Рисование пейзажа поэтапно на камнях. Учимся рисовать миниатюры

История миниатюр восходит к средним векам, когда художники при помощи акварели создавали изысканные портреты на пергаменте или слоновой кости. Они тщательно прорабатывали мельчайшие детали, используя различные техники рисования, такие как штриховка или точечное нанесение красок («стипплинг» или «тычковый» метод), чтобы создать множественные слои цвета на рисунках размером менее чем 15 на 12 сантиметров.

Многие миниатюристы и сегодня предпочитают традиционные техники рисования, но выбор материалов для работы в наши дни гораздо шире: масляные краски, акварель, акрил - и это лишь малая часть. Пергаментная бумага до сих пор используется в качестве поверхности для рисования, но всё больше художников выбирают более современные материалы, такие как искусственная слоновая кость, гладкий картон или бумага, тонкие деревянные дощечки.

Я же собираюсь научить вас рисовать собственные миниатюры акриловыми красками. Их преимущество в том, что они легко смешиваются и обладают насыщенным цветом, кроме того, они идеальны для начинающих: любые ошибки и огрехи можно просто закрасить.

Создание миниатюры требует твёрдой руки и огромного терпения. Важно также, чтобы вы были знакомы с консистенцией красок, так что потренируйтесь рисовать тонкие прямые линии на обороте какой-нибудь старой фотографии, прежде чем приступать к работе.

1. Наметьте контуры

Для рисования прекрасно подойдёт небольшая дощечка из древесного волокна (ДВП средней плотности), покрытая пятью слоями белого акрилового грунта Гессо и отшлифованная до гладкости. Я использовал дощечку размерами 7,5 на 9,5 сантиметров, грунтованную акриловым Гессо марки Daler Rowney.

Используя кальку или рисуя от руки, на подготовленной поверхности наметьте контуры основных объектов вашего будущего рисунка. Вы можете взять мой набросок или создать собственный. Не стоит прорисовывать все цветы и другие мелкие детали на этом этапе: потом вы перекроете их краской, и изображение получится нечётким.

2. Нарисуйте небо, деревья и изгороди


Качество кисточек очень важно, особенно когда вы работаете с мелкими деталями. Именно поэтому я предпочитаю пользоваться кисточками Pro Arte Connoisseur, которые состоят из смеси соболиного меха и синтетического волокна и отлично держат форму. Для создания зернистой текстуры я использую старую щетинистую кисть для масла - она как нельзя лучше подходит для стипплинга.

Акриловые краски Daler Rowney System 3 идеальны для рисования миниатюр. У них кремовая текстура и они не потеряют насыщенности, даже если вы разбавите их водой для прорисовки мелких деталей. Кроме того, они быстро сохнут и подходят для лессировки и работы в технике сухой кисти.

Используя круглую кисть №4, возьмите немного краски цвета Титановый белый (Titanium White) и капельку Ультрамариновой (Ultramarine). Добавьте совсем немного воды, смешайте краски до однородной кремовой консистенции, а затем нанесите на область, где должно быть небо.

Для рисования деревьев на заднем плане используйте старую щетинистую кисть, чтобы добиться нужной текстуры. Возьмите немного чистого Травяного зелёного (Sap Green) и немного чёрного на кончик кисти. Потренируйтесь, нанося краску точечно на тренировочную поверхность (идеально подойдёт обратная сторона старой фотографии), пока не получите желаемый цвет и текстуру, а затем нанесите на саму миниатюру.

Чтобы подчеркнуть игру света на листьях, чистой сухой кистью возьмите немного Лимонно-жёлтого (Lemon Yellow), Травяного зелёного (Sap Green) и самую каплю белого и осторожными одиночными прикосновениями нанесите на кроны деревьев и кустов. Вы также можете нанести несколько штрихов голубым или Жёлтой охрой (Yellow Ochre), если хотите добавить разнообразия в тени и полутона. Придайте чёткости листве при помощи тонкой кисти №000.

3. Нарисуйте траву

Воспользуйтесь полудюймовой плоской кистью и смешайте Лимонно-жёлтый (Lemon Yellow) и немного Травяного зелёного (Sap Green) с добавлением воды, чтобы получить водянистую полупрозрачную краску для лужаек. Чтобы рисовать скатерть возьмите кисть №2, немного воды и добавьте каплю чёрного к Лимонно-жёлтому (Lemon Yellow) для прорисовки складок скатерти.

Когда краска высохнет, возьмите кисть №4 и лессируйте всю поверхность скатерти полупрозрачной смесью жёлтой краски с водой, используйте белый для световых пятен.

4. Нанесите тёмный фоновый тон

Возьмите кисть №4 и смешайте Травяной зелёный (Sap Green) и Марсианский чёрный (Mars Black) с добавлением небольшого количества воды, а затем нарисуйте тёмно-зелёный фон для цветов на переднем плане. Воспользуйтесь карандашом, чтобы обозначить контуры цветочных горшков и самих цветов, затем возьмите кисть №000 с белой краской и каплей воды и осторожно обозначьте контуры цветов, листьев и горшков.

Из-за тёмного фона белый цвет будет казаться тускловатым, поэтому повторно пройдитесь по тем участкам, которые хотите выделить или сделать светлее, не трогая при этом затенённые участки. Так вы сможете добиться нужного вам контраста (кстати, остальные цветы и растения в саду вы тоже можете сделать белыми).

5. Придайте насыщенности

Когда белая краска высохнет, возьмите кисточку №0, чтобы смешать чистые цвета (без добавления белого) и проверьте консистенцию краски перед нанесением. Используйте Травяной зелёный (Sap Green), разбавленный водой, чтобы лессировать кроны деревьев, и добавьте немного жёлтого к зелёной краске, когда будете рисовать листья герани.

Для роз возьмите краску цвета Кармазин (Crimson), для цветов герани - Кадмий красный (Cadmium Red), а для цветочных горшков - Жжёную сиену (Burnt Sienna) с добавлением Жёлтой охры (Yellow Ochre). Чтобы сделать цвета насыщеннее, лессируйте те участки, которые посчитаете нужным. Аналогично могут быть прорисованы и кроны деревьев на заднем плане.

Для теней на траве возьмите Травяной зелёный (Sap Green) с добавлением чёрного и кисточку №4. Финальная лессировка жёлтым и зелёным по всей поверхности лужайки поможет сделать цвета более яркими и насыщенными.

6. Добавьте деталей


Стулья я рисовал при помощи тонкой кисточки №000 белой краской с добавлением воды для однородной консистенции; затем чёрной краской я обозначил контуры. Белым я выделил кувшин и стаканы, а для апельсинового сока использовал смесь жёлтого и Кадмия красного (Cadmium Red).

Чёрным цветом прорисуйте силуэт кота, а для его шерсти используйте Жёлтую охру (Yellow Ochre), белую и чёрные краски. Для внутреннего дворика возьмите разбавленную водой смесь Жжёной сиены (Burnt Sienna) и чёрного, после нанесения краски промокните поверхность тканью, чтобы получить зернистую текстуру.

7. Нарисуйте внутренний дворик и мальву


Чтобы выделить отдельные кирпичи и нарисовать траву возьмите кисточку №000 со смесью Травяного зелёного (Sap Green) и чёрного. Для теней используйте кисть №2 и краску цвета Жжёная сиена (Burnt Sienna) смешанную с чёрной краской. Чтобы сделать картину интереснее, можете добавить опавшие лепестки и мелкие камушки.

Прорисуйте очертания цветов мальвы на переднем плане белым при помощи кисти №000. Затем смешайте белый с Жёлтой охрой (Yellow Ochre) и чёрным для лепестков. Осторожно лессируйте смесью Кармазина (Crimson) с водой или же оставьте цветы белыми и добавьте лёгкий мазок жёлтого в сердцевину цветка. Листья мальвы осторожно раскрасьте смесью зелёного и чёрного и выделите контуры белым и жёлтым. В конце лессируйте листья и стебли зелёным.

Наметьте контуры лейки чёрным и используйте различные оттенки серого для заливки. Чтобы завершить работу, аккуратно нарисуйте несколько листьев или высокую траву на переднем плане.

8. Залакируйте и вставьте в рамку

Профессиональный сатин марки Winsor & Newton или блестящий лак надёжно защитит вашу работу после высыхания. Я предпочитаю пользоваться лаком-спреем, чтобы не оставалось следов от кисточки, и при нанесении держу баллончик примерно в 25 сантиметрах от рисунка, осторожно распрыскивая лак маленькими порциями в четыре или пять подходов, чтобы добиться нужного результата. Дождитесь полного высыхания лака.

Теперь вы можете вставить вашу миниатюру в рамку без стекла.

Рисовать глаза - это не сложно! Сложнее постоянно объяснять на пальцах, как это правильно сделать, поэтому я решила написать эту небольшую статью. Заодно расскажу как красить кожу.

Я нашла самую нейтральную миниатюру: обычное мужское лицо, обычный цвет кожи. Эту технику вполне можно использовать для росписи как игровых, так и исторических миниатюр.

В качестве "кошки " выступает миниатюра 28мм, белый металл , производства GW. Это лимитированный имперец Марко Коломбо. Загрунтована из баллончика белым грунтом Games Workshop(GW) (местами уже покрашена, но это нам не помешает ).

Вот карта цветов, которые я буду использовать в работе:

Первая сторока - три цвета, использовавшиеся для покраски кожи лица и их миксы. Я использовала только акрил производства GW, т.к. считаю GWF Tallarn Flesh лучшим основным цветом для европейской кожи, но вы можете использовать любые похожие оттенки других производителей. Степень разбавления краски примерно 1:10, смотрите на самые прозрачные оттенки в выкраске.

Вторая строка - два оттенка для рисования белков глаз и чёрный грунт Vallejo , который я использую для проливки складок. Концентрация - "подкрашенная вода", самая светлая часть в выкраске. Ещё понадобятся чёрная и белая краски.
Крупно - как должен выглядеть глаз в идеале, потому что на миниатюре это далеко не всегда видно.

Итак, начнём. Покрасим лицо плотным базовым цветом (GW Scorched Brown или любой другой тёмно-коричневый, лишь бы он не давал жёлтого оттенка (если, конечно, вы не хотите получить азиата))

Теперь смесью 1:1 GW Scorched Brown и GWF Tallarn Flesh покрасим всё лицо, а затем выделим выступающие части чистым GWF Tallarn Flesh.

Сделаем выступающие части ещё светлее смесью 1:1 GWF Tallarn Flesh и GWF Deneb Stone (я не знаю, чем можно заменить последний цвет, но больше всего этот оттенок похож на то, что показывают в зеркале, если зимой работать без выходных три недели по 16 часов в день). А затем расставим акценты на кончике носа, скулах, подбородке (если нет бороды) и на лбу (если он не в бровях и под шапкой) 1:2 GWF Tallarn Flesh и GWF Deneb Stone. Если хочется сделать оттенки ещё ярче, можно добавить в последнюю смесь 0,5 (или меньше) части белого.

Лицо готово! Приступим к глазам.
Покрасим глазные впадины GW Scorched Brown либо любым другим тёмно-коричневым (но не чёрным). Если промахнулись, и мазнули краской на лицо - ничего страшного, позже мы это исправим.

И GWF Astronomican Grey, либо любым другим серым, так, чтобы было видно тонкую полоску более тёмного серого (см. большую картинку на карте цветов)

Дальше рисуем радужку. Я решила, что глаза у Марко будут карими, поэтому взяла тот же GW Scorched Brown.
Не нужно рисовать зрачок ровно посередине белка, иначе взгляд получится бешеным, сместите его на треть под верхнее веко (см. большую картинку).

И, наконец, зрачок - чёрным, а телесным цветом подправляем места, где залезли "глазом" на кожу. Если размер глаза и руки позволяют, то можно ещё нарисовать белым блик, как видно на большой картинке. Это оживит глаз.

Чтобы выделить складки и морщины, я пролила лицо "подкрашенной водой" из чёрного грунта Vallejo Gesso 111. Концентрация, как на карте цветов.

Последний штрих - борода, усы и брови.
Вуаля!

На всё, про всё было потрачено около 40 минут вместе с выкрасками и фотографированем, поэтому этот способ можно считать быстрой и довольно качественной покраской стандартного лица. На художественную конечно же тратиться раза в два больше времени, 10-15 оттенков краски только на кожу.

Пробуйте, и всё получится Тем более, что неполучившееся лицо достаточно просто отмыть

Приходилось ли вам создавать Т.е. не рисовать картину с натуры, а придумывать свой сюжет, свою композицию по воображению?

Было? Тогда вы знаете, что когда мы сочиняем картину, перед нами встают две сложности.

Первая - что нарисовать? как сделать свою мысль понятной зрителю?

Вторая - как создать композицию, в которой всё гармонично? как нарисовать "красивую" картину?

Любой художник, прежде чем писать серьёзную картину, создаёт её эскиз. В этом эскизе он продумывает сюжет картины, размеры и соотношение объектов, расположение персонажей, освещение, что будет главным, а что - второстепенным, и, что немаловажно, как будет двигаться глаз зрителя по картине.

Создание картины - это долгий процесс, в котором по времени львиную долю занимает именно эскиз!

Стадии создания картины от поисковых эскизов к готовой акварели

Если вы упускаете эту стадию и сразу пытаетесь нарисовать что-то на большом холсте (листе), то вас, скорее всего, ждет разочарование. Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной, избитой, а то и вообще не гармоничной.

ТЕОРИЯ. КАК СОЗДАТЬ КРАСИВУЮ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ?

Можно ли описать гармонию ? Не придуманное ли это понятие? Ведь что одному красиво, другому может быть НЕкрасиво, скучно, пресно, безобразно.

Как измерить гармонию?

История мирового искусства говорит, что это возможно. Существуют определённые законы, правила и принципы, которые позволяют нам создать гармоничное произведение. Они описаны в науке, названной композицией .

Что отвечает за гармонию в картине?

На мой взгляд, это как минимум четыре основных базовых элемента:

1. СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ ВАШЕЙ ИДЕЕ

Это означает, что что бы вы не взяли в картине: образы персонажей, их жесты и мимика, взаимосвязи между ними, тональное и цветовое решение картины, какие-то отдельные детали - всё это должно работать на раскрытие образа, раскрытие идеи картины.

В картине не должно быть ничего случайного, "инородного".

2. БАЛАНС

В картине всё должно находиться в композиционном равновесии.

Если картина асимметрична, то мы должны какими-то элементами восстанавливать баланс, чтобы в целом картина смотрелась уравновешенной и не вызывала внутреннего дисбаланса.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Цвета, которые присутствуют в картине, должны быть созвучны друг с другом и соответствовать идее картины.

4. ЦЕЛЬНОСТЬ

Простым языком понятие цельности картины можно выразить как «ни убавить, ни прибавить...»

В картине не должно быть дробности, второстепенные элементы должны подчиняться главным и работать на общую идею и ясность восприятия.

Пожалуй, это самое сложное для объяснения понятие. Поэтому я расширю его.

Что составляет цельность картины?

Я выделила такие составляющие:

Ритм

Повторение элементов, цветовых пятен, линий, движений. Ритм обязательно должен быть в картине в любом качестве как некое структурирующее начало.

Композиционный центр.

Это фокусная точка, куда взгляд зрителя чаще всего возвращается, и именно в этом месте художник располагает смысловой центр, что непосредственно выражает идею. Очень важно для создания цельности, чтобы композиционный центр доминировал, а все остальные элементы ему подчинялись.

Движение глаз по картине (пластика).

Художник может направить взгляд зрителя, заставить его двигаться по нужной траектории, от одного элемента картины к другому. Эта траектория движения глаза позволяет зрителю воспринимать картину ясно и цельно, "прочитать" её идею.

Обучение композиции - процесс не сиюминутный. Он требует и знания теории, и самостоятельной практики сочинения картин.

Основы композиции мы изучаем в онлайн Школе Изобразительного искусства на протяжении года.

Передать все эти знания в одном мастер-классе не получится.

Но я попытаюсь объяснить вам самые основы композиции и набросать схему ваших действий при создании эскиза картины.

И давайте сразу совместим теорию с практикой! Так будет понятнее.


ПРАКТИКА. СОЧИНяем КАРТИНу по шагам.

Чтобы разобраться в вопросах композиции, давайте пройдет весь путь вместе.

Я буду рассказывать вам о композиционных приёмах, а вы будете создавать картину, выбирая тот или иной способ.

Сочинять картину мы будем на примере... снеговика.


Шаг 1. ИДЕЯ

Прежде чем рисовать эскиз, следует задуматься о том, какова идея картины.

О чем она? Что будет изображено на картине?

В нашем случае для картинки со снеговиком я предлагаю вам составить список всего того, что может делать ваш снеговик, например, дарить подарки, рисовать, дирижировать, лежать, падать, скользить...

Не пытайтесь продумывать композицию и вспоминать конкретные картинки, просто "набросайте" десяток глаголов действия.

Остановите свой выбор на том варианте, который более откликается или же сделайте выбор вслепую!


Поиски идеи картины в эскизе Светланы Ланских

Шаг 2. ВЫБОР ФОРМАТА

У каждого формата есть свои особенности. Выбирая формат для своей картины, задумайтесь, какой из них лучше передает вашу идею?



  • Горизонтальный формат отображает движение вширь. Он хорош для изображения пейзажей с полями и лесами, объектов более протяжённых в длину, чем в высоту.

  • Вертикальный формат показывает нам высокое, подчёркивает движение вверх. И если горизонтальный показывает нам нечто материальное, то вертикальный намекает на возвышенное и духовное.

  • Квадратный формат. В нём пропорции равны, он замкнут сам на себя, никуда не спешит, не торопится или неподвижен. Выражает ощущение стабильности, уюта, покоя.

Продумайте, какой из этих форматов лучше передаст действие, которое вы определили глаголом в шаге 1.

Отделите этот формат на листе небольшим прямоугольничком размером около 10 см по одной стороне. Это удобный компактный вариант размера для эскиза.


Эскизы Галины Селивоненко

  • Малый размер


Маленький объект и много фона.

Хорош, когда важно показать не сам объект, а движение в картине, то, что там проис-ходит, весь рассказ. В этом случае мы не можем подробно рассмотреть персонаж, и детальная прорисовка образа не важна, но важны поза, силуэт и цвет. Очень важен фон.

  • Равнозначный с фоном


  • Укрупнение, обрез


Очень сильно укрупняем персонажа, фон минимален.

Фактически мы обрезаем персонажа, и это должно быть чем-то обусловлено. Тут важны эмоции, мелкие детали, а фон совсем неважен, его можно задать абстрактными цветовыми пятнами.

Подумайте, какой вариант лучше подойдет для раскрытия идеи вашей истории?


Эскизы Надежды Кораблевой

Шаг 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

Персонажа вы можете расположить в разных частях картины. При этом восприниматься персонаж и сама картина уже будут по-разному.

Расположение в центре.

Самое элементарное и логическое - расположение в центре.

Наш взгляд сразу попадает в центр картины. Мы видим персонажа и ни на что не отвлекаемся.



На краю формата. Если мы ставим объект на край формата, то он сразу вываливается из нашего внимания, если в центре есть другой объект. Однако, если в центре пусто, а сам персонаж близок к раме, то это очень сильное положение, он буквально притягивает к себе внимание, потому что эти края стремятся войти в реальность, соприкасаются с ней.

Такой вариант хорош для стенгазет, но в целом такое положение следует избегать, его сложно уравновесить.

Квадранты. Запомните!

Правый нижний угол весит больше, чем левый верхний. Мы должны больше нагружать левую сторону, чтобы создать равновесную картину. В левую часть мы ставим более тяжёлые объекты и двигаем их больше к верхней части, которая для нас более лёгкая.



Золотое сечение.

Ещё один выигрышный вариант – расположение объекта на линии золотого сечения. Персонаж на линии золотого сечения воспринимается нами как главный, он гармоничен и уместен.

Помните о балансе в асимметрии! Смещая объект от центра, думайте, как его уравновесить.


Эскизы Антонины Нужных

Прежде, чем вы разместите своего снеговика, подумайте ещё вот о чём:

Подсказка! ПРИЕМ, КАК ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ


Рисование на камнях. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рисованию на тему "Изображение миниатюрных пейзажей на камешках"

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вам мастер-класс по росписи природного камня пейзажами. Данный материал ориентирован на обучающихся среднего и старшего школьного возраста и будет полезен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, всем творчески ориентированным людям.
Назначение: подарок своими руками, декоративное украшение интерьера оригинальным изделием.
Цель: изображение пейзажа на природном камне.
Задачи:
1. закрепить умения и навыки в использовании живописных приёмов в нестандартной ситуации,
2. развивать образное мышление, умение воспринимать красоту природы,
3. развивать творческие способности, эстетический вкус,
4. воспитывать любовь к родной природе.

Необходимые материалы, принадлежности, инструменты :
- плоский камень диаметром 5-10 см,
- гуашь художественная,
- кисти беличьи или синтетические небольшого диаметра,
- баночка с водой,
- ножницы,
- плотный цветной картон,
- простой карандаш,
- клей "Титан",
- лак ПФ,
- рамочка.


История росписи камней насчитывает несколько тысяч лет. Роспись каменей использовали в древности в абсолютно всех частях света и у всех народов.
Сегодня роспись камней используется в основном по дикому камню. Часто украшают, таким образом, камни, чтобы они походили на насекомых, животных и растения. Выполняют на камне и пейзажи.
Природный камень перед работой необходимо промыть и просушить. Как правило, он не требует обезжиривания, краска очень хорошо ложится на поверхность. Для работы с детьми лучше использовать гуашь, но можно акрил и масляные краски.
На первом этапе росписи камня намечаем простым карандашом композицию пейзажа.


Затем приступаем к росписи.
Путём смешения алого с жёлтым светлым цветом получаем оранжевый. Выполняем небо с плавным переходом от жёлтого к оранжевому и охристо-оранжевому слева направо.



Слева направо пишем воду, начиная с жёлтого цвета, переходя в оранжево-алый цвет. Работаем небольшими горизонтальными мазками.



Затем добавим в оранжево-алый немного тёмно-коричневого цвета и начнём изображать берег переднего плана.


Изображаем берег дальнего плана с плавным переходом от алого к красно-коричневому цвету. Добавляем в коричневый немного чёрного цвета и выполняем нижнюю часть берега на переднем плане.


Набираем на кисть чёрный цвет и рисуем кистью ствол дерева.


Среднюю часть ствола дерева выделяем коричневым цветом.


Разводим белилами жёлтый светлый цвет и пишем мелкими мазками лунный блеск на небе и воде.


Тонкой кистью чёрным цветом прорисовываем травинки на первом плане.


Тонкой кистью прорисовываем ветки на дереве.


Изображаем лодочку на водной глади.


Вокруг лодки пишем круги на воде, смешав с белым коричневый цвет.


В последнюю очередь изображаем человека в лодке и тень от неё на воде.



Миниатюрный пейзаж готов! Теперь нужно покрыть его лаком ПФ. Это придаст росписи глянцевый блеск и прочность красочному слою. Если роспись велась акриловыми или масляными красками, то покрытие поверхности лаком не требуется.


Оформим наш миниатюрный пейзаж. Для этого подбираем цвет картона контрастный (противоположный в цветовом круге) к основным цветам росписи. Вырезаем по размеру рамочки.


Клеем "Титан" наклеиваем расписанный камешек на картон так, чтобы слева, справа, сверху расстояние от края было примерно одинаковым, а снизу - немного больше.


Осталось только вставить в рамочку!
Оформляя такие пейзажи, учащиеся проявляют фантазию и применяют различные материалы, фигурные рамочки.
Детские работы по теме:





Если выполнить несколько таких пейзажей, то можно создать панно.
Панно "Прекрасные уголки моей Родины" Алины Л., 6 класс:


Top