Рифы на басу. Как читать табулатуры для бас-гитары

На этом уроке давайте отвлечемся от теории и рассмотрим некоторые интересные рок-н-ролльные рифы.

Я хочу остановиться на двух типах рифов. Будем их условно называть "риф-прогулка" и "октавный риф" . Эти рифы использовались во многих известных песнях, например "Riders on the Storm", "Another One Bites the Dust" и "Peter Gunn".

Примечание. Все приведенные ниже басовые линии написаны в тональности Ля-мажор. К сожалению, я не помню, как звучат оригиналы, но думаю, вы без особого труда сможете перевести их в любую тональность.

Внимание: Все изложенные ниже транскрипции распространяются исключительно в учебных целях.

Риф-прогулка

Примечание . Как и прежде, аккорды обозначаются римскими цифрами (I-IV-V), указывающими номер ноты в гамме, на основании которой строится аккорд; а ноты, входящие в аккорд, арабскими цифрами (1st, 3rd, 5th) или специальными названиями (прима, терция, квинта)

Рифы этого типа основаны на последовательности 1-3-5-6-7. Седьмая нота является доминантой (G), что типично в рок-н-ролле (не забудьте, нужно играть мажорную ноту (G#) если аккорд явно требует этого). Вы должны начать прогулку (тональность A-мажор) с пятого лада струны E. Конечно, можно играть и открытую струну A, но тогда у вас возникнут трудности при переводе рифа в другую тональность. Аппликатура приведена ниже.

G|---|---|---|---|---|---|---|---
D|---|---|---|-6-|-7-|---|-8-|---
A|---|---|---|-3-|---|---|-5-|---
E|---|---|---|---|-1-|---|---|---

В уроке 3 было описано, как играется стандартная прогулка. Там использовалась тональность соль мажор, однако вы уже знаете, что переход в другую тональность не вызывает затруднений. Достаточно просто сместить руку на два лада.

Риф-Октава

Все эти рифы начинаются октавным скачком, а затем возвращаются к основному тону. Существует много блюзовых вариантов подобных рифов. Приведенный ниже пример не совсем басовая линия. Это интро к песне "Swingtown" Стива Миллера.

Swingtown - Steve Miller

Октавные скачки широко использовались в диско. Ниже приведена басовая линия. Она написана в тональности Ре-мажор, но вы можете играть ее и в Ля-мажор.

Get Down Rangle - (Disco Tune)

Через некоторое время практики вы сможете добавить прогулки и октавные рифы в набор своих приемов и использовать подобные линии в любых песнях.

Постарайтесь запоминать на слух интервалы между нотами. Когда вы научитесь четко различать их, то сможете придумывать очень интересные вещи. Попробуйте поимпровизировать, опираясь на следующую последовательность 5-6-7-8 .

Мой любимый риф

Очень часто при оценке новой гитары люди акцентируют внимание на ладах выше седьмого. Согласен, большинство быстрых рифов играются именно там, но ведь нам с вами нужна БАС гитара. Именно поэтому очень важно оценить звучание первых ладов. Я хочу предложить вашему вниманию риф из песни "The Chain" Флитвуда Мэка. С его помощью вы сможете определить, как хорошо звучат низкие частоты на вашей гитаре. Итак, все начинается с открытой струны Е, затем идет открытая A, затем прогрессия с A до C и обратно до G. Все это должно звучать быстро и ясно, безо всякой грязи. Дальше при игре открытой E добейтесь рычания с хорошим сустейном. Слайд на пятый лад струны E должен звучать мощно. Затем играйте открытую A, которая ослабляет E. Это тоже не плохое испытание для гитары.

The Chain - Fleetwood Mac

В следующий раз мы поговорим о теоретических и практических аспектах тонов.


Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать? Можно, параллельно гитаристу старательно долбить тоники, или начинать думать, используя несколько паттернов (шаблонов) и правил.

Единственно верного решения не существует. В заданной гармонической последовательности можно предложить 10000 вариантов одинаково грамотных басовых линий.

Начинаем с тоники на сильную долю, добавляем пятую ступень (квинта) и используем октаву от тоники. Ошибиться невозможно, это самые устойчивые интервалы, годятся под любой аккорд, поскольку не имеют тональности. Не минор и не мажор.

По этой простейшей схеме: тоника, квинта вниз, квинта вверх, октава, строятся большинство басовых линий в стилях диско, джаз, поп, регги, фанк, фьюжн, кантри, поп-рок, и аранжированная под хард-рок попса.

Независимая басовая линия

Основной прием - обыгрывание аккорда . Добавляя к тонике и пятой ступени третью ступень, получаем классическое трезвучие, исполненное последовательно (арпеджио). Третья ступень мажорной гаммы даст мажорный аккорд, минорной гаммы - минорный. Добавляйте «проходные» ноты из хроматического ряда, например, как связующие, перед сменой тональности, или дополняя вокальную линию.

Например, рок-н-ролл, типичный пример независимой партии, основанной только на мажорной гамме.

Шагающий бас . Добейтесь ровной, непрерывной пульсации на равные сильные доли.

  1. На каждую долю играется нота аккорда.
  2. Ноты аккорда, но на последнюю долю проходная нота (далее смена тональности).
  3. Первая и третья доли ноты аккорда, вторая и четвертая доли проходные ноты.
  4. Первая и вторая доли ноты аккорда, третья и четвертая доли проходные ноты.

Любая схема одинаково хорошо работает.

Используя дополнительно шестую ступень, можно уйти в области, близкие к блюзу.

Скольжение (свинг) . С опорой только на две ноты (квинта и октава) можно легко придумать довольно много джаз и фанк рисунков. Попробуйте сместить акценты, чтобы получить равномерное движение. Пусть первая доля звучит немного дольше. Например, размер половинка, четверть, две восьмые. Используйте синкопы (смещение акцента на слабую долю).

Не перегружайте музыкальную композицию лишними нотами, поверьте, будет каша. Вы не Ингви Мальмстин, а у бас гитары в ансамбле другие задачи!

Возьмем, условно, четыре аккорда, и ровненько гоняем их по кругу. Именно наложенная сверху партия баса обозначит для слушателя стиль композиции. Не меняя гармонической последовательности, но кардинально изменив басовую линию рок-н-ролл превращается в диско.

Бас гитара в тяжелых стилях

Тот случай, когда использование только тоник замечательно работает. Огромное количество песен основано на таких партиях. Это весь панк, пост-панк и все его производные, включая core, классика хеви, пауэр- метал, шред, неоклассика, большая часть гранжа, блэк-метал. Задача обеспечить ровный, плотный, тяжелый подклад, обеспечив соло гитаристам свободу действий.

Так называемый, лидер бас , построен по похожей схеме, только содержит еще элементы рифа, и, пассажи. Трио и квартеты с одним гитаристом. Подгруженный бас выдвинут на первый план, определяет степень тяжести звучания, и по сути является уже ритм гитарой.

Риффованый бас . Дублирует гитарные рифы, или генерирует независимые. Все хард-роки блюзовово происхождения, индастриал-метал, треш, техно-треш, дум, дет и все его производные, нью и альтернатива. Басовая партия состоит из одного, чаще двух рифов. Но в особо запущенных случаях дета и техно- треша Вам придется генерировать до восьми рифов в разном темпе в одной композиции.

Виталий Мякотин 2014 г.


Часто после прослушивания «крутых» рок-композиций нам в голову западает мотив, от которого никак нельзя отделаться. Такие постоянно повторяющиеся музыкальные фрагменты в песнях, исполняемые на электрогитаре, и называются рифами. Состоят они не более, чем из двух-четырех тактов и играются на «басах».

Эти фрагменты могут встречатсья как во вступлениях или куплетах, так и служить аккомпанементом или проигрышем в композиции. Хороший пример – известный трэк Smoke on the water. Больше половины популярных рок-песен состоят из запоминающихся, цепляющих рифов. Исполняются они, в среднем и низком регистрах на ритм-гитаре. Давайте же наконец разберем, как на электрогитаре играть несложные рифы и какими они бывают.

Виды рифов

Как и все произведения, рифы делятся на простые и сложные с точки зрения освоения. Так, трэк Smoke on the water считается очень простым для исполнения, а композиция Money for nothing группы Dire Straits требует уже продвинутых навыков игры на электрогитаре. Ниже вы найдете простые табы, по котором легко разучивать перечисленные мелодии. Играйте их под прикрепленные на странице минусовки, чтобы отработать оригинальный темп.

  • одноголосыми;
  • аккордовыми;
  • арепджированными;
  • с педальным тоном.

Одноголосные

Не сложно догадаться, что это мелодии, состоящие из одного голоса, то есть, в них не используются аккорды или интервалы, они исполняются, грубо говоря, «по одной нотке». Такие рифы были популярны в 70-х годах прошлого века, их активно использовали группы Led Zeppelin и Deep Purple.

Исполнить их под силу даже новичку. Ниже прикреплены табы композиции Muse – Ashamed. Для того, чтобы риф не звучал «пусто», продублируйте его на октаву ниже на бас-гитаре.

Аккордовые

В противовес одноголосным, эти рифы имеют аккордовую фактуру, то есть играются по три-четыре ноты за раз. Не рекомендуется исполнять их на перегруженном звуке, потому что ноты могут искажаться и получится не чистое звучание.

Родоначальниками такого исполнения считаются Keith Richards и Jimi Hendrix. Что интересно, ребята почти не пользовались барре, вместо этого аккорды обыгрывались ступенями мажорных пентатоник или интервалами. Хороший пример – композиции AC/DC –Higway to hell и Nirvana – Smells like teen spirit, табы и минусовки на которые прикреплены ниже. Если смотреть на композицию Nirvana, то весь риф построен на 4 пауэр аккордах, которые звучат чуть ли не всю песню. Кстати, эти аккорды вы можете комбинировать для импровизаций или самостоятельных сочинений.

Табулатуры ноты и минусовка AC/DC –Higway to hell

Табулатуры ноты и минусовка Nirvana – Smells like teen spirit

Скоростные пауэр-аккорды – это интересный частный случай аккордовых рифов. Исполнять их на электрогитаре очень просто и весело, делают это на перегрузке с помощью приемов дисторшен или овэрдрайв. Квинтовые интервалы в них играются «чесом» то есть быстрыми движениями медиатора вниз. Один из самых ярких примеров такой игры Green Day – American Idiot. Табы и минусовки, как всегда прикреплены ниже.

Арпеджированные

Такой тип исполнения можно считать еще одним частным случаев аккордовых рифов, только вместо боя или ударов медиатором используется перебор (арпеджио). Этот прием дает ощущение направленности музыки, делает ее подвижной и динамичной. Такие фрагменты часто используются в качестве полноценного аккомпанемента, как например, в песне I love you группы Nickelback. Табы вы найдете ниже.

С педальным тоном

Практически такие же легкие к исполнению, как и одноголосые – рифы с педальным тоном. Смысл состоит в том, что играется мелодия на одной ноте (педальном или опорном тоне), в которую периодически вставляются аккорды, интервалы или другие ноты. В качестве педального тона обычно используют открытые 4, 5 или 6 струны. Отличные примеры – композиция Оззи Озборна «I don’t know» и Whitesnake – Still of the Night, табы и минусовки на которые прикреплены к статье.

Этот способ исполнения настолько простой, что вы легко сможете сочинить пару рифов самостоятельно, а спустя несколько тренировок даже импровизировать. Разберем, как это делать на примере. За педальный тон возьмем открытую струну ре (четвертая струна, D). Сыграть можно так «ре-ре-ми-ре-ре-соль-ре-ре-ля-ре-ре-соль-ре-ре-фа-ре» (4-4-1-4-4-3-4-4-5-4-4-3-4-4-4/1-4), а дальше придумать много вариаций или же добавить другие ступени, главное, определите в какой вы тональности.

Ну вот и все! Надеемся, статья оказалась полезной и вдохновила вас, как минимум, на сочинение парочки драйвовых рифов. Качайте табы и минусовки, разучивайте, тренируйтесь, импровизируйте и, конечно же не забывайте читать наши статьи!

Кстати, а вот и бонус Smoke On The Water




Top