Рисуем крупные цветы китайская техника. Уроки рисования- "китайская живопись" -мк от алексея малькова

В Школе живописи У-Син проходят регулярные занятия по традиционной китайской живописи 国画 го-хуа (国guo – государство, 画 hua – живопись) .

Многие спрашивают, в чем различия го-хуа и живописи У-Син, ведь техника рисования некоторых сюжетов очень похожа. Отличия, конечно же, есть, но есть и множество общих моментов. В данной статье я хотела бы рассказать об особенностях каждой из техник.

1. Начнем с того, что живопись У-Син – это современное течение в живописи, созданное и разработанное Максимом Парнахом и Андреем Щербаковым на основе , история же традиционной китайской живописи насчитывает многие века и даже тысячелетия.

Бамбук китайских мастеров:

Бамбук У-Син Ольги Киневой:

Бамбук У-Син Максима Парнаха:

2. Живопись У-Син и традиционная китайская живопись используют разные системы образов в процессе обучения, однако обе техники содержат в себе, как внутреннюю работу над собой в ходе освоения методов работы с кистью и погружения в медитативное состояние, так и возможность выразить себя, создавая свое видение тех или иных объектов.

Цветущая слива китайских мастеров:

Цветущая слива У-Син Максима Парнаха:

Цветущая слива Андрея Щербакова:

3. Однако традиционная китайская живопись гораздо более регламентирована правилами по базовому построению сюжетов и требует больше времени на отработку мазков и сборку формы, а живопись У-Син позволяет очень быстро познакомиться с кистью и создать первые композиции в ходе одного занятия. Поэтому в нашей Школе мы рекомендуем приходить на курс по го-хуа после освоения одной или 2-х ступеней живописи У-Син – это сделает процесс рисования традиционных китайских сюжетов более эффективным и позволит в течение одного тематического занятия выполнить одну или несколько чистовых композиций.

Орхидея го-хуа Елены Касьяненко:

Орхидея У-Син Елены Касьяненко:

Хризантема китайского мастера:

Хризантема У-Син Руслана Омельяненко:

4. На занятиях по го-хуа мы также знакомимся более глубоко с возможностями использования китайской кисти, т.к. видов мазков очень много для передачи различных форм и сути объектов. Многие мазки и линии перекликаются с чертами китайской каллиграфии и иероглифами. Мы также учимся смешивать краски, добиваясь естественных и эффектных переходов цвета, и осваиваем особенности рисовой бумаги. На занятиях мы берем теоретическую часть, полученную от китайских учителей и из различных тематических оригинальных источников, делая переводы с китайского языка.

Работы Елена Касьяненко:

5. Традиционная китайская живопись делится на два направления – се-и (пишем смысл – кит.) и гун-би (работа кистью – кит.). Первая техника отличается свободой мазка и экспрессией, рисуется быстро, отражаются сиюминутные впечатления и внутреннее состояние художника. Вторая техника более скрупулезна, основана на тщательном выполнении базового контурного рисунка, который потом послойно тонируется. На выполнение работы в технике гун-би может уйти несколько недель, а иногда и месяцев (в зависимости от сложности рисунка и формата работы).

Техника се-и:

Техника гун-би:

6. На наших занятиях по традиционной китайской живописи мы рисуем в технике се-и. Она перекликается по сути с живописью У-Син. Обе техники основаны на отображении внутренних ощущений автора с помощью свободных мазков кисти, пятен, каллиграфических линий. Суть первична, форма вторична. Зачастую объекты изображаются символично, без детализации. Картины наполнены движением, динамикой, ощущается свобода и красота живого мазка. Порой, рисование превращается в танец энергий.

Розы го-хуа Елены Касьяненко:

Розы У-Син Елены Касьяненко:

Пейзаж го-хуа Елены Касьяненко:

Пейзаж У-Син Андрея Щербакова:

7. Стоит также упомянуть про используемые материалы. Традиционная китайская живопись выполняется на рисовой бумаге тушью и китайскими минеральными красками, для живописи У-Син мы используем гуашь и разные виды невпитывающей бумаги. Однако обе техники являются графичными, от мазка и линии, поэтому их можно прекрасно использовать для росписи стен, плафонов, посуды, одежды и т.д. Традиционное китайское искусство изобилует различными техниками изображения традиционных китайских сюжетов на разнообразных поверхностях: стенах, предметах интерьера, фарфоре и т.д. Поэтому давайте не ограничивать свою фантазию и откроем для себя волшебный мир китайской живописи!

Работы го-хуа на рисовой бумаге:

Работы У-Син на плотной бумаге:

Китайские сюжеты на альтернативных поверхностях:

Китайская живопись обозначается термином Гохуа 国画, что буквально обозначает «живопись [нашей] страны».

Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков. Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи. Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.

Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.


Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные. Традиционная китайская живопись это в основном монохром и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.


Старые деревья, ровная даль. Китай, ок. 1080. Художник – Го Си (ок. 1020–1090). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.


Лошадь «Молния в ночи». Фрагмент. Китай, ок. 750. Тушь, бумага. Длина живописного поля – 34 см, ширина – 30.8 см. Приписывается художнику Хань Гану (ок. 706–783). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Для китайской живописи характерно лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней. Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.

Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию. Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи , шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.


Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жанры в китайской живописи это, прежде всего пейзаж (горы и водоемы), а так же изображение цветов и птиц, портрет и анималистический жанр.

Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.


Зяблики и бамбук. Китай, XII в. Художник – император Хуэй-цзун (1082–1135). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Стили китайской живописи

В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и .

Гунби

Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.


Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй

Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.

Особенности присущие стилю гунби:

  • Детализация предмета, контурная техника
  • Усиление контраста путем послойного наложения цвета
  • Изысканное изображение предметов

Самые известные художники стиля гунби:

Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.

Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи

Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.

Гу Хучжон (937-975)

Император Хуэй Чжун (1082-1135)

Тан Инь (1470-1524)

Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.

Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.

Се-и

Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.

В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се -и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».

Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.

Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.

Китайская живопись в настоящее время

В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.

Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.

Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.

Традиционная китайская живопись в России

Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.

Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.

Работы художников и преподавателей клуба

Работы Николая Мишукова

Кукуруза и перец 44х37 см


Лягушка и лотос 43х32

Китайская живопись (国画 или гохуа, где "го" - это государство, а "хуа" - живопись ) - это вид изобразительного искусства, насчитывающий, по оценкам китайских специалистов, более 5 тысячелетий. Китайская живопись существенно отличается от западной живописи своими техническими приемами, материалами, философией, традициями, что делает ее изучение и практику особенно интересными.

Китайская философия базируется на взаимодействии двух полярных энергий - "инь" (женской) и "ян" (мужской). Янская энергия - светлая, солнечная, жаркая, активная, проявленная, двигающаяся вверх. Иньская энергия - темная, лунная, холодная, пассивная, обтекаемая, мягкая, двигающаяся вниз. Вместе обе энергии состоят в балансе и постоянно перетекают друг в друга, где в каждой из них содержится частица своей противоположности.


Для китайской живописи эти понятия очень важны, так как живопись тоже проявляет эти две базовые энергии. В картине должны присутствовать пустота и наполненность, влага и сухость, насыщенные цвета и полутона, пятна и тонкая прорисовка, что соответствует противоположностям "инь" и "ян". Таким образом, практикуя китайскую живопись, мы еще работаем и над собственным балансом энергий, познаем себя и самосовершенствуемся.



В V в. теоретик китайской живописи Се Хэ сформулировал 6 законов китайской живописи ("лю фа"), которым придерживаются до сих пор. Существуют различные переводы этих законов. Здесь я приведу перевод Е.В.Завадской из трактата "Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Итак, что важно для китайской живописи:

1) одухотворенный ритм живого движения;
2) структурный метод пользования кистью;
3) соответствие формы реальным вещам;
4) следование красок роду предмета;
5) пропорциональное расположение вещей;
6) копирование работ древних мастеров.

Се Хэ называл "живость" (1-й принцип) наиважнейшим из шести принципов. В IV веке известный художник Гу Кайчжи выразил мысль, что "форма - это лишь средство для выражения духа". Т.е. еще в древние времена китайские живописцы осознали большую важность передачи духа природы, нежели ее простого копирования. Хорошему художнику следует не только "наблюдать", но и "постигнуть" то, что он рисует.


В конце XI века появился целый ряд художников, сформировавших направление "живописи ученых" или "живописи образованных людей" (вэньженьхуа), которое характеризуется синтезом 3-х видов искусств: живописи, поэзии и каллиграфии, воплощенных в одном живописном произведении. Самовыражение вышло на первый план, и художники этого направления считали, что "в схожести нет необходимости", стараясь выйти за пределы простого внешнего сходства.



Здесь стоит уже упомянуть, что в китайской живописи есть 2 базовые техники: се-и ("пишем смысл, идею") и гунби ("работа кистью").

Се-и - это свободные движения кистью, создание образа несколькими мазками, где, как раз, дух важнее внешнего сходства. Картина в этой технике может быть нарисована за несколько минут.


В основе техники гунби лежит создание тонкого подробного контура изображаемого объекта и дальнейшего его многослойного тонирования, закладывания теней и колорирования. Это очень кропотливая работа, но в ее результате рождаются изысканные, очень объемные и натуралистичные образы и картины. Работа над созданием картины в технике гунби, в зависимости от ее сложности и размера, может занимать несколько дней, недель, месяцев и даже лет!


Основные жанры китайской живописи :

1. "Цветы и птицы"

2. "Горы-воды" (пейзажный)


3. Живопись людей



4. Анималистический жанр

Китайская живопись очень символична. Почти каждый цветок, плод, насекомое, птичка, рыбка, животное и т.д. несут свой смысл, который зашифровывается в картине. Например, древовидный пион - это символ богатства и высокого положения в обществе, глициния - цветок женской красоты, нарцисс символизирует чистоту и неподкупность, рыбки - к деньгам, а любые парные символы говорят о любви и счастливом супружестве.


Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, поэтому многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. Поэтому часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут, и не смотрят, а читают. Элементы каллиграфии - неотъемлемая часть китайской живописи.


О том, какие материалы используются для китайской живописи, можно узнать из специальной на нашем сайте.

Вообще, китайскую живопись можно понять, технику можно освоить в ходе практики, здесь не нужно иметь художественных способностей и особых талантов в западном понимании этого слова. Поэтому китайская живопись открывает двери всем, кто хочет заняться художественной практикой, прикоснуться к своему творческому началу, ощутить внутренний баланс и состояние медитации. И пусть это будет цветок или птичка, а не эпохальное многосложное полотно - в китайской живописи даже в одном маленьком цветке или букашке воплощена Вселенная!

В статье использовались материалы из книг "История китайской живописи" Чжан Аньчжи - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008 г. и "Слово о живописи из сада с горчичное зерно" - М.: Издательство В.Шевчук, 2001 г.

Живопись Гохуа является важной частью культурного наследия Китая. Традиционная китайская живопись отличается от западного искусства особенностями техники выполнения рисунка. Изображение наносят не на привычный всем холст, а на специальную бумагу или шелк при помощи специальной китайской кисти.

Используются особые минеральные или растительные пигменты для создания краски. Популярно применение туши.

Происхождение

Гохуа означает «живопись нашей страны», термин появился в конце 19 века в противовес понятию «сиянхуа» — «заморская» или «западная» живопись. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Понятие Гохуа традиционно применяют для полотен, написанных до 1840 года – работы этого времени могут считаться примерами древней китайской живописи.

Сквозь века

Традиция национальных самобытных рисунков уходит корнями в период III-II веков до нашей эры.
Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки.

Пуантилизм как стиль в живописи

Художники долго учатся и тренируются, чтобы овладеть необходимыми навыками. Перед началом работы художник должен хорошо представлять изображение, которое планируется отобразить. Исправить неудачные штрихи, как на полотне, невозможно. Работа ведется на одном дыхании, без перерывов, чтобы избежать ошибок.

Бумага вместо полотна

Для живописи Гохуа применяется специальная бумага Суан – она характеризуется специфической текстурой. Поверхность бумаги подходит для работы с китайской тушью, можно нанести штрихи разной интенсивности и длины. Тематикой картин в стиле Гохуа является природа, а наиболее распространенные жанры – портрет, пейзаж. На картинах изображают рыб, птиц, креветок, насекомых. Для работ в стиле Гохуа характерны каноны стиля.

Не только живопись

Многие китайские художники не только специализируются на изобразительном искусстве, но и занимаются поэзией и каллиграфией. Стихотворения добавляют на полотно, вплетая в основной сюжет. Это главная отличительная особенность. Иероглифы и стихи, написанные автором картины, становятся его почерком, проявлением индивидуальности. Стиль Гохуа – это переплетение каллиграфии, поэзии, живописи и особой техники передачи изображения.

Экспрессионизм как стиль в живописи

История развития

Трудно сказать, как долго существует искусство живописи в Китае. Образцы посуды, датированные 5000-6000 лет, были окрашены в разные цвета, украшенные растительными узорами растений, изображениями животных и растений. Рисунки на посуде и тканях демонстрировали бытовые сцены из жизни. Считается, что именно предметы быта являются первыми образцами развития китайской традиционной живописи.

Китай стал рабовладельческим государством около 2000 лет до н.э. Картины этого периода не дошли до нашего времени, но про уровень развития искусства говорят скульптурные изображения из бронзы. Внимание к подробностям и самобытность искусства были свойственный культуре Китая на протяжении нескольких тысяч лет развития.

В 1949 году в гробнице периода 475 – 221 г. до н.э. была найдена картина на шелке с изображениями человеческих фигур, животных, мифологических существ – драконов и фениксов. Самая ранняя работа по шелку из всех, обнаруженных в Китае, имеет 30 см в длину и 20 см в ширину.

Поп-арт как стиль в живописи

Ранние картины на шелке в направлениях сеи и гунби дают понять, что древние китайцы были знакомы с искусством письма и живописи при помощи кисти и туши на шелке. Для раннего этапа развития Гохуа характерно доминирование мифологических и религиозных сюжетов. Картины на бумаге появились позже, чем на шелке, по той простой причине, что изобретение шелка предшествовало бумаге на многие сотни лет.

В 1964 году во время раскопок захоронения династии Цин, был найдет цветной рисунок на бумаге. Изображена вершина горы, солнце, луна и Большая Медведица и сюжеты природы. Размеры картины: 106,5 см в длину и 47 см в ширину. Это единственная картина, написанная на бумаге, периода Цин. Это изображение считается репрезентативным для развития живописи в Китае.

Абстракционизм как стиль в живописи

Особенности живописи

Гохуа – это тонкое искусство написания картин при помощи глянцевой туши черного цвета. Тушь производится плитками, растирается водой для получения жидкости для рисования определенной консистенции. Используются водяные краски с цветными пигментами. Помимо шелка и бумаги, применяют пеньковую или хлопчатобумажную ткань. Традиционные китайские кисти производят из натуральной шерсти – оленя, кролика, белки, козы.

Примерами культурных достижений в стиле Гохуа являются работы Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня. В период Нового и Новейшего времени Гохуа развивался двумя путями – традиционный, канонический стиль и смешение канонов китайского и европейского искусства. Тяготение к европейскому стилю выражается в появлении новых сюжетов – композиции на темы актуальных проблем.

Мазок

Картины представляют две основные категории: написанные свободным мазком и изображения с четким мазком. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. На протяжении многих лет развития стили сеи и гунби переплетались, появлялись родственные направления, подтипы.

Маньеризм как стиль в живописи

Сеи

Детальная проработка изображений применяется для написания картин с архитектурными памятниками, историческими сценами, животными, портретами. Сеи используется для написания пейзажей.
Картины отличаются вниманием к точности передачи линий – на них делается главный акцент в работах. Это кардинально отличает Гохуа от европейской живописи.

Контраст

Гохуа – это сочетание контрастных изображений: мокрое и сухое, маленькое и большое, статичное и динамичное, редкое и частое, темное и светлое, длинное и короткое. Многие художники имеют узкую специализацию: пионы, бамбук, орхидеи, лошади, рыбы. Живопись сеи узнаваема, благодаря особому почерку художника.

Пальцами

Картины Гохуа не всегда пишут кистью. Используется техника нанесения изображения пальцами. Линии выводят подушечкой пальца и ногтем – в зависимости от сюжета или формы, которые необходимо передать. Для растушевки краска наносится двумя или тремя пальцами. Нередко используется тыльная сторона пальца или край ладони.

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»

Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.

Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники» , но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

В китайской живописи самое главное - «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом - это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы - мужское начало (янь), вода - женское (инь). Любое растение - это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Переходим к изображению -

Самое главное - научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок - это основа . Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение - для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.

Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами .Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…

Более тонкой кистью добавляю мелких веток…

Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…

Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.

Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.

Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.

Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук )))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.

Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок - это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков - столько листьев.

Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.

Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.

И еще…

И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы - птицы. Анималистический жанр - немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Пора приниматься за пейзажи…

Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху - небо, снизу - земля.

Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.

Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…

И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность - 30 минут.

Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.

«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»

Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))

На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете - «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс - это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому - красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…

Напоследок, для любителей Фен-Шуя - несколько иероглифов с положительной энергией)))




Top