Ричард клайдерман семья. Романтик фортепьянной музыки Richard Clayderman

Официальный веб-сайт Ричарда Клайдермана

На концерте в столице Хельсинки сколь плодовитый, столь же и популярный пианист Ричард Клайдерман исполнил композиции со своего последнего альбома и старые, хорошо знакомые публике хиты

В мартовский воскресный вечер вскоре после Международного женского дня к расположенному в центре Хельсинки дворцу «Финляндия», похожему на огромный айсберг, эффектно сияющий на фоне тёмного мартовского неба, благодаря своим подсвеченным белоснежным стенам, облицованным каррарским мрамором, спешили любители фортепианной музыки: в столице давал концерт французский пианист Ричард Клайдерман.

К великому сожалению, организаторы гастролей из компании Phoenix Entertainment не слишком активно рекламировали концерт знаменитого исполнителя, поэтому зал был заполнен примерно на треть. Позже мои знакомые искренне сожалели, что не слышали о концерте. Меня на него пригласили, буквально, за несколько часов до начала. Зато уж вовремя проинформированные и пришедшие на концерт с предвкушением праздника, не поскупились на овации!


Ввиду сравнительно недавно отпразднованного Дня 8 марта, перед началом выступления в фойе женщинам дарили «комплимент» от маэстро – трогательные шарфики и компакт-диск его самого последнего студийного альбома «Romantique», произведения из которого спустя несколько минут можно было услышать в живом исполнении.

О 63-летнем французском виртуозе, аранжировщике, исполнителе классической и этнической музыки, а также музыки к кинофильмам, кажется, уже сказано, написано и переписано друг у друга всё, что только можно было сказать и написать.

40 лет славы это – 267 золотых и 70 платиновых дисков, в общей сложности свыше 150 миллионов проданных пластинок, бессчётное количество концертов.

Подсчитано, что за 250 дней, проводимых ежегодно вне Франции, Ричард Клайдерман даёт по 200 выступлений. В его гастрольном графике значатся: в марте – Румыния, Финляндия, Армения, Испания, Хорватия, Сербия; в апреле – Македония, Чехия, Корея; май отведён концертам в Японии. И после летнего перерыва – опять осеннее турне, начинающиеся с Израиля.

Зимой 2016/2017 годов пианист выступал в Канаде, Новой Зеландии, на Канарах, в Швейцарии, на Мальте, провёл большой «Зимний тур» по Китаю, и под конец зимы успел сыграть в Литве и Латвии.


У Клайдермана с самого детства не биография, а сплошная Книга рекордов Гиннесса, куда он, кстати, внесён как «самый успешный пианист мира».

Игрой на фортепиано маленький Филипп Паже (это его настоящее имя) увлёкся в раннем детстве. Впоследствии очевидцы утверждали, что в шестилетнем возрасте мальчик владел нотной грамотой лучше, чем своим родным французским языком. В 12 лет он поступил в Парижскую консерваторию, в 16 – получил первый приз на конкурсе молодых пианистов.

Ему прочили блестящую карьеру классического исполнителя, но, как вспоминает сам Клайдерман, «я хотел заниматься чем-то другим, и вместе с друзьями создал рок-группу; это было трудное, тяжёлое время... те небольшие деньги, которые мы могли заработать, отдавались на приобретение музыкального оборудования. Я был реально вынужден питаться просто ужасно, главным образом, сэндвичами – так что меня оперировали по поводу язвы, когда мне было всего 17».

К тому времени отец Клайдермана, очень способствовавший музыкальной карьере сына, уже был серьёзно болен и не мог поддерживать его в финансовом плане. Чтобы зарабатывать на жизнь, Ричард находит себе работу аккомпаниатора и сессионного музыканта. «Я наслаждался этой работой, – вспоминает он, – и в то же время она хорошо оплачивалась. Так я отошел от классической музыки, но одновременно это дало мне сильную базу для того, что я делаю сейчас».

Одно из главных качеств хорошего сессионного музыканта – его универсальность, умение работать в разных условиях и жанрах, легко читать ноты и импровизировать. И хотя сессионные музыканты обычно не становятся знаменитыми, Ричард Клайдерман оказался в числе счастливых исключений.


Его талант не остался незамеченным. Вскоре он стал востребованным аккомпаниатором у самых известных французских звёзд, таких как Мишель Сарду, Тьерри Ле Люрон и Джонни Холидей. Когда Клайдермана спрашивают, каковы были его творческие амбиции в те годы, он отвечает: «Я на самом деле не стремился стать звездой и ощущал себя счастливым, будучи аккомпаниатором и играя в музыкальных группах».

Жизнь музыканта кардинально изменилась, когда в 1976 году ему позвонил известный французский композитор и музыкальный продюсер Оливье Туссен. Вместе со своим партнёром, композитором Полем де Сенневилем, он искал пианиста для записи «нежной фортепианной баллады».

Поль де Сенневиль, автор многих мелодий и аранжировок, сочинил пьесу в честь своей новорожденной дочери Аделины. 23-летнего Филиппа Паже прослушивают в числе других двадцати соискателей, и, к своему изумлению, он получает работу.

Владельцы французской звукозаписывающей компании Delphine Records не колебались. «Он понравился нам мгновенно, – вспоминал Поль де Сенневиль, – его совершенно особенное и мягкое прикосновение к клавишам в сочетании со сдержанной индивидуальностью и хорошей внешностью произвели сильное впечатление на Оливье Туссена и на меня. Мы приняли наше решение очень быстро».


Собственное имя музыканта было заменено псевдонимом – Ричард Клайдерман (он взял фамилию своей прапрабабушки-шведки), чтобы «избежать неправильного произношения его реального имени в других странах». Сингл под названием «Баллада для Аделины» разошёлся тиражом в 22 миллиона копий в 38 странах.

«Когда мы подписывали контракт, – рассказывал Оливье Туссен, – я сказал ему, если нам удастся продать 10 000, будет превосходно. Тогда было время диско, и мы не могли предположить, что такая баллада станет «призером»... Что это будет так грандиозно».

Так началась история сенсационного мирового успеха обаятельного французского музыканта. Его уникальный романтический стиль исполнения узнаётся теперь в любом произведении. Ричард Клайдерман обладает редкой трудоспособностью: он записал в общей сложности свыше 1300 мелодий – музыкальных шедевров классической, этнической и современной музыки.

Первый международный «хит» Ричарда Клайдермана – «Баллада для Аделины» – прозвучал и в Хельсинки. Пианист включил его в альбом «Romantique», записанный в Софии в сентябре 2012 года.


Эклектичность первого студийного альбома музыканта более, чем за десятилетие, выпущенного компанией Decca в 2013 году, отлично характеризует всё его творчество: тут и O Mio Babbino Caro Джакомо Пуччини, и попурри на темы из «Вестсайдской истории» и «Отверженных», и «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме», который гораздо чаще можно услышать в вокальном исполнении (как он изначально и задумывался), чем в инструментальном, и музыка из фильма «Список Шиндлера», а также произведения Адель, Прокофьева, Леонарда Коэна и снова Пуччини...

Помимо уже упоминавшейся «Баллады для Аделины» в Хельсинки прозвучало адажио из балета «Спартак» Арама Хачатуряна, музыка из фильма «Титаник», из прокофьевского балета «Ромео и Джульетта» и многие другие романтические мелодии, включая записанные на альбоме «Romantique».

Невероятное мастерство, позитивная энергетика, удивительная харизма Клайдермана просто завораживают. Его исполнительский стиль - это чудесные, чистые звуки и мелодии, в которых отчётливо слышна каждая нота, звенящая как хрусталь.

Пианист будто купается в звуках своей волшебной музыки, то разговаривая с роялем, то улыбаясь или хмуря брови, то подпевая своей мелодии, то вскакивая и играя стоя. Когда видишь Ричарда Клайдермана на сцене, трудно поверить в его природную застенчивость, о которой упоминают биографы.

Музыкант легко и весело общается с публикой, щедро раздаёт поначалу ошеломленным зрителям ноты уже исполненных композиций, в которых красивым твёрдым почерком аккуратно расписаны нотные знаки знаменитых произведений.

Два отделения концерта, безупречно отработанные на сцене самим пианистом без всяких перерывов «в пользу» сопровождавшего его скрипичного квартета, свидетельствуют, что музыка его утомить не может.

Маэстро признаётся: «Я люблю живые выступления на сцене, так как они дают мне прямой контакт с моими слушателями. Во время концерта, будь то выступление с моими 10-тью музыкантами или с симфоническим оркестром, мне нравится смешивать разные темпы, ритмы и стили, чтобы вызвать у слушателей самые разные эмоции».

По меткому выражению журналиста немецкого издания «Шпигель», которого теперь дружно цитируют все, кто пишет о Клайдермане, «он, возможно, сделал для популяризации фортепиано во всём мире больше, чем кто-либо со времён Бетховена».


Музыкант не любит сравнений с Бетховеном или Шубертом – для этого он слишком серьёзно к ним относится. Мир, в котором он живёт, очень отличается от мира немецких романтиков.

В «новом романтическом стиле» Ричарда Клайдермана его собственная исполнительская индивидуальность органично сочетается со стандартами классической и популярной музыки. Публика приходит в восторг, когда он с одинаковой виртуозностью играет классику, поп, рок, этническую музыку, романтические мелодии современных композиторов и сложнейшие произведения классиков в своей обработке.

Кроме сольных концертов, пользующихся неизменной популярностью, Ричард успешно выступает с лучшими оркестрами мира – с Лондонским филармоническим, Пекинским и Токийским симфоническими, Новозеландским и Австрийским национальными оркестрами. Список же знаменитостей, с которыми ему приходилось играть, просто бесконечен.

Ричард Клайдерман неизменно улыбается, и это не поза, а жизненная позиция. У него на редкость позитивное восприятие действительности. Даже когда ему задают «неудобные» вопросы о его творчестве, это его нисколько не задевает. Однажды его спросили, как он относится к тому, что его музыку называют «музыкой лифта» в том смысле, что её нередко включают в качестве фона?


Клайдерман легко соглашается: «Это правда, что мою музыку часто играют в лифтах, супермаркетах, магазинах, в самолётах. Часто это музыка, которая звучит в телефоне, когда вас просят ждать ответа. Это означает, что музыка такого рода способствует релаксации и является анти-стрессовой. Вы можете не отвлекаться на нее, но можете также её слушать.

Мне говорили, что многие водители, когда они заперты в пробках, ставят один из моих дисков, чтобы восстановить своё дыхание, понизить сердечное давление и/или просто расслабиться. Мне также рассказывали, что многие дети были сделаны под мою музыку – это замечательно, значит, это музыка любви!!! Ничего не могло бы порадовать меня больше этого».

Справедливости ради можно заметить, что, к примеру, в рождественские дни в Стокманне в Хельсинки традиционно звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта...


Милая маленькая деталь: в меню персонального сайта Ричарда Клайдермана есть рубрика для почитателей его исполнительского мастерства «Автограф». Если вы относите себя к числу поклонников музыканта и хотите получить фотографию маэстро с автографом, пошлите в студию Delphine Productions, расположенную в парижском предместье Нейи-сюр-Сен конверт с маркой и обратным адресом – Ричард пришлет вам свою фотографию так скоро, как только сможет.

Поскольку, как мне кажется, по объему почта Клайдермана должна быть ничуть не меньше, чем, скажем, у финского Деда Мороза – Йоулупукки, у которого, в отличие от музыканта, на этом участке трудится целая команда эльфов, столь искренняя забота не может не подкупать. Пожалуй, надо откликнуться...

Текст: Наталья Ершова




Top