Рисовать пастельными мелками для начинающих. Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников

Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.

Для выполнения рисунка тюльпана используем простой карандаш средней твердости (НВ), цветную пастель (карандаши) STABILO CarbOthello , бумагу для рисования и тонированную бумагу для рисования пастелью. Изображение цветка выполняется поэтапно. Начинаем с выполнения рисунка-схемы на бумаге для рисования, прорисовываем детали цветка. Затем рисунок переводим на тонированную бумагу и на ней работаем пастельными карандашами. Можно продолжить рисунок и на белой бумаге, на которой начали рисовать.

На листе бумаги для рисования простым карандашом рисуем два овала. Один овал побольше - это будет цветок, второй поменьше - это будет бутон.

От овалов вниз проводим две наклонных линии - стебельки тюльпанов. От стебельков снизу вверх проводим две линии, там у нас будут листья.

В овалах в центре рисуем перекрещивающиеся линии лепестков, добавляем треугольники - это заостренные края лепестков. Добавляем толщину стебелькам.

Добавляем толщину листьям. Прорисовываем плавными линиями контуры лепестков цветка и бутона тюльпана.

В листьях добавляем линии загиба внутрь. Переводим рисунок на тонированную бумагу. Для чего заштриховываем обратную сторону бумажного листа с рисунком. Заштрихованной стороной прикладываем его к листу тонированной бумаги и, обводя контур рисунка, переводим изображение на тонированный лист.Легкими штрихами покрываем пастельными карандашами светло-зеленого цвета листья и алого цвета бутон и цветок тюльпана.

Специальной растушевкой или просто пальчиком растушевываем заштрихованную часть. Добавляем слой штриховки пастельными карандашами более насыщенных оттенков - ярко-зеленым и ярко-розовым.Усиливаем насыщенность цветового тона книзу, оставляя верхнюю часть посветлее. Слегка растушёвываем.

Пастельным карандашом белого цвета прорисовываем верхний край лепестков. Чуть растушёвываем контур цветков. Пастельным карандашом ярко-зеленого цвета прорисовываем контур листочков. Ярко-желтым цветом выделяем стебельки. Рисунок готов. Закрепляем его фиксативом или лаком для волос.

Масляная пастель очень отличается от сухой. По сути это знакомые многим восковые мелки - связующим веществом для пигмента выступает льняное масло. Люди, не знающие про пастель вообще часто и приходят в магазин и покупают именно масляную пастель, из-за ее ярких цветов и красивых мелков.
Я сама купила себе коробку для экспериментов. Выяснилось что есть куча способов использовать эти красивые разноцветные мелки. У меня пастель Mungyo 36 цветов, отличные оттенки от кислотных до натуральных. Вот как выглядят. Для проб подходит хорошо, если хочется что-то еще получше, можно посмотреть Van Gogh и Sennelier.

Рисование на обычной пастельной бумаге
Лучше брать бумагу светлых тонов, потому что скорее всего она будет просвечивать через штрихи и придавать оттенок всему рисунку. Я взяла темно серый лист и пожалела, потому что темные оттенки теряются, да и светлых почти не видно. Масляную пастель сложно растереть пальцем, мелки смешиваются прямо на бумаге, давая плавный переход цвета. Кое-где можно процарапать острым отдельные штрихи. Если после рисования остаются катышки, я просто потом их аккуратно смахиваю.

Рисование на наждачной бумаге
Райский рай, потому что цвета становятся насыщенными и получается фейерверк оттенков. Шершавая основа хорошо держит пигмент и иногда получается даже светлыми мелками сделать акценты, хотя лучше соблюдать последовательность от светлого к темному. Предполагается что рисунок закрывает всю поверхность листа. При выборе наждачки (продается листами А4 в строительных магазинах) смотрите на номер. Чем он меньше, тем лучше. От 800 подходит лучше для сухой пастели, по ней удобнее растирать, не стирая пальцы. Я рисовала на 280 и мне понравилось, в принципе до 400 можно спокойно брать.

Рисование с растворителем
Некоторые превращают масляную пастель в живописный материал используя растворитель. В основном подходят терпентин, пинен и уайт спирит. По написанному проводят кистью с растворителем благодаря чему пастель становится жидкой похожей на краску. В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Размывать можно кистью, пальцем, обмотанным тряпочкой. Можно обмакивать сам мелок в растворитель и проводить им по бумаге. Еще в качестве основы можно использовать холст.
Сама я еще эту технику не попробовала, поэтому покажу пример из интернета, как может выглядеть размытая растворителем пастель.

Сграфитто
Волшебная техника, похожая на гравюру. Сначала светлым тоном покрывается вся поверхность листа, потом заштриховывается черным мелком и потом острым инструментом процарапывается рисунок. На контрасте светлого и темного получается изображение. Мне нравится тем, что похожа на линогравюру и позволяет делать очень тонкие линии. Опять же показать свои работы не могу, потому что рисовала таким способом давно, еще в художке. Поэтому пример из интернета, что в итоге может получиться

Энкаустика
Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Сегодня картины в технике энкаустике рисуют с помощью утюга. Вот видео, на котором понятен процесс работы. Таким способом можно рисовать даже высокодетализованные работы.

Напоследок несколько особенностей масляной пастели.
Со временем масло впитывается в основу и рисунок становится чуть темнее. Если в основе рисунка была белая бумага, на ней могут появиться желтоватые разводы от масла, поэтому лучше использовать цветную или покрывать всю поверхность рисунка. Еще бывают случаи, когда со временем масло выступает капельками по картинке, нужно просто аккуратно снять их растворителем.
Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы.

В целом же масляная пастель мне кажется очень ярким и живым материалом. Она подходит для «небрежных», обобщенных по стилю, живописных работ. Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет.

Пастель взяла свое название от итальянского «а пастелло». Так называли прием рисования, когда одновременно использовались черный карандаш и красная сангина. В некоторых случаях могли добавить и другие цвета. Самостоятельной техникой пастель стала в XVIII веке, когда ее начали использовать такие мэтры живописи, как Франсуа Буше, Морис Кэнтэн де Латур, Делакруа и др. Затем постепенно интерес к ней угас, но в середине XIX века снова возродился. Сегодня пастель остается одним из перспективных направлений в живописи. И многие дамы на курсах рукоделия выбирают именно эту технику для обучения.

Как рисовать пастелью

Фото Shutterstock

Привлекает художников пастель тем, что с ее помощью можно легко и быстро добиться свежего тона. Кроме того, она достаточно быстра в работе – сделать пастелью несколько ломаных штрихов проще простого. Если правильно научиться пользоваться пастелью, можно создавать самые настоящие шедевры.

Виды пастели

Сегодня различают три вида пастели: - сухая; - масляная; - восковая.

Масляная пастель изготавливается из специального пигмента в сочетании с льняным маслом посредством прессовки. Способ изготовления сухой пастели от первого варианта практически ничем не отличается. Только при создании таких карандашей не используется масло. Восковой вариант карандашей замешивается на воске высокого качества, в который добавлены красящие пигменты.

Обычно сухую пастель используют для создания полноценных картин . Масляная, как правило, берется для учебных целей, но при этом остается востребованной и в художественных целях. Восковая также может быть использована и для обучения, и для создания полотна. У каждого из этих видов есть свои особенности работы. И чтобы правильно рисовать в технике пастели, необходимо учитывать все нюансы. Желательно изучить поэтапный совет по рисованию. Для этого можно посмотреть видео, имеющееся в интернете.

Сухая пастель

Работа с сухой пастелью отличается легкостью. Ведь именно такой вариант мелка обладает большой вариативностью, т.е. вы можете использовать самые разнообразные приемы работы. Единственное – следует учитывать, что карандаши в этом случае очень рассыпчатые. Поэтому не стоит давить на них слишком сильно.

Предварительный рисунок для работы желательно выполнять любым мелком, который по тону не будет слишком отличаться от тона бумаги, где вы собираетесь творить свой шедевр. Оптимальный вариант – использовать мелок серого цвета. Если бумага очень светлая, можно нарисовать контур углем. Рука в этот момент должны быть очень уверенной.

Графитные карандаши при рисовании пастелью лучше не использовать. Во-первых, мелок обязательно должен легко смахиваться сухой тряпочкой. Во-вторых, на графит пастель ложится очень плохо

Подготовив основу, можете переходить непосредственно к рисованию. Для этого вам нужно отломать кусочек мелка нужного цвета – примерно длиной около 2–3 см. Начинайте наносить основные тона. Меняйте мелки в зависимости от тональности вашей картины.

Когда закончите с основными тонами, приступайте к так называемому уточнению деталей. В этот момент нужно проработать форму и фрагменты рисунка, придать объем там, где это необходимо. Чтобы сделать рисунок более контрастным, используйте штрихи плашмя. Также рекомендуется работать над картиной при помощи нанесения пастелью точек, линий и т.д. Затем тщательно разотрите пастель, это сделает переходы плавными, естественными и практически незаметными.

Для растушевки обычно применяют специальный прибор – растушку. Его можно купить в магазине. Как вариант можно воспользоваться собственным пальцем. Только не забывайте протирать его при переходе с цвета на цвет

Специалисты рекомендуют играть с цветом, не делать его плоским. Например, для начала нанесите подложку из одного цвета, а затем на ней оформите штрихи другого (желательно подбирать контрастный вариант, чтобы смотрелось интереснее и выгоднее).

Начинающие рисовать сухой пастелью люди обычно ждут, что картины у них получатся яркими и контрастными. На самом деле это не так. Связано это с тем, что при изготовлении таких мелков за основу берется обычный белый мел.

По окончании рисования пастель обязательно нужно закрепить. Причем стоит учитывать, что нельзя сухой вариант закрашивать. Такую картину можно закрепить, только поместив ее в рамку под стекло.

Иногда встречается совет закрепить сухую пастель лаком для волос. Но не стоит слепо доверять такому методу, так как рисунок от лака темнеет

Масляная пастель

Работа с масляной пастелью имеет ряд отличий от рисования сухими мелками. Лучше всего использовать для картин масляными карандашами светлую бумагу. Помните, что масляная пастель растушевывается на порядок хуже сухой, поэтому обязательно нужно позаботиться о дополнительных средствах – разбавителе и кисти.

Как научиться рисовать масляной и сухой пастелью начинающему живописцу? В первую очередь важно усвоить, что основа техники — тесный контакт рук с бумагой. Штрихи, наносимые на полотно, мягко растушевываются, создавая целостную и неповторимую картину, удивляющую своей глубиной и сочностью. Изобразить на холсте можно что угодно — от классики до импрессионизма.

История техники

Рисование сухой пастелью как вид искусства появился еще в далеком 15 веке с подачи известного художника и ученого Леонардо да Винчи. Мастер рисовал картины мелом из чистого пигмента. Многие творцы эпохи возрождения тоже применяли подобную технику. Например, Морис де Ла Тур, Джон Рассел, Жан Этьен Лиотар, Энгр. В сочетании с гуашью или акварелью мел помог создать потрясающе живые пейзажи и натюрморты.

Типы пастели

Новичку сложно самому определить, какая пастель для него лучше — масляная или сухая. Поэтому уроки рисования для начинающих обязательно начинаются с вводного курса, на котором мастер рассказывает о типах художественного материала.

Какой бывает пастель:

    Концентрированная сухая. Сухой мел легко растушевывается и стирается ластиком, можно изменять тональность линий, делать четкие штрихи.

    Масляная. С ней работают прежде всего профессионалы. Материал требует отточенной техники.

    Восковая. Восковые мелки лучше всего подойдут новичкам. К ним легко «приспособиться», картины получаются яркими и выразительными.

На какой бумаге лучше рисовать пастелью

Пастель требует особой фактурной поверхности, которая способна удерживать пигменты краски. Какая бумага для пастели лучше — вопрос спорный, но опытные живописцы рекомендуют выбирать листы с небольшой зернистостью. Тогда картины будут «глубокими», и ваши труды сохранятся надолго.

Бумага для рисования пастелью:

    Mi-Teintes от Canson. Выполнена из проклеенного текстиля, имеет нейтральный уровень pH и мягкую, шелковистую поверхность. На такой бумаге можно рисовать углем и мелом.

    Энгр. Прессованная бумага. Имеет плотную структуру и продается в широкой цветовой гамме.

    Велюровая и наждачная бумага. Отличаются мягкой структурной поверхностью, на которую хорошо ложится пигмент.

    Sansfix. Производится из частичек коры пробкового дерева, не требует применения фиксатора.

    Charcoal. Изготавливается из специального угольного состава, имеет шершавую поверхность. Очень удобна для пастельных набросков.

На какой стороне бумаги рисовать масляной пастелью? Обычно художники используют гладкую сторону, на которой идеально смотрятся мазки. Для работы с сухой пастелью подойдет велюровая бумага или Mi-Teintes с тканевой структурой.

Стереть пастель с бумаги сложнее, чем карандаш или уголь. Лучше всего вносить исправления на ранних стадиях создания рисунка. Избыток пигмента можно стряхнуть с поверхности холста с помощью толстой кисти. Рекомендуем обзавестись ластиком-клячкой — он поможет осветлить и аккуратно скорректировать пастельные и угольные рисунки. Стоит канцелярская принадлежность недорого, при этом удаляет загрязнения с кальки и пленки, имеет легко очищающуюся резину и не размазывает рисунок.

Как фиксировать рисунки

Второй этап обучения технике — научиться фиксировать рисунки. Мелки при работе осыпаются. Это может существенно сказаться на качестве картины, поскольку некоторые цвета плохо впитываются бумагой. Фиксирование бывает порой единственным способом сохранения яркости цвета. Линейные рисунки, которые не имеют слоев, можно обработать с одной стороны специальным аэрозолем или водой из пульверизатора.

Дополнительные инструменты для работы

Кроме мелков для творчества понадобятся дополнительные инструменты: бумажный скотч, который приклеивается к мольберту, ватные палочки для растушевки труднодоступных мест, точилка, канцелярские ножи для пастельных карандашей, ластики для удаления пигмента мелков с бумаги, а также влажные салфетки для чистки рук.

Пастельные наброски нужно делать в живописной манере, штрихи следует наносить не произвольно, а по форме. Тогда произведение будет отличаться объемом и выразительностью. Важно, чтобы блики ложились на основной фон. Для этого сначала нанесите более темный тон и аккуратно его растушуйте, а затем более светлый.




Top