Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками. Детские техники рисования

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.
Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография


Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Другие рисунки методом клясографии можно посмотреть

Отпечатки рук и ног

Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Подробнее о методе рисования ладошками можно посмотреть

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на ещё влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем её водой. Пока не просохла, ставим на неё цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щётка вместо кисти

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.

Эбру, или рисование на воде

Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование - чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги. Можно использовать жаровню для духовки или большой поднос. Также понадобятся масляные краски, растворитель к ним и кисточка. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги. Как это делается: www.youtube.com

Эффект потрескавшегося воска

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае - цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его тёмной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется - разглаживаем утюгом.

О рисовании на мятой бумаге можно посмотреть

Оттиски картоном со сдвигом

Нарезаем картон на небольшие полоски, примерно 1,5×3 см. Край кусочка картона обмакиваем в краску, прижимаем вертикально к бумаге и равномерно сдвигаем в сторону. Будут получаться широкие линии, из которых и создается рисунок.

Отпечатки кулачком

Для такого рисунка ребёнку придётся сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».


« Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше,

чем тот, кто девять часов только смотрит».

педагог И. Дистервег

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Нетрадиционно - значит

*Не основываясь на традиции.

*Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. *Отличаясь оригинальностью.

*Не придерживаясь традиций.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.).

Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как ребёнку постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

*Способствует снятию детских страхов;

*Развивает уверенность в своих силах;

*Развивает пространственное мышление;

*Учит детей свободно выражать свой замысел;

*Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

*Учит детей работать с разнообразным материалом;

*Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

*Развивает мелкую моторику рук;

*Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

*Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

*рисование пальчиками;

*оттиск печатками из картофеля;

*рисование ладошками;

*тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

*тычок жесткой полусухой кистью.

*печать поролоном;

*печать пробками;

*восковые мелки + акварель;

*свеча + акварель;

*отпечатки листьев;

*рисунки из ладошки;

*рисование ватными палочками;

*волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

*рисование песком;

*рисование мыльными пузырями;

*рисование мятой бумагой;

*кляксография с трубочкой;

*монотипия пейзажная;

*печать по трафарету;

*монотипия предметная;

*кляксография обычная;

*пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг.

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Техника «Тампование»

Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Рисование по трафарету тампоном .

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновые рисунки .

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Техника «Диапития»

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования

Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками.

Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».

Техника «Ниткопись»

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение

Рисуем с помощью открыток .

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Техника «набрызг»

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный). Можно так рисовать снег.

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.

Техника рисования опилками.

Этот метод несложен, доступен практически каждому ребёнку. . На поверхность изделия карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски).

Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются цветными опилками. Лучшая древесина – это берёза и осина, опилки должны быть белыми. Если нет возможности заготовить берёзовые или осиновые опилки, то сгодятся опилки хвойных пород. Заготовленные опилки просушиваются и просеиваются через мелкое сито. Сырые опилки просеиваются очень плохо. После этого подготовленный материал прокрашивается красками. Мы пользуемся гуашевыми красками. Краски разводятся водой в нужной концентрации. Количество воды определяется опытным путём. Чем больше воды, тем бледнее будет красящий материал, следовательно, и будет меняться насыщенность цвета самих опилок. Подготовленные опилки засыпают в марличку, завязывают (не плотно) и заливаются красящими растворами (тщательно помешать). Для лучшей пропитки опилки оставляем в растворе на сутки (периодически перемешивая, после чего развязываем марлю, выкладываем их на плёнку и просушиваем возле батареи. Прокрашенные и просушенные опилки храним в пластиковых контейнерах.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

Рисование солью.

Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.

Урок рисования для школьников

Нетрадиционное рисование в школе. Картина «Краски лета»

Мастер-класс по рисованию цветов в смешанной технике: акварельная живопись «по-сырому» и восковые цветные карандаши.


Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.
Назначение работы: мастер-класс предназначен для учащихся 6-8 классов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: Создание рисунка с цветочной композицией из ярких акварельных пятен.
Задачи:
1) отработать навыки работы с акварельными красками в технике «по-сырому»;
2) развивать чувство цвета, абстрактное мышление и творческое воображение;
3) воспитывать терпение, аккуратность в работе.
Материалы: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной), акварель (я использую художественную полусухую в кюветах, набор «Студия» 24 цвета); кисточка пони или белка № 2; стакан-непроливайка для воды.

Продолжим знакомство с акварельной живописью в технике «сырым по-сырому". Эта нетрадиционная техника рисования подразумевает нанесение краски на предварительно увлаженную поверхность бумаги, которая может быть увлажнена водой или слоем еще невысохшей краски, в результате создаваемые акварельные эффекты невозможно воспроизвести никакими другими средствами. В процессе работы обязательно обнаруживается какой-либо неконтролируемый элемент, позволяющий средству «выполнять» на бумаге свой собственный рисунок. И именно это придает технике «сырым по-сырому» очарование и свежесть. Она прекрасно подходит для пейзажей, но я предлагаю воспользоваться эффектами этой техники для основы в летней цветочной композиции.
Лето за собою нас манило
В мир волшебный, растворив окно...
Радуга, нам краски подарила,
И мы стали, рисовать, его! (Валерий Гулянов)

При рисовании «по-сырому» есть несколько правил, которые нужно знать.
1)Бумагу для такой работы придется смочить с двух сторон, поэтому стол надо защитить от влаги. Для этого подготовим рабочее место: можно положить кусок стекла или клеенку.
2)Еще надо помнить, что при работе «по-сырому» краска будет растекаться так, как ей вздумается, не нужно ее ловить, пусть расплывается. Не стремитесь копировать фото, позвольте случиться новому произведению.
3)Намочить бумагу можно в широком тазике с чистой водой, просто окунув лист полностью, не забудьте про места под пальцами. А можно просто смочить губкой сначала ту сторону, которая ляжет на стол, а потом пройтись губкой сверху. Мокрую бумагу необходимо закрепить за самые кончики, потому что, высыхая она может покоробиться. В моём случае я приклеиваю лист скотчем.

Подскажи, какого цвета
Наше ласковое лето?
И какого цвета краски
Подберем для летней сказки?
Для своей работы я беру следующие кюветы с акварелью: краплак красный темный, алая, розовая, желтая, оранжевая, фиолетовая, зеленая, желто-зеленая и бирюзовая.

Теперь приступим к работе. Увлажним лист с двух сторон и закрепим его на гладкой поверхности стекла. Для создания цветов можно предварительно продумать композицию и следовать заранее намеченному плану, а можно в произвольном порядке наносить яркие пятна, из которых в дальнейшем будем придумывать цветы. Я выбираю второй вариант – он не предсказуем и, этим интересен.
Набираем краплак красный темный и делаем отпечаток кисточки на бумаге. Смотрим, как растекается краска.


Затем на листе бумаги, в произвольном порядке, ставим еще шесть таких пятен.


Теперь возьмем «алую» акварель и добавим в уже имеющиеся пятна. Краска начнет смешиваться.



Следующий этап: розовая акварель. В произвольном порядке прикладываю кисточку с краской к каждому пятну. Стараюсь создать оттенок по краям.



Пятна цветов готовы. Создадим фон нашего рисунка. Так как мы рисуем летние цветы, предлагаю использовать теплые тона: в свободные от красных пятен места добавляю желтую акварель.



Теперь берем оранжевую» акварель и вводим ее в различные участки желтой краски.



Глядя на получившийся сюжет, я решила ввести в середину красных пятен фиолетовую акварель. Так мне кажется цветы будут интереснее, можно будет в дальнейшем прорисовать сердцевину или тычинки.


Мы рисуем летние цветы, поэтому нельзя пройти мимо зеленых оттенков. Начинаем создавать основу наших будущих листьев. Зеленой акварелью намечаем контур в произвольном порядке. (Следую своей интуиции).


В середину зеленого контура вводим желто-зеленую акварель, и видим, как цвета начинают перемешиваться.




По краю зеленых пятен тонкой кистью проводим неровную линию бирюзовой акварелью. Этим же цветом намечаем прожилки в будущих листочках.




Смотрим что получилось и даем высохнуть краскам.

Если после высыхания бумага деформировалась, не расстраивайтесь. Положите работу лицевой стороной на гладкую поверхность стола или стекла. Слегка увлажните изнаночную сторону листа и накройте прессом (я часто использую в качестве пресса тяжелые книги), главное, следим, чтобы лист был накрыт полностью. Примерно через 12 часов выньте работу, и вы увидите, что лист распрямился.
Теперь всмотритесь внимательно в рисунок на листе и представьте себе будущие цветы. Покрутите лист по горизонтали и по вертикали, и выберите понравившийся вариант. Форма цветов может быть различной.


Мне кажется, что мой рисунок нужно развернуть вот так…

Закончим рисунок с помощью цветных восковых карандашей. Мои цветы будут напоминать гладиолусы. Прорисовывать я начну с верхних пятен.
Для того чтобы было понятней какой цветок рисую каждое пятно обвела овалами разного цвета: начнем с пятна в черном овале, затем в красном и наконец, в желтом.


Для обводки контура лепестков возьмем черный восковой карандаш. Начиная работу, помним правило, что все лепестки сходятся в центре. В результате наметился раскрывшийся цветок, который смотрит на нас.


При помощи штриховки придадим движение лепесткам.


В штриховку ввожу бордовый цвет.



Один цветок готов.


Приступаем к цветку в красном овале. Вблизи он выглядит вот так.


Начну с нижних лепестков.


Закончим прорисовку верхнего лепестка и сразу же нанесем черную штриховку.


Как и в первом цветке введем бордовый восковой карандаш.


Смотрим что получилось.


Начинаем прорисовку третьего цветка бордовым восковым карандашом.


В центре цветка нарисуем черным карандашом тычинки.


Оттеним лепестки бордовым и коричневым карандашом.


А теперь добавим черный цвет: не нажимая на карандаш, чтобы получилась прозрачная линия, обведем верхние развернутые лепестки и внутренний край правого лепестка.


Теперь посмотрим как они выглядят вместе.


Перейдем вниз нашего рисунка, там мы четко можем увидеть три красных пятна – это тоже наши будущие цветы. Начнем отрисовку пятна в черном овале, затем придумаем цветок в красном овале, и последней цветок будет в желтом овале.


Принцип отрисовки цветов такой же, как описывался выше. Поэтому смотрим результат.




Теперь обязательно рассмотрим наш рисунок целиком для определения дальнейших действий.

Начнем работу с зеленью – формируем листья. Проанализировав форму пятен, я понимаю, что на листья гладиолусов они мало похожи, так как имеют круглую форму. Ну и ладно, нам это не помеха. Используя темно зеленый восковой карандаш, подчеркиваю контур листьев и штриховкой рисую прожилки.




Опять посмотрим на наш рисунок в целом и определим оставшийся фронт работ.


Внимательно всмотревшись в рисунок можно увидеть пустоту в центре композиции. Там расположено бледно фиолетовое пятно. Это тоже будет цветок. Для него я возьму фиолетовый карандаш, на тон темнее, чем само пятно, и прорисую его лепестки.


Этим же карандашом нарисую похожий цветок на оранжевом свободном участке с правой стороны рисунка.


Вот наш рисунок и готов. Можно вставить его в рамку.
Гордый, стройный, элегантный,
Налитой восторгом колос.
Фрак сошью тебе атласный.
Мой Маэстро - Гладиолус! (Галина Абделазиз)

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».


(Ответы)
Нетрадиционно -

  • Не основываясь на традиции.
  • Не придерживаясь традиций.


(Словарь синонимов).
(Ответы)
Нетрадиционное рисование



  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • тампование.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Техника «Тампование»

Поролоновые рисунки .

Восковые мелки + акварель.

Рисование свечой.

Техника «Монопития»

Техника «Диапития»

Учимся делать фон.

Техника «Кляксография»

Техника «Ниткопись»

Метод ниткографии.

Рисуем с помощью открыток .

Техника «набрызг» -

Можно так рисовать снег.

Техника рисования опилками.

Техника фроттаж

Рисование ластиком

«Рисуем кулечками».

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев.

Техника «Граттаж»

Технику «граттаж » еще называют «цап-царапки»!

тушью gratter техника царапанья .
воск свечой туши . Можно, конечно, и гуашь акриловыми красками чёрного цвета

Граттаж – техника гравюры на картоне

гравюру на картоне

Вариант 1.

Полезные советы:


Вариант 2.

Вариант 3.

Рисование кусочком текстиля

.

Рисуем пластилином!

.

Особенности техники:

Рисование солью.

Рисование крашеной солью.

.

Окраска соли:

Рисование зубной щеткой.

Коллаж.

Оттиск смятой бумагой.

Пример витража:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
(Ответы)
Нетрадиционно -

  • Не основываясь на традиции.
  • Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
  • Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
(Словарь синонимов).
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
(Ответы)
Нетрадиционное рисование
Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. . Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг.

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Техника «Тампование»

Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Рисование по трафарету тампоном .

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновые рисунки .

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Техника «Диапития»

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования

Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками.

Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».

Техника «Ниткопись»

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Рисуем с помощью открыток .

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Техника «набрызг» -

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный) .

Можно так рисовать снег.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Очень интересная работа, которую дети выполняют с удовольствием! Занятие проходит в два этапа:- на первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .После выполнения первого этапа приступаем ко второму- непосредственно к рисованию! Предложите детям при помощи своих пальчиков на песчаной поверхности листа нарисовать осеннее дерево, используя разнообразные цвета.

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.

Техника рисования опилками.

Этот метод несложен, доступен практически каждому ребёнку. . На поверхность изделия карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски).

Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются цветными опилками. Лучшая древесина – это берёза и осина, опилки должны быть белыми. Если нет возможности заготовить берёзовые или осиновые опилки, то сгодятся опилки хвойных пород. Заготовленные опилки просушиваются и просеиваются через мелкое сито. Сырые опилки просеиваются очень плохо. После этого подготовленный материал прокрашивается красками. Мы пользуемся гуашевыми красками. Краски разводятся водой в нужной концентрации. Количество воды определяется опытным путём. Чем больше воды, тем бледнее будет красящий материал, следовательно, и будет меняться насыщенность цвета самих опилок. Подготовленные опилки засыпают в марличку, завязывают (не плотно) и заливаются красящими растворами (тщательно помешать). Для лучшей пропитки опилки оставляем в растворе на сутки (периодически перемешивая, после чего развязываем марлю, выкладываем их на плёнку и просушиваем возле батареи. Прокрашенные и просушенные опилки храним в пластиковых контейнерах.

Техника фроттаж

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своими руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Техника рисования - рисование веревочкой

Вот уже второй год я в своей работе использую нетрадиционную технику - рисования веревочкой. Дети учатся рисовать не только карандашами и красками, но и цветными веревочками. Сначала веревочкой выкладываются простые узоры, петельки, а затем переходят к более сложным предметам. Каждое занятие сопровождается какой-либо сказкой, соответствующей теме. На этих занятиях используются:стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка. Детям очень нравятся такие занятия, они испытывают радость и гордятся своими работами. У них развивается мелкая моторика рук, подготавливается рука к письму, развивается воображение, закрепляются навыки рисования.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

«Рисуем кулечками».

Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски МЕДОВЫЕ, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек.

Единственное, о чем надо не уставать просить детей, это работать кистью быстро, не давать краскам высыхать на бумаге. Если все-таки краски, наложенные первыми, успели просохнуть - помочь смочить их водой.

Быстро наносим акварель на лист. Накладываем целлофан на центр рисунка, смачиваем кончики пальцев водой и НЕЖНЫМИ вращающими движениями создаем морщинки кулька на бумаге. Направляем вращение пальцев в любую сторону. Кулек прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дайте бумаге просохнуть, не торопитесь снимать кулечек. через время снимаем кулек и смотрим, что получилось. У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д.

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Техника «Граттаж»

Технику «граттаж » еще называют «цап-царапки»!

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья .
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных воск овых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши . Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Очень нравится обычно такое рисование детям. Граттаж – техника занимательная и необычная, ребенка захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне . Рисунки в начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный шарик и т.д. Постепенно задания можно усложнять.

Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой – волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!

Вариант 1.

1) Плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.

2) Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки - покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши (либо черная тушь + капля шампуня – не красит руки при работе, либо акриловая краска), дать подсохнуть.

3) Возьмите не пишущую шариковую ручку, (либо подточенную деревянную палочку для суши, либо зубочистку, и даже пластиковую вилку, либо другой удобный заостренный предмет, либо все предметы сразу) – и при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно линиями, штрихами – что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…

Полезные советы:

Если гуашь (тушь) скатывается со слоя, обработанного восковыми карандашами(мелками) – то можно обезжирить основу тальком (посыпаем сверху и растираем ваткой).
Чтобы гуашь не красила руки при процарапывании рисунка – нужно до ее нанесения добавить в нее немного клея ПВА, и хорошо размешать. Либо при рисовании подкладывать под руку, которая опирается на лист, кусочек чистой бумаги.

Вариант 2.

1) Для основы можно взять цветной или белый картон, либо картон с готовым ярким рисунком (подойдет даже та же картонная обложка от цветного картона). Натираем основу простой восковой свечой.

2) Второй и третий шаг – смотрите в варианте 1.

Вариант 3.

1) Для основы можно взять белый картон и нарисовать фон любыми красками, и как угодно. Высушить. Далее второй и третий шаг варианта 1.

Рисование кусочком текстиля

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона. Обмакиваем тампон из ткани в гуашевую краску. Можно рисовать чёрной гуашью на белом картоне. Также можно рисовать на цветном фоне, например на синем, белой краской, тогда мы получим «Зимний пейзаж».

Разрисовка маленьких камешков .
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисуем пластилином!

Роспись пластилином по стеклу .

Из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости. Эта техника имеет свое название - рисование пластилином. Это очень занимательное занятие, как для малышей, так и детей постарше.

Итак, что же нам понадобилось для создания пластилинового рисунка?

1. Качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.

2. Основа картины: стекло, картон, рамка из дерева. (фоторамка)

3. Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки, различные подручные приспособления для создания нужной фактуры.

Используем в качестве основы стекло для создания картины в технике обратной аппликации и обязательно защищаем край стекла изолентой, чтобы дети не поранились. Но следует учесть, что данная работа делается под пристальным присмотром взрослых.

Особенности техники:

Рисунок (можно –раскраску кладем в фоторамку вместо фотографии. И начинаем творить) Прежде, чем приступить к лепке, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которую смотрит рисунок из рамки). Равномерно распределяем пальцем пластилин, не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм.

В конце работы аккуратно протираем стекло от жирных отпечатков, снимаем вторую защитную пленку. Выбираем подходящий лист картона для фона. Вставляем рисунок оборотной стороной обратно в рамку.

Техника рисования "Пуантилизм»

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста.

Рисуем в технике пуантилизм, используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики, тампончики, ватные палочки, кисти, фломастеры, маркеры.

Рисование солью.

Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.

Рисование крашеной солью.

Соль можно покрасить в разные цвета.

Окраска соли:

Для начала разведем гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет. Чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена.Можно её сушить в духовке, нагреем духовку до температуры 100 градусов и на час поставим туда наши формочки с солью. можно использовать микроволновую печь, туда формочки ставятся на 5-10 минут при максимальной температуре. После того, как достали соль, вы увидите что получились сухие комки. Берем целофановый пакет и высыпаем в него соль. Затем на разделочной доске раскатываем соль до тех пор, пока она не станет рассыпчатой. Для каждого цвета берем отдельную банку.

Рисуем рисунок простым карандашом, затем клеем ПВА, на клей посыпаем солью.

Рисование зубной щеткой.

Сразу оговорюсь, что данная техника нравится не всем. Но при рисовании некоторых предметов, она просто не заменима. Поэтому о ней тоже скажем. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. Кисточкой такого эффекта будет добиться ой как сложно.

Техника рисования масляной пастелью по бархатной бумаге.

Карандаш по бумаге движется легко и растушевывается пальцем, создавая более мягкие оттенки, а дети от этой техники просто в восторге! Рисунки получаются яркие и веселые.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Пример витража:

  • Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки).
  • Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».
  • Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.
  • Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование - одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование - это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап - это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать : её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный .
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка - кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование - отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.




Top