалось ему превосходно. У нее нежная, белая кожа, розовый румянец на щеках, огромные темные и выразительные глаза. Эта девушка красива телесно и духовно.

На полотне полностью отсутствуют посторонние детали, отвлекающие от основного сюжета. Картина выполнена в сдержанных золотисто-коричневых тонах, фон ее словно растворяется в сиянии, исходящем от фигуры юной святой. Она стоит на коленях на голом, грубом полу из каменной плитки – это все, что из антуража доступно зрителям. Диагональная композиция, делающая полотно динамичным, подчеркнута расположением фигуры ангела и принесенного им полотнища, которым он окутывает фигуру святой Инессы. Сам плащ тоже выполнен в золотистых тонах, что придает ему сияния и подчеркивает его небесное происхождение.

Светлую кожу святой подчеркивают и делают сияющей темные волосы, полностью окутывающие ее фигуру. Они словно отделяют ее тело от всего негативного, что окружает ее в этом мире. Девушка выглядит защищенной не только ангельским плащом. Никому не дозволено потревожить ее невинность грязным взором или поколебать уверенность в своей вере, ведь она находится под защитой самого бога.




Top