Римский папа сильвестр 2. Информационный бум

Как уже было отмечено выше, в 1366 году Тимур вернулся с эмиром Хусейном в Мавераннахр. Между ними началась борьба за власть, в которой в 1370 году одержал победу Тимур. Тимур принял титул эмира Тимура Курагани (ханский зять), вначале взяв в жены сестру Хусейна и его четырех жен, одна из которых была дочерью монгольского хана Казана - Сараймульк. Этим он стремился показать вождям монгольских племен свою близость к ханам чингизидам. В течение десяти лет, укрепив свою столицу Самарканд, усмирив непокорных улусов и эмиров, подчинив Хорезм, Тимур начал поход за пределы Мавераннахра. Тимур в 1381 году вступил в Хорасан и разгромил государство Куртов, в 1383 году Сарбадоров Сабзевара, затем Сиистан, Кабул и Кандагар. В 1386г. Тимур завоевал Тебриз, а в 1387 году столицу государства Музаффаридов город Исфаган, где по его приказу из 70 тыс. отрубленных голов были сложены пирамиды. В 1388 году он разрушил город Ургенч - столицу Хорезма - и приказал посеять на его территории ячмень. Затем начал войну с Золотой Ордой, в 1395 году Тимур разгромил войско хана Тохтамыша, и, преследуя остатки его войска, дошёл до русского города Елец. Столица ханства г. Сарай был разрушен, что положило конец величию Золотой Орды.

В 1398 году Тимур захватил город Дели, столицу Делийского султаната в Индии, где приказал казнить 100 тыс. военнопленных. В 1400 году он нанес поражение в Сирии египетскому султану и завладел Сирией. В 1402 году в битве под Анкарой был разгромлен султан Османской империи Баязид, который затем выплачивал дань Тимуру. В начале 1405 года во время военного похода против Минской династии Китая 18 февраля 1405 г. Тимур скончался в городе Отраре. Сразу после его смерти началась междоусобица между его сыновьями и внуками за власть, которая продолжалась до 1409 года.

В этой борьбе одержал победу сын Тимура, правитель Герата Шохрух (1405-1447). В 1409 году Шохрух завоевав Мавераннахр, назначил наместником своего сына Улугбека. В период правления Шохруха в Хорасане и Улугбека в Мавераннахре был временем расцвета культуры и искусства. В этот период в Герате и Самарканде строились мечети и медресе, ко двору эмиров приглашались знаменитые писатели и ученные, в мастерских искусные мастера каллиграфии переписывали, а художники украшали миниатюрами великолепные рукописи. В Самарканде Улугбек организовал академию ученых, построил медресе и первую обсерваторию в Средней Азии. В 1449 году против Улугбека был организован заговор, в котором участвовал его сын Абдуллатиф, который убил отца. Но, спустя полгода, он сам был убит военными заговорщиками. Во время правления султана Абусаида (1451-1461) развитие науки и искусства сменилось усилением религиозного фанатизма. В годы правления султана Хусейна Байкары (1469-1501) в Хорасане, его сподвижником был поэт Алишер Навои. Герат вновь стал центром таджикской мусульманской культуры Востока, затмив Бухару и Самарканд. Долголетие расцвета таджикской культуры и искусства от периода Саманидов до Тимуридов (X-XVI вв.), отмечает А. Мамадазимов, - было обеспечено нескольким объективными положительными причинами:

1. Наличие в регионе крупных централизованных государств.

2. Меценатство со стороны просвещенных монархов как этнонациональной, так и чужой династии, освоивших наследие Саманидов.

3. Доброжелательное отношение городского мусульманского духовенства к культуре и искусству.

4. Слабость в общественно-политической жизни позиций реакционного духовенства.

5. Преобладание городской культуры над степной.

6. Процветание международной торговли (Великого Шелкового пути), как источника развития городов и финансирования культуры и искусства.


Империя Тимуридов в период наивысшего расцвета Столица Самарканд (1370-1405)
Герат (1405-1507)
Язык(и) персидский (делопроизводства, культуры, поэзии и межнационального общения)
тюркский (язык дворца, делопроизводства, поэзии, военного дела и войск)
Религия Государственная: Ислам суннитского толка
Остальные: шиизм , исмаилизм , зороастризм , несторианство , тенгрианство , буддизм , индуизм .
Денежная единица динар Площадь 4,500,000 км² (в период расцвета) Население Несколько десятков миллионов человек (в период расцвета) Форма правления Теократическая абсолютная монархия Династия Тимуриды Официальный язык персидский Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства

Официальные языки государства

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов.

Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима , жившим в Хорезме , был составлен на чагатайском тюркском языке .

Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом Мир Сейид Береке были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Управление

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания

  1. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.
  2. Чехович О. Оборона Самарканда в 1454 году // Общественные науки в Узбекистане, № 4. 1960, с.37-38
  3. Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: Volume 1. - New York, London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. - 1088 с.
  4. Timurid dynasty | Asian history (англ.) , Encyclopedia Britannica
  5. On this day in history - Tamerlane - History Hop (англ.) , History Hop . Дата обращения 29 октября 2018.

Римский Папа Сильвестр II (950-1003), которого в миру звали Герберт, имел репутацию волшебника по двум причинам.

Во-первых, он был необычайно одаренным и образованным человеком, и, во-вторых, он, по-видимому, учился в Испании, в Толедо или Кордове, а Испания, находившаяся в то время под властью сарацинов, или мавров, считалась европейской наследницей мудрости и магии Востока, Вот, что гласит легенда.

Среди испанских язычников, признанных мастеров магического искусства, был один человек, в доме которого жил Герберт. Этот человек владел магической книгой, которой не было равных в области подчинения дьявола воле хозяина. Герберт решил завладеть этим сокровищем, но арабский философ не захотел расстаться с ним и по ночам прятал книгу под подушкой. Герберт обнаружил тайник, когда занимался любовью с прекрасной дочерью сарацина. После этого ему оставалось только подпоить своего хозяина, похитить книгу и бежать.

Однако маг стал преследовать его и, будучи знатоком астрологии, имел возможность с помощью звезд обнаружить местонахождения Герберта на земле или на море. На какое-то время Герберту удалось сбить его с толку, скрываясь под мостом таким образом, что он не касался ни земли, ни воды, и в конечном итоге беглец благополучно добрался до морского берега. Поспешно открыв книгу, он вызвал главного демона с помощью содержавшихся в ней могущественных заклинаний, и дух легко перенес его на противоположный берег. С этого момента Герберту больше не пришлось оглядываться назад. Он одержал победу над сильным соперником и теперь нацелился на папский престол.

Для достижения этой цели он продал свою душу дьяволу, и тот сделал его римским папой. Сильвестру, который с удовольствием использовал свои полномочия в личных целях, естественно, хотелось узнать, как долго он сможет оставаться на своем высоком посту. Оказалось, что до тех пор, пока он воздерживался от служения божественной мессы в Иерусалиме, ему нечего было опасаться. Кто предостережен, тот вооружен, и потому Сильвестру II ничего не стоило издать указ, запрещавший ему посещать Святую Землю, после чего он полностью посвятил себя роскошной и порочной жизни.

Но тому, кто ужинает с дьяволом, нужна длинная ложка. Выполняя обряд причастия в одной незнакомой римской церкви, порочный папа вдруг почувствовал, что его сила быстро угасает, и понял, что со всех сторон окружен демонами. Узнав, что церковь та называлась Святой Крест Иерусалима, он понял, что его обманули, и дни его сочтены.

Пережитый шок серьезно подорвал его уверенность в себе. Он стал публично исповедоваться в своем грехе и выражал самые торжественные и трогательные предупреждения против союза со злыми духами. Затем он приказал, чтобы его тело разрубили на куски, и чтобы после его смерти его поместили на носилки зеленого дерева, которые должны были везти две лошади, не знавшие жеребцов, белая и черная. Лошадей следовало отпустить, и то место, где они бы остановились, нужно было сделать его могилой. Можно себе представить, каковы были чувства окружающих, когда такая странная похоронная процессия подошла к лютеранской церкви и когда из гроба раздались громкие крики и стенания. Затем наступила мертвая тишина, и Сильвестр II был похоронен в этом соборе.

Однако нельзя сказать, что его дух покоился с миром, поскольку он был обречен вести жизнь призрака, стоны которого предвещают смерть. При приближении последних дней каждого следующего папы из его могилы доносились стоны, а кости его при этом гремели, громко ударяясь друг о друга. Тем не менее, вряд ли он был осужден на вечные муки, ведь наверняка именно Божье провидение привело лошадей с его останками к святому месту.

По утверждениям современников, Герберт вступил в плотский союз с дьяволом, и его повсюду сопровождал дух в облике лохматой черной собаки. Считалось, что он мог ослеплять своих врагов и угадывать местонахождение спрятанных сокровищ с помощью некромантии. Такова была темная сторона его деятельности.

Согласно традиции, он также первым ввел в употребление арабские цифры в Северной и Западной Европе, а также принимал участие в повсеместном распространении часов. Говорили, что прекрасные часы, построенные им в Магдебурге, регистрировали все движения небес, а также время восхода и захода солнца. Совершенно очевидно, что астрономия наряду с ее родной сестрой астрологией были среди наук, которые Герберт изучал в Кордове, где они особенно процветали.

То было время великих открытий в области механики, и Вильгельм из Малмзбери отмечает, что Герберт также построил в Реймсе чудесные гидравлические машины, которые с помощью воды исполняли симфонии и завораживающие арии. Этот историк далее рассказывает о своем собственном визите в волшебный подземный дворец, который выглядел так, как в то время, когда Герберт его построил, но исчезал при малейшем прикосновении.

Предполагалось, что Герберт создал медную голову - терафим. Эта магическая голова отвечала на его вопросы: «да» или «нет». Считалось, что с помощью медной головы он сумел подняться к папскому трону (другая легенда говорит, что он выиграл папство, играя в кости с дьяволом).

По утверждению легенды бронзовая голова сообщила Герберту, что, если он когда-либо будет читать мессу в Иерусалиме, дьявол схватит его. Герберт отменил паломничество в Иерусалим, но когда он читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской (также называемой «Иерусалимская церковь») в Риме, ему стало плохо и, умирая, он просил своих кардиналов разрубить его тело, чтобы оно не досталось дьяволу. По другой версии, он был атакован дьяволом, пока он читал мессу, и тот разорвал его на части.

Легендарный образ Герберта использован Михаилом Булгаковым в его «Мастере и Маргарите». Необходимостью разобрать бумаги Герберта объясняет Воланд свое пребывание в Москве.




Top