"Рифмы матушки Гусыни", англ. детские стихи в переводе И


Русская народная сказка


Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка - скажу.

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего лесного яблочка - скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся...

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.

У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

Пряду, бабушка...

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

Речка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем - в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Светится окошко
В маленьком домишке,
А в домишке - кошка,
А в домишке - мышки.

Учит сына кошка:
- Не зевай, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, мышка!

Учит сына мышка:
- Берегись, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, кошка!

Кошки-мышки или Цап-царап
Песенка

У котенка лапки -
Мягкие подушки,
Но внутри царапки
Острые игрушки.
Припев:
Цап, цап,цапцарап
Острые игрушки.

Учит сына кошка:
- Не зевай, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, мышка!
Припев:
Цап, цап, цапцарап,
Там, наверно, мышка!

Учит сына мышка:
- Берегись, малышка!
Где шуршит немножко,
Там, наверно, кошка!
Припев:
Цап, цап, цапцарап,
Там, наверно, кошка!

Рецензии

Добрый день, уважаемая Римма.
Вот и второе Ваше стихотворение, которое мне нравится в степени «очень». По той идее, что я здесь для себя вижу, отношу его просто к классным вещам: мне кажется, что здесь не просто кошки-мышки, том-и-джерри какой-нибудь, а гораздо более глобальная история – противопоставление двух разных восприятий одного и того же мира! Причем два противоположных взгляда выражены практически одними и теми же словами, что еще более повышает для меня прелесть этого стиха. Такая своеобразная игра словами, почти точно повторенными, но с малюсенькими перестановочками, приводит к противоположным смыслам. К тому же, это достаточно красиво, на мой взгляд, подчеркнуто переходом от перекрестной схемы рифмовки во второй строфе к смежной – в третьей. Здорово! Здорово даже при том, что рифма «кошка - немножко» несколько тривиальная. В данном случае это не бросается в глаза и стиха не портит.
Надеюсь, Вы не будете возражать против того, что я скопировал это стихотворение в свою коллекцию любимых стихов для внучки. Спасибо.

С уважением
Цынгаев Виктор

ЗЫ. Однако, Римма, хоть стихотворение мне очень нравится, есть у меня некоторые соображения по нему.
Мне кажется, что вся соль стиха содержится именно во второй и третьей строфах, первая строфа, вообще говоря, выпадает из логической схемы. По крайней мере, она не сильно привязана логически к последним двум строфам. Ну и слова в этой строфе «внутри царапки» мне представляются неоднозначными. Извращенный ум может по этим словам нарисовать себе картинку, где царапки «прячутся» внутри котёнка, скажем, у него в животике. Бр-р-р! Я бы эту строфу убрал из стиха полностью.
Еще мне не очень по душе использование слова «наверно». Оно так же, как и слово «нету», относится к разряду разговорных, и лично я не приветствую их применение в стихах для детей – это, по-моему, не способствует развитию грамотности у ребятишек.
Поэтому я бы подумал над изменением последних двух строчек во второй и третьей строфах. Скажем, как-то так: «– Коль шуршит немножко – это точно кошка (мышка)!».

И вновь подчеркиваю, Римма, что на мое скромное мнение Вы, как хозяйка своего произведения, можете просто начхать.

Римма, я никогда не обижусь, если человек не соглашается с моим мнением. На то это и называется мнением, субъективным взглядом, с которым могут согласиться, могут и не согласиться. Это нормальное явление, на что ж тут обижаться?
В Вашем же ответе в словах о "художественной критике" я уловил некоторую иронию. Почему? Ну, потому что я ранее Вам говорил, что всю свою жизнь к стихам относился никак (я их практически даже не читал), никаких теоретических основ поэзии не изучал и не знаю. Все мои рассуждения строятся на интуитивном восприятии и, скорее всего, не соответствуют, а, может быть, даже противоречат теории. Отсюда я сделал вывод, что мои "рассуждалки" Вам либо неприятны, либо оскорбительны. Поэтому и спросил Вас об этом.
Обиды на Вас у меня никакой нет. По крайней мере, ничего обидного с Вашей стороны в свой адрес я пока не увидел.

С уважением
Цынгаев Виктор

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Танзиля Усманова
Театральная деятельность как процесс взаимодействия педагога с детьми. Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Учить детей имитировать характерные действия персонажей с помощью жестов,мимики;добиваться выразительности движений;

2. Развивать диалогическую речь с помощью стихов_диалогов;учиться взаимодействовать с воспитателем и детьми;

3. Пробуждать интерес к театрализованной деятельности,создавая условия для ее проведения;

4. Увлекать детей образным преподнесением песенки,вовлекая их в процесс драматизации при помощи обыгрывания в лицах;

5. Вызвать желание действовать с элементами костюмов-шапочками,как внешними символами роли;

6. Вызвать интерес к исполнению роли.

Материал:

Мольберт,иллюстрация театра,шапочки мышек,шапочка кошки,"ходики",штанишки,рубашки,атрибуты для норки.

Инсценировка английских народных песенок в переводе С. Я. Маршака "Мышки"

На мольберте иллюстрации о театре.

Воспитатель:Хотите ли вы поиграть в театр?

Дети:Да,хотим.

Воспитатель:А кто знает,что такое театр?

Дети:В тетре показывают сказки,там выступают артисты.

Воспитатель:Театр-это дом,где можно смотреть представление. Кто показывает представление в театре?

Дети:Артисты.

Воспитатель:А кто смотрит представление?

Дети:Малыши,мамы,папы,бабушки и дедушки,зрители.

Воспитатель:Итак,в театре на сцене играют актеры,а в зале их игру смотрят зрители. Как попасть в театр?Нас просто так никто ведь не пустит.

Дети:Надо сначала купить билеты.

Воспитатель:Что такое билет?

Дети:Это такая бумажка

Воспитатель:Билет-это такая бумажка,пропуск в тетр. На нем указано место. Где взять билет?

Дети:Купить

Воспитатель:Где купить?

Дети В магазине.

Воспитатель:В театре есть окошко называется касса .

Воспитатель просит детей повторить это новое слово.

Кто продает билеты в театр?

Дети:Продавец.

Воспитатель:В кассе,кассир продает билеты.

Воспитатель просит детей повторить это новое слово-профессию.

А кому мы покажем билет?

Дети:Маме,папе.

Воспитатель:Билеты мы покажем контролеру,который проверяет входные билеты. Кто знает,как нужно вести себя в театре?

Дети:В театре нельзя бегать,громко разговаривать,мешать соседу.

Воспитатель:Да,еще громкими разговорами можно помешать не только соседям,но и актерам,которые выступают на сцене. Нельзя в театре мусорить,шуршать фантиками от конфет.

Ну вот мы и в театре.

Посмотрите,вы сидите на стульчиках,а стою на сцене. Кто Я?

Дети:Артист.

Воспитатель:А вы кто?

Дети:Зрители.

Воспитатель:Зрителями вы,наверное,были много раз,а вот артистами не были ни разу. Хотели бы стать?

Дети:Да,хотели бы.

Воспитатель:В театре есть режиссер. Он учит актеров. И если вы не возражаете,то я буду вас учить исполнять роль мышек. А мышками мы будем по стихотворению Самуила Яковлевича Маршака-замечательного детского писателя.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть,который час.

Раз-два-три-четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мыши вон.

Мышки пряли у окошка

Вдруг стучится к мышкам кошка

Что вы шьете там,малышки?

Шьем рубашки и штанишки.

Я вам буду помогать!

Буду нитки отгрызать!

Нет уж нет,не проведешь!

Ты самих нас загрызешь!

Ну тогда я буду шить!

Шей,но в дом-не заходи!

Воспитатель:Понравились ли вам,ребята,песенки?

Дети:Да,понравились.

Воспитатель:Чтобы зрителям было интересно смотреть представление,мы немного потренируемся.

"Однажды,темной ночью,мышатам показалось,что время тянется очень долго. Но в норке не часов,и они решили незаметно пробраться в дом. Все спали. Было тихо и страшно. В комнате на стене висели большие часы с гирями. Подойдя к ним,мышата начали вглядываться в расположение стрелок,чтобы узнать время. Но тут они увидели гири. Такие часы с гирями называются ходики. Гири очень понравились серым любознательным шалунам. Они их долго разглядывали и даже "попробовали на зуб",а потом посчитав до 4,дернули со всей силы. Вдруг раздался страшный звон-убежали мыши вон.

После ночных приключений мышата принялись за дело. Взяв иголки с нитками,они принялись за шитье одежды. Работали очень хорошо. Сделают несколько стежков,разложат свою работу на коленях и внимательно рассматривают,что у них получилось. Пошьют-посмотрят,пошьют-посмотрят. Но вдруг за окнами мышиной норки послышались осторожные шаги. Мышки перестали шить и прислушались. И вдруг в окне появилась голова кошки. Она внимательно осмотрела норку,облизнулась. Кошка сразу поняла,что достать мышек она не сможет и пустилась на хитрость-предложила им свою помощь-отгрызать нитки. А мышата ей ответили:"Ну, уж нет,не проведешь!Ты сама нас загрызешь!".

Воспитатель еще раз читает песенки,побуждая детей к проговариванию отдельных строк,которые им запомнились.

Работа над ролью

Воспитатель:Давайте мы с вами подумаем:

Как мышки пробирались в дом (Тихо,незаметно)

Что значит вглядываться (Всматриваться,внимательно рассмотреть)

Что значит "попробовать на зуб"(потрогать,подергать,попробовать,съедобно или нет,ведь они любопытные,им все интересно знать).

Мышата услышали чьи-то шаги,а затем стук в дверь.

Мышата замерли,прекратили шить,прислушались.

Обсуждение заканчивается выразительным чтением песенок.

Воспитатель:В нашем спектакле,мы все артисты:вы будете маленькими,любознательными мышатами,а я - большой кошкой,которая только и думает,как бы вас, маленьких мышек съест.

Дети примиряют шапочки мышат,воспитатель надевает шапочку кошки.

Воспитатель:Сейчас прозвенит звонок и начнется спектакль.

Звенит звонок,воспитатель объявляет:

Уважаемые зрители,сейчас ребята младшей группы покажут вам представление С. Я. Маршака"Мышки"

В соответствии со словами двух песенок,дети выполняют определенную им роль-мышек,а воспитатель роль кошки.

В конце инсценировки воспитатель спрашивает,не хотели бы зрители еще раз "на бис" посмотреть этот спектакль.

Воспитатель:В нашем спектакле исполняли роли заслуженные артисты младшей группы "Родничок". (воспитатель перечисляет имена и фамилии детей,дети кланяются).

Титти и Татти - две серые мышки -
жили в уютном, красивом домишке.

Однажды мышка Титти пошла собирать колоски,
И мышка Татти пошла собирать колоски –
Они вместе пошли собирать колоски.

Титти нашла один колосок,
И Татти нашла один колосок -
И та и другая нашли колосок.

Титти решила испечь пирог.
И Татти решила испечь пирог –
Обе решили испечь пирог.

Татти поставила в печь сковородку.
И Титти хотела поставить в печь сковородку,
Но сковородка опрокинулась и обожгла ее до смерти.

Тогда Татти села и заплакала.
А трехногий Стул вдруг спросил:
- Татти, почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? - удивилась Татти. - Ведь бедная Титти умерла!
- Какое горе! - сказал Стул. - Тогда я буду прыгать!
И запрыгал.

А стоящий в углу Веник вдруг спросил:
- Стул, почему ты прыгаешь?
- Как же мне не прыгать? - удивился Стул. - Ведь бедная Титти умерла, а Татти плачет по ней!
- Какое горе! - сказал Веник. - Тогда я буду шуршать!
И начал шуршать.

А Дверь вдруг спросила:
- Веник, почему ты шуршишь?
- Как же мне не подметать? - удивился Веник. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, а Стул прыгает!
- Какое горе! - сказала Дверь. - Тогда я буду скрипеть!
И заскрипела.

А Окно вдруг спросило:
- Дверь, почему ты скрипишь?
- Как же мне не скрипеть? - удивилась Дверь. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, а Веник шуршит!
- Какое горе! - сказало Окно. - Тогда я буду звенеть!
И зазвенело.

А Старая Шляпа вдруг спросила:
- Окно, почему ты звенишь?
- Как же мне не звенеть? - удивилось Окно. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, Веник шуршит, а Дверь скрипит!
- Какое горе! - сказала Старая Шляпа. - Тогда я буду летать вокруг дома!
И полетела.

А Ореховый Куст, который рос возле крыльца, вдруг спросил:
- Шляпа, почему ты летаешь?
- Как же мне не летать? - удивилась Шляпа. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, Веник шуршит, Дверь скрипит, а Окно звенит!
- Какое горе! - сказал Ореховый Куст. - Тогда я сброшу все листья!
И листья посыпались на землю.

А Маленькая Птичка, пролетавшая мимо, спросила:
- Куст, почему ты сбрасываешь листья?
- Как же мне их не сбрасывать? - удивился Куст. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, Веник шуршит, Дверь скрипит, Окно звенит, а Шляпа летает!
- Какое горе! - сказала Птичка. - Тогда я ощиплю себе перья!
И стала ощипывать.

А Маленькая Девочка, которая гуляла неподалеку, спросила:
- Птичка, почему ты ощипываешь перья?
- Как же мне их не ощипывать? - удивилась Птичка. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, Веник шуршит, Дверь скрипит, Окно звенит, Шляпа летает, а Ореховый Куст сбрасывает листья!
- Какое горе! - сказала Девочка. - Тогда я разолью молоко!
И разлила.

А Старушка, которая в это время взбиралась по лестнице на чердак, спросила:
- Девочка, зачем ты разлила молоко? Теперь твои сестры и братья останутся без ужина!
- Как же я могла не разлить молоко? - удивилась Девочка. - Ведь бедная Титти умерла, Татти плачет по ней, Стул прыгает, Веник шуршит, Дверь скрипит, Окно звенит, Шляпа летает, Ореховый Куст сбрасывает листья, а Птичка ощипывает перья!
- Какое горе! - сказала Старушка. - Тогда я упаду вниз и сломаю себе шею!
И сломала.

Но как только Старушка упала вниз и сломала шею, Ореховый Куст с треском свалился на Дом и на Шляпу. Дом рухнул и разбил Окно. Оконная рама разлетелась на кусочки и вышибла Дверь. Дверь упала на Веник, Веник на Стул, а Стул на бедную мышку Татти и раздавил ее в лепешку.
И совсем ничего-ничего не осталось.




Top