Рисовать цветы детям схема. Как нарисовать цветы

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Жаль, что молодые люди, стараясь подражать чужой «массовой культуре», всё чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки – православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Уместно вспомнить один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. В православном календаре по значимости это второй праздник после Пасхи. Его называют «матерью всех праздников». Действительно, с рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира, – начинается его земная жизнь, страдание, смерть и воскресение. Значение этой Святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.

Праздник Рождества естественно сливался со встречей Нового года. Этот праздник – нововведение Петра 1, издавшего указ: Новый год в России считать не с 1 сентября, как раньше, а с 1 января. И повелел он отмечать этот праздник украшенной ёлкой.

До 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. А что мы знаем о нём сейчас? Что такое рождественская ёлка? Как она организовывалась? Почему в рождественские дни украшали именно ель? Ответить ребёнку на эти вопросы поможет «Предание о рождественской ёлке» неизвестного автора, из которого мы узнаём, что в рождественскую ночь ангел украсил не пальму, давшую младенцу прохладу в жаркий день, не маслину, наполнившую благоуханием пещеру, а скромную добрую ель: «…тёмное небо усеяно было сверкающими звёздами. Ангел сделал знак, и одна звёздочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зелёные ветки ёлки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая ёлка. На неё взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней руки…»

С тех пор каждый год в это время ёлка красуется сиянием множества огней и маленькие дети радуются и веселятся, глядя на неё. Так скромная зелёная ёлка сделалась знамением весёлого рождественского праздника. Вечнозелёные ветки ели были символом обновления жизни, а звезда на её макушке – предвестница Рождества, рождения Божественного Младенца.

В праздничные дни в домах зажиточных хозяев (помещиков, купцов) в самой большой зале устанавливали высокую до потолка ель с зажжёнными свечами. Ёлку украшали бусами, самодельными игрушками, пряниками и конфетами, звёздочками разной формы, различной конфигурации, и дети обязательно соревновались, чья звезда красивее и оригинальней. Моя бабушка передала мне в детстве секрет изготовления 8-конечной объёмной рождественской звезды из полосок разноцветной бумаги. Он передавался в нашем роду из поколения в поколение. До сих пор я украшаю ёлку такими необычными оригинальными звёздочками. Кроме того, в детском саду мы украшаем ёлку цветными бантиками, что придаёт ей особую нарядность и торжественность.

Помимо хозяйских детей на ёлку приглашались ребятишки из соседских бедных семей. Дети любовались величавой красавицей, рассматривали её убранство, пели песни, водили хороводы, играли, читали стихи, разыгрывали сценки. В детских праздниках принимали участие взрослые. В конце торжества хозяева обязательно одаривали всех приглашённых гостинцами.

День, предшествующий празднику Рождества Христова, именуется церковью Рождественским сочельником. По давней русской традиции, в этот день не едят до появления на небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Таким образом. Воспитывалось в ребёнке уважение к Священной истории.

С сочельником связано множество разнообразных народных примет и поверий. По вечернему небу, звёздам, погоде определяли, какой будет урожай. К примеру, если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода скота. Если иней на деревьях – к обильным хлебам, метель на дворе – пчёлы будут роиться.

Поутру пастухи, обходя дворы и дома, обсеивали овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривали при этом: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке – ребяток» или «Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, и поросятки по всей избе».

Дни после Рождества Христова до Крещения, или Богоявления, назывались святками, т.е. святыми днями. Они тоже праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, устраивать катания на санях, на корзинах с горы, плясать.

Ряженье имеет древнее происхождение, оно ведёт своё начало от славян-язычников и служит символом обновления природы. Ряженые – это традиционно козёл (или коза), медведь, дед, баба, солдат, скоморохи и т.д. Одеты ряженые как угодно. Так, козёл в меховой жилетке, на лице полумаска с прикреплёнными к ней длинными рогами, у скоморохов шапки с бубенчиками и ярко размалёванные лица.

Не обходились рождественские праздники и без «страшных» персонажей. В народе существовало поверье, что всю рождественскую неделю скатается по улицам, выйдя из своих убежищ, нечистая сила, пугающая прохожих. Отсюда в сценарии моего праздника «страшные» герои – Чёрт и Леший. У Чёрта длинный хвост и чёрная шапочка с рожками на голове, у Лешего борода из мочала или льна.

Чтобы не возиться с переодеваниями, лучше всем прийти на праздник ряжеными. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение сопричастности к живому действу.

Накануне Рождества ряженые с шутками и прибаутками обходили дома своей деревни, неся на палке самодельную звезду из фольги или цветной бумаги (она олицетворяла звезду Христа), за исполнение колядок получали угощения и дары. Колядующие водили Козу по домам. Это была забавная игра, в основе которой лежало древнее поверье наших предков: Коза (Козёл) была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы, его земле, полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу (Козла) обычно изображал кто-нибудь из парней. При этом Коза плясала, а её свита пела песню, в которой у Коляды просили для хозяина вещи, необходимые в крестьянском хозяйстве. При этом колядующие поясняли: «Где Коза ходит, там жито родит…» и т.д. Козу заставляли кланяться хозяевам, а когда она, как бы нечаянно, падала, просили у хозяев угощения.

Колядные песни, называемые «овсенями», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство (даже если семья была бедной), славился их труд на земле, пелись поздравления с праздником и пожелания здоровья, богатого урожая, приплода, счастья. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. На празднике в детском саду мы обычно используем этот момент как сюрпризный.

Едва ли можно назвать другие столь весёлые празднества на Руси, как дни Рождества и святок. Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками, гадания молодых девушек… Самые любимые и широко известные из них – гадания под подблюдные песни. Происходило оно так: на большое блюдо под полотенце девушки клали различные мелкие вещи – гребёнки, напёрстки, ленты, но чаще всего колечки.. Одна из собравшихся на гадание девушек,не глядя, нащупывала и вынимала вещи одну за другой. Подруги её в это время пели песни с различными предсказаниями: были тут и счастье, и горе, и удача, и дорога, и свадьба. По этому принципу построена в нашем празднике игра с козлом в «фанты».

В ряде мест в России (в частности, в Калужской губернии) элементом святочных развлечений является народный кукольный театр – вертеп. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильшики двигали фигурки и разыгрывали сценки рождения Христа. Со временем, расширив свой репертуар, вертепные представления превратились в настоящий народный театр.

На протяжении ряда лет я встречалась и беседовала о старинных праздниках, традициях, приметах и обрядах, связанных с ними, с пожилыми людьми, которые делились воспоминаниями своего детства или рассказами старших. Собранный материал помог мне воссоздать картину Рождественских праздников на нашей Калужской земле и разработать сценарий театрализованного праздника Рождества с элементами фольклора. Цель его – привлечь внимание педагогов к христианской традиции, сложившейся на Руси на протяжении многих столетий, познакомить с духовно-нравственными истоками и дать необходимый практический материал для проведения рождественской ёлки.

Хочется надеяться, что предложенный мной праздник Рождественской ёлки (который, кстати сказать, можно использовать как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе) хоть в какой-то мере поможет педагогам приобщить детей к миру русской народной культуры, познакомит их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором. В процессе работы сценарий можно сократить или, наоборот, дополнить своими материалами по усмотрению педагога.

Театрализованное представление

Программное содержание: Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов. Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской Библии»).
  • Консультации по проведению праздника у служителя церкви.
  • Украшение Рождественской ёлки .
  • Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, инсценировок, колядных песен.
  • Собирание фольклорного материала о проведении Рождественских праздников (потешки, прибаутки, календарные и колядные песни, приговорки и т.д.
  • Индивидуальная работа с ведущими персонажами.
  • Подготовка музыкальных инструментов, фонограмм.

Материал и оборудование: Занавес. Украшенная ель. В углу заснеженный домик Деда Мороза. Бутафорские заснеженные деревья. Рождественская звезда из фольги или цветной бумаги. Ширма для кукольного театра. Детские музыкальные инструменты. Блюдо. Шаль. Костюмы Деда Мороза, Метелицы, Лешего, Чёрта, звёздочек, Лисицы, Козла, Зайца, Волка, Месяца, Медведя, скоморохов, Фомы и Ерёмы.

Ход праздника

В центре зала за занавесом стоит украшенная ель. На переднем плане заснеженный лес из бутафорских деревьев (дуб, пни, берёзка)

Звучит музыка, дети в карнавальных костюмах выбегают на передний край сцены и поют песню «Новый год» (Приложение 1 ), затем садятся на стулья возле сцены.

Лес дремучий, Тишина.
Светит на небе луна.
Звери спят, уснули птицы –
Сладкий сон давно им снится…
Вдруг меж ёлок и берёз
Появился Дед Мороз.

Звучит музыка, появляется Дед Мороз.

Дед Мороз:

Разыграйтеся, метели,
Гнитесь, сосны, гнитесь, ели!
Всё, что есть в моём лесу, –
Всё засыплю, занесу!

Осыпает деревья снегом. Сзади появляются Чёрт и Леший.

Чёрт: Пусть засыплет, занесёт.

Леший: Пусть замёрзнет весь народ!

Дед Мороз уходит, музыка стихает.

Ушёл Мороз, всё стихло снова.
Мерцают звёзды в вышине…
И в этой сказке Дуб с Берёзой
Заговорили в тишине.

Дуб: Эй, Берёзка-соседушка, не спишь?

Берёза: Что за песенка сейчас пролетела? Она меня разбудила.

Дуб: Как, ты не знаешь песенку о Рождественской ёлочке? Тогда я расскажу тебе старинное предание. Слушай!

Давным-давно во Вифлееме
Спаситель мира родился.
И в честь Его у той пещеры
Обряд священный начался.
И, Рождество Христово славя,
Туда шли люди чередой…
И даже травы и деревья
Заговорили меж собой.
Сказала пальма: «Я листвою
Младенца в жаркий день укрою».
«А я своим благоуханьем, –
Маслина говорит в ответ, –
Я освежу его дыханье, –
Ведь дерева нежнее нет!»
А ель без зависти, но с грустью
Смотрела на своих подруг…
Как бедной ей и недостойной
Явиться ко Христу? Но вдруг
Спустился ангел и сказал ей:
«Не унижай сама себя.
Скромна ты очень и прекрасна,
И возвеличу я тебя».
И вот Божественный Младенец,
Проснувшись, видит пред собой
Сиянье звёзд из поднебесья
На ветках ели скромной той».
(В. Савинский)

Под музыку медленно открывается занавес. В центре стоит украшенная ель, на верхушке которой горит звезда.

Ведущая (В русском костюме).

А вот и первая звёздочка зажглась!
Пора село будить!
Просыпайся, народ –
Выходи из ворот!
(Дети становятся вокруг ёлки)
Как в морозный день
Гости съехались,
В день Рождественский,
Самый праздничный.
Сколько песен здесь,
Сколько смеха здесь,
Сколько радости
Самой красочной!

Дети идут хороводом вокруг ёлки, поют песню «Русская зима» (муз. и сл. Л. Олифировой « В стране весёлых песен» (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание», 2002).

Дед Мороз: Здравствуйте, мои маленькие друзья! За чем пожаловали вы сюда – за весельем или за сказкой?

Дети: За сказкой!

Дед Мороз: Ну что ж, садитесь поудобнее. Слушайте!

Ёлка наша нарядилась,
Снегом белым заискрилась,
Огоньками вся зажглась –
Это сказка началась.
Бушевали тут метели,
Спят теперь берёзы, ели…
Все уснули, Тишина.
Появляется луна.

Месяц (мальчик) .

Только ночью я гуляю –
Сверху землю освещаю.
Лишь на небо я взойду –
Звёзды за собой веду.

Звёздочки (девочки).

Мы звёздочки частые,
Золотые, глазастые.
– Мы пляшем, не плачемся,
За тучками прячемся.
– И в Рождественскую ночь
Посветить мы вам не прочь!

Исполняется «Танец звёздочек» под песню А. Рыбникова из кинофильма «Красная шапочка»

Наша ёлочка зажглась,
Заблестев огнями.
Приглашаю всех-всех-всех
Веселиться с нами!

Дети танцуют около ёлки.

Звёзды зажигаются –
Веселье начинается!

Леший (из-за ёлки ) И ничего не получается!

Чёрт: Гаси ёлку! (Дуют, ёлка гаснет) Вот так!

Садятся под ёлкой.
Звучит музыка. Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте, детушки-малолетушки, красны девицы и добры молодцы!

Я пришёл Христа прославить,
И вас с праздником поздравить!
С Новым годом ваших гостей
Со всех сёл, со всех волостей!

Всё ли у вас на празднике ладно? Всё ли хорошо?

Ведущая: Да не всё ладно, не всё хорошо.

Дед Мороз: Что так?

Ведущая: Прогневались на нас Чёрт с Лешим – ёлку погасили. И не поются теперь на празднике песни звонкие, не играются игры весёлые.

Дед Мороз: Здорово, Леший-дед!

Леший: Что? Как лунь я сед? Это я и сам знаю.

Дед Мороз: Во, толкуй тут с глухим! Тебя, Леший, надо лечить!

Леший: Для чего ж меня мочить? Я сухой..

Чёрт: Он сухой, как лист.

Дед Мороз: Я говорю: «Не мочить, а лечить!»

Леший: Что-что, по деревне водить? Не, я домой в лес хочу.

Чёрт: Ага, мы в лес хотим!

Дед Мороз: Постойте, постойте. Сначала ёлку детям зажгите. Не портите нам праздник.

Дети пели и плясали,
Был весёлый перепляс.
Ваши песни разбудили,
Потревожили всех нас.

Леший: Не зажжём ёлку! Не дадим веселиться!

Дед Мороз: Ах, так?

Есть у меня дудка,
Дудка-самогудка.
Сама поёт, играет,
Плясать всех заставляет.

Играет на дудке. Леший и чёрт сначала как бы нехотя, против своей воли переставляют ноги, затем пляшут всё веселее и зажигательнее, и, наконец, устав, просят Деда Мороза прекратить музыку.

Дед Мороз: Зажигайте ёлку – тогда помилую. Правильно, дети7

Чёрт и Лешиё трижды дуют на ёлку, трижды хлопают в ладоши, произносят волшебные слова. Ёлка вновь блестит огнями. Чёрт и Леший убегают.

Дед Мороз: Пусть уходят. И следы их белым снегом занесём, чтоб дороги назад не нашли!

Хлопья белые летят,
Снег по лесу стелется.
Это к нам идёт на праздник
Белая метелица.

Звучит музыка «Метель» из оперы «Ёлочкин сон» А. Гречанинова.

Ведущая: Я знаю, что в царстве у Метелицы много перин и подушек, из которых она выбивает снег. А выбивает она его часто, потому что любит чистоту.

Метелица:

У меня перина есть –
Перьев в ней не перечесть.
Перья эти не от птицы,
Не от гуся иль синицы.
Есть в периночке снежинки,
Непоседы и смешинки.
По подушке хлопну я,
И снежинок вся семья
Дружно в танце закружит,
Заметелит, завьюжит.
Ну-ка, милые снежинки,
Вылетайте из перинки!

Исполняется «Танец снежинок» под «Вальс» А.Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля»

Метелица:

Летайте, снежинки, летайте!
Ребятам привет передайте
От бабушки Вьюги-старушки.
Люблю выбивать я подушки!

Дед Мороз:

А на Вьюгиной перине
Потанцуют нам пингвины.

Дети исполняют «Танец пингвинов» (Приложение 2 )

Из-за ёлки, навстречу друг другу, выходят два мальчика – Фома и Ерёма.

Фома и Ерема: А вот и мы оба – Фома и Ерёма!

Низко поклонились (кланяются ),
Ой, колпаки свалились!
Колпаки надеваем –
Снова начинаем!
Мы пришли к вам оба –
Фома и Ерёма
На людей посмотреть,
Да себя показать.
Да всему честному миру
Небылицу рассказать!

Как у бабушки козёл,
У Варварушки седой,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и печку топил,

Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.

Сам и кашу варил,
Деда с бабкой кормил.
Попросился козелок
У бабушки во лесок.

Козёл (взрослый )

Уж ты, бабушка, ты, Варварушка!
Отпусти меня, козла,
Во лесок на часок.
Я там волка убью –
Тебе шубу сошью.
А лисицу убью –
Воротник принесу!

Она, старая старушка, обрадовалась.
Отворяла ворота широко-широко,
Отпускала козла в поле далеко-далеко.
Как пошёл наш козёл да по ельничку,

А навстречу козлу бежит заинька.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Ведь я заинька
Ведь я маленький
Я всё по лесу хожу,
Корешки в лесу ищу.

Зайчик читает стихотворение по выбору педагога.

Вот идёт наш козёл да по ельничку,
Да по частому по березничку.
А навстречу козлу бежит лисонька,
Бежит рыжая.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Я не смерть твоя.
Я не съем тебя.
Ведь я лисонька,
Ведь я рыжая.
Я всё по лесу хожу,
И зайчатинку ищу.

Исполняется «Песенка лисы» (муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Ерёма: Вновь пошёл наш козёл да по ельничку, да по частому по березничку. А навстречу козлу серый волк идёт.

Ах ты, зверь, ты, зверина,
Ты скажи своё имя.
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

Уж я смерть твоя.
Уж я съем тебя!

Дед Мороз:

Испугался козёл.
Испугался седой.
Что есть духу – домой
К своей бабушке,
Да к Варварушке.

Ой ты, бабушка,
Ты Варварушка,
Отворяй ворота –
Принимай козла!

Прибежал козёл домой – замаялся.
Ну, а в лес ходить с тех пор он закаялся!

Что, тепло ли тебе, Козёл?
Студёно ль тебе?

Козёл: Ой студёно!

Сейчас мы с тобой поиграем – погреем тебя.
А ну, кому делать нечего –
Играйте хоть до вечера!

Проводится «Игра с козлом».
Дети ходят вокруг козла, приговаривая:

Вышел Козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать!
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит: «Ме-е-е!»
Козёл догоняет детей.

Ведущая: А теперь погреем Козла. Надевайте на него у кого что есть!

Дети надевают на Козла лисий воротник, кушачки, платки, безрукавки, бусы и т. д.

Ведущая: Тепло ли тебе, Козлик, студёно ли?

Козёл: Тепло!

С Козла снимают вещи, складывают их на большое блюдо и накрывают шалью. Проводится игра в «Фанты»

Ведущая (доставая за спиной Козла два кушачка) .А скажи нам, Козлик, что этим фантам сделать?

Козёл: Всяк молодец на свой образец. Пусть пробегут гусиным шагом из конца в конец!

Два ребёнка обегают ёлку гусиным шагом наперегонки.

Ведущая (держа за спиной Козла волчью безрукавку и лисий воротник). А этим фантам что сделать?

Пусть они нам стих расскажут.
И расскажут, и покажут!

Волк и Лиса инсценируют стихотворение «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису…»

Ведущая (держа в руках большую шаль) Погадаем и этому фанту!

Было всё: стихотворенье
И весёлая игра…
Скоморошье представленье
Посмотреть теперь пора!

Фома и Ерёма (держа шаль, как ширму).

Собирайся, народ!
Не толпись у ворот!
Без толчеи, без спешки!
Вас сегодня ожидают
Русские потешки!
Не короткие, не длинные,
А такие, что как раз:
Как от меня до вас!

Можно показать скоморошье представление – сценку кукольного театра.

Ведущая (держа за спиной Козла свои бусы).

Фант последний остаётся
Что ж ему-то достаётся?

Тут и нечего гадать,
А с Морозом поплясать!

Дед Мороз:

Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу – на людей погляжу!
Эх, ма, берегись! Не зевай, посторонись!

Пляска Деда Мороза и ведущей.

Козёл (выносит ящик с детскими музыкальными инструментами). Издавна так повелось на Руси, что в ночь перед Рождеством ходят ряженые от избы к избе, развлекают народ шутками, прибаутками, песнями колядными.

Красны девицы и добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь –
На колядки отправляйтесь!

Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом ходить –
Коляду заводить!

Коляда, Коляда
Всех зовёт за ворота!

Ряженые ходят вокруг ёлки, приговаривая:

Овсень, овсень,
Ты гулял по всем –
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём –тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин!
Принимай гостей из всех сёл, волостей!

(Останавливаются перед зрителями)

– Здравствуйте, хозяева и хозяюшки-молодушки!
– Здравствуйте, гости и гостьюшки!
– Эй, боярышни красивые!
Эй, девчата неспесивые!!
Двери шире распахните-ка,
Да гостей к себе впустите-ка!
– К вам соседи ваши близкие,
Не высокие, не низкие,
Не широкие, не узкие –
Всё бояре чисто русские!
– А пришли к вам не с помехою,
А с весельем, да с потехою!
– Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
– Редкий гость никогда не в тягость!
– Как пошла Коляда вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять –
С Рождеством всех поздравлять!
– Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
– Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
– Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко!

Под ёлку садятся два мальчика-скомороха

Скоморохи:

Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.

Прошка: Я – скоморох Прошка.

Федул: А я – Федул-скоморошка

Прошка: Дядь, скажи моей лошади:»Тпр-р-р!»:

Федул: А сам что?

Прошка: Губы замёрзли!

Ведущая: А что ваши девчата делают?

Федул: Шьют да поют, шьют да поют.

Ведущая: А матушки?

Прошка: Порют да плачут, порют да плачут…

Девочка: Тит, иди зерно молотить!

Тит: Ну вот! Только сел, только сел!

Девочка: Да что ж ты делал?

Тит: Лежал!

Ведущая: Сынок, сходи за водицей!

Мальчик: Живот болит (корчится)

Ведущая: Сынок, иди кашу есть!

Мальчик: Ну, что ж, раз матушка велит – надо идти!

Козёл: А вот и Федя ведёт медведя

Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.
Покажи-ка нам, как красны девки на работу идут.

Медведь идёт медленно, согнувшись, покрёхтывая.

Федя: А как с работы на гулянье спешат?

Медведь распрямляется, идёт бодро.

Федя: А покажи нам, Мишенька, как летом маленькие детки горошек воровали: где сухо – там брюхом, где мокро. , там на коленочках.

Медведь показывает

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора
Песни петь, да плясать –
Всех вокруг забавлять.

Мальчики:

Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили –
Молочком умылися!

Как известно всем, девчушки –
Мастерицы петь частушки.
А вы, парни, не зевайте –
Девчатам тоже помогайте!

Мы частушки запоём,
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши –
Лопнут перепонки!

Мальчики:

По деревне я иду –
Собаки лают на беду.
Ну, чего ж вы лаете –
Ведь вы меня не знаете!

Дети поют частушки

Дед Мороз:

А теперь будем кругом ходить –
Коляду заводить!

Ряженые (идут вокруг ёлки, останавливаются перед гостями)

– Выходи, хозяин,
Выходи, боярин!
Принимай гостей
Из всех волостей!
– Тётенька, добренька,
Подай что-то сдобненько:
Пышку да лепёшку,
Да свиную ножку!

Сеем, веем, посеваем –
С Новым годом поздравляем!

Вот вам угощенье –
Вафли да печенье,
Пряники, конфетки –
Кушайте, детки!

Козёл (принимая гостинцы) .

Самому ли съесть,
Ай ребятам снесть?
Я и сам откушу,
И ребятам отнесу!

Отдаёт корзину с гостинцами детям

Спасибо вам, щедрые хозяева!
Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа,
Вам и мёд на уста,
Вам и плюшки с творогом,
И детишек полный дом!
– Живите без бед
Много лет!
– А будет мимо садика дорога –
Не обходите нашего порога!

Все кланяются

Что вы, гости, тут сидите,
Ай, гулять вы не хотите?
Засиделись, чай, с утра –
Уж на улицу пора!

Праздник продолжается на улице: катание с горок, игра в снежки и т.д.

Рождественский сценарий

Сказка о Ёлочке

Подготовила и провела

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Перепечина Галина Ивановна

Действующие лица :

1-й пастух,

2-й пастух,

Зайчик,

Цветы,

Огонь,

Вода,

Ангелы.

Сцена изображает полянку с елочкой посредине. За елочкой спрятана девочка, задрапированная в зеленое.

(Под музыку появляются ангелы)

Ангел 1:

Я верю: сегодня ждет чудо всех нас,

И я начинаю о чуде рассказ.

Ангел 2:

Той ночью волшебной родился Христос,

Он в мир избавленье от смерти принес.

Выбегают два пастушка.

1-й пастух:

Нынче ночью было чудо:

Видишь яркую звезду?

А вертеп горит как будто,

Посмотреть туда иду,

Что там светит дивным светом,

Почему звезда горит,

Здесь, у бедного вертепа,

Где наш скот порою спит?

2-й пастух:

Нынче ночью необычной

Тоже был я изумлен

Чуда дивного величьем,

Песней тихою пленен.

Сонмы Ангелов небесных

Воспевали, что в яслях

Днесь лежит Спаситель грешных

И повит Он в пеленах.

1-й пастух (показывает рукой другому): Видишь, вон где звезда!

2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!

1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю (перебегает сцену. Кричит другому пастуху). Младенец в яслях лежит! И мать с ним.

2-й пастух (как бы про себя): Вот о чем пели ангелы... Чудо великое.

1-й пастух (возвращается): Помнишь, ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился. Пойдем, поклонимся Святому Младенцу.

2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?

1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мед... Сыр еще остался...

2-й пастух: А я... я свежего сена из травы пахучей Ему в ясли положу.

1-й пастух: Пошли! (Идут через сцену. Уходят).

Елочка:

Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над землей.

Ангелов хор смолк за холмом,

Тает над миром свет голубой.

В яслях Младенец – Спаситель лежит,

Тысячи лет люди ждали прихода!

Счастлив лишь тот, кто к нему поспешит,

Счастливы люди, ликует природа!

(Пробегает зайчик)

Зайчик: Скок-поскок.

Путь недалек,

С дороги не сбиться –

Вижу Звезду.

Спешу поклониться

Младенцу Христу.

Елочка:

Беги, Заинька, скорей,

Беги, лапок не жалей!

Зайчик (останавливается, смотрит на Елочку):

Неудача, неудача…

Унывать я снова начал.

Все к Христу с подарками,

Я – с пустыми лапками!

Елочка: Зайка – Зайка,

Ты не унывай-ка,

Ушки мягкие подставь

Для Младенца, для Христа.

Ушки Он твои погладит,

На тебя с улыбкой глянет!

Зайчик: Правда? Вот спасибо, Елочка.

Скок, поскок,
Путь недалек...

Елочка: Беги, Зайчик! Беги, маленький!

(Входят Огонь и Вода)

Огонь:

Я огонь - веселый, жаркий,
Я побеждаю темноту,

Со мной тепло,

Со мною ярко,
А холоду - невмоготу!

Вода:

А я прохладная, я свежая,
В жар освежаю,

Жажду утоляю.

Каждый ищет, где же я.

Землю пою, прохладу даю.

Огонь: Зато я сильнее тебя!

Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить!

Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить!

Елочка: О чем вы, глупые, спорите? Вы оба нужны. Без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался и все сгорело бы - и леса, и травы, и дома. А куда это вы идете?

Огонь и Вода (вместе): Мы? ... А, правда, куда мы идем?

Елочка: Забыли? Может быть вы к пещере шли - Младенцу-Христу поклониться?

Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились.

Огонь: Я вспыхнул!

Вода: Мы и-и-и забы-ы-ыли (плачет).

Елочка: Идите скорее. Звезда вам путь укажет.

Огонь и Вода: А что нам подарить Младенцу-Христу?

Елочка: Ты, Огонь, осторожно согрей Его, а ты, Вода, обмой Его ножки.

Огонь и Вода: Спасибо тебе, Елочка. Спасибо, что помирила нас. Спасибо, что научила.

Огонь: Пошли скорей.

Вода: Ты иди вперед свети мне. И держись подальше от меня, а то потушу.

Огонь: Сама держись подальше... Фу, какая ты мокрая!

(Огонь и Вода уходят)

Цветы:

Мы цветы-цветочки,
Мы растем неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Елочка: Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается...

Цветы:

Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу.

Елочка:

Цветочки милые, я с вами поклонюсь

Царю-Младенцу. Его имя - Иисус!

Цветы:

Нет, Елочка, иголки не цветы,

Плохой подарок для Младенца ты!

Елочка:

Никого. Одна я одинока,
Все ушли. Все поклониться Богу

К святой пещере радостно спешат (качается).

Колючая, забытая я елка.

Ненужная стою в своей глуши.

Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души.

(Молится, качается. Музыка. На Елочке зажигаются огоньки. Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода, Цветы).
Пастухи (вместе):
Смотрите, звездочки с неба упали!

1-й пастух: Елочка сияет вся!
2-й пастух:
Чудо Бог сотворил...

Зайчик (прыгает вокруг елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая!

Цветы:

Ты самая красивая...

Это тебя Бог украсил.

Огонь: Она вся в огоньках.

2-й пастух: За твое смирение, Елочка, за доброту твою отметил тебя Господь-Бог.

1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Зайчик:

Да здравствует наша Елочка!

2-й пастух: Теперь смиренная зеленая Елочка всегда будет славить Рождество Христово.
Все:
Всегда!

Цветы: Давайте мы станцуем для нашей Елочки.

Танец цветов 1-й пастух:

Вокруг елочки пойдем,

Христа будем прославлять,

И вертепом станет дом,

Будет в яслях Чадо спать,

Чадо это – Божий Сын,

Наш Спаситель, Господин.

2-й пастух:

Здравствуй, здравствуй Рождество!

Мы тебя встречали.

Пусть на это торжество

Не войдут печали.

Зайчик:

Пусть не будет больше слез,

Горя не бывает,

И Младенец нас Христос

Всех благословляет.

Цветы:

Вот лежит Он в пеленах,

Взгляд, как зорька, ясный.

С нами будь и днем, и в снах

Наш Господь Прекрасный.

Вместе:

Дай нам силы подрасти,

И сынам, и дочкам,

А за шалости прости:

Мы ведь не нарочно!

Исполняется песня

Рождество Христово

Рождество Христово - Ангел прилетел;

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди ликуйте, се днесь торжествуйте

Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли,

И Младенца Бога с Материю нашли,

Стояли и молились, Христу поклонились

Днесь Христово Рождество.

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,

Все мы люди грешные, Ты один Святой,

Прости прегрешения, дай нам оставление,

Днесь Христово Рождество

Литература

    Материалы сайта

    Материалы сайта Церковная школа

    Материалы сайта http://www.orthodox-fund.org/ru/library/pravoslavnomupedagogu/mladshayashkola/52-scpr

В русских традициях.

Сценарий на тему рождественских посиделок.

Цели:

Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;

Формировать представление о русских народных обычаях, традициях;

Знакомить детей с особенностями белгородского фольклора (песни, частушки, загадки, пословицы, …);

Развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Цель:

усиление патриотического и эстетического воспитания;

Задачи:

расширение кругозора и изучение русских обычаев;

приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;

привлечение к коллективному творчеству.

Действующие лица: скоморохи, хозяйка, ряженые, девушки, пастушок, колядовщики (участники танцевального коллектива «Фантазия»).

Оформление: на сцене деревенская изба, украшенная к празднику рушниками и домоткаными ковриками.

Ход праздника

Звучит русская народная песня. (Трек 1)

На сцену выходит хозяйка горницы.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?

Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)

Трек 2

Скоморох:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Гость на порог – хозяину радость.

Кого почитают, того и величают.

Хозяйка:

Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать.

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Скоморох 1:

Что за диво: посиделки на Руси!

Вечерком, зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном,

Да совета у сердечка попросить!

Скоморох 2:

Песня русская - это просторы,

По которым всю жизнь нам идти,

Это батюшка -Дон у Ростова.

Это матушка - Волга в пути.

Песня русская - это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок,

Только сядь на минутку, послушай –

Ты заслушаешься, дружок.

Выходят девушки, поют народную песню «Разбросала косы русские береза».

Скоморох 1:

На веселой вечеринке разгуляться в самый раз! На рождественский сочельник приглашаем нынче вас! (Трек 3)

В доме идет приготовление к ужину: натирается пол, накрывается стол, на окно ставятся фигурки животных.

Хозяйка: (подняв занавеску на окне) . Девки, уж звезды на небе зажглись, пора и за стол.

Девки прихорашиваются. Ставится кутья, зажигается свеча, хозяйка набирает ложку кутьи и бросает за окно.

Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, и не морозь нашего хлеба на поле.

Крестится.
Все берут ложки и пробуют кутью.

Девушки: Хороша кутья! С медом да с изюмом!

Хозяйка: А ну-ка, цыкните-ка под столом цыпленком, чтоб птица водилась.

Все цыкают. Входит пастух с мешком.

Пастух: Мир вам, люди добрые! С рождеством Христовым!

Хозяйка: Милости просим, пастушок.

Пастух: Сею, посею ярой пшеницей, овсом, гречихой, на телят, на ягнят и не всех крестьян.

Хозяйка: Угощайся, добрый человек.

Подают печенье в форме фигурок животных.

Пастух: Премного благодарен за угощеньице.

Девки убирают со стола, ставят красное блюдо, накрытое большой салфеткой, на салфетке кусок хлеба и угля.

Хозяйка: Хлебу долгий век, слава! Ну, а теперь самое время погадать. Хотите узнать, кто раньше всех из вас замуж пойдет?

Девушки: Хотим!

Хозяйка: Тогда кладите свои колечки под салфетку.

(Девушки кладут колечки)

Хозяйка: (водит руками над блюдом) . Гадай, гадай девица, чья в руке былица?

(Вытаскивает кольцо).

Девушка: Мое!

Хозяйка: Былица в золоте – с молодцем повяжешься. Поживешь, изведаешь, с горя не наплачешься.

Девушки поздравляют счастливицу.

Хозяйка: А хочешь ли увидеть жениха?

Девушка: Хочу!

Хозяйка: Тогда гляди, не отрываясь, в зеркало. Там и увидишь. А слова такие приговаривай: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный».

(Трек 4)

Девушка повторяет слова. Входят ряженые с Козой.

Ряженые: Здравствуй, народ честной и божий, крытый рогожей! За медный пятак покажем все эдак и так! Козонька, поклонись хозяйке да ручку поцелуи!

Коза целует руку хозяйке.

ВСЕ (поют) . Ой коза, коза – ты, обойди-ка хату,
Жили чтоб богато, поскачи, коза – ты.
Урожай чтоб весь собрать,
Придется козочке сплясать.

Коза пляшет, все приплясывают и играют на различных музыкальных инструментах. (Трек 5)

Жили чтоб неплохо – насыпьте нам гороха.
Чтоб не болели тяжко – налейте меда фляжку.
Чтоб не был двор пустой –
Подай, хозяйка, золотой.

Хозяйка дает все, что просят.

Ряженый: Гляньте, у вас под ногами грязь! Не кланяйтесь, я вам не князь! А вот вам и наши подарочки! (Подает пук соломы, битую посуду)

Хозяйка: Да ну вас проказники!

Девушка: А вон колядовщики идут!

Танец «Коляда» (Трек 6)

Скоморох 1:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Игровой блок

Игра «Коршун», игра «Малечена-калечена» (приложение)

Хозяйка.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет...

Разве за праздник кто нас осудит?

Раз нету праздников – и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Скоморох:

Русская пословица гласит:

«Делу – время, потехе – час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Приложение

Игра «Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке, по совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем тебе мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше, коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

«Малечина – калечина»

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечина – калечина, сколько часов

Осталось до вечера, до зимнего?

После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Театрализованное представление «КАК-ТО РАЗ НА РОЖДЕСТВО».

Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником«Рождество Христово» .

Задачи:

    Расширить интерес к русскому народному творчеству, обычаям, обрядам, народным календарным праздникам;

    Обогатить словарный запас детей, используя все виды фольклора: сказки, песни, хороводы, колядки, загадки - так как народный фольклор является источником познавательного и интеллектуального развития личности ребенка;

    Познакомить родителей и детей (на доступном уровне) с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, трудом, бытом, с обычаями и традициями проведения праздника «Рождество»

    Создать радостное, праздничное настроение у детей, родителей, гостей праздника.

Сценарий

(В фойе стоит ширма в виде двери в дом, выходит ведущий, звучит сказочная музыка).

(музыка прекращается)

Ведущий: Догадались, о чём речь? Наступает один из самых любимых народных праздников. Когда все веселы и нарядны, а столы так и ломятся от яств. Кругом торжествует любовь и согласие. Что же это за праздник такой? Верно – Рождество! Складно и весело проводили этот праздник наши предки и вовсе не потому, что знали много анекдотов и небылиц. Знали – ведали они свой секрет веселья. Впрочем, что тут толковать, давайте сами от души развлечёмся и отдохнём.

(Ведущий уходит, звучит музыка, в фойе выходят два святочника, звучит музыка скоморохов).

1 святочник: Здорово, брат!

2 святочник: Здорово, коли не шутишь!

1 святочник: Ты откуда?

2 святочник: Из Синцова.

1 святочник: Так он цел? Говорили, что сгорел!

2 святочник: Было дело. Аж вода вся забурела.

1 святочник: Как же так?

2 святочник: Гуляли двое просто так. Глядь – мост, встали, покурили, бычки в реку бросили. Ну, вода-то и сдурела, как нефть, загорела, выкипела бы до дна, кабы не бабочка одна. Летела, крылышком махнула, огонь и угас…

1 святочник: Ого! А не враки ли?

2 святочник: Живут же другие враки, так и мне не усохнуть.

1 святочник: Ладно! А что в город-то возил?

2 святочник: Возил, брат, серебро. Мешки только вот завязал худо. Серебро сыпалось, да сыпалось. Приехал, а воз пуст. «Слышно как песни поём, не слышно как воем».

1 святочник: Худо ж твоё дело!

2 святочник: Худо, да не совсем: серебро потерял – медяков набрал. В банк положил – проценты нажил.

1 святочник: Хорошо ж твоё дело!

2 святочник: Хорошо, да не совсем: банк-то лопнул, нет кредиту – быть биту…

1 святочник: Худо ж твоё дело!

2 святочник: Худо, да не совсем: я тех банкиров сыскал, за шкирку взял и деньги отобрал.

1 святочник: Хорошо ж твоё дело!

2 святочник: Хорошо, да не совсем: денег всего копейка. Спустил я ту копейку, потом умыкнул и соседскую шубейку, били меня, колотили.

1 святочник: Худо ж твоё дело!

2 святочник: Да не совсем. «Битого» любят, слыхал: «за одного битого двух небитых дают»? Как раз про меня!

1 святочник: Хорошо ж твоё дело! На работу пойдёшь. Денежки вернёшь. Кто горя не знал, тому и счастье не улыбнётся Давай веселиться!

2 святочник: А кто унывал?

1 святочник: Глянь-ка дом. Айда колядовать! За работу пора!

Святочники вместе: Всех поздравляем с Рождеством, желаем успехов, радости, здоровья.

(Бросают по старинному обычаю в гостей зерно).

Святочники: Сею, вею, посеваю,

С Рождеством всех поздравляю!

На ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка.

На поле – копнами,

На столе пирогами.

Чтобы здоровы были!

Чтобы долго жили!

(обращаются к ширме - двери).

1 святочник: На крылечке в сенец

Прибыл месяц овсенец.

2 святочник: Дома ли, дома

Хозяйка дома?

Оба вместе: Желаем счастья и здоровья дому сему. Дома ли, дома хозяюшка дома?

(В ответ тишина).

Оба вместе: желаем счастья и достатка, уйди, горе, без остатка. Дома ли, дома хозяюшка дома?

(Вбегает хозяйка дома).

Хозяйка: Ох, ребята! Уж я бежала – бежала. На улице темень ничего не видно. А почему вы в избу не заходите?

Святочники: Там закрыто!

Хозяйка: Как закрыто? Кто там закрылся? Отоприте сейчас же! Что за шутки?!

(Никто не открывает).

Хозяйка: Ах, как я запамятовала! Под Рождество вся нечисть подымается, на шабаш собирается. Не то, что избу – крынку нельзя оставить, хоть лучинкой накрой. Всяка дрянь место ищет, что пусто – то и её. Надо было избу пуще глаза стеречь.

1 святочник: А мы сейчас эту нечисть силой прогоним!

2 святочник: А, ну посторонись, хозяюшка!

Хозяйка: Нет, молодцы! Вы хоть и герои, но «зачем же стулья ломать», тут хитростью надо! Нечисть тоже слабину имеет, она до чужого охоча. Давайте-ка что-нибудь под дверью поставим.

(Святочники ставят под дверь вертеп и делают вид, будто уходят. Дверь приоткрывается, показывается рука, пытается ухватить, что попадётся, но напрасно, далее просовывается голова Кикиморы, Святочники хватают её и вытаскивают из дома ).

Кикимора: Караул! Из дома выселяют. Буду жаловаться! Вам всё – равно в дом не попасть, Чёртик не пустит.

1 святочник: А мы сейчас его вытравим, поможете нам, гости дорогие? Тогда повторяйте за нами по-старославянски!

2 святочник: Рождество Твоё, Христе Боже, возсия миру свет разума. Дева днесь Пресущественого рождает, ангелы с пастырями словославят…

(С криком выбегает Чёрт, хватает Кикимору).

Чёрт: Бежим отсюда, они слова заветные знают, найдём другой дом, но не обольщайтесь, мы вернёмся на следующее Рождество!

(Чёрт и Кикимора убегают, двери открываются).

Хозяйка: Ну вот, теперь можно спокойно повеселиться.

(Звучат бубенца, дудки, трещотки, входят ряженые: медведь, пёс, петух).

Хозяйка: А, ряженые! Здравствуйте. Куда путь держите?

Медведь: Идём шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить!

Хозяйка: Заходите, к нам! Ох, и любят же у нас в Рождество колядовать! Целую ночь по всем дворам Бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, гладь, и тебе заслуга – в хозяйстве всё на лад пойдёт. Куры несутся, кони жеребятся, хлеб колосится, в семье мир да лад… Что крестьянину ещё надо? Запевайте, ряженые!

Ряженые:

Тётенька добренька, пирожка дай сдобненька.

Не режь, не ломай, целиком подавай.

Двоим, троим. Мы давно стоим.

Печка-то как топится. Пирожка как хочется.

Открывайте сундучок, подавайте пятачок.

Хоть блин, хоть сала клин.

Коляда, коляда накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла.

Коляда, коляда, горе – не беда.

Вот пришла коляда – на селе праздник родства.

Хозяйка: Какие молодцы! А что это за ящик, который вы Кикиморе под дверь подсовывали?

Святочники: Это не ящик – это вертеп, который рассказывает историю рождения Христа.

Хозяйка: Гости дорогие, а вы знаете историю рождения Христа? Тогда давайте попробуем воссоздать картину и повторим историю. Мы раздадим вам роли, будем читать стихотворение, а вы, как только услышите название своего персонажа, выйдите и выполните то действие, которое будет вам отведено.

Святочники и ряженые : В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён его волос…

Бык дыхнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребёнка

хоть минуточку и мне»

и заплакал звонко-звонко

в предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Хозяйка: Вот мы всё и вспомнили, а кто не знал, тот уж наверняка никогда не забудет историю рождения Христа. А что самое завораживающее в сочельник? Конечно же - гадание! Крестьянина интересовал бедующий урожай. Девушку – имя суженого, молодого человека – успехи и достижения в грядущем году. Самое большое значение гадания, конечно же придавали девушки.

Ряженые: Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдные.

Хозяйка: И мы тоже приглашаем вас сейчас погадать о дальнейшей судьбе и грядущем годе. Вы будете вместе с нашими ряжеными перемещаться из кабинета в кабинет и все больше и больше узнавать нового о будущем. А в конце вашего путешествия мы посмотрим кто из вас будет самым удачливым и весёлым в следующем году, хотя мы уверены, что таковыми будут все. Счастливого вам пути!

Методическая разработка.Театрализованное представление отделения «Музыкальный фольклор» «С Рождеством Христовым!»

Полторацкая Наталья Викторовна, преподаватель отделения Музыкальный фольклор, класс Народного пения.
Место работы: МБУ ДО Детская школа искусств №20 пгт. Ижморский Кемеровской области
Пояснительная записка. Русское народное песенное творчество составляет богатейшее духовное наследие российской культуры. Воспитание подрастающего поколения на лучших образцах народного мелоса, приобщение к народной культуре, искусству, народным традициям, сложившимся за многовековую историю, является частью культурной национальной политики Российского государства.
Впитывая с детства этнически близкую, родную народно-мелодическую речь, ребёнок естественным образом развивает в себе музыкально слуховые и вокально-образные качества, необходимые для исполнения русских народных песен.
Предлагаемая методическая разработка ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора Сибири, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Сценарий может быть использован преподавателями школ искусств и средних школ, руководителями творческих музыкальных коллективов.Сценарий представления написан к отчётному концерту обучающихся на отделении Музыкальный фольклор (1 - 5 классы ДШИ). В постановке помогали родители обучающихся.
Цель: Возрождение и почитание традиций и обычаев празднования праздника Рождества Христова – путь к сохранению национальной принадлежности в современном мире.
Задачи:
– изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора Сибири;
– освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений об аутентичных народных традициях и устоях;
– обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
– приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.
Необходимо помнить, что основой формирования гармоничной личности, ее эстетических потребностей с самого юного возраста начинается с освоения художественных ценностей традиционной культуры своего народа, народов других стран и произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
Методические приёмы и методы: сольное и ансамблевое исполнение старинных песен Сибири., а также песен других регионов России, ансамблевое исполнение хоровода и старинных бытовых танцев Сибири,методы устного сообщения по заданной теме, приёмы игры (декламация стихов, "поцелуйная игра,), приемы актерского мастерства.
Сценарный ход:

/Занавес закрыт. В зале полумрак. Звучит звон колоколов «Благовест». Под колокольный звон из зала на сцену поднимаются юноши и девушки со свечами в руках, вместе с ними священник, отец Антоний и матушка Дарья, все вместе исполняют духовное песнопение «Воззвала душа»/
Воззвала душа к Творцу на небо,
Сжалься ты, Боже, предо мной!
Зажги светило во Святом доме
И сам явися предо мной!
Где ангельские поют хороводы,
Там и мне место найти.
/После окончания отец Антоний поздравляет всех с Рождеством Христовым! Коллектив исполняет рождественское песнопение «Скиния» и под звон колоколов расходятся и уходят со сцены. На колокольный звон тихо накладывается музыка Чайковского «Зимние грезы», постепенно нарастает, а колокола стихают. Занавес открывается. На авансцене в карманах окна со старинными занавесками. На сцене декорации деревенской избы – посреди сцены стол, слева - печка, справа – сундук, красный угол, одна лавка у печки, вторая у стола. На печке и лавке сидят дети, общаются между собой/


1 ребенок: Пришло Рождество,
Сами знаете на что.
2 ребенок: Маленький мальчик
Скакнул на стаканчик,
В дудочку играет,
Христа восславляет!
/ Третий ребенок выбегает из-за кулис, в руках сумочка с зерном. Обсыпает зерном других детей/
3 ребенок: Сею, сею, посеваю,
С Рождеством Христовым поздравляю!
На счастье, на здоровье, на радость!
/все смеются, стараются попасть по зерно/
4 ребенок: Скоро мама придет, пироги на стол поставит, да кутью. Ух, вкуснотища!
5 ребенок: За стол-то только после вечерней зари сядем. Когда взойдет на небе первая звезда!
/ поют «А в ляску, ляску». После песни звук открываемой двери. В избу входят хозяин с хозяйкой и старшая дочь. В руках у хозяйки блюдо с пирогами, укрытое рушником. Снимают верхнюю одежду/
Хозяйка: Ну вот и в храме служба закончилась! Яства батюшка освятил!А ну-ка, детушки, слезайте-ка с печи, помогайте на стол накрывать. Разговляться будем!
/дети достают из русской печи горшочки с угощеньями, ставят на стол. На столе уже стоит самовар и деревянные приборы/
1 ребенок: Что ты, мама, наварила?
2 ребенок: Что ты, мама, напекла?
3 ребенок: Не ломай, не кусай,
А целехонько давай!
/все садятся за стол/
Хозяин :Пойду-ка, мороз погукаю. Кто со мной?
/берет кутью, подходит к окну, несколько детей бегут за ним, заглядывают в окошки./
Хозяин: Мороз, мороз, иди кутью есть!
Как снег ходи теперь.
Летом не бывай, цветов не побивай,
Ляг под межой, накройся ржей.
Дети: Ходи, Морозко, неси меду жбанок!
1 ребенок: Мороз, мороз, иди колбасы есть,
Не будешь у нас гурты морозить!
Дети: Ухо, рыло, нос! Приходи в гости, мороз!
/Поют песню «Ударило два мороза, третий – снег». Хозяин и возвращается на сцену, садится за стол. После песни дети возвращаются кто за стол, кто на лавки. Старшая дочь встает из-за стола, садится на лавку у печи,
несколько детей рассаживаются вокруг нее, кто на лавку, кто на пол рядом, кто на печь полез./

Дочь Настя: Нова радость стала,
Которой не бывало:
На дворе, под звездой ясной
Солнце засияло.
Хозяйка: Христос-Спаситель в полночь родился,
В вертепе тесном на свет появился.
Над вертепом звезда сияет,
Христос-Спаситель всем возвещает,
Что дева Мария сына родила,
В новых сенцах положила.
Хозяин: А из поднебесных туч
Три царя идут,
Иисусу Христу
Подарки несут.
/звучит светлая музыка. Пока артисты говорят, на сцене свет приглушается, за задником во время текста разыгрывается теневой театр: На «небе» ярко загорается звезда, дева Мария качает младенца на руках и укладывает его в колыбель. Дети тихонько поют «Рождество Христово, ангел прилетел»/
Хозяин: Был я в Вифлееме, видел чудеса,
Как Христос родился, мир весь претворился,
Ангелы запели, я хотел бежать,
Вдруг остановился чудо рассказать.
Чудо для потехи – а вам на орехи!
/дети смеются. Раздается стук в дверь. Заходят колядовщики с песней «Снежок сеем»/.


Колядовщики (вместе): Сеем, сеем, посеваем,
с Рождеством вас поздравляем!
1 колядовщик: Пришла коляда накануне Рожества!
Зароди, Боже, пшеницу на бычка и на телицу!
2-ой: Уж как наша коляда не велика, не мала,
Она в двери не влезает, нам в окошко кивает!
3-й: Мы ходили, мы искали коляду,
Мы нашли коляду у Иванова двора,
А Иванов-то дор, да он тыном горожен,
Да железным плетнем!
4-й: Коляда, коляда, отворяй ворота!
Вместе: Таусень, Маусень, дома ли хозяйка?
Хозяин: Иди, иди, марьюшка, выходи, барыня, моя!
К нам гости пришли, дорогие пришли.
Тебе гость – почет, а мне - честь воздает!
Хозяйка: Милости просим!
/колядовщики сыпят зерно, исполняют песню «Пришла коляда»/
1 колядовщик: У Ивана кудри по плечам лежат,
Словно жар горят!
2-й: Его женушка – красно солнышко!
3-й: Его детушки – часты звездочки!
4-й: Как и первая звезда – все Настасьюшка!
5-й: А вторая звезда – Николаюшка!
6-й: Остальных звезд – не счесть!
Хозяйка: Нате вам каши – золотые чаши!
/дети подают колядовщикам угощение/
Хозяин: Нате вам свежены – золотые чугуны!
Дочь Настя: Нате вам лепешки – золотые окошки!
/колядовщики поют песню «Ай, спасибо, хозяюшке, за мягкие пирожки»/
1 колядовщик: Айдате с нами колядовать!
Дети: Пошла коляда с конца в конец!
/Уходят вместе с колядовщиками за кулисы под песню «Снежок сеем». Звучит музыка Чайковского «Зимние грезы». На сцене остается старшая дочь Настя, убирает со стола в печь горшочки, уносит самовар. Достает из сундука зеркальце, садится на сундук, смотрится в зеркало и прихорашивается. На авансцене в кармане стоит парень, смотрит в окно на Настю/


Андрей: Чудная девка! Нет лучше девки и не было никогда, и не будет в селе. Парни за ней толпами гоняются… Нет, все-таки чудная. С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, да еще хвалит себя вслух!
Настя: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете? Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как я плавно выступаю. А какие ленты на голове!
/открывает сундук, кладет зеркало и достает сарафан, прикладывает к себе/
А сколько в сундуке моем нарядов, все это накупил мой отец, чтобы на мне женился лучший молодец на свете!
/Раздается стук в дверь. Заходит Андрей/
Настя: Зачем пришел? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? /берет, стоящий у печки, ухват и замахивается на парня/ Вмиг пронюхали, что отца дома нет!
Андрей: Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Настя: Кто же тебе запрещает? Говори, да гляди. Да только поскорее, скоро девчата придут, гадать будем. Вот и узнаю, кто мой суженый будет, кто платок мне на плечи накинет… Чтобы белый как снег, а по полям красные и желтые цветы раскиданы. Кто такой платок мне подарит, то, вот мое слово, выйду тот час за него замуж! Однако ж девчата не приходят… Давно уж гадать пора./смотрит в окошко/
Андрей: Так тебе весело с ними?
Настя: Да уж веселее, чем с тобой.
/слышится смех и разговоры/
Настя: А! Кто-то стукнул в окно! Верно девчата!
Андрей: /зрителям/ Что мне больше ждать? Я ей столько же дорог, как перержавевшая подкова… /повернулся, чтоб уйти, но вернулся/
Андрей: Ну, нет, все равно моей будешь!
Настя: Ни за что!
Андрей: А мы посмотрим!
/Андрей уходит, сталкивается с девушками/
Пелагея: Чтой-то у вас парни тут делают? Али девки гадать передумали?
Яна: Да к Насте нашей парень тут приходил /все смеются/
Пелагея: Ну, свечи зажигайте, занавески задергивайте, узнаем сейчас что вас ожидает.


/садятся за стол, зажигают свечи, кладут кольца в чашку. Свет приглушается на сцене. Поют подблюдные гадания «Сидит кошечка на печурочке»/
Пелагея: Кольцо мое, кольцо катись под самое крыльцо,
Расскажи, где суженый-ряженый живет.
С кем жизнь связать, с кем век вековать,
Да правда сбудется, аль забудется! /поют/
Пелагея: Подружки, чье кольцо?
Дарья: Мое кольцо.
Пелагея: Подруженька, да не будет у тебя в этом году суженого, придется тебе еще посидеть, да подождать.
Дарья: Ох, подружка, да мой суженый еще в люльке качается, еще перина не готова – перышки на курочке.

Пелагея: Подружки, чье кольцо?
Марийка :Мое кольцо.
Пелагея: Да будет у тебя, Марийка, жених богатый, как черт лохматый, не старый, а вдовец или брошенец.
Марийка: Ой, девочки, ночь не сплю. Как спать ложусь – Богу молюсь, а за вдовца идти боюсь.
Наташа П: Чем за вдовца идти, лучше в прорубь с головой.
Наташа Н: Зато богатый!
Пелагея: Был бы лад, и не нужен клад. А не будет ладу – не рада будешь и кладу.
/девушки поют следующий куплет/
Пелагея :Подружки, чье кольцо?
Настя: Мое кольцо.
Пелагея: Настенька, ты самая счастливая. У тебя есть молодец, который женится на тебе, девица!
Настя: Ох, неужели это сбудется во нонешнем году,
Золотой венец наденут на головушку мою!?
/Звучит величальная песня «Земляниченька», девушки заводят хоровод вокруг Насти. Пока девушки гадали, из печки вылезла голова черта, который наблюдал за ними, пока идут гадания. В конце величальной песни черт
спрыгивает с печки, врывается в хоровод, разбивает его, хватает Настю, начинает ее кружить. Звучит музыка Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Девушки кричат, общий переполох. Настя вырывается, пытается убежать, черт бежит за ней, набрасывает ей на плечи платок./

Андрей: Сказал же, будешь моей!
/Снимает с себя ряженые одежды и перед девушками оказывается Андрей. За кулисами раздается смех, разговоры и стук в дверь. Девушки, еще не отошли от страха, хватают. Кто ухват, кто полено, кто горшок. Заходят ряженые, Андрей присоединяется к ним/


Вместе:
Пришла коляда накануне Рождества,
Кто не даст пирога, мы корову за рога!
Влад: Здравствуйте, девицы,
Здравствуйте, красавицы
Гостей встречайте,
Чаем, шуткой угощайте!
Девушки: Рады гостям, как добрым вестям!
Настя: Проходите, не тушуйтесь,
Будем чаи гонять, хороводы водить, да в игры играть.
/из толпы ряженых выходит коза, парень играет на гармони, коза пляшет, падает/
Девушки: Серая коза, где же ты была?
Коза: В зеленом саду ягоды рвала.
Девушки: Чем тебя били, чем колотили?
Коза: Кнутами, прутами, все лозою.
1 ряженый: Ой, коза впала, сдохла, пропала,
Дайте козе сало, чтоб коза встала.
/козе подают, она встает/
2 ряженый: Эй, Петьк, скучно им!
3 ряженый: Что ж, тогда наподдадим,
Заиграй, гармонь, скорей,
Чтобы было веселей!
4 ряженый: Чтоб душою отдыхали,
А ногами заплясали!
5 ряженый: Не бывать тоске-печали,
Коль гармони заиграли!
/Пока говорят текст, гармонист или баянист играют наигрыши. Поют «Ой, дождь идет», страдания. Танцуют сибирские бытовые танцы «Во саду ли, в огороде», «Коробочка». После танцев Андрей накидывает Насте платок на плечи, она в него кутается, Андрей обнимает ее за плечи/
Настя: Шаль ты, шаль моя,
Шаль моя суконная,
Долго с миленьким гуляла,
Теперь буду законная!
/Поют плясовую песню «Возле садика»/
Марийка: Как у нашего широкого двора
Собирались красны девушки в кружок.
Они думали, какой игрой играть:
Сём-ка в жмурки, сём – в веревочку начнем.
Пелагея: Одна девка прослезилася в кругу:
Настя: Вы играйте, красны девушки, одни,
А мне,молодой, игра на ум не идет,
Мил – сердечный друг в уме моем живет,
Живучи во мне, сердечушко крушит.
Пелагея: Двое – ходят, двое – бродят, двое – обоймутся,
Поцелуются!
/поцелуйная игра «Подушечка»/
Настя: Куст сирени распустился,
Надо лентой перевить.
Я давно тебя любила,
Да не смела говорить.
Наташа П. (Насте):Задушевная подруга,
Начинай рязаночку,
По какому интересу
Ходим на гуляночку?
/девушки поют «Рязанские частушки», вместе танцуют «Польку с перебегом»/
Лена: Приезжали меня сватать с позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась, уехали к другой!
Марийка Андрею: Милый, счастье потеряешь –
Меня замуж не возьмешь
Я один денек поплачу –
Ты навеки пропадешь!
Андрей: Много звездочек на небе – полуночной звезды нет.
Много девушек на свете – да одной милее нет!
/обнимает Настю. Общая плясовая песня «Барыня». После пляски звучит музыка Чайковского «Зимние грезы», все герои замирают в мизансцене после пляски, как будто действие замирает. Между артистами на авансцену медленно проходит маленькая девочка, говорит текст. По залу со звездой движутся колядовщики, хозяин с хозяйкой, их дети. Они выстраиваются перед сценой. Артисты на сцене тоже выстраиваются в одну линию/
Лиза: Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Ясный свет над ним струится
И звучат слова:
Вместе: Здравствуй праздник
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный –
Праздник Рождества!
/музыка звучит громче. Общий поклон/.


Список использованной литературы, музыкальных произведений.
1. Гоголь, Н. Вечера на хуторе близ Диканьки, часть вторая – Ночь перед Рождеством, Изд-во Карелия, 1985.
2. Колокольный звон – Благовест.
3. Крайнев В. Календарные песни. – Кузбассиздат, Кемерово, 1994.
4. Народные песни Кемеровской области, выпуск 1. Методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. – Кузбассиздат, Кемерово, 1993.
5. Народные песни Кемеровской области, выпуск 1. Методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов. – Кузбассиздат, Кемерово, 1993.
6. Песенные узоры. Выпуск 4. / Сост. П. Сорокин: Русские народные песни и игры для детей школьного возраста: Для пения (соло, хор) без сопровождения и в сопровождении народных музыкальных инструментов – М.: Музыка, 1990.
7. Пришла коляда накануне Рождества. Антология Енисейского фольклора, сост. Новоселова Н.А. – Красноярское книжное издательство, 1995.
8. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений Свет Христова Рождества/редактор Коротенко Л. – М.: Издательство Отчий дом, 2003;
9. Хорошие песни в добрые руки. Выпуск №1. Народные песни Доволенского, Маслянинского, Северного, Кочковского районов Новосибирской области, записанные в фольклорных экспедициях 1985-2005 гг. / запись, нотация и составление О.Гуриной, А.Гуриной. – Новосибирск, 2011.
10. Хорошие песни в добрые руки. Выпуск №2. Народные песни Чановского, Венгерского, Сузунского, Купинского, Баганского районов Новосибирской области, записанные в фольклорных экспедициях 1985-2005 гг. / запись, нотация и составление О.Гуриной, А.Гуриной. – Новосибирск, 2011.
11. Чайковский, П.И. Симфония № 1 соль минор, соч. 13 Зимние грёзы;


Top