Римский-корсаков, николай андреевич.

1. Вступление……………………………….………………………...3-4

2. Детство и юность…………………………..…………………….….4-6

3. Знакомство с Балакиревым и плавание на шхуне «Алмаз»……6-11

4. Творчество 1870-1880 годов…………………………………....11-13

5. Творчество 1890-1900 годов………………………………….........13

6. Общая характеристика творчества……………………………..14-16

7. Педагогическая деятельность…………………………………....17-18

8. Редакторская деятельность……………………………………....18-19

9. Римский-Корсаков – дирижёр, просветитель………………..…….19

10. Заключение……………………………………………………......20-22

11. Список литературы…………………………………………………..23

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость....много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?

1. Вступление

Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова - одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника. Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве.

Римский-Корсаков часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы». Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, умное, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорило о человеке большой воли и требовательности к себе.

Классик русской музыки, чутко отзывавшийся на жгучие вопросы современной ему эпохи, Римский-Корсаков оставил многообразное наследие в различных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица необщее выраженье», которое образует основу его стиля.

Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, - живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

2. Детство и юность

Дом в Тихвине на берегу реки Тихвинки , г де родился Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. В 1844 году, когда родился Николай Андреевич, его отцу перешло за 60 лет, а матери было 42 года. Музыкальные способности мальчика - абсолютный слух, ритм, память - проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители начали обучать своего сына музыке, но занятия эти носили любительский характер и не могли его серьезно увлечь. Однако к 11 -12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук.

Потребность сочинять проявилась у него первоначально в форме детской игры: «совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты, - вспоминает Римский-Корсаков. - Вскоре я самоучкою дошел до того, что мог сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано, с соблюдением верного разделения. Через несколько времени я начал уже немного представлять себе умственно, не проигрывая на фортепиано, то, что написано в нотах». Первым сочинением начинающего композитора был дуэт, написанный в подражание песне Вани из «Ивана Сусанина», которая нравилась мальчику более всех известных ему тогда произведений. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич - контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Разница в возрасте между братьями в 22 года не могла не создавать известной дистанции. Казалось бы, влияние старшего брата не могло быть велико: он часто уезжал в далёкие плавания, командовал шхуной «Восток». В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки - его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859-1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианистаФ. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который ничем не отличался от других военных учебных заведений николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередко происходили драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. Николай окончил корпус с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище) в звании гардемарина. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

3. Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»

С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дьявол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказание за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произведения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его признанию, «просто ослепила». «Я уже знал... довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки в мнениях окружавших меня тогда людей», - вспоминал впоследствии композитор. Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых - любителей музыки - произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. Осенью 1859 года в доме у друзей брата – Новиковых, где он часто музицировал, Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика: привыкший к сдержанности, несколько замкнутый по характеру подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и, поощряемый им, сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, - вспоминал композитор. - С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,- теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел

    Николай Андреевич Римский Корсаков Дата рождения 6 (18) марта 1844(18440318) Место рождения Тихвин Дата смерти 8 (21) июня … Википедия

    Известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее… … Большая биографическая энциклопедия

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ КОРСАКОВ (1844 1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже… … Энциклопедия Кольера

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - Николай Андреевич Римский Корсаков. РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член “Могучей кучки”. В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - , русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по… … Большая советская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Римского Корсакова прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - Римский Корсаков (Николай Андреевич) известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит … Биографический словарь

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич - (1844 1908) российский композитор, дирижер, музыкально общественный деятель. Член Могучей кучки. Живописно изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы,… … Большой Энциклопедический словарь

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844 1908), рус. композитор. Романсы на стихи Л. занимают заметное место в вокальном творчестве Р. К., к рого привлекали элегические, проникнутые лирич. созерцательностью и умиротворенностью произведения. Индивидуальности композитора особенно… … Лермонтовская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844 1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Р. К. прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862 65 участвовал в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Римский-Корсаков, Николай Андреевич - РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908) российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный писатель. Брат В.А. Римского Корсакова. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1862). В 1862 1865 гг. участвовал в… … Морской биографический словарь

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин - 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) - великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Как до, так и после кругосветного путешествия Рисмкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка - Александром Даргомыжским.

Под влиянием и руководством Балакирева были созданы Первая симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере), Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой). В этих произведениях складываются те мотивы, которые будут характеризовать творчество композитора и в дальнейшем - тяготение к славянскому и условно-ориентальному мелодизму и тематике, преимущественно программный характер музыки).

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки. В 60-х годах творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период - в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания - профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно - симфоническую сюиту «Шехерезада».

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905-07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, - «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) - любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики - искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе - либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - один из лидеров музыкальной культуры XIX века. Замечательный композитор, представляющий «кучкистскую» традицию русской музыки,выдающийся музыкально-общественный деятель, он был настоящим подвижником на ниве музыкального просвещения. Римский-Корсаков неустанно пропагандировал русскую музыку, выступая как дирижер , публикуя статьи по различным музыкальным вопросам, редактируя и готовя к печати неоконченные сочинения других композиторов .

На протяжении почти четырех десятков лет Римский-Корсаков возглавлял петербургскую композиторскую школу и преподавал в Петербургской консерватории, которая сейчас носит его имя . Учениками Римского-Корсакова были Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Гречанинов, Мясковский, Прокофьев, Асафьев и многие другие выдающиеся музыканты.

Огромно по объему литературное наследие Римского-Корсакова. Склонный к научной деятельности и вдумчивому анализу собственных творческих задач, он создавал фундаментальные теоретические труды («Основы оркестровки», «Учебник гармонии»), а также написал интересную автобиографию под названием «Летопись моей музыкальной жизни». Его всегда интересовали специфические проблемы искусства, эстетика композиторского «ремесла».Профессиональная составляющая творческого труда была доведена им до совершенства. «Надо поучиться» - излюбленный лейтмотив писем композитора, который неоднократно «переделывал себя», стремясь обрести твердую выучку. Уже в качестве консерваторского педагога (а в этом плане Римский-Корсаков вообще стоит особняком среди товарищей по «Могучей кучке»), он продолжал изучать гармонию и контрапункт, выполнял учебные упражнения .

Римский-Корсаков с гордостью называл себя «истым глинкианцем». Действительно, в его творческом облике много общего с М. Глинкой: позитивность мироощущения, цельность и гармоничность художественного мира, классическая ясность музыкального высказывания. Его эстетические взгляды сформировались в атмосфере общественного подъёма 60-х годов XIX века под влиянием идей балакиревского кружка . Отсюда - стойкий интерес ко всему национальному и убежденность в том, что художественное творчество должно быть идейно значимым, неразрывно связанным с народной жизнью.Опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты) стала основным источником самобытности корсаковского стиля. Подобно всем «кучкистам»,композиторне раз использовал подлинные народные мелодии - русские, украинские, составлял сборники народных песен, а также свободно претворял характерные особенности русского фольклора в собственных темах «в народном духе» .

Причисляя себя к когорте реалистов, Римский-Корсаков испытал сильнейшее влияние романтизма, о чем говорит интерес к сказке, к далеким неизведанным странам. Былинный Новгород и легендарный Китеж соседствует в его музыке со сказочной Тьмутараканью, волшебными мирами берендеев, Морского владыки, царя Додона, картинами «Тысячи и одной ночи». Контраст реальности и фантастики порождает типичное для романтического искусства двоемирие , впрочем, лишенное конфликтности. Волшебный мир и реальность в творчестве Римского-Корсакова тесно переплетаются, создавая цельную, глубоко продуманную философскую концепцию. В ней отражены вечные приоритеты духовного наследия русского народа: обожествление могучих сил природы, убеждение в разумной гармоничности бытия, веру в конечное торжество добра.

Широко развиты Римским-Корсаковым и колористические тенденции романтического искусства. Картинность, живописность - одна из важныхсоставляющих его стиля. Римский-Корсаков видел мир глазами живописца, о чемярко свидетельствует, в частности, его «цветной» слух. Многие страницы «Летописи», посвященные описанию его юношеского путешествия на клипере «Алмаз», наполнены зрительными образами «темнолазоревого неба», «белых кучевых облаков», «зелено-синей воды залива».

С живописным восприятием мира связан и характер корсаковской программности - в большей мере картинный, чем сюжетный. Это особенно ярко прояви-лось в его симфонических произведениях (например, в «Садко», «Шехеразаде», «Антаре»). Живописная программность преобладает и в романсах, особенно раннего периода («Ель и пальма», «Ночевала тучка золотая», «На холмах Грузии», «В темной роще замолк соловей», «Ночь»).

Творческий путь композитора был долгим (40 лет) и плодотворным, отмеченным огромным числом произведений в самых разных жанрах. Первую позицию в его творчестве заняла опера (15 сочинений). Главный жанр Римского-Корсакова представляет необычайно широкий спектр разнообразных жанровых, драматургических и стилистических решений: здесь и опера-летопись («Псковитянка»), и опера-миф («Снегурочка»), опера-былина («Садко»), опера-легенда («Китеж»), сказочные оперы («Сказка о царе Салтане», опера-аллегория «Кащей бессмертный», опера-сатира«Золотой петушок»).

Одни оперы тяготеют к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста»), другие - к сквозному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»). Оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже») соседствуют с более камерными сочинениями («Моцарт и Сальери», «Вера Шелога», «Кащей бессмертный»).

С наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с русской историей, былинами, миром сказочной фантастики, древними народными поверьями и обрядами. «В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские» - говорил композитор . Увлечение фольклором, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов нашло особенно яркое отражение в операх «Майская ночь» и «Снегурочка».На основе народного опыта композитор воспринимал и христианские православные идеи («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников




Top